Законодательное и нормативное регулирование учета валютных операций. Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)


Действующее российское законодательство не только подробно описывает порядок обращения с иностранными денежными средствами, но и регламентирует учет валютных операций. Для их правильного отражения следует руководствоваться:

  • Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации в Приказе от 31.10.2000 N 94н.

Учет операций по валютному счету

В настоящее время на территории России осуществляется два вида учета:

  • бухгалтерский;
  • налоговый.

У каждого из них есть свои особенности и исключительные правила ведения.

Минфин России в Плане счетов указал, что счет 52 служит для обобщения сведений о движении иностранных денежных средств на банковских счетах резидента в уполномоченной кредитной организации. Валютные операции в бухгалтерском учете проводятся с использованием вышеуказанного показателя.

Как следует из Инструкции по применению плана счетов, предприятие может открывать субсчета:

  • 52-1 для российских кредитных учреждений;
  • 52-2 в случае наличия счетов в иностранных банках.

Также следует подчеркнуть, что отечественные предприятия вправе уточнить показатели указанных субсчетов, предусмотрев:

  • 52-1-1 для аналитического учета валютных операций по каждому счету;
  • 52-1-2, предназначенный для обобщения информации по транзитным счетам.

Каждому из вышеуказанных показателей корреспондируют счета, указанные Минфином России в Инструкции по применению плана счетов.

Именно во взаимосвязи счета 52 и корреспондирующих ему показателей следует оформлять проводку той или иной валютной операции.

Примеры учета валютных операций с проводками в 2017 году

В зависимости от вида операции с иностранными денежными средствами соответствующему субъекту следует применять ту или иную проводку.

Например, для оформления поступления валюты на текущий счет следует использовать:

  • Д 52-1-1;
  • К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

По кредиту может указываться иное значение, определяемое в зависимости от источника перечислений.

По-иному выглядит в проводках учет покупки валюты. Названная операция должна оформляться в виде:

  • дебет 57 или 76, а кредит 51 описывает перевод рублей на счет предприятия;
  • счет Д 52-1-1 в корреспонденции с 57 (76) отражает покупку и зачисление иностранных денежных средств;
  • если по результатам операции имеется остаток рублей, то его обратное перечисление проводится по К 57 или 76, Д 51.

Указанные проводки не описывают весь синтетический и аналитический учет валютных операций. Конкретные бухгалтерские действия зависят от оснований зачисления или списания иностранных денежных средств с валютного счета предприятия.

Все возможные варианты корреспондирующих счетов по кредиту и по дебету, перечислены в Инструкции , утвержденной Министерством финансов Российской Федерации в Приказе от 31.10.2000 N 94н.

Проводки по транзитному счету оформляются в виде дебета 52, которому корреспондирует кредит 62 или 76.

Примеры учета наиболее часто используемых операций отражены ниже:

  • перечисление в банк российских рублей на покупку валюты оформляется в виде Д 57, К51;
  • приобретение и зачисление иностранных денежных средств на валютный счет организации: Д 52, К 76;
  • возврат не потраченных денег отражается по Д51, К 57;
  • поступление валюты от контрагента проводится по дебиту 52, кредиту 62;
  • перечисление иностранных средств для обмена проводится по Д 57 в корреспонденции с 52;
  • факт продажи оформляется как дебет 91, кредит 57;
  • курсовые разницы проводятся с использованием счета 91.

В заключение необходимо отметить, что без правильного ведения проводок затруднительно обеспечить безукоризненное осуществления налогового учета валютных операций.

Валютный счет (англ. currency account) - это счет в банковском учреждении, принадлежащий юридическому или физическому лицу, на котором накапливаются и расходуются их средства в иностранной (конвертируемой) валюте. По средствам на валютных счетах банками начисляются про-центы в тех валютах, в которых они имеют доходы от размещения средств на международном валютном рынке.

Предприятия любой формы собственности и хозяйствования могут заниматься внешнеторговой деятельностью, для осуществления которой они могут открывать валютный счет на территории России. Такой счет может быть открыт в банке, который имеет лицензию Центрального банка Рос-сии на проведение операций с иностранной валютой.

