Государственное управление в сфере страхования. Государственное страхование


Согласно мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) социальная реальность столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. В связи с этим Дюркгейм разработал теорию социологизма, суть которой заключается в том, что общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек – двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.

Теория социологизма Дюркгейма дала начало развитию социального реализма в социологии, в основе которого лежит тезис о первичности общества над индивидом. В противовес реализму в социологии сформировалось другое направление – номинализм, сторонники которого отстаивали первичность индивида по отношению к обществу.

Основу социальной реальности, по мнению Дюркгейма, составляют социальные факты , которые являются предметом изучения социологии. Социальные факты – это любой образ действия, который оказывает на индивида внешнее воздействие, но существует вне и независимо от него. В качестве социальных фактов могут выступать различные события, поступки, акты поведения, нормы, ценности, обычаи, традиции и т. п. Дюркгейм считал, что социальные факты должны рассматриваться как вещи, т. е. как внешние по отношению к индивидам.

Из признания специфики социальной реальности, воплощенной в социальных фактах, вытекает, согласно Э.Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук.

Важную роль играет в обществе социальная солидарность , существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда.

Основная функция разделения труда – интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э.Дюркгейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры.

В современном индивидуалистическом обществе основная проблема состоит в поддержании минимума коллективного сознания, без которого органическая солидарность способна провести к общественной дезорганизации. Конкретным воплощением последней является аномия – патология социальной жизни, проявляющаяся в отрицании норм, правил общепринятого поведения.



На основе действия социальных механизмов аномии Э.Дюркгейм дал объяснения феномена самоубийства, которые изложил в своей работе «Самоубийство: социологический этюд» (1897г.). Самоубийство, по его мнению, представляет собой событие индивидуальное, а причины его социальные.Данный трудявляется первой эмпирической работой в социологии.

«Понимающая социология М.Вебера.

В отличие от О.Конта и Э.Дюркгейма социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого индивида, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.

1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей.

С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена на четыре основных типа:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) традиционное;

4) аффективное действие.

(Более подробно о типах социального действия М.Вебера читайте в теме «Общество как целостная система и социальная реальность» стр.19).

С социальными действиями, в понимании М.Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т. д.

Выделение основных типов действий и отношений привело М.Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип» . Под идеальным типом он понимал идеальное в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на основных особенностях целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.

Наряду с социальным действием, социальным отношением Вебер выделяет социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества). Действия отдельных индивидов кооперируются; на основе этой кооперации образуются ассоциации.

На основе доминирующих типов социального поведения Вебер выделяет типы общества, последовательно сменяющие друг друга: традиционное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия, и современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида.

Большое внимание Вебер уделял анализу социальных институтов. Центральное место среди них занимает государство, понимаемое им как особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие.

М.Вебер выделяет три основных типа легитимного, то есть законного господства:

1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т. е. власти, передаваемой по наследству – от князя или короля к его наследнику;

2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;

М.Вебер уделял большое внимание изучению мировых религий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.

Литература

Антология социально-экономической мысли в России. Дореволюционный период / под ред. А. И. Кравченко. - СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманит. ин-та, 2000. - 831 с.

Громов И.А. Западная социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. - СПб.: Ольга, 1997. - 372с.

Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 1997. – 304 с. – Гл.2.

ТЕМА 3. Общество как целостная система и социальная реальность.

3.1 Общество как социологическое понятие.

Определение понятия «общество» является очень важным вопросом в социологии, т.к. общество – это объект изучения данной науки, но в тоже время очень сложным, т.к. данное понятие, во-первых , отражает высокий уровень абстрактности и широко по объему (так два человека – это уже общество, и население нашей страны тоже общество); во-вторых , общество можно рассматривать в различных ракурсах; в-третьих , оно исторично и имеет этапы развития; и, в-четвертых, общество раскрывается на стыке нескольких наук: социальной философии, истории, социологии и социальной психологии.

Но ученые прошлого и настоящего делали и делают попытки в определении данного понятия. Приведем некоторые из них.

П.А.Сорокин: «Общество – это союз, по меньшей мере, двух человек, объединенных «связью взаимодействия», это коллективное единство, коллектив» .

К.Маркс: «Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, продукт их взаимодействия».

Н.Смелзер (американский социолог): «Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную (национальную) идентичность».

Т.Парсонс (американский социолог): «Общество – это система отношений между людьми, связывающим началом которой являются нормы и ценности».

Что же объединяет социологов во всех этих подходах к определению понятия «общество»? Это то, что общество рассматривается ими не как механическая совокупность людей, а как объединение, в рамках которого происходит устойчивое и достаточно тесное взаимодействие и взаимовлияние людей.

