Внутренний долг рф. Современное состояние и структура государственного долга россии


Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2009 ? 01.02.2009 ? 01.03.2009 ? 01.04.2009 ? 01.05.2009 ? 01.06.2009 ? 01.07.2009 ? 01.08.2009 ? 01.09.2009 ? 01.10.2009 ? 01.11.2009 ? 01.12.2009 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 1 499,824 1 501,615 1 491,532 1 475,152 1 446,365 1 449,342 1 529,309 1 588,752 1 647,476 1 763,268 1 863,937 1 962,410 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 72,487 72,450 72,367 71,849 71,138 70,701 70,691 70,670 78,043 80,934 117,490 139,840 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2010 ? 01.02.2010 ? 01.03.2010 ? 01.04.2010 ? 01.05.2010 ? 01.06.2010 ? 01.07.2010 ? 01.08.2010 ? 01.09.2010 ? 01.10.2010 ? 01.11.2010 ? 01.12.2010 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 2 094,731 2 107,529 2 118,250 2 177,067 2 180,794 2 146,701 2 228,749 2 298,133 2 369,786 2 498,320 2 520,995 2 579,128 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 251,364 264,354 292,977 301,212 301,191 309,612 310,829 318,450 323,215 320,841 288,610 280,640 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2011 ? 01.02.2011 ? 01.03.2011 ? 01.04.2011 ? 01.05.2011 ? 01.06.2011 ? 01.07.2011 ? 01.08.2011 ? 01.09.2011 ? 01.10.2011 ? 01.11.2011 ? 01.12.2011 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 2 940,392 2 935,419 3 083,210 3 219,603 3 291,120 3 392,176 3 585,095 3 689,183 3 697,162 3 995,038 4 012,609 4 003,322 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 472,250 471,462 471,462 466,342 466,342 453,649 453,649 449,639 447,834 446,184 454,032 459,358 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2012 ? 01.02.2012 ? 01.03.2012 ? 01.04.2012 ? 01.05.2012 ? 01.06.2012 ? 01.07.2012 ? 01.08.2012 ? 01.09.2012 ? 01.10.2012 01.11.2012 01.12.2012 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 4 190,553 4 181,996 4 253,865 4 291,702 4 325,653 4 365,651 4 423,590 4 507,378 4 427,452 4 463,663 4 592,773 4 645,255 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 637,334 635,374 624,707 622,997 621,177 621,177 621,177 625,796 612,707 626,193 654,979 661,105 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2013 ? 01.02.2013 ? 01.03.2013 ? 01.04.2013 ? 01.05.2013 ? 01.06.2013 ? 01.07.2013 ? 01.08.2013 ? 01.09.2013 ? 01.10.2013 ? 01.11.2013 ? 01.12.2013 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 4 977,898 4 899,157 4 841,925 4 790,192 4 909,188 4 949,326 4 951,261 4 969,570 5 027,111 5 109,129 5 210,200 5 338,126 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 906,638 906,638 902,662 899,362 894,784 894,784 893,684 890,657 909,990 933,133 941,797 979,699 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2014 ? 01.02.2014 01.03.2014 01.04.2014 01.05.2014 01.06.2014 01.07.2014 01.08.2014 01.09.2014 01.10.2014 01.11.2014 01.12.2014 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 5 722,239 5 733,566 5 754,951 5 707,239 5 714,967 5 739,107 5 757,204 5 791,262 5 742,744 5 739,132 5 753,841 5 759,200 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 1 289,854 1 289,644 1 284,894 1 276,044 1 276,044 1 275,551 1 261,176 1 260,176 1 256,658 1 243,046 1 243,046 1 332,061 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2015 ? 01.02.2015 ? 01.03.2015 ? 01.04.2015 ? 01.05.2015 ? 01.06.2015 ? 01.07.2015 ? 01.08.2015 ? 01.09.2015 ? 01.10.2015 ? 01.11.2015 ? 01.12.2015 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации - всего, 7 241,169 7 240,896 7 159,780 6 986,477 7 100,311 7 160,382 7 041,289 7 171,129 6 955,448 6 979,189 7 119,134 7 160,043 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 1 765,456 1 761,561 1 628,230 1 603,442 1 607,597 1 583,108 1 585,651 1 589,307 1 582,954 1 585,069 1 643,908 1 638,908 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2016 ? 01.02.2016 ? 01.03.2016 ? 01.04.2016 ? 01.05.2016 ? 01.06.2016 ? 01.07.2016 ? 01.08.2016 ? 01.09.2016 ? 01.10.2016 ? 01.11.2016 ? 01.12.2016 Государственный внутренний долг? оссийской Федерации - всего, 7 307,611 7 272,792 7 239,115 7 265,907 7 299,487 7 261,743 7 363,156 7 431,191 7 345,051 7 383,563 7 422,921 7 602,353 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 1 734,516 1 733,293 1 670,324 1 589,476 1 521,458 1 519,474 1 519,474 1 518,313 1 518,313 1 514,851 1 513,323 1 608,006 Объем государственного внутреннего долга? оссийской Федерации млрд. рублей по состоянию на? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? 01.01.2017 ? 01.02.2017 ? 01.03.2017 ? 01.04.2017 ? 01.05.2017 ? 01.06.2017 ? 01.07.2017 ? 01.08.2017 ? 01.09.2017 ? 01.10.2017 ? 01.11.2017 ? 01.12.2017 Государственный внутренний долг? оссийской Федерации - всего, 8 003,455 8 073,900 8 164,026 8 308,139 в том числе: государственные гарантии? оссийской Федерации в валюте? оссийской Федерации 1 903,114 1 853,616 1 848,430 1 840,843 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Шевченко Марина Владимировна, Петросян Анаит Арсеновна

