Заполнение строки 8 в счет фактуре. Заполнение счет-фактуры по новым правилам: какие требования контрагентов оправданы, а какие нет


C 01.10.2017 изменились правила заполнения счетов-фактур. Насколько обоснованы требования некоторых контрагентов при выставлении им счетов-фактур указывать следующие вещи:

1. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должно полностью соответствовать ЕГРЮЛ, а значит, оба названия должны быть написаны обязательно крупными буквами, как в ЕГРЮЛ;

2. Название Продавца и Покупателя в счете-фактуре должны быть написаны полностью, как в ЕГРЮЛ, то есть не ООО "ХХХ", а Общество с ограниченной ответственностью "ХХХ";

3. Как должна заполняться строка (8) "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" в случае, если с клиентом заключен Госконтракт и в случае, если договор - коммерческий?

Некоторые контрагенты требует заполнения этой строки в виде "Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)(при наличии): ...", а далее либо пусто при коммерческом договоре, либо реквизиты Госконтракта. Насколько обязательно указание фразы "(при наличии)"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Заполнение с 01.10.2017 реквизита "Адрес" счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов, равно как написание адреса шрифтом, формат которого (включая регистр) отличается от использованного в ЕГРЮЛ, считаем допустимым.

Наименование налогоплательщика и покупателя в счете-фактуре указывается в соответствии с учредительными документами. При этом используемый при написании наименования регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк. То же самое можем сказать об использовании аббревиатур организационно-правовой формы покупателя и продавца при написании наименований организаций.

Рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных с применением вычетов НДС по заполненным таким образом счетам-фактурам, мы не видим.

Счет-фактура должен иметь строку 8 ,в том числе и фразу "при наличии".

Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках обычных коммерческих сделок строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной.

Обоснование позиции:

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Требования к оформлению счетов-фактур изложены в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, к корректировочным счетам-фактурам - в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ.

Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным в п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, а корректировочные счета-фактуры - требованиям, перечисленным в п. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет по НДС не предоставляется (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

В состав обязательных реквизитов счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) с 1 июля 2017 года (после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 56-ФЗ), в частности, входят:

    наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);

    идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии) (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Заметим, что положения ст. 169 НК РФ, равно как и иные положения НК РФ, не расшифровывают такие понятия как "наименование" и "адрес" налогоплательщика и покупателя, а также "идентификатор государственного контракта", и не устанавливают порядок их написания в счетах-фактурах.

Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы принято и действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В Постановление N 1137 внесен ряд изменений постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981, вступившим в силу с 01.10.2017, а также постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 N 625, вступившим в силу 01.07.2017.

В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):

    для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;

    для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).

На основании пп. "н" п. 1 Правил с 01.07.2017 в строке 8 счета-фактуры необходимо указывать идентификатор государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в (при наличии).

При этом общий порядок написания в счетах-фактурах наименований налогоплательщика и покупателя (строки 2 и 6 счета-фактуры) ни с 01.10.2017, ни с 01.07.2017 не претерпел изменений. Согласно пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил в этих строках для юридических лиц указывается полное или сокращенное наименование в соответствии с учредительными документами (как и ранее). Отсылки к ЕГРЮЛ указанные положения не содержат.

Наименование налогоплательщика и покупателя

Из положений пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил следует, что в строках 2 и 6 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование юридического лица. Данные положения не устанавливают приоритета применения полного или сокращенного наименования. То есть в счетах-фактурах можно указывать либо полное, либо сокращенное наименование.

Читайте также

Поскольку понятие "наименование" юридического лица ни нормы НК РФ, ни Постановления N 1137 не раскрывают, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к другим нормативным актам, расшифровывающим данное понятие.
В п. 1 ст. 54 ГК РФ говорится, что имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Каждая организация должна иметь полное наименование и вправе иметь сокращенное наименование.

Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Юридическое лицо также вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

По общему правилу полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке указывается в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ, пп. "а" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Требования к фирменному наименованию акционерного общества закреплены в ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Согласно данной норме полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его организационно-правовую форму - акционерное общество, а полное фирменное наименование публичного общества на русском языке - также указание на то, что общество является публичным. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" либо аббревиатуру "АО", а сокращенное фирменное наименование публичного общества на русском языке - полное или сокращенное наименование публичного общества и слова "публичное акционерное общество" либо аббревиатуру "ПАО".

