Экономика есть концентрированное проявление политики. Афоризмы ленин владимир ильич


Очень многие высказывания Ленина вошли в повседневный обиход, став расхожими фразами. Люди цитируют их, зачастую не зная источника. Я собрал сто самых известных высказываний Владимира Ильича Ленина. Проверьте себя - если какие-то из них вам нравятся и вы регулярно их используете - то, может быть, вы сами - большевик? ;)

2. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

3. Все на свете имеет две стороны

4. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

5. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

6. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

7. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

8. Без революционной теории не может быть и революционного движения

9. Богатые и жулики - это две стороны одной медали

10. Больших слов нельзя бросать на ветер

11. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

12. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

13. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

14. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

15. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

16. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

17. Слова обязывают к делам

18. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

19. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

20. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

21. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

22. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

23. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

24. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

25. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

26. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

27. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

28. Книга - огромная сила

29. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока

30. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

31. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

32. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс

33. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

34. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

35. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

36. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

37. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

38. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

42. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

43. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

44. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

45. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны

46. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

47. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

48. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

49. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

50. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

51. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

52. Революции в белых перчатках не делаются

53. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее

54. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

55. Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать

56. Талант надо поощрять

57. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

58. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

59. Во всякой сказке есть элементы действительности

60. Фантазия есть качество величайшей ценности

61. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

62. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

63. Невежество не есть аргумент

64. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

65. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

66. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

67. Учиться, учиться и учиться!

68. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

69. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

70. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

71. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

72. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

73. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

74. Лучше меньше, да лучше

75. Мы грабим награбленное

76. Разбитые армии хорошо учатся

77. Религия – род духовной сивухи

78. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

79. Люблю я, когда люди ругаются, - значит, знают, что делают, и линию имеют

80. Швыряться звонкими фразами - свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции... Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

81. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

82. Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие

83. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

84. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

85. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее "доводить до конца"

86. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

87. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

88. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

89. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

90. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

91. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

92. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

93. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

94. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

95. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

96. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

97. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

98. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

99. Сотрудничество представителей науки и рабочих, - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила

100. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

ЕЩЕ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ тт. ТРОЦКОГО И БУХАРИНА (Отрывки).

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.
ДИАЛЕКТИКА И ЭКЛЕКТИЦИЗМ.

Странно, что приходится ставить вновь столь элементарный, азбучный вопрос.
К сожалению, Троцкий и Бухарин заставляют делать это.
Они оба упрекают меня в том, что я «подменяю» вопрос, или что я подхожу «политически», а они подходят «хозяйственно».
Бухарин даже вставил это в свои тезисы и пытался «подняться выше» обоих спорящих: я-де соединяю и то и другое.
Теоретическая неверность вопиющая.

Политика есть концентрированное выражение экономики — повторил я в своей речи, ибо раньше уже слышал этот ни с чем не сообразный, в устах марксиста совсем недопустимый, упрек за мой «политический» подход.
Политика не может не иметь первенства над экономикой.
Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма.

Может быть, моя политическая оценка неверна?
Скажите и докажите это.
Но говорить (или хотя бы даже косвенно допускать мысль), что политический подход равноценен «хозяйственному», что можно брать «то и то», это значит забывать азбуку марксизма.
Другими словами.
Политический подход, это значит: если подойти к профсоюзам неправильно, это погубит.

Советскую власть, диктатуру пролетариата.
(Раскол партии с профсоюзами при условии, что партия неправа, наверняка свалил бы Советскую власть в такой крестьянской стране, как Россия.)
Можно (и должно) проверять это соображение по существу, т. е. разбирать, вникать, решать, правилен или неправилен данный подход.
Говорить же: я «ценю» политический ваш подход, «но» это только политический, нам же нужен «и хозяйственный», это все равно, что сказать: я «ценю» ваше соображение о том, что, делая такой-то шаг, вы ломаете себе шею, но взвесьте также и то, что быть сытым и одетым лучше, чем голодным и раздетым.

