Внешняя торговля сингапура. сингапур на рынке туристических услуг


В 1965 г., когда Сингапур только отделился от Малайской Федерации (Малайя, Сабах и Саравак), страна находилась в довольно плачевном состоянии - впору было впасть в отчаяние. После более чем ста лет жизни под неусыпным контролем Великобритании бывшей колонии нужно было начинать жизнь с чистого листа, самостоятельно обеспечивать себя средствами, что казалось поначалу совершенно невозможным: большая часть населения не имела должного образования. Да и минеральных ресурсов, экспорт которых обычно помогал развивавшимся странам встать на ноги, на территории Сингапура не было. Даже пресной воды и той не хватало. Перед страной стоял выбор лишь из двух путей: последовать примеру «банановых республик» и продолжать жить в колониальной зависимости от Европы при формальной автономности или же рискнуть и пойти по совершенно новому, еще никем не освоенному маршруту. Рискуя вступить в полосу экономических потрясений, правительство Сингапура выбрало второй вариант.
Главной проблемой, которую руководству государства предстояло решить в первую очередь, была нехватка кадров. Эту проблему начали решать с реформы системы образования. В 1960-1970-е гг. английский язык стал обязательным для изучения во всех школах и вузах, самые способные молодые люди получали гранты для обучения за рубежом, в лучших университетах мира. Поскольку стране не хватало сил вывести свои предприятия на мировой рынок и освоить тонкости самостоятельной внешней торговли, для работы в пределах Сингапура были приглашены транснациональные корпорации. Последние с энтузиазмом принимали приглашения, понимая и свою выгоду. Во-первых, для них открывались новые рынки, во-вторых, возможность использовать дешевую рабочую силу, в-третьих, появлялся шанс на внедрение прогрессивных технологий на новых производственных площадях.
Рынок Сингапура начал ориентироваться в первую очередь на сектор высоких технологий. Спустя всего три года после обретения независимости в стране, при поддержке США, стали появляться предприятия электронной промышленности (например, в 1968 г. свои двери открыли отделения National Semiconductor и Texas Instruments).
Шаг за шагом поднимаясь к успеху, Сингапур не упускал из виду тот бесспорный факт, что его экономика в значительной мере зависела тогда от конъюнктуры мирового рынка и от объемов экспорта. С самых первых лет проведения экономических реформ начал создаваться своеобразный резервный фонд, причем по объемам он порой превышал подобные накопления развитых государств - сумма могла достигать восьми миллиардов долларов.
Сингапур изменился, разумеется, не в одночасье, и даже не за одно десятилетие: преодоление наследия колониального периода и переход к более конкурентоспособной экономике продолжался в период 1965-1990 гг. Но результаты стоили многолетних трудов: сегодня Сингапур занимает прочное место в одном ряду с «восточноазиатскими тиграми», а значит, с одними из самых развитых экономик мира. Пережив стресс мирового финансового и экономического кризиса, в 2010 г. страна вновь начала набирать высокий темп экономического роста.
В XXI в. Сингапур наконец может считать себя полноправным и вполне конкурентоспособным игроком на мировом рынке - в конце прошлого столетия произошло окончательное укрепление позиций страны в результате долгой и кропотливой работы. Этот островной город-государство в Юго-Восточной Азии славится экономической системой, на редкость устойчивой к кризисам, хотя благополучие страны ощутимо зависит от мировой финансовой конъюнктуры и ситуации на рынке информационных технологий. Знаменит Сингапур и тем, что его правительству удалось полностью изжить коррупцию в административном аппарате. Страна стала практически уникальным примером того, что с коррумпированностью чиновников можно покончить раз и навсегда, было бы желание. Другая особенность экономики Сингапура состоит в том, что она находится под контролем государства. Примерно 60% ВВП обеспечивают государственные предприятия. Особенную роль «мотора» в жизни Сингапура играет Совет по экономическому развитию, в задачи которого входит обеспечение условий для дальнейшего совершенствования экономической системы в стране.
Буквально все в этой стране создано для того, чтобы люди могли работать в комфортных условиях. Тут помогает компактность города-государства Сингапур: по мере создания новых рабочих мест существовала возможность строить новые жилые районы в непосредственной близости от предприятий, не забывая об инфраструктуре «спальных районов».
Несмотря на то что роль государства пока что остается ведущей и практически непререкаемой в выборе дальнейшего курса развития, условия для предпринимательства в Сингапуре считаются одними из самых либеральных в мире. Система налогообложения здесь такова: вне зависимости от того, является ли компания сингапурской или она иностранная, налоговая ставка составляет 18%, а в 2010 г она была снижена до 17%. Существуют и определенные льготы: так, нерезидентным компаниям, получающим доходы из зарубежных источников и не переводящим средства в Сингапур, налоги платить и вовсе не нужно.
Эта страна в нынешнем контексте мировой экономики, даже на фоне финансового кризиса, осталась привлекательной для стран-инвесторов, в том числе и для США. Сложно поверить в это сразу, но факт остается фактом: на площади в 692,7 км 2 , которую занимает Сингапур, функционирует около 220 банков. В настоящее время отделений международных компаний, открытых на сингапурской территории, уже примерно пять тысяч. Хватает здесь и тех предприятий, которые в первую очередь работают на внутренний рынок сбыта Сингапура, но есть и такие, которые ориентируются исключительно на внешнюю торговлю. Более того, страна начала инвестировать в экономики соседних государств, создавая крупные совместные предприятия в Китае, Вьетнаме, Мьянме, Индии.
Таким образом, Сингапур убивает сразу двух зайцев: обеспечивает расширение рынка сбыта для продукции собственных предприятий и в то же время постепенно выводит сингапурские компании на уровень мирового сотрудничества.


Общая информация

Официальное название: .
Форма правления: парла ментская республика.
Столица:
Языки: английский, мандаринский китайский, малайский, тамильский.
Этнический состав: этнические китайцы - 76.8%, выходцы из Малайзии - 13.9%, выходцы из Индии - 7,9%. а также небольшие группы арабов, армян, тайцев, евреев и метисов (евроазиатов). Около 70% населения - люди в возрасте от 17 до 64 лет.
Религия: буддизм - 40%, христианство - 14% (католицизм и православие), ислам даосизм, конфуцианство, анимизм. Большинство мусульман - малайцы, но ислам исповедуют и другие народы.
Денежная единица: сингапурский доллар.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Чанги.

Цифры

Площадь: 692,7 км 2 .
Население: 4 987 600 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 7200,2 чел/км 2 .
Средняя продолжительность жизни: 78 лет.
Урбанизация: 100%.
Работающее население: 3 030 000 чел. (2009 г.).

Климат и погода

Тропический муссонный.
Средняя температура лета: +26.7ºС.
Средняя температура зимы: +27,7ºС.
Среднее количество осадков: 2343,1 мм.