Общество обладает следующими признаками :

1. Каждое общество имеет имя , которое часто (но не всегда) становится названием государства.

2. Каждое общество имеет собственную культуру . Конечно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать только ядро родной культуры, благодаря которому человек осознает свою причастность к этому, а не к другому сообществу.

3. Каждое общество имеет свою историю, которая хранится в памяти любого человека.

4. Каждое общество обладает таким чертами, как самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость не в абсолютном смысле слова, а в относительном (увеличение населения не только за счет естественного прироста, но и миграции или удовлетворение потребностей за счет импорта).

5. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество. В настоящее время, в период формирования мирового сообщества, эта точка зрения становится все более и более условной, однако нельзя сказать, что этот признак становится недействительным.

6. Формы взаимодействия людей в пределах общества однообразны и устойчивы. Это означает, взаимодействия между людьми определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества.

7. Общество обычно базируется на определенной территории . Но не всегда возможно определить границы того или иного общества (например, русскоязычное общество, христианское общество).

8. Каждое общество имеет свой язык общения.

Понятие «общество » следует отличать от понятий «страна» и «государство». Страна – это понятие больше географического характера, означающее часть территории планеты с определенными границами. Государство – это понятие, отражающее политический смысл, систему политических отношений и выступающее как важнейшая категория политологии.