Бухарин теоретически скатился к эклектике, проповедуя соединение политического и хозяйственного подхода.
Троцкий и Бухарин изображают дело так, что вот-де мы заботимся о росте производства, а вы только о формальной демократии.
Это изображение неверное, ибо вопрос стоит (и, по-марксистски, может стоять) лишь так: без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи.
Конкретнее.
Зиновьев говорит: «Вы делаете политическую ошибку, доводя до расколов в профсоюзах. О росте же производства я говорил и писал еще в январе 1920 г., приводя в пример постройку бани».
Троцкий отвечает: «Эка штука, подумаешь (стр. 29), брошюру написать с примером о бане, а вот у вас «ни слова», «ни единого слова» (22 стр.) о том, что должны делать профсоюзы».
Неверно.
Пример с баней стоит, извините за каламбур, десяти «производственных атмосфер» с придачей нескольких «производственных демократий».
Пример с баней говорит ясно, просто, именно для массы, именно для «толщи» , что должны делать профсоюзы, а «производственные атмосферы» и «демократии» есть сор, засоряющий глаза рабочих масс, затрудняющий их понимание .

Меня т. Троцкий тоже упрекал, что «Ленин не сказал ни слова» (стр. 66) о том, «какую роль играют и должны играть те рычаги, которые называются аппаратом профсоюзов».
Извините, тов. Троцкий: прочитав полностью тезисы Рудзутака и присоединившись к ним, я сказал об этом больше, полнее, вернее, проще, яснее, чем все ваши тезисы и весь ваш доклад или содоклад и заключительное слово.
Ибо, повторяю, натурпремии и дисциплинарные товарищеские суды во сто раз больше значат для овладения хозяйством, для управления промышленностью, для повышения производственной роли профсоюзов, чем совершенно абстрактные (и потому пустые) слова о «производственной демократии», о «сращивании» и т. п.
Под предлогом выдвигания «производственной» точки зрения (Троцкий) или преодоления односторонности политического подхода и соединения этого подхода с хозяйственным (Бухарин), нам дали:
1) забвение марксизма, выразившееся в теоретически неверном, эклектическом
определении отношения политики к экономике;

2) защиту или прикрытие той политической ошибки , которая выражена в политике
перетряхивания, которая проникает собой насквозь всю брошюру-платформу Троцкого.
А эта ошибка, если ее не сознать и не исправить, ведет к падению диктатуры пролетариата;
3) шаг назад в области вопросов чисто производственных, хозяйственных, вопросов о том, как увеличить производство; именно шаг назад от деловых тезисов Рудзутака, ставящих конкретные, практические, жизненные, живые задачи (развивайте производственную пропаганду, учитесь хорошенько распределять натурпремии и правильнее употреблять принуждение в виде товарищеских дисциплинарных судов), к абстрактным, отвлеченным, «опустошенным», теоретически неверным, по-интеллигентски формулированным общим тезисам , с забвением наиболее делового и практичного.

