Фискальные налоги. Налоговая (фискальная) политика


Налоги как особая финансовая категория выражают присущие финансовым отношениям свойства, имеют отличительные признаки, форму движения и функции. Функции налогов определяют их сущность в социально-экономическом отношении, то есть внутреннее содержание. На сегодняшний день варианты возможны следующие – фискальная, контрольная, регулирующая, социальная, распределительная.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

– основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Фискальная функция является основополагающей, прежде всего, для понимания самой природы и сути налога. Этимологически слово берет начало от латинского fiscus – «казна, карман». На практике выражена в обеспечении потребностей государства в плане финансов, то есть любое государство будет всегда соблюдать и охранять свой фискальный интерес. Фискальные отношения можно определить как налогово-доходные и бюджетно-расходные, сосуществующие неразделимо в едином течении государственной жизни.

Обеспечение финансовых запросов государства в реальности обуславливает необходимость разрешения следующих противоречий:

  • какая доля денежных ресурсов может быть сосредоточена на в бюджете без нанесения урона экономическим приоритетам всех субъектов;
  • на какие группы налогоплательщиков будет возложен груз по уплате налогов;
  • какие группы объектов выделить для налогообложения;
  • какие права и обязанности делегировать участникам налогового процесса.

Основное бремя формирования налоговых поступлений в отношении развитых стран возложено на косвенные налоги. Такие взносы уплачивает конечный потребитель товаров, работ, услуг.

На величину налоговой нагрузки существенно влияют такие факторы, как милитаризация, масштабы госвмешательства в экономику, размеры госсобственности. Через фискальную функцию находит отражения главное назначение налогов по поводу аккумулирования финансовых ресурсов государства, направляемых на предоставление государственных благ обществу.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть - плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Фискальная функция порождает другую функцию налогов — контрольную.

Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

    Налоговая система включает в себя:
  1. субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  2. объект налогообложения (что облагается налогом);
  3. налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).

    Поэтому к прямым налогам относятся:
  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.

    К косвенным налогам относятся:
  • налог на добавленную стоимость-НДС;
  • налог с оборота,
  • налог с продаж,
  • акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
  • таможенная пошлина.
    В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
  1. пропорциональный налог,
  2. прогрессивный,
  3. регрессивный налог.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода

доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.

Рис.№19.
Кривая Лаффера

КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:

  • домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
  • в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.

Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов;
  3. стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.

Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс - медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.

Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:

а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов - излишек.

6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит.

в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.

Налоги в России впервые разделены на три вида:

    Федеральные налоги :
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на доходы банков;
  • налог на доходы от страховой деятельности;
  • налог от биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенные пошлины;
  • подоходный налог с физических лиц и др.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

    Местные налоги , например:
  • налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • курортный сбор и др.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.

При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.

Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.

Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

Политика тоже тесно связана с государственным бюджетом, но у неё при этом свой особый (налоговый) "акцент". Именно поэтому другое её название – налогово-бюджетная политика. Исходя из этого, фискальной политикой можно назвать политику государства в области налогов как главного источника доходов госбюджета. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Справедливы ли они? Подобный вопрос звучал ещё в библейские времена.

"Правильно ли платить налоги кесарю ?" – спрашивали Иисуса Христа его ученики. "А чьё имя значится в надписи на монетах?" – "Кесаря". – "Так отдайте кесарю кесарево" (в-Мф 22:17-21). И вообще всегда отдавайте каждому должное , наставлял, в свою очередь, уже апостол Павел: кому – налоги, кому – уважение, кому – почёт (6-Рим 13:7). Из приведённых строк Библии следует, что налоги – священный долг каждого гражданина перед государством. И только после исполнения этого долга человек вправе ожидать от общества материальной поддержки и защиты своих гражданских прав и свобод.

В самом деле, ведь для осуществления своих важных функций государство нуждается в определённых финансовых средствах, а их главным источником могут быть только налоговые поступления. Значит, налоги неизбежны и обязательны в любом обществе. Обращаясь теперь к видам налогов, сгруппируем их по следующим пяти взаимопересекающимся признакам (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные виды налогов

По объектам налогообложения

По способам взимания налогов

Но способам определения размера налога

По уровням бюджета

По порядку использования

налоги на доходы

налоги на имущество

налоги на расходы

косвенные

пропорциональн ые

прогрессивные

регрессивные

общенациональные

региональные

подоходный

поимущественный

таможенные пошлины

индивидуальные

универсальные

(1) По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары и пр.); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома) и налог на расходы покупателей определённых товаров и услуг (скажем, при покупке вина, водки, сигарет).

Заметим попутно, что расходы граждан весьма "удобны" для налоговой практики и в другом отношении: по крупным покупкам (земельных участков, особняков, яхт, самолётов, золота в слитках и пр.) сразу видно, соответствуют ли расходы налогоплательщика его доходам, с которых уплачен налог. Во многих странах госорганы контролируют с этой целью крупные расходы граждан.

(2) По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Рассмотрим подробно каждый из этих видов. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог).

Положительной стороной этих налогов является то, что они могут смягчать неравенство между людьми, имеющими разные доходы и собственность (через принцип: у кого их больше, с того и налоги больше). Разумность такого подхода выверялась веками: "Повсюду богатый даёт бедному возможность существовать", – читаем ещё у Вольтера о налогах во Франции XVIII века (9-290).

