Характеристика налогов и сборов. Характеристика основных налогов и сборов рф


Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система является широким понятием и включает в себя ряд элементов:

Налоговая система РФ базируется на системе принципов налогообложения:

1. Принцип единства налоговой системы – взаимосвязанность правовой базы налогообложения, единая валюта, в которой уплачиваются налоги и сборы, органы, осуществляющие налоговый контроль, санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

2. Принцип справедливости налогообложения – при установлении налогов должна учитываться способность налогоплательщика к уплате налогов.

3. Принцип эластичности налоговой системы – способность гибко учитывать перемены социально-экономического характера в стране с учетом изменений в составе налогоплательщиков, их налоговую способность и отношение к налоговым обязанностям.

4. Стабильность налоговой системы – ее реформирование должно чередоваться с периодами относительной неизменности налогообложения.

5. Исчерпывающий перечень налогов

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено законом.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов, если иное не предусмотрено законом.

При установлении региональных налогов законодательными ОГВ субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Также законодательными ОГВ субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных ОМСУ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих МО, если иное не предусмотрено законом.

Вопрос №16. Основные классификации налогов.

Прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. В РФ действует следующая система основных прямых налогов:

1. Прямые налоги, удерживаемые с ЮЛ:

· налог на прибыль предприятия (корпорационный налог),

· налог на имущество предприятия;

· земельный налог с предприятия.

2. Прямые налоги, взимаемые с ФЛ:

· подоходный налог;

· поимущественный налог;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· налог на владельцев транспортных средств.

Подоходный налог. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце года. Минимальная ставка – 12%, максимальная – 45%. Налогообложению не подлежат: государственные пособия по социальному страхованию, все виды пенсий, доходы, полученные от ФЛ в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от ЮЛ течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12МРОТ.

Налог на прибыль . Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. Ставка – до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Отдельные виды прибыли облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, облагается по ставке 15%.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги. Налоги на товары и услуги – это, прежде всего, таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж, НДС, на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и пр. Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ: услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия и пр.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупатель.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:

· акцизы (косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями),

· фискальную монополию (монопольное право государства на производство и реализацию определенных товаров при отсутствии ставок и высокой цене при продаже этих товаров),

Частичная (или производство, или реализация)

· таможенные пошлины (налоги на внешнюю торговлю).

Экспортные

Импортные

Транзитные

По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. К специальным налогам относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с ЮЛ, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и пр.

Личные и реальные налоги (прямые). Личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы ФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество ФЛ и др.

Реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Вопрос №17. Специальные налоговые режимы: понятие, виды, значение.

Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним ФЗ.

Налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей . Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (ЮЛ и ИП), добровольно перешедшие под этот режим.

2. Упрощённая система налогообложения. Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

3. Единый налог на вменённый доход. Налог, вводимый законами субъектов РФ и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Вопрос №18. Элементы налогообложения: понятие, правовое значение, основная характеристика каждого элемента.

Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве ОГВ и (или) ОМСУ основы построения и организации взимания налогов:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения включает в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоги взимаются за определённый период, называемый налоговым периодом. Налоговый период – это календарный год (например, налог на прибыль, налог на доходы ФЛ) или иной период (например, для НДС - квартал). Налоговый период может иметь несколько отчётных периодов, по итогам которых взимаются авансовые платежи. Если организация создана не с начала календарного года, то первый налоговый период - со дня регистрации до конца года, а для организаций, созданных в декабре, - со дня регистрации до конца следующего года.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается:

    • по федеральным налогам – НК РФ;
    • по региональным налогам – законодательными органами субъектов РФ;
    • по местным налогам - законодательными органами МО.

Ставки могут быть трех видов:

1. адвалорные (в %),

2. специфические (в рублях на единицу налоговой базы),

3. комбинированные.

Порядок исчисления налога изложен в НК РФ. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков в виде понижения налоговой ставки или уменьшении составных частей налоговой базы.

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу. Срок, установленный днями, исчисляется строго в рабочих днях.

По видам налогов определяется и порядок их уплаты: разовая всей суммы в уставленные сроки в безналичной и наличной форме, т. е. через банк, почту.