Вот каково, на самом деле, соотношение между Зиновьевым и мной, с одной стороны, Троцким и Бухариным, с другой, по вопросу о политике и экономике.
Конечно, я всегда выражал, выражаю и буду выражать пожелание, чтобы мы занимались меньше политикой, больше хозяйством.
Но нетрудно понять, что для выполнения этих пожеланий надо, чтобы не было политических опасностей и политических ошибок. ..
Возьмите вопрос о пользе «широкой дискуссии».
Здесь мы увидим тоже, как политические ошибки отвлекают от хозяйственных задач.
Я был против так называемой «широкой» дискуссии и ошибкой, политической ошибкой тов. Троцкого считал и считаю срыв им профкомиссии, в которой должна бы была пойти деловая дискуссия.
Я считаю политической ошибкой буферной группы с Бухариным во главе, что они не поняли задач буфера (подменили и здесь диалектику эклектицизмом) ;
они именно с точки зрения «буфера» должны были с бешеной энергией выступить против широкой дискуссии за перенесение дискуссии в профкомиссию.
Посмотрите, что вышло.
30 декабря Бухарин договорился до того, что «мы провозгласили новый священный лозунг рабочей демократии, которая заключается в том, чтобы все вопросы обсуждать не в узких коллегиях, не в маленьких собраниях, не в какой-нибудь своей корпорации, а выносить все вопросы на широкие собрания.
И вот, я утверждаю, что, вынося вопрос о роли профсоюзов на такое громадное собрание, как сегодняшнее, мы тем самым делаем шаг не назад, а вперед» (стр. 45).
И этот человек обвинял Зиновьева в водолействе и в преувеличении демократии! Сплошное водолейство и «ляпанье», полное непонимание того, что формальный демократизм должен быть подчинен революционной целесообразности!
Ничуть не лучше у Троцкого...
Не прошло и месяца с тех пор, как Троцкий 25 декабря начал «широкую дискуссию», и едва ли найдется 1 из 100 ответственных партработников, который бы не чувствовал оскомины от этой дискуссии, не сознавал ее бесполезности (если не хуже).
Ибо Троцкий отнял время у партии спором о словах, о плохих тезисах, обругавши «келейным» рассмотрением как раз деловое, хозяйственное рассмотрение в комиссии, которая ставила бы своей задачей изучение и проверку практического опыта для того, чтобы, учась из этого опыта, идти вперед в настоящей «производственной» работе, а не назад, от живого дела к мертвой схоластике всяких «производственных атмосфер».
Возьмите пресловутое «сращивание».
Я советовал 30 декабря о нем помолчать, ибо мы не изучили нашего собственного практического опыта, а без этого условия споры о сращивании неизбежно вырождаются в водолейство, в пустое отвлечение сил партии от хозяйственной работы.
Я назвал бюрократическим прожектерством тезисы Троцкого по этому пункту с предложениями вводить в состав совнархозов от 2/3 представителей профсоюзов.
За это на меня очень рассердился Бухарин, который, как я вижу из стр. 49 отчета, обстоятельно и подробно доказывал мне, «что когда люди собираются и говорят о чем-нибудь, они не должны изображать из себя глухонемых» (буквально так и напечатано на указанной странице!).
Рассердился и Троцкий, который воскликнул:
«Я прошу каждого из вас записать у себя в книжке, что тов. Ленин назвал это бюрократизмом такого-то числа, а я осмеливаюсь предсказывать, что это будет через несколько месяцев принято и к сведению, и к руководству, чтобы в ВЦСПС и ВСНХ, в Цека металлистов и в отделе металла и т. д. имелось бы общих работников от трети до половины...» (стр. 68).
Прочитав это, я попросил тов. Милютина (заместитель председателя Высшего совета народного хозяйства) прислать мне имеющиеся печатные отчеты по вопросу о сращивании.
Думаю про себя: начну-ка я хоть помаленечку изучать наш практический опыт , ибо нестерпимо скучно заниматься «общепартийным говорением» (выражение Бухарина, стр. 47, которое, пожалуй, станет «крылатым словечком» не менее, чем знаменитое «перетряхивание») — впустую, без материала, без фактов, высасывая из пальца разногласия, дефиниции, «производственные демократии».
Тов. Милютин прислал мне несколько книг, в том числе «Отчет ВСНХ VIII Всероссийскому съезду Советов» (М., 1920; предисловие помечено 19 декабря 1920)...
Итак, уже теперь участие рабочих, в среднем, составляет 61,6%, т. е. ближе к 2/3, чем к половине!
Бюрократически-прожектерский характер того, что написал об этом в тезисах тов. Троцкий, уже доказан.
Говорить, спорить, писать платформы «от 1 /3 до 1/2» или «1/2 до 2/3», все это — самое пустопорожнее «общепартийное говорение», отвлечение сил, средств, внимания, времени от производственной работы, одно политиканство без серьезного содержания.
А вот в комиссии, где нашлись бы люди с опытом, где не согласились бы писать тезисов, не изучив фактов, можно бы с пользой для дела заняться проверкой опыта, — скажем, опросом десятка-другого (из тысячи «общих работников»), сличением их впечатлений и выводов с объективными данными статистики, попыткой добиться деловых, практических указаний для будущего: надо ли, при таких-то итогах опыта, сейчас же двигаться вперед в том же направлении или несколько изменить и как именно изменить направление, приемы, подход, или, в интересах дела, остановиться, проверить опыт еще и еще раз, переделать, может быть, кое-что и т. д. и т. п.
Настоящий «хозяйственник», товарищи (позвольте уж и мне немного заняться «производственной пропагандой»!), знает, что капиталисты и организаторы трестов даже в самых передовых странах по многу лет, иногда по десять лет и больше, занимались изучением и проверкой своего (и чужого) практического опыта, исправляя, переделывая начатое, возвращаясь назад, исправляя много раз, чтобы добиться вполне подходящей к данному делу системы управления, подбора высших и низших администраторов и т. д.
Так было при капитализме, который во всем цивилизованном мире опирался в своей хозяйственной работе на опыт и привычки веков...
Мы и через десять лет наверняка должны будем сказать, что у всех работников партии и профсоюзов достаточного производственного воспитания нет.
Как не будет через 10 лет достаточного военного воспитания у всех работников партии, профсоюзов, военного ведомства.
Но начало производственного воспитания у нас создано тем, что около тысячи рабочих, членов и делегатов профсоюзов, участвуют в управлении и управляют предприятиями, главками и выше.
Основной принцип «производственного воспитания», воспитания нас самих, старых нелегалыциков и профессиональных журналистов, состоит в том, чтобы мы сами брались и других учили браться за внимательнейшее и подробнейшее изучение нашего собственного практического опыта, по правилу: «семь раз примерь, один отрежь».
Настойчивая, медленная, осторожная, деловая, деловитая проверка того, что сделала эта тысяча, еще более осторожное и деловитое исправление их работы и продвижение вперед лишь после вполне доказанной пользы данного приема, данной системы управления, данной пропорции, данного подбора лиц и т. д.
Вот основное, коренное, безусловное правило «производственного воспитания», и как раз это правило нарушает тов. Троцкий всеми своими тезисами, всем своим подходом к вопросу.

