Юго-восточная азия. Хозяйство зарубежной азии


Для хозяйства региона в целом характерны следующие черты: Для большинства стран характерен переходный период от феодализма к капитализму. Хозяйство большинства стран развивается довольно бурно, что обеспечивает повышение роли региона в целом в мировом хозяйстве. Очень разнообразна специализация стран региона. В международном разделении труда Зарубежная Азия выступает, прежде всего, как крупный поставщик на мировой рынок минерального […]

Государства Южной Азии имеют разный экономический уровень развития. Более высокий в Индии и Пакистане. Но все они относятся к аграрным странам. Для всех южноазиатских стран типичны многоукладность и аграрный характер экономики. Первые европейцы были восхищены разнообразием рисунков, расцветок и качеством тканей. Муслиновый отрез длиной в 20 м помещался в табакерке. Накоплены традиции в плавке металлов […]

Цинковая и свинцовая промышленности имеют общую рудную базу — это полиметаллы. Запасы их находятся в промышленно-развитых странах, где сосредоточено и их производство. Производители цинка — Канада, Япония, США, Бельгия, Австралия, Испания, Мексика, Франция, Италия, Нидерланды, Польша. Перу добывает 485 тыс. тонн цинковых руд, но всю вывозит, добывают эту руду, но не перерабатывают Турция и Ирландия. […]

Страны Европы Страны Азии В Евразии находится 91 независимое государство, 44 в Европе и 47 в Азии. Наиболее характерные страны будут рассмотрены ниже. Великобритания Великобритания — островное государство, расположенное к северо-западу от Европы, отделенное от континента проливом Ла-Манш. Занимает остров Великобритания, часть острова Северная Ирландия и несколько мелких островов. Площадь Великобритании 240 тыс. км2, население […]

Зарубежная Азия занимает площадь 27 млн. км2. На её территории проживает около 60% населения мира (3,1 млрд. чел.) Регион Зарубежной Азии очень разнообразен: страны, занимающие огромные территории: Китай, Индия, Монголия, и маленькие страны: Мальдивская республика, Бахрейн, Израиль. В этот регион входят островные (Индонезия, Япония), полуостровные (Индия, Малайзия) и континентальные (Монголия, Иран) государства. Страны Зарубежной Азии […]

К обрабатывающей промышленности относится ряд отраслей: металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная, легкая и другие. 1. Черная металлургия. Она обеспечивает человечество конструкционными материалами -- черными металлами. Еще несколько десятилетий назад почти вся черная металлургия была сосредоточена в экономически развитых странах. Тогда выплавка металлов практически в первую очередь определяла экономическую мощь любой страны. Начиная с 70-х годов […]

Географическое положение США Особенность географического положения США - размещение практически всей территории страны (за исключением Аляски и Гавайских островов) в центральной части континента. Приокеаническое положение способствует развитию транспортно-экономических связей с государствами Восточного и Западного полушарий. США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Крупнейшие по численности населения и масштабам экономики штаты - […]

Население Северной Америки Общая численность населения Северной Америки превышает 550 млн человек. Основную часть его составляют жители США, Мексики и Канады. Население региона увеличивается как за счет естественного прироста (наиболее высокие его показатели в странах Карибского бассейна), так и за счет масштабных миграций из других регионов (преимущественно Азии, Европы и Южной Америки). Северная Америка до […]

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро. Как и Германия, Франция - страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства. В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но […]

Состав: Приморский, Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская обл., республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Главные города: Владивосток — 600 тыс. чел., Хабаровск. Дальний Восток занимает 1/3 площади страны, на которой проживает лишь 4% ее населения с плотностью 1,1 чел./кв.км. Этот самый большой и наименее заселенный район страны выделяется уникальным географическим […]

Балтийское море омывает берега Российской Федерации, Польши, Германии, Дании, Швеции, Финляндии и стран Балтии. Российской Федерации принадлежат небольшие акватории в восточной части Балтийского моря - Калининградский залив и часть Куршского залива (территория Калининградской области) и восточная окраина Финского залива (территория Ленинградской области). Балтийское море глубоко врезано в Северо–Западную часть Евразии. Это - внутриматериковое море, соединяющееся […]

