Возвращается ли задаток. Возвращается задаток или нет? О чём говорит закон


Европейская интеграция развивалась в особых условиях, сочетания которых нет ни в одном другом регионе мира. Наиболее важным из них являются следующие.

Высокоразвитая рыночная экономика. Даже после Второй мировой войны страны Западной Европы представляли собой самую передовую в индустриальном плане часть континента и занимали 2-е место в мире по экономической мощи. Практика показывает, что возможность создания успешного интеграционного объединения напрямую зависит от уровня промышленного развития участвующих в нем государств. Страны, производящие широкий спектр готовых (и особенно технически сложных) изделий, объективно заинтересованы в развитии международной промышленной специализации и кооперации. Наоборот, страны, экспортирующие минеральное сырье и сельскохозяйственные товары, конкурируют друг с другом на рынках однотипной продукции. Все они нуждаются в промышленных товарах, которые не производят сами. Поэтому, создав интеграционное объединение, такие государства не получают крупных выгод, а оборот их взаимной торговли остается незначительным.

На момент создания ЕЭС все участвовавшие в нем государства имели сложившуюся рыночную экономику. Интеграция между странами с рыночной экономикой развивается за счет межфирменных связей, а интеграция стран с плановой экономикой - за счет межгосударственных связей. В рамках СЭВ каждый год подписывались двусторонние протоколы о взаимных поставках, в которых утверждались объемы, номенклатура и ориентировочная цена товаров. Такая система позволила странам СЭВ легко пережить распад Бретгон-Вудской валютной системы в 1971 г. и нефтяные кризисы 1970-х годов. С окончанием холодной войны социалистическое содружество распалось, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) начали переход к рынку. Не имея под собой прочных межфирменных связей, социалистическая экономическая интеграция прекратила свое существование.

Крайне сложно, вернее, почти невозможно интегрировать страны, имеющие многоукладную экономику с элементами феодального натурального хозяйства. Многочисленные попытки создать экономические объединения в Африке и Латинской Америке потерпели неудачу именно по этой причине. Пока в мире нет примеров успешной интеграции стран с непохожими хозяйственными укладами.

Полицентрическая структура. Особенностью ЕС было также наличие нескольких сильных стран примерно одного размера. Вначале это были Франция, Германия и Италия, позже к ним присоединились Великобритания и Испания. Данная особенность - большая редкость для региональной группировки. В настоящее время она характерна только для ЕС и отчасти для АСЕАН. В НАФТА безусловным лидером является США, в СНГ - Россия, в Меркосур - Бразилия, в ЭКОВАС - Нигерия.

Полицентрическая структура является ключевой предпосылкой для создания в группировке наднациональных органов власти. Если в объединении преобладает одна страна, это не позволяет справедливо распределить голоса в общем законодательном органе. Если использовать принцип «одна страна - один голос», крупнейшее государство теряет возможность адекватно представлять интересы своего населения на уровне объединения. При распределении же голосов в зависимости от численности населения малые страны не могут активно влиять на политику группировки. Конечно, наличие наднациональных органов - не обязательное условие интеграции. Однако без них трудно обойтись на высоких уровнях интеграции.

Нынешняя ситуация в Евросоюзе далека от той, которая существовала в 1970-е и 1980-е годы. Из пятнадцати стран, вступивших в ЕС в 1995, 2004 и 2007 гг., только две (Польша и Румыния) имеют среднюю, по европейским меркам, численность населения. Из остальных тринадцати пять насчитывают от 8 до 10 млн человек, а восемь - от полумиллиона до 5,5 млн жителей. Новое распределение сил между большими и малыми государствами-членами серьезно осложняет работу институтов ЕС.

Общая культура и история. Сегодняшняя Европа представляет собой конгломерат многочисленных народов и культур, который складывался на протяжении более двух тысячелетий их совместного существования и взаимодействия. Трудно или даже невозможно дать точное и непротиворечивое определение того, что представляет собой современная европейская цивилизация. Однако несомненно и то, что она существует как обособленное целое. Имеющаяся на этот счет обширная научная литература выявляет несколько основных характеристик. В их числе: демократия и права человека; система разделения властей и правовое государство; политическая традиция (социальный контракт Ж.-Ж.Руссо); городская автономия и развитое местное самосознание; понятие собственности как абсолютного права и рыночная экономика.

Историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие Античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм. Добавим, что почти все народы Европы (кроме басков) говорят на языках, принадлежащих к индоевропейской семье, прежде всего на языках романской, германской и славянской групп, которые имеют много общего.

В Средние века институциональной основой европейского единства служила, наряду с католической церковью, система образования, которая была практически интернациональна: студенты и профессора путешествовали из университета в университет.

Взаимопониманию жителей Европы способствовало широкое распространение латыни, служившей средством межнационального общения среди ученых, юристов, врачей, университетских преподавателей и студентов. До начала XVIII в. на латыни издавалась научная литература, писались и защищались диссертации, велась научная переписка и диспуты. Своего рода виртуальной основой европейского единства является общая греко-латинская основа научной, политической и правовой терминологии, а также общая (также имеющая античное происхождение) система художественных образов.

Многонациональная, густонаселенная Европа, ограниченная в землях и сырьевых ресурсах, давно нуждалась в объединении, о котором издревле мечтали политики и мыслители, продвигавшие идею единой Европы (подробнее см. гл. 4). Однако именно в Европе оформившаяся в XIX в. система национального государства привела к двум мировым войнам. Оборотной стороной национального суверенитета (в его неограниченной форме) стали агрессия, фашизм и подавление прав человека.

Горький опыт первой половины XX в. показал, что региону нужна такая система международных отношений, которая перенесла бы на межгосударственный уровень уже укоренившиеся во многих странах правила демократии и принципы разделения властей, свойственные правовому государству. Настало время ограничить национальный суверенитет и сознательно делегировать его часть наднациональным органам. Первым шагом в этом направлении стал договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) 1951 г. Участвовавшие в нем Франция и Германия - недавние противники в войне - добровольно передавали под общий контроль стратегические отрасли: угольную и сталелитейную. Интеграция базировалась на таких элементах западноевропейского общества, как правое государство, многовековой опыт совместного существования народов, культурная и религиозная общность, традиции европейской идеи и уроки двух мировых войн.

Особенности послевоенного положения Европы также способствовали успешному продвижению интеграции.

Во-первых, западноевропейские страны должны были восстановить разрушенное войной хозяйство. Сделать это автономно, без активной торговли и промышленного сотрудничества с соседями было невозможно. За время войны Европа утратила позицию мирового экономического лидера, ее место заняли Соединенные Штаты. Чтобы не оказаться в глубокой экономической зависимости от США, западноевропейские государства должны были объединить свои усилия.

Во-вторых, исход войны привел к резкому укреплению СССР и формированию в Центральной и Восточной Европе советского блока. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи, в 1955 г. подписан Варшавский договор. Раскол континента на два лагеря и начало холодной войны еще больше подтолкнули западноевропейские страны к консолидации и созданию собственного блока.

В-третьих, после войны заметно ослабло влияние европейских метрополий - Великобритании, Франции, Нидерландов и Бельгии - на свои колонии в Африке и Азии. В 1945 г. независимость от Голландии провозгласила Индонезия. Франция оказалась втянута в две колониальные войны, закончившиеся ее поражением: в 1946-1954 гг. во Вьетнаме и в 1954-1962 гг. в Алжире. В 1947-1950 гг. независимость от Британии получили Бирма (ныне - Мьянма), Пакистан и Индия. В 1951 г. самостоятельной стала Ливия, принадлежавшая ранее Италии. В 1960 г. независимости добились почти все колонии Франции в Западной и Экваториальной Африке, а также Бельгийское Конго (ныне - Заир). Западная Европа рисковала потерять традиционные рынки сбыта своих товаров, а также источники получения дешевого сырья и колониальных товаров. Создание интеграционного объединения давало шанс компенсировать эти потери.