Shevchenko Marina Vladimirovna, Petrosyan Anait Arsenovna

Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Аннотация: Государственный долг является важной составляющей государственных финансов. Выявление проблемных аспектов долговой политики государства и определение направлений ее совершенствования требует проведения детального анализа государственного долга. В статье дана оценка состояния и динамики государственного долга России за период 2011-2017 гг.

Abstract: Public debt is an important element of public finances. Identification of the problematic aspects of the public policy of the state and determination the directions of its improvement need a detailed analysis of the public debt. The state and structure of Russia’s public debt for the period 2011-2017 are reviewed in the article.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, государственные ценные бумаги, обслуживание долга, долговая политика.

Keywords: public debt, domestic debt, external debt, government securities, debt service, debt policy.


В современных условиях практически невозможно найти государство, которое было бы способно обходиться без внешних заимствований. Использование их государством обусловлено ограниченностью собственных финансовых ресурсов, необходимых для исполнения долговых обязательств, покрытия дефицита государственного бюджета, финансирования проектов, поддержки национальной валюты.

Состояние и динамику внешнего долга исследовали Антонова А.Д., Пономаренко Е.В. , Шагардин Д. , отдельные аспекты развития рынка внутренних заимствований – Добрикова И.С. , Михненко Е.В. . Теоретические аспекты механизма управления государственным долгом, особенности и проблемные аспекты долговой политики России отображены в работах Безвезюка К.В. , Хейфеца Б.А. .

В трудах ученых исследованы различные аспекты проблемы государственного долга и его влияния на экономику. Вместе с тем, комплементарность данной проблемы свидетельствует о том, что не все вопросы государственного долга России изучены и освещены в полной мере.

Цель статьи – изучить состояние, динамику и структуру государственного долга России в условиях глобализации мировой экономики.

В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистические и графоаналитические методы для определения современных тенденций формирования государственного долга России, метод сравнительного анализа – для проведения межстрановых сопоставлений уровня долговой нагрузки.

В современной мирохозяйственной системе основными заемщиками капитала, по данным Всемирного банка , являются крупнейшие экономики мира. Так, валовой государственный долг США по состоянию на 2015 г. оценивался в 17,6 трлн. долл. США, Японии – 9,8 трлн. долл. США, Франции – 2,7 трлн. долл. США. Размер государственного долга России существенно ниже и составляет около 0,2 трлн. долл. США (рис. 1).

