Гос кредит. Государственный кредит (Government credit) - это


Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.

Люблинская уния - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 г. и 1 июля того же года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме , созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом .

Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и современные украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне.

Печать с гербом Речи Посполитой. XVI в.

До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России, а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август, король Польши и Великий князь Литвы, предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля. Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.

Польский грош 1579 года с изображением Стефана Батория. Такие монеты и стали основной валютой после денежной реформы

10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение. Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю. Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ , да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось. После принятия Универсала, который отобрал у Литвы значительную часть её территории, 5 апреля литовская депутация под руководством Яна Ходкевича вернулась и продолжила переговоры, полностью сменив тактику. Жёсткие требования по отношению к полякам сменились просьбами о восстановлении статуса-кво и возвращения Литве большей части отобранных у неё привилегий. Эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению «польских вольностей». 24 мая 1569 литовские посланники принесли присягу Короне Польской. Вслед за тем было объявлено о присоединении к Польскому королевству Киевского и Брацлавского воеводств. Под властью Литвы остались только северо-западные русские земли: Берестейщина и Пинщина. 27 июня 1569 года послы выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых формулировок. 28 июня была окончательно подписана Люблинская уния. 1 июля 1569 в торжественной обстановке послы Великого княжества Литовского и отдельно депутаты польского сейма подписали акт об унии, ратифицировав ее, по сути, с обеих сторон. 4 июля 1569 Уния была дополнительно ратифицирована королём в Люблинском замке. В то же время, некоторые частные вопросы заняли ещё около месяца, причём много споров было из-за распределения должностей, а сейм в итоге завершился лишь 12 августа 1569 года. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступала с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. Уния завершила процесс объединения двух государств, который начался с заключения Кревской унии 1385 года - соглашения о династическом союзе между Литвой и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. До этого условия унии в Крево уточняли и закрепляли Виленско-Радомская уния (1401 год),

Причины Люблинской унии

Границы Польши и Великого княжества Литовского по Люблинской унии
Автор изображения - commons.wikimedia.org/wiki/User:Mathiasrex

Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII века. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной – Литовской Русью: униженная, под гнетом чуждой и враждебной власти, она вынуждена была долго изо всех сил биться, чтобы спасти от унижения и поругания свою церковь и народность. В числе тяжелых событий для Западной Руси XVI века была Люблинская уния 1569 года.

Западные русские области, оторванные от остальной Русской земли, томившейся под игом татар, попали в XIV веке под власть Литвы , а в 1386 году, с избранием литовского князя Ягелло (Ягайло) на польский престол, с нею вместе соединились с Польшей. С тех пор у поляков зародилось сильное желание слить с собою литовцев и западных русских в один народ, и для этого их ополячить и окатоличить. Хотя Литва и западная Русь уже при Ягелле отпали от Польши и его родич Витовт стал независимым литовским государем, но поляки не оставили своих замыслов.

В 1413 г. на общем сейме поляков и литовцев в Городле последовала Городельская уния : был составлен акт (договор), по которому: 1) Литва и Польша соединялись в одно государство, в один народ. 2) По смерти Витовта верховная власть над Литвой снова переходит к Ягеллу, а потом к детям его; если же он умрет прежде Витовта, то поляки избирают последнего своим королем. 3) Литва получает сеймы и должности, подобные польским. 4) Литовскому дворянству по назначению великого князя жалуются польские гербы; но пользоваться ими и другими преимуществами, а также занимать высшие должности могут только лица латинского вероисповедания.

Городельский акт уже подготавливал позднейшую Люблинскую унию 1569. Хотя Городельская уния потом и не выполнялась строго, а Литва постоянно выбивалась из-под польской власти, но все-таки благодаря ему в Литву стали входить польские учреждения (сеймы, новые должности, гербы); утверждалось преимущество католической церкви над православной, – являлась приманка для честолюбивых православных изменять своей вере, принимать ту, которая, кроме небесных благ, сулила еще и земные.

Ягелло и его преемники часто поддавались желаниям поляков. После Городельской унии в русских и литовских областях раздавались щедро земли католикам, заводились новые села и города, населялись преимущественно поляками. Поселенцы-католики освобождались от разных платежей и повинностей, которыми были обложены православные. Новым городам, населенным католиками – поляками и немцами, давалось самоуправление, так называемое "Магдебургское право", по которому горожане освобождались от суда королевских чиновников, а назначался судья (войт) из местных дворян. Он с выборными из жителей советниками (бурмистрами и райцами) и производил суд. Купцы и ремесленники получали разные льготы, делились по занятиям на цехи (общины), которым давали особенные права. Город получал герб, печать и знамя. Всякие льготы и преимущества католикам – все это было искусно расставленною сетью, чтобы уловить православное население, привлечь его к Польше и католичеству.

