Ждет ли россию дефолт. Повторяется ли ситуация? Предпосылки к возникновению проблемы


МОСКВА, 17 авг - РИА Новости. Восемнадцать лет назад правительство РФ во главе с Сергеем Кириенко объявило дефолт.

Ниже приводится справочная информация.

Дефолт (англ. default) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять условия договора займа. Суверенный дефолт (государственное банкротство) - полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; форма кризиса государственных финансов.

Экономический кризис 1998 года в России стал одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории страны. Основными причинами дефолта (приостановки платежей по внутреннему долгу) стали огромный государственный долг России, порожденный обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырье, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Особенностью кризиса являлось то, что в мировой истории еще не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте.

Российская экономика образца 1990-х хронически страдала от дефицита бюджета – он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство создало рынок ГКО.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. По сути, рынок ГКО представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы, спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции. Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых.

Страна остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный государственный внешний долг в размере более 150 миллиардов долларов, тогда как международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации составляли на конец августа 1998 года лишь 12,459 миллиарда долларов.

Внутренний долг достиг 200 миллиардов долларов (по курсу июля 1998 года). На момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 миллиарда долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные казначейские облигации/облигации федерального займа) и фондовом рынке – свыше 36 миллиардов долларов.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

Иностранные инвесторы начали выводить свои инвестиции с российского рынка. С октября 1997 года и до кризиса в августе 1998 года акции российских предприятий упали в 10 раз.

Реакцией Центрального банка РФ на складывающуюся ситуацию стало поддержание курса рубля через повышение процентных ставок и иностранные займы. Ставка рефинансирования была поднята до 150% в мае 1998 года (при инфляции менее 10% в год), чтобы предотвратить отток капитала, происходящий со скоростью 0,5 миллиарда долларов в неделю.

Одновременно велись переговоры с МВФ и Всемирным банком о программе кредитования. В соответствии с программой, согласованной российскими властями и МВФ, Россия должна была получить от международных организаций и японского правительства 22,6 миллиарда долларов. Первый транш в 4,8 миллиарда долларов был получен в июле, но стабилизировать рынок это не помогло.

5 августа 1998 года правительство приняло решение о резком – с 6 до 14 миллиардов долларов – увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение подтвердило невозможность финансирования бюджета из внутренних источников.

11 августа 1998 года обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

17 августа председатель правительства Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, "направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики" страны. Фактически это утверждение означало дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостанавливалось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась. Одновременно Банк России объявил о переходе к плавающему курсу рубля в пределах валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Это заявление повлекло за собой падение курса рубля сразу в полтора раза.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: 21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. 23 августа президент РФ Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Однако депутаты Госдумы его кандидатуру не пропустили, в итоге под давлением парламентского большинства было сформировано правительство Евгения Примакова. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Сергей Дубинин, его пост занял Виктор Геращенко.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов, из которых 33 миллиарда пришлось на корпоративный сектор, 19 миллиардов - на граждан, 45 миллиардов - на коммерческие банки. Ряд российских банков не смогли пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России.

В результате экономического кризиса 1998 года Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов – банков, 25 миллиардов долларов – компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147% ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП.

Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая девальвация рубля. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в три раза – c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар на 1 января 1999 года.

Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63%, по непродовольственным товарам – 85%.

Разразившийся в России банковско-финансовый кризис значительно ухудшил экономическую ситуацию в стране. В первом полугодии 1998 года объем промышленной продукции сократился на 2,5%, продукции сельского хозяйства – на 3%.

Согласно статистике, после дефолта граждане потеряли примерно четверть своих доходов: зарплаты упали на треть, пенсии на 42%. Эксперты считают, что усредненные цифры не отражают действительности: доходы многих семей упали в 3-5 раз, а некоторые попросту разорились.

В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысячи человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,5% от экономически активного населения).

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года и за четыре с третью года оказалась пятикратной.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в 2016 году может привести к дефолту, предупреждают эксперты. При стабильно низких ценах на нефть российский бюджет не выдержит существующей нагрузки, что приведет к системному кризису.

Перспектива банкротства остается возможным сценарием, однако маловероятным.

Негативный внешний фон

Внешние факторы остаются негативными для восстановления российской экономики. Нефтяные котировки продолжает лихорадить, перспектива отмены санкций достаточно сомнительна, а объемы внешней торговли постепенно сокращаются. Кроме того, замедление китайской экономики, одного из основных торговых партнеров, оказывает отрицательное воздействие на российские макропоказатели.

Экономические трудности приводят к сокращению инвестиций в производство, что будет иметь долгосрочные последствия. При этом курс российской валюты остается привязанным к динамике нефтяного рынка, который с начала года находится в поисках дна. В такой ситуации обслуживание внешней задолженности превращается в настоящую проблему, и может стать причиной дефолта в России в 2016 году.

