Влияние климата на жилищно коммунальные услуги. Жилищно-коммунальное хозяйство


. Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой - затратной - модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возяикновение диссидентского движения (см. билет № 23). Право-защитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.
Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.:

Внешняя политика СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистическими странами. В 1964-1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 1.2 XXV съезд КПСС
  • 2 Внешняя политика СССР
  • Заключение

Введение

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся ситуация в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решила встававшие перед страной задачи. К началу 60-гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Только на территории Российской Федерации функционировало свыше 400 отраслей и подотраслей промышленности, включая авто- и кораблестроение, нефтехимию и электронику. Страна первой в мире вышла в космос, овладела новейшими военными технологиями. Не менее впечатляющим результатом ускоренной модернизации по «социалистическому проекту» стала демографическая революция, изменившая жизнедеятельность и характер естественного воспроизводства населения. Советское общество стало не только индустриальным, но городским и образованным.

Тем не менее, начало 60-х гг., с точки зрения развития экономической ситуации в стране, было не таким благоприятным, как предыдущее десятилетие. Высокие темпы экономического роста, сопровождавшиеся, особенно во второй половине 50-х гг., повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.

Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа, с тем чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее.

Поэтому 60-е годы ХХ века вошли в историю не только как время бурных потрясений, охвативших все ведущие страны Запада, но и как пик либерального реформизма.

Объектом данной работы являются программы СССР в 60-70 х. годах, в том числе относящиеся к отношениям с зарубежными странами.

Предметом работы является события и последствия проведенных реформ, а также внешних отношений СССР.

Целью этой работы является:

1. Рассмотреть программы СССР в 60-70 х. годах;

2. Проанализировать эффективность данных программ и их результат;

3. Разобрать на сколько полноценные отношения были между СССР и другими странами.

Исходя из поставленных целей, можно вывести следующие задачи:

1. Провести анализ программ СССР в 60-70 х. годах;

2. Сделать выводы по международным отношениям СССР.

1 Программы СССР в 60-70 х. годах

1.1 XXIV съезд КПСС и программа мира

советский союз реформа

Многие люди, которые касаются истории только в первый раз, этот период теоретических разработок международных отношений, больше всего вспоминают разрядку напряжённости и программу мира. К удивлению, стоит отметить, что в 1971 году, времени появления программы мира, она не являлась настолько доминирующей. Были и альтернативные направления. Работа съезда заключила положительное влияние социализма во всём мире, его расширение, усиление сотрудничества между странами коммунистического блока по каналам связи СЭВ-ОВД. Перед главой об этой программе идут главы:

1. «За дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества социалистических стран»;

2. «Империализм - враг народов, общественного прогресса. Народы против империализма»;

3. «Борьба Советского Союза за мир и безопасность народов. Отпор империалистической политике агрессии» Егоров Е.В. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М.: Просвет, 2009. С. 87..

Надо полагать из выше следующего, что международная программа СССР не должна представлять никаких иллюзий. Распространение социализма по всему земному шару предполагало исчезновение альтернативной политической системы. А такой системой был капитализм и империализм. СССР смешивал два этих понятия вместе, не видя между ними сущностных различий. Они главные враги. Как показали 1940-60-е годы, что долгие затяжные конфликты со странами Запада не привели к особым успехам. Поэтому методом борьбы в период сосуществования стран с различным общественным строем должно стать распространение идеи о мирном сосуществовании стран, и приверженности СССР принципов защиты мира. Так СССР планировал привлечь к себе стран - противников старой западной системы, и несведущих в отношении понимания смысла внутренней идеи мира со стороны СССР.

Программе мира уделяется всего две страницы в конце большой главы о международной политике СССР в составе третьей части. О чём это говорит? О незначительной роли этой идеи в политике СССР или о скрытом смысле практической реализации этих постулатов. В 1970-е годы Программа мира была, чуть ли не единственной, на которую обращало внимание советское телевидение в те годы в рамках теории советской международной политике. Как показала практика, имеет место несколько точек зрения. Программа мира сыграла своё решающее значение в политике разрядки напряжённости в середине 1970-х годов, но с другой стороны она не остановила существовавшие к тому времени конфликты и противоречия. В этом и заключается двоякость теории внешних отношений СССР, внешней политики к разным странам.

В материалах съезда говорится о том, что агрессивной политике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защиты мира и укрепления международной безопасности.

Главные направления этой политики были хорошо известны. Партия, Советское государство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другими миролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народных масс во всем мире многие годы вели борьбу на этих направлениях, отстаивая дело мира и дружбы между народами. Основные конкретные задачи такой борьбы в данной обстановке КПСС следующие.

· Ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействование политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.

· Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможности Организации Объединенных Наций.

· Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов. Советский Союз предлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующие двусторонние или региональные договоры.

· Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейского совещания.

· Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Подтверждение совместно выраженного странами--участницами оборонительного Варшавского Договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или -- в качестве первого шага -- к ликвидации их военных организаций.

· Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

· Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные.

· Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

· Советский Союз выступал за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав -- СССР, США, КНР, Франции, Англии.

Четвертое.

· Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Советский Союз высказывался за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме.

· Выступали за ликвидацию иностранных военных баз. Выступали за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего -- в Центральной Европе.

· Считали целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

Советский Союз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередь крупных государств.

· Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихся колониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщему осуждению и бойкоту.

· Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Советский Союз готов участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

Такова в основных чертах программа борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, с которой выступает партия СССР.

Так же было сказано, что, Советский Союз, последовательно проводя политику мира и дружбы между народами, Советский Союз и впредь будет вести решительную борьбу против империализма, давать твердый отпор проискам и диверсиям агрессоров. Как и прежде, будут неуклонно поддерживать борьбу народов за демократию, национальное освобождение и социализм.

