Что дает усн. Кому можно и кому нельзя применять усн


1. Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.

7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

3. Испытание не устанавливается:

1) для беременных женщин – гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

1. В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

2. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

3. По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

1. Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

3. Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.

4. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 10

Проблемы служебного контракта

Переход в рамках государственно-служебных отношений к служебному контракту с заимствованием элементов трудового договора, по мнению автора, не является недостатком, скорее наоборот. Взяв за основу правовой институт, уже проверенный временем и отработанный на практике, законодатель привнес в него новые черты и отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая теперь наполнена новым содержанием.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007), являющийся базовым для всей российской государственной службы, упоминает о контракте впервые в ст. 12, устанавливая, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Однако самого определения контракта в указанном Федеральном законе не дается.

Конкретизация положений о контракте на государственной гражданской службе осуществляется уже в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010, далее - Закон о гражданской службе), принятом год спустя. Появление в нем вместо привычного трудовому законодательству понятия "трудовой договор" нового термина "служебный контракт" вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера, по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов.

В данной статье нам хотелось бы коснуться наиболее проблемных вопросов, связанных с содержанием служебного контракта.

Прежде всего следует обозначить различия понятий "реквизиты" и "условия" контракта. Такое разграничение является общепризнанным в трудовом законодательстве, где под реквизитами договора как письменного документа понимается вся совокупность содержащихся в нем сведений. "Реквизитами договора являются, в частности, данные о месте его заключения, о сторонах договора, права и обязанности сторон, имеющие внедоговорный характер, и т. п. Условия трудового договора вырабатываются сторонами и, следовательно, представляют собой соглашение работника и работодателя по определенным аспектам взаимодействия сторон в рамках трудового правоотношения" . При этом, как указывает Е. Б. Хохлов, условия трудового договора составляют его содержание как соглашения сторон и по общему правилу включаются в договор как письменный документ в качестве его реквизитов .

Другими словами, согласно данному пониманию, все элементы трудового соглашения (это в равной мере характерно как для трудового договора, так и для служебного контракта) представляют собой его "реквизиты", которые, в свою очередь, подразделяются на сведения и условия. Последние, являясь результатом согласования воли сторон договора, составляют его содержание.

В этом смысле не вполне корректной представляется точка зрения некоторых авторов, которые полагают, что в содержание трудового договора включаются сведения о сторонах договора и сведения об условиях договора . Речь здесь идет не только о терминологических отличиях: трудовым законодательством предусмотрены различные последствия невключения в трудовой договор необходимых сведений и условий. Согласно ст. 57 ТК РФ, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Учитывая легальный характер данных терминов и их юридическую значимость, представляется необходимым различать сведения и условия трудового договора.

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии со ст. 73 Закона о гражданской службе, трудовое законодательство субсидиарно распространяется и на государственно-служебные отношения. Поскольку законодательство о государственной службе не содержит специальной нормы о последствиях невключения в служебный контракт обязательных сведений и условий, то применению в данном случае подлежат соответствующие положения Трудового кодекса РФ.

Что касается сведений, обязательных для включения в служебный контракт, то Закон о гражданской службе весьма фрагментарно определяет их состав. В ст. 24 названы лишь: фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Разумеется, это далеко не полный перечень сведений, которые следует указать в служебном контракте. Поэтому примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - примерная форма служебного контракта), содержит и иные сведения о сторонах контракта.

В доктрине трудового права принято подразделять условия трудового договора на производные и непосредственные, с одной стороны, и обязательные для включения в трудовой договор и факультативные или дополнительные - с другой .

Условия трудового договора и служебного контракта

Согласно ст. 57 ТК РФ, условия трудового договора подразделяются на обязательные для включения в трудовой договор и факультативные или дополнительные, которые могут оговариваться в договоре сторонами или отсутствовать. Ранее законодатель использовал термин "существенные условия трудового договора", который "унаследовал" и Закон о гражданской службе. Между тем это понятие было разработано и широко применяется в гражданско-правовых отношениях. Так, в ст. 432 ГК РФ содержатся следующие положения:

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

На этом основании некоторые авторы до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство высказывали точку зрения, что если в трудовой договор не были включены какие-либо существенные условия, то он считается незаключенным. Так, например, Н. А. Бриллиантова и В. В. Архипов отмечают, что с введением понятия "обязательные условия" вместо термина "существенные условия" "изменились привычные и вполне логичные положения теории трудового права, а именно, если стороны трудового договора не пришли к соглашению по какому-либо (хотя бы одному) существенному условию трудового договора, равно как и по дополнительному, он считался незаключенным, т. е. правило о признании договора незаключенным ранее применялось в трудовом праве по аналогии с гражданским правом, в котором содержится определение понятия "существенные условия" и отражены правовые последствия недостижения сторонами соглашения об условиях договора" .

