Виды страхования грузов при перевозке. Что же собой представляет страхование груза? Преимущества страхования грузоперевозок


Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом? В чем особенности страхования грузов при международных перевозках? Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов в Москве?

Привет всем, кто посетил наш сайт! На связи Денис Кудерин, эксперт по страхованию.

Сегодня мы рассмотрим, препарируем и детально исследуем новую тему – страхование грузов. Публикация продолжает серию статей о защите имущественных интересов физлиц и юридических субъектов.

Материал будет полезен всем, кто интересуется вопросами эффективной защиты имущества и финансов.

1. Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

(в международной терминологии такой вид страхования именуется «карго») – разновидность имущественного страхования, способ защиты интересов владельцев грузов на случай ущерба, вызванного различными происшествиями в процессе транспортировки.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Позиция перевозчиков вполне объяснима – они не хотят отвечать за неприятности, которые могут случиться с грузом в дороге. А при наличии полиса транспортная компания почти ничем не рискует и заинтересована лишь в соблюдении сроков и условий перевозки.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

2. Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов

Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.

Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.

Вид 1. Страхование авиаперевозок

Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.

Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.

Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.

Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски - низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.

Вид 2. Страхование морских грузов

История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» - отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.

Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.

Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.

Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.

Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок

Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.

Риски перевозок по «железке» немногочисленны:

  • повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
  • нарушение герметичности упаковки;
  • порча в связи с погодными условиями;
  • хищение.

Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.

Вид 4. Страхование автомобильных грузов

Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.

Больше информации – в статье « ».

В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:

Виды перевозок Уровень риска Особенности
1 Авиаперевозки Низкий Самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой
2 Морские перевозки Высокий Высока вероятность порчи и повреждения грузов, низкая скорость
3 Железнодорожные перевозки Низкий Высокая надёжность доставки, но низкая скорость
4 Автомобильные перевозки Высокий Высокий риск повреждения товара при ДТП

3. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Пример

Не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории входят в «чёрный список» страховщиков. Например, все знают, что у побережья Сомали высока вероятность повстречаться с пиратами 21-века. Естественно, что стоимость страховки при перевозке по такому морскому пути существенно возрастёт.

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

4. Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов – обзор ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Разрешение на страхование грузов выдаётся государством, оно же в известной степени регулирует деятельность компаний. В частности, при нарушении правил и ущемлении интересов страхователя лицензию у страховщика могут запросто отобрать.

Если вы хотите гарантий и действительно заинтересованы в безопасности имущества, сотрудничайте с компаниями из представленной нашим сайтом «большой семёрки» страховщиков.

1) АльфаСтрахование

Крупнейший российский страховщик с длительным опытом работы на внутреннем и международном страховых рынках. Наивысший уровень надежности (А++) по версии агентства «Эксперт». Отличный клиентский сервис, курс на интернет-технологии, круглосуточные консультации пользователей по телефону и онлайн.

Предлагает несколько видов страхования грузов – защита любых грузоперевозок, страхование транспортно-экспедиционной деятельности, страхование ж/д транспорта. Низкие тарифы, высокая скорость урегулирования страховых ситуаций.

Универсальный страховщик, работающий на рынке с 1992 года. Своей миссией фирма считает помощь людям и юридическим лицам в управлении рисками, которые окружают их в повседневной жизни.

В перечне преимуществ страховщика – упор на индивидуальное взаимодействие, быстрое реагирование при страховом происшествии, своевременные выплаты. Защита грузов – приоритетное направление деятельности компании.

Фирма №1 на рынке страхования грузов. Практикует все виды защиты – страхования авиа- , морских, автомобильных, ж/д и смешанных перевозок. Доступные тарифы, выгодные акции для новичков и лояльных клиентов. Девиз компании: «страхование за 10 минут, компенсация ущерба – за 10 дней».

В разделе «Новости» на интернет-ресурсе регулярно публикуются наиболее крупные за истекший период выплаты клиентам по страховым ситуациям. Согласно статистике, которую ведёт страховщик, каждые 3 минуты где-то отправляется груз, застрахованный в «Спасских воротах».

4) Капитал-Полис

Компания, основанная более 20 лет назад в Петербурге. Один из крупнейших страховщиков северо-западного региона РФ. Обслуживает корпоративную клиентуру и частные лица. Основной принцип – гарантия выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами.