Основным нормативным актом, регулирующим осуществление валютных операций, является закон РФ "О валютном регулировании и валют-ном контроле", а также издаваемые на его основе нормативные акты ЦБ России.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции:

Переводы в страну и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

Получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

Переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

Переводы неторгового характера, включая переводы сумм оплаты труда, пенсий, алиментов, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

Прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал организации с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении ор-ганизацией;

Портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

Переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество (включая землю и ее недра), относимое по законодательству страны к недвижимому имуществу;

Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

Предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Уполномоченный банк открывает предприятию один счет в любой конвертируемой валюте, но возможно открытие счета в нескольких валютах. Все валютные средства предприятия подлежат хранению на валютном счете. За несоблюдение этого порядка предприятие подвергается штрафу в размере всей валютной выручки. Обслуживание счета ведется согласно заключенному договору о банковском обслуживании. В соответствии этим договором предприятию открываются сразу два счета: транзитный валютный и текущий валютный, которые ведутся параллельно.

Счет 52 "Валютные счета"

Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на ва-лютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

По дебету счета 52 "Валютные счета" отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту счета 52 "Валют-ные счета" отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денеж-но-расчетных документов.

К счету 52 "Валютные счета" могут быть открыты субсчета:

52-1 "Валютные счета внутри страны",

52-2 "Валютные счета за рубежом".

Кроме того, к субсчету 52-1 целесообразно открыть субсчета второго порядка:

52-1-1 «Текущий валютный счет»;

52-1-2 «Транзитный валютный счет».

Аналитический учет по счету 52 "Валютные счета" ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

Организация вправе открыть счета в различных валютах (долларах США, евро и т.д.). В этом случае операции лучше учитывать по каждому виду валюты на отдельных субсчетах.

Поступление денежных средств на валютные счета отражается по дебету счета 52, их списание – по кредиту на основании выписок банка и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Плата за открытие валютного счета включается в состав прочих расходов:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» - Кредит 51 (52) - оплачены услуги банка по открытию валютного счета.

За услуги банка по обслуживанию счета приходится платить комиссию. Сумма комиссии устанавливается по взаимному соглашению между банком и клиентом в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Оплата может производиться как в рублях, так и в валюте.

Расходы, связанные с оплатой услуг банка, отражаются проводками:

Дебет 60 (76) Кредит 51 (52) – списана комиссия на основании выписки банка;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» – Кредит 60 (76) - учтена сумма комиссии в составе прочих расходов.

В налоговом учете расходы фирмы на оплату услуг банка учитываются как прочие расходы, если они связаны с производством и (или) реализа-цией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а в остальных случаях как внереализационные расходы (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправдано.

Встречаются ситуации, когда банк иностранной фирмы может перечислить выручку на валютный счет российского экспортера, предварительно удержав из нее сумму комиссии. В этом случае сумма поступившей выручки будет отличаться от суммы, отраженной в контракте. Если в договоре с иностранным контрагентом предусмотрен такой порядок расчетов, то сумма удержанной комиссии будет являться обоснованным расходом. При этом сумма выручки отражается в полном размере в соответствии с договором.

В описываемой ситуации комиссия банка отражается проводками:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» – Кредит 60 (76)

Учтена сумма комиссии в составе прочих расходов.

Дебет 60 (76) – Кредит 62

Отражено погашение задолженности.

Эта запись производится на основании телеграфного или телексного сообщения либо сообщения о переводе средств по Системе сообщества для всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), в котором указана сумма

6. Учёт нематериальных активов (НМА ).

К НМА относится (ПБУ 14/2007) (право на изобретение, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, селекционные достижения и др.) часть имущества с такими признаками при одновременном их соблюдении: использование НМА в производстве продукции либо для управленческих нужд, в течение срока свыше 12 месяцев; способны приносить экономические выгоды; отсутствие материально-вещественной структуры; возможность идентификации; не предполагается перепродажа; документально подтверждено существование актива и права собственности на него; фактическая стоимость может быть достоверно определена. НМА принимаются к бухучету по фактической (первоначальной) стоимости по состоянию на дату принятия к бухучету – сумма в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченной или начисленной при приобретении, создании актива и обеспечении условий его использования. Остаточная стоимость для амортизируемых НМА – разность между первоначальной оценкой и накопленной на отчетную дату амортизацией.

