Что послужило причиной реформы 1992 года. Начало экономической реформы


Первой радикальной реформой стал отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства, освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100-150 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства россиян.
Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хроническими стали задержки с выплатой заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центральным банком России, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая "командой Гайдара", оказалась под огнем острой критики противников курса "шокотерапии". Рост денежной массы (к январю 1993 г. в России было напечатано в 4 раза больше денег, чем в середине 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели "шокотерапии" и необходимости корректировки курса экономических реформ.
Одновременно с отпуском цен последовали меры по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось "первоначальное накопление капиталов" за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса явилось накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения.
Наконец, третьей важнейшей задачей макроэкономической модернизации явилось разгосударствление собственности в стране путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так было оценено все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г. А спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. При этом фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Экономические реформы в России 1992-97 годов

Предпосылки реформ

В 1960-е - 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно. Полученная в результате экспорта валютная выручка тратилась преимущественно не на модернизацию экономики (приобретение высоких технологий или переоснащение оборудования), а на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Так, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (до 90 %) валютной выручки.

В середине 1980-х годов на фоне падения цен на нефть (с $30,35 за баррель в октябре 1985 г. до $10,43 в марте 1986 г..) и сокращения доходов от экспорта на 30 % началось нарастание дефицита бюджета. Так, дефицит бюджета, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, в 1986 г. увеличился почти втрое. Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост - при фиксированных ценах - приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. Была очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

На фоне распада СССР и продолжающегося экономического кризиса президент России Борис Николаевич Ельцин объявил о начале радикальных экономических реформ и возглавил Правительство.

Хронология

декабрь 1991 - указ о свободе торговли

январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации

июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

Российские деньги 1992 г. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г.

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20% , уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15-20% населения к 1997-1998 гг.

Приватизация

Приватизация в России - приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть гос. имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров.

Нормативная база приватизации

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». [Экономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Российская Федерация». М. 1995. С. 54.] Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и «О собственности в РСФСР» от 24/12/1990. Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ - Верховному Совету РФ.

В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Российская Федерация в 1991-2000 гг.

переход на главную

Последствия перестройки

1.1. Экономическими последствиями развала СССР и трудностей экономических преобразований стало сокращение экономического потенциала России на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге.

Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения.

Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса.

1.2. Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система.

Начало российской модернизации

2.1. Экономическое развитие в 1991-1993 гг. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.

2.1.1. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу экономических реформ на 1992-1993 гг., которая включала в себя:

Свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит);

Либерализацию торговли и затем

  • массовую приватизацию жилья и госпредприятий.

Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ. Структурная перестройка российской экономики предполагала преодоление сверхмилитаризации и чрезмерного производства средств производства (которое в 1992 г. составляло 82,6 %).

Социальное направление реформ заключалось в создании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.



Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода шоковой терапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар .

2.1.2. Ход реформы. С 1 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20 % госпредприятий в торговле и сфере услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.

Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. Проводилось сокращение доли общих военных расходов (в 1991 г. - на 67-71%).

2.1.3. Итоги первого этапа. Результаты реформ оказались глубоко противоречивы.

С одной стороны , в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой.

С другой стороны , продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10-15 раз.

В результате освобождения цен денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию.

В ходе процесса приватизации (продажи акционированных предприятий) произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения страны.

Экономическое развитие в 1993-1994 гг.

2.2.1. Новый правительственный кабинет. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В.С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).

2.2.2. Корректировка курса реформ . При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных (в т.ч. убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, вновь получившим от правительства значительные кредиты. Протекционизм также являлся главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия с принципами проведения реформ назначенные в новый кабинет вице-премьером Е.Т. Гайдар и министром финансов Б.Г. Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.

Главным же направлением реформы стала массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях. Координировал этот процесс один из вице-премьеров А.Б. Чубайс .

2.2.3. Итоги. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции и сверхмонополизации приватизация имела ряд негативных последствий при очевидных успехах в ряде отраслей. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор, распоряжающийся доходами.

За первые годы реформ выросло количество частных банков (до 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве доля предприятий с государственной формой собственности составляла не более 15% земельных угодий (24000 колхозов). Остальные превратились в ТОО и АО, но для большинства хозяйств это было единственным изменением.

Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

С конца 1991г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89 субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса.

Экономический кризис в стране после августовского путча 1991 г. набирал темпы, после распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая ситуация, когда, по существу, был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая система государственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40-1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями.

Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Люди повсеместно стали использовать бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого государственного уравнительного распределения продукции в натуральном виде, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы.

Президент и его команда избрали путь радикальных экономических реформ.

Перед российским руководством во главе с Ельциным встал выбор, какую из представленных экономических программ реализовывать.

Программе "500 дней", подготовленной в 1990 г. группой советских экономистов под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского.

Экономическая программа Е.Т. Гайдара.

Главной целью экономической реформы является "экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы".

новой экономической системы, которая должна быть создана:

Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

Полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;

Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности;

Свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение;

Дополнение товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком;

Открытость экономики, ее последовательная интеграция в мировое хозяйство;

Обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан;

Отказ всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности.

В соответствии с программой "500 дней" в течение первых 100 дней (программа чрезвычайных мер) должен быть принят пакет законов, необходимых для функционирования рыночной экономики; начинается приватизация и акционирование государственной собственности; проводится жесткая финансово-денежная политика, ведущая к резкому сокращению бюджетного дефицита и прекращению роста денежной массы; начинается земельная реформа; проводится сокращение военных расходов и инвестиций за счет бюджета; прекращается выплата всех дотаций и субсидий предприятиям; начинается поэтапная либерализация розничных цен. В течение следующих 150 дней (101-250-й) намечалось снятие государственного контроля за ценами уже для широкой товарной массы, полная ликвидация бюджетного дефицита, широкое развитие приватизации, демонополизация и ликвидация устаревших административных структур, индексация доходов с учетом динамики цен.

В течение последующих 150 дней (251-400-й) на базе развития рыночных отношений и все более полного насыщения рынка намечалось достичь его стабилизации, еще дальше продвинуть приватизацию и либерализацию цен, ввести конвертабельность рубля. Наконец, в оставшиеся 100 дней (401-500-й) ожидалось начало подъема в экономике, развертывания масштабной структурной перестройки.

Главные пункты гайдаровской программы экономических реформ заключались в:

Дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;

Стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;

Приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;

Активная социальная политика в целях приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;

Структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;

Создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен.

Логика авторов правительственной программы экономических реформ исходила из комплексного подхода к реформированию сверх централизованной командной экономики. Так, дерегулирование экономики и либерализация цен, по их мысли, открывают дорогу предпринимательству, развитию торговли, формированию механизмов рыночного самоуправления. Стабилизация финансов и денежной системы усиливает экономические стимулы, дает в руки государства эффективные рычаги воздействия на поведение субъектов хозяйствования, делает объективной необходимостью структурную перестройку, позволяет отделить банкротов.

Следующий шаг в рамках этого замысла - приватизация. Она необходима для того, чтобы привести в действие рыночный механизм, активизировать хозяйственные и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных агентов и класс собственников - социальную базу подлинной демократии. Структурная перестройка экономики жизненно необходима для преодоления доставшихся в наследство от "реального социализма" грубейших деформаций в структуре производства в сторону сверх милитаризации и чрезмерного производства средств производства.

Вывод: Программа Гайдара была взята за основу реализации для перехода к рынку. Однако по ходу ее реализации она неоднократно редактировалась.

Реализация программы Гайдара начинается с 2 января 1992 года. Последствия реализации выбранной программы наиболее ярко проявились в 1998 году.

Вам представлен документ «Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ № 5447» Об обращениях и заявлениях, поступивших в Государственную Думу в связи со Всероссийской акцией протеста 7 октября 1998 года.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №5447

Об обращениях и заявлениях, поступивших в Государственную Думу в связи со Всероссийской акцией протеста

Рассмотрев обращения и заявления трудовых коллективе», общественных объединении, в том числе политических партий и общественных движении, принятые в ходе Всероссийской акция протеста 7 октября 1998 года, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что главной причиной забастовок, демонстраций и митингов трудящихся, пенсионеров и молодежи явилось забвение властью, руководителями предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности основных конституционных прав граждан Российской Федерации.

Развал экономики и финансовой системы, а также разрыв интеграционных связей между регионами и предприятиями, продажа за бесценок ведущих предприятий и даже отраслей промышленности, неудовлетворительный уровень борьбы с преступностью привели к резкому падению уровня жизни большинства граждан Российской Федерации. Социально-экономический и финансовый кризис в Российской Федерация » условиях развала производственного сектора экономики еще больше ухудшил положение десятков миллионов граждан, поставив их на грань физического выживания.