Кроме того, негативная динамика сырьевых рынков угрожает привести к бюджетному кризису. Правительство намерено сохранить трехпроцентный дефицит бюджета, что является достаточно сложной задачей. Сокращения затрат на 10%, озвученного представителями Минфина, будет явно недостаточно. Также остается вопрос с поиском ресурсов для финансирования антикризисного плана, без которого экономику ожидает еще больший спад.

Еще одной проблемой, которая потребует значительных государственных ресурсов, является кризис банковского сектора. Финансовые учреждения столкнулись с беспрецедентным сочетанием негативных факторов, которые привели к банкротству многих участников рынка. Для поддержки банков, в том числе ВЭБа, правительству и Центробанку придется найти существенную сумму.

Вероятность дефолта

Банкротство угрожает РФ в 2017 году, когда наступит пик платежей по внешним кредитам, считает миллиардер Джордж Сорос. В 2016 году Россия полностью истощит имеющиеся резервы, после чего дефолт станет практически неизбежным, свидетельствует прогноз Сороса.

Несмотря на развитие кризиса, российский государственный долг остается достаточно умеренным. По состоянию на начало года он не превышал 13,6%. При этом валютный долг (без гарантий) достигает 38 млрд долл., что само по себе не может превратиться в серьезную проблему.

Эксперт Игорь Беляков считает подобные прогнозы преувеличением. Экономическая ситуация является напряженной, однако вероятность дефолта остается ничтожно низкой. Меры правительства, направленные на адаптацию к нынешним условиям, позволяют смотреть на ситуацию со сдержанным оптимизмом.

Алексей Девятов из «Уралсиб кэпитал» не видит поводов для беспокойства. Часть внешних кредитов удается рефинансировать, несмотря на действующие санкции. Согласно оценкам Центробанка, к данной категории относится до 30-40% от общей суммы долгов, что значительно снижает общую нагрузку и стабилизирует финансовый рынок.

Обслуживание корпоративных кредитов выглядит не столь безоблачно. Эксперты отмечают, что в данной ситуации ключевым фактором остается устойчивость позиций российской валюты. Очередная девальвация станет ударом для российских компаний, и может привести к проблемам с платежами по внешним кредитам.

Дефолт в 2016 году станет вероятным, если произойдет обвал цен на нефть ниже 30 долл./барр. При этом данный уровень нефтяных котировок должен удерживаться в среднесрочной перспективе. В нынешних условиях рынок «черного золота» демонстрирует обратную тенденцию, стоимость нефти постепенно повышается. Если не произойдет очередных потрясений, цены сохранятся на уровне 40 долл./барр.

Несмотря на относительно низкую вероятность дефолта в 2016 году, эксперты не уверены, будет ли ситуация оставаться стабильной в скором будущем. Российской экономике еще предстоит пройти болезненный период адаптации к низким ценам на нефть. Кроме того, остаются риски невыполнения доходной части бюджета.

У правительства остаются ограниченные ресурсы для стимулирования развития экономики, которые иссякнут в обозримой перспективе. Возобновить устойчивый рост ВВП могут структурные реформы, которые снизят нагрузку на бизнес и будут направлены на развитие предпринимательства.

События на Украине, Крым, санкции и вдогонку пикирование цен на нефть – как никогда актуален вопрос о том, ждать ли дефолт в России в 2016 году, мнения экспертов при ответе же сильно разнятся. Некоторые вторят федеральным СМИ и утверждают, что период стагнации экономики продержится какое-то время, но потом все нормализуется. Другие же утверждают, что самое плохое еще впереди.

Энергокризис, или Как цены на нефть затоптали надежду на светлое будущее

Сторонники позитивного варианта утверждают, что российская экономика не рухнет даже при цене на нефть в 20$. Свои выводы аналитики обосновывают небольшим размером внешних долгов РФ и достаточным золотым запасом. Даже при самом неудачном раскладе этих запасов должно хватить на покрытие внешних долгов.

А вот пессимистично настроенные аналитики уверены – дефолт может наступить в этом году в том числе из-за санкций от европейских стран (отечественные производители способны обеспечить только треть потребностей).

К тому же все межгосударственные расчеты ведутся в валюте, а она сейчас дорожает. Стабилизационные и прочие фонды и запасы худеют, а пополнять их в прежнем объеме все сложнее, так как национальная валюта не насыщает бюджет до должного уровня.

Кто виноват и что делать – такие вопросы становятся основой для всех выступлений и правительства, и СМИ, и публикаций в соцсетях.

