Задолженность по вкладу в уставный капитал проводка. Формирование уставного капитала: как оформить бухгалтерские проводки и отразить в учете


Принятие христианства и его значение для Руси.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет "град велик". В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

1. Причины крещения Руси

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должей был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлений укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

Хоре (солнечный конь)

Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грозы Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

2. Выбор веры

При Владимире Святославиче в 980 г. делается попытка приспособить к новым условиям языческие верования. За теремным двором князя в Киеве ставятся деревянные идолы наиболее почитаемых у различных племен богов во главе с племенным богом полян Перуном. Но эта "языческая реформа" не была принята народом. В отличие от юридических норм, религии не создаются законодательно. В свое время нечто подобное реформе киевского князя предпринимали и в Римской империи, когда наряду с поклонением италийским богам пытались ввести культ божеств вновь присоединенных государств. Эта попытка потерпела полный провал.

Если реформировать язычество оказалось невозможным, осталось перенять религию у соседей, причем такую, которая отвечала бы потребностям классового общества. Подходящие религии в соседних странах имелись...

Таким образом, вошедшая в "Повесть временных лет" легенда о том, как к князю пришли миссионеры с проповедью всех известных в то время мировых религий, отражает реально существовавшую ситуацию выбора. При этом, конечно, надо помнить, что все названные концессии уже имели своих приверженцев на Руси, и Владимиру не было нужды слушать проповедников разных вер, он, по-видимому, и так имел представление об их специфике.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве.

Выбор восточной ветви христианства – православия – был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое – борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.

3. Христианизация Древней Руси

Ход. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечем. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы.

После крещения Руси шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию т.н. двоеверия, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Так же как Ярослав Мудрый, крещенный Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д.

4. Значение принятия христианства

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X – XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический "слободской" характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарным религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия – формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии.

В течение длительного времени, до XIX века, христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации – альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.

5. Темная сторона принятия христианства

Однако помимо большой пользы принятие христианства привело и к ряду негативных проявлений. Нельзя было заставить людей, поклоняющихся языческим богам из поколения в поколение, принять нового бога без применения жестоких мер.

Княжеские дружины, вместе с христианскими проповедниками, огнём и мечом прошли по русским землям уничтожая Древнюю Русскую культуру, Древние Русские Храмы, Капища, Святилища и Городища, убивая русских священнослужителей: Капенов, Волхвов, Ведунов и Кудесников.

За 12 лет насильственной христианизации 9 миллионов славян отказавшихся отречься от Веры Предков было уничтожено и это при том, что всего населения, до крещения Руси, было 12 миллионов человек.

После 1000 года н.э. уничтожение славян-староверов не прекращались. Это подтверждают и Древние тексты Русских Летописей, которые сохранила РПЦ.

"Восстали два Волхва близ Ярославля... И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава Собирающему дань Яню, сыну Вышатину... Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды.

Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: "Что же вам молвят Боги?"... Они же ответили: "Так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя" И сказал им Янь: "То они вам правду поведали"... И схватив их, убили и повесили на дубе" (Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ, т.1, в.1, Л., 1962 г.).

"Явились во Новогороде Волхвы, Ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили... Новогородцы же поймали их и привели Волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали Волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели" (Никоновская Летопись т.10, Спб. 1862 г.).

Уничтожались не только русские люди, исповедывающие Ведическую Веру или доведический Инглиизм, но и по-своему толковавшие христианское учение.

Достаточно вспомнить Никоновский раскол в Российской Христианской церкви, сколько раскольников, старообрядцев было сожжено заживо, при этом, не смотрели женщина, старик или ребёнок.

Выводы

Формирование русской цивилизации. Христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило цивилизационный выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.

Личность и общество. Основу христианского учения представляет идея индивидуального спасения, достигаемого путем нравственного самосовершенствования, пример которому показал Христос, т.е. духовного очищения и приближения к Богу, через подавления в себе всего плотского, материального, рассматриваемого как проявление дьявольских сил. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в XIX в., соборной личности. В итоге, западноевропейское прочтение христианства, исходящее их того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а, следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы. В результате же ее активности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие же все общество воспринимало как единое целое, которому каждый человек обязан служить, жертвуя своими интересами. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентировало его не на внешнее обустройство мира, а на приспособление к нему, терпение и достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию а, в итоге, отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

Церковь и государство. Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования гражданского, договорного в своей основе общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не тольно не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

Наука и вера. Западное христианство допускала использование науки как служанки богословия в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентировала не на познание мира, а на его понимание, считала, что божественная сущность непознаваема и к ней можно только приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании созерцательно-эмоционального, а не рационального отношения к действительности.