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Схожие положения о фирменных наименованиях ООО содержит ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Полное и сокращенное (при наличии) фирменные наименования обществ с указанием организационно-правовой формы должны содержаться в учредительных документах обществ (абзац 2 п. 3 ст. 11 Закон N 208-ФЗ, абзац 2 п. 2 ст. 12 Закона N 14-ФЗ).

Как видим аббревиатуры ООО, АО, ПАО могут содержать только сокращенные фирменные наименования обществ. При этом такие наименования организации вправе иметь, но не обязаны.

Поэтому если дословно следовать положениям пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил, то в случае отсутствия у юридического лица сокращенного фирменного наименования в строках 2 и 6 счета-фактуры в наименовании такой организации ее организационно-правовая форма должна указываться, например, как "Общество с ограниченной ответственностью". Если же организация имеет сокращенное фирменное наименование, то допустимо в наименовании указывать соответствующую аббревиатуру.

В то же время нормы пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ требуют лишь указания наименования продавца и покупателя и не указывают на то, какое наименование организации (полное или сокращенное, полное фирменное или сокращенное фирменное, с аббревиатурой или нет) должно быть проставлено в счете-фактуре. При этом невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5, 5.1, 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом (абзац 3 п. 2 ст. 169 НК РФ). К тому же акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и главы 21 НК РФ в частности, что прямо установлено п. 1 ст. 4 НК РФ.

В связи с этим приведем разъяснения финансового и налогового ведомств относительно нарушения налогоплательщиками порядка заполнения строки 2 в счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В тот период в строке 2 счета-фактуры согласно положениям поименованного Постановления необходимо было указывать полное и сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами.

Уполномоченные органы пояснили, что нормами ст. 169 НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, поэтому указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письма Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-09/32, УФНС России по г. Москве от 25.11.2009 N 16-15/123937).

Заметим, что нам не встретилось арбитражной практики, где бы рассматривался спор о правомерности принятия к вычету НДС, на основании счетов-фактур, в которых указана аббревиатура организационно-правовой формы покупателя или продавца, что может свидетельствовать об отсутствии претензий со стороны проверяющих по данному вопросу.

Указание в счете-фактуре аббревиатуры организационно-правовой формы в наименовании продавца и (или) покупателя вместо полного ее написания, на наш взгляд, не может служить препятствием для идентификации продавца и (или) покупателя. Поэтому такая ошибка (если ее такой признавать) не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).

Положения пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и пп.пп. "в", "и" п. 1 Правил не устанавливают требований к регистру букв (прописные, строчные) или шрифту для целей указания в счете-фактуре наименования продавца и покупателя. Не отсылают эти нормы и к ЕГРЮЛ.

Как указано в письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130, если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Смотрите также письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-09/28, УФНС России по г. Москве от 08.06.2011 N 16-15/55909. Поэтому используемый при написании наименований регистр букв (заглавные или строчные), отличный от указанного в ЕГРЮЛ, также не считаем нарушением порядка заполнения соответствующих строк счета-фактуры.

Адрес в счете-фактуре

Из буквального толкования положений пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил логично предположить, что информация об адресе продавца и покупателя указывается в счете-фактуре в строгом соответствии с данными, отраженными в ЕГРЮЛ. Какие-либо допущения или особенности заполнения этого реквизита (включая структуру и порядок отражения элементов адреса) Правилами не установлены.

При этом НК РФ не регламентирует ни порядок присвоения (или указания) адреса, ни порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), как и не раскрывают содержание понятия "адрес" (смотрите также письмо Минфина России от 28.01.2015 N 03-07-09/2992).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 443-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила N 1221) к адресообразующим элементам относятся страна, субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

Во исполнение п. 52 Правил N 1221 приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н утверждены Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Правила сокращения). Пункт 3 этого документа предусматривает, что при написании наименований адресообразующих элементов на русском языке используются сокращенные наименования республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, идентификационных элементов объекта адресации, приведенные в Приложении к указанному документу. При этом не сокращаются наименования адресообразующих элементов только в том случае, когда расшифровка такого сокращения приводит к различному пониманию его наименования (п. 5 Правил сокращения, смотрите также п. 4.8 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.12-2011 "СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила").

