Закон об предпринимательской деятельности. Закон о предпринимательской деятельности


Ежегодно Правительство РФ вводит ряд изменений в законодательство, которые затрагивают деятельность организаций и ИП. Грядущий 2017 год не стал исключением. Уже известно о введении нового сбора для предпринимателей страны, увеличения минимального размера оплаты труда, новые КБК и даже формы отчетности.

Единый социальный страховой сбор: что это такое?

Глобальная налоговая реформа ждет Россию в грядущем 2017 году, и коснется она всех компаний и всех без исключения предпринимателей страны. В связи с введением единого социального страхового сбора дополнения, изменения и различные поправки будут внесены в более чем пятьдесят законодательных актов, налоговый и гражданский кодексы страны. Что же это за сбор?

Сейчас предприниматели нашей страны платят взносы в Пенсионный фонд России (взнос на пенсионное и медицинское страхование) и Фонд социального страхования (взносы по травматизму и на социальное страхование работников). По каждому из этих взносов предпринимателям приходится заполнять три платежки и вписывать свой КБК код бюджетной классификации. Такие трудности при перечислении взносов в ПФР и ФФС часто вызывали путаницу, и этот аспект, в том числе, и был одной из причин введения единого социального страхового сбора ЕССС, который заменит собой все страховые и пенсионные взносы предпринимателей и станет единым платежом на единый КБК. Данный КБК будет утвержден министерством финансов страны уже к первому декабря 2016 года. Все эти новшества в законодательство были одобрены президентом страны и подготовлены ФНС по его поручению в документе под названием «Дорожная карта создания единого механизма администрирования страховых взносов». Согласно документу, проверять страхователей (удаленно или при проведении выездных проверок) также теперь будут налоговые инспекторы.

Единый социальный страховой сбор будет перечисляться в Федеральную налоговую службу, где вся сумма уже и будет перераспределяться между фондами России. Так уже было в нашей стране вплоть до 2010 года, когда в России действовал единый социальный налог». Но в 2010 году он был отменен, и после соответствующей реформы предприниматели страны начали платить взносы в Пенсионный фонд России, в Фонд социального страхования. Теперь все платежи было решено снова перевести в ведение налоговиков. С чем связана такая необходимость в реформе и введения ЕССС?

В первую очередь, необходимость введения ЕССС связана с собираемостью страховых взносов, с которой российские фонды не справлялись. Федеральная налоговая служба будет собирать Единый социальный страховой сбор с предпринимателей страны, она же будет и проверять организации.

Сегодня пока доподлинно не известны сроки, в которые, начиная со следующего года, предприниматели страны должны будут платить новый ЕССС, а также не подтверждена информация о ставках будущего Единого социального страхового сбора. Но есть информация о том, что ставки ЕССС будут снижены на 2-3%, сейчас взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования начисляются по общему тарифу в 30%.

Также уже известно о том, что предпринимателей страны обяжут сдавать отчётность по новому Единому социальному страховому сбору, которую бизнесмены будут подавать в налоговую инспекцию, но форма такой отчетности опять же, еще не утверждена.

Нововведения для фирм на УСН

Новые лимиты для перехода с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения ввел Федеральный закон №243-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В статье второй данного Федерального закона сказано о том, что меняются лимиты для ИП, которые могут уплачивать налоги по упрощенной системе налогообложения вносятся изменения в 346 статью части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно закону, с 2017 года лимит по годовому доходу ИП составит 120 миллионов рублей против прежних 60 миллионов. То есть организация или ИП могут оставаться на упрощенной системе налогообложения только до тех пор, пока доходы фирмы, начиная с 1 января 2017 года, не достигнут 120 миллионов рублей. Лимит по общей стоимости имущества, то есть остаточной стоимости основных средств, должны равняться сумме не более 150 миллионов рублей, а лимит для перехода на упрощенную систему налогообложения остановится на отметке в 90 миллионов рублей, вместо прежнего лимита в 45 миллионов.Именно сумму в 90 миллионов рублей нужно ориентироваться, если фирма решит перейти на упрощенную систему налогообложения с 2018 года. Ограничения на размер доходов предпринимателей для перехода на упрощенку данным законом не введены. Напомним, для того, чтобы перейти на УСН с 2017 года, предприниматели должны пока ориентироваться на действующий сейчас лимит в 59 805 тыс. рублей.