Экономика

ВВП: 5243,2 млрд (2008 г.).
ВВП на душу населения: $52 200 (2009 г.).
Рост ВВП: 14.5% (2010 г.).
Для сравнения: 2009 г. - 1.3%. 2008 г. - 1.8%.
Бюджет: доходы - $21.29 млрд. расходы - $24.14 млрд (2009г.).
Основные статьи экспорта: высокотехнологичное оборудование, продукция химической промышленности (в том числе фармацевтической отрасли), автомобили, другие машины и оборудование, морепродукты.
Экспорт: $273,4 млрд (2009 г.).
Главные партнеры по экспорту: - 11.57%; Малайзия - 11,47%; Китай - 9,76%; Индонезия - 9,67%: США - 6.57%; Южная Корея - 4,65%; Япония - 4,56% (2009 г.).
Основные статьи импорта: машины и оборудование автомобили, потребительские товары, минеральное топливо, сырье для фармацевтических предприятий, продукты питания.
Импорт: $243,2 млрд (2009 г.).
Главные партнеры по импорту: США - 11,88%; Малайзия - 11.61%; Китай - 10.56%; Япония - 7,63%; Индонезия - 5,8%; Южная Корея - 5,72%; Тайвань - 5,22% (2009 г.).
Сфера услуг: банковское дело, туризм.
Важный узел транзитного морского судоходства .
Минерально-сырьевые ресурсы: нефть, газ, олово.
Промышленность: нефтеперерабатывающая, химическая (в том числе фармацевтическая), электроника, автомобилестроение, производство оборудования для добычи и переработки нефти, нефтяных платформ, каучука, пищевая промышленность.

Любопытные факты

    В 1624 г. Великобритания сделала Сингапур своей колонией с одной лишь целью - для проведения удобных торговых маршрутов.

    Один из «отцов» сингапурского «экономического чуда» - политик Ли Куан Ю (род. в 1923 г.). в 1959 г. ставший первым премьер-министром Республики Сингапур и сумевший завоевать авторитет во всем мире. Именно он встал во главе программы по модернизации экономики государства.

    Победа над коррупцией в Сингапуре была одержана благодаря целому комплексу мер; многие законы были заново сформулированы так, чтобы не оставалось ни малейших возможностей для вариантов их толкования, резко возросла зарплата государственных служащих, произошла тотальная замена судейских чиновников и контингента полиции, был создан независимый орган по устранению коррупции в высших эшелонах власти (под следствием оказались в том числе и близкие родственники Ли Куан Ю). Ряд министров, уличенных во взяточничестве, были приговорены к большим срокам заключения.

    В Сингапуре уровень преступности - один из самых низких в мире. Свод законов в целом - очень жесткий, за убийство с особой жестокостью и торговлю наркотиками полагается смертная казнь. Сурово караются также возбуждение национальной вражды и коррупция. Некоторые небольшие преступления наказываются избиением палками.

    Английский язык в Сингапуре имеет два разговорных варианта, «синглиш» и «манглиш». В первом случае это - англо-китайская языковая смесь, во втором - англомалайская.

    Набережная Клар-Ки в Сингапуре была названа так в честь Эндрю Кларка, второго британского губернатора Сингапура.
    В XIX в. она была застроена пакгаузами, которые со временем стали использоваться все меньше и меньше. И вот в 1990-х эти унылые места были превращены в свою прямую противоположность: здесь появились магазины и лавки ремесленников, плавучие рестораны и пабы. Отсюда начинаются и морские прогулки на катерах.

Отправить другу

Сингапур - самое успешное и молодое суверенное государство Юго-Восточной . В 1959 г. Англия на основе подготовленной ею Конституции Сингапура предоставила этой своей колонии статус самоуправляющегося государства, которое, однако, оставалось в составе Британского Содружества Наций. Сингапур обрел некоторую независимость, в частности получил право формировать свое правительство. Пятого июня 1959 г. премьер-министром нового государства стал и оставался вплоть до 1990 г. лидер созданной в 1954 г. Партии народного действия (ПНД) Ли Куан Ю. В дальнейшем, уже на посту министра-ментора, он продолжал деятельно участвовать в подготовке и реализации долгосрочных проектов социально- экономического развития Сингапура.

Экономика Сингапура остается одной из самых открытых и по-прежнему зависит от иностранных инвестиций и мировой торговли. Как и другие страны Юго-Восточной Азии после обретения ими независимости, Сингапур сосредоточил внимание на постколониальной трансформации социально-экономической системы. Создав базовые экономические институты, страна относительно недолго проводила политику импортзамещения, затем перешла к практике «догоняющего развития» на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки.

Отличительная черта социально-экономической политики страны способность своевременно и адекватно отвечать на вызовы индустриальной и постиндустриальной эпохи, постоянно и гибко совершенствовать и традиционные и новосозданные институты, следовать принятой стратегии, при этом постоянно ее корректируя. Приоритетом в своей деятельности сингапурское правительство избрало «развитие человеческого фактора» как единственного ресурса, которым обладает это государство. Имеется в виду социальная составляющая внутренней политики: подъем образования и науки, здравоохранения, улучшение жилищных и материальных условий быта населения. Такая политика позволит обеспечить ускоренное развитие постиндустриальных секторов экономики, сохранить благоприятную динамику роста. Ожидаемый мультипликационный эффект от проводимого курса может проявиться в повышении адаптивности экономической системы в целом и накоплении ресурсов для дальнейшего прорыва в постиндустриальный мир.

В июне 1998 г. был дан старт движению «Сингапур - ХХI», которое включало как одну из своих целей реализацию «Промышленного плана ХХI», начавшегося в 1999 г. Выступая 6 августа 1998 г. с речью «Экономика Сингапура в ХХI веке», заместитель премьер-министра Тони Тан отметил, что данное движение является дальнейшим развитием Национального стратегического экономического плана. Он подчеркнул, что для эффективного перехода к экономике, базирующейся на знании, необходимо привить обществу культуру созидания, новаторское предпринимательство, стремление к переменам, умение рисковать и стойко переносить неудачи.

Установки плана предусматривали: ежегодно промышленность должна обеспечивать 25% ВВП, а услуги по обслуживанию экспорта 15%. Намечался ежегодный прирост 20 тыс. рабочих мест. Кроме того, ставились задачи, которые предстоит решить за десять лет в сферах образования, искусства, химии, коммуникаций, средств массовой информации, инжиниринга, здравоохранения, электроники и логистики. Например, чтобы скорее довести уровень образования до самых передовых показателей, предлагалось десяти всемирно известным высшим учебным заведениям, в том числе институтам Вартона, Джона Хопкинса, Карнеги, открыть свои отделения в Сингапуре. Была разработана Программа технологического предпринимательства, призванная стимулировать новейшие начинания в этой области. Сингапурцы получили возможность обучаться новым профессиям, им предоставлялось льготное финансирование и другие виды поддержки.

Для обеспечения реализации программы был создан Комитет технологического предпринимательства во главе с заместителем премьер-министра Тони Таном. В обязанности Комитета входило организовать научный центр типа Силиконовой долины, а также внести изменения в законодательство, касающееся регулирования технологического предпринимательства. Ставилась задача поощрять дальнейшее расширение рынка венчурного капитала, чтобы обеспечить финансирование проектов, основанных на высоких технологиях. Созданный для этого Венчурный фонд с капиталом в 1 млрд. долл. США был увеличен до 12 млрд. Таким образом, появился новый институт венчурного, т.е. связанного с повышенным риском, капитала, область операций которого - новые технологии, предложение нового продукта, современный маркетинг. Тем самым создавались необходимые связи между наукой и производством. Венчурные фирмы относились, как правило, к среднему бизнесу. Развитие этого вида предпринимательства, поддерживаемого государством,- показатель того, как усложнялась структура сингапурской экономики.

