Внешний государственный долг рф. Домашенко А.А


ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация
Внешний государственный долг является неотъемлемым элементом экономики любой страны. При этом в условиях макроэкономической нестабильности важным является грамотное управление государственным внешним долгом и применение эффективной долговой политики с учетом различных внешних и внутренних факторов. Целью данной статьи является на основе анализа структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации выявление основных подходов к управлению, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственной долговой политики в современных условиях. В статье также приводятся авторские рекомендации в части инструментов управления внешним государственным долгом РФ.

THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CRISIS: STRUCTURE AND DYNAMICS ANALYSIS, PERSPECTIVES OF ITS ADMINISTRATION

Domashenko Anastasia Anatolevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
3rd year student of Credit and economic faculty


Abstract
External public debt is an essential part of any economy. In the context of macroeconomic instability the effective debt policy with taking into account various external and internal factors and the competent administration of state foreign debt are very important points of the Government policy. The purpose of this article is identifying the main approaches to the management and development of recommendations on improvement of the state debt policy in modern conditions based on the analysis of the structure and dynamics of the external state debt of the Russian Federation. The article also contains the author"s recommendations in terms of management tools of external debt of the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель: Шмиголь Н.С. , к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета

В современном мире, в условиях тесных экономических и политических связей между странами, их постоянного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества трудно представить себе государство, не прибегающее к внешним источникам финансирования. Определение оптимального размера внешнего долга Российской Федерации, его рационального использования и своевременного погашения остается одной из наиболее важных задач для правительства любой страны. Для Российской Федерации решение проблемы роста государственного внешнего долга РФ в условиях длительной макроэкономической нестабильности – это ключ к сбалансированности федерального бюджета, устойчивости национальной валюты, установлению благоприятного инвестиционного климата и стабилизации экономики в целом, а также один из ключевых моментов для обеспечения высоких позиций в мировой финансовой системе.

Наличие большого и постоянно растущего государственного долга РФ свидетельствует о негативных тенденциях, таких как: изъятие из экономики средств на погашение и обслуживание долговых обязательств, которые в свою очередь могли быть инвестированы в ту или иную отрасль; рост налоговых отчислений, необходимых для выплаты процентов по долгу, что приводит к дополнительным препятствиям в деятельности экономических субъектов; государственный долг может создавать угрозу высоких темпов инфляции, а также формирует рост «долгового» бремени для будущих поколений; может стать причиной политического давления и др.

Стоит отметить, что в эффективно развивающейся и стабильной экономике наличие государственного долга не трактуется исключительно как негативное явление. Заимствования на этапе экономического роста свидетельствуют о модернизации производства, о наличии инновационных проектов, которые требуют серьезных финансовых вложений не только частных инвесторов, но и государства.

Анализ сегодняшних тенденций в России и возможных сценариев ее развития во многом определяется особенностями процессов, происходящих в мировом хозяйстве и финансовой системе. Являясь одним из крупных участников мирового рынка, Россия остро и в некоторых случаях весьма болезненно ощущает на себе его негативное влияние. Существенное снижение цен на нефть, падение кредитного рейтинга страны, применение экономических санкций, ослабление курса рубля – все это способствует ухудшению условий заимствований на мировом рынке капитала, а также негативно влияет на обслуживание уже имеющихся долговых обязательств. В частности, рост внешнего долга РФ в 2015 году был обусловлен преимущественно изменением курса национальной валюты.

Анализируя динамику внешнего долга Российской Федерации за период с 2010 по начало 2017 года (рис. 1), следует отметить рост государственного внешнего долга РФ, начиная с 2012 года. Темп прироста внешнего долга РФ 2016 года в сравнении с 2010 годом составляет 28,17 %. Наибольший объем внешних заимствований приходилось на начало 2014 года, затем вновь произошло его снижение, однако, на начало 2017 года государственный внешний долг РФ составлял 51 211,8 млн. долл. США. Как отмечалось ранее, рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.


Рисунок 1. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США

http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год” установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в размере 55,1 млрд. долл. США (49,7 млрд. евро). Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года определен в объеме 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро). В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ определен значительно ниже – 52,8 млрд. долл. США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года он устанавливается в размере 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро).

Тем не менее даже не превышающее предельное значение нарастание долговой нагрузки при недооценке возможности ее своевременного погашения может привести к усилению кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим нужно не допускать не только превышение величины предельного объема государственного внешнего долга РФ, но и принимать во внимание такой показатель, как соотношение внешнего государственного долга РФ и валового внутреннего продукта. Этот показатель демонстрирует негативную тенденцию увеличения с 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015.

