Главные отрасли промышленности индии. Индия


Индия - страна контрастов: её экономика является довольно противоречивой. С точки зрения наличия полезных ископаемых - это государство богатейшее, аграрный и индустриальный сектора - находятся в плохом состоянии. Регионы неоднородны: в северной части наблюдается отсталость, в южной - всё процветает, благодаря английской модели, на западе люди занимается лёгкой промышленностью, развивается частный сектор. Предлагаю рассмотреть особенности экономики Индии и начать с истории, чтобы понять, как она формировалась.

Из истории

Индия долгое время являлась английской колонией. Она зависела от власти британских монархов и представляла собой крупный внешний рынок для промышленных товаров из Англии. Экономика Индии в 19 веке полностью зависела от этой страны. Эскорт промтоваров постепенно переходил к росту вывоза капитала, поэтому роль в товарообороте всё интенсивнее росла. Строятся железные дороги, порты, заводы, банки, университеты, создаются плантации. Всё это было вплоть до 1947 года.

Экономика Индии во второй половине 20 века стала процветать, благодаря обретению государством политической независимости. Это стало знаковым событием для всех индийцев. Индийским правительством была поставлена задача достичь экономической состоятельности, поэтому стали активно использоваться материальные и человеческие ресурсы. В государстве начали реализовываться пятилетние планы, была созвана специальная Национальная плановая комиссия. Запуск первого плана пришелся на 1952 год, в 2007 году стартовал 11-й пятилетний план.

Экономическая стратегия условно подразделяется на 2 этапа:

1) 1947 (полит. независимость) - начало 90-х гг. Реализуется концепция смешанной экономики, наблюдается серьёзное вмешательство государства в перестройку, отхождение от колониальных экономических устоев. Формируются ключевые промышленные отрасли, сохраняется частный сектор, постепенно внедряются рыночные механизмы. Внутренний рынок расширялся путём импортозамещения, ввоз иностранных товаров тщательно контролировался и жёстко ограничивался.

2) 90-е - настоящее время. Государственный сектор становится наименее эффективным, потому что был основан в основных отраслях хозяйства страны, защищён от конкуренции, управлялся неэффективно. Затем ситуация осложнилась, усугубился дефицит бюджета, началась инфляция. Поэтому экономика вставала на путь либерализации, рыночные отношения стали главным принципом экономического развития.

Экономика Индии 2017 года получила рекордное количество инвестиций. До этого рекорд был установлен лишь в 2007 году. Во втором квартале было получено 5,4 млрд долларов инвестиций. С июля по сентябрь наблюдался рост экономики, ВВП увеличился на 6,3%. Экономика Индии 2018 года и конца 2017-го - показывает, что эта страна обогнала Китай по уровню роста ВВП. На декабрь 2017-го темпы увеличились на 7,2%.

На каком месте в мире Индия по экономике сегодня? Ещё в 2016 году она показала, что может составлять конкуренцию Китаю, удалось обогнать Японию. Несмотря на все проблемы экономического развития и обстановку в стране - показатели роста ВВП говорят о серьёзной заявке на лидирующие позиции. Уровень сбережения в экономике Индии характеризуется как положительный: он возрос до 31,4% от ВВП.

Основные отрасли

Структура экономики Индии неоднозначна. Здесь по-своему развиваются сельское хозяйство, промышленность и другие отрасли. На экономику во многом влияют культура и традиции, но это не мешает стране развиваться.

Сельское хозяйство

Производство сельхозпродукции в отличается внушительными контрастами. Есть крупные плантации, рядом находятся мелкие хозяйства крестьян. Страна стала лидером по площади орошаемых земель. 60% рабочей силы занято в сельском хозяйстве, его доля ВВП составляет 19,9%, а в общем экспорте - 15%.

Основной потребительской культурой становится рис, а также пшеница. Также собирается большое количество кукурузы и картофеля. Из технических культур выделяются хлопчатник, сахарный тростник, бананы, соя. Индия является одним из мировых лидеров по производству сахара. Страна также занимает лидирующие позиции по кол-ву поголовья рогатого скота. Это овцы, свиньи и верблюды.