Конечно, в международных делах не все зависит только от страны или от соседних государств. Не всюду страны двигались к намеченным целям так скоро, как хотелось бы. Ряд важных акций не были доведены до конца, их значение проявлялось в полной мере позднее. Но общий баланс очевиден: за пять лет достигнуты большие результаты. Международное положение нашей страны еще более окрепло, авторитет ее возрос, мирный труд советских людей надежно обеспечен». Нужно заметить прогрессивный подход СССР к пониманию международной жизни всего мира. СССР первым признал возможность изменения военно-стратегического соотношения стран НАТО-ОВД. Готовность к отказу от блоковой структуры видится в этом отношении реальным элементом Программы мира. СССР обратил внимание на недопустимость возникновения вооружённых конфликтов, на то, что возникают новые виды оружия такие, как бактериологическое. Ограничение ядерного оружия, ведения войны в море, на суше, в воздухе и космосе также затрагивали советскую сторону. Появление новых видов оружия заставило бы экономику СССР всё больше вкладывать в ВПК и привести к окончательному краху. Поэтому разрядка виделась в качестве спасительного момента для СССР. СССР продемонстрировал небывалую открытость. Но также заметил, что в понятие мира не входят агрессоры и империалисты. А подобное заявление сводит новую внешнюю политику СССР к минимуму потому, что любую страну с капиталистическим обществом в случае войны можно назвать агрессором и империалистом. СССР выдвинул неоспоримый тезис такой, как об уничтожении колониального режима. Этот пункт может оспаривать только метрополия, но и здесь моральная поддержка будет не на её стороне, особенно в условиях роста сопротивления в колониях.

1.2 XXV съезд КПСС

Чтение исследователю-политологу стенографических отчётов разных съездов КПСС представляется очень лёгким из-за чёткой структуры стенографического отчёта. Чёткость и структурированность позволяют сделать быстрый анализ. Иерархичность - самая заметная черта доклада. Самое важное обычно ставят на первое место. Поэтому важность того или иного вопроса зависит от его положения по списку в докладе. Тем более, документ - это переработка самих выступлений. Здесь главная цель редактора - что преподнести, в каком порядке, а что следует умолчать или скрыть. Из принципа иерархии следует форма изложения. Эта форма - геополитические вопросы СССР по характеру значимости и влияния для СССР, расположенные по порядку Егоров Е.В. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М.: Просвет, 2009. С. 75..

В первой части доклада перечисляются фамилии присутствующих на съезде.

После руководства КПСС и региональных глав, в торжественной речи Михаил Суслов приветствовал руководителей иностранных государств и руководителей коммунистических стран зарубежья:

1. «соратников по борьбе» - лидеров компартий Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНДР, Польши, ГДР, Монголии, Чехословакии, Румынии, Югославии;

2. «встреченные по-братски» - 54 представителя компартий, среди которых компартии Индии, США, Австралии, Швеции, Канады, Израиля, Великобритании, Сирии, Венесуэлы, Лаоса, Перу и т.д.;

3. «просто делегации» из 8 стран;

4. «делегации национально-демократических партий дружественных стран» - 21 партия т. к. Чили, Алжир, Ангола, Мозамбик и т. д.

Большая часть съезда посвящена обсуждению «Отчёта ЦК КПСС и очередных задач партии в области внутренней и внешней политики». В начале, слово было дано для доклада Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу: «В области внешней политики XXIV съезд выдвинул Программу мира. Главный смысл ее состоял в том, чтобы, опираясь на мощь, сплоченность и активность мирового социализма, на его крепнущий союз со всеми прогрессивными и миролюбивыми силами, добиться поворота в развитии международных отношений. Поворота от «холодной войны» к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем. Поворота от напряженности, угрожавшей взрывом, к разрядке и нормальному взаимовыгодному сотрудничеству. Мы следовали наказу великого Ленина, который требовал: как можно больше решений и мер, «которые бы действительно вели к миру, если уже не говорить о полном устранении опасностей войны».

То, чего удалось добиться в этом отношении за пять лет, имеет поистине непреходящее значение. Сделано все возможное для обеспечения условий мирного строительства в стране и в братских странах социализма, для мира и безопасности всех народов. Внешняя политика Страны Советов пользовалась уважением и поддержкой многомиллионных народных масс во всем мире.

2 Внешняя политика СССР

2.1 Отношения с социалистическими странами

Укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере было первой внешнеполитической задачей. В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали классическим представлениям о социализме.

В результате в Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия венгерских событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то, что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии.

В отношениях с восточноевропейскими социалистическими странами упор стал делаться на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией.

Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. - 508 млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой.

Экономическая интеграция СЭВ довольно быстро принимает односторонний характер. Помощь СССР в обеспечении стран социалистического содружества техникой, сырьем, топливом, кредитами порождает у них иждивенческие настроения, усиливает их обособленность от мирового рынка, от конкуренции. «Особый» тип экономических отношений в рамках СЭВ в конечном счете выливался в обмен советских топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары стран «содружества». В результате колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказались в должниках у СССР, а затем Советский Союз задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.

Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры. Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишком широко открыло ворота частному предпринимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путём сближения с западными странами. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 г. и подавление «контрреволюции» Радугина А.А. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Академия, 2007. С. 56..

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью.

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьёзно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны ещё в 1961 г. В жёсткой конфронтации Советский Союз находился с Китайской Народной Республикой. Обострение отношений между ними началось ещё в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 гг. из страны выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более, политические контакты. Обстановка на советско-китайской границе накалялась. Ситуация усугублялась выдвинутыми китайской стороной территориальными притензиями. Количество опасных инцидентов на границе исчислялось тысячами, однако до вооруженных столкновений не доходило. После августа 1968 года китайское руководство, опасаясь повторения «чехословацкого варианта» на своей территории, решило продемонстрировать СССР свою силу. Для этого было выбрано место в районе острова Даманский, где граница четко не была определена.