Характеризуя структуру государственного внешнего долга России (таблица 1), составившего по состоянию на 01.01.2017 года 51 211,8 млн.долл. США, следует выделить задолженность по облигационным займам РФ, которая в его общем объеме занимает наибольшую долю (73,43 %). Второе место по удельному весу в общем объеме государственного внешнего долга РФ занимают государственные гарантии в иностранной валюте (22,90 %). Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года

Категория долга млн. долларов США Доля во внешнем долге, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 51 211,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 629,3 1,23
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – бывшими странами СЭВ 399,9 0,78
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 822,1 1,61
Задолженность по внешним облигационным займам 37 607,0 73,43
Задолженность по ОВГВЗ 3,4 0,01
Прочая задолженность 19,6 0,04
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 730,5 22,90

Составлено автором на основе данных Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Под системой управления государственным долгом понимаются взаимосвязанные бюджетные, финансовые, учетные, организационные и другие мероприятия, направленные на эффективное регулирование государственного долга, оптимизацию его структуры и снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны.

В настоящее время серьезными вопросами в управлении государственным долгом являются:

    высокая стоимость заимствований в рублевом эквиваленте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

    проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

    значительное ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2016 года, процент обслуживания государственного и муниципального долга составил 77,08 %, исполнение обязательств же по внешнему долгу РФ немного выше – 80,39 %, что можно охарактеризовать как положительное явление (Таблица 2).

Таблица 2 – Исполнение сводной бюджетной росписи за 9 месяцев 2016 года в части обслуживания государственного долга РФ

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

Процент исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

Обслуживание государственного и муниципального долга

645 836 909 900,00

645 836 909 900,00

497 835 197 601,99

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

481 961 680 600,00

481 961 680 600,00

366 088 969 045,72

Обслуживание государственного внешнего долга

163 875 229 300,00

163 875 229 300,00

131 746 228 556,27

Составлено автором на основе данных «Отчета об исполнении Федерального бюджета за 9 месяцев», представленного Федеральным казначейством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Дата обращения: 27.12.2016)

Управление внешним долгом государства может включать в себя достаточно большой набор инструментов, включая конверсию, секьюритизацию, выкуп долга с дисконтом, консолидацию, рефинансировние, однако последствия использования каждого из них требуют детального изучения и проработки в каждом отдельном случае. Так, главный финансовый механизм конверсии состоит в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена на национальные активы. Операция представляет собой конвертацию долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Преимущество такой операции заключается в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Под секьюритизацией понимается выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секьюритизацией задолженности Парижскому клубу понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты. Наибольшее распространение получила секьюритизация через Brady-облигации . Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна-должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат. Метод бюджетной консолидации предполагает увеличение налоговых поступлений и/или снижение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Некоторые ученые утверждают, что такого рода жесткие меры особенно эффективны тогда, когда государство преследует своей целью устранить причины дефицита бюджета, то есть слишком большие государственные затраты или же, наоборот, слишком малочисленные и недостаточные налоговые поступления. Приверженцы метода бюджетной консолидации также полагают, что он может привести к увеличению экономического роста, увеличить доверие иностранных инвесторов к правительству и снизить процентную ставку, взимаемую инвесторами по государственным облигациям .

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами .

В условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики Российской Федерации в части управления внешним долгом РФ следующие:

    в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних заимствований с максимальной эффективностью (в частности, на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);

    сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики, что включает в себя грамотное планирование предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

    последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;

Таким образом, наличие государственного внешнего долга РФ не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны. Если экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений и наличие государственного внешнего долга не влияет отрицательно на международную репутацию, то внешние заимствования могут способствовать стремительному инновационному развитию страны.

Представляется наиболее эффективным для регулирования размеров и структуры государственных внешних заимствований РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе сочетание нескольких методов управления государственным долгом. Например, при улучшении ситуации в экономике следует использовать досрочный выкуп долговых обязательств или конверсию, при менее благоприятных условиях – инструменты секьюритизации, обмена долга на акции государственных компаний или бюджетной консолидации. При этом государство должно выбирать именно те методы, которые в наименьшей мере подвергали бы экономических субъектов финансовым рискам, а в идеале способствовали бы их развитию на взаимовыгодной основе. Кроме того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного внешнего долга РФ в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера, связанные с активной ролью нашей страны в современном мировом экономическом пространстве. Поэтому грамотное управление государственным внешним долгом РФ должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Российской Федерации в современных условиях.

  • Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  • Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
  • Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
  • Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
  • Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Министерство финансов добилось полного провала при проведении приватизации, почти потратило весь Резервный фонд. И теперь оно шаг за шагом переходит к последнему варианту финансирования бюджета и планирует увеличить госдолг России в 2017-2019 году до критических отметок. В результате еще при нашей жизни, скорее всего, нас ждет дефолт. А наших детей – пожизненные выплаты заимствований, сделанных при Путине и его команде.

    Госдолг России в 2017 году: планы

    Обо всем этом свидетельствуют опубликованные на сайте Минфина «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг». Согласно этому документу, правительство намерено занимать более триллиона рублей ежегодно на внутреннем рынке. Это в несколько раз больше, чем во все предыдущие годы.


    Источник: Минфин РФ

    В итоге к концу периода общая сумма задолженности должна превысить максимальную допустимую по закону отметку. До настоящего времени общий объем займов не может превышать суммарные годовые поступления бюджета от налогов и других поборов.

    В прошлом году так и было: всего государство было должно 82,5% от объема собираемых денег. Но к 2018 году этот показатель должен приблизиться к критической отметки в 99,8%. А к 2019 году – уже превысить предел на 4,2%.

    Госдолг России и другие долги

    На самом деле, федеральный долг Минфина – не единственный, который наша страна должна выплачивать. Помимо него есть еще и местные займы, за которые центральная власть также будет в ответе.

    Бомбой замедленного действия становятся долги регионов. На сегодняшний день официально известно, что объем займов как минимум 14 субъектов Российской Федерации уже превышает сумму налоговых поступлений за год. На сколько критически ситуация складывается на местах – сказать сложно. Прежде всего, из-за слабого развития реальной статистики в нашей стране, где все держится на приписках и положительной отчетности для высшего руководства. Почти наверняка эти данные не содержат информации, например, о местных гарантиях приближенным к власти «бизнесменам», подписанных от лица государства контрактах, и так далее.

    Помимо собственно государственного долга, существуют также и корпоративные заимствования, за которые формально власть не отвечает. Однако при наступлении дефолта могут возникнуть вопросы. Так как основным акционером целого ряда компаний – крупнейших должников по-прежнему считается государство, которое в том числе назначает высший менеджмент.

    По состоянию на 1 января 2017 года общий долг России, если в сумму включить государственные займы плюс долги банковского сектора и других предприятий, составил 518,7 млрд долларов США. Что по курсу на эту дату эквивалентно 31 459 621 830 000 рублей.

    Цифра, которая уже относится к разряду финансовой астрономии… Может быть, специально для этого в российских школах отменили уроки астрономии, чтобы люди не могли оценить реально – размеры внешнего долга?

    Госдолг России: на Западе не дадут

    Не удивительно, что основные мировые рейтинговые агентства сохраняют оценку финансовых возможностей России на мусорном уровне. В этом нет никакой политики, просто анализ данных показывает, что платить по своим займам стране в самом ближайшем будущем может оказаться не чем.

    Так, например, буквально на днях Мориц Кремер, представитель рейтингового агентства S&P, заявил о том, что мусорный рейтинг нашей страны сохранится еще как минимум на год или два. Из-за отсутствия каких бы то ни было перемен, из-за того, что экономика России не диверсифицирована, и так далее.

    Какой будет оценка после двух лет, на самом деле, никто не знает и прогнозировать не берется. Неужели мусорный рейтинг сменится на дефолтный?..

    Госдолг России: внутренние займы

    В то же самое время Минфин прощупывает почву, а нельзя ли кредитовать бюджет за счет госдолга России – внутри страны, за счет граждан. При этом власть утверждает, что выпускаемые облигации – не подвержены никаким рискам.

    Оно и понятно, что для безграмотного в финансовом плане населения рейтинг госзаймов по определению находится на самой высокой позиции надежности. В особенности если сравнить не с чем: при банкротстве Минфина или ЦБ, ясное дело, и банки выплачивать ничего не станут.

    Однако такой подход вызывает серьезные экономические сомнения. Потому что свободных средств для покупки щедро отматываемой Минфином туалетной бумаги у основной части населения России давно нет. И не было никогда в достаточном количестве.

    Более того, как бы на словах ни поддерживали простые люди Путина, о чем говорят так называемые социологические опросы, это еще далеко не значит, что кто-то из них готов пожертвовать своим собственным рублем.