Успеху новых начинаний способствовали и правительственные ассигнования, возросшие с 757 млн. синг. долл. в 1991 до 3 млрд. синг. долл. в 2000 г. Только за два года возникло восемь научно-исследовательских институтов, пять исследовательских центров, а также 67 корпоративных научно-исследовательских и проектных центров, призванных ускорить внедрение новейшей автоматики, магнетики и микроэлектроники. Кроме того, многие ТНК открыли свои проектные и исследовательские организации. Предполагалось выделить для развития науки и технологии средства в размере 2% от ВВП. За последние три десятилетия результаты коммерческого освоения новейших достижений в сфере высоких технологий сказались не только в экономике, но и на всем обществе. Появившиеся в стране научные учреждения послужили основой сектора, ведущего разработки в области высоких технологий. В перспективе он поможет развитию нескольких современных отраслей, прежде всего электротехники, электроники, производству транспортного оборудования. Новейшие технологии успешно внедряются во все отрасли национального хозяйства. Кроме того, республике удалось добиться большого прогресса и в области подготовки собственных высокопрофессиональных кадров.

Описанные достижения видны по первым же результатам анализа «экономики знаний» в городе-государстве, в частности проведенного сотрудниками Министерства торговли и промышленности Сингапура под руководством доктора То Мунг Хенга и Адриана Чу. Количественные параметры роста «экономики знаний» в 1978- 2011 гг. были определены эконометрическими методами. Однако основные, проходившие в экономике процессы прослеживались и по другим показателям. В частности, воздействие факторов роста производства на котировку акций компаний, проводивших научные исследования с 1978 по 2011 г., изучалось с учетом годовой депрессиации. Как показали расчеты, на один дополнительный доллар, вложенный в НИОКР, отдача экономике составляла 20%. Исследования на микроэкономическом уровне выявили, что каждый доллар, затраченный отдельной фирмой на НИОКР, давал 14% прибыли.

Наиболее высокая окупаемость затрат прослеживалась в сфере информационно-коммуникационной технологии и «науке о жизни». Исследования показали также, что отдача от вложенных средств была большей у фирм, пользовавшихся правительственными грантами, чем у компаний, получивших средства для исследований и разработок из других источников. Исходя из этих показателей, сингапурское правительство предпочло развивать новые направления, не полагаясь на эффективное воздействие рынка, а создать для руководства ими определенные структуры. Вместе с тем у государственных и частных организаций существуют различные установки и цели в научно-исследовательской работе. Согласно оценкам, в государственных организациях на каждый миллион долларов, вложенный в НИОКР, получали 0,19 заявок на патенты, тогда как в частных фирмах - лишь 0,07. Это подтверждает, что деятельность государственных институтов более эффективна и реально содействует развитию НИОКР. Долгосрочные капиталовложения в НИОКР уже приносят сравнительно высокую прибыль в Сингапуре, а по мере дальнейших разработок отдача от новых технологий и в других отраслях, включая сферу услуг, будет все весомее.

Изучая модель «экономики знаний», действующую в Сингапуре, исследователи этой страны подробно проанализировали четыре фактора, взаимодействие которых определяет «основную движущую силу роста, создания богатства и занятости». Все показатели сопоставляются с данными по США, Канаде, Тайваню и Южной Корее. Это формирование нового знания, его доступность, его распространение и его применение. Во-первых, формирование нового знания зависит от того, насколько велики затраты на НИОКР по отношению к ВВП. Это позволяет оценить интенсивность проводимых научно-исследовательских работ. В Сингапуре доля расходов на НИОКР выросла с 0,86% ВВП в 1990 до 0,88% в 2010 г. В этом отношении Сингапур оказался примерно на уровне Тайваня и Канады, но все еще заметно отставал от США, Японии и Южной Кореи. Во-вторых, число научных работников, приходящихся на тысячу человек населения, показывает, насколько страна может обеспечить потребности НИОКР в кадрах. В 2010 г. в городе-государстве соответствующий показатель составлял 4,82 и был гораздо выше, чем в Южной Корее, Канаде и на Тайване. В-третьих, количество патентов, зарегистрированных в США на душу населения, отражает качество национальной инновационной системы и окупаемость науки.

В этом за последнее десятилетие ХХ века Сингапур добился впечатляющих результатов: в 1990 г. в США было зарегистрировано всего 25 сингапурских патентов, в 2010 г. их было уже 294. И все же по этому показателю Сингапур занимал последнее место в ряду сравниваемых стран: в 2010 г. он зарегистрировал 74 патента на миллион жителей, тогда как Канада - 131, Тайвань - 294, а США почти 350. В-четвертых, политика, направленная на привлечение ТНК, исходит из целесообразности получения готовой новейшей технологии, и на импорт ее выделяются немалые средства. В 1995 г. на эти цели было потрачено 3,3 млрд., а в 2010 - 7,7 млрд. синг. долл., т.е. 3,3% стоимости всего импорта. Это почти втрое больше среднего показателя для стран ОЭСР, который составлял 1,2%.

В начале ХХI века в экономике Сингапура оперировало около 7 тысяч многонациональных корпораций. Около половины из них использовали Сингапур как свою базу в ЮВА, а от 800 до 900 компаний производили продукцию на мировой рынок. По опубликованным данным ЮНКТАД, в 2010 г. семь сотен ТНК в совокупности направили на НИОКР за пределами стран своего базирования 310 млрд. долл. США. Это говорит о весьма благоприятной для Сингапура, а также для Малайзии и Таиланда ситуации: им открыт доступ к инновациям. В частности, в списке стран, принимающих заказы на НИОКР, Сингапур разделял девятое место с Италией. Таким образом, в начале ХХI века Сингапур был активно вовлечен в глобальный процесс интернационализации НИОКР. При этом в наибольшем выигрыше были несколько отраслей: электронная, электротехническая, фармацевтическая промышленность и производство средств информатики.

Согласно прогнозу экспертов ЮНКТАД среди заказчиков НИОКР, вероятно, будут и три страны ЮВА - Сингапур, Малайзия и Таиланд. Согласно ЮНКТАД, то, что ТНК наращивают капиталовложения в странах Азии, начиная с Индии и Китая и кончая государствами ЮВА, характерно для новой стадии глобализации экономики. Подчеркивается, что для ТНК эти страны не только источники дешевой рабочей силы, но и так называемые полисы роста, места концентрации квалифицированного персонала и новой технологии. От того, насколько востребованы наукоемкие услуги в бизнесе, зависят его взаимосвязи с глобальными источниками инноваций. Затраты Сингапура на такие услуги за 10 лет возросли вчетверо - с 1,1 млрд. синг. долл. в 1990 г. до 4,7 млрд. в 2010-м.

Свое присутствие в экономике Сингапура расширили известные компании, предоставляющие новейшие научные и технологические услуги. Таковые все больше востребованы сингапурскими фирмами, и это способствует распространению глобальной практики инноваций в различных сферах экономики Синганура. Успешно создается здесь инфраструктура информационной и коммуникационной технологии - ИКТ. Однако в этой области Сингапур еще не достиг показателей развитых стран. В некоторой степени это сказывается на конкурентоспособности сингапурских товаров, поскольку их цены менее эластичны.