Также с 2017 года в работу фирм на упрощенной системе налогообложения введено еще одно новшество отменен КБК по минимальному налогу. В соответствии с приказом Министерства финансов России от 20.06.2016 года №90н, компании, которые по итогам 2016 года смогут выйти на минимальный налог, должны будут оплачивать на другой КБК КБК «доходы минус расходы». Напомним, раньше ИП на УСН действовали два КБК: один для выплаты аванса и налога, и второй для выплаты минимального налога. Это часто вызывало непонимание среди предпринимателей, путаницу и ошибочное начисление денежных средств не на тот КБК. Теперь же для упрощенцев, которые по итогам года выйдут на минимальный налог, платить его нужно будет на единый КБК 182 1 05 01021 01 1000 110.

Увеличение МРОТ и размеров взносов для ИП

Ежегодно в нашей стране увеличивается минимальный размер оплаты труда: не был исключением 2016 год, в котором МРОТ доведен до отметки в 7 500 рублей, не станет исключением и 2017 год. Это связано с тем, что чиновники планируют повысить минимальный размер оплаты труда до размера прожиточного минимума, который на сегодняшний день равен 10 524 рублям.

Повышение МРОТ для ИП всегда связано с тем, что им будет запрещено платить зарплаты своим работникам меньше этой суммы, а также с увлечением размеров взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования, так как взносы в два этих фонда «привязаны» к минимальному размеру оплаты труда, и повышение МРОТ всегда означает повышение размеров обязательных взносов.

Переход на онлайн-кассы

Уже с 1 июля 2017 года все предприятия торговли и услуг, осуществляющие расчеты с населением и применяющие в работе контрольно-кассовую технику, в обязательном порядке должны перейти на онлайн-кассы. Это инновационная контрольно-кассовая техника, которая будет передавать абсолютно все данные о кассовых операциях компании в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн через интернет и оператора фискальных данных. При этом все данные о кассовых операциях будут «аккумулироваться» в фискальном накопителе специальном устройстве внутри такой онлайн-кассы, и помимо привычного всем бумажного чека, потребители смогут получить чек и в электронном виде по их требованию он должен быть отправлен на адрес электронной почты или в виде смс.

Самозанятыми можно назвать тех граждан, которые работают на себя, а не на государство. Правительство решило легализировать данную категорию населения, сделав их налогоплательщиками. Принятые поправки в ГК РФ от 14.07.2017 г. в так называемый «Закон о самозанятых гражданах России» регламентирует условия, порядок налогообложения и юридический статус граждан. Лицам, самостоятельно ведущим трудовую деятельность и объявившим о своем решении выйти из тени, предоставлена в текущем году налоговая амнистия. За это время заинтересованным лицам рекомендуется ознакомиться с основными положениями закона.

Думой принято решение о регистрации самозанятых граждан в налоговой службе с освобождением от уплаты налогов на два года: 2017-2018 г.г. Основной вопрос, который потребовал законодательного решения: как разграничить лиц, работающих по трудовому договору, индивидуальных предпринимателей и самозанятое население. Минюст установил, по каким критериям производить налогообложение и учет трудовой деятельности лиц, работающих и получающих прибыль самостоятельно.

Принятие закона позволило установить, что налоги данная категория должна будет платить по особой схеме. У гражданина не должно быть наемных работников, прибыль от деятельности предполагается систематическая и услуги оказываются по определенному направлению. Кроме обязанностей, данная категория населения приобретает реальную государственную защиту, получает возможность претендовать на льготы и участие в правительственных программах.

В настоящее время осуществлена классификация по двум типам занятости. К первому относятся небольшие предприятия с использованием наемного труда, которые неофициально выполняют работы и услуги, не имея лицензии и без регистрации. Таким самозанятым предпринимателям рекомендуется пройти стандартную процедуру и платить налоги по упрощенной схеме налогообложения.

Вторая часть самостоятельно работающих граждан представлена лицами, которые трудятся для обеспечения собственных нужд. У них нет работников, специального помещения и других атрибутов ИП. Сюда относятся репетиторы, ремонтники, грузчики и подобные представители разных профессий. Для столь многочисленной категории людей, которые периодически получают оплату своего труда от физических лиц, Роструд разрабатывает правила легализации.

Согласно официальной статистике, в сокрытом секторе экономики заняты около 15 млн человек. Это примерно четверть всего трудоспособного населения, работающего официально. Ущерб экономике страны наносится колоссальный, только ПФ РФ несет убытки на 500 млрд рублей в год. Даже если учесть снижающие факторы и погрешности расчетов, то 10% населения работает без официального оформления трудовых отношений и не производит налоговых отчислений.

Внесение поправок в ст.2 ФЗ «О занятости населения» конкретизирует правовой статус самостоятельно работающих лиц. Прежде на законодательном уровне не давалось определения данной категории граждан, не был регламентирован особый тип деятельности.