    Таким образом, единственный возможный источник заимствований внутри страны – это добровольно-принудительное прямое изъятие денег из экономики. Например, можно создать такие условия, когда дышащий на ладан банковский сектор окажется вынужден держать часть своих активов в гособлигациях. И тому подобное.

    Вполне возможно, что помимо финансистов, удастся запустить руку в карман и непосредственных производителей. Благо в настоящее время уже 70% ВВП создается предприятиями, связанными с государством. А куда они денутся, если потребуется?

    Государственный долг 2017-2019: что в итоге

    В конечном итоге финансирование бюджета будет происходить за счет изъятия денег из промышленности, развития производства и вообще любого бизнеса. Такие действия Минфина еще сильнее затормозят инвестиции в экономику, снизят спрос на выпущенную продукцию, сократят скорость делового оборота.

    Удручающую картину дополняет размер предстоящих выплат по долгам. К 2019 году они должны достигнуть уровня в 870 млрд рублей в год. И это только плата за обслуживание непосредственно федеральных займов, не считая регионы и связанный с государством «частный» сектор.

    Если сравнить с сегодняшним дефицитом бюджета, то это около трети. В общем, грядет время, когда налоги, штрафы и прочие поборы россияне будут платить уже не на некоторые социальные нужды, такие, как наука, образование, медицина. И даже не на армию и полицию. А на то, чтобы «избранный» в очередной раз президент Путин отдавал долги своего предшественника – ранее «избранного» президента Путина. Одна радость: может быть, денег не будет на развязывание очередной войны – ни в Сирии, ни в Украине, ни где-либо еще.

    Шевченко Марина Владимировна, Петросян Анаит Арсеновна

    Shevchenko Marina Vladimirovna, Petrosyan Anait Arsenovna

    Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

    Аннотация: Государственный долг является важной составляющей государственных финансов. Выявление проблемных аспектов долговой политики государства и определение направлений ее совершенствования требует проведения детального анализа государственного долга. В статье дана оценка состояния и динамики государственного долга России за период 2011-2017 гг.

    Abstract: Public debt is an important element of public finances. Identification of the problematic aspects of the public policy of the state and determination the directions of its improvement need a detailed analysis of the public debt. The state and structure of Russia’s public debt for the period 2011-2017 are reviewed in the article.

    Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, государственные ценные бумаги, обслуживание долга, долговая политика.

    Keywords: public debt, domestic debt, external debt, government securities, debt service, debt policy.


    В современных условиях практически невозможно найти государство, которое было бы способно обходиться без внешних заимствований. Использование их государством обусловлено ограниченностью собственных финансовых ресурсов, необходимых для исполнения долговых обязательств, покрытия дефицита государственного бюджета, финансирования проектов, поддержки национальной валюты.

    Состояние и динамику внешнего долга исследовали Антонова А.Д., Пономаренко Е.В. , Шагардин Д. , отдельные аспекты развития рынка внутренних заимствований – Добрикова И.С. , Михненко Е.В. . Теоретические аспекты механизма управления государственным долгом, особенности и проблемные аспекты долговой политики России отображены в работах Безвезюка К.В. , Хейфеца Б.А. .

    В трудах ученых исследованы различные аспекты проблемы государственного долга и его влияния на экономику. Вместе с тем, комплементарность данной проблемы свидетельствует о том, что не все вопросы государственного долга России изучены и освещены в полной мере.

    Цель статьи – изучить состояние, динамику и структуру государственного долга России в условиях глобализации мировой экономики.

    В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистические и графоаналитические методы для определения современных тенденций формирования государственного долга России, метод сравнительного анализа – для проведения межстрановых сопоставлений уровня долговой нагрузки.

    В современной мирохозяйственной системе основными заемщиками капитала, по данным Всемирного банка , являются крупнейшие экономики мира. Так, валовой государственный долг США по состоянию на 2015 г. оценивался в 17,6 трлн. долл. США, Японии – 9,8 трлн. долл. США, Франции – 2,7 трлн. долл. США. Размер государственного долга России существенно ниже и составляет около 0,2 трлн. долл. США (рис. 1).

    Рисунок 1. Объем государственного долга отдельных стран мира в 2015 г., трлн. долл. США

    Для наиболее развитых экономик характерен высокий размер государственного долга не только в абсолютном, но и относительном выражении. По данным Всемирного банка , отношение государственного долга к ВВП Японии составляет 198%, Испании – более 104%, Франции – 98% (рис. 2).