Промышленность

Горнодобывающая промышленность отмечается добычей железной руды, каменного угля, нефти. Индия занята в производстве текстиля. Распространены металлургия, автомобильная промышленность, производство велосипедов, бытовой техники, стройматериалов и средств для с/х нужд.

Транспорт

Индия имеет внушительную инфраструктуру. Это касается гражданской авиации, железнодорожном сообщении, судоходстве, телекоммуникациях, электроэнергии. Сеть автодорог - одна из самых больших в мире, здесь более 340 аэропортов. В области авиационно-космической и ракетной технологий также сделаны крупные шаги.

Туризм

Доход от посещения туристами Индии немаленький, и он вносит значительный вклад в ВВП страны. Это приоритетная экономическая отрасль, гарантирующая приток валюты. Живописные места страны и многовековая история - привлекают туристов со всего мира.

Рост экономики Индии обусловлен постоянным развитием ряда отраслей. Кроме всего перечисленного здесь развиты: сфера услуг, фармацевтика, информационные технологии, переработка пищевой продукции, торговля драгоценностями.

Я рассказал о том, что из себя представляет экономика Индии кратко, самое главное - понимать специфику развития этой страны. Она обеспечена минеральными ресурсами, месторождениями камней и ценных металлов. Тяжёлая промышленность по-прежнему принадлежит государству, т. к. была создана самим правительством (так считают эксперты). Современная Индия - страна с большой численностью населения. В экономике и социальной сфере есть множество пробелов. Но, что касается темпов роста - это государство вполне способно посоревноваться.

Внутренний Валовый Продукт (ВВП) Индии по текущим ценам: 692 млрд. $ США (FY 2004-2005гг.). Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (FY 2004-2005гг.). Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005 г.). Курс обмена: 44.20 рупии за 1 $ США (приблизительно) (январь 2006 г.) Валютный резерв: 143 млрд.$ США (декабрь 2005 г.).

Экспорт: 79.2. млрд. $ США (FY 2004-2005гг.); апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 66.43 млрд.$ США). Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004-2005гг.) апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 96.26 млрд.$ США). Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения (для более детального ознокомления, посетите www.nic.in/commin). Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно - Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Внешний долг Индии: Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

Основные отрасли экономики Индии

Производственный сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай.

Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования.

Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год.

Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.

Переработка Пищевых Продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе.

Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Драгоценные камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии. Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества.

Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США.

Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).

Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США.

Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

Транспорт Индии

Сегодня Индия имеет обширную инфраструктуру в следующих областях: гражданская авиация, железные дороги, судоходство, телекоммуникации и электроэнергия, она также владеет самой большой в мире сетью автодорог. Индия достигла больших успехов в области авиационно-космической и ракетной технологий. Первый полет геостационарного спутника был успешно выполнен в апреле 2001 года в центре SHAR, Срихарикоте. Индия готовится запустить свой первый спутник на луну Чандраяан-1, который должен быть готов в 2007 или начале 2008г. Правительство Индии постепенно снижает свою роль «единственного поставщика» средств инфраструктуры, что отмечается прогрессивной корпоратизацией в сферах телекоммуникации, введение новой регуляции во внутренних, междугородных службах, предложения разнообразить правительственные акции в национальных авиалайнерах, разрешение местным самолётам летать за рубеж и приватизация железными дорогами контейнерной службы.

«План Золотого Квадрата» (5850 км, стоимостью 12.6 млрд. долларов США) в соответствии с которым будут связаны четыре метрополя, города Дели, Мумбай, Ченнай и Кольката посредством современных автобанов, должен быть завершён к 2007 г. Также сооружаются автобан Север-Юг (Сринагар - Каньякумари) и Запад-Восток (Силчар-Порбандар), протяжённостью 10,000 км. Ещё один проект был запущен в январе 2004 г. В соответствии с ним все основные города будут соединены 10, 000 км дорогой. Стоимость этого проекта составляет 9 млрд. долларов США. Индия насчитывает 3, 300,000 км автодорог и 63, 000 железных дорог.