Возмущенные своим тяжелейшим положением, большинство граждан Российской Федерации справедливо требуют незамедлительного погашения задолженности по выплате заработной платы в размере 88 миллиардов рублей (в том числе задолженности бюджетов всех уровней в размере 20,9 миллиарда рублей), восстановления нормальных условий для работы отечественной промышленности, достаточного финансового обеспечения науки, образования, здравоохранения, оборонного комплекса Российской Федерации, соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Особенностями Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года стали организованность, дисциплинированность, массовость. Граждане Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу Отечества, выбрали мирные формы борьбы за свои конституционные и гражданские права. По данным профессиональных союзов, мероприятия с участием более 10 миллионов человек прошли почти на 40 тысячах предприятий, в тысячах городов, поселков состоялись демонстрации, митинги. Всего во Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года участвовали более 25 миллионов человек.

В резолюциях большинства митингов содержались требования о досрочном прекращении Президентом Российской Федерации Ельциным Борисом Николаевичем исполнения своих полномочий.

Участники Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года требовали смены социально-экономического курса, внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусматривающих ограничение полномочий Президента Российской Федерации, предоставление более широких властных функций Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации и усиление ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за состояние дел в экономической и социальной сферах на местах.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Призвать обоснованными и справедливыми основные требования трудящихся, общественных объединений, в том числе политических партий и общественных движений, выдвинутые в ходе Всероссийской акции протеста 7 октября 1998 года.

2. Считать, что первоочередными мерами по выходу из социально-экономического и финансового кризиса должны стать совместные действия федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти по обеспечению своевременного погашения задолженности по выплате заработной платы, государственных пенсий, стипендий и других социальных пособий и их индексации, а также по предоставлению государством гарантий сохранности денежных вкладов населения в банках.

3. Поручить председателю Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, В. Д. Филимонову до 10 ноября 1998 года представить информацию о проделанной комиссией работе.

4. Предложить Правительству Российской Федерации:

представить до 1 декабря 1998 года в Государственную Думу программу мер, направленных на преодоление социально-экономического и финансового кризиса в стране, и проект федерального закона о федеральном бюджете на 1999 год;

принять неотложные меры, направленные на обеспечение своевременной выплаты заработной платы, государственных пенсий, стипендий и других социальных пособий;

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих индексацию минимального размера оплаты труда, повышение тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, размеров государственных пенсий и социальных пособий, усиление гарантий соблюдения трудовых прав граждан,их прав в сфере образования и охраны здоровья.

Вывод: Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, экономика страны к концу 90-х гг. оказалась в состоянии кризиса. Инфляция, спад производства, закрытие предприятий, рост государственного долга, обострение социальных проблем – все это ярко характеризует состояние российской экономики.

Среди причин неудач проведения экономических преобразований в 90-х гг. могут быть названы:

Непоследовательность проведения реформ.

Мировой экономический кризис 1997-1998 гг.

Министерская чехарда.

Ошибки разработчиков экономических преобразований.

Война в Чечне.

Политический кризис в стране.

Вывод: В постперестроечный период Россия перешла к складыванию рыночных отношений, то есть начала новый этап модернизации экономики, на пути к которой встретились большие трудности и были допущены серьезные ошибки со стороны политического руководства страны. За десятилетие преобразований возникли острые социальные проблемы.

Но не все получилось так, как задумывалось.

Во-первых, не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ.

Наоборот, разразилось великое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. В обществе возникло такое политическое и социальное явление, как хасбулатовщина: стремление перехватить исполнительную власть, вернуть страну частично в прошлое за счет восстановления прежних административных структур; дешевый популизм в сочетании с блокированием ряда

важных реформаторских политических направлений (приватизация, антиинфляционная политика, в частности путем сокращения бюджетного дефицита); линия на выделение кредитов и субсидий неприбыльным предприятиям и отраслям (а это в то время не менее 20% всей промышленности; теперь на такие предприятия приходится до 50% промышленной продукции). Противостояние властей в значительной степени подорвало потенциал экономических реформ.

Во-вторых, не удалось достичь макроэкономической стабилизации.

В-третьих, цена экономических реформ оказалась непомерно велика: произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства,

резко возросла инфляция (1992-1993 гг.), активно разрушался научно-технический потенциал страны, ухудшалась структура производства, падала его эффективность и т. д. В результате всего этого зрело и укреплялось сопротивление радикальным экономическим реформам, возникла почва для объединения и консолидации сил оппозиции.