    Рисунок 2. Отношение государственного долга к ВВП отдельных стран мира в 2015 г., %

    Государственный долг является одним из ключевых факторов, определяющих развитие национальной экономики. С учетом данного факта, проведем детальный анализ государственного долга России за период 2011-2017 гг. По данным Министерства финансов Российской Федерации , валовой государственный консолидированный долг страны к началу 2017 г. превысил 11 трлн. руб. (табл. 1).

    За последние семь лет валовой государственный консолидированный долг России вырос в 2,7 раз, при этом в 2015 г. темпы прироста долга составили 39,6%. Такое изменение обусловлено главным образом увеличением внешнего долга в 2015 г. на 79,8%, а также внутреннего долга на 26,5%.

    В целом за период 2011-2017 гг. государственный внешний долг России вырос в 2,6 раз, государственный внутренний долг – в 2,7 раз (см. табл. 1).

    Ключевыми факторами роста государственного долга России в 2014-2015 годах стали следующие события :

    — введение западными странами в отношении России экономических санкций;

    — несвоевременные действия Центрального банка в ответ на разрастающиеся панические настроения на валютном рынке;

    — сокращение поступлений от экспорта на фоне падения цен на нефть;

    — увеличение расходов на обору;

    — необходимость дополнительных средств для осуществления структурного реформирования и стабилизации экономической ситуации и др.

    Таблица 1

    Государственный долг России в 2011-2017 гг. (на начало года)

    Показатели Год
    2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
    Валовой государственный долг
    объем, млрд. руб. 4143,6 5318,7 6515,1 7589,3 10597,7 11120,1 11073,5
    темпы прироста

    (падения), %

    28,4 22,5 16,5 39,6 4,9 -0,4
    Внутренний долг
    объем, млрд. руб. 2940,4 4190,6 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6 8003,5
    темпы прироста

    (падения), %

    42,5 18,8 15,0 26,5 0,9 9,5
    Внешний долг
    объем, млрд. руб.* 1203,2 1128,1 1537,2 1867,1 3356,5 3812,5 3070,0
    темпы прироста

    (падения), %

    -6,2 36,3 21,5 79,8 13,6 -19,5

    *Примечание: объем внешнего долга переведен в рубли по обменному курсу Центрального банка РФ.

    Следует отметить, что к началу 2016 г. темпы роста общего государственного долга стали сокращаться и составили лишь 4,9%, а к началу 2017 г. показатель принял отрицательное значение и достиг 0,4%, при этом темпы падения государственного внешнего долга достигли 19,5% (см. табл. 1).

    Основу государственного долга России составляет внутренний долг, доля которого к началу 2017 г. достигла 72,3% (рис. 3).

    Рисунок 3. Структура государственного долга России в 2011-2017 гг. (на начало года), %

    По данным Министерства финансов Российской Федерации , государственный внутренний долг страны на начало 2017 г. составил 8 трлн. руб., при этом за период 2011-2017 гг. он вырос на 5 трлн. руб.

    Существенный рост объемов внутренних заимствований, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями. В частности, государству легче управлять такими займами, при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке.

    С другой стороны, реализация такой долговой политики в значительной степени ограничивается более высокой ценой внутренних заимствований, емкостью и слабостью инфраструктуры национального финансового рынка. Стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних заимствований частных заемщиков, для которых государственные займы могут повысить цену заимствований.

    Кроме того, «возможности внутреннего рынка заимствований сильно зависят от способности денежных властей поддерживать невысокий уровень инфляции и относительно стабильный валютный курс. В случае существенной девальвации рубля внутренние заимствования не смогут полноценно компенсировать компаниям все их потребности в обслуживании внешней задолженности и импорта» .

    Государственные гарантии России за период 2011-2017 гг. выросли в 4 раза до 1,9 трлн. руб., а их доля в общем объеме государственного внутреннего долга – на 7,7 процентных пунктов до 23,8% (табл. 2).

    Таблица 2

    Государственные гарантии России в национальной валюте в 2011-2017 гг.

    Дата Государственные гарантии России
    объем, млрд. руб. доля в общем итоге, %
    01.01.2011 472,25 16,1
    01.01.2012 637,33 15,2
    01.01.2013 906,60 18,2
    01.01.2014 1289,85 22,5
    01.01.2015 1765,46 24,4
    01.01.2016 1734,52 23,7
    01.01.2017 1903,11 23,8

    Поскольку обеспечиваемые государственными гарантиями обязательства имеют долгосрочный характер, то значительная часть бюджетных средств на возможное их исполнение (даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям) «резервируется», а не направляется на другие приоритетные направления социально-экономического развития. Несмотря на то, что в результате предоставления государственных гарантий предусматриваются дополнительные поступления, рост объемов государственной гарантийной поддержки неминуемо приводит к значительному увеличению расходов государственного бюджета (агентские вознаграждения, административные расходы, связанные с предоставлением и дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии).