После Городельской унии 1413 года польские учреждения мало-помалу вводились в литовские и русские области. Вместо прежних мелких удельных князей, подручных великому князю, для управления страною и городами стали назначать, по польскому обычаю, воевод, кастелянов, старост, избирая их из богатейших помещиков. Новые порядки приходились по душе иным литовцам и русским – конечно, лицам высшего сословия – дворянам, – их права и сила росли: богатейшие из них уподоблялись всесильным польским магнатам, становились полными властелинами в своих владениях; а мелкие дворяне приравнивались к вольной необузданной польской шляхте. Зато чем больше росли права и могущество дворян-помещиков, тем тяжелее приходилось простому люду, особенно крестьянам: они все больше и больше приближались к рабскому состоянию польских "холопов".

Польша, близкая к Западной Европе, по образованию стояла гораздо выше не только Литвы, но и Руси: у поляков в конце XV столетия были и хорошие училища, даже высшая академия в Кракове, и замечательные ученые, и писатели. Это должно было, конечно, тоже сильно помочь польскому делу и в Литве, и в западной Руси: русские и литовцы высшего сословия с польской образованностью усваивали и польский язык и мало-помалу полячились; в русскую речь все больше и больше входило польских слов и оборотов. В XVI столетии письменный язык в западной Руси представлял уже пеструю смесь церковнославянских слов, местных народных и польских. Даже в простонародную речь (наречия малорусское и белорусское) стали все сильнее и сильнее входить польские слова и обороты.

Так исподволь шло объединение (уния) Литвы и западной Руси с Польшей; поляков, однако, смущало то, что они чуть не два века трудились над этим делом, а Литва все еще крепко держалась за свою государственную самобытность, и в русских областях в народе по-прежнему сильно было православие. Польское правительство стремилось к новой, более тесной унии с Литвой. Со страхом смотрели поляки и на русский восток, который, стряхнув с плеч своих татарство, по соседству у них высился грозным великаном. Иван III уже зовет себя в грамотах "Государем всея Руси", вступается за православие, теснимое в Литве, выказывает большую охоту добывать от нее свою "извечную отчину", т. е. русские земли, и отнимает у нее 19 русских городов с их областями; сын его захватывает и Смоленск ; а западнорусские люди сознают свое родство и по крови, и по вере с Московской Русью, иные даже уходят к московским, своим "природным" государям на службу... Упустить из рук богатые западнорусские области для Польши было бы большим несчастием.

Подготовка Люблинской унии

С середины XVI столетия новая беда стала грозить Польше: в Литве стало широко распространяться протестантство. Особенно оно усилилось при Сигизмунде Августе (1548–1572). Это был способный, добродушный, но слабый король; он давал полную свободу всем вероисповеданиям и сам даже одно время склонялся к протестантству. Литовцы встрепенулись, заговорили о полной независимости от Польши. Протестантство быстро разливалось по Литве, дробилось на множество сект (толков), которые боролись между собою, порождали всюду рознь и вражду. Этой внутренней смутой легко могли воспользоваться соседи-враги. Забило тревогу прежде всего польское духовенство. Папа прислал в Польшу своего нунция (посла) с освященным мечом Сигизмунду для казни еретиков. Король в это время попал под влияние польско-латинской партии, и началась борьба с протестантством в Литве...

Была у Сигизмунда в это время еще забота: он был бездетен; с ним прекращалась династия Ягеллонов, и его пугала мысль, что, умри он – и Литва, связанная до сих пор с Польшей одним королевским домом, отпадет от нее, изберет себе своего отдельного государя. Сигизмунд ясно понимал, что ни Польше, ни Литве в отдельности несдобровать в борьбе с могучими соседями. Таким образом, было несколько причин, побуждавших короля поспешить во что бы то ни стало связать оба свои государства неразрывно в одно целое. Эти причины и вызвали Люблинскую унию 1569 года. Сигизмунд деятельно стал её готовить.