В чем отличия ИП от самозанятого

Самозанятый гражданин отличается от индивидуального предпринимателя только тем, что не желает регистрировать свою деятельность в налоговой инспекции. Задача государственных органов состоит в том, чтобы предоставить последнему такие условия, которые стимулировали бы легализацию труда.

Не имея документов ИП, нельзя нанимать работников и заключать с ними трудовой договор. Отчетность между двумя группами граждан имеет существенное отличие: самозанятые граждане приобретают патент на свою сферу деятельности на определенный срок. Это освобождает от иных видов налогообложения, облегчает процедуру отчетности. Например, можно приобрести патент на работу няней, репетитором или по предоставлению мелкого ремонта.

Список профессиональных направлений должен быть расширен за счет включения в перечень распространенных услуг. В ближайшее время можно будет приобрести патент на ремонт обуви, одежды, услуги переводчика, фотографа и многое другое.

До сегодняшнего дня окончательно не принято решение о том, как будет сформулирован принцип выдачи патента: по профессиям или предоставляемым услугам. От окончательного решения законодателя будет зависеть стоимость патента и объем предоставляемых им полномочий. Благом для граждан станет то, что они смогут официально заключать договоры на предоставление услуг, защищать свои интересы в суде и всеми доступными методами рекламировать бизнес. Облегченная процедура ведения деятельности подразумевает запрет на плановые и внеплановые проверки.

Налоговые каникулы для самозанятых

Порядок регистрации и налоговых отчислений с самозанятых физических лиц устанавливается ФЗ-№401 «О внесении изменений…». Так, если гражданин оказывает услуги физическому лицу в его домовладении или личных потребностях, то следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Заявление пишется в установленной стандартной форме, предоставляется сотрудниками инспекции.

Уведомление о том, что лицо осуществляет подобного рода деятельность, не требуется подавать иностранным гражданам, работающим по найму физических лиц, ст.227.1 НК РФ. Подать уведомление об открытии подобного рода деятельности можно различными способами:

  • лично в отделение УФНС по месту регистрации;
  • через официального представителя, имеющего нотариально заверенные полномочия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • через официальный сайт налоговой службы, при обязательном использовании электронной подписи.

Бланк уведомления можно получить в налоговой инспекции или распечатать на официальном портале УФНС.

При постановке на учет, освобождаются на два текущих года от уплаты налогов следующие категории работников:

  • няни за детьми и патронажные сиделки за пожилыми людьми старше 80 лет, больными лицами и инвалидами;
  • репетиторы по различным учебным дисциплинам;
  • помощницы по хозяйству, уборщицы домашних помещений.

Подробное описание льготных категорий работников, освобожденных от уплаты НДФЛ, отражено в п.70 ст.217 НК РФ. На региональном уровне местные правительства обладают полномочием по расширению списка самозанятых лиц, не облагаемых налогом.

Если самостоятельно работающий гражданин встал на учет, то он освобождается от взносов во внебюджетные фонды, п.3 ст.422 НК РФ. Льготы распространяются на лиц, добровольно вставших на учет и не привлекающих в своей деятельности наемный труд.

Несмотря на широко рекламируемую налоговую амнистию, за первые 5 месяцев с начала работы программы только 40 человек обратились в УФНС для получения статуса. Сложности связаны с возникшей неопределенностью после двух лет предложенной амнистии. Поскольку лицо уже зарегистрировано и имеет правовой статус, то его всегда смогут привлечь к налогообложению за прошедший период.

Заявившим о себе лицам в 2019 году придется закрыть свою деятельность или стать ИП с уплатой налогов. Чтобы грамотно и всесторонне осветить права и обязанности самозанятых лиц, законодателям потребуется внести поправки в треть профильных законов. В первую очередь необходимо создать новый статус налогоплательщика, который бы отражал сущность самозанятого и индивидуального предпринимательства.

Патентная система налогообложения для самозанятых

В результате проведенных исследований и наблюдая реакцию заинтересованных групп населения, законодатели пришли к однозначному выводу. Налогообложение следует оформить в качестве единовременного платежа, дающего право на труд, другими словами - государственного патента. Расчет стоимости является сложной и комплексной задачей, в решение которой принимают участие многие федеральные ведомства и региональные структуры.

Сенаторы разработали условия, по которым самостоятельно работающим гражданам не требуется регистрация в качестве ИП. Достаточно уплатить единовременный налог и можно легально заниматься своей деятельностью. Фиксированный платеж зависит от вида деятельности, аванс осуществляется в начале налогового периода. Согласно внесенным дополнениям к гл. 26.5 НК РФ, установлен порядок расчета стоимости патента и правила страховых отчислений самозанятых лиц.