С этой точкой зрения трудно согласиться, поскольку, на наш взгляд, и до внесения соответствующих изменений отсутствие какого-либо существенного условия не могло рассматриваться как основание для признания трудового договора незаключенным. В этом смысле следует согласиться с М. В. Пресняковым, что "подобный подход является совершенно неприемлемым к трудовым отношениям, где даже фактический допуск к работе с ведома или по поручению работодателя является основанием возникновения трудовых отношений" .

Теперь трудовое законодательство прямо закрепляет положение, согласно которому, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа обязательных, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Однако соответствующие нормы не нашли отражение в законодательстве о государственной гражданской службе, которое по-прежнему оперирует понятием "существенные условия служебного контракта". Между тем такой "гражданско-правовой" подход к служебному контракту еще менее оправдан, чем в отношении трудового договора. Согласно Закону о гражданской службе, служебный контракт заключается на основе акта о назначении на должность. Как отмечается в литературе, акт назначения предшествует заключению служебного контракта, т. е. является фактически предпосылкой заключения служебного контракта, а не юридическим фактом, порождающим служебное правоотношение . Более того, по общему правилу замещение должности гражданской службы осуществляется по конкурсу. При этом решение конкурсной комиссии является основанием издания акта о назначении на должность и заключения служебного контракта. Иными словами, данный механизм приема на государственную гражданскую службу полностью исключает возможность признания служебного контракта незаключенным по причине неуказания в нем существенных условий.

Как мы уже говорили выше, нам представляется, что соответствующие положения ТК РФ субсидиарно будут применяться и на государственной службе. Однако в целях единообразия нормативного регулирования государственно-служебных отношений и исключения возможной правовой неопределенности следует, безусловно, согласиться с мнением Е. А. Ершовой о необходимости ввести оценочное понятие "обязательные условия служебного контракта" в специальные федеральные законы, регулирующие трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих .

Важное практическое значение имеет также подразделение условий служебного контракта на производные и непосредственные. Как отмечается в исследованиях, посвященных правовому регулированию трудовых отношений, "о производных условиях стороны не договариваются, поскольку с момента заключения договора эти условия уже в силу закона и договора обязательны для выполнения. Непосредственные условия - это те условия, которые определяются соглашением сторон" . Как отмечают некоторые авторы, "производные условия воспроизводят положения, установленные законом или иным нормативно-правовым актом, т. е. они "производны" от статьи нормативно-правового акта. Такие условия нет необходимости включать в трудовой договор, поскольку они будут действовать в силу общеобязательного характера правовых норм и без специального упоминания об этом в трудовом договоре" .

Вместе с тем зачастую законодатель прямо называет некоторые производные условия в качестве обязательных для включения в трудовой договор. Например, в трудовых отношениях это условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с федеральным законодательством. Еще больше таких условий предусматривается в служебном контракте. В частности, Закон о гражданской службе прямо предписывает включать в содержание служебного контракта права и обязанности сторон, указанные в ч. 2 и 3 ст. 24 данного Закона. Возникает вопрос: зачем же включать в контракт те условия, которые прямо закреплены императивной нормой Закона? К производным условиям необходимо отнести и права и обязанности гражданского служащего и представителя нанимателя, виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования, условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях и т. п.

Следует заметить, что включение производных условий в служебный контракт еще менее оправдано, чем в отношении трудового договора. Государственно-служебные отношения по понятным причинам традиционно отличаются гораздо более высокой степенью нормативной опосредованности, чем трудовые. Между тем на сегодняшний день служебный контракт "переполнен" различного рода производными условиями, что никак нельзя признать обоснованным.

Кратко остановимся на существенных или обязательных условиях служебного контракта.

Существенные или обязательные условия служебного контракта

Вместо привычных трудовому законодательству условий о месте работы и трудовой функции Закон о гражданской службе называет условие о наименовании замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименования должностей федеральной гражданской службы в федеральных государственных органах указываются в соответствии с наименованиями должностей, включенных в Реестр должностей государственной службы, а наименования должностей гражданской службы субъектов РФ - с Реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Как указывается в специальной литературе, в некоторых случаях необходимо двойное наименование должности федеральной гражданской службы . Например, если заместитель руководителя государственного органа является руководителем структурного подразделения этого органа или заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти является статс-секретарем этого органа.

