Газификации рф. Уровень газификации в России, стоит ли ждать изменений? Преимущества подключения к газу


Газификация сел в России проводится не так быстро, как того хотелось бы. Всего 8% деревень получили газ, процент ничтожно мал по сравнению с общей площадью таких деревень на карте РФ.

Остальные же по-прежнему используют дрова и уголь для обогрева своего жилища, так что проблема стоит остро как никогда.

Программа газификации села утверждается на государственном уровне и, если ваш регион по какой-то причине не стал участником программы, лучше не стоит ждать напрасно, а попытаться решить проблему самостоятельно.

Если в общий план газификации территория на входит, сложности подвода газопровода к вашему земельному участку и ряд других проблем – это все ложится на ваши плечи.

Газификация не проводится просто так

Стоит понимать, что уличные газопроводы – объекты линейного капитального строительства, а это значит, что для проведения каких-либо манипуляций понадобится собрать целый пакет разрешительной документации, дабы объект строительства без проблем был введен в эксплуатацию.

Поэтому придется запастись терпением, собрать достаточно денег и помнить, что процесс может отнять много времени.

До того, как инициировать процедуру газификации, стоит уточнить два важных момента:

  1. есть ли техническая возможность выполнить газификацию сельского населенного пункта и получены ли технические разрешения на использование газопровода. Проблема в пропускной способности труб, ведь если газификация была выполнена давно, то на новые подключения разрешение вам не выдадут.
  2. чьей собственностью является газопровод. Если он частный, стоит проверить у собственника факт наличия всех разрешительных документов. На этом же этапе вам надо получить его согласие на то, чтобы вы подвели трубу к своему жилищу, дальше подробней обсуждается проектная документация и решается цена вопроса. К государственному газопроводу при наличии хорошей пропускной способности подключение выполняется бесплатно.

Если получить информацию об этих моментах не предоставляется возможным, нужно обращаться в межрайонное газовое хозяйство с просьбой дать ответы на вопросы.

Как проводится газификация?

Проведение газа в деревню – это ряд последовательных действий по утверждаемому плану. В процессе обычно участвует инициативная группа, так что стоит заранее собрать желающих и выбрать руководителя, который будет представлять интересы всех граждан.

Этот руководитель от имени всех членов организации подает заявление в областную организацию, которая занимается вопросами газификации.

За что должны платить люди в процессе газификации села – вопрос открытый. Внутри всех населенных пунктов газопроводы с низким давлением по классике жанра финансируются из кармана жильцов.

Цена вопроса колеблется в зависимости от региона и ряда других параметров: если в одной деревне на газификацию уйдет 10-15 тысяч рублей, то в другой может не хватить 30 тысяч рублей.

Определить примерную стоимость можно на этапе решения организационных вопросов: какая примерная протяженность труб понадобится, как далеко деревня находится от магистрального газопровода, к которому будут подключаться.

Сегодня Пенсионный фонд пытается выделить небольшое число субсидий и помощи материально необеспеченным пенсионерам или многодетным семьям, что поможет выплатить пресловутые 10-40 тысяч на газификацию.

Увы, соцподдержку всем оказать не получается, так что активно ищутся инвесторы, которые взять на себя расходы конкретного региона. Ими могут быть кооперативы или местные предприятия, которые тоже заинтересованы в проведении газопровода.

Как написать заявление?


Как только все организационные проблемы были решены, время писать заявление. Дополнительно к составленному документу придется приложить:

  • документы, которые подтверждают полномочия заявителя;
  • выкопировка земельного участка, где располагается деревня из генплана района;
  • оформленные документы права на собственность на те участки, которые уже газифицированы и те, на которых планируется газификация;
  • количество предполагаемого потребления газа (м3/час, м3/год), которое было определено специалистами из специального бюро. В большинстве случаев люди обращаются в облгаз для проведения подобных процедур. Эта организация позже выдаст технические условия, которые необходимо соблюдать для подключения.

Сразу же после получения технических условий потребуется лично обратиться в проектную фирму для создания проекта, согласно которому будет выполнено подключение.

После разработки и получения проекта, его придется согласовать со всеми инстанциями администрации района и даже области. Только после этого этапа можно искать фирму, которая сможет выполнить подключение согласно всем условиям.

Рекомендуется так же проверить наличие лицензии и разрешения на проведения подобных работ. После выполнения и приема всех работ заключается договор между собственником и областным газораспределительным предприятием о поставке газа.

Итоги

Поскольку газификация отдаленных населенных пунктов является социальной и масштабной проблемой, то их подключение является главным приоритетом в работе Газпрома.

