Внешнеэкономическое принуждение. Что значит "внеэкономическое принуждение"


В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино. Город был удачно расположен на берегу Буга и недалеко от устья Днепра, которые связывали его с внутренними степными районами, населенными скифами-земледельцами. Ольвия начала расти от берега Буга, где находи­лась гавань и источники питьевой воды. Город делился на ниж­ний и верхний, расположенный на вершинах холмов. Раскопки показали, что значительная часть верхнего города была застроена жилыми домами и ремесленными мастерскими. Здания возводи­лись из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. Ольвия имела правильную планировку, территория ее была разбита на кварталы, улицы пересекались под прямым углом. В центральной части верхнего города находилась площадь, от которой отходила главная городская магистраль.

Раскопки показали, что территория Ольвии значительно расширилась в IV в. до н.э.. Тогда город был обнесен, крепостной стеной с башнями, в северной его части находились главные городские ворота. В центре города был возведен храм и поста­мент для вывешивания вырезанных на мраморных плитах декре­тов. На площади располагались торговые ряды. Недалеко от площади (агоры) под открытым небом находился греческий театр.

В результате раскопок в Ольвии были открыты подвалы и специальные склады для зерна. Хлеб был основным продуктом, поступаюим в закрома города от скифов в обмен на ремесленные изделия.

О торговле Ольвии с другими народами мы узнаем по находкам монет и черепкам от глиняных сосудов с клеймами. Жители Ольвии вели оживленную торговлю с Милетом, с остро­вами Родосом и Самосом. Из городов, расположенных на мате­рике, больше других с Ольвией торговал Коринф. В V в. до н. э. картина торговли меняется. В это время среди археологических материалов резко возрастает количество изделий, привезенных из Аттики. Вместе с керамической посудой в Ольвию ввозились вино и оливковое масло, ткани и прочие изделия греческого ремесла, Ольвия поставляла в греческие города хлеб, скот, рыбу и рабов.

В Ольвии постоянно жили торговцы, закупавшие товары. Жителя» городов, с которыми Ольвия вела постоянную торговлю, предоставлялись определенные привилегии. На одной каменной плите найденной во время раскопок в центре города, написано о льготах, которые предоставлялись жителям Афин, приезжавшим с торговыми целями в Ольвию.

В VI в. до н. э. Ольвия стала крупным ремесленным центром Особенно большого развития здесь достигло металлобрабатывающее и керамическое производство. Очень высоко ценились ольвийские предметы вооружения и ювелирного производства. Многие украшения делались для продажи скифам или выполнялись по заказам знатных скифов. Значительного развития достигло керамическое производство и прежде всего изготовление глиняной
посуды и тары под продукты, которые широко использовались как греками, так и скифами. В бывшей ольвийской гавани археологами открыты остатки мастерских для ремонта судов и нескольких складов для товаров, развалины гончарных и ювелирных мастерских.


В III в. до н. э. в Ольвии было закончено сооружение крепостной стены и городского водопровода. Вода подавалась в город по гончарным трубам. Раскопки показали, что улицы были мощены плоскими плитами, вдоль домов устраивались специальные стоки для дождевой воды. В результате раскопок жилых домов раскры­та картина имущественного неравенства жителей города. В III в. в Ольвии появились богатые дома со сложной планировкой. В верхней части города открыты остатки большого дома, в кото­ром главный, внутренний двор был окружен колоннами и имел красивую мозаичную вымостку из разноцветной речной гальки. В это время многие горожане жили в двухэтажных домах.

Здесь существовала республиканская, демократическая форма правления, так называемая рабовладельческая демократия. Все дошедшие до нас законы, изданные в Ольвии и начертанные на мраморных плитах, исходили от имени совета и народного собра­ния жителей города.


В конце IV в. до н. э. Ольвия была осаждена одним из полко­водцев Александра Македонского - Зопирионом. Однако ему не удалось взять хорошо укрепленный город, и он снял осаду. Но у города была другая опасность: его часто беспокоили скифы. В конце III в. до н. э. отношения Ольвии с соседями-скифами обостряются. Эти отношения стали еще более напряженными в результате продвижения в Причерноморье сарматских племен. О тревожном положении, в котором оказался город, говорит один эпиграфический памятник - почетная надпись в честь ольвийского гражданина Протогена. Богатый рабовладелец Протоген был удостоен почетного декрета за неоднократную помощь род­ному городу. Из текста следует, что он давал городу большие суммы денег и восстановил за свой счет городские укрепления. Этот документ свидетельствует не только о затруднительном военном и экономическом положении города, но и выделении чрезвычайно богатых граждан, которые могли покрывать часть городских расходов из своих личных средств. Город фактически находился в экономической и политической зависимости от знати.

Во II веке до н. э. в Ольвии распространяются монеты с изображением скифского царя Скилура. Появление их не случайно: город попал в зависимость от скифского государства. Несколько позже Ольвия испытала разрушительное нападение со стороны фракийских племен - гетов, которые, захватив город, подвергли его страшному разорению. После этого Ольвия уже не смогла оправиться от поражения. Постоянная опасность разорения, воен­ные столкновения привели к тому, что значительная часть торго­вого населения покинула его пределы, многие погибли во время войны с гетами. Город был разрушен.


Статер из Ольвии, 4 век до н.э.

Однако раскопки показали, что поражение не привело к пол­ному исчезновению города. Ольвия опять отстраивается. Но восстановленный город был не похож на прежнюю цветущую Ольвию. Новый город занимал не более трети прежней его тер­ритории, причем теперь в нем жили не столько греки, сколько скифы. Восстанавливалась Ольвия в основном соседними скиф­скими племенами, заинтересованными в греческой торговле.

Город первых веков нашей эры так и не смог вернуть себе былую славу.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий:

Государственно-политическое устройство

Северопричерноморские полисы были рабовладельческими демократическими или аристократическими республиками, где рабы, женщины и иностранцы не имели прав гражданства (правда, за большие заслуги перед полисом иностранцам могли предоставлять такие права). Высочайшими органами законодательной власти было народное собрание ("народ") и совет.