Определение налоговой базы, ценовая политика и иные особенности патентной системы отнесены к полномочиям региональных властей. Другими словами, стоимость патента на одну сферу деятельности будет зависеть от региона проживания налогоплательщика. По предварительным подсчетам, средняя стоимость патента составит около 20 тыс. рублей в год, что считается приемлемой суммой для работающих лиц.

Гражданам придется авансом погашать взносы на пенсионное (3%) и медицинское (2%) страхование. Общая сумма в размере 5% от МРОТ на дату расчета является пониженной ставкой для лиц, занимающихся самостоятельной трудовой деятельностью.

За оставшееся время налоговых каникул законодателям требуется решить важные вопросы:

  • установить стоимость патентов в максимальном и минимальном размере для всей РФ. Местные правительства смогут корректировать цены с учетом региональных особенностей;
  • обосновать и включить страховые взносы в общую стоимость патента;
  • зарегистрированные самозанятые граждане с доходом ниже прожиточного минимума могли бы не оплачивать патент;
  • классифицировать граждан в зависимости от наличия основной официальной деятельности. Например, репетитором является преподаватель учебного заведения;
  • создать и утвердить перечень услуг и работ, которыми граждане занимаются самостоятельно;
  • отобразить в КоАП административную ответственность за некачественные услуги и работы;
  • предусмотреть льготы и привилегии для легализированных самозанятых граждан.

Поскольку вопрос о налогах и патентах потребуется разрешить на правительственном уровне к 1.01.2019, то в настоящее время нет окончательных ставок налогообложения и сведений о порядке исчисления налогов. За два года должна быть окончательно разработана стратегия на государственном уровне, чтобы граждане поняли смысл программы и легализовали свою трудовую деятельность.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-293155-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-293155-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

1 января 2017 года вступают в силу изменения в законодательстве, которые существенно изменят правила ведения бизнеса. Вас ждут новые условия одобрения сделок и регистрации недвижимости, новые правила выплаты страховых взносов, замена официальных бумажных свидетельств на выписки, онлайн-кассы и многое другое.

Общее

Изменения корпоративного законодательства

Новое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью демонстрирует возросшее доверие государства к директорам обществ и усталость от предварительных процедур согласования, а также связанных с их несоблюдением рисков оспаривания важных сделок.

Отменено обязательное предварительное согласие на сделки с заинтересованностью.

Сужен круг лиц, способных оспорить сделку: акционеры и участники с числом голосов меньше 1% лишены права «поставить вопрос ребром».

Введены понятия контролирующего и подконтрольного лица (вместо аффилированного), повышен порог для признания контролирующим лицом с 20% до 50% участия в подконтрольном обществе или его органе управления.

Расширен перечень случаев, на которые не распространяются нормы о заинтересованности. Например, покупка офисных принадлежностей у родственников на сумму меньше 0,1% балансовой стоимости активов общества - не сделка с заинтересованностью.

Изменён подход к определению крупной сделки: главный критерий теперь не сумма сделки, а выход её за рамки обычной деятельности.

Возросло значение рыночной цены актива - специально для ситуаций, когда не ценный по балансу, но ценный в реальности актив выводится по «некрупной» сделке.

Совет директоров может давать заключение о крупной сделке вместо решения об одобрении.

В результате компании смогут тратить меньше времени и денег на выполнение корпоративных процедур и без проволочек вести ту самую «нормальную хозяйственную деятельность», о которой так много говорят законы о хозяйственных обществах.

Вредные миноритарии, у которых даже нет 1%, не смогут начать процедуру оспаривания, которая часто используется как инструмент корпоративной борьбы.

Так как в плане крупных сделок во главу угла ставится понятие «обычная хозяйственная деятельность», первым делом теперь смотрим на суть сделки, а не на её размер. Обычная сделка, которую можно не согласовывать, - это сделка, которая принята в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению её вида либо существенному изменению её масштабов.

Если всё же нужно согласие на крупную сделку, оно может быть «рамочным», с альтернативными условиями, что даёт больше простора для исполнительных органов компании в реализации согласия.

Даже если договор крупный, но выгодный и упустить его не хочется, теперь можно заключить сделку под отлагательным условием, то есть под условием её последующего одобрения акционерами.

Так как при описании заинтересованности перечислен исчерпывающий список физлиц (супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сёстры, усыновители и усыновлённые) и убрано дополнение «аффилированные лица», теперь сделка с родственниками, которые не названы в этом перечне, - это не сделка с заинтересованностью и её можно заключать без опасений.