Годовая сумма амортизации НМА: 1) при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или текущей рыночной стоимости (при переоценке) равномерно в течение срока полезного использования; 2) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе – установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в мес.; 3) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции – исходя из показателя объема продукции за месяц и соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.

Типовые проводки по НМА. 1. Поступление НМА: приобретение за плату Д08К60 – отражена стоимость приобретенных НМА, Д19К60 – отражен НДС к перечислению поставщику, Д08К60, Д19К60 – отражены расходы по приобретению и НДС по этим расходам, Д04К08 – оприходованы НМА, Д60К51 – оплачены приобретенные НМА, Д68К19 – зачтен НДС; создание НМА Д08К10,70,69…– отражены затраты на создание НМА, Д04К08 – объект принят к учету; поступление в счет вклада в уставный капитал Д08К75 и Д04К08 – на сумму оценки, согласованную с учредителями; поступление НМА для совместной деятельности Д04К80; безвозмездное поступление НМА Д08К98 – отражена рыночная стоимость на дату поступления НМА, Д04К08 – оприходованы НМА, ежемесячно Д26К05,04 – начислена амортизация и Д98К91 – включена в состав прочих доходов часть стоимости безвозмездно полученного объекта. 2. Выбытие НМА: реализация НМА Д62К91 – отражена стоимость реализуемых объектов, Д91К68 – отражен НДС к получению от покупателя, Д51К62 – оплата от покупателя, Д05К04 – списана сумма накопленной амортизации, Д91К04 – списана остаточная стоимость реализованных НМА, Д91(99)К99(91) – финансовый результат от реализации НМА; списание НМА Д05К04 – списана начисленная амортизация, Д91К04 – списана остаточная стоимость, Д99К91 – убыток от списания НМА; безвозмездная передача Д05К04 – списана накопленная амортизация, Д91К04 – списана остаточная стоимость безвозмездно переданного НМА, Д91К68 – НДС, подлежащий уплате в бюджет, Д99К91 – убыток от безвозмездной передачи; передача НМА в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия Д05К04 – списана накопленная амортизация, Д76К04 – списана остаточная стоимость НМА, Д68К19 – отражен НДС, восстановленный в бюджет пропорционально остаточной стоимости ("красное сторно"), Д68К51 – перечислен НДС в бюджет, Д76К19 – восстановленный НДС списан на формирование финансового вложения, Д58К76 – отражена передача объекта, Д91(76)К76(91) – отражена разница между остаточной стоимостью НМА и оценкой вклада в уставный капитал. 3. Начисление амортизации по НМА: с использованием счета 05 "Амортизация НМА" Д20,23,25,26,29,44К05; без использования этого счета Д20,23,25,26,29,44К04.

Учет иностранной валюты имеет некоторые особенности, связанные с тем, что в России ведется в денежных единицах — рубли. В связи с чем возникает необходимость учитывать иностранную валюту также в рублях. Для учета операций на сч. 52 берется курс Центрального банка России.

Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется только через банки, причем далеко не все банки могут покупать и продавать валюту, только те, у которых есть на это разрешение.

Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, открывают для себя валютные счет в банке. Если используется несколько видов валюты, то и счетов, как правило, открывается больше одного. Для каждого вида валюты — отдельный валютный счет.

Для открытия валютного счета организация выбирает подходящий банк, собирает необходимый пакет документов и предоставляет их в выбранный банк. Банк, в свою очередь, открывает для организации два счета: текущий и транзитный. Через транзитный счет проходят все перечисления в иностранной валюте в адрес владельца счета. Текущий валютный счет отражает реальное количество валюты у предприятия.

ПОКУПКА ВАЛЮТЫ: ПРОВОДКИ, КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ

Каким образом осуществляется покупка валюты?

Для того, чтобы купить иностранную валюту, организация перечисляет банку определенную сумму денег в рублях со своего рублевого расчетного счета. При этом в бухгалтерском учете это перечисление отражается проводкой Д57 К51 . Сч. 57 «Переводы в пути» — промежуточный между 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютные счета». Деньги с списались, но на валютный мы их пока зачислить не можем, так как валюту банк нам еще не перечислил. Чтобы эти деньги не потерялись и не забылись, используется промежуточный сч. 57 «Переводы в пути».

После того, как организация перечислила необходимую сумму денег банку в рублях, банк закупает необходимое количество иностранной валюты и перечисляет её на валютный счет предприятия (валюта учитывается переводится в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату зачисления). Бухгалтерская проводка Д52 К57 .