Народное собрание, в котором принимали участие все полноправные граждане, решали вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения, обеспечение населения продовольствием, предоставление привилегий купцам, гражданских прав каким-то лицам и т.п. Совет готовил те или другие вопросы к рассмотрению на собрании, контролировал действие исполнительной власти, проверял деловые качества кандидатов на государственные должности. Исполнительная власть состояла из разных коллегий - магистратур или отдельных служебных лиц - магистратов. Обычно наибольшими правами пользовались коллегии архонтов, которые созвало народное собрание, руководили другими коллегиями, следили за состоянием финансов

Существовали специальные коллегии, которые занимались исключительно финансовыми или военными делами (коллегия стратегов), торговлей (коллегия агораномов), благоустройством города (коллегия астиномов) и др.

Отдельные магистраты руководили конкретными городскими закладами (гимнасиархи, глашатаи, секретари, жрецы и т.п.). Действовали и судебные учреждения, которые состояли из нескольких отделов. В судопроизводстве принимали участие судьи, свидетеля, временами в государственно-политической жизни происходили изменения. Так, полисы Боспора Киммерийского в 480 г. к н.э. объединились под властью Археанактидов в единое Боспорское царство, хотя и после этого оставались практически самостоятельными в своих внутренних делах. А когда в первых столетиях новой эры Херсонес, Ольвия и Тира вошли в состав Нижней Мезии (см. выше), они тоже сохраняли местное самоуправление.

Города Северного Причерноморья

3.1 Ольвія

Площадь поселения, которая сохранилась, составляет близко 10 га. Открыто остатки землянок, которые в последней четверти VI ст. до н.э. изменяются обычными греческими наземными домами. Город в отдельных своих районах имел прямоугольное планирование. Ольвия (древнегреческим языком означает "счастливая") - ячейка Ольвийського государства. Расположенная на правом береге Южнобугского лимана возле современного с. Парутине Очаковского района Николаевской области. Основанна около середины VI ст. до н.э. выходцами из района Милета и просуществовала к середине III ст. н.э. После этой жизни в Ольвии едва тлело к началу IV ст. н.э., но к тому времени она уже окончательно потеряла черты, присущие античному центру.

Топографическое Ольвия состояла из трех частей - Верхней, Терасной и Нижней. Последняя уже после гибели города в значительной своей части была разрушенная водами лимана. На этапе расцвета - в конце IV - в III ст. до н.э. - Ольвия занимала территорию площадью около 55 га, численность ее жителей составляла близко 20 тыс.

В истории города и государства в целом прослеживаются два больших периода. Пер шей охватывает время от учреждения здесь колонии к середине І ст. до н.э. Застроенная во второй половине VI ст. до н.э. однокамерными чесночницами и полуземлянками, в V ст. до н.э. Ольвия приобретает обычный для древнегреческого города вид. В V ст. до н.э. в ней, за Геродотом, уже существовали укрепления, а также дворец скифского царя Скила. Жилые сооружения Ольвии - обычно одноэтажные с подвалами, реже - двухэтажные. Открыто остатки агоры - площади, вокруг которой сосредотачивались торговые ряды, дома суда, разных магистратур, гимнасий. Выявлено также священные участки - теменосы (один из них посвященный Аполлону Дельфінію, второй - Аполлону Врачу), алтаре, остатки храмов, вспомогательные здания, остатки оборонительных сооружений, в частности Западные ворота, фланкована двумя большими башнями.

Ольвию хорошо знали в античном мире. В V ст. до н.э. ее, напомним, посетил Геродот. Некоторое время она входила в состав Афинского Морского союза, ее торговые и культурные связи достигали не только причерноморских городов, а и Восточного Средиземноморья - Греции, Малой Азии, Александрии Египетской. Ольвийское государство имело свои деньги - сначала это были литые "дельфинчики", чуть позже - ассы (большие монеты с изображением на аверсе лица Медузы Горгоны, богинь Афины или Деметры, а на реверсе - символов полиса), а из середины V ст. до н.э. начинает чеканить обычные для античного мира монеты. Экономическую базу полиса представляло сельское хозяйство - в настоящее время сельская округа Ольвии занимала побережье Днестровского, Южнобугского, Березанского и Сосицкого лиманов, а также Кинбурнский полуостров. Общее количество сельских поселений на разных этапах существования государства приближалась до двухсот. Развивались ремесла и торговля. Относительно небольшую роль играли промыслы.

В период из последней трети IV по середину III ст. к н.э. Ольвийськое государство достигло высочайшего экономического подъема. В настоящее время, в частности, возник новый тип сельских поселений в виде так называемых коллективных усадеб. Тем не менее уже с конца III ст. до н.э. начинает постепенный упадок.

В II ст. до н.э. Ольвия оказывается под протекторатом царя Малой Скифии (в Крыму) Скилура. Из конца II ст. до н.э. по 70-те года І ст. до н.э. она находилась во власти Митридата VI Евпатора (121- 63 гг. к н.э.) - царя Понтийського государства.