В Индии 12 больших портов, а также. 184 порта средней величины, девять верфей и 7517 км береговой линии. Примерно 140 корабельных компаний действуют в Индии. Проект «Сагар Мала», начатый в августе 2003 г. для расширения и модернизации портов, навигации и морского транспорта потребовал инвестиций 22 млрд. долларов США за период 10 лет. В то время, как Правительство инвестировало 15%,частный сектор позаботился об остальном. Ожидается, что объём грузоперевозок возрастёт до 565 миллионов тонн в 2006-2007 г. по сравнению с 412 млн. тонн в 2002-03 г. К 2008 г. только развитие автодорог потребует инвестиций, равных 24 млрд. долларов, а железнодорожный сектор 22 млрд. долларов США в следующие 10 лет.

Индия имеет сильную инфраструктуру гражданской авиации с 19 международными и 87 внутренними аэропортами. Внутренние авиационные услуги были либерализованы в 1994 году. В настоящее время действуют 12 плановых частных операторов и 22 неплановых операторов. В 2004-05 году авиалинии Индии перевезли около 60 млн. пассажиров. Аэропорты в Дели и Мумбае модернизируются и к 2010 смогут пропускать 75 миллионов пассажиров в год в Дели и 28 миллионов в Мумбае. Правительство Индии посредством гибкого подхода по сращению капитала, также поддерживает участие частного сектора в строительстве и приведении в действие новых аэропортов.

Участие Индии в интеграциональных группах

Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.

Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018 году.

Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.

FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.

Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.

Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.

Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.

Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.

Площадь — 3,2 млн км².

Население — 1010 млн человек.

Официальное название — Республика Индия .

Столица — Дели.

Государственное устройство — федеративная республика.

Глава государства — президент. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Народная палата и Совет штатов). В административном отношении делится на 25 штатов и 7 союзных территорий.

Штаты Индии: Андха-Прадеш, Арунагал- Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджахарат, Джамму и Каммир, Западная Бенгалия, Карнатака, Керала, Мадхъя-Прадеш, Манипур, Махараштра, Мегхалал Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Талиелнад, Тринура, Харьяна, Химачая-Прадеш, Уштар-Прадеш. Союзные территории: Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нонархавели, Даман и Диу, Дели, Ланшадвип, Путтучери (Пондишери), Чандигарх.

Индия - одна из наибольших стран мира. Горные системы Гиндукуша и Гималаев на севере и Индийский океан на юге отделяют полуостров Индостан от остальной части мира. Тем не менее, связи Индии с миром были всегда. Современные соседи страны имеют с ней много общего в естественном, этническом, историко-культурном и экономическом отношениях.

Естественные ресурсы и население Индии

Из минеральных ресурсов мировое значение имеют залежи железной, марганцевой руды, слюды. Энергоресурсы представлены главным образом углем и гидроэнергией. Уровень потребления энергии очень низкий. Почти 2/5 ее получают за счет непромышленных источников: дрова, гной, солома и т.п.. Более всего ГЭС в Западных Гатах. Нефть добывают на шельфе вблизи Мумбаи (Бомбея).

Демографическая ситуация в Индии подобна другим странам, которые развиваются. За количеством жителей Индия уступает только Китаю. Средняя густота населения составляет 310 чел. на 1 км² и является одной из высочайших в мире, а в долине Ганга и на прибрежных низменностях возрастает до 1000-1500 чел. на 1 км².

Понятие «индийцы» объединяет несколько сообществ. Большинство из них принадлежит к двуязычным семьям: на севера - индоевропейская языковая семья (индоарийская группа), на юге - дравидская. Наибольшая этническая общность - хиндустанцы, язык которых - хинди - провозглашен государственным. Штаты созданы за этническим признаком, местные языки в них также официальные. Язык государственного общения английский. Свыше 80% населения представляют индуисты, мусульмане - 14%. Есть также сикхи и христиане. Общинные конфликты на религиозной почве возникают особенно в северной Индии: между мусульманами и индуистами, между сикхами и индуистами.

Индийская цивилизация насчитывает свыше 5 тыс. лет, ее материальные памятки - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты распространены повсеместно, многие из них известные во всем мире.
Три четверти индийцев живут в сельской местности, преимущественно в больших селах. Городское население составляет 28%, или почти 300 млн человек.