Остатки денежных средств на сч. 57 перечисляются обратно на р/с (проводка Д51 К57 ).

За проведение операции по покупке иностранной валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение, сумма которого относится на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей либо в составе . Проводка, отражающая оплату комиссии, имеет вид: Д91/2 К51 , где на сч.91 субсчет 2 учитываются операционные расходы.

Приобретенные валютные средства учитывается по официальному курсу ЦБ России, действующему на дату её поступления.

При этом курс, используемый при покупке иностранных товаров, может отличаться от официального курса ЦБ РФ. Возникающая разница называется финансовым результатом от покупки валюты.

Если официальный курс меньше курса покупки, то в бухучете возникшую разницу отражают в составе операционных расходов. (Д91/2 К57 — отрицательная разница).

Если официальный курс больше курса покупки, то разницу отражают в составе операционных доходов (Д57 К91/1 — положительная разница).

В момент оплаты иностранного товара поставщику необходимо пересчитать валюту по курсу ЦБ РФ на дату оплаты:

Если курс на дату оплаты поставщику выше, чем у ЦБ РФ на дату зачисления валюты на сч. 52, то возникает положительная курсовая разница, которая отражается в составе прочих доходов проводкой Д57 К91/1 .

Если курс ЦБ РФ на дату оплаты ниже, чем на дату зачисления валюты на валютный счет, то возникает отрицательная курсовая разница, которая отражается в составе прочих расходов проводкой Д91/2 К57 .

ПРОВОДКИ ПРИ ПОКУПКЕ ВАЛЮТЫ

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена необходимая сумма денег банку в рублях (по курсу банка)

Купленная валюта зачисляется на валютный счет (по курсу ЦБ России)

Возвращены оставшиеся после покупки валюты средства на расчетный счет

Удержана комиссия

Отражена отрицательная разница (курс покупки выше ЦБ РФ)

Отражена положительная курсовая разница (курс покупки ниже ЦБ РФ)

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ

При получении валюты от иностранных покупателей за товары, работы, услуги, она зачисляется на «Валютный транзитный счет», эта операция отражается проводкой Д52 К62 , где 62 «Расчеты с покупателями».

После чего ее можно либо продать, либо зачислить на текущий валютный счет. Валюта, направленная на продажу списывается Д57К52 . Раньше часть полученных валютных средств нужно было в обязательно порядке продавать, с недавних пор обязательная продажа валюты отменена.

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

Процесс продажи предполагает также использование сч. 57, как и в случае с покупкой. Валюта, предназначенная для продажи, перечисляется банку, который продает ее и зачисляет выручку от продажи на расчетный счет предприятия.

Проводка по перечислению валюты банку для продажи имеет вид Д57 К52 .

В бухгалтерии валюта была учтена по курсу ЦБ России, действующего на дату либо последней переоценки, либо на дату зачисления на сч. 52. В день продажи необходимо провести пересчет валюты.

При этом может возникать как положительная (если курс ЦБ РФ на дату пересчета выше, чем на дату зачисления на счет), так и отрицательная курсовая разница.

Продажа валюты оформляется через сч.91. Стоимость валюты списывается в дебет сч.91 проводкой Д91/2 К57 по курсу ЦБ РФ. Выручка от продажи зачисляется на рублевый р/с по курсу продажи, при этом выполняется проводка Д51 К91/1 .

Продает банк валюту по своему курсу, который может отличаться от Центробанка. Кроме того, валютные средства могут быть перечислены банку для продажи в один день, а продана валюта банком будет уже в другой день, при этом также может возникать курсовая разница (если за это время курс ЦБ РФ изменился). Отрицательная курсовая разница отражается проводкой Д91/2 К57 , положительная — Д57 К91/2 .

По итогам сделки по продаже иностранной валюты на сч.91 считается финансовый результат (прибыль или убыток).