Отмена свидетельств о регистрации ИП и юридических лиц

Налоговая инспекция будет выдавать не свидетельства о регистрации, а листы записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Существенно ничего не изменится: процедура регистрации остаётся прежней, но вместо привычных бланков новые ИП и юрлица получат выписки из реестров по установленным приказом ФНС формам.

Как написано в самом приказе, изменение нужно для улучшения электронного взаимодействия «заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей <...> и учёта налогоплательщиков». Это в духе последних законотворческих инициатив: упразднить все официальные бумажные свидетельства на бланках строгой отчётности и выдавать людям только справки-выписки из публичных реестров (что с июля 2016 года уже произошло в сфере государственной регистрации прав на недвижимость).

Появится единый реестр недвижимости

Новый закон вводит единый реестр недвижимости (ЕГРН) и сокращает сроки регистрации и кадастрового учёта, которые в ряде случаев могут быть проведены одновременно.

Теперь машино-места - это официально признанные объекты недвижимости, поэтому можно их регистрировать и продавать в таком качестве, а не как долю в праве на здание. Приготовьте деньги - ставки платы за запрос сведений из ЕГРН повышаются. За отдельную плату документы о регистрации доставят в офис.

При регистрации не требуется представлять учредительные документы юрлица - их Росреестр запросит сам по межведомственным каналам.

Торговля

Изменения для торговых сетей

Уменьшен размер ретробонусов, выплачиваемых поставщиками: теперь за продвижение товара ритейлеры получат 5% от его стоимости (вместо 10%).

Изменены сроки расчётов за поставку продуктов - от 8 до 40 календарных дней в зависимости от срока годности товара.

С 1 января 2017 года договоры поставки, противоречащие новым положениям закона о торговле, утрачивают силу.

Онлайн-кассы

До 1 июля 2017 года все торговые предприятия с ККТ должны перейти на онлайн-кассы. Для этого нужно купить новое оборудование, заключить договор с оператором фискальных данных, провести нормальный интернет во всех пунктах продаж и обучить персонал. С 1 февраля 2017 года можно будет зарегистрировать только новые кассы с фискальным накопителем. За нарушения грозят штрафными санкциями.

Положительным для бизнеса это новшество не назовёшь. С 1 января 2018 года перейти на онлайн-кассы должны будут даже ИП на патенте и «вменёнщики», которые ККТ могли не иметь вовсе. Единственное, ИП сможет зарегистрировать онлайн-кассу прямо на сайте ФНС. Уже сейчас нужно проверить договор с оператором электронного документооборота и срок действия электронной подписи.

Изменение налогового законодательства

Самое важное: теперь все социальные взносы, кроме травматизма, обслуживает ФНС. Раньше все эти взносы собирали ФСС и ПФР и они же контролировали страхователей.

ФНС займётся проверками страхователей и распределением полученных средств. Теперь это будет единый социальный страховой сбор (ЕССС) и в итоге - одна платёжка, один КБК. Старые формы в ПФР и ФСС отменяются. ФНС утвердила новые отчёты и сроки уплаты. Уже сейчас проведите сверку с ФСС по уплаченным страховым взносам.

Это хорошо потому, что удобно будет платить в одно место и по одной платёжке. Фонды не справляются с администрированием взносов, а участие налоговых органов повысит, как ожидается, собираемость соцвзносов.

Взносы на травматизм

Без специального подтверждения видов деятельности ФСС рассчитает тариф взносов на травматизм по самому рискованному виду деятельности, который указан в ЕГРЮЛ. Причём не важно, ведёте ли вы её в реальности или она только на бумаге. Проверьте, есть ли ненужные виды в ЕГРЮЛ, и подайте заявление о подтверждении основного вида деятельности уже сейчас.

С 1 января 2017 года начинает действовать обновлённая редакция правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, имеющая отношение к компаниям с несколькими видами деятельности. Устраняется неоднозначная формулировка о том, что тариф для компаний, не подтвердивших вовремя основной вид деятельности, устанавливается исходя из самого опасного вида деятельности из осуществляемых этим страхователем.

Теперь не важно, осуществляет ли работодатель фактически тот вид деятельности, по которой рассчитан тариф, или нет - для ФСС будут иметь значение только коды ОКВЭД, указанные в ЕГРЮЛ. Из них ФСС выберет деятельность с наиболее высоким классом профессионального риска. Чтобы этого избежать, надо вовремя подтвердить реальную основную деятельность.