Рисунок 1. Объем государственного долга отдельных стран мира в 2015 г., трлн. долл. США

Для наиболее развитых экономик характерен высокий размер государственного долга не только в абсолютном, но и относительном выражении. По данным Всемирного банка , отношение государственного долга к ВВП Японии составляет 198%, Испании – более 104%, Франции – 98% (рис. 2).

Рисунок 2. Отношение государственного долга к ВВП отдельных стран мира в 2015 г., %

Государственный долг является одним из ключевых факторов, определяющих развитие национальной экономики. С учетом данного факта, проведем детальный анализ государственного долга России за период 2011-2017 гг. По данным Министерства финансов Российской Федерации , валовой государственный консолидированный долг страны к началу 2017 г. превысил 11 трлн. руб. (табл. 1).

За последние семь лет валовой государственный консолидированный долг России вырос в 2,7 раз, при этом в 2015 г. темпы прироста долга составили 39,6%. Такое изменение обусловлено главным образом увеличением внешнего долга в 2015 г. на 79,8%, а также внутреннего долга на 26,5%.

В целом за период 2011-2017 гг. государственный внешний долг России вырос в 2,6 раз, государственный внутренний долг – в 2,7 раз (см. табл. 1).

Ключевыми факторами роста государственного долга России в 2014-2015 годах стали следующие события :

— введение западными странами в отношении России экономических санкций;

— несвоевременные действия Центрального банка в ответ на разрастающиеся панические настроения на валютном рынке;

— сокращение поступлений от экспорта на фоне падения цен на нефть;

— увеличение расходов на обору;

— необходимость дополнительных средств для осуществления структурного реформирования и стабилизации экономической ситуации и др.

Таблица 1

Государственный долг России в 2011-2017 гг. (на начало года)

Показатели Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Валовой государственный долг
объем, млрд. руб. 4143,6 5318,7 6515,1 7589,3 10597,7 11120,1 11073,5
темпы прироста

(падения), %

28,4 22,5 16,5 39,6 4,9 -0,4
Внутренний долг
объем, млрд. руб. 2940,4 4190,6 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6 8003,5
темпы прироста

(падения), %

42,5 18,8 15,0 26,5 0,9 9,5
Внешний долг
объем, млрд. руб.* 1203,2 1128,1 1537,2 1867,1 3356,5 3812,5 3070,0
темпы прироста

(падения), %

-6,2 36,3 21,5 79,8 13,6 -19,5

*Примечание: объем внешнего долга переведен в рубли по обменному курсу Центрального банка РФ.

Следует отметить, что к началу 2016 г. темпы роста общего государственного долга стали сокращаться и составили лишь 4,9%, а к началу 2017 г. показатель принял отрицательное значение и достиг 0,4%, при этом темпы падения государственного внешнего долга достигли 19,5% (см. табл. 1).

Основу государственного долга России составляет внутренний долг, доля которого к началу 2017 г. достигла 72,3% (рис. 3).

Рисунок 3. Структура государственного долга России в 2011-2017 гг. (на начало года), %

По данным Министерства финансов Российской Федерации , государственный внутренний долг страны на начало 2017 г. составил 8 трлн. руб., при этом за период 2011-2017 гг. он вырос на 5 трлн. руб.

Существенный рост объемов внутренних заимствований, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями. В частности, государству легче управлять такими займами, при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке.

С другой стороны, реализация такой долговой политики в значительной степени ограничивается более высокой ценой внутренних заимствований, емкостью и слабостью инфраструктуры национального финансового рынка. Стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних заимствований частных заемщиков, для которых государственные займы могут повысить цену заимствований.

Кроме того, «возможности внутреннего рынка заимствований сильно зависят от способности денежных властей поддерживать невысокий уровень инфляции и относительно стабильный валютный курс. В случае существенной девальвации рубля внутренние заимствования не смогут полноценно компенсировать компаниям все их потребности в обслуживании внешней задолженности и импорта» .

Государственные гарантии России за период 2011-2017 гг. выросли в 4 раза до 1,9 трлн. руб., а их доля в общем объеме государственного внутреннего долга – на 7,7 процентных пунктов до 23,8% (табл. 2).