2 марта 1969 года китайцы неожиданно открыли огонь в упор по советским пограничникам, которые патрулировали остров. Чтобы остановить провокации китайской стороны, советской стороной были использованы ракетные установки «град».

Советский Союз был всерьез обеспокоен возможностью крупномасштабной войны с Китаем: китайцы, заявляя об угрозе нападения с севера, строили убежища, подземные ходы, целые подземные поселения. СССР, в свою очередь, укреплял границу.

Обострение отношений с Китаем, потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР, «войны на два фронта» заставили руководство СССР пересмотреть многие подходы к внешней политике и пойти на улучшение отношений с Западом.

На протяжении 70-х гг. Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. контакты между двумя странами стали быстро налаживаться.

2.2 Политика разрядки. СССР и страны Запада

Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Важным фактором стало понимание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Ядерные арсеналы сверхдержав были переполнены, но возможность многократного взаимного уничтожения не обеспечивала победу в войне ни той, ни другой стороне. В ядерной войне просто не могло быть победителей. Советская сторона рассчитывала, что разрядка создаст большие возможности для дальнейшего развития мирового революционного процесса.

Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Инициатором улучшения советско-западногерманских отношений стала германская сторона. После того, как к власти в 1969 году пришли социал-демократы, канцлер Вили Брандт провозгласил «новую восточную политику». Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством других европейских и неевропейских стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между странами Западной Европы и СССР находились и отношения Москва - Вашингтон. Вторая половина 60-х гг. была омрачена войной США во Вьетнаме. В начале 1970 г., по мере уменьшения значения вьетнамского фактора и усиления советско-китайских противоречий, обе стороны пошли на серьезное улучшение отношений. Немаловажным фактором было и то, что американская администрация стремилась не отстать от Западной Европы, усиленно разыгрывающей «советскую карту» Комолов А.Г. История. Большой справочник для поступающих в вузы. - М.: Изд. Дом «Дрофа», 2004. С. 63.

1972 г. был годом важного поворота от «холодной войны» к разрядке напряженности в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности и «согласия» между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

Среди подписанных в Москве и затем летом 1973 года в США двусторонних соглашений наибольшую важность представляли Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор ОСВ - 1 устанавливал количественные ограничения межконтинентальных ракет наземного базирования (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Однако Договор ОСВ - 1 не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие. В ноябре 1974 года СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ - 2). В 1979 году он был подписан.

Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Поворот к разрядке означал несомненный успех советской дипломатии. В 70-е годы улучшились отношения СССР практически со всеми западноевропейскими странами, развивались важные контакты с социал-демократическими партиями, с Социнтерном.

За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами Руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.

Не имея возможности немедленно компенсировать импорт равным объемом экспортных поставок, СССР прибег к долгосрочным кредитам и крупномасштабным соглашениям о сотрудничестве с западными фирмами. Советские руководители отдавали предпочтение ввозу последних образцов техники, поручая иностранным фирмам строительство целых заводов.

Для американской администрации развитие такого обмена должно было иметь политически выгодные последствия: реальное включение Советского Союза в мировую экономику содействовало бы упрочению существующего мирового порядка; экономическая разрядка могла иметь своим продолжением и политическую либерализацию в СССР.

Тем не менее, Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой нации. По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством советского правительства снять ограничения на эмиграцию советских граждан еврейской национальности. Советское руководство сочло требование неприемлемым.

Однако этот инцидент имел лишь символическое значение для экономики, поскольку таможенные препятствия не играли важной роли для страны, где цены на экспортную продукцию назначались независимо от ее себестоимости. В то же время ввоз современной техники в Советский Союз сильно тормозили запреты на поставку стратегического оружия в страны социалистического лагеря. Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна Радугина А.А. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Академия, 2007. С. 84..

Несмотря на многочисленные плюсы от развития обмена между Востоком и Западом, в СССР зазвучали голоса против политики разрядки. Оппозиционное новому курсу течение заявило о себе уже в 1974 г.

В свою очередь, к концу 70-х гг. стало ухудшаться отношение Запада к сотрудничеству с Востоком. Ярким проявлением этого процесса стал отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) (подписанный в Beне в июне 1979 г.), а также «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. Серьезный удар по разрядке был нанесен вводом советских войск в Афганистан.

В течение 1978 - 1979 гг. лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству Советского Союза за военной помощью для «удержания завоеваний апрельской революции». СССР, для которого эта революция явилась неожиданностью, официально поддержал ее, увидев в этом возможность установить свое влияние в регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно.

27 декабря 1979 года «ограниченный контингент» советских войск вошел в Кабул и захватил дворец Амина. Лидер партии НДПА Б. Кармаль был доставлен из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной.

Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза.

Практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода «холодной войны».

2.3 Отношения с капиталистическими странами

Третий большой блок посвящён отношениям со странами капитализма.

Основной курс отношений - разрядка. Основная причина разрядки с точки зрения советской стороны - переход к паритету военно-стратегических соотношений. Основа отношений с Западом - ленинский принцип мирного сосуществования и Программа Мира 1971 года.

Приоритет в европейских отношениях СССР отводил:

1. Франции;

3. Великобритании;

4. Италии;

5. Финляндии;

6. Австрии;

7. Бельгии;

8. Португалия;

9. Греция.

Стоит обратить внимание, что в этой главе каждый пункт, выдвинутый на съезде, пропускается через Программу мира. Отказ ФРГ от старой границы в пользу границы по Одеру-Нейсе, признание самостоятельного статуса Западного Берлина. Тезис о признании и нерушимости послевоенных границ вошёл не только в материалы съезда, но и в Заключительное соглашение Совета по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году. Основным следствие этого стало упрочение мира в Европе, сотрудничеству в науке, технике, экономике, культуре, информации между государствами. Советская сторона обращает внимание на проблемы. Одна из них - вопрос разрешения территориальных споров на Кипре. Основной принцип решения такого вопроса - учёт интересов обеих конфликтующих сторон - греческой и турецкой общины.