Однако уже в конце І ст. до н.э. начинает постепенное возрождение Ольвии и поселений ее сельской округи, которая становится началом второго периода, который вообще проходил под знаком римских влияний. В это время территория городища сократилась почти втрое, его застройка была скученной и вообще бедной. Около середины І ст. н.э. Ольвия попадает в зависимость от скифских или сарматских царей, тем не менее в скором времени освобождается. В середине II ст. н.э., за римского императора Антонина Пия (138-161 гг.), римские провинциальные войска сводят здесь цитадель и размещают в ней свою залогу, а за императора Септимия Севера (193-211 гг.) город вошел в состав Нижней Мезии. II - первая половина III ст. н.э. стали периодом высочайшего расцвета Ольвии римских пор. От этих времен сохранились остатки защитных сооружений, жилых домов, гончарных печей, сооружений цитадели. В среде горожан увеличивается процент выходцев из варварского окружения. Тем не менее и в составе Нижней Мезии Ольвия сохраняет свою автономию, чеканит собственную монету, торгует с античным миром и окружающими племенами. Сельские поселения в первые столетия нашей эры уже имеют укрепление из рвов и валов или строящиеся стены. В 40-и и 70-потом те года III ст. н.э. Ольвия испытать навал готов; римская залога бросает ее на произвол судьбы. Среди руин города еще некоторое время - к первой половине IV ст. н.э.- живут немногочисленные жители, в состав которых, наверное, попадаются и выходцы из черняховских племен. Жизнь в Ольвии окончательно замирает не позднее второй четверти IV ст. н.э.

О́ЛЬВИЯ (греч. ’Ολβ ί η , букв. – Сча­ст­ли­вая), ан­тич­ный го­род на пра­вом бе­ре­гу Буг­ско­го ли­ма­на, близ совр. с. Па­ру­ти­но Оча­ков­ско­го р-на Ни­ко­ла­ев­ской обл. (Ук­раи­на). На­зва­ние за­сви­де­тель­ст­во­ва­но в из­дан­ных го­ро­дом дек­ре­тах, над­пи­сях на мо­не­тах. Об О. пи­са­ли Стра­бон , Пто­ле­мей , По­ли­бий , Дио­дор Си­ци­лий­ский , Пли­ний Стар­ший и др.; ок. сер. 5 в. до н. э. её, как пред­по­ла­га­ют, по­се­тил Ге­ро­дот , в кон. 1 в. н. э. – др.-греч. учё­ный Ди­он Хри­со­стом. Совр. ме­сто­по­ло­же­ние ус­та­но­вил П. С. Пал­лас в 1794. Эпи­зо­дич. рас­коп­ки с 19 в.; сис­те­ма­ти­че­ские – с 1901, в ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся 3 эта­па: 1-й (1901–35) – ра­бо­ты под рук. Б. В. Фар­ма­ков­ско­го , за­тем Учё­но­го со­ве­та (М. Ф. Бол­тен­ко, С. С. Дло­жев­ский, Ф. Т. Ка­мин­ский, И. И. Ме­ща­ни­нов); 2-й (1936–71; до 1974 – для экcпедиций из Ле­нин­гра­да) – ра­бо­ты под рук. уче­ни­ков Фар­ма­ков­ско­го – Л. М. Сла­ви­на (Ки­ев), А. Н. Ка­ра­сё­ва и Е. И. Ле­ви (Ле­нин­град); 3-й – Оль­вий­ской экс­пе­ди­ции Ин-та ар­хео­ло­гии АН УССР (Нац. АН Ук­раи­ны) под рук. С. Д. Кры­жиц­ко­го (1972–94), В. В. Кра­пи­ви­ной (с 1995), экcпедиции Ле­нингр. от­де­ле­ния Ин-та ар­хео­ло­гии АН СССР под рук. В. И. Де­ни­со­вой (1975–90). В 1971–77, 2005 и с 2010 про­во­дят­ся ис­сле­до­ва­ния в за­то­п­лен­ной час­ти О. Пл. го­ро­ди­ща 55 га (от раз­мы­ва со­хра­ни­лось 33), нек­ро­по­ля – 500 га; по бе­ре­гам Буг­ско­го, Днеп­ров­ско­го и Бе­ре­зан­ско­го ли­ма­нов рас­по­ла­га­лось ок. 150 сель­ских по­се­ле­ний, со­став­ляв­ших хо­ру Оль­вии.

О. ос­но­ва­на во 2-й четв. 6 в. до н. э. гре­ка­ми, пе­ре­се­лен­ца­ми из Ми­ле­та , но на про­тя­же­нии всей сво­ей ис­то­рии бы­ла тес­но свя­за­на со ски­фа­ми и др. на­ро­да­ми Сев. При­чер­но­мо­рья. Вхо­ди­ла в Де­лос­ский со­юз ; в 331 до н. э. оса­ж­да­лась вой­ска­ми Зо­пи­рио­на, пол­ко­вод­ца Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. В сер. 2 в. до н. э. по­па­ла под про­тек­то­рат позд­не­скиф­ско­го го­су­дар­ст­ва в Кры­му, за­тем вклю­че­на в со­став Пон­тий­ской дер­жа­вы Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра. На этот (т. н. эл­лин­ский) пе­ри­од (осо­бен­но в кон. 4 – 1-й пол. 3 вв. до н. э.) при­хо­дит­ся макс. рас­цвет О., ко­гда она бы­ла круп­ней­шим го­ро­дом Сев.-Зап. При­чер­но­мо­рья, вы­пус­ка­ла мо­не­ту, од­ну из древ­ней­ших в При­чер­но­мо­рье (ли­тые «дель­фи­ны», ок. 540–480; ли­тые т. н. ас­сы , ок. 480–330, че­ка­нен­ные мо­не­ты ок. 380–360 – 80–70 до н. э.). В О. бы­ли свои фи­ло­софы (Бион Бо­рис­фе­нит, сто­ик Сфер и др.), учё­ные (напр., фи­ло­соф и ис­торик По­си­до­ний), по­эты, му­зы­кан­ты. В 6–5 вв. до н. э. в О. су­ще­ст­во­ва­ло ари­сто­кра­тич. прав­ле­ние, с 1-й четв. 4 в. до н. э. – де­мо­кра­тия (за­ко­но­дат. власть – со­б­ра­ние пол­но­прав­ных гра­ж­дан по­ли­са и из­би­рае­мый ими со­вет; ис­пол­ни­тель­ная – кол­ле­гии ар­хон­тов, стра­те­гов, аго­ра­но­мов и др.). В сер. 1 в. до н. э. О. раз­гро­ми­ли ге­ты . К кон. 1 в. до н. э. О. бы­ла вос­ста­нов­ле­на; во 2-й пол. 1 в. н. э. по­па­ла под про­тек­то­рат сар­ма­тов; в сер. 2 в. под­вер­глась на­па­де­нию «тав­ро-ски­фов» и об­ра­ти­лась за по­мо­щью к Ри­му. По­яв­ле­ние рим. гар­ни­зо­на и вклю­че­ние в кон. 2 в. в со­став пров. Ниж­няя Мё­зия спо­соб­ст­во­ва­ли эко­но­мич. рас­цве­ту О. во 2-й («гре­ко-рим­ский») пе­ри­од её ис­то­рии. Во 2-й пол. 1 в. и 2-й пол. 2 в. – 222–235 О. че­ка­ни­ла мо­не­ту. Во вре­мя Скиф­ских войн , в 230-е гг. и в 269/270, под­вер­глась раз­гро­му. По­след­нее вос­ста­нов­ле­ние О. («позд­не­ан­тич­ный» пе­ри­од) про­ис­хо­дит не ра­нее кон. 280-х гг.; на тер­ри­то­рии её быв. хо­ры су­ще­ст­во­ва­ли по­се­ле­ния чер­ня­хов­ской куль­ту­ры . Фи­нал гор. жиз­ни да­ти­ру­ет­ся ок. 370–380 (не позд­нее 4-й четв. 4 в.).