Для этого было разработаны специальные планы газификации, согласно которым финансирование по строительству межпоселковых газопровода берет на себя Газпром, а вот работы по проведению газа до насланных пунктов и их подготовке полностью полагаются на плечи региональных властей.

На данный момент главной задачей Газпрома является подключение таких отдаленных областей России как Восточная Сибирь и Дальнего Востока.

Благодаря работе специалистов были разработаны новые планы по добыче газа и по строительству газотранспортных путей. Это позволит решить проблему отдаленных деревень.

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.


Когда мы слышим слова «деревня» или «село», нам тот час представляются старенькие домики с покошенными крышами, поля, заросшие сорняком, отсутствие дорог, постоянные перебои с электричеством, колодцы с ключевой водой и бабушки, сидящие на лавочках вдоль столетних заборов, якобы заботящихся об их безопасности и безопасности их скудного хозяйства.

Чтобы изменить стереотипы малых населённых пунктов в XXI веке, требуется внедрение на их территориях инновационных энергоэффективных нересурсоёмких экологичных технологий, позволяющих с избытком обеспечить хозяйство жителей таких территорий и их самих достаточным потенциалом для модернизации, улучшения и развития «жизни на селе».

Немаловажным критерием внедряемых инноваций должен стать принцип экономической эффективности эксплуатации и производства конечного продукта.

Таким образом, мы приходим к тому, что главными задачами Государства в настоящий период должны стать:

  • развитие и организация инфраструктуры;

Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь необходимый для современной жизни и ведения бизнеса спектр ресурсов.

Ключевыми здесь должны стать :

  • газификация,
  • электрификация,
  • водоснабжение,
  • водоотведение,
  • телефонизация,
  • Интернет,
  • дороги.

Развитие инфраструктуры значительным образом повлияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата для того, чтобы регион или населённый пункт стал более инвест-привлекательным.

Но без установления специальных налоговых режимов или особых экономических зон, решение столь сложного вопроса считаю не возможным! Необходимо дать все возможности отечественному инвестору организовывать и развивать бизнес в экономически неэффективных неразвитых регионах, привлекать свежую рабочую силу, осуществлять идею социального развития региона.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что первостепенным критерием развития инфраструктуры региона является показатель газификации данного региона. От того, в каждом ли малом населённом пункте есть газ, напрямую зависит – есть ли там более или менее цивилизованная «жизнь».

В отсутствие газификации деревни и села погибают – жители покидают свои дома в поисках «нормальной» жизни, достойной уровня XXI века. Остаются лишь те, кто принял решение «доживать свой век здесь», а зачастую это люди, которые защищали нашу Родину - те, о ком Государство обязано позаботиться в первую очередь!

Ярким примером беспрецедентной безответственности Государства и несовершенства Российского законодательства, может стать деревня Кощейково, расположенная на 43-ем километре трассы «Холмогоры», вошедшая в состав городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

По настоящее время деревня не газифицирована. Совет депутатов городского поселения Лесной в 2010 году выдели 2 млн. рублей на проектно-изыскательские работы по газификации данной деревни, которые были выполнены. Проект прошёл экспертизу с положительным заключением ГАУ МО «Мособлэкспертиза» № 50-1-5-0135-11 от 16.02.2011г., после чего в Топливно-энергетический комитет Московской области было направлено письмо Администрации Пушкинского муниципального района с просьбой о включении деревни Кощейково в программу Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2012 годы».

28.06.2011 года за № 1/12-2590 в адрес руководителя Администрации Пушкинского муниципального района пришёл ответ, в котором сообщается, что деревня Кощейково не включена в Программу по причине недостаточного количества постоянно зарегистрированных жителей.

В ответ на наше обращение на имя Заместителя Председателя Правительства Московской области о газификации д. Кощейково городского поселения «Лесной» Пушкинского муниципального района Московской области (Исх. № 39 от 22.03.2012г.) Топливно-энергетический комитет Московской области (в воём письме № 10/2741 от 16.04.2012) сообщает, что согласно реализуемой в настоящее время на территории Московской области Программы Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50, предусмотрено строительство газопроводов высокого давления к населённым пунктам с количеством постоянно зарегистрированных жителей от 200 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области количество постоянно зарегистрированных жителей в д. Кощейково составляет 26 человек, в связи с чем газификация деревни не предусмотрена вышеуказанным нормативным правовым актом.

В случае с деревней Кощейково есть готовый проект, положительное заключение ГАУ МО «Мособлэкспертиза», фактическая необходимость газификации домов, где постоянно прописаны 26 человек, а постоянно проживают 82 семьи, но нет возможности бюджета городского поселения «Лесной» и бюджета Пушкинского муниципального района профинансировать работы по газификации.