С моей точки зрения, невозможно, чтобы Европа долго оставалась «зависимой» от Соединенных Штатов экономически - почти исключительно от их кредитов, в отношении безопасности - от их военной силы.

Действия стран Западной Европы, чтобы быть на уровне обстоятельств и угрожающей нам опасности, а также на уровне американских усилий, должны стать объединенными действиями Западной федерации, создание которой является обязательным условием успеха.

Монне Жан. Из письма к Роберу Шуману, 1948 г.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Становление и распространение региональной интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

2. Региональная интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным.

3. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов.

4. Успех Европейского Союза стал возможен благодаря уникальному сочетанию в Европе факторов, способствовавших интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность европейских народов, а также особенности послевоенного положения Западной Европы. Однако в начале XXI в. баланс сил между крупными и малыми участниками ЕС оказался нарушенным, а европейские культурные традиции подвергаются растущему влиянию извне.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды и риски несет в себе глобализация?

2. Как связаны между собой региональная интеграция и глобализация?

3. Как и какие задачи помогают решать своим участникам интеграционные объединения, существующие в разных частях мира?

4. Всегда ли существование регионального объединения предполагает ограничение национального суверенитета его участников?

5. Чем отличается зона свободной торговли от общего рынка?

6. Как наличие традиций правового государства способствовало развитию западноевропейской интеграции?


1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
унификация налоговых систем;
установление правил конкуренции “на общем рынке”;
сближение законодательств стран-участниц;
разработка принципов согласования экономической политики и др.
В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Единая сельскохозяйственная политика(принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
В 1981г. в ЕС –Греция.
4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным

  • Основные этапы европейской интеграции . 1 этап (1951г.- 1957г.).
    Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.


  • Основные этапы формирования ЕС . Европейское объединение угля и стали.
    Далее 1960-70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни - внешнеполитическую и...


  • Основные этапы европейской интеграции . 1 этап (1951г.
    интеграционное


  • Основные этапы европейской интеграции . 1 этап (1951г.
    Содружество Независимых Государствинтеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли сув... подробнее ».


  • Основные этапы европейской интеграции . 1 этап (1951г.
    Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли сув... подробнее ».


  • Начало интеграции Европейского о. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции интеграция проходит ряд этапов .


  • 24. Пути синтеза и интеграции наук.
    Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия , интегративно-дифференциальная стадия , информациологическая стадия познания природы.


  • Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции .
    Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции . На современном этапе развития все больше возрастает зависимость экономик различных стран друг от друга...


  • Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения у.
    Основные формы региональной интеграции . В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов .


  • Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС .
    СЕ и ЕС - интеграционные организации, различные по своей правовой природе.

Найдено похожих страниц:10


Несмотря на то, что современная европейская интеграция это процесс, охватывающий немногим более полувека истории человечества, истоки европоцентризма восходят еще к античным временам. Римская империя (до 27 г. до н.э. Римская Республика) не без оснований считается первым региональным европейским проектом. За относительно небольшие сроки ей удалось подчинить своей власти значительную часть континента, на территории которой действовала единая система римского права. Именно в этот период зародилась уникальная для Европы универсалистская тенденция, которая до сих пор находит отклик в речах многих политиков региона.

Средневековый период в истории Европы также ознаменовал несколько событий, способствовавших развитию европейской идеи. Во-первых, коронованный Папой Римским в 800 г. император франков Карл Великий предпринял первую попытку объединения бывших земель Западной Римской Империи, стремясь привить варварским народам единую социально-культурную общность. И христианство, к тому моменту ставшее доминирующей религией в регионе, было призвано стать ключевым инструментом создания подобной идентичности. Идеи Карла Великого заложили основу для дальнейшего развития Священной Римской Империи Отона I и формирования первых европейских военно-политических блоков, консолидированных в первую очередь благодаря т.н. конфессиональному фактору. Так, в 1463 году для противостояния турецким иноверцам по инициативе чешского короля Иржи Подебрада был образована конфедерация, включившая в себя Францию, Чехию и Венецию. По замыслу чешского правителя, это объединение должно было достигнуть общеевропейских масштабов и стать гарантом безопасности христианской Европы от внешних врагов.