В Польше Сигизмунд, как король, избранный и сильно ограниченный магнатами и сеймом, не имел большой власти; но в Литве, как великий князь литовский, он был наследственным и самовластным государем и мог распоряжаться свободно. Он принялся за дело. Напомнил прежде всего литовцам, что все государственные имущества, т. е. большая часть литовской земли, принадлежат ему и часть доходов должна идти в его казну; а затем подарил эту свою наследственную собственность польским королям . Это значило, что всякий король, избранный поляками, становился владельцем всех государственных земель в Литве , т. е. литовским государем; теперь литовцы, только слившись с поляками в одно государство, могли вместе с ними избирать себе государя, иначе должны были подчиняться тому, кого изберет Польша. Это было постановлено на Варшавском сейме в 1564 году, где не было литовцев.

Постановление это (так называемый Варшавский рецесс) поразило как громом Литву и вызвало здесь сильное негодование. Великий князь литовский, любимый своими верноподданными литовцами, родом литвин, воспользовавшись своими литовскими правами, сам своими руками приносил свое отечество в жертву Польше!.. Теперь она, получив от короля право на вечное владение Литвой, могла смотреть на всякое движение последней к независимости как на мятеж. Такие мысли должны были волновать истых литовских патриотов. Сигизмунд должен был казаться им изменником, предателем своего отечества. Дело могло кончиться войной. Не будь в то время лютых казней Грозного в Москве, раздраженные литовцы, пожалуй, искали бы ее покровительства... Сигизмунду хотелось еще добиться того, чтобы Литва сама добровольно слилась с Польшей. Задобрив литовских бояр (так назывался в Литве средний класс между магнатами и крестьянами), уравняв их вполне в правах с магнатами, Сигизмунд поспешил покончить дело объединения Литвы с Польшей.

Люблинский сейм 1569

Литовские и польские послы должны были для этого собраться в 1569 году в Люблин на сейм.

Люблинский сейм открылся 10 января. С самого начала видно было, что добра тут не будет. Поляки требовали прежде всего подписать новую унию (единение) и предлагали литовцам заседать вместе с ними; но литовцы не хотели нарушить старого обычая, по которому они с русскими имели свой отдельный от поляков сейм, – заявили, что прежде вопроса об унии они хотят порешить с королем свои частные, литовские дела. Литовцы думали добиться в Люблине у короля утверждения особых своих прав и собрания своих законов (статута) и таким образом сделать невозможной полную унию Литвы с Польшей; но эта уловка не удалась им. Король не утвердил их особенных прав и велел рассуждать об унии. Заседать вместе с поляками литовцы отказались наотрез и составили с русскими свой отдельный сейм, который сносился с польским. Литовцы вовсе не желали подписывать полную унию, а предлагали братский союз своего государства с польским; а поляки, ссылаясь на старые акты, на Варшавский рецесс, требовали полнейшего слития Литовского княжества с Польшей в одно государство , в один народ, причем Литва должна была отказаться от своих отдельных сеймов, от особых законов, монет и пр.

Литовцы пришли в негодование от подобного требования.

– Напрасно мы потратились на поездку в Люблин, – говорили они, – нам предлагают порабощение!..

Поляки, опираясь на сочувствие короля, порешили ни в чем не уступать литовцам. Король не раз уже приглашал их к себе и убеждал согласиться с поляками и подписать унию; но литовцы не сдавались. Король задумал, наконец, заставить их собраться вместе с поляками и сообща порешить дело. Члены польского сейма должны были по его приказу тайком собраться в люблинском замке, а затем он думал призвать своей властью литовцев и ввести их в польский сейм. Эта затея не удалась. Поляки собрались, король послал за литовцами, но те, проведав, в чем дело, не захотели попасть в ловушку и отказались ехать...

Положение литовцев в Люблине было крайне тяжелое и щекотливое: они, конечно, ясно видели, что король и поляки замышляют при помощи новой унии совершить над Литвой насилие, убить ее государственную самобытность, а их, литовских послов, принудить своим согласием и подписями узаконить это убийство. Они не выдержали тяжести своего положения и, не желая подписывать предлагаемую унию, разъехались по домам. Люблинский сейм таким образом терял свое значение; польские сеймовые послы пришли в ярость, считая себя страшно оскорбленными этим поступком. Сгоряча некоторые даже кричали:

– Не смогли мы добром привести литовцев к унии – приведем оружием!