В хо­де рас­ко­пок в О. изу­ча­лись: фор­ти­фи­ка­ция 5–2 вв. до н. э. и 1–3 вв. н. э.; 2 свя­щен­ных уча­ст­ка (Зап. и Вост. те­ме­но­сы) с ог­ра­да­ми, ос­тат­ка­ми хра­мов, свя­ти­лищ, ал­та­рей; аго­ра с тор­го­вы­ми ря­да­ми и зда­ни­ем с ко­лон­на­дой (сто­ей); зда­ние су­да (ди­ка­сте­рий), гим­на­сий, пре­то­рий; пред­по­ло­жи­тель­но ар­се­нал и храм на тер­ри­то­рии ци­та­де­ли; зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки 6 – нач. 5 вв. до н. э., пла­ни­ров­ка и до­ма 5–2 вв. до н. э. и 1–4 вв. н. э.; про­из­вод­ст­вен­но-хо­зяйств. по­строй­ки (в т. ч. ви­но­дель­ни, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие и гон­чар­ные мас­тер­ские). Ис­сле­до­ва­лись разл. уча­ст­ки нек­ро­по­ля от ар­хаи­че­ско­го до рим. вре­ме­ни, в т. ч. мо­ну­мен­таль­ные ка­мен­ные скле­пы Зев­со­ва кур­га­на и кур­га­на Ев­ри­си­вия и Аре­ты 2-й пол. 2 в. н. э.; пред­ме­стье 5–4 вв. до н. э. и др. Сре­ди на­хо­док: ар­хит. де­та­ли, греч. и лат. над­пи­си, скульп­ту­ра (в т. ч. мра­мор­ные ста­туи Апол­ло­на, Ар­те­ми­ды, Ки­бе­лы, Му­зы и др.), тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки, мо­не­ты, юве­лир­ные из­де­лия (напр., зо­ло­тые оже­ре­лья с под­вес­кой в ви­де ба­боч­ки со встав­ка­ми из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней или цвет­ных стё­кол) и др.

Близ О. на­хо­дит­ся древ­ней­шее в Сев. При­чер­но­мо­рье ан­тич­ное по­се­ле­ние на о. Бе­ре­зань (в то вре­мя по­лу­ост­ро­ве), у совр. г. Оча­ков. По­се­ле­ние ос­но­ва­ли вы­ход­цы из Ми­ле­та ок. сер. 7 в. до н. э., его ото­жде­ст­в­ля­ют с г. Бо­рис­фен, об ос­но­ва­нии ко­то­ро­го (647–646 до н. э.) в Пон­те со­об­ща­ет греч. ис­то­рик Ев­се­вий (Бо­рис­фе­ни­да по Пто­ле­мею, «эм­по­рий бо­рис­фе­ни­тов» по Ге­ро­до­ту). Рас­коп­ки гео­ло­га Р. А. Пре­нде­ля (1884), ар­хео­ло­гов Б. В. Фар­ма­ков­ско­го (1896), Г. Л. Ска­дов­ско­го (1900–01), В. В. Латышева (1902), Э. Р. фон Штер­на (1903–13), М. Ф. Бол­тен­ко (1927–31, 1946–47), экс­пе­ди­ций Ин-та ар­хео­ло­гии АН УССР – Нац. АН Ук­раи­ны (ру­ко­во­ди­те­ли: В. В. Ла­пин в 1960–81, С. Н. Ма­за­ра­ти в 1982–1984, В. В. На­за­ров в 1989–2004) и Гос. Эр­ми­та­жа (ру­ко­во­ди­те­ли: К. С. Го­бу­но­ва в 1961–73, Л. В. Ко­пей­ки­на в 1974–80, Я. В. До­ман­ский в 1981–90, 1998–2003, С. Л. Соловьёв в 1991, Д. Е. Чис­тов с 2004), со­вме­ст­ной укр.-рос. экс­пе­ди­ции во гла­ве с В. В. Кру­ти­ло­вым и Д. Е. Чис­то­вым (с 2005). Тер­ри­то­рия по­се­ле­ния 12 га (часть раз­ру­ше­на мо­рем и ли­ма­ном). Здесь на­хо­дил­ся один из цен­тров за­ро­ж­де­ния ан­тич­ной мо­не­ты (ли­тые мо­не­ты-«стре­лы», ок. 600–540 до н. э.). С ор­га­ни­за­ци­ей Оль­вий­ско­го гос-ва по­се­ле­ние на Бе­ре­за­ни во­шло в его со­став и су­ще­ст­во­ва­ло по 3 в. н. э. В хо­де рас­ко­пок изу­ча­лись: зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки 6 в. до н. э., квар­та­лы на­зем­ных до­мов 4-й четв. 6 – 1-й четв. 5 вв. до н. э., жи­лые под­ва­лы 5 в. до н. э., до­ма 2–3 вв. н. э., куль­то­вые и об­ществ. по­строй­ки (в т. ч. те­ме­нос с хра­мом Аф­ро­ди­ты 6 в. до н. э.), нек­ро­поль 6 в. до н. э. Сре­ди на­хо­док: греч. над­пи­си, тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки, мо­не­ты, рас­пис­ная ке­ра­ми­ка, 2 кла­да (с мо­не­та­ми из элек­тра и зо­ло­ты­ми ук­ра­ше­ния­ми).