Подъем общественной мысли в XVII-XVIII вв. вызвал оживленные дискуссии о судьбе единой Европы и привнес много идей, в дальнейшем составивших основу для системы ценностей, пропагандируемую сторонниками европейской интеграции. В частности, герцог де Сюлли (суперинтендант французского короля) первым в 1638 году предложил модель общеевропейского «баланса сил», заключавшуюся в образовании конфедерации из 15 равных по силе и размерам государств, руководить которой должен был бы Генеральный Совет. Веком позднее немецкий философ Иммануил Кант, впечатленный событиями Французской революции, выдвинул свою модель европейского проекта в работе «К вечному миру» (1795). По его мнению, Европу должна была объединить конфедерация государств, подписавших т.н. договор о «вечном мире» (т.е. о сохранении status quo на всей территории региона). Наконец, работы таких мыслителей эпохи Просвещения, как Джон Локк, Шарь Монтескье и Жан-Жак Руссо, также оказали значительное влияние на выработку либеральных нравственных ориентиров и принципов свободы, равенства и справедливости, являющихся основополагающими тезисами современной европейской идеологии.

Державший в страхе всю Европу в первой четверти XIX века Наполеон Бонапарт также пытался объединить под своей властью весь регион. В частности, ему удалось внедрить французский Гражданский кодекс в законодательство некоторых стран и создать проект военного объединения (Буторина, 2016). Однако, мечтам амбициозного француза было не суждено сбыться после 1815 года Священный Союз между Россией, Австрией и Пруссией стал основной силой в регионе, сумевшей на некоторое время оградить его от революционных потрясений.

А.И. Тэвдой-Бурмули отмечает что в связи с ростом национального самосознания, а также из-за потери интереса к общеевропейским проектам со стороны монархов, попеременно вступавших в коалиции и союзы друг против друга, во второй половине XIX века инициатива в рассуждениях на тему единой Европы перешла к гражданскому обществу. Так, знаменитый французский писатель Виктор Гюго, выступая на Третьем Конгрессе мира в Париже (1849), выдвинул смелую идею о создании СШЕ Соединенных Штатов Европы, образованных по аналогии с США, чье политико-административное устройство вызывало неподдельный интерес со стороны приверженцев консолидации европейского общества.

Прерванное ростом межнационального напряжения на рубеже XIX-XX веков развитие идей европейского единства возобновилось лишь после окончания Первой мировой войны. Ключевым идеологом единой Европы в межвоенный период был Р. Куденхове-Калерги, немецкий аристократ и автор манифеста «Пан-Европа» (1923). Подчеркивая значительное ослабление ведущих экономик региона, он видел решение проблемы в образовании таможенного союза и единого внутреннего рынка, которые позволили бы европейским странам составить конкуренцию своим оппонентам. Кроме того, немецкий мыслитель отмечал необходимость защиты Пан-Европы от внешних соперников (СССР, США и даже Великобритании), которая могла бы быть обеспечена только за счет создания военно-политического блока с наднациональным механизмом власти Захлебнувшая многие государства Центральной и Западной Европы волна национализма и шовинизма вскоре вытеснила лозунги сторонников панъевропейского движения с европейской политической сцены. Тем не менее, наступившая позднее Вторая Мировая Война породила еще несколько идей со стороны обеих воюющих сторон гитлеровскую «Новую Европу» и Европейское федералистское движение, организованное деятелями Сопротивления. Однако, лишь по окончании войны, собравшиеся в 1948 году в Гааге делегаты от 16 европейских стран пришли к общему выводу: Европа больше не может откладывать процедуру объединения. Именно с этого момента был запущен процесс современной европейской интеграции, который продолжается и по сей день.