Города чрезвычайно разнообразные. Многие из них возникли очень давно, еще до нашей эры: Патна, Варанаси, Иллахабад, Дели. Кольката (Калькутта), Мумбаи и Ченнай основанные колонизаторами. В последнее время в ходе индустриализации возникли города Бхилаи, Роуркела, Дургапур, Бокаро и др.

Экономика Индии

За абсолютными размерами валового национального продукта Индия входит в первые 15 стран мира. Если же его поделить на 1000 млн человек, то страна окажется среди самых отсталых и беднейших. В Индии есть современные заводы и электростанции, космическая и атомная техника, индустрия. Тем не менее характер общества в значительной мере остается доиндустриальным. Это - сельскохозяйственная страна. Свыше 700 млн индийцев, которые равняется населению всей Европы, - сельские жители. Для большинства, как и 3000 лет тому, орудием работы является деревянное рало и серп, топливом - гной и солома, транспортом - вол или буйвол, формой обмена - бартер. В городах положение не лучше. В Колькате, что насчитывает 15 млн жителей, треть живет в трущобе, которая являются накоплениями примитивных лачуг, а иногда просто тележек или тентов.

Индия хорошо обеспечена сельскохозяйственным сырьем. Она поставляет на международный рынок чай, руды металлов, изделия из хлопка и джута. Но ее участие в мировой торговле незначительное. Страна имеет большую внешнюю задолженность.

Сельское хозяйство

Для муссонного климата характерная неравномерность распределения осадков по территории и на протяжении года. Есть чрезмерно увлажненные районы и районы засушливые. Есть влажный сезон и сезон сухой. Поэтому важную роль здесь сыграет искусственное орошение, которое практикуется из давних времен. Плотины, каналы, колодцы, помпы, временные водоемы - характерная особенность индийского ландшафта.

Главными зерновыми культурами страны является рис, пшеница и просо. Рис выращивают везде. Наибольшая концентрация его посевов — на северо-востоке и прибрежных низменностях. Иногда собирают до трех урожаев на протяжении года. В питании индийцев большую роль сыграют бобы, овощи и фрукты, пряности, масляные (особенно арахис и рапс) и сахарная тростина. Культивируют также манго, папайю, апельсины и бананы. Из волокнистых культур - хлопчатник и джут. Индия - крупнейший в мире производитель и экспортер чая.

Животноводство имеет подсобное значение. За поголовьем большого рогатого скота страна занимает первое место (1/5 мирового поголовья), но скот (волы, буйволы, коровы) используется преимущественно как тягловая сила. Индийцы-индуисты являются вегетарианцами. Они употребляют только молочные продукты. Индуизм считает корову священным животными.

Промышленность Индии

За годы независимости Индия сделала значительный шаг вперед в создании современной индустрии, особенно тяжелой промышленности. Но ее развитие сдерживается узким внутренним рынком. Бедность населения является причиной развития кустарной промышленности. Дешевая ручная работа кузнецов, плотников, гончаров, ткачей обеспечивает население потребительскими товарами.
Тяжелая промышленность , созданная в последнее время, сконцентрированная в северо-восточной Индии в долине реки Дамодар и на плато Чхота-нагпур, где огромные залежи железной руды находятся рядом с каменноугольными бассейнами. Здесь возник комплекс производств, который объединяет добывание сырья и топлива, электроэнергетику, черную и цветную металлургию, тяжелое машиностроение. По аналогии район зовут «Индийским Руром» или «Индийским Донбассом» . Наибольшим центром металлургии является Бокаро, тяжелого машиностроения - Ранчи. Особое место в машиностроении занял Бенгалуру на юге Индии. Здесь вырабатывают станки, самолеты, оружие, средства связи. Бенгалуру - центр электронной промышленности и космических исследований.

В транспорте лавную роль выполняют железные дороги. Важное значение имеет гужевой и вьючный транспорт, мускульная энергия человека.

Внутренние отличия и города Индии

Для Индии характерные большая территория и естественные этническое и хозяйственное отличия. Проще всего ее рассмотреть за тремя зонами: Индо-Гангская низменность, Запад и Юг .