После споров и предположений, как быть, как довершить начатое дело, поляки, наконец, надумали, пользуясь отсутствием в Люблине литовских послов, отрезать от Литвы русские области , т. е. обессилить ее так, что она принуждена будет слиться с Польшей... Король издал универсал (указ) о присоединении к Польше Полесья (южное Полесье Беловежской пущи), затем и Волыни. Эти русские области покорились своей участи довольно легко: им не приходилось отстаивать свою государственную самобытность, а предстоял лишь выбор, от какого правительства быть в прямой зависимости – от литовского, как прежде, или от польского . За одно только опасались русские – за свое православие; но поляки их успокоили, обещали полную свободу веры. Сильнейшие из русских магнатов – князья Острожский, Чарторыйский и другие согласились подчиниться Польше. Волынские чиновники, которых призвали на Люблинский сейм вместо выборных лиц, под страхом лишиться своих мест, не оказали сопротивления полякам. Если русские и высказывали некоторые возражения против Люблинской унии, например, говорили, что русский народ их растерзает за слияние их области с Польшей, то заканчивали обыкновенно свою речь словами: "Однако волю государя мы готовы исполнить".

Именем короля им и приказано было подписать унию.

Но Волынью поляки не удовольствовались, потребовали и Киева... Литовцы испугались: Литва без русских областей становилась совершенно ничтожным, бессильным государством. Литовское посольство поспешило в Люблин с просьбой отменить универсал о присоединении русских областей к Польше и назначить новый сейм для решения вопроса об унии. Просьба эта была отвергнута; решено было прежний Люблинский сейм продолжать и предложено литовцам, уехавшим из Люблина, вернуться сюда чрез шесть недель.

Пришлось покориться этому, и прежние литовские послы прибыли на сейм.

Подписание Люблинской унии

Долго изо всех сил добивались они хоть каких-нибудь уступок в Люблинской унии для Литвы, – все напрасно. Постановлено было сначала обсудить предложения литовцев в польском и литовском сенатах. Оба сената съезжались во люблинский дворец, помещались в двух смежных залах, и король поочередно заседал то там, то здесь. Два дня сряду тянулись совещания. Больной и усталый король, едва волоча ноги, переходил из одной комнаты в другую, вымаливая уступки то у поляков, то у литовцев. Польские сеймовые послы с нетерпением ждали решения сенатов об унии; всех уже томили бесконечные переговоры. Наконец литовцы порешили, ни в чем не уступая полякам, во всем положиться на волю своего государя , предоставить ему самому по совести решить вопрос об унии, – видно, еще надеялись, что король, литвин родом, их наследственный государь, не даст их в обиду. Решение свое литовцы согласились высказать в общем собрании Люблинского сейма.

Торжественное и вместе с тем печальное зрелище представляло это собрание 28 июня 1569 г., когда старейший из литовцев, староста жмудьский, от имени всех своих товарищей, обратился к королю с речью. Глубокой скорбью звучала она, когда говоривший указывал на верную службу литовцев своим государям и отечеству и вместе с тем жаловался на неправды, насилия и обиды, какие причинялись Литве, на порабощение ее Польше (Варшавский рецесс). Закончена была эта речь на Люблинском сейме такими прочувствованными словами:

– Не допустите, ваше величество, посрамить нас! Пусть это дело так завершится, чтобы на нас не было ни одного пятна. Будьте же, ваше величество, стражем и умирителем нашего дела; пусть это будет величайшею вашей милостью... Пусть все совершится по любви... Очень больно было бы нам, если бы внуки наши посмотрели на эти сегодняшние дела вместо радости с большим горем и обвинили нас в том, что мы не видели своей неволи... Мы доведены уже до того, что должны броситься к ногам вашей королевской милости с униженной нашей просьбой. (При этих словах все литовцы с плачем упали на колени.) Благоволи так нас устроить, чтобы это было для всех с честью, а не с унижением, с сохранением доброго имени нашего и твоей царской совести. Благоволи ради самого Бога помнить то, в чем ты нам присягал.

Эта мольба литовцев, с которою они вручали королю судьбу своего отечества, тронула и бывших в Люблине поляков, – многие из них прослезились...

Люблинская уния. Картина Яна Матейко, 1869

– Милостивые паны коронные, – обратился жмудьский староста к польским сенаторам, – просим, ради самого Бога, ваших милостей кончить это дело по доброй совести с честью и радостью и для вас, и для нас, ваших братьев!

Король и польские сенаторы утешали литовцев, говорили, что их грусть напрасная; что Люблинская уния создаст братский союз Польши и Литвы, угодный Богу. Надежды литовцев на милости государя не сбылись. Он, конечно, был вполне убежден, что слияние Польши и Литвы в одно государство и один народ послужит ко благу их. После еще нескольких напрасных попыток склонить короля к милости литовцы 1 июля скрепили свое согласие на Люблинскую унию присягою.