Закон обязывает указывать в служебном контракте наименование структурного подразделения государственного органа. Ранее аналогичная норма содержалась и в ТК РФ, но в новой редакции наименование структурного подразделения было отнесено к факультативным, т. е. дополнительным условиям. Как отмечается в литературе, данное изменение было призвано облегчить процедуру перемещения работника . Действительно, согласно ст. 72.1 ТК РФ, не требуют согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

В этой связи следует отметить, что в Законе о гражданской службе содержится другая концепция служебного перемещения, так, в соответствии со ст. 28 не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Иными словами, требует согласия государственного служащего только такое изменение условий прохождения службы, которое связано с изменением должностных обязанностей. Однако здесь следует учитывать и положения ч. 5 ст. 24 Закона о гражданской службе, согласно которым условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Поэтому вопрос о том, может ли представитель нанимателя без согласия гражданского служащего изменить структурное подразделение, если оно прямо указано в служебном контракте, является более сложным, чем кажется на первый взгляд.

Дата начала исполнения служебных обязанностей

Существенным условием служебного контракта является дата начала исполнения должностных обязанностей. Интересно, что Закон о гражданской службе, в отличие от трудового законодательства, не содержит указания о последствиях невключения данного условия в служебный контракт. Согласно ст. 61 ТК РФ, если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Между тем данный вопрос имеет большое практическое значение. Так, в трудовом законодательстве существует институт аннулирования трудового договора, т. е. фактически признания его незаключенным. В соответствии со ст. 61 ТК РФ, если работник не приступил к работе в установленный день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Этот институт имеет значение, когда заключивший трудовой договор работник по неизвестным причинам на работу не явился. Работодатель при этом оказывается в весьма сложной ситуации, поскольку до выяснения причин отсутствия работника на работе он не вправе расторгнуть с ним договор (например, за прогул). Для разрешения этой ситуации, которая вполне может иметь место и на государственной службе, и существует норма об аннулировании трудового соглашения. Как нам представляется, в силу принципа субсидиарного регулирования эта норма трудового законодательства может применяться и в отношении гражданского служащего. Вместе с тем такое аннулирование возможно, если установлена дата начала работы или службы.

Интересным представляется и вопрос об определении даты начала исполнения служебных обязанностей в том случае, когда с гражданским служащим, достигшим 60 лет, служебный контракт на неопределенный срок перезаключается на срочный в соответствии с ч. 5 ст. 25 Закона о гражданской службе.

Прежде всего, что отмечается в специальной литературе, не совсем понятно, что именно законодатель имел в виду под словом "перезаключение" служебного контракта. "Применив новый термин "перезаключение" служебного контракта, Закон не определяет, что следует понимать под этим термином. Если учесть, что данное положение Закона содержится в статье, регламентирующей срок служебного контракта, то можно предположить, что речь идет только о его сроке" .

При таком подходе под перезаключением служебного контракта, очевидно, следует понимать внесение в него изменения, касающегося только его срока (неопределенный срок меняется на срок определенный). При этом все другие условия служебного контракта, видимо, должны быть сохранены. В контексте данной логической линии в специальной литературе отмечается: "Если гражданский служащий продолжает исполнение должностных обязанностей по прежней должности гражданской службы, то в прежний служебный контракт должны быть внесены изменения, связанные с датой окончания действия служебного контракта. Условие контракта о дате начала исполнения должностных обязанностей в этом случае не подвергается изменениям. Дату окончания действия служебного контракта следует указать конкретно (число, месяц, год)" .

Однако возможна и иная точка зрения, если под "перезаключением" понимать расторжение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и заключение срочного служебного контракта. В этом случае дата начала работы по новому служебного контракту, очевидно, должна быть иной. Как нам представляется, этот вопрос должен быть однозначно решен в законе или подзаконном акте.

Должностной регламент

В качестве еще одного существенного условия Закон о гражданской службе называет права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что включение в число существенных условий должностного регламента представляет собой явную некорректность данной нормы Закона. "Однако вызывает недоумение положение комментируемой нормы о включении в служебный контракт в качестве его существенного условия должностного регламента (по крайней мере такой вывод можно сделать на основе буквального толкования формулировки статьи). Между тем из смысла Закона о гражданской службе со всей очевидностью следует, что должностной регламент представляет собой самостоятельный документ, устанавливающий права и обязанности гражданского служащего наряду со служебным контрактом, и является приложением к служебному контракту" .

В целом права и обязанности гражданского служащего представляют собой производное условие, закрепленное как рассматриваемым Законом, так и трудовым законодательством. В этой связи интересно, что уже с 2006 г. ТК РФ не относит права и обязанности работника и работодателя к условиям, обязательным для включения в трудовой договор.

Медицинское страхование служащего

В качестве отдельного условия служебного контракта Закон о гражданской службе выделяет виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в т. ч. после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, предусматривается в качестве гарантии в ст. 52 Закона о гражданской службе и должно осуществляться в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. На сегодняшний день такого федерального закона не существует, и данный вид социального страхования гражданских служащих осуществляется на общих основаниях, т. е. в соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (ред. от 24.07.2009).