Индо-Гангская низменность - это важнейшая и самая известная часть. Здесь зародились религии индуизма и буддизма, состоялись важнейшие события индийской истории, отсюда пошла и название страны. Не случайно столицей Британской Индии была Кольката, что открывала из моря путь в долину Ганга, а столицей независимой Индии стал старинный Дели, расположенный на водоразделе Инда и Ганга. Теплый климат, плодородные аллювиальные грунты и много влаги оказывали содействие возникновению развитой земледельческой культуры и высокой густоты населения. Эта часть Индии испокон века притягивала многочисленных завоевателей.

Индо-Гангская низменность равнина представляет собой наибольший массив плодородных аллювиальных грунтов в мире и есть одним из наибольших и важнейших сельскохозяйственных районов мира. Только в Индии здесь проживает и питается 360 млн человек, а вместе с Пакистаном и Бангладеш эта цифра возрастает до 600 млн человек. Многочисленные города Индо-Гангской равнины отображают ее историю. За легендами, это места рождения богов. Города на берегах священного Ганга живут за счет паломников, которые беспрерывным потоком идут сюда из всех концов страны. Небольшое поселение Бод-Гая (штат Бихар) - священный центр буддистов всего мира. Средние века ярчайший представлены городами Агра с мавзолеем Тадж-Махал и Амритсар с «Золотым храмом» сикхов.Самые большие города - Дели и Кольката.

Западная Индия состоит из штатов Махараштра, Гоа, Гуджарат и союзных территории Даман, Дадра, Диу и Нагархавели. В сравнении с другими районами Западная Индия развита в промышленном отношении с преобладающим числом городского населения. Западная Индия - это главный нефтеносный район страны.

Юг . В отличие от индоарийского севера Южную Индию часто называют дравидской Народы Южной Индии представляют переходную форму между европеоидной и экваториальной расами, разговаривают на языках дравидской языковой семьи. Считают, что дравиды населяли Индостан еще до того, как в II тыс. до н.э. в Пенджаб, а потом и в долину Ганга начали проникать из северо-запад скотоводческие племена ариев. В средние века Южная Индия меньше испытывала мусульманских вторжений и их влияния. Она чрезвычайно богатая на памятки индуизму в их чистом виде. Юг - главный район плантационных культур. Район Бенгалуру получил название «Силиконовое плоскогорье». В городе происходят международные авиасалоны; это ячейка вычислительных центров и космических исследований.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.


Индия с более чем миллиардов человек населения мечтает со временем превратиться во второй Китай – крупнейшего в мире производителя электроники и прочих технологичных товаров массового спроса. Более того, эта страна стремительными темпами двигается к заявленной цели. Правда, на данный момент вряд ли кто-то из наших читателей может назвать хотя бы один успешный индийский бренд. Мы постараемся исправить этот наш общий пробел в знаниях и рассказать про 3 крупнейшие технологические компании Индии , которые стремятся совершить прорыв на мировой уровень .

Micromax – крупнейший производитель мобильных устройств

Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире.



В Индии же эта компания, занявшаяся производством мобильных телефонов лишь в 2008 году, по результатам первого квартала 2014 года стала самым популярным мобильным брендом, наконец-то обогнав южнокорейского гиганта Samsung.

Изначально индийского от Micromax было лишь название и руководство, а промышленное производство компании находилось в Китае. Но с 2014 года выпуск смартфонов и планшетов под этим брендом большей частью был перенесен в Индию. При этом Micromax всячески старается в плане сбыта выйти за пределы домашней страны и начать экспансию на международный рынок. Начала она свое наступление с других развивающихся стран, в том числе с государств Африки, а также Шри-Ланки и Бангладеш, но мечтает о том, чтобы изменить ситуацию.

В качестве лица компании Micromax выбрала известного голливудского актера Хью Джекмана, правда, первой крупной страной, где появилось ее официальное представительство, стали не Соединенные Штаты Америки или Австралия, а Россия. В январе 2014 года Micromax пришла в нашу страну, представив широкий выбор бюджетных мобильных телефонов.



Главное преимущество продукции Micromax перед девайсами от других производителей как раз и заключается в ее предельной бюджетности при достаточно хороших технических характеристиках и высоком уровне сборки. Micromax ориентируется, в первую очередь, на молодежную аудиторию и людей с невысокими доходами, то есть на тех, кто изначально не планирует покупать iPhone.