В частности, после того как в 2000 г. передовые страны облегчили доступ частного капитала в сферу производства телекоммуникационных систем, цены на соответствующую продукцию в Сингапуре все еще были выше мировых. Тем не менее, по ежегодно публикуемым данным о рейтинге предпринимателей и предпринимательства стран мира, в 2010 г. Сингапур занимал пятое место после США, Канады, Тайваня, Южной Кореи, но опережал Японию. О том, насколько интенсивно государство развивает новейшие системы информации и связи, свидетельствует доля затрат на эти цели в ВВП. По данным 2010 г., она составляла в Сингапуре 8,8%, в Японии - 8%, а в США 7,9%.

К началу ХХI века Сингапур обладал одной из лучших в мире инфраструктур ИКТ. Распространению «всемирной паутины» в городе-государстве содействовал образованный в 1981 г. Национальный компьютерный совет. Было ускорено внедрение новейших технологических средств и появление пула профессионалов в области информатики. Сотрудники и высшие служащие составляли в 2010 г. 36% всех занятых. Эти оценки даны на основе критериев МОТ, которые относят к научным работникам не только ученых, но и других лиц умственного труда - менеджеров, старших государственных чиновников, высокопрофессиональных служащих в разных областях.

Эффективность сингапурской «экономики знаний» определяется величиной стоимости, созданной в отраслях, где достижения науки получили широкое применение. С 1983 по 2010 г. эти отрасли давали 53% ВВП, а в 2011 г. их доля достигла 56%. Стоимость, созданная в аналогичных отраслях других стран, была меньше: она равнялась половине ВВП в США, Австралии и в большинстве членов Европейского Союза. Благодаря модернизации образования повысилась квалификация большей части занятых и, соответственно, производительность труда: в среднем за год на 4,5%. А в тот же отрезок времени среднегодовое увеличение зарплаты составило 6,1%. С начала 90-х годов обращалось внимание не только на повышение производительности труда, но и на качество выпускаемой продукции. В 1994 г. Государственный совет по производительности труда и контролю за качеством установил основные критерии добротности продукции. Тогда же была учреждена награда за качество по примеру аналогичной американской награды за качество, введенной Малькомом Балдриджом. Эта сингапурская премия присуждалась компании, которая отличилась самыми высокими показателями производительности труда, качества продукции и услуг, образцовой постановкой информации и менеджмента, успешной работой с кадрами и рациональным планированием.

Стремясь к совершенствованию технологической базы промышленности, Сингапур сосредоточил внимание на развитии нескольких отраслей. Например, за последние два десятилетия доля электронной промышленности в добавленной стоимости увеличилась с 18% в 1993 до 48% в 2010г. Однако в начале ХХI века на мировом рынке появились симптомы падения спроса на электронику, и Экономический комитет по пересмотру политики развития обрабатывающей промышленности рекомендовал переключиться на новые направления, в частности на нанотехнологии, системы производства альтернативного топлива, перформаторных материалов, которые дают более высокую добавленную стоимость, но при условии использования новейших знаний. Именно поэтому Комитет рекомендовал расширять сферу услуг в области образования, финансов, развивать туризм, торговлю и обслуживание логистики, а также профессиональные услуги. В 2010 г. сектор услуг давал 23,6% ВВП. Предположительно среднегодовые темпы прироста этого сектора - с 7,3 до 8,7%, и к 2012 г. он будет приносить около 31,8% ВВП.

С начала 90-х годов Сингапур взял курс на формирование собственной научно-исследовательской базы. Научно-техническая революция дала возможность производить новый и более дешевый продукт. В то же время она вызвала и «эффект сети», т. е. передачу новых достижений в другие отрасли. Возникали и осложнения. Прогресс в современной «экономике знаний» столь динамичен, что новые технологии сжимают до предела цикл и происходит все большее обесценение человеческого капитала.

Совет развития торговли, учрежденный в 1983 г., активно заботился о расширении внешнеэкономических связей страны. Особенно поддерживались частные компании, содействие им оказывалось через представительства в странах, которые традиционно были для Сингапура торговыми партнерами, и в государствах, которые стали для него новыми рынками. Система поддержки экспорта и экспортеров включала страхование. При содействии Совета упрощены процедуры вывоза и ввоза товаров через границу. Благодаря введению единой декларации на грузы ее оформление требует лишь 15 минут.

Официальный девиз правительства «превратить Сингапур в ворота стран АТР» предполагал определенные условия для его воплощения, прежде всего расширение товарной номенклатуры экспорта. От торговли товарами и услугами Сингапур неуклонно переходил к вывозу знаний, и сфера предлагаемых им услуг расширялась. Новым видом такой деятельности стал, например, финансовый арбитраж. Экономика Сингапура сумела выстоять в годы великого азиатского финансового кризиса, однако новая волна трудностей для национального хозяйства накатилась на берега острова с американского континента, обнажив ахиллесову пяту сингапурской экономики, а именно ее чрезмерную зависимость от внешней торговли и мировой конъюнктуры. Стагнация американской экономики и сужение рынка важнейшего торгового партнера Сингапура крайне негативно сказались прежде всего на промышленности города-государства.

Сингапурские экономисты умеют быстро реагировать на меняющиеся условия и корректировать общую стратегию и экономическую политику. Они отчетливо видят, когда модель хозяйствования, казалось бы, все еще исправно работающая, исчерпала свои возможности интенсивно функционировать. Такую гибкость, более или менее успешно, правительство Сингапура проявляло почти после каждого кризиса, сотрясавшего экономику мира в последние десятилетия, и это позволяло стране преодолевать трудности примерно в течение одного-двух лет.

Под давлением сложившейся ситуации Экономический комитет решил сократить число «стратегий», признаваемых ключевыми в 2000-2010 гг. Таковых было восемь: первой стояла программа расширения и модернизации производства и сферы услуг секторов, которым отводилась роль локомотива экономического роста. Затем следовала стратегия формирования «внешнего крыла» экономики, которая осуществлялась по программе регионального инвестирования. Отдельная стратегия предусматривала поддержку фирм, способных стать вровень с мировыми компаниями и не уступать им в конкурентоспособности.

Наряду с этим действовала стратегия поддержки малого и среднего бизнеса. Четыре остальные стратегии конкретизировали задачу построения экономики и общества на базе науки и знаний. В августе 2001 г. премьер-министр Го Чок Тонг обнародовал «Новую экономическую стратегию». За образец было принято развитие Соединенных Штатов Америки, признанное более динамичным и рациональным, чем опыт европейских стран и Японии. В частности, сингапурские экономисты высоко оценили эффективность американских общегосударственных учреждений, прежде всего Федеральной резервной системы. Достойным подражания было признано также и то, что в США государство поддерживает все формы бизнеса, особенно новые. Импонировали сингапурским экономистам и американские предпринимательские традиции, прежде всего поощрение готовности к риску и неосуждение неудач то, что способствует развитию бизнеса и усилению его динамичности. Кроме того, как сочли в Сингапуре, внимания заслуживает и гибкость американского рынка труда.

«Новая экономическая стратегия» свела основное содержание макроэкономической политики правительства к пяти направлениям. Теперь в первую очередь предусматривалось обеспечить для сингапурских товаров новые рынки сбыта в радиусе семичасового перелета, а также заключить соглашения с ближайшими соседями о создании зон свободной торговли на двусторонней основе. Второй задачей объявлялась поддержка предпринимательства и превращение сингапурских компаний при содействии правительства, прежде всего в лице Совета по развитию торговли, в компании международного уровня. На тот же Совет возлагалась и третья задача дальнейшее развитие «внешнего крыла» экономики.