В-четвертых, стремясь вывести государство из сферы административного вмешательства в экономику, чтобы дать ей свободу и импульс к саморазвитию, радикальные демократы допустили неуправляемость в хозяйстве, не сумели направить реформу в последовательное русло системных преобразований. Они переходили от проинфляционной к антиинфляционной политике, латали дыры, в самой их среде зрели противоречия, которые потом оказались для них роковыми. Переход на экономические рычаги управления не дал эффекта и в стимулировании предпринимательства. Жесткая налоговая политика серьезно ослабила стимулы к развитию предпринимательства. Не проводилась также и эффективная промышленная политика в интересах борьбы со спадом и стимулирования прогрессивных структурных сдвигов в производстве, в результате чего образовалась опасная тенденция к вывозу российского капитала за границу и сдерживанию иностранных инвестиций в хозяйство страны.

В-пятых, молодые реформаторы совершали элементарные ошибки. Например, вовремя не напечатали деньги перед либерализацией цен, допустили кризис неплатежей и т. д. Кризис неплатежей впоследствии нарастал как снежный ком и в настоящее время превратился едва ли не в главный порок российской экономики.

В-шестых, правительство не достигло успеха в борьбе с преступностью в стране, допустив разгул коррупции, создание целых кланов мафиозных групп, организованной преступности. Это породило резкое недовольство в обществе.

В-седьмых, было недооценено развитие малого и среднего бизнеса. Его появлению на свет сопутствовали неоправданные бюрократические, налоговые и иные ограничения.

По всем этим причинам смена правительства радикалов-реформаторов стала неизбежной. Оно в значительной степени утратило доверие общества, а следовательно, и Президента, то и показали результаты парламентских выборов 12 декабря 1993 г. Была широко признана необходимость корректировки принятого курса реформ.

Руководители правительства России в 1990-е годы

Даты

Руководитель

Борис Николаевич Ельцин , возглавлял Правительство России как президент России (в связи с проведением радикальной экономической реформы).

Егор Тимурович Гайдар , исполняющий обязанности председателя Совета министров – Правительства РФ.

Виктор Степанович Черномырдин , одновременно
5 ноября – 6 ноября 1996 г. был исполняющим обязанности президента РФ в связи с болезнью Б. Ельцина; повторно 23 августа – 11 сентября 1998 г. – исполняющий обязанности председателя Правительства (не утвержден Государственной Думой РФ).

Евгений Максимович Примаков .

Владимир Владимирович Путин , с 9 августа 1999 г. исполняющий обязанности председателя Правительства РФ; с 31 декабря 1999 г. одновременно исполняющий обязанности президента РФ

Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара

Направление

Реформа ценообразования

С 1 января 1992 г. отпускались цены на большинство товаров и услуг. Постепенная адаптация производителей и потребителей к рынку

Приватизация

Большая часть государственных предприятий перешла в частные руки. Всем гражданам России выдана часть государственной собственности стоимостью 10 000 руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. руб. в ценах 1993 г.

Монетаризм

Жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий (главный метод).

Децентрализация

Упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб. Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение.

Разрушение «железного экономического занавеса»

Появление товаров зарубежного производства, насыщение рынка и увеличение конкуренции, в результате которой многие отечественные производители были на грани разорения. Политика либерализации внешней торговли (фритредерства) и насыщение рынка товарами первой необходимости.

Конвертируемость рубля

Интеграция в мировое хозяйство. Усиление экономической зависимости России от развитых капиталистических стран и МВФ.

Многообразие форм собственности

Колхозы превращаются в фермерские хозяйства и акционерные общества, соседствуют различные формы собственности. Появляются предприятия и фирмы с различной формой собственности.

Денежные реформы 1990-х годов

Дата

Результаты и последствия

Председатель Совета Министров СССР В.С. Павлов издал распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100 рублей в ограниченный во времени период и замену их на купюры нового образца.

Ажиотаж среди населения, очереди в отделения Сбербанка и рост недовольства в стране. Недоверие к финансовой политике правительства.

Январь 1992 г.

Правительство под руководством Е. Гайдара начало либерализацию цен на основе монетаризма.

Ослабление государственного регулирования в области ценообразования. Передача предприятий из государственной собственности в частные руки. Экономическая политика, направленная на стабилизацию положения в стране в основном за счет кредитно-финансовых механизмов.

4 августа 1997 года вышел указ президента РФ № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Реформа проводилась правительством В. Черномырдина.

Деноминация была проведена с коэффициентом 1000:1, т.е. одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 гг.). Все неденоминированные монеты ЦБ России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), вопреки традиции двух предыдущих деноминаций, прекратили быть законным платежным средством. Новые банкноты и монеты поступили в обращение с 1 января 1998 г. Обмен старых купюр был возможен до 2002 г. (затем продлен до 2003 г.).