Фактически то же самое можно сказать и об иных условиях социального страхования гражданских служащих. Пожалуй, только в отношении пенсионного страхования действующее законодательство устанавливает особые правила в отношении государственных гражданских служащих.

На практике возникали вопросы, каким образом текстуально закрепить данное условие, поскольку действующим законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень видов социального страхования. В целом данное условие является полностью производным, поскольку обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с законом. В этой связи, что нашло отражение и в Примерной форме служебного контракта, вполне разумным представляется включать в контракт отсылочное положение о том, что социальное страхование гражданского служащего осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Библиография

1. Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005.

2. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ф. Н. Филиной. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2008.

4. Бриллиантова Н. А., Архипов В. В. Проблема недействительности условий трудового договора // Законодательство и экономика. 2007. N 6.

5. Пресняков М. В. Новая редакция Трудового кодекса: итоги практического применения // Гражданин и право. 2008. N 5. С. 37.

6. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Трудовой договор. Учебн.-практ. пособие. М.: Юристъ. С. 31.

8. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В. А. Козбаненко. СПб.: Питер Пресс, 2008.

9. Пресняков М. В. Институт трудового договора: новеллы трудового законодательства.

10. Чиканова Л. А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05. М., 2006. С. 213.

11. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. В. А. Козбаненко. СПб.: Питер Пресс, 2008.

12. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2006.

(Окончание см. "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 11)

И. Гарячук

Поволжский кооперативный институт

Российского университета кооперации

Г. Энгельс

Подписано в печать

И статьи 23 настоящего Федерального закона.

2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

3. Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Служебный контракт определяется как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт заключается при поступлении гражданина на гражданскую службу впервые либо при переходе гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую.

Новый служебный контракт с гражданским служащим заключается тогда, когда при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа ему предоставляется должность в другом государственном органе, в т.ч. после прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Новый служебный контракт о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы заключается также с гражданским служащим, назначенным на ранее замещаемую или иную должность гражданской службы после окончания срока служебного контракта о замещении должности категорий "руководители" или "помощники". При этом прежний служебный контракт прекращает свое действие.

Новый служебный контракт заключается и с гражданским служащим, состоящим в кадровом резерве, в том числе включенным в него в связи с приостановлением служебного контракта. В таком случае новый контракт с гражданским служащим заключается после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

При переводе гражданского служащего на иную должность государственной службы в том же государственном органе новый служебный контракт не заключается, а в имеющийся контракт вносятся изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта.

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданский служащий, замещающий соответствующую должность гражданской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Однако необходимо иметь в виду, что те права и обязанности представителя нанимателя и гражданского служащего, замещающего соответствующую должность гражданской службы, которые установлены Законом о госслужбе, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами о государственной службе, не могут быть предметом служебного контракта, поскольку они являются обязательными для сторон в силу самого факта заключения контракта.

Представитель нанимателя обязан предоставить гражданину, поступившему на гражданскую службу, возможность замещения определенной должности гражданской службы; обеспечить им прохождение гражданской службы; своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание и предоставлять им государственные социальные гарантии.


В свою очередь, гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Таким образом, служебный контракт - это юридический факт, являющийся основанием возникновения служебного отношения, в силу которого его стороны приобретают права и обязанности, определяющие их правовой статус как государственных служащих. Следует отметить, что именно это обстоятельство отличает государственных служащих от работников, заключающих трудовой договор. В отличие от государственных служащих, стороны трудового договора более свободны в выборе его условий. Они вправе включать в трудовой договор любые условия, если они не ухудшают положение работника по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Стороны же служебного контракта при определении его содержания ограничены рамками закона. Тем не менее некоторые условия служебного контракта они вправе определить по своему усмотрению. Например, соглашением сторон может быть предусмотрено условие об испытании при приеме на гражданскую службу, если оно не было оговорено в акте о назначении на должность. Стороны могут договориться об особом режиме службы, о направлении гражданского служащего на повышение квалификации и др.

В служебном контракте должны быть указаны сведения о гражданском служащем, поступающем на гражданскую службу, о представителе нанимателя как другой стороне контракта, наименование государственного органа (структурного подразделения), на службу в который поступает гражданский служащий.

Гражданский служащий как сторона служебного контракта указывает в контракте фамилию, имя и отчество, дату рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность.

В контракте указываются фамилия, имя и отчество лица, выступающего в качестве представителя нанимателя. Сведения о государственном органе включают полное его наименование и место нахождения.

К числу существенных условий служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименование должности указывается в соответствии с реестрами должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Наименование подразделения государственного органа указывается в соответствии с его структурой, утвержденной в установленном порядке;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей, т.е. число, месяц и год, с которого гражданский служащий обязан приступить к выполнению своих служебных обязанностей. Дата начала исполнения должностных обязанностей может совпадать с датой заключения служебного контракта или стороны могут договориться о том, что гражданский служащий приступит к работе позже. В любом случае в служебном контракте указывается точная дата начала исполнения должностных обязанностей.