Экспансия сингапурского капитала в регионе активизировалась, когда были одобрены заявки на сооружение 74 проектов в Индонезии на общую сумму свыше 1 млрд. долл. США. Две сингапурские компании получили разрешение на сооружение на о. Батам верфи и сталелитейного завода проектной производительностью 2 тыс. т стали в год. В последние годы Сингапур занимает первое место среди 47 стран, осуществлявших капиталовложения в Индонезии. О расширении зарубежной экономической деятельности свидетельствует динамика роста учрежденных за рубежом сингапурских компаний, число которых в 2011 г. составляло 9623. Прямые сингапурские инвестиции в других странах превысили 156 млрд. долл. США. Поступления в Сингапур от зарубежной деятельности оценивались в 26 млрд. долл. в 2011 г.

Правительство объявляло, что при реструктуризации экономики следует изыскивать новые возможности совершенствования производства на основе достижений науки и информационной технологии, развития новаторства и готовности идти на оправданные риски. Эти установки подкреплялись финансовыми ресурсами. Например, для увеличения численности занятых и повышения их квалификации выделялись специальные фонды. На нужды образования в Сингапуре отводится 4,5 - 5% ВВП. В стране создаются заманчивые условия для привлечения высококвалифицированных и перспективных специалистов и ученых из других стран.

Совет экономического развития Сингапура разработал проект «Промышленность ХХI века», рассчитанный на десять лет. Его основная цель - наладить работу всех секторов производства и услуг в соответствии с требованиями нового века и превратить Сингапур в глобальный центр наукоемкой промышленности. Удельный вес таковой предусмотрен примерно в 40% ВВП. В наукоемком производстве должно быть занято 20-25 тыс. человек, при этом две трети из них будут высококвалифицированными рабочими или работниками умственного труда.

Другой предложенный Советом проект «Технологическое предпринимательство в ХХI веке». Эти документы положили начало развитию в Сингапуре «науки о жизни» (понятие подразумевает новейшие научные отрасли, связанные с производством новых медикаментов, медицинской аппаратуры, а также агробиопродукции и пищевых добавок). В научно-исследовательской работе, а также в клинических испытаниях нового продукта принимают участие иностранные компании мирового класса. В 2011 г. ожидался выпуск новой продукции на 12 млрд. долл. США. Завершено строительство биомедицинского центра (Биополис), в котором занято до 2 тыс. ученых и специалистов. Он призван стать частью создающегося нового научного центра в районе Буэна Виста. Среди компаний, оперирующих в новейших отраслях, лидирует Информационно-телекоммуникационная корпорация, в ведении которой находятся около 40 промышленных и специализированных парков. Кроме них, создаются также различные кластеры, в том числе Издательский центр, где под одной крышей разместятся все звенья современного производства печатной продукции от редакций до типографии.

Реализация стратегии превращения Сингапура в мировой центр передовых технологий была возложена на Совет развития торговли и Совет экономического развития. Последний ответственен за консолидацию промышленной базы экономики на основе концепции объединения предприятий в группы; предоставления большей свободы действий частным компаниям, особенно венчурным. Государство помогает бизнесу, реализуя «концепцию рассредоточения», т.е. размещения предприятий в различных промышленных районах для привлечения новых технологий и освоения новых сфер предпринимательства. Кроме того, правительство намерено стимулировать инвесторов, учреждая новые структуры, в том числе венчурный капитал, формируя более совершенную инфраструктуру и принимая законы о защите интеллектуальной собственности. Министерский комитет должен содействовать созданию «экосистемы предпринимательства», т.е. заботиться о сочетании интересов местных и иностранных компаний, имеющих глобальные амбиции.

В наступившее сложное время на первом плане новых реалий оказывается интеллектуальный капитал. В Сингапуре считают, что нельзя допускать выезд своих ученых и специалистов для работы за границей, и, напротив, необходимо всемерно привлекать талантливых работников науки из других стран. При всех отмеченных выше изменениях в стратегии экономического развития Сингапура, главная роль в ней по-прежнему отводится промышленности, доля которой в ВВП должна составлять 25%, а в занятости - около 20%. Для этого, как заявило правительство, ежегодные инвестиции в эту сферу экономики не могут быть менее 8 млрд. долл. США.

Правительство разработало также стратегический план развития технологического потенциала частных местных и государственных компаний. Особая роль отводится группе «Сингапурские технологии», которая оперирует в таких передовых отраслях, как авиакосмическая промышленность, производство электронных интеграционных систем, полупроводников и программного обеспечения. Сингапур, согласно установке Совета по экономическому развитию, должен стать центром электронной промышленности мирового класса и лидером в области производственных решений, управления современного производства. К 2012 г. в этой отрасли намечена реализация 150 новых проектов, что позволит выпустить продукцию на 150 млрд. долл. США.

Предполагается также превратить Сингапур в центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности мирового класса. К 2012 г. этого рода продукции должно быть произведено на 75 млрд. долл. США. Утроение производства метилена обеспечит нефтехимическую промышленность исходным сырьем, что позволит резко наращивать добавленную стоимость, создаваемую в отрасли. Сингапур вовремя учел резко растущий спрос на сложное современное оборудование, необходимое для добычи нефти на морском шельфе. Во многом именно благодаря доходам от экспорта морских платформ и бурильных установок город-государство сумел выдержать спад спроса на мировом рынке на продукцию электротехнической и электронной отраслей, наблюдавшийся на мировом рынке в начале ХХI века.

Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.

После мирового кризиса Сингапур, по утверждению Дж. Йео, стал в Юго-Восточной Азии первопроходцем изыскания новых форм сотрудничества, новой внешнеэкономической стратегии. Все шире практиковали двусторонние соглашения о свободной торговле, а они стимулировали дальнейшую либерализацию экономических связей, снижение тарифных барьеров и, в конечном счете, формирование международной торговой системы. В частности, подписанный двусторонний договор с Японией предусматривает беспошлинный ввоз обеими странами 98,5% товаров и, кроме того, по словам Го Чок Тонга, создает условия для сотрудничества двух стран в нескольких важных областях науки и техники, финансов, туризма, а также в деле подготовки специалистов. В 2003 г. Сингапур заключил соглашение с Соединенными Штатами Америки о свободной торговле. Важной частью новой стратегии стало создание зон свободной торговли со странами АТР, в том числе с Новой Зеландией, США, Японией, Канадой, Австралией и др. Правительство Сингапура заявляло, что оно, вопреки недовольству некоторых членов АСЕАН, намерено развивать торгово-экономические отношения со многими другими странами более интенсивно, чем с государствами ассоциации, и что Сингапур не будет пытаться замедлить процесс своей интеграции в глобальную экономику, ожидая отстающих партнеров по АСЕАН.

Еще одной новой тенденцией во внешнеэкономической политике Сингапура стало значительное увеличение торговли с Россией. Значительные изменения претерпела структура торговли. Главными статьями российского экспорта являются нефтепродукты (66%), цветные металлы и изделия из них (21%), подшипники, детали к буровому оборудованию и другие товары 10%. Появились и такие российские товары, как электронные компоненты и интегральные схемы. В структуре российского импорта превалируют машины, транспортные средства, бытовая электроника. Части и комплектующие к вычислительной технике (75,8%), остальная треть товаров продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Сингапурские предприниматели проявляют интерес к инвестированию в экономику России. Накопленные инвестиции составили 77,8 млн. долл. США, при этом 40% из них были вложены в лесное хозяйство, 24% - в операции с недвижимостью, 14% - в обрабатывающую промышленность, 12% - в рыболовство, 8% - в оптовую торговлю. Российские инвестиции в объеме 2,6 млн. долл. США направлены в основном в химическую промышленность.