Условия Люблинской унии

По акту Люблинской унии королевство Польское и великое княжество Литовское составляют одно "нераздельное тело", одну Речь Посполитую (res publica); у этого одного государства всегда должен быть один государь, избранный в Польше общими голосами поляков и литовцев; оставляется только титул Литовского княжества и литовские должности; король оглашается литовским князем при избрании и коронации польским королем; сеймы всегда должны быть общие; должности литовские могут быть раздаваемы только тем, которые присягнут на верность польскому королю и Польскому королевству; монета должна быть общая и пр.

Таким образом, Люблинская уния приковала Литву и западную Русь к Польше. Теперь только литовская государственная печать, которую короли оставили литовцам, хотя имели право ее уничтожить, литовские государственные чины да литовский статут (собрание законов) напоминали литовцам о прежней их самостоятельности. В этом и состояло главное значение Люблинской унии.

Люблинская уния 1569 года

Уже к началу XVI в. упадок Великого княжества Литовского стал для всех очевиден. В 1522 г. Великое княжество лишилось своих земель в Северо-Восточной Украине - Черниговской и Стародубской, отошедших к Москве. В 1549 и 1552 годах оно не смогло отразить двух вторжений огромных татарских полчищ из Крыма. И, наконец, когда в 1562- 1570 гг. Литва была втянута в новую изнурительную войну с Московией, медленно нараставший кризис достиг своего апогея.

Оказавшись перед угрозой московской оккупации, литовцы обратились за помощью к полякам. И помощь была обещана - но на определенных условиях. Первое и главное из них сводилось к тому, что Польша и Литва, до сих пор связанные между собой лишь чисто символической фигурой общего монарха, должны объединиться на деле.

Конечно, идея полного слияния с Польшей мало устраивала литовских и украинских магнатов, которые боялись растущего католического влияния и не хотели уступать польским магнатам место первых людей в государстве. Но среднюю и мелкую шляхту Великого княжества как раз не устраивало засилье собственных магнатов, и они охотно поддержали поляков, надеясь получить те же широкие права, которыми пользовалась польская шляхта.

В 1569 г. король Сигизмунд Август созвал сейм в Люблине, где развернулась острая и драматичная борьба. Видя, что чаша весов склоняется не в их сторону, магнаты Великого княжества во главе с литовским протестантом Кшиштофом Радзивиллом и православным украинцем Константином Острожским покинули стол переговоров. В ответ поляки, поддержанные мелкой шляхтой из Подляшья, Волыни и Киева, объявили о присоединении этих земель к Польше. Тем самым они вынудили непокорных магнатов вернуться на сейм, и 1 июля 1569 г. Люблинская уния была заключена.

Результатом подписания унии стало новое содружество - Речь Посполита. Она имела единого выборного короля, единый парламент (сейм), общую денежную систему, налоги, внешнюю политику. Тем не менее Великое княжество сохраняло некоторую автономию, сводившуюся к разрешению иметь собственную администрацию на местах, свою армию, казну и судопроизводство. Но Украине было в том мало проку, ибо все украинские земли, ранее входившие в Великое княжество Литовское, отныне передавались польской короне.

Таким образом, Люблинская уния явилась поворотным пунктом в истории Украины. Как бы то ни было, но Великое княжество Литовское на протяжении двух столетий служило для украинцев той благоприятной средой, где они могли жить и выжить. Конечно, у Великого княжества были свои недостатки, и даже украинские князья не были в нем вполне независимы, хотя и пользовались широкой автономией в своих внутренних социально-экономических и культурно-религиозных делах. Но лишь только украинские земли попадали под власть Польши, дальнейшее существование их населения как отдельного народа сразу ставилось под сомнение. Об этом, кстати, свидетельствовал и пример Галичины, раньше других украинских княжеств оказавшейся в составе Польского королевства.

Итак, в XIV-XVI вв. на авансцену истории вышли наконец все те силы, что и в последующие столетия будут определять судьбу Украины. Впрочем, Литва уже отыграла свою роль, хотя поначалу ее завоевания в Украине были наиболее обширными, а политическая система - наиболее приемлемой для украинцев. Более многочисленная и агрессивная польская шляхта вытеснила литовцев с Украины. Прибегая то к военному давлению на Литву, то к средствам дипломатии, Польша постепенно заняла все важнейшие плацдармы для дальнейшей экспансии на восток. Наконец, где-то на заднем плане появились уже новые действующие лица, которым еще предстояло выдвинуться на более важные роли в этой исторической драме. Быстро ширятся владения московских царей. Укрепляются крымские ханы, связанные с мощной Оттоманской империей. В таких обстоятельствах перспектива независимости Украины становилась весьма проблематичной.