ПРОВОДКИ ПРИ ПРОДАЖЕ ВАЛЮТЫ

Дебет

Кредит

Название операции

Перечислена предназначенная для продажи валюта (по курсу ЦБ РФ)

Получена выручка от продажи (по курсу продажи)

Списана стоимость валюты, направленной на продажу (по курсу ЦБ РФ на дату продажи)

Отражена отрицательная курсовая разница (в связи с изменением курса ЦБ РФ на дату списания с валютного счета и на дату продажу)

Отражена положительная курсовая разница (аналогично)

Финансовый результат от сделки убыток (прибыль)

ПЕРЕОЦЕНКА ВАЛЮТНЫХ СЧЕТОВ (ПЕРЕОЦЕНКА СЧЕТА 52)

Периодически происходит переоценка валюты.

Средства на валютных счетах отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в рублях. Поэтому валюта пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на дату пересчета.

Таким образом, переоценка валютных счетов осуществляется:

  • на дату зачисления или списания валюты с банковских счетов;
  • на дату составления бухгалтерской отчетности;
  • по мере изменения курса.

Проводки при переоценке валюты:

В результате пересчета возникает курсовая разница, которая отражается в составе операционных доходов (Д52 К91/1) и расходов (Д91/2 К52) .

Организациями – юридическими лицами в процессе их деятельности, помимо и в отечественной валюте, может использоваться иностранная. В первую очередь, это бывает вызвано необходимостью оплаты импортных контрактов. Но приобретение валюты может осуществляться и в других целях: погашение валютных обязательств, выдача командировочных при поездках сотрудников за рубеж, выплата зарплаты в зарубежных представительствах фирмы.

При учете валютных операций организации и предприятия должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 3/2006, положениями Федерального закона № 173-ФЗ, а также иными нормативными актами, регламентирующими бухгалтерские проводки валютных сделок.

Данные положения определяют порядок осуществления валютных операций. Согласно этим документам, бухгалтерский учет ведется в рублях путем перерасчета стоимости валюты по курсу Центробанка РФ на дату проведения операции. В связи с тем, что официальные валютные курсы постоянно меняются, определяющим является отражение в бухгалтерских документах даты совершения операции. Этим будет определяться курсовая разница, вызванная, например, различием валютного курса в моменты принятия обязательств и их исполнения. Эта разница рассматривается как и отражается на субсчете 91.1 (при положительной курсовой разнице), или на субсчете 91.2 (при отрицательной курсовой разнице).

Для осуществления дополнительного контроля валютных сделок к задействованным бухгалтерским счетам открываются субсчета, учет на которых ведется в соответствующей иностранной валюте. Подобный обособленный учет операций на валютном счете упрощает ведение контрактов с иностранными партнерами и помогает осуществлять их анализ.

Для совершения операций с иностранной валютой организация должна открыть валютный счет в банке. В бухгалтерском учете движение средств отражается на счете «Валютные счета» (52). При работе с различными валютами к этому счету открываются дополнительные субсчета. Проводки по валютным операциям подробнее разберем на операциях по покупке и продаже иностранной валюты.

Бухгалтерский учет покупки валюты

Чтобы осуществить покупку, необходимо перевести на рублевый счет в банке требуемую сумму. Для этого может использоваться субсчет 57.2 «Денежные средства для приобретения валюты» или субсчет счета 76, предназначенного для учета взаимодействия с дебиторами и кредиторами.

Бухгалтерские проводки по покупке иностранной валюты:

  • Д57.2 (76) К51 – зачислены средства на банковский счет для приобретения валюты.

Затем банк приобретает валюту и зачисляет ее на валютный счет. Проводки такие:

  • Д52 К57.2 (76) – на счет зачислены приобретенные валютные средства
  • Д51 К57.2 (76) – средства, не задействованные в сделке, были возвращены на расчетный счет.

Положения по бухучету определяют, что возможные расходы, связанные с приобретением валюты, например, банковские комиссии, должны учитываться как прочие. Проводка по учету комиссии банка может быть такой:

  • Д76 К51 – зачислены средства на уплату банковских комиссий
  • Д91.2 К76 – комиссионное вознаграждение отнесено к прочим расходам.

По Налоговому кодексу комиссионные вознаграждения учитываются в составе прочих, а иногда внереализационных расходов.

В случае приобретения валюты по курсу, не соответствующему установленному Центробанком, возникшая курсовая разница при покупке проводится следующим порядком:

  • Д91.2 К57.2 – при убытке, вызванном курсовой разницей
  • Д57.2 К91.1 – при положительной курсовой разнице.