В России вообще любят искать ответы на подчас бессмысленные вопросы. Однако действительно, если завтра (нет, не война) экономика рухнет – что будет делать народ?

Кстати про дефолт в России в 2016 году мнения экспертов однозначно указывают на аналогию с кризисами 1998 и 2007-08 годов. Тогда тоже падали цены на нефть, что привело к обесцениванию рубля. Но если в 1998 году ситуацию удержать не смогли и допустили дефолт и девальвацию рубля, то в 2008 году экономика устояла.

Сейчас ситуация немного лучше, чем была в 1998, но хуже, чем в 2008. Скорее мы даже ближе к первому кризису. Война, в которой участвуют наши солдаты, санкции, которые грозят привести к тому, что на полках хоть и будет все, что можно пожелать, но из-за цен купить это будет нереально.

Эксперты и аналитики выводят правила, которые были бы необходимы для преодоления нынешнего кризиса с наименьшими потрясениями. Среди этих правил, или необходимых мер, есть такие как: остановка роста цен на продукты питания, нахождение путей решения санкционного противостояния, так как российские товары не в силах заполнить весь рынок. Уменьшить показатели безработицы.

Это лишь немногое, что нужно сделать, чтобы не допустить дефолта. Кое-какие шаги безусловно предпринимаются. Например, в этом году продлили такие социальные программы как материнский капитал и бесплатная приватизация жилья. Увеличили минимальные пенсии и детские пособия, выведя из-под удара самые уязвимые группы населения.

Даже если дефолт в России случится в 2016 году, по мнению экспертов рядовые граждане не должны поддаваться панике. Первое – просчитать все возможные варианты и подготовиться к дефолту население все равно не сможет, т.к. это непрогнозируемая ситуация. Второе – необходимо имеющиеся средства инвестировать так, чтобы они не сгорели в любом случае. Здесь необходимо воспользоваться консультацией грамотного специалиста.

За полтора года из России было выведено на 18,9% больше средств, чем на пике привлечения страной инвестиций!

А это значит, что российский и международный бизнес с разной формой и структурой собственности максимально быстро выводит собственные средства, продавая любые свои активы, вероятно, по любой цене (с этим коррелирует бешеная распродажа элитной и средней недвижимости в Подмосковье).

Это также означает, что в наступившем году экспортеры постараются вывести всю заработанную валюту, не продавая ее на рынке (разве что Банк России введет очень жесткое регулирование по максимальной обязательной продаже валютной выручки ). То есть, эти потенциальные $85,5 млрд профицита внешней торговли еще надо будет суметь взять , и не факт, что получится.

Если получится плохо — дефолт . Внешние рынки — закрыты.


Во-вторых, очень многое зависит от цен на нефть — ведь, немного огрубляя, при двух третях экспорта, сформированных нефтью, нефтепродуктами и газом , вполне можно предположить, что (средняя годовая цена здесь не совсем работает — нефть разная, освоение разное, логистика разная) в 2016 году, при сохранении цен на нефть в диапазоне $25-45 за баррель,профицит внешней торговли РФ может составить всего $55 млрд.

А это значит, что от нынешних резервов ЦБ (при нынешней цене на нефть и, а также средств от позитивного сальдо торгового баланса (которые, напомним, еще надо взять), собственных доходов ЦБ (закроем глаза на то, что как правило, они уходят в бюджет) к 1 декабря останутся $34,5 млрд (на 3,5 месяца критического импорта в 2017 году) . Это только — нефть и нефтепродукты.

А происходящее на наших глазах банкротство ОАО «Газпром»? А ведь еще 3 года назад «Газпром» (без «Газпромнефти») только прямо приносил в казну$45,8 млрд . Но в прошлом году убытки «Газпрома» (без кратного падения экспорта и продаж — только инвестиции в проекты) составили (по среднему курсу рубля к доллару в 2008-2015) $21,77 млрд . А в прошлом году и «Газпромнефть» попросила средства в ФНБ — примерно $3 млрд — ведь внешнее финансирование закрыто.

Как видим, мы (в роли ЦБ РФ) оказались на грани в $9,73 — $12,73 млрд (а это примерно месяц обеспечения критического импорта ).

Так что же, крышка в январе 2017 года?

Нет, поскольку даже это — очень оптимистический сценарий . В 2015 году Банк России израсходовал сэкономленные на отмене индексации зарплат бюджетников около 700 млрд рублей (по летнему курсу — около $14 млрд)на стимулирование потребления — снижение ставок по ипотеке, приобретению автомобилей, сельхозтехники.

Эти деньги ушли в воду — кризис ведь не просто цикличный или структурный,но и системный , и его причины — институциональные. Это как мертвому припарки.