И, как следствие, политика снова становится концентрированным выражением экономики. Пока есть государство, нет свободы. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политич. Честность в политике есть результат силы, — лицемерие — результат слабости. Политика» Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. П., М., 1970; Бовин А. Е., В. И. Ленин о П. и нолитич.

Когда в феврале - марте падение замедлилось, стали говорить о выходе экономики на «плато». Однако в мае Росстат опять перестроил настроения политиков и чиновников на оптимистический лад, обнародовав данные о заметном замедлении инфляции. Словом, идем прежним курсом усиления государственного присутствия в экономике. Судя по спорам, которые ведут между собой профессиональные экономисты, можно предположить, что этими заявлениями цикличность в развитии новейшей российской политики не исчерпывается.

Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно — производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке? Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно.

Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации.

Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется – это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности.

28. Любое государство есть угнетение. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. 33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. 102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.

К примеру, экономика в состоянии глубокого падения, денег в бюджете нет ни на что, а трудящиеся «голосуют сердцем» за власть, которая все это допустила. Во-первых, отсутствием в политике общества как самостоятельного игрока со всеми формально имеющимися у него институтами – партиями, НПО, прессой, гражданскими инициативами. Но прогнозировать эти явления современная социальная наука не в состоянии. Иными словами, в сложном уравнении, описывающем развитие новейшей российской политики, остается, как минимум, одно очень важное неизвестное.

Богатые и жулики, это – две стороны одной медали. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. Без революционной теории не может быть и революционного движения. Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. С точки зрения марксизма-ленинизма П.- и как практич.

Парадеев Валерий Дмитриевич: Политика – концентрированное выражение экономики

Причём чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. В конечном же счёте и внеш., и внутр. П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы обществ. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух осн. областей П. имеет свою важную специфику.

В зависимости от той сферы обществ. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут означать конец П. как специфической формы человеческой деятельности. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»).

Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. В период средневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. 17–18 вв. рассматривались гл. обр. с позиции теории естественного права. 19 в. внес много нового и в политич. В начале века эта тенденция была представлена социалистами-утопистами.

Они выступали за рациональный подход к социологии вообще и к П. в частности. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими обществ. В политич. деятельности принимают участие и другие, формально неполитич. В конечном счете внешняя П. определяется внутренней, однако в рамках этой общей зависимости внешнеполитич.

П. в области лит-ры и иск-ва, карат. П. и т.д. Борьба за власть и политич. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести П. – в борьбе за упрочение, совершенствование политич. Они осуществляются в массовой деятельности, в борьбе и сотрудничестве обществ. Эти интересы в конечном счете выступают как социальная причина политич. Это открывает путь для политич.