Численность населения. Согласно данным Всеросийской переписи населения, население России 9 октября 2002 г. составляло 145,2 млн чел. Среди самых населенных стран мира Россия по численности населения занимает 7-е место – после Китая (1285 млн чел.), Индии (1025 млн чел.), США (286 млн чел.), Индонезии (215 млн чел.), Бразилии (173 млн чел.) и Пакистана (146 […]

Рубеж II и III вв. н.э. Формирование черняховской культуры в Северном Причерноморье, пшеворской культуры в Висло-Одерском регионе. Конец IV-VII вв. Великое переселение народов. Нашествие гуннов в Северное Причерноморье. Переселение крупных групп славян из Волыни и Поднепровья на среднюю Волгу. Формирование именьковской культуры. Конец IV-VIII вв. Формирование севернорусских славянских племен с культурами: псковских длинных курганов в […]

Формирование территории Первая мировая война 1914-1918 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России привели к изменению политической карты Европы. II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. объявил о переходе власти в России в руки Советов. III Объединенный Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 […]

Содружество Независимых Государств (СНГ) - международная организация, созданная в декабре 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией. В настоящее время в состав СНГ входят страны: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Цели этой организации: координация деятельности бывших республик СССР в политической, экономической, культурной, военной и других областях. В январе 1993 […]

В геополитическом и экономическом отношении Африку подразделяют на две части: Северную Африку и Тропическую Африку. Северная Африка включает территорию (площадью около 10 млн. кв. км с населением 170 млн. человек), примыкающую к Средиземноморью, заселенную в основном арабами, исповедующими ислам. Страны, расположенные на этой территории (Алжир, Египет, Зап. Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), благодаря своему географическому […]

Бассейн Мертвого моря находится в центре Сиро-Африканского разлома на границе между Израилем и Иорданией. Он окружен Иудейскими горами на западе и Моавскими горами на востоке. Это самое низкое место суши на земном шаре. Оно лежит на 412 м ниже уровня Средиземного моря. Долина реки Иордан, в которой находится Мертвое море, является уникальным геологическим образованием. Это […]

Для современного периода развития отраслевой структуры хозяйства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следующие важнейшие черты: широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг; доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промышленности; доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А). опережающее развитие наукоемких производств; переход на постиндустриальную стадию развития, когда ведущей в […]

Болгария — страна с полной драматизма историей. Болгарский народ упорно отстаивал достоинство и свободу на протяжении всей своей истории. Болгары имеют сложное происхождение. Основу болгарского этноса составили три компонента: фракийцы, славяне и протоболгары. У фракийских племен во второй половине I тысячелетия до н.э. шел процесс формирования государственности. Их культура имела много общего с культурой народов […]

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии
промышленность представлена преимущественно
горнодобывающими отраслями. Причина этому ­ хорошая
обеспеченность их минеральными ресурсами и общий низкий
уровень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.
Велика роль Зарубежной Азии в мировой добыче угля, железных и
марганцевых руд (выделяются Индия и Китай), олова (Малайзия,
Индонезия, Китай и Таиланд), бокситов (Индия), хромитовых
(Турция, Филиппины) полиметаллических, никелевых и медных
руд (Китай, Филиппины, Индонезия и др.), калийной (Иордания) и
поваренной (Индия, Пакистан, Бангладеш) соли. Однако главное,
что определяет значение этого региона в международном
разделении труда, ­ добыча и экспорт нефти и природного газа.
Нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные
районы добычи ­ страны Западной (Саудовская Аравия, Кувейт,
Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго­Восточной (Бруней,
Индонезия, Малайзия) Азии.

Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей
промышленности мира, особенно тяжелой, невелика.

Ее ведущие отрасли (черная и цветная металлургия,
машиностроение, химическая и текстильная
промышленность) в основном представлены своими
предприятиями в Японии и Китае и в небольшой группе
развивающихся стран, добившихся в последнее время
значительных успехов в развитии своей экономики
(Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция,
Иран, Ирак).
Крупные металлургические комбинаты созданы в
Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанский
комбинат и др.), Японии и Турции.