Теперь смотрим что происходит с политикой Банка России на рубеже 2015-2016 гг. — через Агентство страхования вкладов он докапитализирует (в форме облигаций федерального займа) 31 банк, из них 25 уже получили средства в размере 802 млрд 685 млн рублей, по текущему курсу — $10,4 млрд .

И тогда мы находимся в ситуации то ли «остатка» в $2,33 млрд (меньше, чем прямые иностранные инвестиции в РФ в первой половине 2015 года), то ли «кассового разрыва» в $670 млн (меньше, чем бюджет оккупированного Крыма в части «доходов»).

Таким образом, Москва не зря возлагает все надежды на смягчение санкций или рост цен на нефть . Ведь в противном случае РФ окажется полным банкротом к декабрю 2016 года. И даже дешевая приватизация активов и акций «Роснефти» китайским бизнесом — вряд ли сможет серьезно исправить ситуацию. Разве что поможет дотянуть до марта 2017 года.

Ах, да — внебюджетные фонды, кремлевские оптимисты все еще возлагают на них надежду . Но, это означает, что они плохо слушали и читали.Оставшиеся две трети Резервного Фонда уходят в нынешний бюджет. Что касается ФНБ, то согласно решениям октября 2014 года — до середины-конца текущего года (с учетом года прошлого) на корпоративные инфраструктурные проекты из него должен быть израсходован 1 триллион 740 млрд рублей. То есть, в лучшем случае в этом фонде к декабрю 2016 года останется $42 млрд , но…ведь и ФНБ претендует на средства из профицита торгового баланса , потому что откуда же еще ему брать деньги? Из Пенсионного Фонда?

Поэтому министр финансов РФ Антон Германович Силуанов с мукою на лице и пытается как-то сократить расходы бюджета на 700 млрд рублей за счет бюджетников ($9 млрд по текущему курсу), поскольку если срезать на 10% от всей суммы расходов, то это 1,62 трлн (или $21 млрд ). Ведь бюджет сверстан на основе предположения о том, что баррель Urals в порту Роттердама будет стоить не менее $50 (а он 12-13 января стоит уже $28) и курсе в 63,3 рубля за $1 (а на 13 января он выглядит как 75,95).

Что такое дефолт? Дефолт — это неисполнение взятых на себя долговых обязательств. Какие обязательства есть у российского государства в 2016 году?

  • Внешние.
  • Внутренние.

Внешние долги

Внешние — это долги, как государственные так и корпоративные, которые Россия должна выплатить своим «иностранным партнерам». Всего по подсчетам в 2016 году будет необходимо . Много это или мало? Достаточно много. Для сравнения общий объем Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния — 8,7 трлн. рублей или по курсу в 77 рублей за единицу американской валюты — $112 млрд. А вообще все резервы РФ, включая перечисленные фонды — $368 млрд . И эту ситуацию вполне отражает величина российской страховки от дефолта — так называемый кредитный дефолтный своп (CDS). Как и стоимость любой страховки, CDS выражает простую закономерность — чем выше риск, тем выше сумма страховки. Россия, среди стран по величине риска, находится на 5 месте, пропустив вперед лишь Венесуэлу, Украину, Египет и Бразилию.

Стоит однако отметить, что отрыв от первого места (Венесуэлы) и 2-го места (Украины) пока достаточно велик. Разрыв в 22 и 5 раз соответственно. При этом, судя по высказываниям, в головах наших экономических властей дефолт 1998 года остался самым главным страхом. Именно поэтому заимствования на внешних рынках были невелики даже в досанкционную эпоху. Поэтому по крайней мере в 2016 году возможность расплатиться по внешним долгам и (а именно неспособность к этому называется дефолтом) экспертами и экономистами под сомнение не ставится. Другое дело — внутренние обязательства.

Внутренние обязательства

Несмотря на мантры о выполнении в 2016 году социальных обязательств в полном объеме, понятно, что часть из них уже не выполняется, а будут и дальнейшие сокращения. К примеру индексацию пенсии неработающим пенсионерам при инфляции в 13% нельзя назвать выполнением обязательств в полном объеме. Равно как и пенсии пенсионерам работающим и новую «заморозку» накопительной части. Расходы на ЖКХ, образование и здравоохранение пострадали еще в первой редакции , который был утвержден при цене на нефть в $50 за баррель. При $30 нас ждет новый , в котором маловероятно, что начнут сокращать что-то иное. А значит опять пострадает социальная сфера.

Внутренний долг на начало 2016 года составляет 7 трлн. рублей . Анонсированный механизм возможности покупки государственных облигаций через счет в банке может увеличить эту сумму. В этой связи будет не лишним держать в голове 1998 год, когда по похожему инструменту (ГКО) с доходностью в конце под 140% годовых был объявлен технический дефолт.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...