Учитывая изложенное, считаем допустимым заполнение с 01.10.2017 строк 2а и 6а счета-фактуры с применением общепринятых сокращений адресообразующих элементов согласно Приложению к Правилам сокращения (например: город - "г.", улица - "ул.").

В качестве дополнительного аргумента к сказанному можем привести письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-09/66329, где на вопрос налогоплательщика о необходимости с 01.10.2017 в счетах-фактурах на реализацию товаров, работ или услуг указывать адрес продавца заглавными буквами и с учетом сокращений, примененных к составляющим адреса организации в ЕГРЮЛ, специалисты финансового ведомства ответили, что указание в счете-фактуре сокращенного адреса продавца, указанного в ЕГРЮЛ частично заглавными буквами, а частично прописными буквами, не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка.

В письме Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-09/57 также высказывалось мнение, что счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка. На наш взгляд, с 01.10.2017 приведенные разъяснения не утратили актуальности.

В связи с этим даже в случае признания изложенного выше порядка заполнения реквизита "Адрес" счета-фактуры (т.е. без буквального следования формату написания адреса, применяемому в ЕГРЮЛ) ошибочным, рисков у налогоплательщика-покупателя, связанных в применением вычетов НДС по соответствующим счетам-фактурам, мы не видим. Очевидно, что данные ошибки (если считать ошибкой применение общепринятых сокращений адресообразующих элементов и использование строчных букв) не препятствуют идентификации продавца и покупателя, и тем более наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, ставки и суммы НДС, предъявленной покупателю.

Идентификатор государственного контракта

Сразу отметим, что, по мнению финансового ведомства, не имеет права исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры (п. 9 Правил, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57881).

Поэтому счет-фактура должен иметь строку 8, в том числе и фразу "при наличии", тем более что эта фраза упомянута в пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1, пп. 6.1 п. 5.2 ст. 169 НК РФ.

Поскольку сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)", как и государственный контракт, НК РФ не определен, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к иным нормативно-правовым актам.
Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57867).

"Правила казначейского сопровождения..." утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила). Согласно пп. "д" п. 7 Правил идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования Идентификатора госконтракта устанавливается Федеральным казначейством. На 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н (на 2016 год - приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н) (далее - соответственно Приказ N 9н и Приказ N 4н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа N 9н, п. 3 Приказа N 4н). Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (п.п. 6, 7 Приказа N 9н, п.п. 5, 7 Приказа N 4н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н).

Структура Идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа N 9н и п. 7 Приказа N 4н.

При необходимости информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры продавец (исполнитель) может уточнить у покупателя (заказчика).

Если товары (работы, услуги) реализуются в рамках обычных коммерческих сделок, то строка 8 счета-фактуры может оставаться не заполненной. Непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-07-09/57870).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Форма счета-фактуры с октября 2017 года снова поменялась. Из нашего материала вы узнаете об изменениях и нюансах оформления обновленного счета-фактуры.

Обо всех новшествах в оформлении и хранении счетов-фактур вы можете узнать из наших видео материалов.

Изменения в счетах-фактурах с 1 октября

Законодатели снова скорректировали структуру счета-фактуры (постановление Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). Изменения в счетах-фактурах с октября 2017 года таковы:

  • добавлена новая графа 1а «Код вида товаров» (1б — для корректировочных счетов-фактур);
  • скорректировано содержание строки 2а об адресе продавца;
  • отредактировано название графы 11, посвященной реквизитам таможенной декларации (ТД);
  • уточнена схема работы со строкой 8, предназначенной для отражения идентификатора госконтракта;
  • дополнен порядок заполнения счета-фактуры для отдельных случаев (при его оформлении экспедиторами, заказчиками или застройщиками, приобретающими от своего имени имущественные права и др.).

Вам нет необходимости тратить время на поиски измененной постановлением № 981 формы — счет-фактура с 01 октября 2017 года выглядит .

В следующих разделах мы остановимся подробнее на нюансах заполнения обновленных строк и граф счета-фактуры.

Технология оформления «закодированной» графы 1а

  • поставьте в ней прочерк, если вы из России не транспортируете товары на территорию государства — члена ЕАЭС;
  • укажите код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, если вы вывозите товары.