Пояснения по НДС только в электронном виде

С 1 января 2017 года все пояснения к декларации по НДС, которые требует налоговая, нужно подавать только в электронном виде. Прямо указывается, что в бумажном виде пояснения от налогоплательщиков, которые отправляют декларацию в электронном виде, не будут считаться представленными и, соответственно, её могут привлечь к ответственности.

Лимиты для ИП по упрощённой системе налогообложения

Перейти на «упрощёнку» предпринимателям станет легче: с 1 января 2017 года лимит для перехода на УСН повышается до 112,5 млн рублей.

УСН скоро смогут пользоваться ИП, годовой доход которых или остаточная стоимость основных средств не превысят 150 млн. Причём пока индексации этих предельных величин не планируется. Теперь льготную «упрощёнку» могут применять и более успешные компании.

ЕНВД остаётся с нами

Среди изменений по «вменёнке» также появляется и возможность ИП уменьшить ЕНВД на личные страховые взносы. Раньше, если предприниматель имел наёмных работников, он мог снизить размер налога только на сумму страховых взносов в пользу работников (не более чем на 50%), но не на сумму взносов, уплаченных за себя.

Штрафы за непредставление пояснений

Уточняется, что непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган по его запросу пояснений карается штрафом 5000 рублей за первый случай и 20 000 рублей за повторное в течение года нарушение.

Раньше эти штрафы тоже существовали, но касались в целом непредставления сведений, а не пояснений по декларациям. С 1 января 2017 года за отказ в даче пояснений оштрафуют так же, как за непредставление сведений.

Кадровая работа

Микрокомпании со штатом менее 15 человек освобождаются от необходимости утверждать локальные трудовые акты. Это положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, график сменности и т. д. Нужно только разработать трудовой договор, в котором присутствуют все необходимые положения заменяемых локальных актов.

Работники и соискатели смогут проходить специальный экзамен и получить независимую оценку своей квалификации. Работник или соискатель, претендующий на осуществление определённых видов деятельности, сможет получить свидетельство о квалификации, которое подтвердит его соответствие обязательным профстандартам и другим официальным требованиям к квалификации, если по данной должности они установлены. Сведения о выданном свидетельстве заносятся в специальный реестр.

Компания вправе самостоятельно решить, отправлять ли сотрудника на НОК, но в любом случае направить можно только с его письменного согласия. Для компании это расходы, если инициатором выступает она. Но расходы можно списать при расчёте налога на прибыль и при УСН. Компания получит официальное подтверждение квалификации сотрудника либо, если экзамен он не выдержит, сможет, опираясь на полученное в аттестационном центре заключение, доучить сотрудника. Работник же получит универсальный документ, который будет признан всеми работодателями.

Если оценку оплатит работодатель, расходы на оценку квалификации сотрудников можно будет списать. Расходы на прохождение независимой оценки квалификации своих работников работодатель сможет учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов. Это касается и тех, кто работает на УСН: при расчёте единого налога расходы на проведение оценки можно вычесть из дохода.

Иное

Расширение электронного документооборота

Скоро всё в бизнесе будет электронным: онлайн-кассы, больничные, отчёты.

С 1 января во все суды, у которых будет такая техническая возможность, можно будет представлять документы в электронном виде. Активно пользуясь усиленной квалифицированной электронной подписью, любые документы можно смело направлять в арбитражный суд в электронной форме, в том числе заявление об обеспечении иска (которое логически и хронологически часто сопутствуют иску).

Фотография на обложке: Stevecoleimages / Getty Images


В наступившем 2017 году индивидуальные предприниматели должны быть готовы к ряду серьезных изменений в законодательстве , касающихся применения специальных режимов налогообложения, работы с кассовой техникой, а также оформления трудовых отношений с принимаемыми на работу гражданами. В этой статье мы подготовили краткий обзор нововведений, который будет полезен ИП, регистрирующимся или работающим в 2017 году.

Чего ожидать в скором будущем?

В разработанных Министерством финансов основных направлениях налоговой политики на предстоящую трехлетку, с которыми можно ознакомится непосредственно на сайте министерства, содержится довольно подробная информация о планах Правительства РФ в области налогообложения предпринимательской деятельности. В числе ожидаемых изменений стоит выделить следующие:

В скором будущем планируется принять решение по поводу легализации самозанятых граждан, которые занимаются оказанием услуг типа уборки квартир, репетиторства, ведения домашнего хозяйства и прочих услуг аналогичного характера. Гражданским законодательством будет определен их правовой статус. Ну а на ближайшие 2 года подобной категории граждан обещаны налоговые каникулы.