  • 8. Функции Центрального Банка рф по организации и регулирование денежного обращения.
  • 9. Понятие, предмет и система налогового права.
  • 10. Принципы налогового права.
  • 2) Соглашения о взаимодействии в налоговой сфере
  • 3) Соглашения в области налогообложения конкретными налогами
  • 12. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу рф.
  • 13. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 14. Понятие налогов и сборов, признаки и функции налогов и сборов, их отличительные черты. Понятие пошлины и парафискального сбора.
  • 15. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в рф. Федеральные, региональные и местные налоги.
  • 16. Классификация налогов (прямые и косвенные налоги; целевые и рентные налоги; личные и реальные налоги).
  • 17. Специальные налоговые режимы: понятие и виды
  • 18. Элементы налогообложения: понятие, виды, юридическое значение.
  • 5. В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из:
  • 6. Порядок и сроки уплаты налога
  • 19. Налоговые правоотношения: понятие, виды, юридические признаки. Субъекты налогового права: понятие, виды.
  • 20. Налоговая правосубъектность: понятие, содержание, особенности правового регулирования.
  • 21. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 22. Налогоплательщики и плательщики сборов: понятие, основные права и обязанности.
  • 23. Налоговые органы в рф: понятие, основные права и обязанности
  • 24. Взаимозависимые лица: понятие, юридическое значение, последствия признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами.
  • 25. Налоговые агенты: понятие, основные права и обязанности, юридическое значение.
  • 26. Сроки в налоговом праве: понятие, порядок исчисления и виды сроков.
  • 27. Возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности.
  • 28. Общие правила и момент исполнения налоговой обязанности.
  • 31. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
  • 32. Исполнение налоговой обязанности при ликвидации или реорганизации юридического лица.
  • 33. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего и недееспособного физического лица. Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов лиц моложе 16 лет.
  • 34. Требование об уплате налогов и сборов: понятие, содержание, сроки направления.
  • 35. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (сборов): порядок и сроки осуществления.
  • 37. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора; прекращение действия отсрочки или рассрочки.
  • 38. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита; прекращение действия инвестиционного налогового кредита.
  • 39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня.
  • 40. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: приостановление операций по банковским счетам организаций; арест имущества.
  • 41. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога, сбора, пени, штрафа.
  • 42. Налоговая декларация: понятие, основания и порядок предоставления, порядок внесения изменений и дополнений.
  • 43. Налоговый контроль: формы проведения; учет налогоплательщиков; порядок постановки на учет; переучет и снятие с налогового учета; инн.
  • 45. Налоговый контроль: осмотр, истребование документов при проведении налоговой проверки, выемка предметов и документов.
  • 46. Налоговый контроль: участие свидетеля; экспертиза; привлечение специалистов; участие переводчика; участие понятых.
  • 47. Налоговый контроль: налоговые проверки; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.
  • 48. Налоговый контроль: общие требования, предъявляемые к протоколу; оформление результатов проверки.
  • 49. Налоговый контроль: производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 51. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • 55. Общая характеристика федеральных налогов.
  • 56. Общая характеристика региональных налогов.
  • 57. Общая характеристика местных налогов.
  • 58. Понятие, предмет, система бюджетного права.
  • 59. Понятие бюджета: юридическое, экономическое и материальное содержание.
  • 60. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
  • 61. Принципы бюджетной системы рф.
  • 62. Компетенция органов государственной власти рф, субъектов рф и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
  • 63. Государственные внебюджетные фонды: понятие, правовой режим.
  • 65. Бюджетная классификация: понятие и состав.
  • 66. Понятие и виды доходов бюджета, порядок их формирования.
  • 67. Общие положения о расходах бюджетов.
  • 68. Понятие, виды и юридическое значение межбюджетных трансфертов.
  • 69. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
  • 71. Участники бюджетного процесса: главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, казенное учреждение, получатель бюджетных средств.
  • 72. Бюджетный процесс: основы составления проектов бюджетов.
  • 73. Бюджетный процесс: рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в первом, втором и третьем чтениях.
  • 74. Бюджетный процесс: утверждение федерального закона о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
  • 76. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы рф.
  • 77. Бюджетный процесс: подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
  • 78. Бюджетный кредит по российскому бюджетному праву.
  • 79. Общие положения об ответственности за нарушение бюджетного законодательства рф.
  • 80. Бюджетные санкции и иные меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.
  • 15. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в рф. Федеральные, региональные и местные налоги.

    Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

    Видами налогов и сборов (федеральные, региональные и местные);

    Законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, письма и т.д.), определяющей функционирование налоговой системы;

    Федеральной налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;

    Федеральной таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;

    Налогоплательщиками (субъектами налога – юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;

    Органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.

    Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, нормы налогового права.

    Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

    Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

    Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает такжевзаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

    Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

    Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

    Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов.Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

    Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

    Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

    Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

    Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

    Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

    Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

    Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

    При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

    Один из важнейших принципов построения налоговых систем - принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

    К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

    Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

    Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

    Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

    Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе того или иного варианта организационной формы предприятия.

    Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности - быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

    К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

    К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению , а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю над взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

    Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

    Основные принципы налоговой системы Российской Федерации – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала российского налогового права. Ведь эти общие начала налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права, закрепленных в Налоговом кодексе РФ.

    Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

      «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

      1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

        Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

        1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

          НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

      «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

      «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

    Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

    Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

    Характеристика системы налогов и сборов РФ.

    Система налогов и сборов РФ включает два блока:

      Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

      1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

        Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

        Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

    Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

      Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

      1. упрощенная система налогообложения,

        единый с/х налог,

        система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

        система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

    Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

    Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

    НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

    Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

      резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

      нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

    Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

      В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

      В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

      Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    НДС. облагается реализация товаров, работ и услуг, в том числе реализация предметов залога, передача товаров для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ для собственного потребления. Налоговой базой является стоимость этих товаров (работ, услуг). Налоговые ставки - 0% для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; - работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; прочих операций, предусмотренных международными соглашениями по устранению двойного налогообложения. . 10% для: - продовольственных товаров по перечню, - товаров для детей по перечню, - периодических печатных изданий и книжной продукции, за исключением изданий рекламного или эротического характера;- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню. 18%(остальные операции). Налоговый период - квартал. Налоговые вычеты предусмотрены в размере сумм налога, предъявленного налогоплательщику поставщиком и в суммах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации, ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу.

    Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, которая определяется как разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговые ставка - 20% , 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков не ниже 13,5 процента.

    В отношении доходов, полученных в виде дивидендов российских организаций российским - 9%. Налоговый период - один год. 10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

    Акцизы. Налогоплательщики: организации; ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу. Подакцизные товары: спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., бензин и его продукты, дизельное топливо. Объектом налогообложения признается реализация произведенных товаров и ввоз их на территорию РФ. Налоговая база определяется как объем реализации этих товаров в натуральном выражении, их стоимость или средняя стоимость за предыдущий налоговый период. Налоговый период - один месяц. Налоговые ставки зависят от вида подакцизного товара.

    НДФЛ Налогоплательщиками являются налоговые резиденты - со всех своих доходов и нерезиденты - с доходов на территории РФ. Налоговые ставки - 13% (остальные), 35% (подарки и призы более 4000 руб., мат. выгода), 30% (неналоговые резиденты), 9% (дивиденды). Предусмотрены стандартные (доход до 40 000 руб. в год - 400 руб. на себя и 1000 руб. на ребенка - доход до 280 000 руб), социальные (с сумм, потраченных на обучение, лечение, благотворительные цели не более 50 000 руб.), имущественные (при продаже имущества или при покупке жилья) вычеты. А также профессиональные вычеты для ИП (не более 20% от полученных доходов). Налоговый период - 1 год. Работодатели самостоятельно производят начисление налога и уплачивают его не позднее дня фактического получения средств в банке на оплату труда. По окончании года не позднее 30.03 работодатели должны представить сведения по каждому работнику о полученных им доходов, удержанных и перечисленных сумм налогов.

    Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сбор за право пользования объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами; Гос пошлина

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законы субъектов РФ вводят в действие региональный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

    Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств. Налоговая база рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества. Налоговая ставка максимальная по НК - 2,2%, в Свердловской области - в общем случае 2,2%, предусмотрены пониженные ставки для отдельных категорий. Авансовые платежи до 5.05, 5.08, 5.11, по итогам налогового периода - 10.04. Декларация по итогам налогового периода до 30 марта. Налоговый период - год. Отчетные - квартал, полугодие, 9 мес.

    Транспортный налог. Объектом налогообложения являются транспортные средства, находящие в собственности налогоплательщика. Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или как единица транспортного средства. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании налоговых ставок, предусмотренных НК РФ. По решению региональных органов власти ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы. Для физических лиц расчет налога производят налоговые органы. Срок уплаты 1 апреля года, следующего за отчетным. Организации уплачивают налог на основании собственного расчета по сроку 1 марта. (50% пенс и инвал. за 1 тр.ср до 100 л.с, 40% - орг-и и ИП, осущ. м/нар перевоз.).

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные органы власти вводят в действие местный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

    Налог на имущество физических лиц. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости объектов. Установлена прогрессивная шкала налогообложения. Налог уплачивается ежегодно равными долями в 2 срока не позднее 15.09 и 15.11.на основе налогового уведомления.

    Ставки налога: Стоимость имущества До 300 тыс. руб. 0,1%, От 300-500 тыс. руб. 0,1 - 0,3% Свыше 500 тыс. руб. 0,3 -2%. Освобождены: Герои, Инвалиды, подвергшиеся радиации, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении, пенсионеры.

    Земельный налог. Налогоплательщики - лица, являющиеся собственниками земельных участков, или обладающие правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ставки налога не могут превышать 0,3% по землям с/х назначения и по жилищному строительству и земельных участков для личного подсобного хозяйства и 1,5% по прочим. Налоговый период - год., отчетные - квартал, полугодие, 9 месяцев.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...