Стоит обратить внимание, что обсуждаемая проблема - это проблема не только Пушкинского муниципального района, но и ряда других районов Московской области, и России в целом.

Замечу, что проблема газификации имеет большую социальную важность и способствует снятию социальной напряжённости среди населения. Также отмечу, что газификация малых населенных пунктов (таких, как деревня Кощейково) позволит развивать территории малых деревень, сделать их более привлекательными в инвестиционном плане для малоэтажного строительства, развития индивидуального жилищного строительства и, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и росту сельского населения в России.

Таким образом, в деревне Кощейково решить вопрос газификации можно лишь двумя способами:

  • Изыскать возможность выделения бюджетом Московской области городскому поселению Лесной Пушкинского муниципального района целевых средств (субсидий) в сумме 12 млн. рублей для завершения мероприятий по газификации деревни Кощейково.
  • Внести изменения в концепцию формирования Перечня мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в 2007-2014 годах, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2006 № 837/33 «О мероприятиях по газификации сельских населённых пунктов в Московской области в 2007-2014 годах» (в части изменения ценза – числа постоянно зарегистрированных жителей с 200 человек до 25 человек).

Андрей Одинцов , депутат Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, участник проекта «Я - Депутат»

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Десять лет назад первый вице-премьер Дмитрий Медведев объявил газификацию России «пятым нацпроектом», а в 2009-м, уже в должности президента, пообещал к 2015 году подать голубое топливо ко всем городам и сёлам страны. И вот месяц назад, в конце февраля, глава «Газпрома» Алексей Миллер отчитался перед нынешним главой государства Владимиром Путиным: уровень газификации в РФ едва превысил 66%, то есть до достижения намеченных целей ещё очень далеко.

Обещания остались обещаниями, а с газовой проблемой продолжают сталкиваться даже граждане, которым до трубы буквально рукой подать.

Для трети населения России газ продолжает оставаться недостижимой роскошью – такая безрадостная информация содержится в бодром выступлении руководителя «Газпрома». По словам Миллера, в прошлом году было построено 1275 километров газопроводов-отводов и распределительных сетей, газифицировано 206 населённых пунктов. Однако монополия всё равно не сильно приблизилась к заявленным десятилетие назад целям провести газ повсеместно.

Но это ещё полбеды. Даже население наиболее газифицированных регионов страны зачастую не может позволить себе роскошь – именно что роскошь – воспользоваться голубым топливом. Так, в Московской области присоединение к трубе обходится гражданам в полмиллиона рублей и больше. При этом сроки подключения домов могут достигать года и больше.

Бумажная работа

При этом усилия «Газпрома» по прокладке труб – это, наверное, даже не половина дела в сфере обеспечения населения энергоносителем. Основная работа ложится на плечи и кошельки рядовых граждан.

Что кажется парадоксальным: казалось бы, «Газпром» должен за свой счёт подключить как можно больше абонентов, чтобы иметь постоянных платных потребителей. Как в некоторых западных странах, например, где за клиентов едва ли не дерутся.

Кстати

Хронически низкий уровень газификации России – наследие советского прошлого, когда прочие республики СССР имели здесь явное преимущество перед РСФСР. К моменту развала Союза большинство республик было газифицировано на 90–95%. В то же время этот показатель в РСФСР в среднем составлял 30–40%.

Для подключения к трубе у нас собственникам уже построенных домов (просто на участок газ не проводится) необходимо подготовить следующие документы: технический паспорт дома, свидетельство о праве собственности на участок, свидетельство о праве собственности на дом, кадастровый план, ИНН, паспорт владельца. Без них подключение будет невозможно. Затем необходимо получить техусловия – перечень необходимых мероприятий по установке, монтажу и проведению газа, – написать заявление и приложить указанные документы. После этого следует разработка проекта, который согласуется с газовиками. Всего же до момента поступления газа в дом вам придётся совершить около 50 действий и подождать около года.

Однако это ещё не самая непреодолимая проблема, с которой сталкиваются обыватели. Гораздо серьёзнее и, прямо скажем, непонятнее то, что населению приходится переплачивать за газификацию домовладения более чем в 10 (!) раз.

Дело вот в чём. Ещё в декабре 2013 года российское правительство выпустило постановление, утверждающее Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В документе чёрным по белому указано: плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования... устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей, при условии что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения... до точки подключения составляет не более 200 метров». Казалось бы, вполне разумные тарифы.

Вот только, как выяснила «Наша Версия», большинство граждан, тянущих газ к своим домам, о таких расценках может только мечтать. В реальной жизни стоимость подключения к трубе на порядок выше.