Всего каких-то несколько десятков лет назад, в середине XX века, Сингапур был слаборазвитой азиатской страной. И за небольшой период времени, в результате реформ и проведенной модернизации, властям страны удалось построить мощную рыночную экономику с одним из самых высоких в мире ВВП на душу населения. Экономика страны является одной из самых открытых и свободных от коррупции, а во всемирном рейтинге глобальной конкурентоспособности Сингапур занимает 2 место. Поэтому сегодня Сингапур причисляют к «восточноазиатским тиграм» за столь быстрый скачок экономики до уровня развитых стран.

Передовыми отраслями являются биотехнологии, фармацевтика, производство электроники, судостроение, сектор финансовых услуг и международный туризм. Крупнейшие предприятия страны — производитель электроники Flextronics, авиакомпания Singapore Airlines, транспортная компания Neptune Orient Lines, агропромышленная группа Wilmar International, холдинг Fairmont Raffles Hotels (владеет международной сетью отелей Swissotel).

В качестве национальной денежной единицы в стране используется сингапурский доллар (SGD, S$), состоящий из 100 центов. В обращении находятся банкноты достоинством 2, 5, 10, 50, 100, 1000 и 10000 долларов, так называемая «серия портретов». Также используются монеты номиналом 1, 5, 10, 20, 50 центов и 1 доллар. Эмиссионный центр — Денежно-кредитное управление Сингапура.

Высокотехнологичная промышленность

В Сингапуре нет никаких полезных ископаемых — страна импортирует абсолютно все природные ресурсы, даже воду. Однако это не мешает развитию экономики. Сингапур привлекает международных инвесторов низкими налоговыми ставками, благоприятным деловым климатом, высоким уровнем экономической свободы, образованным населением и квалифицированной рабочей силой.

Сингапур изготавливает и экспортирует продукцию электронной и электротехнической промышленности, потребительские товары, продукты переработки натурального каучука, нефтепродукты. Правительство Сингапура активно поощряет и развивает биотехнологическую отрасль. Ведущие мировые производители лекарств размещают в Сингапуре свои производственные мощности. Сингапур — это еще и один из трех крупнейших экспортных центров нефтепереработки в мире, кроме того, страна контролирует 70% мирового рынка самоподъемного бурового оборудования и плавучих установок для добычи, хранения и отгрузки нефти. На Сингапур приходится 20% мирового рынка ремонта кораблей.

Банковские и финансовые услуги

Сингапур — финансовый центр всей Юго-Восточной Азии. В стране действует более 100 банков, большинство из которых — это филиалы всех крупнейших финансовых институтов мира. Сингапур часто критикуют за вероятное размещение счетов, содержащих деньги сомнительного происхождения. Но это не мешает развитию банковского сектора страны и его теснейшим связям с мировой финансовой системой.

Транспортная система

Стратегически выгодное положение Сингапура на пересечении главных морских путей сделало его важнейшим портом в Юго-Восточной Азии, несмотря на очень маленькие размеры страны. По некоторым показателям сингапурский порт занимает ведущие места в мире — первое место по абсолютной величине тоннажа судов и второе место по товарообороту.

Все острова Сингапура связаны между собой скоростными многополосными автомобильными дорогами, железнодорожный транспорт включает в себя монорельсовую дорогу и метрополитен.

Международный является главным авиационным хабом в Юго-Восточной Азии, обслуживая свыше 36 млн пассажиров в год и перевозя свыше 1,9 млн тонн груза.

Туризм

Большое внимание в Сингапуре уделяется развитию туристического направления. Хотя, будучи крупным деловым центром, Сингапур часто служит местом бизнес-командировок и конференций, с каждым годом он становится все более привлекательным и для обычного туриста.

Правительство поощряет инвестиции в индустрию отдыха и развлечений, причем, строительство всех объектов осуществляется только по высшему разряду, многие достопримечательности Сингапура являются уникальными — самыми крупными и масштабными во всем мире.

На небольшой территории Сингапура разместились многочисленные природные парки, архитектурные композиции, культурные объекты, аттракционы и развлекательные центры. Туристическая инфраструктура — отели, магазины, общественный транспорт, рестораны и клубы — способна удовлетворить путешественника с любыми запросами: от самых дорогих до крайне бюджетных. Каждый день в разных частях Сингапура проходят платные и бесплатные представления и концерты.

В Сингапуре есть выделенные участки побережья для любителей пляжного отдыха, продуманная программа отдыха для туристов с детьми, зажигательные бары и танцполы для молодежи, а также музеи и галереи для ценителей культурных развлечений.

«Экономика Сингапура»

Сингапур - город-государство в Юго-восточной Азии, состоящий из главного острова и более 60 крохотных островов. Остров Сингапур отделен от полуострова Малакка узким Джохорским проливом (ширина около 1 км.), в северной части соединяясь с Малайзией дамбой, по которой проходит шоссе. На юге от Индонезии его отделяет Сингапурский пролив, соединяющий Индийский океан и Южно-Китайское море. Общая площадь страны 692,7 кв. км. Население около 3,5 млн. человек.

Страна не богата природными ресурсами. Ее благосостояние основывается на судостроении, финансовых услугах, электронной промышленности, и международной торговле.

Сингапур -- это высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира, более 120 транснациональных корпораций имеют свои региональные представительства. Одной из особенностей промышленного развития Сингапура является исключительно важная роль государства в области экономики. Валовой национальный продукт на душу населения -- один из самых высоких в мире, отсутствует коррупция, цены устойчивы. В 2006 году ВВП на душу населения около 26 тыс. долл. (весь ВВП страны -- 156 млрд дол.), в Азии по этому показателю он уступает лишь Японии.

Сингапур относят к восточноазиатским «тиграм» из-за быстрого скачка экономики до уровня развитых стран.

Сингапур -- идеальное место для ведения бизнеса. Он обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня.

С конца 1970?х годов Сингапур эволюционировал в одного из мировых лидеров по производству электроники, и эта индустрия стала одной из доминантных в его экономике. Но к началу нового века город-государство столкнулся с жесткой конкуренцией на этом рынке со стороны развивающихся экономик других стран Южно-Азиатского региона. В 2001 Сингапур испытывал экономические трудности из-за мирового кризиса в области технологий в результате зависимости страны от экспорта электроники. Дело в том, государство использует модель экспортной ориентации экономического развития: более 70% всей продукции, производимой в городе-стране, идет на экспорт. Кроме того, основу ВВП (более 50%) Сингапура составляет hi-tech. И именно поэтому, когда во всем мире главенствует тенденция замедления роста экономических показателей, сокращение потребительского спроса и очередное резкое снижение интереса со стороны инвесторов к сектору «новой» экономики, страдают прежде всего страны вроде Сингапура, то есть так называемые «азиатские тигры».

Именно в то время и встал вопрос о смене экономических приоритетов. Было решено сделать упор развитие биологических технологий, производства, на основе которых станут одной из основ глобальной экономики в последующие десятилетия.