Раскол основная черта русской православной цивилизации. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.

Литература

1. Карамзин Н. М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая. – Ростов -на-Дону: Издательство "Феникс",2004.

2. Кацва Л.А. Истрия России с древнейших времен до 19века, М.: "АСТ"2000

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX начало XX вв. М.,Просвящение, 1994.

4. Никольский Н. М.. История русской церкви.М.: Политиздат 1983

5. Радугин А.А. Культурология,М.: Alma mater.2004

6. Дий Владимиръ Русь провославная,

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г. После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по некоторым причинам:

  • - это нужно было в интересах развития государства, - чтобы избежать изоляции от всего мира;
  • - единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом;
  • - христианство укрепляло семью, вводило новую мораль;
  • - способствовало развитию культуры - философия, богословская литература;
  • - социальное расслоение требовало новой идеологии;

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Да и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество и храмовое строительство; все это во многом могло бы обусловить становление собственно русской христианской культуры. Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира думать о принятии какой-то одной веры для Руси.

Важной представляется и проблема «выбора веры», от решения которого зависел весь ход развития русской истории. Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии. Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали: «Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру. Был у него сын, прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа люди пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти речи народу. Толпа взяла оружие, пошла к дому варягов и разломала забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их. Несмотря на то, что смелый варяг пал жертвою торжествующего язычества, событие это не могло не произвести сильного впечатления. Язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно наругались; проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: «ваши боги - дерево; бог - один, которому кланяются греки, который сотворил все», - и безответны стояли кумиры Владимира перед этими словами, и в самом деле, что могла славянская религия сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других религий? Самые важные из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал могущественно и на языческих славян, как на других народов, видно из предания о том, как царь болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на него картиною страшного суда. По русскому преданию, то же самое средство употребил и у нас греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира; после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру. Напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят. Если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть.

Так к Владимиру в Киев явились представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии», - так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые особенности различных религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был одновременно главой религиозного культа. Православие было более терпимо к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Взнос в уставный капитал - проводки по нему представлены в нашей статье - в обязательном порядке происходит в любой коммерческой организации. Рассмотрим этот вопрос с позиций создаваемого юрлица и создающего его учредителя.

Сформирован и объявлен уставный капитал - какая проводка необходима?

Коммерческие юрлица (ПАО, АО, ООО, хозтоварищества, ГУП, МУП) создаются с обязательным формированием в них уставного капитала (УК). Размер УК, доли участия в нём каждого из учредителей, сроки оплаты, форма взносов и оценка неденежных вкладов оговариваются в учредительном договоре.

УК является стартовой суммой средств, с которой юрлицо начинает свою деятельность. После окончания всех мероприятий по внесению взносов в уставный капитал проводки начинаются с соответствующей записи, сделанной на дату его регистрации. Она должна отражать начисление полной суммы УК, предусмотренной уставом, в корреспонденции с задолженностью учредителей по вкладам в него: Дт 75 - Кт 80.

Аналитику на счете 80 (счете учета УК) организуют по:

  • учредителям (участникам);
  • стадиям формирования (в ПАО, АО и хозтовариществах);
  • видам акций (в ПАО и АО).

Счет 75 — это счет расчетов с учредителями. Дебетовый остаток по его субсчету, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного УК.

О том, как УК отразится в бухотчетности, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)» .

Вклад в УК другой организации у ее учредителя

Коммерческое юрлицо может быть создано как физлицами, так и организациями. При этом среди тех и других могут присутствовать иностранцы.

Участвуя в создании юрлица, учредитель принимает на себя обязательства по оплате вклада в его УК, взамен приобретая право на часть или всё (в зависимости от доли участия) имущество этого юрлица и на получение доходов от участия в его деятельности. Здесь есть своя особенность: при осуществлении проводки уставный капитал должен быть отражен как у учредителя, так и у компании, получающей взнос.

На дату регистрации вновь созданной организации учредитель — юридическое лицо, зарегистрированный в РФ, в своем учете показывает задолженность по оговоренной в учредительном договоре величине вклада в УК, который для него является финансовым вложением: Дт 58 - Кт 76. Кредитовый остаток по субсчету счета 76, отведенному для расчетов по взносам в УК, будет показывать величину неоплаченного учредителем УК.