Правительство С. Кириенко объявило о дефолте (отказе от уплаты долгов как внутренних так и внешних) и девальвации рубля.

Раздутый рынок государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ), ухудшение мировой экономической конъюнктуры, падение цен на мировых рынках на традиционные российские экспортные товары (нефть, цветные металлы) привели к обвалу российской валюты и последовавшему за ним отказу государства от выполнения своих обязательств по внешним и внутренним долгам.

Таблица Успехи и проблемы общественного развития России в 1990-е годы.

Проблемы социально-экономического и политического развития

Успехи социально-экономического и политического развития

Обострение межэтнических конфликтов на территории бывших республик СССР.

Сохранение единства страны и борьба с сепаратизмом.

Рост инфляции и обесценивание рубля.

Сохранение бесплатности медицины и образования.

Задержки выплаты зарплат и пенсий.

Возможность в массовом масштабе получения земельных участков в личное пользование («шесть соток земли»).

Снижения уровня жизни населения, усиление социальной напряженности в обществе.

Увеличение числа вузов и людей с высшим образованием.

Демографическая проблема (падение рождаемости и рост смертности).

Свобода покупки валюты (конвертируемость рубля).

Коррупция в органах государственной власти.

Свобода демонстраций и акций протестов, забастовок.

Сложная криминальная обстановка (рост преступности)

Возможность свободного выезда за границу (в результате падения «железного занавеса»).

Возникновение финансовых пирамид

Появление частного предпринимательства и среднего класса.

Слабая материально-техническая база образования, здравоохранения, организаций культуры.

Открытие новых театров и снятие запретных тем (свобода творчества).

Обострение террористических угроз.

Складывание политической системы демократической России.

Рост шахтерского забастовочного движения.

Правление Ельцина (1991-1999)


системы страны.

Соц-эконом и политическое развитие РФ как суверенного гос-ва 1991-2000 гг. Б.Н. Ельцын

Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку.

А. Необходимость реформ: экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

Б. Цели реформ: формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.

В. Основные направления реформ: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.

Г. Законодательная база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.

Д. Ход реформ:

1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

2. Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает освобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель: компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизации - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию производства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народное хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда долларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам

ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).

"Развитие политической ситуации в Российской Федерации в 90 годы. Конституция 1993"

А. Строительство Российской государственности 12 июня 1990 - съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о гос. суверенитете России. 12 июня 1991 - Ельцын избран президентом РСФСР. Декабрь 1991 - "Беловежское соглашение" Ельцына Кравчука и Шушкевича - ликвидация СССР. Конец 91 начало 92: реальная угроза распада России (все республики России заявляют о своем суверенитете: Татарстан, Башкортостан, Якутия и другие бетур курс на выход из России, Чеченская республика заявляет о выходе из РФ) Трудности усугубляются невзвешенными политическими шагами государственных деятелей (Ельцын), отсутствием единства воли у россиях, территориальными проблемами (Российское государство никогда не сущемствовало в рамках нынешнецй РФ), растущим социально-экономическим и политическим кризисом. 31 марта 1992 - в Москве подписан федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами РФ и границы государства (Татарстан и Чечня не подписали). 7 мая 1992 - указ президента о создании ВС РФ.

Основные элементы Российской государственности: президентская власть, федерализм, принцип разделения и ограничения властей, ответственность власти перед обществом Руководство страной 1991 - 1993 Президент - Ельцын (вице-президент Руцкой); Правительство - Гайдар - Черномырдин; Верховный Совет - Хасбулатов Итог: Россия - правопреемница СССР

Б. Президент и Верховный Совет: борьба двух ветвей власти (вторая половина 1992-1993 год)1.

Позиции сторон: Верховный Совет представляет умеренно реформаторские, умеренно консервативные, государственно-патриотические (национальные) общественные силы. Выступает за парламентскую республику. Президент и правительство представляют радикально реформаторские общественные силы, выступают за президентскую республику. Конституционный Суд (председатель Зорькин) пытается снизить остроту противостояния. 20 марта 1993 года - попытка Ельцина ввести ОПУС (особый порядок управления до преодоления кризиса власти). Конституционный суд, вице-президент Верховный совет и "силовые" министры не поддержали указ N 379. 25 апреля 1993 - Всероссийский референдум. Большинство (53 процента) поддержало политику президента и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного совета. Вопрос о власти и форме государственного устройства не решен Июнь 1993 года - заявление Ельцина о том, что решающие события развернутся осенью. 21 сентября 1993 - указ президента N 1400 "О поэтапной конституционной реформе" - приостановление деятельности народных депутатов и Верховного Совета. Хасбулатов оценивает действия Ельцина как гос переворот. 22 сентября Руцкой принимает президентскую присягу (в соответствии с действующей конституцией). Конец сентября - начало октября. Нарастание противостояния между президентом и правительством с одной стороны и 10 (внеочередным) съездом народных депутатов и Верховным советом с другой стороны.