Учитывая, что с середины 2018 года на предпринимателей, уплачивающих ЕНВД или работающих по патентам, возлагается обязанность использования в работе кассовых аппаратов, Правительство решило оказать данной категории налогоплательщиков определенную финансовую помощь. В целях уменьшения издержек ИП, возникающих в связи с необходимостью закупки кассовой техники и программного обеспечения, на сумму данных расходов, но не более 18,0 тысяч за аппарат, предложено уменьшить сумму начисленного к уплате единого налога.

Министерством запланировано изменение механизма, с помощью которого определяется коэффициент-дефлятор, применяемый плательщиками ЕНВД для расчета прогнозируемого увеличения налоговой нагрузки.

Работающим по патентам предлагается дать право уменьшить стоимость патента на размер страховых взносов. Кроме того планируется исключить задержки с оплатой патента из перечня оснований для прекращения использования данного налогового режима. Параллельно за несвоевременную уплату патента будут введены штрафные санкции в размере 20% стоимости патента.

Начиная с 2019 года предложено уменьшение тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30% .

Планируется сделать возможным применение механизма, при котором можно будет платить налог за 3-е лицо.

Как измениться налоговый контроль?

Налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля, выполнения задач по формированию эффективного механизма администрирования различных фискальных платежей планируют усилить межведомственное взаимодействие в плане обмена информацией, необходимой при осуществлении контрольных мероприятий. С этой целью заключаются соглашения о взаимодействии с Фондом занятости и Рострудом об информационном взаимодействии с целью контроля за размером начисляемой заработной платы.

Планируется в наступившем году создать единую информационную систему контроля в отношении смежных процессов, осуществляемых при налоговом и таможенном администрировании. При этом таможенная информация будет сливаться с налоговой с целью отслеживания всей цепочки движения как импортируемого, так и экспортируемого товара.

С целью проверки страховых взносов предполагается применение методологической базы, сформированной в ходе налоговых проверок НДФЛ. Таким образом, налоговая служба получит возможность более эффективного сбора страховых взносов за счет собранной информации и наработанной практики контроля. При этом проверки, осуществляемые налоговой службой, планируется сделать комплексными, т.е. охватывающими не один конкретный налог, а всю совокупность хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе взаимодействующие организации.


Ключевые изменения для ИП

1. Новые размеры коэффициентов-дефляторов на 2017 год утверждены Министерством экономического развития (приказ №698 от 03.11.2016). для плательщиков ЕНВД дефлятор сохранен на уровне прошлого года – 1,798 .

2. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2017 году вырос по сравнению с прежним годом на 300 рублей и составляет 7800 рублей. Кроме того уже осенью этого года не исключено принятие закона, который бы уровнял МРОТ и прожиточный минимум. С этой целью в Государственной думе планируется сформировать рабочую группу, в которую помимо депутатов войдут представители министерств экономики, финансов, труда и социальной защиты.

Напомним, что последнее повышение МРОТ имело место в июле 2016 года. На тот момент МРОТ увеличился по сравнению с предыдущими показателями почти на 21%.

3. ЕНВД в 2017 году также коснулись определенные изменения, самое существенное их которых - продления срока действия данного налога. Если раньше отмена ЕНВД предполагалась с 01.01.2018 года с целью более широкого развития патентной системы налогообложения, то теперь действие ЕНВД продлено до 01.01.2021 года. Помимо данного новшества с января текущего года плательщики ЕНВД получают право уменьшать размер подлежащего уплате налога на сумму страховых взносов не только за своих работников, но и за себя. Но более чем на ½ налог сократить все-таки не удастся. Ранее действовавший лимит сохраняет свое действие и в этом году.

4. Претерпели изменения в 2017 году и коды услуг для плательщиков ЕНВД, ПСН и УСН. На эту тему Правительством РФ принято распоряжение №2496-р от 24.11.2016 года. Именно в нем можно найти новые коды, в то время как ранее предприниматели для определения возможности перехода на льготные системы налогообложения использовали коды деятельности, установленные Общероссийским классификатором услуг населению. Теперь этот классификатор утрачивает свою силу в связи с переходом на новый ОК 029-2014.

5. Для ИП, работающих по патентам, весьма важно теперь следить за изменениями законодательства на местном уровне, поскольку плату за патент и особенности применения патентов устанавливают именно местные органы власти. Так в Москве в конце 2016 года принят закон, предусматривающий возможность приобретения патентов на реализацию товаров посредством вендинговых аппаратов. Также облегчено применение патентов для отдельных категорий предпринимателей: водители такси теперь не привязаны к конкретной машине, а для сдающих в аренду нежилые помещения предусмотрена дополнительное ранжирование стоимости патентов.