Но есть тут и отрицательная сторона. Ведь доходов у предприятий и их работников тем больше, чем эффективнее производство. Получается, больше платит тот, кто лучше работает. Это угнетает трудовую активность. То же и по имуществу, растущие налоги на собственность тормозят её накопление, побуждая людей больше тратить на текущее потребление. В результате в обществе больше проедается и меньше накапливается богатства.

Отсюда в системе налогообложения всегда есть что́ совершенствовать. Так, некоторые экономисты полагают, что рациональнее брать налог не с доходов, а с исходных факторов производства (с числа нанятых работников, с объёма природных и капитальных ресурсов). Тогда более эффективные производители получат дополнительные средства и стимулы для дальнейшего прогрессирования. Другой путь совершенствования – взимать налог с предпринимателя до начала очередного цикла хозяйственной деятельности (скажем, за весь предстоящий год) в сумме, исчисленной из ожидаемого (вменённого) дохода. Подобный налог на вменённый доход удобен для малых фирм: заранее исполнив свой бюджетный долг, они могут работать более уверенно и продуктивно, стремясь получить доход сверх вменённого. Не без выгоды и государство, получающее деньги вперед. Но при этом исключительно важно правильно определять вменённый доход и налоговый взнос : их размеры не должны быть завышены, чтобы побуждать предпринимателей к развитию бизнеса и выбору именно данной формы уплаты налога.

Российская практика налога на вменённый доход пока мало устраивает бизнесменов (недаром они уже переименовали этот налог в "невменяемый"). Чиновники, как известно, способны испортить любую идею. Так и здесь: они подчас непродуманно подходят с одной меркой ко всем видам бизнеса, проявляя неумение действовать гибко, дифференцированно. К примеру, оправданно ли рассчитывать вменённый доход любой торговой точки по размеру её площади? Ведь один магазин может продавать (условно) золото, а другой – спички; один торгует в бойком областном центре, а другой – в тихом городке; одна аптека только реализует лекарства, а другая и производит их...

В отличие от прямых косвенные налоги включаются в цены определённых товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Здесь тоже выделяют две позиции – акцизы и таможенные пошлины. Акцизы (от лат. accido – обрезаю) – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают в двух вариантах, (а) Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (скажем, вино, табак). Их ещё называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства. (б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость (или её часть) реализуемых товаров и услуг (например, налог с продаж, НДС – налог на добавленную стоимость и др.). Тамо́женные пошлины – это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу.

Роль косвенных налогов тоже неоднозначна. С одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление, скажем, вредных продуктов (алкоголя и табака). С другой, – они же означают рост цен, что может вызывать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию (вспомним инфляционную спираль "зарплата-цены" – с. 262). К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен. Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нем доля косвенного налога. Например, сторублевая пошлина вряд ли отнимет у высокооплачиваемого депутата той или иной думы более 1% дохода. Для человека же с зарплатой, скажем, в 1000 руб. потеря составит уже целых 10%.

(3) По способу определения размера налога различают три основные системы. Пропорциональными (от лат. proportio – соразмерность) называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. Так, если в городе или регионе, где вы живёте, действует единый, допустим, 3-процентный налог с продаж, независимо от объёма покупок, то это как раз пример пропорциональной системы.

В отличие от того у прогрессивных налогов (от лат. progressus – движение вперёд) ставка по мере роста, скажем, доходов также растёт. К примеру, в стране самых высоких в мире налогов – Швеции прогрессивные ставки возрастают от 34 до 56%. Такой "тяжелеющий" налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее и/или на более ответственных должностях, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким процентом налога.

Вот почему иногда бывает полезен и регрессивный налог (от лат. regressus – движение назад), ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Причём такой налог может увеличивать и поступления денежных средств в казну: он стимулирует выход из "налоговой тени" высоких доходов и их дальнейший, уже открытый, рост. Проследим этот эффект на условном примере (табл. 7.2).

(4) По уровню бюджета , в который поступают налоговые суммы (или, говоря иначе, по уровню налогообложения), выделяют налоги общенациональные (в России – федеральные, идущие в государственный, или федеральный, бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней.

Таблица 7.2

Динамика налоговых поступлений при регрессивном налогообложении

(5) По порядку использования необходимо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу страны (так сказать, в "общий котёл"), и целевые, или специальные, имеющие своё, конкретное назначение (например, сборы с владельцев собак, платежи за парковку автомобилей, за пользование мостами, дорогами).

  • Фиска́льный (от лат. fiscus – корзина) – касающийся интересов фиска – государственной казны, госбюджета (в Древнем Риме фиск – императорская казна, а позднее и уже повсюду – государственная казна).
  • Ке́сарь (от греч. kaisar – лат. Caesar – цезарь) – правитель в Древнем Риме.
  • Апо́стол (греч. apostolos – посланник, посол) – (1) первоначально – странствующий проповедник христианства; позднее – каждый из двенадцати учеников Христа; (2) ревностный последователь и проповедник какого-либо учения, идеи.
  • Транзи́т (от лат. transitus – прохождение, проход) – (1) провоз пассажиров или грузов из одной страны в другую через промежуточную страну; (2) перевозка грузов без перегрузок в промежуточных пунктах.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...