Цветная металлургия представлена выплавкой олова (Китай,
Малайзия, Таиланд), меди (Япония, Индонезия, Филиппины),
алюминия (Индия, Япония, Ирак), свинца и цинка (Япония,
Китай).
В машиностроительном комплексе преобладают предприятия,
специализирующиеся на производстве бытовой электротехники,
радиоэлектроники (производство радиоприемников,
телевизоров, магнитофонов, стиральных машин,
калькуляторов, пылесосов и др.), автомобилей и судов.Особая
роль в машиностроении региона принадлежит Японии, занимающей
ведущее место в мире по производству автомобилей, являющейся
мировым лидером в области электроники, робототехники и других
производств.
В химическом комплексе выделяются производство минеральных
удобрений (прежде всего азотных), бытовой химии и фармацевтики,
полимерных материалов (Япония, Индия, Китай, нефтедобывающие
страны).
Главные отрасли текстильной промышленности ­
хлопчатобумажная и производство шелковых тканей.

Государства Южной Азии принадлежат к группе развивающихся стран. Однако их экономического развития различна. Индию и , располагающих уже значительной фабрично-заводской промышленностью, трудно сопоставлять, например, с Непалом и Мальдивской Республикой, делающими еще только первые шаги по пути-модернизации традиционных форм хозяйства. Для всех южноазиатских стран типичны многоукладность и аграрный характер экономики. Колониальное прошлое оставило слишком тяжелое наследие, чтобы его удалось преодолеть за сравнительно короткий срок независимого государственного существования.

Ко времени колониальных завоеваний исторически сложилось некоторое относительное отставание в уровне социально-экономического развития стран Востока, включая южноазиатские, в сравнении с Европой. многих отношениях, однако, хозяйственная народов Южной Азии достигла весьма высокого уровня. Далеко за ее пределами пользовались доброй славой замечательные изделия местных ремесленников. Первые ев-’ ропейцы, появившиеся в Индии, были восхищены разнообразием рисунков, расцветок и качеством увиденных тканей, особенности «сотканным ветром» - прозрачным муслином Дакки, отрез которого длиной 20 м помещался в обыкновенной табакерке.

Уникальные традиции были накоплены в плавке металлов и выделке изделий из железа, стали, меди, бронзы. Легендарные дамасские клинки выковывались из индийской стали. Железная, не подверженная коррозии в , весом свыше 6 т, установленная, как свидетельствует надпись на ней, более полутора тысяч лет назад, - выдающееся техническое достижение своего времени.

Местная продукция успешно выдерживала чужеземную конкуренцию и потому широко расходилась по соседним странам, даже завоевала признание в Европе. Показательно, что вплоть начала промышленного переворота не могла предложить индийским купцам какие-либо ценные товары, сравнимые по качеству с их собственными. Европейские торговцы, равно как и азиатские, вынуждены были приобретать изделия индийского ремесла за звонкую монету. Это делало субконтинент, по образному выражению известного французского путешественника XVII в. Ф. Бернье, «пропастью, поглощающей значительную часть золота и серебра всего , которые находят многие пути, чтоб туда проникнуть со всех сторон, и почти ни одного - для выхода оттуда». И не случайно в прошлом бытовали представления о сказоч-гных богатствах Индии. . резко изменилось, когда началось колониальное ограбление южноазиатских народов. После сражения при (1757 г.) было установлено английское господство Бенгалией; уже через 20 лет одним из британских парламентариев было признано, что «многие части этой провинции низведены до состояния пустыни». Подобная катастрофа постигла и другие области региона, которых, задавленное непосильными налогами и прямым грабежом, обрекалось на и .