Страхует грузы, экспедиторскую деятельность, товары на складе. Пользователи могут приобрести либо разовый полис защиты грузов на отдельный рейс, либо «генеральный полис» для страхования всех перевозок, осуществляемых конкретным страхователем.

Защита интересов юрлиц – приоритетная сфера деятельности страховщика. Компания страхует любые виды имущества – оборудование, товар, технику, дороги, нефтепроводы, транспортируемое имущество.

Организация работает с 1993 года. В списке плюсов «Ингвара» - высокий профессионализм, быстрота оформления договора и оперативность при урегулировании страховых ситуаций.

6) AIG

Международная организация с наивысшим рейтингом финансовой устойчивости (А++). Работает на российском рынке более 20 лет. За эти годы количество страховых выплат приблизилось к 5,5 млрд. рублей. Конкурентное преимущество компании – сочетание международных стандартов страхования с глубокими знаниями российских реалий.

Страхует любые грузы и любые типы перевозок, в том числе – между странами. Обширная сеть представительств по всему миру, собственный штат агентов, специализирующихся на перевозках и логистике.

Страховщик с многолетним опытом деятельности на рынке. Сотрудничает с частными и корпоративными клиентами. В числе достоинств – профессионализм, гарантия своевременных выплат, использование современных цифровых технологий при оформлении полисов.

Защита любых транспортных рисков. Среди клиентов фирмы – РЖД, Московское метро, Совкомфлот, БалтТрансСервис, Сбербанк Лизинг, Волжское пароходство и десятки других известных транспортных компаний.

5. ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Законодательные акты в области страхования могут быть сведены в основном к регламентации, во-первых, функционирования страховых рынков, во-вторых, деятельности страховых обществ, в-третьих, взаимоотношений страховых компаний и потребителей страховых услуг путем регулирования требований, предъявляемых к заключению и содержанию договоров страхования.

В настоящее время в Российской Федерации заключение договоров на транспортное страхование грузов осуществляется в рамках общестраховых законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование, так как специальные нормы или законодательные акты, регулирующие интересы сторон при страховании грузов, пока еще не разработаны.

Исключение составляет страхование грузов при морской перевозке, которое в РФ, так же как и в других морских державах, имеет сравнительно развитую законодательную базу.

Отсутствие специального законодательства по вопросам проведения транспортного страхования грузов в РФ позволяет заключать договоры такого плана только в добровольной форме - на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика.

В отношении экспортно-импортных грузов следует подчеркнуть, что они не выделяются в отдельную группу и их страхование осуществляется по установленным правилам, применяемым ко всем видам товаров. Такое положение подтверждается Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, в ст. 27 которого, в частности, говорится, что услуги по страхованию этого рода деятельности на территории РФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом о страховании, т. е. на основании общих принципов.

К нормам законодательства в РФ, которые применимы к вопросам страхования грузов, в первую очередь относится Гражданский кодекс, утвержденный в 1996 г.

В отношении обеспечения страховой зашиты по договорам купли- продажи прежде всего определяется, что страхование товара осуществляется по правилам страхования имущества. Это означает, что оно подчиняется общим принципам имущественного страхования без учета конкретной специфики международного товарообмена как самостоятельного вида деятельности.

В ст. 490 ГК РФ указывается, что договором купли-продажи может быть предусмотрено страхование товара, т. е. презюмируется его добровольный характер, основанный только на договоренности сторон. Если в договоре в принципе позитивно решен вопрос о страховании, то в нем обязательно фиксируется, кем и на каких условиях страхуется товар. Продавец при этом должен передать покупателю всю информацию о товаре, если на последнем лежит обязанность по страхованию. Закон прямо указывает, что при неисполнении стороной, обязанной в соответствии с договором страховать товар, другая сторона может либо застраховать товар и потребовать от контрагента возместить расходы на страхование, либо отказаться от исполнения договора.

Часть вторая Гражданского кодекса содержит специальную главу 48 “Страхование”. Здесь регулируются такие важнейшие вопросы взаимоотношений страховщика и страхователя, как понятие договора имущественного страхования, определение сторон по договору страхования и выполнение их обязанностей, форма договора страхования, страховая премия и страховые взносы, основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и ряд других, т. е. базовые позиции, на которых основывается реализация страховой защиты грузов при исполнении торговых сделок.

Вторым важнейшим документом на страховом рынке РФ является закон “Об организации страхового дела в РФ” (1992 г.; в ред. 31.12.97 г.). Он содержит определение основных понятий и терминов, используемых в страховом бизнесе, рассматривает все аспекты договора страхования и регламентирует деятельность самих страховых обществ. Закон также устанавливает основные принципы государственного контроля за страховой деятельностью.