Но самыми важными и решающими отношениями СССР называет отношения с США. Улучшение связей с США ведёт к улучшению всего международного «климата». Встречи с президентом Никсоном в Москве и Вашингтоне и Фордом во Владивостоке позволило выйти двум странам на равноправные связи. Заключение договоров по ограничению стратегических вооружений делает взаимовыгодным сотрудничество двух стран и уменьшает возможность ядерной войны. Советская сторона обращает внимание на то, что США пытаются решать конфликты не бряцанием оружия, а с помощью переговоров. Усилились контакты двух стран по связи между парламентами СССР и США, через культурные мероприятия. Но СССР обращает внимание на то, что внутри страны есть круги, которые сопротивляются разрядке, улучшению отношений с СССР, прекращению гонки вооружений. СССР выступает против торговых ограничений в виде поправки Джексона-Веника. В целом курс СССР состоит в сотрудничестве с США.

Важную роль играют отношения с Канадой и Японией. Советский Союз надеется на то, что споры между двумя странами не помешают уже сложившимся добрососедским отношениям.

В конце третьей главы подводится итог за 5 лет в отношениях между СССР и Западом. Была создана благоприятная атмосфера развития экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. СССР осуществляя Программу мира, выступает за прекращение гонки вооружений, за разоружение. СССР против распространения ядерного оружия.

«Главным мотивом сторонников гонки вооружений является утверждение о так называемой советской угрозе. Этот мотив используется и тогда, когда нужно протащить более высокий военный бюджет, урезывая расходы на социальные нужды, и когда разрабатываются новые виды смертоносного оружия, и когда пытаются оправдать военную активность НАТО. На самом деле, конечно, никакой советской угрозы не существует ни для Запада, ни для Востока. Все это чудовищная ложь -- от начала до конца. Советский Союз не собирается ни на кого нападать. Советскому Союзу война не нужна. Советский Союз не увеличивает свой военный бюджет, он не сокращает, а неуклонно наращивает ассигнования на повышение благосостояния народа» Егоров Е.В. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М.: Просвет, 2009. С. 96..

Эти слова звучат, как жест отчаяния. Советский Союз не имел на тот период планов какой-либо войны. Главным спорным моментом выступает понятие «советская угроза». Это скорее не стратегия или план СССР, а состояние всего мощного социалистического содружества, имеющего огромный военный комплекс.

СССР выступает за дальнейшую реализацию Программы мира 1971 года. В конце главы были снова освящены пункты Программы мира и некоторые проблемы современной международной политики:

1. Укрепление единства братских социалистических стран;

2. Завершение подготовки для заключения соглашения между СССР и США;

3. Активизация переговоров о сокращении вооружений в Центральной Европе;

4. Сокращение военных расходов;

5. Скорейший созыв Всемирной конференции по разоружению;

6. Справедливое и прочное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке;

7. Сотрудничество между странами;

8. Обеспечение безопасности в Азии;

9. Заключение всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях;

10. Ликвидация системы колониализма;

11. Устранение дискриминации в международной торговле, диктата, экономической эксплуатации.

СССР не мог не обратить внимание на разные процессы. В одних странах происходят революции - Испания, Португалия, Греция, Ангола, Мозамбик. А в других странах усиливается реакция, как в Чили. Поэтому Советский Союз видит положительные моменты в революционном процессе и переходу стран в социалистический лагерь, поэтому он выступает за революционное смещение империалистических и реакционных режимов.

В конце доклада было сделано заключение о том, что международное положение СССР прочно, как никогда.

Основным выводом этой главы можно считать то, что СССР ориентировался на разрядку напряжённости, на мирное взаимоотношение между странами. Внешняя политика СССР имела чёткую структуру, делила страны по категориям. Основная задача - распространение социализма и сохранение мира, носила противоречивый характер. СССР пытался превратить политику по всеобщему характеру, т. е. были определены планы развития отношений с большинством стран.

Заключение

Чем можно объяснить прогрессивные перемены в экономике? Влияние реформы, конечно же, было большим, но не решающим, тем более, что очевидные улучшения в экономике произошли именно в первой половине восьмой пятилетки, когда массовый переход на новую систему еще только разворачивался. Истинная причина в другом: в период возврата от совнархозов к министерствам предприятия получили некоторую свободу маневра, какое-то время они не были скованы жесткой регламентацией, что и дало временный положительный результат. Следует отметить также, что к составлению восьмого пятилетнего плана были привлечены профессиональные экономисты, которые стремились заложить в план наиболее оптимальные параметры экономического развития страны.

Начался постепенный, нигде не афишируемый, рост оптовых цен. Только в машиностроении в годы восьмой пятилетки цены выросли более чем на 30%. Уследить за этим ползучим повышением цен не мог даже Госплан, поскольку не имел на то полномочий. Примеров абсурдности командной экономики можно привести много. Так, по инструкции министерства финансов СССР в госбюджет следовало платить не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые. И даже если предприятие в течение года ликвидировало ненужные ему машины и оборудование, оно все равно было обязано вносить за него плату до следующей ревизии, то есть часть прибыли автоматически уходила в бюджет за несуществующие фонды. В итоге фондовооруженность одного работника постоянно повышалась, а эффективность использования фондов (фондоотдача) падала.

С 1965 по 1985 годы доля оборудования, заменяемого из-за морального и физического износа, сократилась в два раза. В конце 1960 - начале 1970-х годов позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплекса (в рамках ВПК находилось до 80% машиностроительных заводов страны). Не принесли ожидаемых результатов попытки внедрить в массовое производство наукоемкие технологии (радиоэлектронику, информатику, вычислительную технику, биотехнологию и др.).

Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей. К началу 1970-х годов, когда в экономике еще ощущалось влияние реформы 1965 года, становилось ясно, что она постепенно сворачивается, хотя никто не отменял экономических методов управления, а в партийных документах постоянно подчеркивалась необходимость повышения фондоотдачи, снижения производственных затрат и фондоемкости производства и т.д. К концу 1970 года на новую систему хозяйствования из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено более 41 тыс., надолго которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции. Была даже сделана попытка перевести на хозрасчетные принципы аппарат министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления.

Однако все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Так, были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что поставленные цели и задачи в начале работы были достигнуты в полном объеме.

Список использованной литературы

1. Боханов А.В. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитриенко и др. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2006. - 608 с.

2. Волоизанова Г. П., Годзина Г. С. История менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2004.-231 с.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век: учеб. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

4. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. Учеб. Пособие - М.: Дрофа, 2007.

5. Егоров Е.В. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М.: Просвет, 2009.

6. Комолов А.Г. История. Большой справочник для поступающих в вузы. - М.: Изд. Дом «Дрофа», 2004.

7. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., ИКФ Омега - Л, 2005. - 656 с.

8. Лукутин А.В.История. Экзаменационные вопросы и ответы. Под ред. А.В. Лукутина. Учебное пособие - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

9. Радугина А.А. Отечественная история / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Академия, 2007.

10. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудная О.И., Самыгин С.И. История. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н /Д: «Феникс», 2005. - 480 с.

11. Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. - М.: Информационно - издательский Дом «Филинъ», 2003. - 501 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика политики разрядки международной напряженности, отношения СССР со странами Запада. Особенности экономического и политического сотрудничества СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.

    реферат , добавлен 31.07.2011

    Основные события внешней политики и международных отношений. Разрядка международной напряженности, причины перехода от разрядки к конфронтации. Начало распада "социалистического лагеря". СССР и международные конфликты. Отношения СССР со странами Запада.

    презентация , добавлен 27.05.2013

    Анализ решений XXIV, XXV, XXVI съездов КПСС, определяющих курс и приоритеты внешней политики СССР в период "застоя". Характеристика внешнеполитической обстановки, взаимоотношений с другими странами и стратегических направлений международной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.С. Хрущева. Экономика и внешняя политика СССР в послевоенный период. Политические и экономические реформы в годы правления Н.С. Хрущева. Отношения с капиталистическими и социалистическими странами.

    реферат , добавлен 04.07.2014

    Развитие внешней торговли СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в послевоенное время. Внешнеэкономические связи Белорусской ССР с капиталистическими и социалистическими странами. Наиболее крупные торговые партнеры Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2012

    Либерализация внешнеполитического кризиса. Дипломатия разоружения. Отношения с капиталистическими странами. Берлинский кризис. Карибский кризис. Отношения с социалистическими странами. Кризис в Венгрии. СССР и развивающиеся страны.

    реферат , добавлен 08.08.2007

    Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах, на первом этапе "эры К. Аденауэра". Общая характеристика внешнеполитической ситуации в период 1949-1955 гг. Отношения с СССР и урегулирование правового положения ФРГ. Взаимоотношения ФРГ с другими странами.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2007

    Анализ особенностей внешней политики СССР в 40-50 годы ХХ века. Исследование взаимоотношений между СССР, социалистическими и развивающимися странами в данный период. Выявление основ отношений с США; начало "Холодной войны", гонка вооружений и её итоги.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Ознакомление с содержанием Конституции СССР 1977 года. Рассмотрение предусловий и результатов диссидентского движения. Характеристика отношений Советского Союза с социалистическими странами. Определение причин обострения международной напряженности.

    контрольная работа , добавлен 30.07.2010

    Преобразование экономики из аграрной в индустриальную - важнейшая задача развития СССР в двадцатых годах. Специфика индустриализации: цели, задачи, основные этапы проведения. Пути коллективизации. Политическая система, развитие тоталитарного государства.

Политико-экономическое развитие СССР в 60-70 гг

СССР занимал ведущую роль во многих направлениях науки и техники, освоении космоса, использовании атомной энергии. В течение пяти лет в Союзе наблюдался рост сельскохозяйственного производства.

Несомненным достижением Хрущева была сильная социальная политика, которая касалась практически всех сторон общественной жизни.

В июле 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. Пенсионный возраст снижался до 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Почти в 2 раза увеличился средний размер пенсий. Пенсии стали получать даже колхозники. Того же года начался постепенный (по отраслям) переход на семичасовой рабочий день, а с сентября 1959 г. предприятия, учреждения и организации СССР начали переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями при восьмичасовом рабочем дне. В 1956 г. была повышена заработная плата, упорядочено ежемесячное авансирование колхозов. В июле 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Миллионы квартир, построенных в городах и рабочих поселках Украины за десяток лет, существенно смягчили жилищную проблему.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Сохранение предыдущих производственных отношений, форм и методов руководства не принесли желаемых результатов. Три сверхпроекта Хрущева - освоение целины, расширение посевов кукурузы, программа животноводства (догнать и перегнать США в производстве мяса, масла и молока) не дали ожидаемых результатов. Украина продолжала шагать путем экстенсивного развития Отечественная история / Под ред.А.А.Радугина. - М.: Академия, 2003 - с. 67-70.

В этих условиях в верхних эшелонах власти постепенно готовилось смещения Хрущева.