С тер­ри­то­ри­ей О. или её ок­ре­ст­но­стей свя­за­ны и бо­лее позд­ние на­ход­ки, в т. ч. клад 2-й пол. 5 в. (зо­ло­тые ук­ра­ше­ния в сти­ле клуа­зо­не; кол­лек­ция Дум­бар­тон-Окс, США), мо­не­ты Крым­ско­го хан­ст­ва , ту­рец­кие мо­не­ты и труб­ки, ке­ра­ми­ка 16–18 вв. В 1926 на тер­ри­то­рии О. и бли­жай­ших ок­ре­ст­но­стей, вклю­чая Бе­ре­зань, соз­дан ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. за­по­вед­ник (в 2002 по­лу­чил ста­тус на­цио­наль­но­го).

О́львия (др.-греч. Óλβια - счастливая, богатая ) - античная греческая колония, основанная выходцами изМилета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современногоНиколаева и современного села Парутино Очаковского района , Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. - первая половина III века до н. э. ) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами , численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек . На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы. Раскопки в Ольвии ведутся и в настоящее время.

История древнего города

Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду) . Ещё в VI в. до н. э. в Ольвии вместе с храмом Зевса появились святилища и теменосы Аполлона Дельфиния и Врача . В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот . Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI-V вв. до н. э. тут правили олигархи , в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион . В 55 году до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой . Со временем государство возобновило своё существование, но на значительно меньшей территории. В 198 г. н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи . Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н. э. .

Археологические памятники

На территории сохранились развалины укреплений, городские кварталы, площадь-агора , священные участки - Восточный и Западный теменосы , храмы Аполлона, Зевса и Асклепия, мастерские и некрополь . Произведения изобразительного и декоративного искусства хранятся в многочисленных музеях Украины, России и т. д. На территории города работает археологическая экспедиция Института археологии НАНУ.

Фундамент домов-землянок первых поселенцев

Стела на вьезде в заповедник

    ДРЕВНИЙ ГОРОД ОЛЬВИЯ

    Ольвия - город, основанный греками в конце VII - начале VI в. до н. э. на берегу большого лимана в устье Буга 1 , близ современного села Парутино Николаевской области. Сейчас на его территории историко-археологический заповедник, где производятся раскопки и обретают вторую, музейную, жизнь архитектурные сооружения, скульптурные монументы, расписные вазы, терракотовые статуэтки, ювелирные изделия. Этим произведениям более двух тысяч лет, но многие из них до сих пор оказывают художественное воздействие на человека, поражают мастерством исполнения, удивляют забытыми в последующие эпохи совершенными техническими приемами.

    Ольвия была независимым от своих северопонтийских соседей - Пантикапея, Фанагории, Херсонеса - городом-государством, имела собственную экономику, культуру, чеканила монету. Естественно, и искусство Ольвии, связанное с общим развитием эллинской метрополии и Северного Причерноморья, представляет собой самостоятельное художественное явление. Найденные памятники дают возможность представить его эволюцию от основания города до расцвета, а затем упадка и забвения в IV в. н. э.

    Рядом с Ольвией существовали и другие эллинские поселения. Еще в VII в. до н. э. возникли торговая фактория на острове Березань в Днепровско-Бугском лимане и чуть позже храмовые комплексы на острове Левка, или Змеином, в море, против устья Дуная. Памятники с Березани, принадлежавшие первым в этих краях эллинам, - одни из самых ранних античных изделий на северных берегах Понта Эвксинского; знакомство с ними в начале очерка предваряет историю искусства Ольвии - самого крупного культурного центра Северо-Западного Причерноморья. О художественной деятельности в городах - Тире, Никонии и других крупных и мелких поселениях к западу от Ольвии - речь идет в последней главе, так как они известны преимущественно своими поздними римскими слоями.

    Историко-экономическая и социально-политическая жизнь Ольвии привлекала внимание русских антиковедов в XIX и начале XX в. и интересует современных археологов и историков. Специальная литература по этим вопросам весьма обширна 2 . В то же время художественное развитие Ольвии почти не занимало ученых. Ощутимое отсутствие фундаментальных работ по этой теме заставило сделать предметом исследования в настоящем очерке ольвийские памятники искусства, которые при всем своем сходстве по стилю с общеизвестными античными часто необычны и оригинальны. Удаленность города Ольвии от основных античных центров и близость варварских племен определили своеобразие ее искусства и особенности развития художественных форм.

  • Начало греческой колонизации, впоследствии вызвавшей появление эллинов на берегах Буга, относится к VIII в. до н. э. Обострившаяся социальная борьба внутри городов метрополии, а также стремление налаживать торговые связи, осваивать новые земли привели к основанию греками городов-колоний на юге Апеннинского полуострова, в Сицилии, Северной Африке и других областях Средиземноморья. Эти же причины вызвали позднее, в конце VII в. до н. э., миграцию эллинов на северные берега Понта Эвксинского, как называли тогда Черное море 3 .