Впрочем, в этот же период отмечаются довольно значительные попытки украинской политической элиты подняться на защиту своих прав. Достаточно назвать захват власти в Галичине Дмитром Детком в 1340-х годах (в то самое время, когда местная княжеская династия естественным образом прекратила свое существование), затем выступление украинцев на стороне Свидригайла в 1430-х годах и антилитовское восстание Глинского 1508 г. С другой стороны, чужеземное и прежде всего польское засилье порождает новый феномен - культурную ассимиляцию украинской элиты. Все более усваивая престижную польскую культуру, украинская шляхта постепенно теряет всякую способность отстаивать местные интересы.

Из книги Русь и Литва автора

Глава 21 Люблинская уния К началу 60-х годов XVI века королевская власть находилась в плачевном состоянии. Последние годы жизни Сигизмунд II провел в окружении наложниц, которые его грабили, и колдуний, которых он призывал для восстановления сил. Когда короля спрашивал,

Из книги Россия и Украина. Когда заговорят пушки… автора Широкорад Александр Борисович

Глава 8 ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ И КАТОЛИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание Польско-Литовского

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Люблинская уния 1569 г. 21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско-литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.482В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Люблинская уния Политическое влияние Польши на Литву, сближая литовско-русский государственный строй с польским, в XV и первой половине XVI в. кое-как поддерживало многократно обновлявшийся новыми договорами династический союз обоих государств, то имевших отдельных

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора Широкорад Александр Борисович

Глава 4 Люблинская уния В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Как Малая Русь стала польской окраиной автора Широкорад Александр Борисович

ГЛАВА 18 ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ В конце 60-х годов XVI века усилилось движение польских панов за создание единого государства с Великим княжеством Литовским. Сейчас «самостийные» белорусские историки утверждают, что-де создание польско-литовского государства стало реакцией

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 91. Люблинская уния 1569 г.; ее значение и следствия Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие князья-католики и поддерживала

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Сигизмунд Август. Люблинская Уния Политика Сигизмунда I (Старого) (1506-1548) продолжалась при его сыне и преемнике – Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы, продолживши династическую унию этих, пока еще формально отдельных,

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Люблинская уния Вопрос о государственной унии с Польшей остро поставила на повестку дня прежде всею Полоцкая война. Наша страна не могла собственными силами отразить нападение восточного интервента, освободить оккупированную московским войском Полотчину. Уже в 1562

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ Акт Люблинской унииПроцесс объединения Польши и Литвы, который был начат заключением в 1385 г. Кревской унии, через двести лет завершился подписанием унии в Люблине. В Украине этот союз оценивают неоднозначно, учитывая политику Польши на принадлежащих ей

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Люблинская уния (1569 г.) Шляхта литовских-беларуских поветов еще 13 сентября 1562 года на полевом сейме под Витебском приняла акт о заключении унии с Польшей и направила его великому князю, т. е. Жигимонту ІІ Августу. Участники сейма послали также письмо шляхте Жамойтии, в

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1569 Люблинская уния Эта уния завершила процесс объединения Польши и Литвы, начало которому было положено Кревской унией 1385 г., бывшей по сути династическим союзом: великий князь Литовский Ягайло стал мужем польской королевы Ядвиги и был провозглашен польским королем.

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Люблинская уния 1569 года и ее последствия С середины XV века главным направлением экспансии русских царей стала территория Великого княжества Литовского. Неспособность Литвы (как и Польши) в одиночку отражать внешнюю угрозу привела к тому, что уже в период правления в

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Люблинская уния. Рождение титана Великое княжество Литовское и Польша шли навстречу друг другу долгим тернистым путем. Долго тянулся и Люблинский сейм – с 10 января по 12 августа 1569 года. Каждая из сторон – поляки и литовцы – имела свои интересы, часто они не совпадали, а

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Люблинская Уния Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие как представители Польши, так и представители Великого княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Люблинская уния Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII в. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной –

Причины унии

Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.

Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.

Последствия унии.

Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.

Во-первых , потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономистских тенденций в украинском обществе.

Во-вторых , изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.

В-третьих , Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как иПольше, и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации иополячиванию.

В-четвертых , Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Они захватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.


В-пятых , укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченную барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.

В-шестых , на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.

В-седьмых , магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.

В-восьмых , Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дома", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.

В-девятых , после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...