В октябре 1964 p. на пленуме ЦК КПСС произошла смена партийного руководства СССР. Вместо Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Брежнев, при руководстве которого роль партаппарата в государственной жизни еще больше усилилась. В то же время Брежнев, укрепляя свое положение, продолжал осуществлять политику поддержки советской олигархии, гарантируя ей стабильное существование. Поворот в политике, начавшийся после октябрьского пленума ЦК партии, означал возвращение к консервативным, в определенной степени просталинской позиций. Но эта тенденция проявила себя не сразу. На первых порах были исправлены некоторые, как их называли - "волюнтаристские", недостатки предыдущего, хрущевского руководства. Однако вскоре стало ясно, что выдвинутый Л.Брежневым лозунг "стабильность" на самом деле означал отказ от любых попыток осуществления радикальных изменений, что вполне удовлетворяло консервативные руководящие силы, которые упорно держались за освященные традициями привилегии Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 209.

"Брежневский период» истории - период частичной реанимации командно-административной системы сталинского образца, период застоя и одновременно - поиска прогрессивными силами путей общественного обновления.

На рубеже 60-70-х годов Советский Союз вступил в период истории, за которым утвердилось название "застой", продолжавшийся до середины 80-х годов.

Брежневский неосталинизм сопровождался отдельными репрессиями против инакомыслящих.

Негативную роль в сохранении командно-административной системы управления сыграли догматизм в идейно-теоретической сфере, апологетика существующего порядка, выдача желаемого за действительное. Теоретической базой завышенной оценки состояния общества стала концепция развитого социализма, выдвинутая XXIV съездом КПСС как альтернатива утопистским теориям непосредственного строительства коммунизма.

Положение о строительстве развитого социалистического общества было закреплено в Конституции СССР 1977 p., где ему давалось такое определение: "Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности ".

Широковещательные заявления о достижении развитого социализма во многом не согласовывались с реальной жизнью. Командно-административная система управления тормозила прогрессивное развитие общества, негативно влияла на все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Непоследовательной оказалась и внешняя политика СССР. Так, в 60 - е и 70-е годы Советский Союз выступил как один из инициаторов политики "разрядки", принял участие в Хельсинкском процессе (1975 p.).

Вместе с тем основные направления внешнеполитической деятельности КПСС и Советского государства, практика реализации, как и раньше, определялись идеологией конфронтации, утверждением о невозможности длительного сосуществования социализма и капитализма, а тем более их широким и глубоким взаимодействием для решения глобальных проблем. Отсюда следовали попытки поддерживать революционно ориентированные общественные силы, особенно в странах так называемого «третьего мира», что приводило к разжиганию региональных конфликтов.

Один из примеров указанном - ввод советских войск в Афганистан в 1979 p. В то время международная атмосфера резко "пололодела". Советская командно-административная система применяла методы и относительно союзников по социалистическому лагерю: прекращение Советским Союзом "оттепели" в 1968 г. в Чехословакии с помощью войск Организации Варшавского договора Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 89-91.

Командно-административная система управления пагубно влияла на экономику страны. Вместе с тем нельзя отрицать, что в рамках этой системы все же делались отдельные попытки решения некоторых экономических проблем. Правда, это удавалось только тогда, когда экономика развивалась на экстенсивной основе.

В сентябре 1965 г пленум ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", согласно которой во второй половине 60-х годов начала осуществляться хозяйственная реформа. Главная суть реформы (названной "косыгинской") заключалась в некоторой либерализации и демократизации хозяйственной системы. Создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли промышленности (роботостроения, микроэлектроника и др.), предпринимались попытки более гибкого планирования. Реформа благотворно влияла на развитие народного хозяйства. Пятилетку 1966-1970 гг. успешно завершили, а все последующие пятилетние задачи развития народного хозяйства уже не выполнялись.

К началу 70-х годов экстенсивные методы роста экономики в основном исчерпали себя, в то время как научно-техническая революция, развернувшаяся в мире, требовала перехода к интенсивным методам повышения производительности труда, научно-технического прогресса. Хранение же командно-административных методов управления с их чрезмерной централизацией и жесткой регламентацией сыграло исключительно негативную роль в этой сфере. Система оказалась невосприимчивой к новым формам управления и игнорировала положительные аспекты реформы, которые имели место.

В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке советская страна делала ставку на расширение продажи сырья. Однако в развитых странах быстро происходил процесс создания энергосберегающих технологий, что вызвало уменьшение спроса на топливо и снижение мировых цен на него. Поскольку экономика СССР входила в единый народнохозяйственный комплекс страны, то темпы упадка в ней также приобретали катастрофический характер. За 15 лет (с 1965 по 1980 г.) темпы роста производительности общественного труда уменьшились более чем вдвое. Планы по большинству показателей в СССР не выполнялись, а качество значительной части промышленной продукции не соответствовало мировым стандартам.

Тяжелое положение сложилось в сельском хозяйстве. Новая политика в отношении села, которую пытался разработать мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС, оказалась в целом неэффективной, хотя и способствовала решению отдельных проблем. Имея плодородные земли, страна превратилась в лидера по закупке зерна за рубежом. Попытки решить проблемы интенсификации сельского хозяйства как главного звена агропромышленного комплекса путем широкого развития межхозяйственной кооперации, создания агропромышленных предприятий и комплексов без учета экономических и социальных условий хозяйствования на селе, личных интересов работников обернулись большими потерями Новейшая история Отечества. XX век. / Под ред.А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. - М.: ВЛАДОС, 1999 - с. 92.

В условиях господства командно-административной системы явления давали о себе знать и в социальной сфере. Торможения темпов роста экономики в совокупности с остаточными принципами финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния народа. И хотя в рассматирваемое нами двадцатилетие наблюдалось повышение заработной платы трудящихся, осуществлялось жилищное строительство, предоставлялась бесплатная медицинская помощь, однако, жизненный уровень народа в целом оставался существенно более низким, чем в большинстве развитых капиталистических стран. Низкий жизненный уровень десятков миллионов советских людей, отсутствие эффективных стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации, нарастание таких негативных явлений, как спекуляция, коррупция, алкоголизм, наркомания и др. СССР вплотную приблизился к кризису социально-экономической системы.

Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. Ее развитие носило противоречивый и сложный характер. Основным было противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное в значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г.) . Так, по Конституции СССР 1977 p. составными элементами политической системы советского общества выступали КПСС, Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативно-колхозные объединения, общественные организации. Согласно ст. 6 Конституции СССР КПСС провозглашалась "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций" Новиков А.В.. Советская интеллигенция, Лубянка и Старая площадь в 1960-х - 1980-х годах. // Вопросы истории. - 2005. - № 9 - с. 32. На практике это означало полное господство КПСС, точнее ее партаппарата над всеми сферами жизни советского общества, в том числе над государством и государственными органами, общественными организациями как составными элементами политической системы. Внутри же самой КПСС в период застоя происходили негативные процессы, которые пагубно отражалось на политической системе советского общества. Партийные лидеры в некоторых случаях восстанавливали старые сталинские методы руководства и управления. Как и раньше, партия действовала внутри командно-административной системы управления, возвышаясь над всем, давая неоспоримые установки и команды, подменяя государственные и хозяйственные органы и теряя свою специфичность как политической организации.

Практически существовало смешение функций партийных и государственных органов, сращивание партийного и государственного аппаратов. Для стиля и методов партийной работы были характерны формализм и бюрократизм, исполнительно-приказной стиль в жизни партии. Одной из уязвимых сторон в функционировании КПСС оказалась кадровая, политика. Имитация многими руководителями своих служебных функций, подмена организаторской деятельности демагогией, распространение протекционизма, взяточничества, кумовства позволяли людям, не достойным доверия, десятки лет занимать высокие и ответственные должности.

70-80-е годы были отмечены прочной стабилизацией элиты и прекращением ее пополнения снизу. Система становилась замкнутой и закрытой. Всячески поддерживался культ Брежнева, сохранялась и укреплялась система вождизма на всех уровнях. Славословия в адрес Брежнева, начатое еще на XXIV съезде КПСС, усиливается на XXV и достигает апогея на XXVI съезде КПСС. Культ Брежнева требовал поддержания определенных качеств личности, отсутствие которых компенсировалось насаждениям чисто внешних аксессуаров: четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда, маршал Советского Союза, лауреат Ленинской премии в области литературы, золотая медаль им. Карла Маркса, орден Победы и тому подобное.

Недостатки в КПСС трансформировались на всю политическую систему советского общества, погрязшей в бюрократизме, которая продолжала терять гибкость, способность адекватно реагировать на общественные процессы. Явления в политической системе советского общества, в том числе ее главном элементе - Советском государстве, затушевывались парадными фразами о всемерное развитие демократии, что было не более чем демагогией. Яркий пример этому - принятие Конституции СССР 1977 p. и на ее основе - конституций союзных и автономных республик. Порядок принятия Конституции СССР 1977 p. был выдержан в демократическом духе. После рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР и майским (1977 p.) Пленумом ЦК КПСС проекта конституции, он был обнародован для всеобщего обсуждения, которое продолжалось почти четыре месяца. В течении обсуждения документа получено около 400 тыс. предложений, но учтена была лишь небольшая часть поправок, которые носили главным образом редакционный характер. Проект конституции вновь обсуждался на пленуме ЦК КПСС и 7 октября внеочередной сессией Верховного Совета СССР был утвержден.

Исходными для содержания конституций стали тезисы о том, что в стране построено общество развитого социализма и в связи с этим нарастает процесс социальной однородности. Положения конституции не учитывали реалий общественного развития и не отвечали им. Большинство из них имели декларативный характер. Например, в Конституции СССР отмечалось, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Однако в действительности народ был отчужден от участия в управлении государственными и общественными делами, а представительные органы оттеснил аппарат, который все больше бюрократизировался Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000 - с. 106. СССР был псевдонародным государством. Конституция СССР провозглашала широкий круг прав и свобод граждан, посвятив этому отдельную главу. Однако механизм реализации прав граждан был ненадежен, а то и вообще отсутствует. Для реализации наиболее существенных социально-экономических прав, например права на жилье или на здравоохранение, явно не хватало средств, ибо в финансировании социальной сферы действовал остаточный принцип.

Период со второй половины 60-х до начала 80-х гг. характеризуется как определенными достижениями, так и нарастанием негативных тенденций во всех сферах жизни советского общества. Главным критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. В результате объем промышленного производства значительно увеличился.

Однако последовательное продолжение реформы поставило бы вопрос о реформировании управления всем народным хозяйством, что предполагало значительное сокращение числа управленцев на всех уровнях. Беспокойство советского руководства вызывало то, что экономическая самостоятельность производителей могла привести к потере контроля над обществом. Эти факторы снизили эффективность начатой реформы и не позволили достичь предполагаемых результатов. Промышленность продолжила свое развитие на экстенсивной основе.

Наиболее слабым звеном советской экономики по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Значительные средства, направленные на его развитие, расходовались не рационально (неоправданная мелиорация, химизация почв, строительство малоэффективных животноводческих комплексов). Сказывалось незаинтересованность колхозников в результатах труда, большие потери при перевозках и хранении (до 40 % урожая), неблагоприятные природно-климатические условия (за 15 лет восемь неурожаев).

Экономические проблемы не позволяли в должной мере решать социальные вопросы (здравоохранение, образование, строительство жилья и т.д. финансировались по остаточному принципу). По производству продукции на душу населения СССР значительно отставал от развитых индустриальных стран.

Отчасти проблемы экономической и социальной сферы советское руководство пыталось преодолеть за счет экспорта энергоносителей (нефти, газа). Однако получаемые средства тратились на закупку продовольствия и потребительских товаров, а вовсе не способствовали развитию производства.