Чтобы избежать ошибок в заполнении этой графы, расшифруем отдельные термины:

Детализация

ТН ВЭД ЕАЭС

Это спецклассификатор, используемый при оформлении таможенных операций. Устанавливает соответствие между ставкой таможенной пошлины и кодом вида товара

Товарный код

Это 10-значный шифр, отражающий:

  • в первых 2 знаках — товарную группу (например, 48 — «Бумага и картон»);
  • в остальных знаках — к товарной группе прибавляется подгруппа, субпозиция и подсубпозиция (например: 4802589000 — немелованная бумага для графических целей)

Как заполнить графу 1 трудовой книжки, узнайте .

Обновленная графа 11: на что обратить внимание?

На первый взгляд эта графа счета-фактуры с 1 октября коренным образом не меняется — формулировку «Номер таможенной декларации» заменили на «Регистрационный номер таможенной декларации».

Обратите внимание, что № ТД и регистрационный № ТД — это не идентичные понятия. Существует несколько аналогичных терминов:

  • регистрационный № ТД — располагается в 1-й строке графы А основного и добавочного листов ТД (подп. 1 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утв. Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257) и формируется должностным лицом таможенного органа по схеме 8/6/7/3 (расшифровка — в следующем разделе);
  • № ТД (порядковый) — под этим номером декларацию фиксирует специалист таможни в регистрационном журнале (он является составной частью регистрационного № ТД);
  • № ТД в формате 8/6/7/3 — для заполнения графы 11 счета-фактуры.

Подробности формирования регистрационного номера ТД для графы 11 счета-фактуры узнайте из следующего раздела.

Как формируется номер в разнообразных хозяйственных ситуациях, расскажут материалы:

Регистрационный номер таможенной декларации — новый реквизит или корректировка названия?

Схема формирования регистрационного номера ТД (письма ФНС от 08.06.2006 № 15-12/19773, от 18.07.2006 № 03-1-03/1334@, от 30.08.2013 № АС-4-3/15798) выглядит так:

ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ/ХХХ

8 знаков / 6 знаков / 7 знаков / 3 знака

Расшифровка этих 4 групп знаков приведена в таблице:

Количество знаков в группе

Расшифровка

Код таможенного органа (вы можете ознакомиться с этими кодами на официальном сайте ФТС (ved.customs.ru) в разделе «Базы данных»)

Дата принятия ТД (день, месяц и 2 последние цифры года)

Порядковый номер ТД (отсчет ведется с № 0000001 с начала каждого года)

Порядковый номер товара из графы 32 ТД или из списка товаров (если он применялся при декларировании вместо добавочных листов к ТД)

В одной ТД могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах (п. 3 раздела I Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257)

По п. 1 совместного приказа «О формировании номера грузовой таможенной декларации…» от 23.06.2000 Государственного таможенного комитета РФ № 543 и Министерства по налогам и сборам № БГ-3-11/240 после выпуска таможней конкретного товара (учитывая, что в одной ТД их может быть несколько) под номером ТД понимается регистрационный номер декларации с указанием через знак дроби («/») порядкового № товара (из графы 32 ТД или из списка товаров, если он применялся при декларировании вместо добавочных листов к ТД).

Например, регистрационный номер 10125160/220817/0001682/213 относится к ТД:

  • с порядковым номером 1682;
  • оформленной в таможенном органе, код которого 10125160;
  • принятой сотрудником таможни 22.08.2017;
  • номер товара в ТД — 213.

Таким образом, для целей оформления счета-фактуры регистрационный № ТД — это набор цифр из 4 групп, состав которых описан выше. Его и указывают в счетах-фактурах в настоящее время.

На такой структуре номера ТД для заполнения графы 11 счета-фактуры Минфин настаивал и ранее, когда она именовалась «Номер таможенной декларации» (см. письмо от 18.02.2011 № 03-07-09/6).

Будем надеяться, что в ближайшее время чиновники внесут ясность в технологию заполнения обновленной графы 11 — носит ли поправка технический характер или нужно как-то менять существующий порядок заполнения этой графы в связи с изменением ее наименования.

Что поменяется в «адресной» строке с 01 октября?

В строке 2а новых счетов-фактур с октября 2017 года нужно отражать:

  • адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ;
  • местожительства индивидуального предпринимателя в соответствии с ЕГРИП.