    В годы расселения греков из малоазийского города Милета на берегах Днепровско-Бугского лимана в окрестных землях жили скифы. Ранее они вытеснили оттуда таинственных, продолжающих и доныне оставаться малоисследованными киммерийцев и держали под своим контролем северные берега Понта. Скифы, очевидно, не оказали сопротивления эллинским торговцам, а затем и колонистам, обосновавшимся сначала на острове Березань, а затем в устье Буга. Постепенно эллины привыкли к жизни вдали от малоазийской родины. Помимо торговых отношений со скифами их начинали связывать и родственные узы: нередко между аборигенами и милетцами возникали браки, хотя в Ольвии их, по-видимому, было все же меньше, чем в других городах Причерноморья, в частности в Боспорском царстве.

    Ольвия, как отмечалось, выросла в самый крупный античный центр Северо-Западного Причерноморья. Город упоминали древние авторы, его посещали известные деятели античной истории - Геродот и Дион Хризостом 4 . Объединяя экономические и культурные силы эллинов в этом районе античной ойкумены, Ольвия на протяжении тысячелетия, с VI в. до н. э. по IV век н. э., не переставала поддерживать связь со своей метрополией и в то же время тесно контактировала с племенами, населявшими тогда южную часть современной Украины. Об интенсивной деятельности оторванных от родины ольвиополитов, не всегда оказывавшихся в благоприятных для них условиях, можно судить по сохранившимся памятникам искусства и быта.

    Искусство Ольвии, естественно, претерпевало изменения, развивалось вместе с жизнью и событиями. Его характер определялся интересами и потребностями населения. Однако периодизация искусства Ольвии и закономерности формирования стиля ее художественных памятников не разработаны в отличие от проблем ее исторического развития.

    Среди предлагавшихся учеными исторических периодизаций отметим некоторые.

    А.С.Уваров видел в жизни Ольвии

    греческий период (655 г. до н. э. - 54 г. до н. э.), скифо-греческий (54 г. до н. э. - 196 г. н. э.) и римский (196-235 гг.) 5 .

    В.В.Латышев выделял два этапа, включавших семь мелких:

    первый - до-гетский (654 г. до н. э. - 67-50 гг. до н. э.) и второй - послегетский (67-50 гг. до н. э. - правление Александра Севера в 222- 235 гг.) 6 .

  • Проблема исторической периодизации Ольвии ставилась и в работах Б.В. Фармаковского 7 , тщательно соотносившего различные культурные слои с определенными эпохами в жизни города.

    В исторической периодизации В.Ф. Гайдукевича 8 и Л.М. Славина 9 этапы истории Ольвии хронологически близки общегреческим и в искусствоведческой периодизации - архаике, классике, эллинизму.

    Так, первый ограничивается временем от возникновения города до конца VI в. до н. э., что соответствует архаике.

    Во второй этап (V, IV и III вв. до н. э.), характеризуемый как время расцвета Ольвии, входит прежде всего классика V-IV вв. до н. э. и лишь часть раннего эллинизма.

    Третий - II-I вв. до н. э. (исторически он определяется сильнейшим нажимом скифов на Ольвию) - соответствует двум векам эллинизма.

    Этапы четвертый (I - середина III в. н. э.) и пятый (с середины III в. до конца IV в. н. э.) приходятся на время господства римлян во всем Средиземноморье.

  • Детальная периодизация истории Ольвии представлена С.Д. Крыжицким в его обстоятельном исследовании архитектуры города 10 . Без учета исторических событий, происходивших в Ольвии и явившихся основой этой последней периодизации, уточнившей и развившей положения В.Ф. Гайдукевич а и Л.М.Славина, естественно, невозможно представить развитие искусства Ольвии. Однако стиль ольвийского искусства определяли не только события в жизни города, нападения варваров, кратковременные или длительные союзы с ними. Периодизация искусства не всегда синхронна с исторической, и изменения стилевых особенностей порой не совпадают с переменами социального характера 11 . Эволюция художественного стиля на территории Ольвии соответствует общему развитию эллинского искусства, и черты архаики, классики, эллинизма здесь так же ясны, как и в метрополии. Греческая Ольвия постоянно на протяжении своей истории, связанная с метрополией, ее экономикой и социальными событиями, ее искусством - никогда не была скифским или сарматским центром, хотя племена эти сильно воздействовали на ольвиополитов. Культура и искусство Ольвии всегда оставались эллинскими. Даже после обрушившихся на город бедствий жители его, как отмечал Дион Хризостом, в I в. н. э. почти все знали поэмы Гомера. Нашествие Зопириона, подчинение скифам, гетский разгром - потрясения страшные, причем все разнохарактерные - от медленно воздействовавшего скифского до катастрофического гетского, - даже они не сломили дух ольвиополитов. Искусство их развивалось на всем протяжении жизни города как греческое, с общеэллинскими изменениями стиля и форм, естественно, не бессильного влияния местных художественных принципов 12 .

    Близость варварских племен, а также своеобразие исторических событий, определявших судьбы города, влияли на характер художественных форм. Именно эти причины способствовали тому, что искусство Ольвии и отдельные его памятники приобретали нередко особенную окраску. И все же в ольвийском материале - привозном и местном, созданном в VI. до н. э., - легко распознаются черты ранней или высокой классики; в произведениях IV в. до н. э. - стиль позднеклассического искусства Эллады; художественные изделия Ольвии III-I вв. до н. э. подобны эллинистическим из метрополии, как, впрочем, и из других центров Западного и Восточного Средиземноморья. Равным образом во многих полисах Балканского полуострова, Малой Азии, Великой Греции развитие искусства имело свои особенности и отличия, но это вряд ли причина для установления в каждом из них, скажем в Коринфе, Милете или Сиракузах, своей особой периодизации искусства. Принятая периодизация эллинского искусства с условными названиями - архаика, классика, эллинизм - приложима к искусству всех районов античного Средиземноморья, в том числе городов Северного Понта 13 .