Если служебный контракт заключается на определенный срок, в нем указывается также конкретный срок действия служебного контракта, например один год, два года;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. Имеются в виду те права и обязанности, которые дополняют, уточняют или конкретизируют применительно к замещаемой им должности. Что касается прав и обязанностей, предусмотренных в законах и иных нормативных правовых актах, должностным регламентом, то перечислять их в служебном контракте нет необходимости, т.к. они обязательны для государственных служащих в силу самого факта заключения служебного контракта. Вместе с тем при заключении служебного контракта гражданский служащий должен быть ознакомлен со всеми принадлежащими ему правами и обязанностями, а также правами и обязанностями представителя нанимателя. Тот факт, что гражданский служащий ознакомлен с указанными документами, должен быть удостоверен его подписью;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования. Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, осуществляется в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

5) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Они указываются в служебном контракте с гражданским служащим, который в соответствии со служебным контрактом обязуется выполнять должностные обязанности в указанных условиях;

6) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа). Например, установление ненормированного служебного дня для государственного служащего, замещающего должность, не относящуюся к должностям, по которым ненормированный служебный день установлен в соответствии с законом; или предоставление дополнительного перерыва в течение служебного дня;

7) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности). Условия оплаты труда гражданских служащих установлены Законом о госслужбе, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а поэтому в служебном контракте в обязательном порядке указывается конкретный размер должностного оклада. Что касается надбавок и других выплат, полагающихся государственному служащему (например, за выслугу лет, за особые условия гражданской службы и др.), то они либо прямо указываются в служебном контракте на основании нормативных правовых актов, либо в нем делается отсылка к соответствующему нормативному правовому акту, предусматривающему основания и условия их выплаты. В последнем случае гражданский служащий должен быть ознакомлен с содержанием этих актов;

8) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. Гражданским служащим гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.

К числу дополнительных условий, которые стороны могут включать в служебный контракт по своему усмотрению, относятся следующие:

1) условие об испытании при поступлении на гражданскую службу;

2) условие об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока. Это условие может быть включено в служебный контракт только в том случае, если этот же контракт, приложение к нему или специальное соглашение содержат условие об обязанности представителя нанимателя оплатить обучение в образовательном учреждении профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета;

3) о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанных с ними условий оплаты его труда;

4) условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона о государственной тайне от 21.07.1993 N 5485-1. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" этот Перечень уточнен и конкретизирован.

Служебную тайну составляют сведения, связанные с деятельностью организации, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб ее интересам. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

К иной охраняемой законом тайне относятся:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них (Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера").

Условие о неразглашении государственной и иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации может быть предусмотрено в служебном контракте только с таким гражданским служащим, которому сведения, составляющие такую тайну и информацию, станут известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей и если это предусмотрено должностным регламентом.

В связи с этим в служебном контракте или в приложении к нему должно быть точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, доверяются данному гражданскому служащему.

С лицами, которые по характеру выполняемых должностных обязанностей будут иметь доступ к государственной тайне, служебный контракт заключается только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;

Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие соответствующего решения руководителем государственного органа о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Дополнительный перечень условий служебного контракта, приведенный в ст. 24 Закона о госслужбе, не является исчерпывающим. Помимо указанных условий, стороны вправе включить в служебный контракт и любые другие условия, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами. В противном случае они будут являться недействительными.

Как существенные, так и дополнительные условия, включенные сторонами в служебный контракт, являются для них обязательными. Они не могут быть изменены в одностороннем порядке ни гражданским служащим, ни представителем нанимателя. Однако по взаимному соглашению стороны вправе вносить в служебный контракт любые изменения и дополнения, если они не ухудшают положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами. Внесение изменений и дополнений в служебный контракт оформляется в письменном виде отдельным соглашением, которое подписывается обеими сторонами служебного контракта и является его неотъемлемой частью.

Закон о госслужбе допускает возможность заключения срочного служебного контракта лишь в строго определенных случаях. Поэтому в служебном контракте, заключаемом на определенный срок, должны быть указаны конкретный срок его действия и причина (обстоятельство), послужившая основанием для заключения именно срочного служебного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ. При этом в служебном контракте не перечисляются все виды ответственности, которые могут быть применены к сторонам служебного контракта.

Из всех видов юридической ответственности Закон о госслужбе регламентирует только дисциплинарную ответственность гражданских служащих. В связи с этим при применении к сторонам служебного контракта других видов ответственности следует руководствоваться законами, регулирующими соответствующие виды ответственности. Так, применение к представителю нанимателя и гражданскому служащему материальной ответственности должно осуществляться на условиях и в порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 232 - 250 ТК РФ).