Законодательство допускает осуществление платежей в УК как деньгами, так и имуществом или имущественными правами. На дату внесения вклада (полной суммы или ее части) и у учредителя, и у учрежденного им юрлица погашается соответствующая часть имеющейся задолженности.

Уставный капитал - внесение средств на расчетный счет и в кассу

Наиболее простым способом внесения вклада является оплата его деньгами: на расчетный счет или в кассу. Для иностранных участников допустим платеж на валютный счет.

Проводки по взносу в уставный капитал денежными средствами будут следующими:

  • у получателя платежа: Дт 50 (51, 52) - Кт 75;
  • у российского учредителя: Дт 76 - Кт 50 (51).

Внесение вклада имуществом

Во вклад могут передаваться любые виды имущества и прав на него: ОС, НМА, МПЗ, ценные бумаги, задолженность по заемным средствам. Имущество, вносимое в УК, стороны передают по согласованной ими в учредительном договоре стоимости. По этой стоимости вклад и учитывается в бухучете. Для формирующегося таким путем взноса в уставный капитал проводки у получателя делаются по той стоимости, которая отражена у учредителя. Учредитель же, формируя величину внесенного в УК вклада, корректирует фактическую стоимость имущества до согласованной за счет прочих доходов и расходов стоимости (счет 91). Вне зависимости от стоимости учет полученного юрлицом имущества ведется в составе того же вида, к которому оно относилось у учредителя.

Если передаваемое имущество при приобретении облагалось НДС, и он был предъявлен бюджету, то учредитель восстанавливает налог либо в полной сумме, либо в пропорции к его остаточной стоимости (по амортизируемому имуществу). Восстановленный НДС входит в сумму вклада и указывается в передаточных документах. Передающая сторона платит его в бюджет, а получающая может принять в вычеты.

Формирующийся имуществом взнос в уставной капитал проводки сопровождают следующего характера:

  • У получающей стороны:

Дт 07 (08, 10, 11, 21, 41, 58, 66, 67) - Кт 75 — получено имущество;

Дт 19 - Кт 75 — принят к учету НДС по нему.

  • У учредителя:

Дт 02 (05) - Кт 01 (04) — сформирована остаточная стоимость выбывающего амортизируемого имущества;

Дт 76 - Кт 01 (04, 10, 11, 21, 41, 58) — передано имущество;

Дт 76 - Кт 68 — восстановлен НДС по переданному имуществу;

Дт 76 - Кт 91 (или Дт 91 - Кт 76) — стоимость переданного имущества доведена до согласованной.

Увеличение УК: взнос денежными средствами или имуществом

Законодательство допускает увеличение УК по решению его учредителей (участников), если соблюдены следующие условия:

  • в ПАО или АО зарегистрирована дополнительная эмиссия или конвертация акций в СБРФР и ФНС;
  • полностью оплачен не только первоначальный УК, но и та часть, на которую происходит увеличение.

Источниками увеличения УК могут быть:

  • нераспределенная прибыль юрлица или его добавочный капитал — в этом случае дополнительных платежей от учредителей (участников) не потребуется;
  • средства участников: одного, если его принимают дополнительно, единственного или нескольких, если они увеличивают долю своего участия, или всех, если увеличение доли происходит за счет пропорционального роста существующих долей или номинала акций.

Порядок учета начисления и уплаты дополнительных взносов в УК при его увеличении абсолютно совпадает с тем, который используют при создании юрлица. Суммы, форму и сроки уплаты учредители (участники) определяют в своем решении. Проводки по начислению обязательств делают на дату принятия решения об увеличении УК и на дату регистрации изменений в уставе, а проводки по уплате — на фактическую дату перечисления денежных средств или передачи имущества (имущественных прав).

О нюансах налогообложения взносов в УК читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2018 - 2019): вопросы и ответы» .

Итоги

Учет операций по вкладу в УК и его увеличению в целом несложный. Достаточно трудоемким может оказаться оформление процесса передачи имущества во вклад у учредителя, если объем этого имущества будет значительным.

Вклад в уставный капитал (проводки будут предоставлены далее) необходим юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, вне зависимости от их организационно-правовой формы. Уставный капитал (УК) — это определенная сумма денег, которую вкладывает учредитель ООО или компании с любой другой формой собственности при ее развитии. Такой вклад может быть выражен в различных формах:

УК — это пассив любой организации, на основании которого формируются ее активы.