Таблица 2

Государственные гарантии России в национальной валюте в 2011-2017 гг.

Дата Государственные гарантии России
объем, млрд. руб. доля в общем итоге, %
01.01.2011 472,25 16,1
01.01.2012 637,33 15,2
01.01.2013 906,60 18,2
01.01.2014 1289,85 22,5
01.01.2015 1765,46 24,4
01.01.2016 1734,52 23,7
01.01.2017 1903,11 23,8

Поскольку обеспечиваемые государственными гарантиями обязательства имеют долгосрочный характер, то значительная часть бюджетных средств на возможное их исполнение (даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям) «резервируется», а не направляется на другие приоритетные направления социально-экономического развития. Несмотря на то, что в результате предоставления государственных гарантий предусматриваются дополнительные поступления, рост объемов государственной гарантийной поддержки неминуемо приводит к значительному увеличению расходов государственного бюджета (агентские вознаграждения, административные расходы, связанные с предоставлением и дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии).

Основу государственного внутреннего долга России составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, доля которых по состоянию на начало 2016 г. составила 37,1% (табл. 3).

Таблица 3

Структура государственного внутреннего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

Статьи государственного внутреннего долга Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 45,5 43,5 45,2 47,0 35,2 37,1
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 13,8 18,4
Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 27,7 25,8 21,1 18,3 14,3 10,8
Государственные сберегательные облигации (ГСО) 10,5 13,2 13,6 10,6 9,6 6,7
Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) 2,1 1,8 1,6 1,2 1,2
Другие статьи 16,3 15,4 18,3 22,5 25,9 25,8

Анализ структуры государственного внутреннего долга России за период 2011-2016 гг. позволяет выделить следующие тенденции:

— сокращение доли облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на 8,4 процентных пунктов;

— выпуск с 2015 г. облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом, доля которых к началу 2016 г. составила 18,4%;

— сокращение доли облигаций федеральных займов с амортизацией долга на 16,9 процентных пунктов;

— уменьшение доли государственных сберегательных облигаций на 3,8 процентных пунктов.

Стоимость облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом за исследуемый период выросла в 2 раза до 2,7 трлн. руб., государственных сберегательных облигаций на 60,2% до 492,6 млрд. руб. .

Проведенный анализ свидетельствует об определенной позитивной динамике в формировании рынка долговых государственных ценных бумаг в России, однако его развитие сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются :

— недостаточная представленность и активность институциональных инвесторов на данном рынке;

— низкая осведомленность населения относительно функционирования рынка долговых государственных ценных бумаг;

— невысокая ликвидность государственных ценных бумаг;

— относительно низкий уровень доходов населения;

— недоверие потенциальных покупателей государственных ценных бумаг к данным финансовым инструментам;

— ограниченность вторичного рынка долговых государственных ценных бумаг;

Государственные органы власти и управления сталкиваются с достаточно сложными препятствиями на пути к стимулированию развития отечественного рынка долговых государственных ценных бумаг, которые осложняются структурными проблемами национальной экономики.

Государственный внешний долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией), по данным Министерства финансов Российской Федерации, за период 2011-2016 гг. вырос на 25% до 50 млрд. долл. США главным образом за счет увеличения задолженности по внешним облигационным займам на 17,7% до 35,9 млрд. долл. США и в меньшей степени за счет роста государственных гарантий России в иностранной валюте в 13 раз до 11,9 млрд. долл. США .

Основу государственного внешнего долга России составляет задолженность по внешним облигационным займам, доля которой на начало 2016 г. достигла 71,8% (табл. 4).

Таблица 4

Структура государственного внешнего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

Статьи государственного внешнего долга Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – членами Парижского клуба 2,0 1,4 0,6 0,4
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 7,0 6,7 4,1 3,6 3,3 2,4
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 8,0 7,3 3,9 2,9 2,2 2,0
Задолженность по внешним облигационным займам 76,2 81,8 69,0 72,7 72,3 71,8
Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) 4,5
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 2,3 2,8 22,4 20,4 22,2 23,8

Внешний долг России на начало 2017 года достиг 518,7 млрд долл., что почти на 300 млн превышает аналогичный показатель за прошлый год. Несмотря на экономический кризис, общая сумма обязательств сохраняется на низком уровне. Данный источник может обеспечить дополнительные инвестиции в развитие отечественной экономики.