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако с письменного согласия гражданского служащего на него могут быть возложены обязанности, не обусловленные при заключении служебного контракта.

Письменная форма служебного контракта является обязательной. Заключение служебного контракта в письменной форме означает, что представитель нанимателя и гражданский служащий заполняют специальный документ - служебный контракт, в котором отражаются наименование сторон, существенные условия служебного контракта. Этот контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью гражданского служащего и руководителя государственного органа.

Письменная форма служебного контракта обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переходе гражданского служащего на другую должность гражданской службы в случаях, когда после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются.

Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 утверждена Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

В соответствии с п. 2 названного Указа, Примерная форма служебного контракта должна применяться при заключении служебных контрактов с гражданами РФ, поступающими на государственную гражданскую службу РФ после 31 января 2005 г.

Трудовые договоры, заключенные ранее с государственными служащими в соответствии со ст. 21 Закона о госслужбе, должны быть в 3-месячный срок переоформлены в служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в соответствии с Примерной формой (п. 2 Указа).

При переоформлении заключенных ранее трудовых договоров в служебные контракты может быть предложена следующая формулировка первого пункта служебного контракта: "Настоящий служебный контракт в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 оформлен на основании трудового договора, заключенного со Смирновым Игорем Петровичем 18 апреля 2000 г. N 156".

Срочные служебные контракты

Законом о госслужбе предусмотрены два вида служебных контрактов в зависимости от срока их действия. Первый вид - это служебные контракты, заключаемые на неопределенный срок. Заключая такой контракт, стороны вообще не оговаривают срок его действия.

Второй вид назван срочными служебными контрактами. Срочные служебные контракты заключаются на определенный срок, как правило, не менее чем на 1 год и не более чем на 5 лет. Иной срок служебного контракта может быть установлен только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Срочный служебный контракт может быть заключен только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы. Главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления постоянных служебных отношений. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи, прямо предусмотренные федеральными законами. Так, например, законом субъекта РФ не может быть сделано исключение из общего правила об ограничении заключения срочных служебных контрактов, установленного Законом о госслужбе.

Закон о госслужбе предусматривает и специальный перечень случаев заключения срочного служебного контракта. Условно его можно разделить на две группы. Первую составляют случаи заключения срочного служебного контракта в связи с условиями прохождения гражданской службы, препятствующими заключению контракта на неопределенный срок. Вторую - случаи заключения срочного контракта с учетом категории замещаемой должности гражданской службы.

К первой группе относятся случаи заключения служебного контракта:

Для замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы (например, на время нахождения гражданского служащего в длительной командировке, в отпуске по уходу за ребенком). Срок служебного контракта в данном случае ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

Для замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, в течение которого гражданин в соответствии с договором на обучение обязался проходить гражданскую службу после окончания обучения за счет средств соответствующего бюджета;

Для замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта. Служебный контракт заключается в этом случае на срок, на который введена временная должность;

Для замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.

Тот факт, что государственный орган создан на определенный срок или только для выполнения определенных задач и функций, должен быть зафиксирован в соответствующем акте, которым образован этот государственный орган. В этом же акте должен быть установлен и конкретный период времени, на который он создан или в течение которого будет продолжаться необходимость в выполнении задач и функций, явившихся целью создания государственного органа.

Срок служебного контракта в этом случае определяется сроком, на который создан государственный орган. Прекращение такого служебного контракта с гражданским служащим по основанию истечения срока контракта может быть произведено, если данный государственный орган действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который он был создан, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим государственным органам.

Вторую группу составляют случаи:

Замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Поскольку в приведенной норме речь идет не обо всех, а только об отдельных должностях гражданской службы категории "руководители", срочный служебный контракт может быть заключен лишь с теми из них, в отношении которых предусмотрено, что они назначаются на должность на определенный срок. К таким руководителям относятся руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители представительств государственных органов.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Таким образом, срок служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность помощника (советника), ограничен сроком, на который назначен соответствующий руководитель.

Условия и порядок деятельности за рубежом представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений определяются соглашениями (протоколами), заключаемыми на основе решений Президента РФ соответствующими органами и учреждениями с МИД России. На основании таких соглашений (протоколов) с представителями федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений заключаются срочные служебные контракты.

Срочный служебный контракт может быть заключен и в иных случаях, если это предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет. Указанный служебный контракт перезаключается на срочный на срок от одного года до пяти лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства, Закон о госслужбе не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с государственным служащим, достигшим 60 лет, до достижения им 65-летнего возраста. В связи с этим представитель нанимателя вправе перезаключить служебный контракт с гражданским служащим, достигшим 60 лет, на любой срок в пределах от одного до пяти лет (например, сразу на 3, 4 или 5 лет).