Продиктованные Гаагской конференцией 1948 года и знаменитой речью У. Черчилля «Трагедия Европы» (1946) интеграционные настроения дали мощный импульс к созданию новых международных институтов уже в конце 1940-х годов. В частности, 1 января 1948 года начал функционировать Бенилюкс (таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), а в 1949 году Совет Европы, занимавшийся сотрудничеством по широкому спектру вопросов от экономических до социально-культурных. Авторитетные исследователи европейской интеграции Ю.А. Борко и О.В. Буторина выделяют следующие «драйверы» интеграционных процессов на территории региона:

Ш По прошествии двух самых разрушительных войн в истории человечества, европейские страны, наибольшим образом пострадавшие от боевых действий, остро нуждались в долгосрочном мире, который мог бы быть достигнут лишь при условии реализации принципов «баланса сил»;

Ш Большинство европейских политиков осознавало, восстановление и дальнейший рост национальных экономик не представляются возможными без интенсификации экономических связей между странами региона;

Ш Оформление биполярной системы международных отношений наряду с неизбежным процессом деколонизации вывели крупные европейские страны из «большой игры»; европейская интеграция виделась многим как единственный способ вернуть региону вес на геополитической арене.

Известный французский общественный деятель и лидер Комитета борьбы за Соединенные Штаты Европы Жан Монне заложил основы концепции европейского строительства, подчеркнув необходимость обеспечения мира и единства на территории региона посредством поэтапной интеграции. При этом он заметил, что объединение должно начаться с экономической сферы и в дальнейшем распространиться на другие аспекты жизни общества, что представляется возможным лишь при условии формирования наделенных реальной властью наднациональных институтов, действующих на основе единой законодательной базы.

50-60-ые годы ХХ столетия ознаменовались для Европы подписанием целого ряда договоров, выходивших далеко за рамки классического международного сотрудничества. Подписанный в апреле 1951 года Францией, ФРГ, Италией и странами Бенилюкса Договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) заложил основу для интенсификации интеграционных процессов в регионе. В рамках данного соглашения стороны обязывались создать условия для формирования общего рынка угля и стали, а также способствовать научно-технической кооперации в данной области Интегрирование этих двух стратегических отраслей сделало возможным существенное ускорение роста национальных экономик. В 1957 году те же 6 стран подписали так называемые Римские соглашения, в результате которых были образованы Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В то время как первое сообщество координировало сотрудничество стран в сфере мирного применения атомной энергии, второе ставило своей основной задачей создание таможенного союза с дальнейшим переходом к общему рынку. В 1965 году в Брюсселе «шестеркой» был подписан так называемый договор о слиянии, учредивший единую Комиссию Европейских сообществ и единый Совет, которые вместе с судом ЕС и Европарламентом стали координировать деятельность ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, ранее действовавших обособленно.

Успехи начальных этапов европейской интеграции не заставили себя долго ждать: в 1958 году был утвержден проект совместной аграрной политики, призванной защитить отечественных производителей; с 1968 года были полностью отменены таможенные пошлины внутри ЕЭС, а в отношении третьих стран устанавливался единый таможенный тариф. Кроме того, ЕЭС вело активную деятельность на международной арене, в результате чего был заключен ряд выгодных торговых соглашений (в частности с группой из 18 западноафриканских стран будущих членов ЭКОВАС).

Период 1970-ых начала 1980-х гг. стал серьезной проверкой на прочность для Европейских сообществ. В условиях неопределенности, вызванной крахом Бреттон-Вудской системы в 1971 году и первым нефтяным кризисом в 1973 году, ЕЭС вынуждено было существенно сократить темпы интеграции и уделить серьезное внимание диверсификации и реструктуризации национальных экономик. Тем не менее, в рассматриваемый период произошел ряд институциональных преобразований. Во-первых, был разработан «план Вернера» и запущен механизм «валютной змеи», что позволило сделать шаг вперед навстречу валютному союзу. Во-вторых, был учрежден европейский совет на уровне глав государств и утвержден механизм прямых выборов в Европарламент (оба события в 1974 году). Кроме того, несмотря на торможение экономической интеграции, высокая активность сохранялась и на ниве обеспечения безопасности. Так, Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе достигло значимых результатов, отмеченных подписанием Хельсинкского акта, утвердившего status quo территориальных границ в послевоенной Европе. Второй этап евроинтеграции также ознаменовался расширением ЕС в 1973 году к сообществам присоединились Ирландия, Дания и Великобритания; начались переговоры о вступлении с целым рядом других стран региона. В целом, европейская модель успешно справилась с шоками и кризисами, поразившими ее в период 70-х середины 80-х годов прошлого века и к 1985 году смогла возобновить высокие темпы интеграции.