Пример учета покупки иностранной валюты

Компании требуется приобрести 5 000 долларов в банке. Для этого ею перечисляются банку средства в сумме 190 000 рублей. Официальный курс доллара равен 35,93 р. Банк смог приобрести валюту по 36,4 р. Банковская комиссия составила 1500 р.

Проводки:

Бухгалтерский учет продажи валюты

Согласно действующему законодательству, поступления от продажи валюты считаются прочими доходами предприятия, а рублевый эквивалент списанной валюты и уплаченные комиссии ‒ прочими расходами. В связи с этим в бухгалтерском учете сделки по продаже валютных средств отражаются на субсчетах 91-1, 91-2 в корреспонденции со счетами 57, 76. Счет 57 используется в случаях, когда дата списания валюты и дата зачисления средств от ее продажи не совпадают. Порядок учета операций на валютном счете по продаже, а также бухгалтерские проводки рассмотрим на следующем примере.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по дисциплине:

«Контроль и ревизия»

Вариант №12.

Выполнила:

Факультет: учетно-статистический,

Специальность: бухгалтерский учет,

анализ и аудит,

№ зачетной книжки:

Проверил: ст. пр. Разумова И. В.

Киров, 2010

Введение.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»):

1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

1 Организация валютного контроля ЦБ РФ,

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

Определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж­е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

Устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

Устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

Готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:

Устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);

Определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);

Устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

Может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)­;

Устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

Устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); ­

Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

Устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют­е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

Устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

Поводит все виды валютных операций (п. 2 «в» ст. 9);

Устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

Устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

Выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 «О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в Российской Федерации, а также купленных за рубли. Подобная практика имела широкое распространение, когда предприятия-резиденты вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей «ниши» на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

2 Организация валютного контроля в Минфине России.

Говоря о контрольных функциях Минфина России, нужно выделить два принципиальных момента.

Впервые сформулировано положение о том, что Минфин России осуществляет внутренний контроль за использование бюджетных денег. Оно полностью соответствует положению этого министерства в системе федеральных органов исполнительной власти, его задачам и функциям. В нем закреплено осуществление Минфином России государственного финансового контроля в пределах своей компетенции. Такой подход отражает изменившуюся роль финансового ведомства в условиях рыночной экономики по сравнению с монопольным положением, которое оно занимало в денежно-кредитном секторе советской плановой системы.

Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Такими случаями прежде всего являются случаи получения финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается проверка, а исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Тем самым был сделан серьезный шаг к восстановлению жизненно необходимой для нормального функционирования бюджетной системы Российской Федерации финансовой контрольной вертикали, отсутствие которой в стране, где подавляющее большинство субъектов Федерации имеют дотационные бюджеты, сказывалось на финансовой политике государства крайне деструктивно. Правительство, федеральный Минфин, формируя и исполняя федеральный бюджет, выделяя средства государственной поддержки, дотации, субвенции, трансферты республикам, краям, областям, не имели законной возможности проверить, какими средствами располагают сами просители, куда и как они их расходуют.

Права субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части проведения собственной бюджетной политики и осуществления финансового контроля в условиях названных требований Кодекса не ущемляются. Они могут создавать свои органы финансового контроля. Вместе с тем сохранилась и получила необходимую правовую основу наработанная десятилетиями практика взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России.

Из выступления заместителя председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу С.К. Осипова (Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации):

Основные задачи, решавшиеся Департаментом валютного контроля и региональными управлениями валютного контроля в соответствии с их положениями, утвержденными Министром:

Совершенствование нормативно-правовой базы и организационной системы валютного контроля;

Осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства;
- создание законодательной базы и организационного механизма противодействия легализации преступных доходов.

Значительные усилия были сосредоточены на решении последней задачи, включая подготовку и дальнейшее сопровождение проекта Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, создание уполномоченного органа и нормативной базы его деятельности. С принятием соответствующего закона и образованием Комитета по финансовому мониторингу создана необходимая основа для развертывания этой работы. Сейчас это направление полностью передано КФМ России, подотчетному Минфину России.

В процессе экспертной доработки многочисленных поправок, внесенных в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” депутатами Государственной Думы, удалось добиться разумного баланса между отменой ряда экономически не оправданных ограничений и сохранением основ валютного регулирования и контроля.