Для примера, самый дешевый вариант смартфона от этой компании, представленный на российском рынке, стоит 1990 рублей (Micromax Bolt A28), а самый дорогой – 13990 (Micromax Canvas Knight). В последнем случае речь идет о 5-дюймовом аппарате с восьмиядерным процессором частотой 2 ГГц и камерой на 16 мегапикселей.

Tata Motors – крупнейший производитель автомобилей

Компания Tata Motors – это ярчайший пример тому, как локальный производитель автомобилей из страны Третьего Мира превратился в крупную международную компанию, которая контролирует, в том числе, лидеров мирового рынка.

История Tata Motors началась в 1945 года, когда эта компания стала выпускать локомотивы. Первый автомобиль индийская фирма произвела в 1954, и с тех пор бренд Tata в Индии стал синонимом VW в Германии или ВАЗ в России. Ведь этот производитель изначально ориентируется на массовый рынок, на выпуск «народного» автомобиля, который будет по карману широким слоям общества.



Верхом реализации идеи о производстве по-настоящему народного индийского автомобиля стал выпуск в 2008 году машины Tata Nano, которая со стоимостью 2500 американских долларов носит почетное звание «самое дешевое авто в мире».



Коммерческий успех внутри Индии и на ограниченном количестве внешних рынков, в основном, в развивающихся странах, позволил компании Tata Motors начать международную экспансию. Конечно, автомобили с названием Tata весьма сложно найти в более-менее богатых странах. Однако в наше время эта компания контролирует заметный процент мирового автопроизводства, ей принадлежат крупные пакеты таких известных компаний, как Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и т.д. Впрочем, европейцы и американцы имеют также и процент акций самой Tata Motors.

Tata Motors стала первой, кто решил развивать в своей стране рынок электромобилей. Компания активно продвигает свои электрические модели Tata Indica и Tata Ace, а также строит соответствующую инфраструктуру в крупных городах Индостана. Впрочем, само производство этих авто началось не в Индии, а в Норвегии.

Infosys – крупнейшая IT-компания

Одним из самых удачных примеров создания за пределами Калифорнии может похвастаться Индия, где в городе Бангалор с конца семидесятых годов двадцатого века существует технологический парк, ставший инкубатором для появления тысяч высокотехнологичных компаний, работающих со всем миром.

Крупнейшей из бангалорский и индийских вообще IT-компаний является корпорация Infosys с капитализацией почти 40 миллиардов долларов, годовым оборотом в 9 миллиардов и 173 тысячами постоянных сотрудников.



Как и подавляющее большинство индийских IT-компаний, Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран. Основная сфера, с которой работает Infosys, - это корпоративный бизнес (преимущественно, телекоммуникации), она выпускает программное обеспечение для деловой активности и промышленных процессов, а также софт для обеспечения электронной торговли.



При этом в Infosys видят огромные перспективы для роста. Ведь если раньше эта компания работала, в основном, с мелким и средним западным бизнесом, то сейчас она стала ориентироваться на премиум-сегмент – уровень компетенции и имя позволяет замахнуться на самые высокие уровни.

Интересно, что все больше у Infosys появляется заказчиков из самой Индии и других развивающихся стран.

Приведенные выше примеры показали, как даже в одной из самых бедных стран мира могут появиться крупные международные корпорации, которые выпускают достаточно конкурентоспособную продукцию. Впрочем, в большинстве случаев путь на Запад для таких производителей закрыт – рынок высокотехнологичных товаров в развитых странах является очень насыщенным, а потому едва ли не единственный способ компания из Третьего Мира развиваться за пределы своей страны – это экспансия в другие бедные государства, попытка стать экономической сверхдержавой за счет бедных и мелких стран без собственного технологичного производства. Тем более что продукция этих производителей и так максимально ориентирована и адаптирована под этот рынок.

Времена появления и стремительного мирового взлета компаний типа Samsung или Sony прошли. А уникальные случаи обратного, например, относительный успех молодого китайского бренда , лишь подтверждают правило.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...