Получение дешевого сырья из Южной Азии стимулировало промышленную революцию в Англии. Сам же субконтинент превратился в рынок сбыта для фабричных товаров метрополии. дешевых фабричных тканей, железных, керамических, бумажных и прочих изделий привел к массовому разрушению южноазиатской кустарной и домашней промышленности, которая при колониальном режиме не была защищена

никакими пошлинами. В странах Европы разорение ткачей, работавших на ручных станках, сопровождалось ростом машинной промышленности. В регионе разорение миллионов ремесленников не сопровождалось развитием каких-либо новых форм промышленного производства. В результате старые ремесленные центры, такие, как , Муршидабад, и другие, опустели. Например, население Дакки, где в середине XVII в. проживал почти человек, в начале XIX в. уменьшилось до 30 тыс., и этот ранее цветущий превратился в бедный небольшой .

Однако не все ремесла угасли. Многие районы субконтинента из-за бездорожья оставались в экономической изоляции, туда не проникали фабричные товары. последних не коснулась также ремесленного производства в сельской местности. Кожевники продолжали выделку обуви, кожаных мехов и ведер, ремней, упряжи, гончары по-прежнему изготовляли тару для хранения зерна, воды и т. п. Уцелели также некоторые специальные промыслы, отвечающие традиционным вкусам и требованиям. Сельское ремесло и различные отрасли мелкой промышленности сохраняют во многом свое значение и в настоящее время.

«…Чем более увеличивалась ‘зависимость английской промышленности от индийского рынка, тем более английские промышленники чувствовали необходимость создания новых производительных сил в Индии после того, как они разрушили ее собственную промышленность. Нельзя беспрерывно наводнять страну своими промышленными изделиями, не предоставляя ей возможности в свою очередь сбывать кое-какие продукты. Английские промышленники обнаружили, что их сокращается, вместо того чтобы возрастать», - писал К.

(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 158-159). Прежде всего для ее налаживания потребовались более эффективные средства сообщения, и в середине XIX в. началось сооружение железных дорог. Их сеть опиралась на морские порты, куда поступали из-за границы фабричные изделия и стягивалось сельскохозяйственное сырье для экспорта.

В деревне на смену таким культурам, как , сахарный , опийный , которые насильственно внедрялись в крестьянские хозяйства, приходят товарные культуры, возделывание которых экономически оказывалось более оправданным. для рынка пшеницы и хлопка (в котором во все возрастающих размерах нуждались английские текстильные фабрики) стимулировалось крупными ирригационными работами, главным образом проведенными в Панджабе, а джута - наличием исключительно благоприятных предпо-

сылок для его выращивания в дельтовой области Ганга и Брахмапутры. Формируются также очаги плантационных культур - , чая, позднее каучуконосов, в чем непосредственную заинтересованность проявил частный английский .

Вторая половина XIX в. знаменуется также появлением первых отраслей фабрично- промышленности: джутовой, основанной английскими дельцами, и хлопчатобумажной, которую создали местные предприниматели в расчете на восточноазиатский рынок сбыта, так как в пределах региона них не было возможности конкурировать с находившимися бдительной защитой колониальных властей импортными текстильными изделиями. Развитие этих отраслей было облегчено как обилием дешевого сырья, так и появлением на рынке труда в результате разрушения ремесленного производства значительных масс квалифицированной и очень дешевой рабочей силы.

Оправдалось предвидение К. Маркса, что нельзя «сохранять сеть железных дорог в огромной стране, не организуя в ней тех производственных процессов, которые необходимы для удовлетворения непосредственных и текущих потребностей железнодорожного транспорта, а это повлечет за собой применение машин и в тех отраслях промышленности, которые непосредственно не связаны с железными дорогами» (К. Маркс и Ф. . Соч., т. 9, с. 227-228). Начинает развиваться (около У3 добываемого угля потребляли железные дороги), а в последующем черная , достигшая в Индии крупных для колониальной страны размеров. Однако на пути создания обрабатывающих отраслей тяжелой индустрии колонизаторами постоянно возводились барьеры. Так, несмотря на острую нехватку локомотивов, ощущавшуюся после окончания первой мировой войны, власти не допустили постройки в колонии паровозостроительного завода. Упорно препятствовала колониальная администрация основанию не только автомобилестроения, но даже автосборочных предприятий, запретив ввоз необходимого оборудования.