    Основу государственного внутреннего долга России составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, доля которых по состоянию на начало 2016 г. составила 37,1% (табл. 3).

    Таблица 3

    Структура государственного внутреннего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

    Статьи государственного внутреннего долга Год
    2011 2012 2013 2014 2015 2016
    Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 45,5 43,5 45,2 47,0 35,2 37,1
    Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 13,8 18,4
    Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 27,7 25,8 21,1 18,3 14,3 10,8
    Государственные сберегательные облигации (ГСО) 10,5 13,2 13,6 10,6 9,6 6,7
    Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) 2,1 1,8 1,6 1,2 1,2
    Другие статьи 16,3 15,4 18,3 22,5 25,9 25,8

    Анализ структуры государственного внутреннего долга России за период 2011-2016 гг. позволяет выделить следующие тенденции:

    — сокращение доли облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на 8,4 процентных пунктов;

    — выпуск с 2015 г. облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом, доля которых к началу 2016 г. составила 18,4%;

    — сокращение доли облигаций федеральных займов с амортизацией долга на 16,9 процентных пунктов;

    — уменьшение доли государственных сберегательных облигаций на 3,8 процентных пунктов.

    Стоимость облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом за исследуемый период выросла в 2 раза до 2,7 трлн. руб., государственных сберегательных облигаций на 60,2% до 492,6 млрд. руб. .

    Проведенный анализ свидетельствует об определенной позитивной динамике в формировании рынка долговых государственных ценных бумаг в России, однако его развитие сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются :

    — недостаточная представленность и активность институциональных инвесторов на данном рынке;

    — низкая осведомленность населения относительно функционирования рынка долговых государственных ценных бумаг;

    — невысокая ликвидность государственных ценных бумаг;

    — относительно низкий уровень доходов населения;

    — недоверие потенциальных покупателей государственных ценных бумаг к данным финансовым инструментам;

    — ограниченность вторичного рынка долговых государственных ценных бумаг;

    Государственные органы власти и управления сталкиваются с достаточно сложными препятствиями на пути к стимулированию развития отечественного рынка долговых государственных ценных бумаг, которые осложняются структурными проблемами национальной экономики.

    Государственный внешний долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией), по данным Министерства финансов Российской Федерации, за период 2011-2016 гг. вырос на 25% до 50 млрд. долл. США главным образом за счет увеличения задолженности по внешним облигационным займам на 17,7% до 35,9 млрд. долл. США и в меньшей степени за счет роста государственных гарантий России в иностранной валюте в 13 раз до 11,9 млрд. долл. США .

    Основу государственного внешнего долга России составляет задолженность по внешним облигационным займам, доля которой на начало 2016 г. достигла 71,8% (табл. 4).

    Таблица 4

    Структура государственного внешнего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

    Статьи государственного внешнего долга Год
    2011 2012 2013 2014 2015 2016
    Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – членами Парижского клуба 2,0 1,4 0,6 0,4
    Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 7,0 6,7 4,1 3,6 3,3 2,4
    Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 8,0 7,3 3,9 2,9 2,2 2,0
    Задолженность по внешним облигационным займам 76,2 81,8 69,0 72,7 72,3 71,8
    Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) 4,5
    Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 2,3 2,8 22,4 20,4 22,2 23,8

    Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

    Кредиторами для государства могут быть:

    • другие державы;
    • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
    • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

    Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

    1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
    2. Среднесрочные – на 5 лет.
    3. Долгосрочные – на 30 лет.

    Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

    Государственный внешний долг России

    Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

    Долг России перед другими странами состоит из:

    1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
      • межбанковские кредиты;
      • векселя;
      • ценные бумаги;
      • облигации.
    2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
      • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
      • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
      • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
      • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
      • коммерческие сделки;
      • государственные кредиты на двусторонней основе.

    Управление внешним долгом

    Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

    1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
    2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
    3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
    4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
    5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

    Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

    • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
    • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

    Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.

    Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год

    Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

    Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

    Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

    Мнение экспертов

    Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

    При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

    Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

    • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
    • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

    Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

    К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...