В настоящее время в этой графе отражается:

  • для фирмы — место ее нахождения;
  • для ИП — место его жительства.

«Реестровые» адреса должны быть всегда в актуальном виде — при их изменении необходимо своевременно подать сведения налоговикам для внесения изменений в указанные реестры.

О последствиях указания недостоверного адреса в ЕГРЮЛ узнайте .

Отметим, что указанный в ЕГРЮЛ адрес — это ориентир для доставки юридически значимых сообщений (п. 3 ст. 54 ГК РФ):

  • требований;
  • заявлений;
  • извещений;
  • уведомлений и пр.

При неправильном указании адреса в реестрах все отправленные по нему сообщения будут считаться доставленными адресату, даже если они никем не получены.

Заполнять ли строку 8 при отсутствии идентификатора?

Строка 8 в счете-фактуре появилась совсем недавно (постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 625). С июля 2017 года в ней нужно отражать идентификатор:

  • госконтракта на поставку товара (оказание услуг, выполнение работ);
  • договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета инвестиций, субсидий, взносов в уставный капитал.

В постановлении № 981 схема заполнения строки № 8 уточнена:

  • Строка должна содержать информацию об идентификаторе госконтракта — при его наличии (он прописывается в самом контракте или указан в Единой информационной системе).
  • В ней проставляется прочерк, если идентификатор отсутствует.

С нюансами оформления счетов-фактур вас познакомят материалы:

Итоги

Счет-фактуру с октября 2017 года нужно заполнять по новой форме. В ней появилась графа 1а для отражения кода вида товара, которую нужно заполнять налогоплательщикам, вывозящим товар из России на территорию Казахстана, Киргизии, Белоруссии или Армении.

В название графы 11 «Номер таможенной декларации» добавилось слово «регистрационный», однако пока разъяснения чиновников по поводу ее заполнения отсутствуют.

В строке 2а (посвященной адресу продавца) с октября необходимо указывать адресные данные, идентичные отраженным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

С 1 июля 2017 г. в строке 8 счета-фактуры следует указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Если бюджетное учреждение заключает госконтракты за счет целевых субсидий, идентификатор присваивается. Требуется ли проставлять идентификатор, если заключается договор в рамках деятельности, приносящей доход, или в этом случае в строке 8 ставится прочерк?

Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ (далее – Закон № 56-ФЗ) в НК РФ внесены поправки, которые касаются налогоплательщиков – исполнителей по госконтрактам. С 01.07.2017 в выставляемых счетах-фактурах необходимо указывать идентификатор государственного контракта, договора (соглашения). Это требование справедливо и при составлении счетов-фактур на аванс, корректировочных счетов-фактур (п. 1 ст. 1 Закона № 56-ФЗ).

Идентификатор госконтракта не произвольный реквизит. Он присваивается заказчиком в следующих случаях:

  • компания исполняет оборонный заказ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ),
  • осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, контрактов учреждений, соглашений о предоставлении целевых субсидий, которое предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Правила казначейского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552 (далее – Правила № 1552). Согласно пп. "д" п. 7 Правил № 1552 идентификатор госконтракта указывается в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Порядок формирования идентификатора госконтракта на 2017 г. установлен приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 № 9н (далее – Порядок № 9н).

Идентификатор госконтракта формируется заказчиком после создания записи в реестре контрактов (п. 3 Порядка № 9н). Он представляет собой 20-значный цифровой код и указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа (пп. 6, 7 Порядка № 9н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится и договор (контракт). Структура идентификатора госконтракта установлена п. 7 Порядка № 9н.

Новый реквизит в форме счета-фактуры нужен для предоставления вычета по НДС. Поэтому с 01.07.2017 необходимо применять новую форму счетов-фактур. В соответствии со ст. 169 НК РФ идентификатор указывается при его наличии. В случае его отсутствия в контракте с заказчиком отсутствие его в счете-фактуре не будет нарушением. В такой ситуации в соответствующем поле счета-фактуры ставится прочерк.

Таким образом, в соответствии с Законом № 56-ФЗ независимо от вида деятельности учреждения с 01.07.2017 в счетах-фактурах в обязательном порядке указывается идентификатор госконтракта при его наличии. Если контракт заключается в случаях, когда присваивать идентификатор госконтракта не требуется, в строке 8 счета-фактуры ставится прочерк.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...