В середине 80-х годов ХХ века Европейское сообщество вступило в фазу стремительного развития. 1986 год отметился подписанием Единого Европейского Акта (ЕЕА), призванного обеспечить к 1992 году полную свободу движения на территории объединения 4 факторов производства капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Для достижения поставленной задачи был упрощен ряд процедур принятия решения в сообществе (переход от единогласного выбора к выбору большинства по многим вопросам), расширена система судебных органов и дополнены полномочия Совета. В 1992 году в городе Маастрихт (Нидерланды) был подписан договор о Европейском союзе, в рамках которого были обозначены три «опоры» европейской интеграции:

Ш три сообщества ЕОУС, Евроатом и ЕС;

Ш совместная внешняя политика;

Ш внутриполитическое сотрудничество.

Данный договор существенно расширил полномочия наднациональных органов ЕС и создал предпосылки для политической интеграции. Кроме того, по итогам Маастрихтского соглашения был создан институт гражданства ЕС и усилено межгосударственное сотрудничество во внутриполитической сфере. Наконец, договор провозгласил курс на образование Экономического и валютного союза (ЭВС), что предусматривало разработку критериев, необходимых для вступления в зону единой валюты (т.н. критерии конвергенции).

Подписанный в 1997 году Амстердамский договор существенно изменил принципы сотрудничества стран-членов ЕС в области внутренней политики и правосудия. В рамках этого соглашения в законодательную базу ЕС были инкорпорированы так называемые шенгенские нормы, а также унифицированы вопросы иммиграции, визового контроля и охраны внешних границ.

В 2001 году был подписан Ниццкий договор, создавший условия для существенного расширения ЕС на восток. По итогам переговоров были пересмотрены квоты в наднациональных органах, как для текущих, так и для будущих членов союза. Кроме того, в процесс голосования в Совете был внедрен принцип двойного большинства, а полномочия Европарламента были в очередной раз дополнены.

Рассмотренный период можно охарактеризовать как наиболее продуктивный для европейской интеграции, как с точки зрения подписанных соглашений, так и с точки зрения достигнутых результатов. Так, в 1993 году был окончательно сформирован Единый рынок. Период 1990-х был ознаменован значительными успехами в снятии пограничных барьеров на внутренних границах союза. Провозглашенный курс на образование ЭВС был закреплен учреждением в 1998 году Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). С 1999 года начала реализовываться Европейская политика безопасности и обороны (ЕБПО), позволившая ЕС участвовать в миротворческих процессах по всему миру. Интеграционная группировка активно расширялась, увеличив свой состав до 25 членов. Во всех странах-участницах союза начались дебаты по введению Конституции ЕС, для разработки ее проекта было созвано специальное собрание Конвент (2002).

Многие европейские политики уповали на то, что Конституция ЕС поможет продолжить движение вперед по лестнице интеграции и заменит все существующие договора, избавив объединение от неэффективных институтов. В 2004 году ее проект был согласован и подписан участниками Конвента, после чего он был вынесен на референдум во всех государствах-членах ЕС. Граждане Франции и Нидерландов проголосовали против нового проекта Конституции, что сделало невозможным ее ратификацию. Европейский Союз поразил очередной системный кризис. Лишь в 2007 году был подписан гораздо более скромный Лиссабонский договор, в который не вошли положения, так или иначе свидетельствовавшие о политической интеграции региона и о процессе федерализации. Данное соглашение затронуло систему договоров ЕС, упростив и упорядочив институциональную структуру интеграционной группировки, которая будет подробно описана в следующей части настоящей главы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...