Лидеры оппозиции Ельцину: Хасбулатов, Руцкой, генерал Макашов, Ампилов и др.

Блокада Белого дома Миротворческие усилия Православной церкви и Конституционного суда не привели к желаемым результатам. 3 - 4 октября 1993 В Москве развернулись трагические события. Введенные в столицу по приказу Ельцина войска применили оружие в районе телецентра Останкино и при штурме "Белого дома". Точное число убитых (в связи с прекращение уголовного дела) неизвестно. Называются разные цифры - от 150 человек до 1500. События 3 - 4 октября 1993 года остаются предметом острых политических и нравственных дискуссий. Конец 1993г. Опираясь на свою победу, Ельцин ликвидирует Советы по всей стране. Декабрь 1993 г. Всероссийский референдум по вопросу о новой Конституции. Выборы в Гос. Думу. По партийным спискам победила ЛДПР; "Выбор России" занял второе место; КПРФ - третье. Председатель Гос. Думы - Рыбкин, Председатель Совета Федерации – Шумейко.

В. Межнациональные конфликты (90-е годы)

1. разделение единой Чечено-Ингушской республики на две республики.

2. Северо-осетино-ингушский конфликт (вмешательство ВС РФ)

3. Выезд русских из Тувы как следствие антирусских настроений

4. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев (из Средней Азии, закавказья, Казахстана и др. районов)

Г. Общественно-политическая жизнь России (90-е годы)

Борьба различных политических сил: демократических, коммунистических, национально-патриотических

Д. Проблема укрепления российской государственности

Обеспечение суверенитета, независимости и целостности РФ

Борьба с сепаратизмом и любыми другими угрозами единству РФ при сохранении основных принципов федерализма и равенства субъектов РФ

Борьба с произволом на местах и бюрократизмом в центре

Военная реформа

Судебная реформа

Борьба с преступностью и любым негосударственным насилием, обеспечение законности

Налоговая реформа

Эффективное участие государства в экономическом процессе

Обеспечение действенного функционирования системы гос безопасности и др.

ВЫВОД: сильное государство и правопорядок - необходимые условия реформ.

("О действенности гос власти в России" Послание Президента РФ Федеральному Собранию (РГ, 17.02.95))

Конец 1994 - начало 1995 -Руководство РФ вынуждено прибегнуть к вооруженной силе, чтобы положить конец росту сепаратизма и бандитизма в Чечне.

Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся "перестроечным" руководством КПСС и характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы "шоковой терапии", переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (так называемую либерализацию цен), "запуск" механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, - "разгосударствление", которое должно было превратить широкие народные массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует "снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских рычагов, одобренная Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями, и была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.

Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100- 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян. Другой проблемой, с которой столкнулось правительство либералов-рыночников, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление Центральным банком России льготных кредитов госпредприятиям, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая "командой Гайдара", оказалась под огнем острой критики противников курса "шокотерапии". Рост денежной массы (к январю 1993 г. в России было напечатано в четыре раза больше денег, чем в середине 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели "шоковой терапии" и требовало корректировки курса экономических реформ.

Одновременно с отпуском цен были приняты меры по либерализации торговли. Вследствие этого в течение 1992 г. в широких масштабах осуществлялось "первоначальное накопление капитала" за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В основе такого рода операций лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием спекуляций в торговле стало накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения. Важнейшей задачей макроэкономической модернизации являлось разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Такая приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, разработанной А. Б. Чубайсом, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г., а спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. При этом фактически признавалось, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в ходе ее было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Итоги проведения экономических реформ в 1992- 1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, "шоковая терапия" вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой - появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагическим следствием радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая в 1993 г. возросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стала безработица (на конец ноября 1992 г. насчитывалось 1,4 млн официально зарегистрированных безработных). Состоявшийся в декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной.

онятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными. Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества, если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...