Когда страны Южной Азии добились политической независимости, современная фабричная промышленность существовала только в . Остальным государствам еще предстояло приступить к индустриализации. Не менее сложные и неотложные проблемы встали перед ними в области сельскохозяйственного производства. За исключением плантационного сектора, в Южной Азии было (и остается), как правило, до крайности раздробленным, что сочеталось с широким распространением издольной аренды и сохранением в деревне докапиталистических пережитков.

Аграрные реформы, проведенные во многих южноазиатских странах, способствовали капиталистической трансформации сельского хозяйства и росту товарного производства. Ирригационное строительство, поставки минеральных удобрений и сортовых семян, создание кооперативных объединений содействовали повышению урожайности зерновых культур. Однако еще не удалось преодолеть сильной зависимости местного земледелия от климатических факторов, прежде всего от сроков интенсивности выпадения муссонных осадков. В результате сборы зерна год от года заметно колеблются. Странам региона приходится в неурожайные годы ввозить продовольствие, в первую очередь пшеницу, для покрытия дефицита зернового баланса.

Ориентированные в прошлом главным образом на метрополию внешнеторговые связи стали теперь в географическом разрезе гораздо более многосторонними, но основными контрагентами по-прежнему выступают главные капиталистические государства. Что касается внутрирегиональной торговли, то пока недостаточна; по мере усложнения отраслевой структуры хозяйства южноазиатских стран ее возможности будут увеличиваться.

Некоторые страны региона входят в состав международных организаций экспорту сырьевых товаров. Так, Индия и Шри - члены организаций стран-экспортеров натурального каучука, продукции кокосовой . Индия, Бангладеш и (вместе с Таиландом) образуют Организацию стран - экспортеров джута. Кроме того, Индия входит в Организацию экспортеров перца. Эти отстаивают на международном рынке интересы развивающихся стран в отношении цен на экспортируемые ими товары.

Качественно новой чертой внешнеэкономических связей стран Южной Азии явилось установление разностороннего сотрудничества с социалистическими государствами, которое развивается и крепнет на взаимовыгодных началах. Кредиты и техническая помощь, предоставляемые социалистическими государствами, в первую очередь Советским Союзом, предназначены для строительства предприятий в ключевых отраслях народного хозяйства с целью преодоления экономической отсталости и упрочения экономической независимости южноазиатских стран.

1. Горнодобывающие отрасли

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспе­ченность их минеральными ресурсами и общий низкий уро­вень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

- добыча угля, железных и марганцевых руд (Индия и Ки­тай),

- олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд),

- бок­ситов (Индия),

- хромитовых руд (Турция, Филиппины),

Поли­металлических, никелевых и медных руд (Китай, Филип­пины, Индонезия и др.),

Калийной соли (Иордания)

- поварен­ной соли (Индия, Пакистан, Бангладеш)

Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа.

- нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи - страны Западной (Са­удовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.

2. Обрабатывающая промышленность

Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышлен­ности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрас­ли (черная и цветная металлургия, машиностроение, хими­ческая и текстильная промышленность) в основном пред­ставлены своими предприятиями в Японии и Китае и в не­большой группе развивающихся стран, добившихся в после­днее время значительных успехов в развитии своей экономи­ки (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созда­ны в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанскии комбинат и др.), Японии и Турции.

а) цветная металлургия

Выплавка олова (Китай, Малайзия, Таиланд)

Выплавка меди (Япония, Индонезия, Филиппины)

Выплавка алюминия (Индия, Япония, Ирак)

Выплавка свинца и цинка (Япония, Китай)

Б) машиностроение

Производство бытовой техники, радиоэлектроники лидером является Япония

Автомобилестроение

Судостроение

В) химическая промышленность

Производство минеральных удобрений (прежде всего азотных) Япония, Индия,

Бытовая химия и фармацевтика Китай, нефтепе-

Полимерные материалы рераб. страны

г) текстильная промышленность

Хлопчатобумажная

Производство шелковых тканей

Сельское хозяйство Азии

Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии – сельское хозяйство .