Отдельная статья закона (ст. 8) дает определение понятий страхового агента и страхового брокера, работа которых получает в последнее время определенное распространение на рынке этого вида услуг. Но законом не допускается на территории РФ посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, если межгосударственными соглашениями с участием РФ не предусмотрено иное.

На основе общих требований, изложенных в законе, для допуска российской страховой компании на рынок разработаны и утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

Условия лицензирования предусматривают выдачу лицензий, в частности, по следующим видам имущественного страхования: страхование грузов (независимо от вида транспорта); страхование средств наземного транспорта; страхование средств воздушного транспорта; страхование средств водного транспорта.

Таким образом, страхование грузов является самостоятельным видом страхования, которое, несмотря на отсутствие специального законодательства, выделяется в отдельное направление деятельности страховых компаний.

Одним из основных источников регулирования взаимоотношений сторон при заключении и исполнении договора транспортного страхования являются Правша страхования грузов (в дальнейшем - Правила), которые разрабатываются каждой страховой компанией на основе действующего законодательства. Фактически такие Правила представляют собой унифицированные условия договора страхования. Так, в ГК РФ (ст. 943) прямо указывается, что “условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков”.

В соответствии с Законом о страховании и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством (ГК РФ, гл. 9), Правила должны содержать:

определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

определение объектов страхования;

перечень страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам; страховые тарифы; сроки страхования;

порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

взаимные обязательства сторон по договору страхования и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

Правила страхования являются неотъемлемой частью договора. Непременным условием этого должны быть отсылка к Правилам в тексте договора страхования и изложение этих Правил в страховом полисе или на его обратной стороне. Текст Правил также может быть приложен к страховому полису. Статья 949 ГК РФ приравнивает такое приложение к вручению Правил страхователю, что должно быть удостоверено записью в самом договоре или в заявлении страхователя на его заключение.

Нарушение вышеизложенных требований не лишает выгодоприобретателя права ссылаться в защиту своих интересов на Правила страхования соответствующего вида, на которые сделана ссылка в договоре страхования.

Особого внимания заслуживает тот факт, что страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений Правил и о дополнении к ним, а это означает, что страхователь имеет возможность адаптировать в индивидуальном порядке стандартные условия страхования к особенностям внешнеторговой сделки и избранным базисам поставки.

Данное допущение должно быть включено одним из пунктов непосредственно в Правила. Отдельные положения Правил требуют безусловного разъяснения и уточнения, особенно если речь идет о действиях и обязанностях страхователя, связанных с выплатой страхового возмещения, о моменте начала действия страхового покрытия, а также о таких требованиях страховщика, зафиксированных в Правилах, как немедленное уведомление о наступлении страхового случая и т. д.

Все конкретные дополнительные договоренности между сторонами оформляются отдельным документом в письменном виде за подписями дв^х сторон, что обязательно ^сминается в договоре страхования.

Отсутствие единого страхового законодательства грузов в РФ означает, что содержание услуг такого рода, предлагаемых различными страховщиками, существенно различается. Поэтому Правила страхования страховых компаний при внешней однотипности их структуры и круга регулируемых проблем весьма заметно отличаются друг от друга в конкретном толковании и применении. Эти отличия состоят прежде всего в объеме страховых обязательств страховщика, т. е. в перечне страховых рисков и гарантируемых при их наступлении размерах страховых выплат.

Поскольку законодательством устанавливается, что Правила могут утверждаться самими страховщиками либо их объединениями, государственные органы не имеют полномочий предъявлять какие-либо требования в отношении конкретного содержания таких правил, если они находятся в рамках закона.

При заключении договора страхования сторонами в качестве его условий могут быть использованы также правила наиболее известных иностранных страховых компаний, которые являются признанными авторитетами на мировом рынке. В частности, чаше других используются условия английского страхового рынка - Правила страхования грузов Объединения лондонских страховщиков, которые предлагают общие правила страхования, а также на их основе специальные условия по различным видам перевозимых грузов (например, пищевые продукты, лесоматериалы, хлопок, нефтепродукты и т. д.) с соответствующими уточнениями, характеризующими особенности перевозки того или иного вида груза.