    В трудах по истории искусства Северного Причерноморья не существует единой периодизации искусства Ольвии. В.Д. Блаватский рассматривал искусство всех античных городов Северного Причерноморья без выделения специфики каждого из них - в общем русле развития эллинского искусства и стиль памятников соотносил с основными этапами принятой периодизации: архаикой, классикой, эллинизмом, римским периодом 14 .А.П. Иванова же, обратившаяся в своей книге к раздельному освещению искусства Ольвии, Херсонеса, Боспорского Царства, объединила искусство Ольвии VI -V вв. до н. э. в одну главу; в разделе "Искусство Ольвии догетского периода" представила памятники от IV в. до н. э. до I в. до н. э., а в главе "Искусство Ольвии послегетского периода" - произведения первых веков н. э. 15 Принятая в настоящем очерке периодизация искусства Ольвии отличается от исторической периодизации Л.М. Славина и В.Ф. Гайдукевича лишь тем, что в рамки искусства эллинистической Ольвии, начавшей испытывать во II-I вв. до н. э. сильное давление соседних скифских племен, введены и памятники III в. до н. э. Архитектурные сооружения Ольвии, ее скульптурные изваяния, образцы керамики и вазописи, ювелирные украшения, конечно, лишь отчасти восполняют пробел, вызванный почти полным отсутствием письменных источников. Сейчас эти художественные изделия - ценнейшие и, пожалуй, единственные документы, непосредственно сообщающие о древних обитателях юга нашей страны. История Ольвии и ее культуры еще далеко не познана. Сто лет, прошедшие со времени первого исследования В.В.Латышева об Ольвии, оказались малым сроком для изучения уцелевших материалов и создания более или менее полной картины жизни прекрасного города. И памятники искусства должны сыграть при этом особенную, если не основную, роль. В главах об искусстве архаической Ольвии (VI в. до н. э.), классической (V-IV вв. до н. э.), эллинистической (III-I вв. до н. э.) и Ольвии первых веков н. э. (I- IV вв. н. э.) предполагается последовательно рассмотреть архитектуру, скульптуру, художественную керамику, произведения прикладного искусства. О памятниках с острова Березань и Левка, где греческие поселения возникли несколько раньше, речь, как отмечалось, пойдет в начале книги, а завершит работу описание находок из Тиры, Никония, Концешты.

  • АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС

    Херсонес был основан греками-колонистами в V веке до н. э. (по свидетельству древних авторов в 422-421 гг. до н. э.) на юго-западном берегу Крымского полуострова.

    Найденные в городе произведения искусства, как и в других античных центрах Северного Причерноморья, весьма разнообразны прежде всего по своему происхождению. Много среди них исполненных в Греции и Малой Азии и затем привезенных на берега Тавриды. Немало и созданных в Херсонесе, порой под воздействием местных племен, с которыми встретились основатели города.

    Архитектурные сооружения, скульптура, керамика, мозаика, торе итика (и другие художественные изделия) рассматриваются в настоящем очерке хронологически, в связи с чем необходимо остановиться на основных этапах в развитии города.

    В сложном вопросе исторической периодизации Херсонеса исследователи придерживаются различных мнений.

    Е.Г. Суров называет

    классический (к. V-IV вв. до н. э.), эллинистический (III-I вв. до н. э.) и римский (I-IV вв. н. э.) периоды жизни города.

    Г.Д. Белов 2 предлагает различать период независимости (к. V - к. II в. до н. э.), имеющий два этапа:

    первый - классический (V-IV вв. до н. э.), второй - эллинистический (III-II вв. до н. э.); затем - время зависимости города от Митридата и Боспора (к. II в. до н. э. - первая половина I в. н. э.). И последний период - римский (вторая половина I и. н. э. - конец III в. н. э.).

    С.Ф. Стржелецки й 3 видит в истории города четыре или даже пять периодов:

    первый - к. V-IV вв. до И. Э., второй - III-II вв. до н. э., третий - переходный (очевидно, I и. до н. э.), четвертый - I-III вв. н. э. и пятый - III-IV вв. н. э.

    К.Э. Гриневич 4 пишет о двух античных периодах Херсонеса - греческом и римском.

  • Наметить периодизацию художественной жизни античного Херсонеса не менее трудная задача. И все же, если основываться на особенностях произведений искусства, создававшихся в те или иные периоды, то развитию стиля будет отвечать следующая последовательность. В первые века существования Херсонеса его жители твердо держались дорических принципов. Лишь в конце II в. до н. э., когда судьба города стала зависеть от военного вмешательства Митридата И возникло сильное влияние на художников со стороны боспорской культуры, дорическая сущность херсонесского искусства постепенно уступила воздействию внешних форм напористого Пантикапея. Позднее же и до конца существования античного периода в Херсонесе преобладали тенденции римского искусства*.

    Таким образом, классическое искусство (конец V в. - конец IV а. до н. э.) сменилось эллинистическим (III в. до н. э. - начало I в, н. э.) и далее искусством периода римского влияния (I-IV вв. н. э.)*,

    Жившие поблизости местные племена - скифы и тавры не играли здесь такой большой роли, как скифы и сарматы Пантикапея, и не оказывали на греков заметного воздействия. Поэтому по отношению к Херсонесу нельзя говорить о скифском или таврском периодах, подобных сарматскому в восточном Крыму. Сущность боспорского искусства всегда была эксцентричной; там не боялись контактов с местными племенами. Херсонеситы же с трудом уживались со скифами и таврами: дорическая консервативность отличала их от ионических боспорцев и ольвиополитов. В жизни и соответственно в художественных образах Херсонеса преобладали тенденции концентрические, сочетавшиеся с большой замкнутостью. Отчуждение от варварской среды, стремление сохранить свои традиции ощущается в искусстве города уже в первые века его существования (конец V-II вв. до н. э.). К тому же памятники Херсонеса тяготеют к сравнительно небольшому, где находился город, участку, не так, как изделия Боспора**.