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис . Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япо­ния, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса.

Вторая по значению зер­новая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибреж­ных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части - яровую пшеницу.

Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса .

Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит по­давляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшени­цы, многие ее страны зерно импортируют.

- Хлопчатник и сахарный тростник выращивают почти по­всеместно,

Плантации гевеи расположены в Индонезии, Малайзии и Таиланде.

Подавляющую часть мирового про­изводства чая дают Индия, Китай и Шри-Ланка,

- джута - Индия и Бангладеш.

Экспорт : сои, копры (высушенной мякоти кокосового оре­ха), кофе, табака, тропических и субтропических фрук­тов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), чай, хлопок, джут, сахарный тростник, натуральный каучук.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира.

Главные от­расли животноводства - скотоводство и овцеводство

В странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство .

В пустынных и высоко­горных районах разводят лошадей, верблюдов, яков .

Экс­порт : шерсти, шкур и кож.

В приморских странах велико значение рыболовства .

Транспорт

Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исключением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных путей.

В других странах наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, а в Юго-Западной Азии - трубопроводный.

Для внутрирайонных межрайонных пере­возок большое значение имеют грунтовые и автомобиль­ные дороги, речные пути. Протяженность и густота же­лезнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не име­ют. Международные перевозки в основном осуществляют­ся морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовс­кая Аравия и др.).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

1. Введение. Общая характеристика

Роль зарубежной Азии в мировом хозяйстве продолжает расти, но различия в уровне развития и специализациях отдельных стран остаются.
В большинстве стран зарубежной Азии главенствующую роль продолжает играть сельское хозяйство. Промышленность представлена в основном горнодобывающими отраслями.

2. Группы стран по развитию экономики

В зарубежной Азии по уровню развития экономики можно выделить 6 групп стран:
1. Высокоразвитые страны
В настоящее время к развитым странам в регионе относят Японию, Израиль, Республику Корею, Сингапур. Особое место среди этих стран занимает Япония. Это первое развитое государство в Азии, вторая экономика региона, член «Большой семерки». По многим показателям Япония занимает лидирующее положение среди развитых стран.

2. Китай и Индия
Эти страны добились существенного прорыва. Китай и Индия являются второй и третьей экономикой мира соответственно, но подушевые показатели ВВП в этих странах незначительны.

3. Новые индустриальные страны Азии (НИС)
К этой группе относят Республику Корею, Сингапур, Сянган (Гонконг), Тайвань, Малайзию, Таиланд. Кроме того, в настоящее время к этой группе относят также Индонезию и Филиппины. Сочетание выгодного экономико-географического положения и дешевых трудовых ресурсов в этих странах сделало возможным, при участии западных корпораций, перестройку экономик этих стран по японскому образцу. Экономика этих стран ориентирована в основном на экспорт.

4. Нефтедобывающие страны
К этой группе относят: Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман. Эти страны благодаря нефтедолларам за короткий период времени смогли совершить существенный скачок в своем развитии. В настоящее время в этих странах развиваются не только добыча нефти, газа, но и другие отрасли хозяйства (машиностроение, нефтехимия, туризм, металлургия).

5. Страны с преобладанием горнодобывающей и легкой промышленностей
К числу таких стран относят: Шри-Ланку, Бангладеш, Монголию, Иорданию, Вьетнам.

6. Наименее развитые страны
Лаос, Камбоджа, Непал, Йемен, Бутан. В этих странах современное производство практически отсутствует.

3. Экономические системы

Основные мировые экономические системы:
1. Рыночная система.
2. Нерыночная система.