Вот что рассказала корреспонденту нашей газеты жительница деревни Щербино Московской области: «На практике всё оказывается совершенно иначе. На данный момент если у вас от трубы до забора не более 50 метров, то сама врезка будет стоить 50–58 тыс. рублей. Потом идёт отдельный проект – от внутренней части забора до дома, это ещё примерно 200 тысяч. А с внутренней разводкой по дому на круг получается около 500 тыс. рублей. И такие правила по всей Московской области. Более того, когда наша деревня газифицировалась, мы трубу вели на собственные деньги и нам пришлось делать экспертизу проекта, которая никому не нужна. С нас взяли ещё 300 тысяч».

С теми же ценами сталкиваются и обитатели прочих селений Подмосковья.

Житель коттеджного посёлка Купавна Life Алексей скрупулёзно перечисляет: «Для подключения к газопроводу необходимо: построить дом, получить свидетельство о собственности, сделать технический паспорт дома в БТИ, приобрести и установить газовый котёл и газовую плиту, заключить договор на их обслуживание, обратиться в СИТ или к их подрядной организации «Газпроектсервис-М» с заявлением о подключении и копиями документов. Заплатить 600 тыс. рублей».

При этом неподъёмные цены как-то увязываются с неторопливостью газовиков. Андрей, житель коттеджного посёлка «Стольный», расположенного в Новой Москве, возмущается: «По срокам, конечно, полный абзац. Как можно под постоянным давлением собственника сделать за «год и пару месяцев»? А если не пинать, и в два года можно не уложиться. К слову, 600 тыс. за год можно и крутануть неплохо».

Хотя иногда случаются исключения из прискорбного правила – кто-то платит значительно меньше. Как рассказывает Дарья из коттеджного посёлка Купавна Life, её знакомые в Домодедовском районе «…провели газ за 50 тыс. и 40 заплатили за счётчик, допработы и обслуживание на год. Всё делали сами, потратили полтора года. А другие там же за 800 тыс., но за полгода и не сами».

Газ в России для населения продаётся практически по самым низким ценам в Европе. Тем не менее этот вид топлива кое-где всё равно доступнее для граждан в финансовом плане, чем в нашей стране.

Справедливости ради: ценовой беспредел характерен скорее для Подмосковья. В других регионах страны газификация проходит по более земным тарифам. «У меня коллега на работе построил дом и подключил его к газу за 70 тыс. рублей, и это с проектированием и подключением, будто в разных странах живём», – сообщают из Брянской области. Впрочем, такие цены скорее всего обусловлены уровнем платёжеспособности местного населения, а не сердобольностью газовиков.

Альтернативы нет

Вот только долго ли у граждан будет сама возможность подключиться к трубе, пусть даже за большие деньги? Не исключено, что там, где газификация до сих пор не состоялась, газ так и не появится.

В том числе, утверждают аналитики, вероятно, компания решит «урезать программу газификации регионов».

Или вот ещё тревожная деталь. На днях Банк России, апеллируя к закону «О рынке ценных бумаг», разрешил ОАО «Дальтрансгаз», дочерней структуре «Газпрома», не раскрывать данные о газификации Дальнего Востока. А ведь те края самые необеспеченные в данном отношении. Уровень газификации Хабаровского края – ужасающие 15,8% по итогам 2015-го, Приморья – 1,5% (данные годовой давности), Камчатки – немногим больше, Амурской области, Чукотки и далее – стремится к нулю.

То есть в данном федеральном округе у людей в принципе отсутствует возможность присоединиться к трубе, сколько бы они ни были готовы на это потратить.

Похоже, заявленные десятилетие назад планы окончательно пошли прахом. И всё идёт к тому, что население России так никогда и не будет обеспечено газом в полной мер

ЧТО ПОЧЁМ

Магистральный газ остаётся фактически безальтернативным для населения топливом. Во-первых, он дёшев. Так, электрическое отопление в 8 раз дороже газового. Дизельное топливо – дороже газа в 5,5 раза, уголь, дрова – более чем в 4 раза. Даже сжиженный газ не конкурент магистральному – разница в оплате здесь достигает 6 раз. Во-вторых, по энергоэффективности газовые котлы уступают лишь электрическому оборудованию. А электричество, повторимся, дорого. В целом, с учётом теплотворности топлива и КПД котла, расходы могут быть таковы. За отопительный сезон газ из трубы «съест» примерно 27,5 тыс., уголь – почти 72 тыс., дрова – 90 тыс., газгольдер – более 100 тыс., дизель – 133 тыс., электроэнергия – 155 тыс. рублей.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...