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ - парадигмальная установка социально-исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно-объектной оппозиции. Различают наивный СР. историко-философской традиции, имплицитно предполагающий объективную данность человеку истории (от заданной богами и не зависимой от человека реальности «золотого», «серебряного» и т.д. века у Гесиода до рассуждений Гердера об исторических законах, которые могут быть познаны как объективные), и собственно СР. как концептуально конституированную методологию. Возникновение такого рефлексивного СР. может быть отнесено к концу 19 в.; СР. оформляется в качестве социологизма как остро критическая оппозиция историцизму и связан с дисциплинарным становлением социологии. Необходимость дистанцироваться от других социальных дисциплин, задав собственный предмет и самостоятельный метод исследования, детерминирует оформление социологизма реально в двух планах: онтологическом (утверждение социальной реальности как собственного предмета, связанное с борьбой против биоограницизма и психологизма и окрашенное антиредук-ционистким пафосом) и методологическом (артикулируя социальную реальность в качестве онтологически заданной, социологизм характеризуется ориентацией - соответственно - на социологические методы ее познания как исчерпывающе достаточные). Общекультурная установка позитивистского характера, заставлявшая видеть социальное познание по образу и подобию естественных наук, спровоцировала оформление в социологизме педалированной экстраполяции своего метода на историческое познание в целом (»социологический экспансионизм», «социологический империализм»). Таким образом, в современном контексте СР. может быть интерпретировав как онтологический аспект социологизма. Концептуальное оформление СР. связано с именем Дюрк-гейма, который, ориентируясь на критериальные идеалы позитивизма, выдвигает для социального познания требование рационализма и формулирует принципы эмпирической обоснованности теоретических тезисов и доказанности их посредством объективированных методов. В рамках такого подхода общество выступает для человека как внеположенная субъекту вне- и над-индивидуальная реальность, доступная структурному расчленению и функциональной аналитике в рамках субъект-объектной процедуры: знаменитая дюркгей-мовская формула «социальные факты нужно рассматривать, как вещи». Трактовка человека в качестве homo duplex, двойственного по своей сущности и характеризующегося как индивидуальными, так и общественными проявлениями, снимает для исторического познания проблему соотношения индивидуального с общим: индувидуальное сознание как факт истории, равно как и индивидуальнее поведение, детерминируются отнюдь не личностно артикулированными факторами, но комплексом объективных детерминант, восходящих к функционированию общества как целого (»социальное следует объяснять социальным»). Анализируя эту радикальную установку Дюркгейма против «социального атомизма», следует помнить, что греч. atomos и лат. individuum синонимично обозначали неделимость финальной (соответственно - для природы и для общества как семантико-аксиологиче-ских центров раннегреческой и латинской культур) единицы и выражали пиетет как натурфилософской, так и социально-политической мысли перед отдельным как исходным и автохтонным (см. эмпедокловскую идею о свободном отклонении атомов), - радикальная смена позиции по отношению к отдельному, переориентация на радикальный примат абстрактного общего провоцирует идеологический глобализм и утрату значимости приоритетов частной (отдельной) жизни. Этот объяснительный принцип Дюркгейма, выводящего индивидуальные поступки и побуждения из функционирования общества как целого (радикальный социальный холизм) вызвал достаточно резкую критику в адрес его концепции как «религии без Бога»: индивид не обладает свободой воли и служит игрушкой стихийных глобальных процессов (ср. с идеей «свободы воли индивида» как конечной дегерминантой поведения в историцизме.) Классическим выражением СР. является марксизм с его трактовкой общества как социального (высшего) уровня развития материи как объективной реальности. Артикуляция «основного вопроса философии» (вопроса о соотнесении бытия и сознания) применительно к историко-социальной сфере делает его решение неоднозначным, ибо «общественное бытие» имманентно включает в себя «общественное сознание», а потому его «первичность» не только не очевидна, но и проблематична. Постулирование «производственных отношений» (»базиса общественно-экономической формации») в качестве объективных (»независимых от человеческого сознания») фундируется рассмотрением регламентирующих их развитие закономерностей как статистических, а не динамических, (правило «параллелограмма сил» и идея «социальной равнодействующей» Энгельса). Это позволятет рассматривать развитие «производственных отношений» как приводящее к нецелеположенному (а значит, «не содержащемуся в сознании» участников) результату (например, экспрессивная ленинская дескрипция сборов на ярмарку крестьянина, имеющего свои частные цели и не подозревающего, что его деятельность в сочетании с другими аналогичными служит формированию общероссийского национального рынка, а стало быть - развитию капитализма в России). Марксизм формулирует два фундаментальных закона соотношения «общественного бытия» и «общественного сознания»: закон «определяющей роли общественного бытия в отношении общественного сознания» и закон «относительной самодеятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию». Последний был призван снять критику марксизма как социального фатализма и допускал наличие внутренней логики духовной эволюции человечества, проявляющейся в преемственности развития сознания, возможности несовпадения его экстремумов со взлетами и падениями в развитии общественно-экономических формаций, формировании прогностических моделей (равно как и возможности отставания «общественного сознания» от «общественного бытия», формирования «пережитков»); допускалась также ситуация «обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие». СР. как парадигмальная установка марксизма ярко проявляется в его учении о роли личности в истории: детерминантами социальной эволюции выступают массовые процессы (»классовая борьба как движущая сила истории», «революции - локомотивы истории»), что продолжает дюркгеймовскую традицию истолкования социальных законов как принципиально надиндивидуальных. Однако, «выдающаяся личность» способна познать основные тенденции развития социальной реальности (предвосхитить содержание «равнодействующей») и в соответствии с этим прогностическим знанием может стимулировать реализацию этого прогноза (в случае своей прогрессивности) или - в альтернативном варианте - тормозить. Позиция СР. была характерна для философских концепций Гумпловича с его социальным натурализмом и доходящей до фатализма трактовкой истории как «естественно-исторического процесса» и О. Шпанна (1878-1950), разработавшего «универсалистский метод» СР. и видевшего смысл индивидуальных проявлений личности в ее включенности в «социально-семантическую тотальность». СР. выступил и как базовая платформа структурно-функционального анализа, хотя следует отметить, что структурно-функциональний анализ Парсонса в данном отношении обладает спецификой и большей гибкостью, нежели модели его последователей (в этом смысле в системе отсчета СР. Парсонс занимает смысловую позицию, практически изоморфную позиции М. Вебера применительно к такой системе отчета, как историцизм: а именно - позицию синтеза наиболее сильных сторон названных направлений). Парсонс выступил с гибкой методологической установкой, поместив в центр своего «нового общего подхода» категорию «ориентации деятеля на ситуацию», которая задавала интенцию как на признание и исследование «ситуации» в качестве объективно заданных параметров и условий действия, так и на признание и исследование индивидуальных усилий личности (и в интеллектуально-семантическом, и в аксиологиче-ски-волевом планах) по ее достаточно свободной артикуляции, во многом детерминированной внутренними факторами мировоззренческого и личного характера (»когнитивная», «ка-тектическая» и «оценочная» ориентация деятеля на ситуацию, «система потребностных диспозиций» и мотивационная структура выбора, «типовые переменные действия» и др.). То обстоятельство, что как М. Вебер, так и Парсонс, стремясь синтезировать парадигмальные позиции историцизма и СР., фокусируют свое внимание на феномене действия/деятельности как феномене проявления человеком себя в объективно-предметном мире позволяет говорить о продуктивности синтетического подхода, отражающего это обстоятельство включенности имманентного себе сознания в неимманентную для него реальность и позволяющего рассматривать историцизм и СР. не в качестве взаимоисключающих, но в качестве взаимодополняющих проекций по принципу дополнительности Н. Бора.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

«Гражданская идентичность» - Как осуществляется поиск идентичности сегодня? реализации? Гражданская идентичность=>идентичность в политическом измерении. По – настоящему общего пространства коллективного самосознания в современной России не существует. Итоги переписи населения в РФ: 145,2 млн.человек, в т.ч. 29 млн.чел. – «лица не титульной национальности».