Счет, на котором ведется бухгалтерский учет по операциям с уставным фондом, — 80. Этот счет всегда пассивный с постоянным кредитовым сальдо. После того как учредители вложили свои средства, бухгалтеру необходимо создать соответствующую запись. Взнос в уставный капитал, проводки: Дт 75 Кт 80. Данная аналитическая запись должна отражать совокупную сумму вложений учредителей. Счет 80 корреспондирует со сч. 75 «Расчеты с учредителями». Остаток на Дт 75 по субсчету таких вложений отражает сумму невыплаченного уставного вклада. Для 80 счета можно открыть субсчета для ведения более точного аналитического учета:

Правовое регулирование

Нормирование правовых отношений по вкладам в УК производится на основании Гражданского кодекса РФ (ст. 51) и Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998.

14-ФЗ допускает увеличение уставного капитала посредством внесения дополнительных вкладов учредителей. Решение о дополнительном внесении средств должно быть нотариально заверено.

Помимо ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, бухгалтерские операции по внесению вкладов при развитии организаций регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Налогообложение

Регламент налогообложения взносов указан в Письме Минфина № 07-05-06/302 от 19.12.2006.

Взносы в УК не формируют налоговую базу ни по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни по налогу на добавленную стоимость (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Помимо денег, учредители могут вносить свою долю УК посредством имущества. В таких случаях надлежит проводить оценку привлекаемого имущества. Если величина имущественной доли будет более 20 000,00 рублей, то для оценки необходимо привлечь независимого эксперта и получить от него специальное заключение.

Если же стоимость имущественного вклада меньше или равна 20 000 рублей, то денежная оценка таких ОС определяется на общем собрании учредителей и закрепляется единогласным решением всех участников.

Внесение имущественных вложений не создает прибыли или убытка ни для акционера, ни для эмитента акций или долей (пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Налогоплательщик получает имущественные права как плату за предоставляемые им доли, а акционер, в свою очередь, передает свое имущество для получения определенных долей эмитента.

Таким образом, исчисленная разность стоимости вносимого имущества и номинала доли в структуре УК не влияет на облагаемую базу по налогу на прибыль.

Аналогичная ситуация возникает и с налогообложением имущественных инвестиций НДС — предоставление имущества в качестве доли УК не считается реализацией, а следовательно, и не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом, согласно п. 11 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик-эмитент имеет право принять к вычету восстановленный учредителем или акционером НДС.

Когда бухгалтер определяет базу налога на имущество по основным средствам, принятым в качестве вложения в УК, ему надлежит учитывать стоимость таких ОС по данным бухгалтерского учета (Письмо Минфина № 03-05-05-01/80 от 03.10.2011). Вложенное в УК имущество учитывается по стоимости отражения в бухгалтерском балансе согласно ПБУ.

Бухгалтерский учет по операциям с уставными взносами

Формирование уставного капитала всегда связано с правом учреждать компанию. Величина, срок выплат, виды вносимых средств и прочие положения прописываются в учредительском соглашении. В данном договоре оговариваются все организационные вопросы, связанные с порядком формирования уставных вкладов.

Рассмотрим, как отразить в бухгалтерском учете взнос в уставный капитал — проводки для различных организаций.

Так как сч. 80 всегда пассивный, то увеличение пассива будет проводиться по кредиту, а уменьшение — по дебету.

Внесение УК записывается в учете следующим образом: Дт 75 Кт 80.

Если учредитель вносит вклад наличными средствами, он должен помнить, что лимит данной операции составляет 10 000 рублей (ст. 66.2 ГК РФ).

Взнос уставного капитала в кассу, проводки: Дт 50 Кт 75.1.

Согласно действующему законодательству, оплату УК надлежит произвести в течение четырех месяцев после регистрации учреждения. Если вклады проводятся через расчетный счет, то каждый участник должен оформить такое внесение денег отдельно в соответствии со своей долей:

В том случае, если учредитель решил поучаствовать в УК посредством основных фондов, запись в бухучете для получающей стороны (проводки) будет выглядеть следующим образом:

Если участником вложений на цели по уставу является другая организация, то у такого учредителя будут проведены следующие записи (проводки):

Увеличение уставного капитала

Сумма УК может быть увеличена по решению участников при выполнении определенных условий:

  1. Регистрация дополнительной эмиссии, конвертации акций в Федеральной налоговой службе или СБРФР (для акционерных обществ и ПАО).
  2. Оплата в полном объеме не только первоначальных вкладов, но и в части увеличения.