6. Как уже отмечалось выше изменения в законодательстве для ИП коснулись и возможности уплаты налогов за третьих лиц . Такая потребность зачастую возникает при блокировке счета, либо отсутствии на нем достаточного объема средств, что нередко приводило к возникновению просрочек по уплате налогов. Теперь оплатить налог за ИП может другое лицо, что предусмотрено федеральным законом №401-ФЗ от 30.11.2016 года.

7. Опять же возвращаясь к сказанному выше для самозанятых граждан на 2 года вводятся налоговые каникулы , в течение которых они имеют право встать в налоговых органах на учет и не платить налог на доходы до конца 2018 года. По истечении данного срока самозанятым гражданам придется либо зарегистрироваться в качестве ИП, либо прекратить свою деятельность.

8. Новые лимиты доходов начинаются действовать в отношении плательщиков УСН в 2017 году . Отныне право перейти на упрощенную систему налогообложения получили те, доходы которых не превысили 112,5 млн.руб. по итогам 3-х кварталов года, в котором подается заявление о применении УСН. Если же вы уже применяете УСН, то порог доходов для вас увеличен до 150,0 млн.руб. Таким образом, упрощенка приобретает еще большую выгоду для предпринимателей.

9. Для микропредприятий в наступившем 2017 году законодательством предусмотрены определенные послабления в плане требований по ведению кадрового учета. Федеральным законом №384-ФЗ от 03.07.2016 года отменена необходимость ведения внутренних документов по учету кадров типа правил внутреннего трудового распорядка, графиков смен и т.д., утверждена типовая форма трудового договора. Применять или нет данную форму трудового договора должен решить руководитель микропредприятия. Однако как только предпринимательская деятельность перестает осуществляться в форме микропредприятия, запись о чем должна быть внесена в Единый реестр субъектов СМП, предпринимателю отводиться 4 месяца для оформления всех необходимых кадровых документов.

10. В случае задержек с уплатой налогов свыше 30 дней начиная с нового года штрафные санкции (пени) рассчитываются исходя из процентной ставки 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Правда, для ИП сохранена ставка в размере 1/300 .

11. Вырастают и штрафы за задержки с выплатой заработной платы и прочих обязательных платежей, которые причитаются работникам. Невыплата либо выплата заработной платы не в полном размере, либо установление размера заработной платы ниже минимума, предусмотренного законодательством, влечет наложение штрафа в размере 10,0-20,0 тыс.руб. на должностное лицо, при повторении нарушения – 20-30,0 тыс.руб., на юридическое лицо – до 50,0 тыс.руб., при повторном нарушении – до 100,0 тыс.рублей. Также возможна дисквалификация должностного лица сроком до 3-х лет. Для ИП размер штрафа в подобном случае составит максимум 5,0 тыс.руб., при повторении – до 30,0 тыс.руб.

Расширен с начала года и перечень оснований для осуществления внеплановых проверок в сфере трудовых отношений. Так, если в трудинспекцию поступит обращение о нарушении сроков выплаты зарплаты и иных причитающихся работникам платежей, - ждите скорой проверки.

12. Еще летом прошедшего 2016 года вступили в силу изменения в законодательство о применении контрольно-кассовых аппаратов в части перехода на применение онлайн-касс. И если до 1 февраля 2017 года переход на онлайн-кассы был добровольным, то с этого момента меняется сам порядок регистрации ККТ, а с 1 июля этого года старые кассы уже вообще не могут применяться. Еще через год, с 1 июля 2018 года применять онлайн-кассы станут обязаны некоторые категории предпринимателей, которые ранее были освобождены от этой обязанности. К числу таковых относятся собственники торговых автоматов, работающие по патентам и на вмененке.

13. Меняется в 2017 году механизм администрирования страховых взносов. Если на протяжении последних лет этим занимались внебюджетные фонды, то теперь обязанность администратора страховых взносов возвращается налоговой службе в целях повышения уровня контроля за их собираемостью. Исключением из этого правила служат страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также обязательное мед.страхование.

Изменяется предельная величина доходов физлиц, с которой производится уплата страховых взносов на социальное и пенсионное страхование. Для первых эта сумма составит 755,0 тыс.руб., для вторых – 876,0 тыс.руб. Кроме того установлен новый срок предоставления в налоговый орган расчета страховых взносов – ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Соответственно утверждена и новая форма расчета, применяемая начиная с отчетности за 1-й квартал текущего года.

Также изменены сроки предоставления персонифицированной отчетности. Сведения о застрахованных лицах следует подавать не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а годовую форму сведений о страховых взносах и стаже нужно подавать не позднее 1 марта следующего за отчетным года.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

  • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
  • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по .

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
  • — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
  • — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...