4. Азиатские модели развития экономики

Название модели Характеристика модели
Японская Поощрение мелкого и среднего бизнеса, развитие производств с экспортной ориентацией, покупка патентов, лицензий и их эффективное использование, развитие образования и подготовка кадров, развитие наукоемких технологий, покупка сырья и его переработка на своей территории, экспорт готовых товаров, переключение экономики на внутренний рынок при сохранении экспортной ориентации.
Китайская Широкое использование экономических отношений при сохранении ведущей роли государства, широкое развитие арендных отношений на селе, быстрое развитие сельской индустрии, децентрализация промышленности, привлечение капитала из-за рубежа, создание свободных экономических зон и открытых городов.
Индийская Структурные сдвиги от сельского хозяйства и мелкой промышленности к тяжелой промышленности при влиянии государства, ориентирование на внутренние резервы и значительные природные ресурсы, использование дешевой рабочей силы, ставка на мелкие и средние предприятия.
Турецкая Качественные трудовые ресурсы, выгодное экономико-географическое и политико-географическое положение, экономическая либерализация, привлечение иностранных инвестиций, гибкость, сохранение традиций, светскости и развитие рыночной экономики.
Иранская Экстенсивное использование природно-ресурсного потенциала, государственный монополизм, контроль государства, значимость религии и традиций.
Многие другие страны зарубежной Азии используют приведенные модели развития экономики при становлении собственного государства.

Сельское хозяйство и транспорт Зарубежной Азии

1. Общая характеристика сельского хозяйства

Сельское хозяйство региона недостаточно обеспечено земельными ресурсами из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу земельной площади, товарность хозяйств – низкая. Техника и технология большей частью очень примитивные. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.

2. Основные районы сельского хозяйства

Основные районы сельского хозяйства зарубежной Азии:

  • Муссонный сектор стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Данный регион – наибольший в мире по выращиванию риса – главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2 – 3 раза в год, общий объем составляет 1/4 мирового производства. В Индонезии, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек. По общему сбору риса лидируют Китай, Индия, Индонезия.
  • Главными сельскохозяйственными культурами в регионах также являются: кокосовая пальма – дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло), на регион приходится 70% их мирового производства, на Малайзию – до 49%; гевея – до 90% мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия – 20% мирового производства, Индонезия, Вьетнам); сахарный тростник (особенно Индия, Филиппины и Таиланд); чай (Индия, Китай, Шри-Ланка); пряности (повсеместно); орхидеи (Сингапур, Китай, Таиланд – мировые лидеры по их выращиванию); хлопок, табак и пр.
  • Животноводство. Развито очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно как тягловая сила. По поголовью крупного рогатого скота лидирует Индия, по поголовью птицы, овец и свиней – Китай. Свиней не разводят мусульманские народы.
  • Повсеместно распространено морское и речное рыболовство. Основой сельскохозяйственного производства в регионе является плантационное хозяйство, в котором занято большинство населения, а экспорт плантационных культур обеспечивает большую часть бюджетных доходов.
  • Район субтропического земледелия (побережье Средиземного моря). Здесь выращивают пшеницу, просо, каучук, финики, миндаль, хлопок. Развито скотоводство и птицеводство.
  • Район пастбищного животноводства: Монголия, Юго-Западная Азия. Земледелие представлено в оазисах.

3. Место зарубежной Азии в сельском хозяйстве

Главными зерновыми культурами зарубежной Азии являются рис, пшеница, кукуруза. По сбору этих культур лидируют Китай и Индия.

4. Транспорт зарубежной Азии

  • Транспорт зарубежной Азии отличается относительно слабым развитием, за исключением Японии и Южной Кореи.
  • Наибольшая протяженность железных дорог в Китае и Индии. Наибольшими скоростями обладают железные дороги Китая и Японии.
  • По протяженности автомобильных дорог лидируют Китай, Индия, Япония.
  • Трубопроводный транспорт развит в странах Персидского залива, Китае.
  • Морской вид транспорта развит в Японии, Китае, Индонезии, Республике Корея. Самые крупные порты – Шанхай, Сингапур, Гонконг.
  • Авиационный вид транспорта играет существенную роль в Японии и Китае. Самый крупный аэропорт в регионе – «Столичный» в Пекине (пассажирооборот – 77,5 млн чел.). Самая крупная авиакомпания – China Southern Airlines (Китайские южные авиалинии) – перевезла 76,5 млн чел.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...