    При изучении искусства Херсонеса обращает внимание необычно малое, по сравнению с Боспором, количество расписной керамики, терракоты, ювелирных изделий. Не исключено, что это объясняется, в первую очередь, меньшей изученностью некрополя Херсонеса, хотя многие памятники и происходят из могил. Вблизи Херсонес* пока не известны богатейшие захоронения, подобные открытой около Пантикапея Куль-Обе или другим подкурганным склепам с обильным инвентарем. Херсонесские приставные к оборонительной стене склепы датируются первыми веками п. э., и находки в них, по сравнению с боспорскими, небогаты. Территория же города давала небольшой керамический материал, который и составляет основную коллекцию музея*.

    Таким образом, если основные боспорские изделия происходят из некрополя, подавляющее число художественных памятников Херсонеса - городские. Даже большинство прекрасных надгробий найдено в закладке башни Зенона, а не на том месте, где они должны были стоять. Это обстоятельство следует иметь в виду при анализе художественного процесса в истории Херсонеса.

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого мегаполиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 2500 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века. Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.

Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами... на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.
Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте. При не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.

А позже, когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом.

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Она оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.

Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.

Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.

В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.

Во времена своего расцвета площадь, занимаемая городом, составляла 50 га. Здесь проживало свыше 20 тысяч человек.

Гористая и долинная части Ольвии были окружены крепкими стенами и оборонными башнями. Сам же город был застроен каменными домами с черепичными крышами. Наиболее богатые из них украшались фресками, мозаикой, колоннами.

Площади и улицы города были вымощены каменными плитами, украшены статуями богов и героев, вырезанными в камне портретами заслуженных горожан и мраморными плитами с декретами города-государства.

Первыми жилищами ольвиополитов были землянки. Позднее дома строят из сырца, на каменных фундаментах, с внутренними двориками. Крыши кроют саманом и черепицей.

Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.

Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.

В центре верхнего города была расположена агора - главная городская площадь, на которой стоял семикомнатное общественное здание для культовых обрядов и купеческих собраний, стены которого были укрыты раскрашенной штукатуркой, монументальный алтарь и искусственные каменные водоемы.

Вокруг агоры располагались здания государственных учреждений Ольвии, гимнасий, театр и ипподром. С севера к агоре примыкал теменос - священное место с храмами, святилищами, алтарями и жертвенниками.

Сохранились уцелевшие части храма Зевса.

Центральный алтарь

Жители Ольвии поклонялись Аполлону – ему были посвящены богато украшенный храм и священная роща. При раскопках был найден алтарь – это большая удача и археологическая редкость.

Существовала в городе и система водоснабжения из глиняных труб. Обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.

Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Остатки ее стен раскопаны на окраине города.

Два каменных склепа - семейная усыпальница Эвресивия и Аретты и курган Зевса - сохранились настолько хорошо, что можно даже спуститься под землю, внутрь склепа.

На территории заповедника есть два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом.

Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи...

Ольвиополиты начинают чеканить свою монету – сначала в форме медных стрелок, потом дельфинов, потом круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры. Монеты так же можно увидеть в музее.

А древняя бижутерия выглядит вполне современно.

Ещё предметы быта жителей древнего города

Самой славной страницей в истории Ольвии стало успешное противостояние ее войскам Александра Македонского. Император планировал создать свою империю, объединив все земли вокруг Черного и Каспийского морей. Поход на Восток через евразийские степи возглавил полководец Зопирион в 331 г. до н.э.
Осада Ольвии, около 330 г., о которой сообщает историк Макробий, застала город в тяжелом положении. Выстоять маленькой Ольвии против лучшей в античном мире армии было практически нереально.
Макробий пишет, что «борисфениты, осаждаемые Зопирионом, отпустили на волю рабов, дали права гражданства иностранцам, изменили долговые обязательства и смогли выдержать осаду врага».

Археологические находки открыли для нас и историю предательства: близ Ольвии был найден амфорный остракон - письмо, переданное через ольвийского жителя Никофана к Зоопириону с предложением помочь в захвате города. Измена была раскрыта: археологическое подтверждение этому – коллективное захоронение 52 человек, побитых камнями и расстрелянных из лука. Вероятно, это была казнь предателей.
Не сумев захватить Ольвию, вражеские войска вынуждены были отступить. По словам римского писателя II в. н.э. Юстина, Зопирион погиб, «поплатившись за необдуманное начатие войны с неповинным народом», где-то на Дунае.
Поражение Зопириона заставило Александра Македонского отказаться от своих прежних планов захвата Северного Причерноморья.

За время своего существования Ольвия входила в Афинский морской союз, позднее – в состав Понтийской державы Митридата Евпатора. Предоставленная самой себе после падения Митридата, Ольвия около 50 г. до н.э. подверглась страшному разгрому со стороны Гетов, предводительствуемых царем Бурвистой.
После гетского погрома город на некоторое время прекратил существование. Но вскоре разбежавшиеся при нападении гетов греки снова появились в Ольвии. Но прежнего расцвета город никогда больше не достиг.

Попав в Ольвию, переживаешь удивительное ощущение: вокруг - степь - живая, поющая голосами птиц и шепчущая свои истории высокими травами… и - камни.

Холодные и мертвые, застывшие здесь навсегда. О чем молчат они? Что они видели и что помнят? История, застывшая во времени и камне…

Древний город впечатляет – где еще в нашей стране можно побродить по развалинам, которым более 2500 лет?
Если закрыть глаза и расслабиться, то мысленно можно увидеть живую жизнь Счастливого города... Мы увидим поднимающиеся из руин храмы, шумящую священную рощу, кричащую торговую площадь, по улицам неспешно идущих граждан...
И продолжающуюся жизнь…

Фотографии взяты из интернета

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...