Внешний долг России: перспективы на 2017 год

Суммарный внешний долг на начало текущего года достиг отметки 518,7 млрд долл. (рост по сравнению с прошлым годом на 300 млн долл.). При этом эксперты отмечают изменение структуры долга по отраслям экономики. В первую очередь сократилась сумма задолженности банковского сектора (снижение на 12,5 млрд долл.). Доля внешнего долга данного сегмента составляет 23% (ранее 25,4%). До 7,2% увеличилась доля внешнего долга органов государственного управления (рост на 6,9 млрд долл.). Более 75% госдолга составляют ценные бумаги.

В ближайшие годы правительство намерено плавно наращивать внешнюю задолженность. Эксперты считают, что подобная инициатива поможет оживить отечественную экономику.

Представители Sberbank CIB считают, что России необходимо продолжить наращивать внешний долг в 2017 году. Дополнительные финансовые ресурсы станут новым драйвером развития экономики, что поможет преодолеть период стагнации. При этом власти должны направить заемные средства на увеличение объемов инвестиций в промышленность. В результате будет сформирована новая модель, которая обеспечит стабильный рост отечественной экономики.

Правительство может безболезненно увеличить совокупный долг в 1,5 раза, отмечают аналитики. Данная мера позволит значительно ускорить темпы экономического роста, несмотря на отсутствие структурных реформ.

Чрезмерный рост внешнего долга может обернуться значительными проблемами, предупреждают аналитики. Основным риском остается ухудшение внешних факторов (в первую очередь – падение цен на нефть).

Потенциальные угрозы

Несмотря на невысокий уровень внешнего долга, эксперты отмечают стремительное увеличение бремени по обслуживанию внешней задолженности. Если в 2013 году внешний долг составлял 10,6% ВВП, то в прошлом году данное отношение достигло 13,2% (антирекорд с 2004 года). По итогам прошлого года внешние долг в пересчете на душу населения превысил отметку 3500 долларов.

В 2017 году ситуация продолжит ухудшаться – внешний долг составит 14,7% ВВП, прогнозируют в Минфине. В отличие от внешней задолженности, внутренний долг превышает 40 трлн руб.

Помимо роста задолженности, негативной тенденцией является снижение валютных поступлений. Доходы от экспорта энергоресурсов продолжают сокращаться, что увеличивает риски возникновения дефолта. Очередное снижение нефтяных котировок приведет к дальнейшему ухудшению данной тенденции. При наиболее пессимистичных сценариях, когда котировки обвалятся ниже 40 долл./барр., Россия столкнется со значительными проблемами при обслуживании внешней задолженности.

Обслуживание внешнего долга уже превышает 25% от экспорта, что выше критического порога (в рамках методологии МВФ). К концу текущего года обслуживание задолженности составит 4,5% расходов бюджета.

Альтернативный рост

Дополнительные инвестиции, привлеченные за счет увеличения внешнего долга, не смогут обеспечить устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. Данная мера позволит решить краткосрочные цели, латая бюджетные дыры в ближайшей перспективе. Правительству необходимо запустить новую модель экономического роста, в том числе внедряя структурные реформы.

Эксперты отмечают актуальность пенсионной реформы, которая позволит снизить дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, чиновникам необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, что станет основой для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Приоритетной сферой развития должна стать обрабатывающая промышленность, направленная на выпуск наукоемкой продукции. Развитие данной сферы позволит снизить зависимость от цен на энергоресурсы, что сделает отечественную экономическую модель более устойчивой.

Одним из последствий экономического кризиса стало увеличение внешнего долга, общий объем которого на начало 2017 года превысил 518 млрд долл. Правительство намерено продолжить наращивать задолженность в течение ближайших лет, привлекая дополнительные средства на внешних рынках.