Основными источниками увеличения уставного капитала принято считать нераспределенную прибыль организации, в том числе добавочный капитал либо же финансовые средства учредителей. Если нового участника принимают в дополнение к остальным, то учитываются только его средства. Также свою долю может увеличить конкретный учредитель или несколько собственников одновременно. Если в увеличении УК задействованы все участники, то такое увеличение производится посредством пропорционального роста всех долей, акций.

Бухгалтерские записи, отражающие увеличение уставного капитала (проводки), аналогичны операциям по формированию УК и делаются на непосредственную дату перечисления денег либо передачи имущественных объектов. Все решения касательно операций по таким вкладам также отражаются в учредительском соглашении.

Одним из основных этапов создания организации является формирование ее уставного капитала. В ходе процессе ведения деятельности размер уставного капитала может быть как увеличен, так и уменьшен. Кроме того, возможна продажа доли уставного капитала учредителя или участника. Сумма уставного капитала для бухгалтерского учета отражается на 80 счете бухгалтерии. В статье мы рассмотрим каждую из этих операций по УК на примерах проводок.

Первый этап — эта определение его размера учредителями организации. При этом размер уставного капитала должен соответствовать необходимым законодательным требованиям.

Срок, в течение которого учредители должны внести средства в счет уставного капитала, не должен превышать 4-х месяцев с даты госрегистрации предприятия.

Взносы могут быть осуществлены как в полном объеме, так и в размере 50% при первоначальном внесении средств.

Учредитель может осуществить взнос как деньгами, так и материальными ценностями (движимым и недвижимым имуществом, техникой, оборудование и прочее).

Оплата уставного капитала в учете отражается по кредиту счета 80.

Примеры проводок по формированию уставного капитала на 80 счете

Рассмотрим пример:

Учредителями АО «Адмирал» являются Шестопалов В.И. (18% акций) и ООО «Юпитер» (82% акций). Уставный капитал АО «Адмирал» разделен на 120 обыкновенных акций при их номинальной стоимости 380 руб./шт.

В учете АО «Адмирал» были сделаны проводки в кредит 80 счета:

Увеличение размера уставного капитала

В процессе деятельности общества возможно увеличение суммы его первоначального уставного капитала. может быть осуществлено одним из способов:

  • путем внесения участниками (или третьими лицами, которые принимаются в общество) дополнительных вкладов;
  • за счет собственного имущества организации.

Рассмотрим на примере каждый из вышеуказанных вариантов.

Проводки по увеличению УК за счет дополнительных вкладов

Участниками ООО «Фантом», размер уставного капитала которого составляет 954 000 руб., являются Малышев К.П. (доля 22%) и АО «Аврора» (доля 78%). .2016 протоколом решения правления было зафиксировано увеличение уставного капитала ООО «Фантом» на 265 000 руб. За оформление документов ООО «Фантом» уплатило в размере 780 руб.

В учете ООО «Фантом» были сделаны проводки на 80 счете бухгалтерии:

Дт Кт Описание Сумма Документ
Погашена задолженность АО «Аврора» по дополнительному вкладу в уставный капитал (265 000 руб. * 78%) 206 700 руб. Банковская выписка
50 Погашена задолженность Малышева К.П. по дополнительному вкладу в уставный капитал (265 000 руб. * 22%) 58 300 руб. Приходный кассовый ордер
68 Перечислена сумма госпошлины 780 руб. Платежное поручение
80 Отражено увеличение уставного капитала 265 000 руб. Протокол правления
68 Сумма госпошлины включена в состав прочих расходов 780 руб. Заявление на госрегистрацию изменений в уставе

Увеличение за счет собственного имущества организации

Согласно решению правления ООО «Фаза» было утверждено уставного капитала организации за счет добавочного капитала на сумму 380 000 руб. Сумма добавочного капитала была сформирована ранее в результате дооценки группы основных средств. За оформление документов ООО «Фаза» была уплачена госпошлина 780 руб.

В учете ООО «Фаза» проводки были отражены таким образом:

Продажа доли уставного капитала

Учредитель или участник, полностью погасивший задолженность по взносу в уставный капитал, имеет право продать свою долю (или часть акций):

  • третьим лицам;
  • другому участнику;
  • непосредственно организации.

В учете продажа доли (акций) отражается проводкой Дт 81 Кт 75, независимо от способа и вида продажи.

Рассмотрим пример:

Участник ООО «Рябина» Марков К.Т., владеющей долей на сумму 780 000 руб., принял решение о продаже доли в пользу организации.

В учете ООО «Рябина» были сделаны проводки.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...