Одновременно решена проблема законодательного установления статуса Минфина России как органа валютного контроля (в качестве правопреемника ВЭК России) и определен правовой механизм разграничения функций в этой сфере.

Сотрудники Департамента приняли участие в качестве экспертов в работе комиссии Государственной Думы и Администрации Президента РФ по проекту новой редакции КоАП РФ. Принятый в декабре 2001 г. Кодекс устраняет практически все имевшиеся проблемы в части применения ответственности за нарушения валютного законодательства.

Последний вариант проекта новой редакции Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” внесен в Правительство РФ с разногласиями, касающимися в основном объема полномочий Правительства и Банка России в сфере текущего валютного регулирования. Тем не менее проект согласован более чем на 95 %. В процессе работы над проектом между разработчиками достигнута концептуальная договоренность о целесообразности последовательной либерализации валютного законодательства в течение 3-5 ближайших лет по мере создания необходимых предпосылок (макроэкономическая стабильность, устойчивость банковской системы, прозрачность финансовых потоков и т.п.).

С учетом уже внесенных изменений принятие новой редакции Закона уже не имеет прежней остроты (необходимо проанализировать все последствия нововведений в изменяющихся условиях).

Остро стоит проблема с новым положением о Минфине России, в котором должны быть подтверждены конкретные функции и полномочия в сфере валютного контроля (согласованный проект внесен в Правительство РФ еще в конце 2000 г.) В отсутствие такого Положения заморожено принятие нормативных актов по реализации Минфином России согласованных с ЦБ РФ функций в сфере валютного контроля (выдача заключений об обоснованности приобретения иностранной валюты для оплаты услуг и др.), а также межведомственных соглашений по взаимодействию и информационному обмену с ЦБ РФ, ГТК России, ФКЦБ России.

Соответственно, осложнено выполнение Минфином России координационных функций, предусмотренных постановлением Правительства от 23.08.2000 г. № 624 “Вопросы Минфина России”.

В организации собственно контрольно-проверочной деятельности также происходит смена приоритетов (от фискальной функции к надзорно-аналитической). Для проведения обоснованной валютной политики необходим анализ влияния принимаемых законодательных изменений с учетом конкретной экономической ситуации, в т.ч. на поведение хозяйствующих субъектов.

Общие результаты проведенных проверок свидетельствуют об относительном улучшении положения с соблюдением требований валютного законодательства - если раньше такие нарушения выявлялись в большом количестве на каждом предприятии, то сейчас доля нарушителей не превышает 30 % от проверенных субъектов. Наряду с либерализацией законодательства, это можно расценивать как результат повышения правовой культуры бизнеса, в т.ч. под влиянием стабильности надзора со стороны органов валютного контроля.

Проблемы нормативной базы отражаются на деятельности региональных управлений.

Департамент старался ориентировать их в этой сложной обстановке: проводились семинары для юристов и сотрудников аналитических отделов. На базе Академии бюджета и казначейства организовывалась учеба для руководителей и бухгалтеров.

Благодаря высокому профессионализму и ответственности руководителей большинства региональных управлений система территориальных органов валютного контроля сохранила свою дееспособность.

3 Организация валютного контроля в ГТК России.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.

При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I «О федеральных органах налоговой полиции», органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин», за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

Заключение.

Органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

В Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно- правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые опасны тем, что ответственность слишком высока.

Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны. Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Таким образом, сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.–М.: Издательство “Ось-89”, 2000.–48с.

7. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.

8. Голощапов Н.А. Таможенный контроль. Под редакцией А.И. Ильина – М.: «Экзамен», 2001. – 320с.

22. Валютные операции – М.: Информационно издательский дом «Филинъ»,2001. – 352с.

26. Мерзликина Е.М. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 80с.

27. Адоменко Ю.П., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля // Деньги и кредит.-2001.-№3 - с. 37.

28. Иванова Т.М. Паспорт сделки как инструмент валютного контроля // Закон. - 2005.- №4 – с.59-61.

29. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ //Деньги и кредит. - 2005. - №3 – с.33-37

31. Саркисян А.Г. Либерализация валютных операций: Мировой опыт и Россия //Финансы и кредит. - 2001. - №15(87) – с.10-13.

32. Хандруев А.В. Валютное регулирование //Эксперт.- 2001.- №32–с. 37-39.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...