Еще в 1999-2000 годах экономисты заметили, что отрасль, которая выдвинула Сингапур в число богатейших стран мира - микроэлектроника - стала приносить меньшие доходы. Глобальный и резкий спад в секторе технологии заставили валовой внутренний продукт снизиться примерна на 2,2 процента.

Правительство начало поиск выхода из намечающегося кризиса, и в итоге выбор пал на биологию, биотехнологию и медицину. Объяснение этому простое: во-первых, биомедицина ныне самая востребованная и популярная в мире отрасль академических знаний. Во-вторых, в биотехнологию и медицину сегодня вкладывается значительный процент как венчурных денег, так и средств крупнейших компаний - прежде всего, производителей лекарств.

И главное - у этой области отличные перспективы долгосрочного роста: увеличивается продолжительность жизни, и, соответственно, нужды в лечении, бурно расцветает косметология.

Главными направлениями, по замыслу правительства, должны стать: разработка новых медикаментов и методов лечения, исследование стволовых клеток, геномика, протеномика, биоинформатика и создание условий для клинических испытаний новых препаратов и технологий. Не имея на начальном этапе собственных компаний и специалистов, работающих в этой области, Сингапур сделал ставку на создание условий, которые бы привлекли в страну крупные международные корпорации, а также поощряли местных и иностранных предпринимателей заняться этим бизнесом.

Прежде всего это финансовая поддержка со стороны государства. С 2001 года на разработку новых методов лечения и медикаментов государственные агентства потратили почти 950 млн долларов, и еще 925 млн планируется потратить до 2010 года. Правительство Сингапура является крупнейшим национальным венчурным инвестором. Так, оно владеет 50% капитала в фирме ES Cell International, основанной британским ученым Аланом Колманом тем, который вывел первую в мире клонированную овцу Долли.

Среди других факторов, делающих Сингапур привлекательным для иностранных компаний, наиболее значимыми являются благоприятное законодательство, наличие развитой инфраструктуры и географическое положение.

Сингапурское законодательство в области научных исследований построено таким образом, чтобы как можно лучше соответствовать аналогичному законодательству в США и Европе. Но в отличие от них в нем предусмотрены гораздо более мягкие ограничения на проведение исследований стволовых клеток и экспериментов с использованием животных.

Другой сильной стороной легальной системы города-государства является развитое патентное законодательство. Экономика Сингапура направлена на привлечение иностранных инвестиций посредством снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот, таким образом, используют самые передовые схемы налогового планирования.

Кроме того, в последние годы значительные средства вкладываются в строительство лабораторий, зданий научных учреждений, предприятий по выпуску и обслуживанию биомедицинского оборудования. Наиболее значительным проектом в этой области стал уникальный научный центр «Биополис», первая очередь которого была введена в строй летом 2003 года.

Сегодня научный парк объединяет 10 корпусов, где расположены лаборатории, оснащенные самым передовым научным оборудованием. Его строительство обошлось Сингапуру в 500 млн. долларов, но уже сегодня в стенах этого, одного из крупнейших в мире, биотехнологического кластера работают 9 институтов биотехнологической и фармакологической направленности, а также размещаются научно-исследовательские филиалы крупных международных корпораций.

В одних корпусах государственных НИИ и частных исследовательских подразделений. Причем площади, занимаемые НИИ и офисами фирм, по площади почти равны, а лаборатории у них зачастую вообще общие. Финансовые возможности позволили Сингапуру сконцентрироваться на привлечении в институты Биополиса лучших ученых мира. Ученых привлекают в Сингапур, прежде всего, качественное и доступное оборудование, солидные зарплаты и хорошие перспективы спокойной научной работы.

В стране создан технопарк - крупнейший сингапурский центр разработок промышленных технологий и ведущий инновационный центр страны. В настоящее время парк вносит весомый вклад в реализацию национальной программы развития информационных технологий. Составными частями этой программы являются компьютеризация, развитие телекоммуникационных систем, автоматизация информационного обеспечения.

Основными отраслями, в которые вкладывался иностранный капитал, являются электроника, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и химическая промышленность. Значительная часть инвестиций приходилась на расширение производственных мощностей, диверсификацию и повышение технологического уровня уже действующих предприятий.

По объему инвестиций в экономику страны за последние 8 лет Сингапур входит в первую десятку стран мирового сообщества. В 2001 году Сингапур привлек прямых иностранных инвестиций на 202 млрд. долл.

В последние годы из реципиента Сингапур превратился в активного инвестиционного донора. В 2001 году Сингапур вложил 257 млрд. долл. Основные страны, в которые направляются капиталовложения Сингапура, это: Китай (12,6%), Виргинские (12,3%) и Бермудские (9,8%) острова, Малайзия (8%), Гонконг (7%), Индонезия (5,3%), США (5%) и Великобритания (4,4%). Самые крупные вложения производятся в сектор финансовых услуг, транспорт и коммуникации, обрабатывающую промышленность, торговлю.

Модель открытого рыночного хозяйства с преимущественным развитием экспортных отраслей подразумевает всемерное привлечение иностранного капитала.

Банковская система Сингапура тесно связана с оффшорами. Созданы самые льготные условия для деятельности иностранных предпринимателей. Они работают в основном на рынке азиатских долларов и специализируются на обслуживании крупных коммерческих структур.

Еще в 1973 году в целях привлечения в страну иностранного банковского капитала была разрешена регистрация в Сингапуре оффшорных банков и создание оффшорных зон. Оффшорные зоны служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Сегодня банковская система Сингапура - оффшор. Существующее законодательство не предусматривает дискриминации в зависимости от страны происхождения капитала.

Основные законодательные акты направлены на создание льготных условий для деятельности иностранных предпринимателей. Оффшорные банки Сингапура дают использующим их хозяйствующим субъектам целый ряд преимуществ. А благодаря взвешенной и разумной экономической политике Сингапур не был занесен в черный список FATF, и даже стал ее членом. С точки зрения эффективных решений по управлению денежными средствами на территории Сингапура, это государство может предоставить идеальные условия для расположения частного банка, осуществляющего все виды операций и интегрированного с санкционированной трастовой компанией.

Национальной валютой Сингапура является сингапурский доллар (SGD). За относительно короткий период времени сингапурский доллар превратился в одну из наиболее прочных и стабильных валют мира. Ежегодный оборот сингапурской валютной биржи уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио -- он превышает $25 млрд. Внешний государственный долг отсутствует.

В результате, по данным министерства торговли Сингапура валовой внутренний продукт этого островного государства увеличился за период с января по март 2007 включительно на 7,2 % в годовом выражении. Для сравнения, в последнем квартале 2006 этот рост составил 7,9 %. Однако, полученный результат очень заметно превзошел ожидания аналитиков согласно срединному прогнозу которых ВВП Сингапура в I квартале 2007 должен был вырасти лишь на 4,9 %.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экономика Сингапура за минувший квартал увеличилась на 6 %. В предыдущие три месяца этот показатель равнялся 6,6 %.

Руководство Сингапура всегда отличала тщательная взвешенность экономических шагов. Общая экономическая стратегия сегодня - увеличение к 2010 году расходов на научно-исследовательский сектор экономики. Министерство торговли и промышленности Сингапура планирует потратить на достижение этой цели 7,5 млрд. долларов. Финансирование будет вестись через два правительственных агентства.