Гражданский служащий, достигший возраста 65 лет (предельного возраста пребывания на гражданской службе), в соответствии с ч. 6 статьи 25 Закона о госслужбе подлежит увольнению с гражданской службы. Данная норма носит императивный характер, а поэтому представитель нанимателя не вправе принять иное решение. Вместе с тем он может предложить гражданскому служащему, достигшему 65 лет, заключить срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом его квалификации, результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, замещаемой должности и состояния здоровья.

После окончания действия срочного служебного контракта трудовой договор может быть заключен и с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет. Такой договор заключается по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя. С гражданским служащим, достигшим 60 лет и давшим согласие на заключение трудового договора после окончания срока служебного контракта, служебный контракт расторгается, и он увольняется с гражданской службы. Если гражданский служащий, достигший шестидесятилетнего возраста, после окончания срока действия служебного контракта не согласен заключить трудовой договор, расторжение с ним служебного контракта и увольнение его с гражданской службы производится на основании истечения срока действия срочного служебного контракта.

На гражданских служащих, заключивших трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Изменение существенных условий служебного контракта

Представитель нанимателя вправе в связи с изменением профессиональной служебной деятельности в государственном органе в одностороннем порядке изменить гражданскому служащему существенные условия служебного контракта при продолжении им профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В случае спора представитель нанимателя обязан представить доказательства, подтверждающие, что такое изменение явилось следствием изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа (например, структурной его реорганизации). При отсутствии таких доказательств изменение по инициативе представителя нанимателя обусловленных сторонами существенных условий служебного контракта нельзя признать законным.

О предстоящем изменении существенных условий служебного контракта, а также причинах, вызвавших необходимость таких изменений, представитель нанимателя обязан уведомить гражданского служащего заранее, не позднее чем за 2 месяца до их введения. Уведомление должно быть сделано в письменной форме.

Если в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности государственного органа прежние условия служебного контракта государственного служащего не могут быть сохранены, представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему замещение иной должности гражданской службы в том же государственном органе или прохождение гражданской службы в другом государственном органе. В случае отказа гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности государственной службы и уволить с гражданской службы.

С гражданским служащим, письменно отказавшимся от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, служебный контракт прекращается на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе ("отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта").

В случае возникновения спора о правомерности прекращения служебного контракта с гражданским служащим, письменно отказавшимся от замещения иной должности гражданской службы, предложенной в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя должен доказать невозможность сохранения прежних его условий.

  • УСЛОВИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ

В статье анализируется проблема правового регулирования служебного контракта, определения содержания служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Автор раскрывает характер условий служебного контракта, выявляет их особенности, поднимает вопросы их правоприменения.

  • К вопросу правоприменения срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе
  • Проблема правового регулирования совместительства на государственной гражданской службе
  • Некоторые особенности содержания служебного контракта на государственной гражданской службе
  • Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта
  • Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Начало XXI века характеризуется для России началом проведения полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79), который способствовал появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими . Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов, одним из самых дискуссионных вопросов в этом плана остается проблема выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Под понятием «реквизиты» в науке понимают совокупность содержавшихся в договоре информационных элементов, включающих как сведения, так и условия. То есть к реквизитам служебного контракта можно отнести, например, данные о месте его заключения, права и обязанности сторон. Поэтому понятие «условия» представляется нам уже чем реквизиты, как их часть. Условия представляют собой соглашение между представителем нанимателя и гражданским служащим по конкретным вопросам взаимодействия сторон в рамках трудового (служебного) правоотношения, именно они носят договорной характер, так как являются результатом согласования воли сторон договора. Как уточняет в этой связи Е.Б. Хохлов, рассматривая содержание трудового договора, условия трудового договора включаются в договор как письменный документ в качестве его реквизитов .

К сведениям, обязательным для включения в служебный контракт, следует отнести фамилию, имя, отчество гражданина или гражданского служащего, представителя нанимателя и наименование государственного органа (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79). Кроме того, в Указе Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» предполагаются и иные сведения о сторонах контракта .

Надо отметить, что в законодательстве о государственной службе не определены последствия невключения в служебный контракт обязательных сведений и условий, как это сделано, например, в ТК РФ. Согласно статье 57 ТК РФ недостающие сведения должны быть внесены непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. Учитывая, что в соответствии со статьей 73 ФЗ № 79 трудовое законодательство субсидиарно распространяется на государственно-служебные отношения, его нормы в этой части вполне подлежат применению, поэтому в служебном контракте на государственной гражданской службе также необходимо различать сведения и условия.

Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет). Формулировка «существенные условия служебного контракта» вызывает в литературе вполне оправданную критику. Дело в том, что ранее в трудовом законодательстве также использовался этот термин, однако в новом ТК РФ законодатель изменил понятие «существенные условия на «обязательные». Данное нововедение было воспринято представителями науки трудового права достаточно позитивно, так как, как и прежде термин «существенные условия» широко применяется в гражданско-правовых отношениях . Так, в статье 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) содержатся следующие положения:

  • существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
  • договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Ранее некоторые ученые считали, что если в трудовой договор не были включены какие-либо существенные условия, то он считался незаключенным по аналогии с гражданским правом . Вряд ли данное утверждение оправдано. Думается, что следует согласиться с М.В. Пресняковым. Он считает, что в трудовых отношениях, как до введения нового ТК РФ, так и после, даже фактический допуск к работе с ведома или по поручению работодателя являлся основанием возникновения трудовых отношений .

Несмотря на изменения в трудовом законодательстве ФЗ № 79 по-прежнему использует понятие «существенные условия служебного контракта». Такой «гражданско-правовой подход также вряд ли оправдан в государственно-служебных отношениях, так как сам механизм приема на государственную гражданскую службу обладает своей спецификой и полностью исключает возможность признания служебного контракта незаключенным по причине неуказания в нем существенных условий. Речь идет о том, что заключению служебного контракта предшествует акт о назначении на должность, а иногда и конкурсная процедура. Поэтому следует согласится, например, с мнением Е.А. Ершовой об изменении статьи 24 ФЗ № 79, в которой вместо понятия «существенные» ввести понятие «обязательные условия служебного контракта» .

Подход законодателя к определению перечня существенных условия во многом отличается от такового в трудовом законодательстве. Так, в отличие от таких обязательных условий в трудовом договоре как место работы и трудовая функция, в п. 1 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописывается условие о наименовании замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

Надо отметить, что в науке условия служебного контракта также подразделяют на непосредственные и производные. Непосредственные условия определяются соглашением сторон. К производным относятся те условия, о которых стороны не договариваются, так как они в силу закона и так обязательны для выполнения, то есть они «производны» от статьи нормативно-правового акта. Зачем тогда они нужны вообще в служебном контракте, договорном по своему характеру? Этот закономерный вопрос задают себе многие ученые. Так, М.В. Пресняков и С.Е Чаннов, справедливо замечают об отсутствии необходимости включать производные условия в трудовой договор, поскольку они будут действовать в силу общеобязательного характера правовых норм и без специального упоминания об этом в трудовом договоре . Тем нее менее по мысли законодателя некоторые производные условия являются обязательными для включения в служебный контракт. Например, согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ № 79 необходимо включать в содержание служебного контракта права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 данного Федерального закона. Но это еще не все. Права и обязанности гражданского служащего и представителя нанимателя, виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования, условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях и т.п. – все это, несомненно, производные условия, так как четко определены законодательством. В качестве существенного условия по смыслу п. 3 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79 прописан должностной регламент, однако очевидно, что он представляет собой самостоятельный документ, который устанавливает права и обязанности гражданского служащего наряду со служебным контрактом, поэтому является скорее приложением к служебному контракту. Кроме того, права представителя нанимателя также следует признать производными, но некоторые авторы считают, что «права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего» . Допустим, реализация дополнительный гарантий гражданских служащих (транспортное обслуживание, субсидия на приобретение жилой площади т.д.) может являться дополнительными обязанностями представителя нанимателя (ст. 53 ФЗ № 79).

Исходя из сказанного, следует признать, что служебный контракт необоснованно переполнен производными условиями.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны. Как и в трудовом законодательстве в служебном контракте необходимо заменить понятие «существенные условия служебного контракта» на «обязательные условия», для того чтобы отграничить служебный контракт от договоров в гражданско-правовой сфере. Кроме того, в служебном контракте на государственной гражданской службе необходимо выделить сведения и условия. Некоторые существенные условия, которые содержатся в служебном контракте являются производными, а, значит, их включение не является обязательным. Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215.
  2. Куренной, А.М. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации А.М. / Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Юристъ, 2005. – С. 136.
  3. Указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 629.
  4. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. – 2005. – № 4. – С. 73.
  5. Бриллиантова, Н.А. Проблема недействительности условий трудового договора / Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Законодательство и экономика. – 2007. – № 6. – С. 53.
  6. Пресняков, М.В. Новая редакция Трудового кодекса: итоги практического применения / М.В. Пресняков // Гражданин и право. – 2008. – № 5. – С. 37.
  7. Ершова, Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России / Е.А. Ершова. – М.: Статут, 2008. – С. 46.
  8. Пресняков, М.В. Трудовой договор: Учебно-практическое пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – М.: Юристъ, 2008. – С. 31.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...