Советская экономическая модель (ее отличительные черты: плановость, директивность, приоритет тяжелой и оборонной промышленности, мобилизационный характер организации труда), сложившаяся в 30-50-е годы, перестала отвечать требованиям времени. Наметилось качественное отставание СССР от ведущих западных стран, где началась технологическая революция (компьютеризация, информационные технологии, наукоемкие и энергосберегающие производства). Особую опасность это представляло в условиях продолжавшейся холодной войны. Гонка вооружений требовала увеличения затрат на развитие военно-промышленного комплекса; что заставляло советское руководство искать пути повышения эффективности советской экономики.

В 60-80 гг. в самом советском обществе произошли качественные изменения: урбанизация, всеобщее среднее образование, реализация достижений научно-технической революции, формирование общества массового потребления. Все это наложило отпечаток на мировоззрение советских людей, изменило их систему ценностей (ориентация на
собственные потребности, повышение уровня жизни, а не на достижение официально провозглашаемых целей).

После отставки Н.С. Хрущева партийный аппарат, уставший от постоянных встрясок (сталинских чисток и хрущевских экспериментов), поддержал назначение первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, показавшего себя сторонником “стабильности” (отказа от резких изменений правительственного курса). Отменяется принцип ротации руководящих кадров на очередных выборах, что приводит к появлению стабильного слоя партийной номенклатуры и такого явления, как геронтократия (власть стариков).

В 70-е годы складывается сигуация, когда для занятия любой руководящей должности необходимо было иметь билет члена КПСС. Это привело к резкому увеличению численности партии. В то же время, реальная власть сосредотачивалась в партийных комитетах (аппарате), а рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений и не могли влиять на положение дел. Начинает формироваться партийно-государственная номенклатура, которая стремилась создать систему передачи власти и привилегий по наследству.
Наблюдается постепенный отход от политики десталинизации. Более жесткой, по сравнению с предыдущим периодом, становится репрессивная политика в отношении инакомыслия.

Прекращается реабилитация жертв сталинских репрессий.

С одной стороны, усиливается идеологическое воздействие (пропаганда достижений развитого социализма, преимущества социалистического строя) на общество, принимается новая конституция (1977), съезды партии превращаются в грандиозные политические мероприятия.

С другой стороны, постепенно нарастает социальная апатия, оппозиционные настроения в обществе (диссидентском движении), заметным явлением становится теневая экономика. Таким образом, в начале 80-х годов в обществе в целом, в том числе в самом руководстве, нарастает понимание необходимости перемен, но в то же время массового недовольства советским строем не было.

Вторая половина 60-х — первая половина 70-х годов во внешней политике Советского Союза отмечена улучшением отношений со странами Запада, что получило название “разрядка международной напряженности”. Разрядка была обусловлена следующими факторами:

1) достижение ракетно-ядерного паритета между СССР и США;

2) взаимное стремление к экономическому сотрудничества

3) трудности внутри самих противостоящих блоков (для СССР — ухудшение отношений с Китаем, события в Чехословакии; для США — неудачная война во Вьетнаме, конкуренция со стороны Западной Европы и Японии).

Проявлением политики разрядки стало:

1)улучшение советско-американских отношений; подписание договоров по ПРО (противоракетной обороне) и договоров ОСВ-1 и ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений);

2) нормализация отношений ФРГ с СССР, ПНР, ЧССР, ГДР;

3) проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и подписание Заключительного акта в Хельсинки (1975 г.).

4)на рубеже 70-х — 80-х годов происходит обострение международной обстановки.

Причинами этого стали: изменившийся внешнеполитический курс США, направленный на достижение военнополитического превосходства над СССР (разработка программы СОИ); непродуманные действия советского руководства (размещение ракет средней дальности РСД-20 в Восточной Европе, ввод войск в Афганистан).


Делимся статьей:

Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е... Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.
А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.
А как могло быть иначе?

В 61 году Никита Сергеевич Хрущёв заявил: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Когда я в 70-х учился в школе в это уже никто кроме первоклашек не верил. Нам всучили суррогат под названием "развитой социализм". Помню, что это сильно разочаровало...))
Самое смешное, что до коммунизма, как мы его в детстве понимали, мы таки дожили. Он явился нам в образе "олл-инклюзива" на турецко-египетских курортах.
Но, вернёмся в 60-е...

Космос! Конечно, это главный символ, пик, вершина, оргазм! И сегодня, по прошествии полувека, можно сказать, что полёт Гагарина действительно был грандиознейшим событием 60-х годов.

Его любили вот такие женщины...

И такие тоже...

Ему рукоплескали в Лондоне...

А ещё это было время молодых романтиков. Физики и Лирики. Бородатые геологи и юные мечтатели...

Горы, костёр в лунную ночь, "милая моя, солнышко лесное"... И стахи! Вознесенский, Евтушенко...

Лица эпохи...

Игорь Стравинский

Анатолий Фирсов и Александр Мальцев

Лев Яшин

Иннокентий Смоктуновский

Валентина Леонтьева

Игорь Кирилов

Борис Спасский и Тигран Петросян

Игорь Стравинский и Карен Хачатурян

Но, не всё было так радужно. На границе тучи ходят хмуро ...

Перебежчик-военный из ГДР в ФРГ

Это приняло массовый характер, и в 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны...

А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года.
Мир стоял на пороге войны...

В тот же год случился Новочеркасск. С детства я слышал как взрослые понизив голос упоминали об этом событии. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации...

Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях.
Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги...
Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

Звёзды тогда не ездили пьяными по встречке))

Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды...

Много позже, в старичке "Днепре" , отпахавшем у родителей 40(!) лет, я обнаружил японский компрессор... И вообще, это были хорошие копии холодильников "Дженерал электрик")

Вообще, в приоткрытую форточку к нам задуло много хорошего, в том числе и мода. Тогда в Европе это было золотое время. Моду ещё делали гетеросексуалы))

В в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами.

Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью...

Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году...

Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь...

И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонен считать, что т.н. застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь!

Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...