Правила лондонских страховщиков представляют собой распространенные в международной коммерческой практике стандартные унифицированные условия страхования грузов, состоящие из отдельных оговорок (clauses), в которых указывается объем ответственности страховщика на время действия страхования и т. д.

Нормы, в определенной степени влияющие на взаимоотношения между страхователем/бенефициаром и страховой компанией, содержатся также в международном и внутреннем законодательстве для отдельных видов транспорта.

Дело в том, что действия, предписанные грузовладельцу условиями транспортных договоров и нормативными актами, имеют огромное значение при наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения.

Очень часто страхователи полагают, что, поскольку их имущество на случай возникновения ущерба застраховано, они не должны вступать ни в какие правоотношения с перевозчиком. Однако в соответствии с законодательством страхователь обязан обеспечить своей страховой компании суброгацию (subrogation), т. е. переход к страховщику, уплатившему страховое возмещение, права ^предъявления претензии, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причинение ущерба (в пределах суммы страхового возмещения).

Гражданский кодекс РФ последней редакции (ст. 387 и 965) впервые в отечественном законодательстве использует понятие суброгации, заимствованное из страхового законодательства и практики некоторых зарубежных государств. Это в еще большей степени увеличивает значение транспортного законодательства в регулировании взаимоотношений между сторонами договора страхования, так как обязывает страхователя при наступлении страхового случая временно абстрагироваться от страхования и действовать так, как если бы его имущество не было застраховано, т. е. заявить претензию лицу, ответственному за нарушение ущерба. При этом необходимо соблюдать порядок документального оформления и сроки предъявления претензий и исков, определенных в транспортном праве. Страхователь обязан передать страховщику доказательства, необходимые для реализации страховщиком прав, перешедших к нему в порядке суброгации. Таким образом, нормы транспортного законодательства по разделу “Претензии и иски” при возникновении убытков по грузу фактически регулируют важную часть исполнения обязательств страхователя по договору страхования.

Все вопросы страхования грузов при морской транспортировке в РФ сосредоточены в гл. XII Кодекса торгового мореплавания СССР (1968 г.) (КТМ).

Страхование грузов относится к одному из важнейших видов морского страхования, охватывающего широкий круг интересов, связанных с морским судоходством в целом и морской перевозкой грузов в частности. КТМ следующим образом определяет предмет данного вида деятельности: “Объектом морского страхования может быть всякий связанный с торговым мореплаванием имущественный интерес, как-то: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахты, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование)” (ст. 196).

ГК РФ выделяет морское страхование как специальный вид страхования, в отношении которого отдельными актами могут быть установлены правила, отличающиеся от гл. 48 ГК РФ, т. е. общих норм имущественного страхования. Поэтому согласно ст. 970 ГК РФ его правила о страховании применяются к морскому страхованию постольку, поскольку специальным законом не предусмотрено иное.

Таким образом, регулирование транспортного страхования грузов в РФ осуществляется нормами общего имущественного законодательства, основанными на них Правилами страхования, которые разрабатываются каждой страховой компанией самостоятельно, и положениями КТМ в морском судоходстве.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1.

Существует ли специальное законодательство по вопросам страхования внешнеторговых грузов? 2.

Какое основное положение презюмируется в отношении обеспечения страховой защиты по договору купли-продажи? 3.

Почему Правила транспортного страхования имеют большое значение как источник регулирования взаимоотношений между страхователем и страховщиком? 4.

Имеет ли право страхователь вносить изменения в Правила? 5.

Могут ли Правила страховых компаний отличаться друг от друга? 6.

Какие основные положения должны быть отражены в Правилах в соответствии с законодательством? 7.

Что такое Правила лондонских страховщиков и какое значение они имеют? 8.

Какова роль транспортного законодательства и условий договоров международной перевозки во взаимоотношениях сторон по договору страхования груза?

Мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

Любой уважающий себя бизнесмен или предприниматель не будет отправлять груз просто так и предпочтет такое мероприятие, как страхование грузов. Что же представляет собой страхование грузов? Это мероприятие делает все, для того чтобы перевозка грузов осуществлялась менее безопасной и надежной. Грузоперевозки, не всегда конечно, но бывает, что влекут за собой некоторые материальные потери. Например, повреждение или порча груза, утрата или гибель груза по некоторым причинам. Именно поэтому при грузоперевозках необходимо страхование грузов от неожиданных обстоятельств. Грузовладельцы при помощи охраняют свои имущественные интересы, а страхование грузов на сегодняшний день является самой лучшей формой для гарантии товара.