Через одно планируется израсходовать 5,4 млрд. долларов на исследования в принадлежащих государству научных институтах и внедренческих компаниях, а также на дальнейшее развитие инфраструктуры, подготовку местных и привлечение зарубежных специалистов.

Через другое будут финансироваться в размере 2,1 млрд. долларов частные исследования, а также расходы на привлечение в сингапурский биотехнологичекий кластер иностранных корпораций. К 2025 году планируется довести общий объем продукции биомедицинского производства до 25 млрд. долларов.

Одним из направлений развития этой отрасли станет, как полагают специалисты, превращение Сингапура в центр медицинского туризма, где пациенты смогут проходить курс относительно дешевого лечения в терапевтических центрах крупных международных корпораций, в первую очередь пациенты, коим для лечения требуются стволовые клетки.

Исходя из этого, прогнозируется скорый прорыв в биотехнологической индустрии Сингапура, который выведет ее на качественно новый уровень и превратит страну в одного из лидеров этого сегмента глобальной экономики.

Итак, успех Сингапура объясняется созданием атмосферы, благоприятной для бизнеса, политической стабильностью, хорошим управлением и системой отбора лучших. Страна открыла двери прямым иностранным инвестициям в то время, когда этого делать не рекомендовалось.

Сотрудничество с многонациональными корпорациями позволило Сингапуру справиться с глобализацией. Сингапур также помогает местным компаниям подготовиться к глобализации путем приватизации и слияний. Для привлечения бизнесменов Сингапур построил физическую инфраструктуру, считающуюся одной из лучших в мире.

Финансовый сектор сыграл большую роль в экономическом развитии Сингапура. Уровень услуг финансового характера значительно возрос по сравнению с остальной экономикой, и сейчас они составляют 12% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Рынок "азиатского доллара" в Сингапуре помог стране стать лидирующим оффшорным банковским центром в Азии. Сингапурская валютная биржа занимает четвертое место в мире. Быстро выросла деятельность по управлению фондами и торговля ценными бумагами.

«Мозги», финансовая хватка и чувство собственной самодостаточности - именно эти факторы помогли небольшому островному государству всего за полвека совершить экономическое чудо. Сегодняшний Сингапур -- это влиятельный деловой и финансовый международный центр, член эксклюзивного клуба самых богатых городов мира.

географический экономический инновационный сингапур

Использованная литература

  • 1. Финансовые новости // Экономика Сингапура - 2007
  • 2 . Компьютер Price // лучшие статьи, анализ рынка, актуальные цены - 2007
  • 3. ОФФШОР// Регистрация оффшорных компаний - 2007
  • 4. NewsDate // Как ЭТО делают в Сингапуре - 2007

Несмотря на достаточно маленький внутренний рынок, экономика Сингапуре активно вовлечена в деательность на мировом рынке. Экономика Сингапура признана второй открытой экономикой в мире, согласно Индексу Экономической Свободы – показателя, ежегодно рассчитываемого фондом Heritage Foundation. На макроэкономическом уровне она может быть охарактеризована, как одна из наиболее стабильных экономик, с отсутствием внешних долгов, высокой государственной прибылью и постоянным приростом резервного капитала. Во время Финансового Кризиса 1997 года, в то время как экономики соседних стран снижались и претерпевали проблемы, экономика Сингапура оставалась относительно стабильной. Сингапур стойко перенес мировой экономический кризик 2008 года и, по сути, вышел из него, став одной из самых быстро растущих мировых экономик в 2010 году, в то время, как развитые экономики США и стран Европы продолжали страдать от последствий кризиса. И даже те факты, что у Сингапура нет в запасе никаких природных ресурсов и его территория, как страны-государства-города очень невелика, никоим образом не повлияли на укрепление позиций Сингапура среди других стран и его выхода на лидирующее место.

Экономика Сингапура устояла тяжелому напору и была приведена в движение благодаря:

  • Экспорту электронной промышленности и производстенного оборудования
  • Финансовым услугам высоко качества и профессионализма
  • Туризму
  • Морским грузоперевозкам (порт Сингапура является самым большим грузовым портом в мире)

Ключевые типы промышленности Сингапура

Производственный сектор Сингапура вносит ежегодный вклад в ВВП страны (от 20 до 30%). К главным отраслям промышленности относятся электроника (полупроводники, тонкая и точная механика и др.), фармацевтика, химическая промышленность, строительство и кораблестроение.

Также большой подъем и рост наблюдается в следующих видах деятельности: оптово-розничная реализация, финансовые, услуги и .

Говоря о финансовых и бизнес услугах, следует подчеркнуть, что благоприятная и поддерживающая бизнес среда Сингапура привлекает в страну большое количество мульти-национальных банков с мировым именем, а также инвестиционных компаний. Только представьте себе – каждый крупный банк и инвестиционная компания из США и стран Европы, которые представлены в Азии, открывают свой головной офис в Азиатском регионе именно в Сингапуре.

Иные виды деятельности, которые начинают набирать обороты и приносить существенный вклад в экономику Сингапура включают в себя , казино, инфокоммуникации и медию.

Природные ресурсы

Сингапур, расположенный на самом южном окончании Малазийского полуострова и обладающий территорией, в несколько раз меньше, чем Москва или Нью-Йорк, не имеет своих природных ресурсов. В то время как Сингапур заведует третьим в мире по величине нефтеперерабатывающим заводом, сырье сюда поставляют из-за рубежа (в основном из Саудовской Аравии).

Инфраструктура

Правительтсво Сингапура стремится улучшить и расширить инфраструктуру страны во всех отношениях. Это касается как транспорта (наземного, воздушного и водного), коммуникаций, промышленности, так и жилищной системы.

Передвигаться в Сингапуре по суше можно по 3,297.00 киллометрам магистральных дорог, 138.20 киллометрам рельсов. В стране, помимо метро пассажирам предлагается передвигаться на автобусыах и такси. Одним словон, транспортная система страны очень эффективная, безопасная и пунктуальная.

Междунарожный аэропорт Сингапура (Changi International Airport) предлагает перелеты в более чем 182 города в 57 странах. Пассажиро и грузо-перевозки аэропорта оцениваются в 4,000.00 тысячи полетов еженедельно.

Морской порт Сингапура предлагает перевозчикам выбор в более, чем 200 морских компаний и предоставляет доступ к 600 портам в 123 странах мира. В одно и тоже время в портовых доках Сингапура может находиться не менее 1,000.00 кораблей. Тем самым порт Синагупра по праву считается одним из самых загруженных контейнерных портов мира.

ВВП. Источники прибыли государства и резервный капитал

Экономика Сингапура выросла на 4,9% в 2011 году. По данным Британского информационного агентства «Блумберг», ВВП Сингапура составил S$326.8 миллиарда в 2011 году.

Как и в большинстве иных государств, Сингапур зарабатывает наибольшую часть доходов посредством налогов – на доходы, на недвижимость, на товары и услуги, акцизные и таможенные сборы и другие. За 2010-11 бюджетный год прибыль от налогов составила 91% от всех государственных операционных поступлений. Иными источниками дохода являются сборы за оформление лицензий и разрешений; сборы за съем жилищных и бизнес помещений; штрафы и конфискации; а также поступление капитала от продажи товаров капитального значения, таких как земля. Свободный резервный бюджет Сингапура за 2011 год оценивается в S$2.3 миллиарда или 0.7% ВВП.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...