Аналитики Sberbank CIB ожидают ускорение экономического роста за счет заемных ресурсов. Однако отсутствие структурных реформ приведет к длительному периоду стагнации.

Правительству необходимо заложить основы новой экономической модели, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной экономики.

Если просмотреть и проанализировать всю сложившуюся экономическую ситуацию и обстановку в мире, то, пожалуй, вряд ли можно найти и встретить такую страну, которая проводя различные и разнообразные экономические преобразования и реформы не прибегала к помощи внешних источников финансирования. Как утверждают эксперты, в каждой стране имеется определённый уровень и коэффициент расходов, когда собственными силами их покрыть не удаётся и не предвидится возможным, возникает и появляется бюджетный дефицит. К чему это приводит? В результате появляется 100% необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вместе и будут составлять государственный долг. Если говорить на более понятном и доступном языке, это денежная величина, которую государство должно всем своим кредиторам под определённые договорные обязательства.

Согласно прогнозам аналитиков и экспертов этой области, долг России на 2017 год, а, если быть точнее, то к 2023 будет превышать доходы федерального бюджета. С чем это связано? Прежде всего, причина – это масштабы прироста государственного долга и расходов на её обслуживание. Если верить заявлениям Минфина, то большая
часть государственных активов, которые на этот момент времени готовятся к приватизации, будет реализована уже в среднесрочной перспективе. Иными словами, главным и ведущим источником финансирования дефицита федерального бюджета станут государственные заимствования, а, следовательно, госдолг будет постепенно расти и уже к 2030 году его уровень достигнет 18,2% ВВП.

Разница довольно ощутимая, ведь в 2013 год, эта цифра составляла всего лишь 12%.

Стоит отметить, что на протяжении всего этого периода бюджет по праву можно охарактеризовать и назвать дефицитным, причём его уровень из года в год будет колебаться и меняться, то есть не будет наблюдаться устойчивого уровня. Примерная цифра колебания составит около 1% ВВП.

Внешний, внутренний государственный долг.

На сегодняшний день существует несколько классификаций и разновидностей государственного долга. Это внутренний и внешний долг, причём у каждого из этих видов свои особенности, понятие и значимость.

  • Во-первых, внутренний долг. По своей сути, это понятие, которое представляет и предусматривает ту часть долга, которая касается и затрагивает внутренние займы и другие существующие долговые обязательства перед кредиторами-резидентами. Простым языком, это заем населения самому себе. Особенностью этой категории долга служит и является то, что он не оказывает никакого влияния на общий размер богатства и накопления нации, причём он является своего рода обязательным правилом, нежели исключением. Стоит отметить, что его существование является фактически незаметным, если, конечно же, сумма не становится слишком высокой. Из чего складывается внутренний государственный долг?

    1. Номинальной суммы по ценным бумагам РФ.
    2. Объёма основного долга по кредитам полученным РФ.
    3. Объёма основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены от бюджетов разных уровней.
    4. Объёма обязательства РФ по государственным обязательствам, представленный ею самой.

  • Во-вторых, это внешний государственный долг. Это та часть долга, которая касается внешних займов непосредственно перед кредиторами-нерезидентами. Как правило, эта разновидность долга включает в себя обязательства Правительства РФ, которые в основном выражаются в иностранной валюте. Согласно заявлением аналитиков, внешний долг является вполне нормальным явлением для страны, конечно же, если он не выходит за рамки, в противном случае, он становится очень опасной и серьёзной угрозой для всей экономики страны в целом. Иными словами, страна впадает в полную зависимость от кредиторов. Международный банк предоставляет следующую диагностику классификации внешнего долга.

    1. Менее 18% — низкий уровень по отношению к экспорту товаров и услуг.
    2. От 18 до 30% — умеренный долг.
    3. Выше 30% — угрожающий и опасный для экономики долг.


В результате можно смело утверждать, что внешний и внутренний государственный долг в совокупности и в целом представляют собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые совершаются государством. Иными словами, его динамика является чётки отображением реальности существующей ситуации в экономике страны.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...