П. дает широкие возможности и для прогрессивных политич. П. тесно связана и с правом. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны осн. принципы науч. П. и политич. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность» (там же, с. 438). Принципиальная П. отнюдь не означает отрицания компромиссов.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. П. – не зеркальное отражение экономики. Однако в перспективе подобные политич. П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. Поскольку никто не знает, когда завершится мировой кризис и когда прекратятся кризисные явления в российской экономике.

Политика есть самое концентрированное выражение экономики;

Первая формула исходит из определяющего значения экономических отношений. Но политика не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всœего случайного и неустойчивого. Это приводит к выделœению главного и основного. Научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей.

Вторая формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинœено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. Политическая деятельность будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является простым слепком с логики экономического развития. Это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития. Или, что встречается гораздо чаще, для частичного, неполного учета действия этих законов в политике.

Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Насилие - это крайнее выражение политического воздействия, это повивальная бабка истории. Но даже не в критических, насильственных моментах истории политические воздействия выступают мощным ускорителœем социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Это различие правильное и крайне важное, но в известной мере условное. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном же счете и внешняя, и внутренняя политика решают одну задачу обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя.

Структуру политического руководства можно свести следующим основным моментам:

1) постановка принципиальных задач, четкое определœенных перспективных, а также ближайших целœей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени;

2) выработка методов, средств, форм общественной деятельности, с помощью которых поставленные цели бывают достигнуты оптимальным образом. В этой связи цель не всœегда оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для достижения человеческих целœей, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели;

3) подбор и расстановка кадров, которые способны понять и выполнить намеченные цели.

Политика, даже научная политика, - это столь же искусство, сколь и наука. Политика широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелœей. Диапазон отклонений в политических решениях объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

Важнейшей составной частью общей политики является экономическая политика.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя.

Социальное содержание экономической политики, ее идея, цели и средства достижения определяются характером общественного строя, господствующими отношениями собственности. На экономическую политику, вырабатываемую стоящей у власти политической партией, оказывают влияние многие факторы:

Соотношение политических и социальных сил в стране;

Степень развития социальных конфликтов и социальной напряженности в стране и на международной арене;

Состояние мира и войны.

Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. При рабовладельческом и Феодальном строе экономическая политика ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В современных условиях экономическая политика представляет собой механизм социально-экономического и политического маневрирования и регулирования воспроизводства.

Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам в развитии общества. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки. Концентрирует внимание на решении неотложных задач, на преодолении возникающих узких мест.

Цели и задачи экономической политики реализуются на практике через систему мер, к которым относятся программирование экономики, развитие государственного сектора, выплата субсидий, разработка и осуществление антиинфляционных мероприятий, совершенствование кредитно-финансовой деятельности, развитие межгосударственных монополистических организаций.

В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства.

10.2. Возникновение государства и его экономическая роль на разных этапах развития человеческого общества

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство - это основное орудие политической власти в обществе. Основными признаками государства являются:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма;

2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определœенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

3) наличие определœенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. По этой причине термин государство иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.

Государство - это основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные учреждения и объединœения. Все они в совокупности образуют политическую организацию общества. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти, что выражается:

1) в универсальности власти. Государственная власть распространяется на всœе населœение и всœе общественные организации данной страны;

2) в прерогативах власти. Государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. Сюда следует отнести монополию законодательства, правосудия, суверенитет.

Государство - это результат общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство возникло из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца вместе с образованием общества. Этот процесс образования общества охватил:

Возникновение совокупности людей, объединœенных неприродными связями, общими интересами и целями;

Возникновение и углубление общественного разделœения труда;

Появление частной собственности;

Социальную дифференциацию членов общества и образование классов;

Возникновение имущественного, социального и функционального неравенства людей;

Возникновение политики, организующей и регулирующей общественные отношения;

Появление нового института политики - власти с орунами управления и контроля.