Целями этого вида страхования считается создание обязательного возмещения убытков страхователю, которые возникают при процедуре транспортировки по таким причинам, как гибель, потеря или повреждения груза. Страхование грузов происходит только по тем обстоятельствам, которые не зависят от самой страховой компании. Многие страхователи утверждают, что данные компании обязаны нести все расходы по возмещению, но это далеко не так. Безусловно, транспортное страхование грузов - это, конечно, и гарантия возмещения, но она полностью освобождается от выплаты по причинам форс-мажора.

Выделяют несколько видов страхования грузов:

  1. За все риски с ответственностью страховщика;
  2. За гибель и повреждения груза с ответственностью страховщика;
  3. За частичную аварию, но кроме случая крушения, без ответственности страховщика.

Предприниматель может самостоятельно выбрать программу страхования, которая будет зависеть от того. Какой груз, каким способом будет осуществляться транспортировка, и какой вариант перевозки буде им выбран.

В таком мероприятии, как страхование грузов, есть свои преимущества. Страховать грузы в наше время очень выгодно, та как страховой полис - это некий документ, который является гарантией компенсации потери груза, возникающие при транспортировке и перевозки груза.

Также, очень стали популярны Они осуществляются во всем соответствии с международными соглашениями. И также страхование внешнеторговых грузов стало особенно популярным. При перевозке особенно ценных грузов, страхование груза просто необходимо. А при перевозке бьющегося, хрупкого или страхование крайне желательно.

Транспортные компании и страховые организации тесно сотрудничают между собой, и с каждым годом страхование грузов становится обычным делом. Так, например, за рубежом данное страхование превратилось в массовую зависимость. Здесь много клиентов и именно поэтому страховые компании имеют в своем кругу собственных представителей, которые занимаются приемкой груза и ведут наблюдение за его погрузкой и разгрузкой, также представители страховых компаний оказывают помощь клиентам во всех вопросах, связанных со страхованием. Среди российских клиентов, страхование грузов не пользуется таким большим успехом. Среди всего населения России, первая половина сотрудничает со страховыми компаниями по перевозке грузов, а вторая отказывается страховать перевозимый груз. Это обуславливается тем, что в России низкая культура страхования грузов и объем товарооборота не очень высокий. Но все же, все страховые компании в России предлагают услуги непосредственно по страхованию грузов. И лучше этой услугой воспользоваться, чем потерять ценный груз или вообще - лишиться

Мне нравится

0

Особенности страхования грузов

Страхование грузов - один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю

Страхование грузов является одним из самых распространенных видов не только транспортного страхования, но и страхования вообще. Это страхование часто называют страхование «Карго». В нашей стране широкий экономический интерес к страхованию грузов возник при появлении класса собственников (товара, продукции).
Наличие установленной ответственности автомобильного перевозчика за сохранность перевозимого груза не устраняет необходимость страхования груза по следующим основным причинам:

  • не все риски в процессе перевозки входят в ответственность автомобильного перевозчика
  • перевозчик отвечает только за ущерб, возникший по его вине

Бремя доказательства вины перевозчика лежит на владельце груза, что предопределяет приложение достаточно больших усилий и времени, чтобы, как правило, через суд взыскать с перевозчика ущерб, причиненный грузу.
Поэтому вне зависимости от существующей ответственности автоперевозчика и даже её страхования, страхование грузов объективно необходимо.
В качестве страхователей грузов при их перевозке автомобильным транспортом выступают юридические (или физические) лица, являющиеся в период транспортировки грузовладельцами. Интерес, а иногда и обязанность страховать груз может возникать у разных категорий грузовладельцев – как грузоотправителей, так и грузополучателей, как у продавца продукции, так и у покупателя. Кто конкретно из них будет страховать груз – определяется условиями поставки. В основе здесь лежит право собственности на груз в период перевозки. Кто в этот период является собственником груза – на том и лежит риск повреждения или утраты груза, у того и имеется интерес в страховании груза. Таким образом, сторонами договора страхования являются с одной стороны – грузовладелец, с другой – страховая компания.
Из всей совокупности возможных рисков при автомобильных перевозках и возможных объемов ответственности страховщика выделены три стандартных типа условия страхования грузов:

  • «с ответственностью за все риски»
  • «с ответственностью за частную аварию»
  • «без ответственности за повреждения»