«Социальные установки личности» - Психологические приемы. Изменение (создание установки). Изменение групповых норм. Сферы потребностей человека. Исследования социальной установки. Установки образуют систему. Человеческие отношения. Несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются.

«Социализация личности» - 14. 3. Общие выводы. 4. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. Социализация как адаптация к определенным социальным условиям. 6. Центры кристаллизации позитивного опыта гуманной педагогики. воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн).

«Социология личности» - Субъективная школа. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Платон. 1889-1968. До н. Э. 427-347 гг. Аристотель. Базовые социологические школы XIX в. Особенности формирования отечественной социологии. Основной двигатель истории- действия критически мыслящих людей (передовой интеллигенции).

«Социальная роль» - Человек может иметь несколько статусов. От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Эмоциональность. Формализация. Заключение. Социальная роль. Введение. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

«Социальный статус и социальная роль» - В нем женщины, мужчины – все актеры. Социальный набор – совокупность всех статусов, занимаемых человеком. Что такое социальный статус? Социальны й статус личности. Ролевое поведение – конкретные действия, которые совершает человек. Социальная роль. Предписанный статус – статус, полученный от рождения.

Всего в теме 15 презентаций

страховой деятельности

Как уже отмечалось, страхование представляет собой объективно обусловленный вид экономической и социальной деятельности. В этом качестве оно в состоянии существовать и функционировать без всякого регулирования или влияния со стороны государства, развиваясь под влиянием собственных экономических законов, носящих объективный характер. Так оно и было в момент зарождения страхования как экономической реалии.

Однако по мере развития и становления самого государства страхование все более и более становится объектом регулирования со стороны государства.

Под государственным регулированием страховой деятельности понимается система методов воздействия государства на организацию страхового дела в стране и осуществление страхования.

Целями государственного регулирования страховой деятельности являются:

1) организация страхового дела в стране в соответствии с потребностями защиты имущественных интересов граждан, юридических лиц, самого государства и его субъектов;

2) типизация условий и правил страхования, что упрощает порядок его осуществления;

3) развитие рынка страховых услуг, повышение экономической эффективности и социальной значимости страхования;

4) защита прав страхователей как субъектов страхового отношения.

Направления государственного регулирования страховой деятельности:

1) установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;

2) правовое регулирование страховых отношений;

3) государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;

4) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

5) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;

6) обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.

Методами осуществления государственного регулирования страховой деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет это регулирование.

Эти методы различаются в зависимости от цели государственного регулирования и его направления .

Основные методы осуществления государственного регулирования страховой деятельности будут рассмотрены ниже при рассмотрении отдельных направлений этого регулирования.

Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется посредством властных предписаний, адресованных субъектам страховой деятельности, и производится в определенных правовых формах .

Поэтому с юридической точки зрения правовыми методами государственного регулирования страховой деятельности выступают:

1) издание правовых актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формирует страховое законодательство;

2) издание правовых актов, носящих индивидуальный характер. Примером таких актов выступает лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом - органом страхового надзора страховой организации, в силу чего данная организация получает право на осуществление определенного вида страхования;

3) привлечение лиц, виновных в нарушении страхового законодательства, к установленной юридической ответственности. Это выступает в качестве одной из мер, обеспечивающих исполнение предписаний норм страхового законодательства.

На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.

Государственное регулирование страховой деятельности включает:

прямое участие государства в становлении страховой системы;

законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в

частности: обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена в первую очередь на Федеральную службу страхового надзора, находящуюся в ведении Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями.

Осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, включая проведение проверок их деятельности на местах;

достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в

части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

выдачей страховщиками банковских гарантий;

соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страхового дела.

Проводит аттестацию страховых актуариев.

Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела.

Выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства.

обращается в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования, а также перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор включает в себя:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела и др.

С целью реализации названных ранее полномочий Федеральная служба страхового надзора имеет, в частности, право:

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г, «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов РФ.

Еще по теме 3. Государственное регулирование страховой деятельности.:

  1. § 2. Государственное регулирование страховой деятельности
  2. § 46. Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
  3. § 2. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности
  4. Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела § 1. Общая характеристика страхования основ организации страхового дела
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...