История государства - это сложный процесс, который опосредован историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), спецификой общественно-экономических формаций. С этих позиций можно выделить несколько базовых этапов эволюции государства и развития его экономической роли :

1) ранняя стадия становления государства . В данный период сохраняются остатки первобытной (военной) организации демократии, чередуются республиканские и монархические режимы и формы правления. Существуют не классовые структуры, в делœение на свободных и несвободных граждан - членов общества. Это было еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, которые не входили в общество и не имели ни гражданских, ни политических прав. Государство выполняло в это время две функции: устройство общих дел в сообществе свободных людей и господство - подавление порабощенных людей;

2) государство Средних веков и начала Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения. Страна и подданные (народ) являются собственностью монарха (государевы люди). Доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Власть концентрировалась на расширяющейся социальной и экономической базе (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединœение земель). Отношения вассальной (личной) преданности монарху заменялись государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Инициатива церкви создать единое политическое пространство Запада была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. В XVI в. появляется само понятие государства. А до этого роль этого понятия выполняли такие понятия, как земли, владения, княжества, королевства, империи, республики;

3) этап подготовки гражданского общества и правового государства. Сформировались социальные и классовые структуры, сложились товарно-денежные отношения, изживались остатки неэкономического принуждения. Формировалась личность нового типа. Формировался суверенный народ, который высвобождался из-под гнета государства и становился равным ему партнером. Народ стал участником политического процесса, вступил в договорные (конституционные) отношения с государственной властью. Происходило создание многонациональных империй, состоявших из метрополий и колоний, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные империи). История отвергла имперские государства. Жизнеспособными оказались федеративные и конфедеративные государства. Эти государства обеспечили экономический, политический и культурный союз социально однородных и равноправных государств, их интеграцию. Интеграционные союзы могут сделать неравные государства равноправными и способствуют изживанию самого неравенства. Имперские государства пытались решить эти вопросы насильственным путем, тем самым они углубляли неравенство народов и государств;

4) современный этап эволюции государства . Этот этап отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (федеративное объединœение Германии, вслед за Швейцарией и США, развитие этих процессов в Югославии и бывшем СССР). Появились условия для формирования новой, современной государственности: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, создание нового динамичного типа социального и экономического развития, стабильности государства благодаря равновесию власти и общества, возможности политического единства государства.

Государства имеют свою типологию, их различные виды можно классифицировать. В основе классификации лежат различные признаки:

1) классовая природа правящих сил. Отсюда видно, какому классу служит государство. В этой связи существует делœение на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство;

2) формы правления. Другими словами - это формы организации правящей власти. С этих позиций выделяют монархическое, республиканское государство, президентские или парламентские республики;

3) устройство политической организации. С этих позиций выделяют государство унитарное, федеративное, конфедеративное;

4) политический режим. В этой связи разграничивают демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, а также диктаторское, деспотическое, либеральное государство.

Типологический анализ государств исторически был самым ранним. Им занимались еще Платон и Аристотель. С античных времен данный анализ служил для сопоставления государств различных типов и поиска лучших способов государственного правления.

Государства всœех времен и типов характеризуются рядом устойчивых, общеисторических признаков. К ним относятся:

1) обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

2) наличие характерной политической системы, структур центральной и периферийной власти, отношений между ними;

3) обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;

4) наличие ряда обязательств перед страной и народом - поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, достигать цели общего блага;

5) наличие ряда монопольных прав - монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп; монопольное право издавать обязательные для всœех законы, осуществлять эмиссию денежных знаков, определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы пресечения, монопольное право на осуществление внешней политики, право на представление государства за рубежом.

Существование государства связано с выполнением им совокупности необходимых функций. К ним относятся функции:

Защиты государственного строя;

Предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

Регулирования экономических и других общественных отношений;

Осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

Осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

Организации обороны страны и ведения вооруженной борьбы.

Социальные потрясения, смена эпох изменяют и типы государства, изменяют его функции, сменяют формы государственной власти. Но государство как политический институт всœегда остается. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и усилению его функций. Идея отмирания государства оказалась преждевременной, призрачной и превратилась в догму.

Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления. Это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Более того, в начале XX в. в движениях мондиализма и федералистов мира возникла идея интернационализма государства, создания мирового правительства. Оно должно было бы решать общие дела уже не отдельной страны, а человечества. Мировые войны, деканонизация, активизация международного разделœения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем подтвердили тот факт, что мир нуждается в общем управлении, но мировой власти, которая могла бы организовать это управление, пока не существует. Частично эти функции осуществляют региональные союзы государств, к примеру ЕС.

(Марк Твен)

Безусловно, тема политических заключенных, и особенно узников Болотной, томящихся второй год в тюрьме - главный, оголенный нерв в отношениях оппозиции и власти. Это, если говорить об основной политической составляющей вчерашней встречи Президента РФ Владимира Путина с лидерами непарламентских оппозиционных партий.

Но есть еще одна, не менее важная тема, ленинскую формулу: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики», никто не отменял.

При средней цене около 110 долларов за баррель, Россия балансирует на грани рецессии. В благополучной, сытой Москве не столь видны глубинные проблемы, нарастающие не только во второй, третьей и четвертой России, по классификации Зубаревич, где дефицит региональных бюджетов приближается к 1,5 триллионам. Дыра в пенсионном фонде почти 2 триллиона. А самодостаточным, как утверждает Наталья Васильевна, осталось только три.

По этой причине звучат алармистские сценарии, в общественном сознании нарастает тревога. Весьма осведомленные люди из экспертного сообщества называют нынешнюю Россию - мини-СССР образца 1987-88 годов. Если их прогнозы достоверны, то у страны осталось 3-4 года исторического времени.

Поэтому предложение Михаила Прохорова провести земельную реформу, как новую повестку России, очень своевременно.

Неплохо знаю содержание этого системного документа, который был жарко обсужден на федеральном комитете «Гражданской Платформы» (ГП) два месяца назад. Михаил Дмитриевич правильно сделал, что вручил проект реформы главе государства лично, в руки. И, это было не менее знаковое событие, чем список политзаключенных.

И вот почему.

В ближайшее время у федерального центра возможности выполнять взятые на себя обязательства, и прежде всего социальные, будет все меньше. Их станут сбрасывать на регионы, и они не будут обеспечены финансовыми мандатами. Источники придется искать на местах.

Земельный налог, это целиком местный налог. Он расщепляется в бюджетной системе исключительно между субъектом РФ и муниципалитетами. В этих условиях, одно из предложений лидера ГП отменить категорирование земель около крупных городских поселений, не только единственный выход наполнения местных бюджетов, но и реальная антикоррупционная мера.

Непрозрачная процедура перевода из земель сельхозназначения в земли поселений, промышленности, транспорта, связи, в отдельных случаях увеличивает рыночную стоимость в 20-30, а иногда и в 100 раз. Потери для консолидированных бюджетов по моим оценкам в год - от 10 до 15 млрд. долларов.

Сегодня огромные деньги от такой своеобразной географической ренты оказываются в карманах чиновников и являются основным источником коррупции на региональном уровне.

Между тем право продажи застройки на сельскохозяйственных землях через процедуру открытых, прозрачных аукционов, это и поступление в бюджет, и возможности развития инфраструктуры. И наконец, существенное удешевление жилищного строительства.

Прохоров абсолютно прав, когда сказал, что дефицит земли у нас создан совершенно искусственно. Земельный фонд России составляет 17,1 млн. кв. километров, при этом 97 % всего земельного налога в стране собирается с 1,8 % ее территории.

Предвижу яростную критику. «Защитники» сельского хозяйства в Федеральном Собрании будут кричать, что это похоронит наш аграрный сектор. Лукавство! Я сам агроном, работал директором совхоза и знаю цену земли не понаслышке.

У меня вопрос к «народным заступникам»: почему их волнуют земли исключительно вокруг крупных городов? Они не обращают внимание на то, что в стране 60 млн. га сельскохозяйственных угодий, из которых 40 млн. га пашни деградируют, заболачиваются, закисляются, зарастают лесом.

В конце концов, оживление региональных экономик, это вопрос развития и поддержки сельского хозяйства, в том числе, из местных бюджетов.

Внимательно посмотреть, пообещал Президент РФ предложенную Прохоровым земельную реформу и по возможности включить отдельные положения в текст послания Федеральному Собранию.

Если это действительно произойдет, то Владимир Ильич опять окажется прав: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...