Условия страхования грузов

При страховании грузов на условиях «с ответственностью за все риски» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки как от повреждения, так и от полной гибели застрахованного груза или его части, возникающие по любым причинам (кроме особо оговоренных в договоре страхования), а также все необходимые и целесообразно произведенные расходы, связанные со спасанием груза и предупреждением его дальнейших повреждений.
При страховании грузов на условии «с ответственностью за частную аварию» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки, как от повреждения, так и полной гибели всего или части груза, но не по любой причине, как в условиях «с ответственностью за все риски», а связанные в основном только с аварией автотранспортного средства и груза. Как правило, подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:

  • пожара, удара молнии, взрыва, бури и других стихийных бедствий
  • дорожно-транспортных происшествий
  • пропажи автотранспортного средства без вести
  • погрузки, укладки, выгрузки груза,

Также подлежат возмещению все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка.
Основным отличием от страхования «с ответственностью за все риски» является то, что при страховании «с ответственностью за частную аварию» страховая компания не возмещает убытки, произошедшие вследствие таких противоправных действий третьих лиц, как кража, грабеж и.п.
При страховании грузов на условиях «без ответственности за повреждения» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки только от полной гибели всего или части груза. За повреждения груза страховщик ответственности не несет. Именно этот момент является основным отличием данного стандартного условия страхования грузов от других. Набор страховых рисков, по которым подлежат оплате убытки, в случае полной гибели всего или части груза, а также объем ответственности страховщика и исключения из этой ответственности практически совпадают с условиями страхования грузов «с ответственностью за частную аварию».
Особо оговоренные причины, по которым не возмещается ущерб, также представляют собой стандартный набор. Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:

  • военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, ареста или уничтожения грузов по требованию властей
  • умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, нарушения ими установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов,
  • влияния температуры или особых свойств и естественных качеств груза
  • несоответствующей упаковки груза, его недостачи при целостности наружной упаковке.


Расчет страховых выплат

Несмотря на наличие указанных выше традиционных условий страхования и стандартных наборов рисков по ним, перечни страховых случаев и ответственность страховой компании по ним могут быть по соглашению сторон изменены или дополнены.
Страховая сумма определяется страхователем, но не может превышать действительную стоимость груза на день заключения договора страхования в месте его нахождения (или стоимости, указанной в перевозочных документах). К страховой стоимости по условиям договора могут быть добавлены расходы по доставке груза.
Если страховая сумма равнее действительной стоимости груза, то страховая компания компенсирует полностью понесенные убытки при наступлении оговоренных в договоре страхования страховых случаев. Если страховая сумма ниже действительной стоимости груза, то страховщик при наступлении страхового случая возмещает страхователю только часть понесенных убытков, которая рассчитывается пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости.
Плата за страхование (страховая премия) определяется как процент от страховой суммы и в общем случае зависит:

  • от выбранного типа стандартных условий страхования
  • от вида, типа и состояния транспортного средства, осуществляющего перевозку
  • от географии пунктов отправления и назначения
  • от условий перевозок, маршрута и его протяженности
  • от времени года и других параметров, определяющих характер страхового риска.

Ответсвенность страховой компании

Ответственность страховой компании по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят автоперевозчиком со склада в пункте отправления и продолжается на протяжении всей перевозки до момента доставки груза на склад грузополучателя, включая перегрузки и хранение на складах в пути следования.
В период действия договора страхования грузов грузовладелец должен немедленно сообщить в страховую компанию обо всех ставших ему известными значимых изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска по договору страхования:

  • об отклонении от маршрута перевозки, оговоренного в договоре страхования
  • о существенной задержке перевозки
  • об изменении пунктов перегрузки или назначении груза
  • о перегрузке на другое автотранспортное средство и т.п.

Страховая компания имеет право на основании уведомлений об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, пересмотреть условия договора страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии, соразмерно увеличению риска наступления страхового случая.
Если грузовладелец не сообщает о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, влияющих на увеличение страхового риска, то страховая компания вправе потребовать не только расторжения договора страхования, но и возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Договор страхования может заключаться не только на одну (единичную) перевозку, а и на неопределенное количество перевозок. Такой договор называется генеральным договором (генеральным полисом) и распространяется на систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока. Однако грузовладелец должен сообщать страховой компании информацию об отправляемых грузах, видах и типах автотранспортных средств, пунктах отправления и назначения, а также другие сведения по каждой отправке грузов по генеральному полису.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...