Виды операций на открытом рынке. Курсовая работа: Особенности операций ЦБ на открытом рынке


Операция на открытом рынке - , совершаемая на официальном уровне Центральным банком страны. Суть - проведение операции с активами (ценными бумагами) в банковской системе. Краткая аббревиатура - ООР.


Немаловажный момент - механизм проведения ООР. В большинстве случаев государство прибегает к аукционным торгам, о которых уже упоминалось выше. Здесь, в зависимости от текущей ситуации на финансовых рынках, может использоваться два варианта аукционов :

1. Особенность первого способа в том, что ЦБ объявляет размер ставки процента, по которой он готов предъявить коммерческим банкам средства в форме покупки государственных активов на определенный период. В частности, данная ставка может зависеть от средней ставки по депозитам на межбанке и соответствующего периода (1-2 месяца).

Коммерческие банки принимают решение о поводу объема ценных бумаг, которые они могут реализовать ЦБ по указанной ставке. Далее в ЦБ направляются заявки, которые сортируются и вводятся в специальное устройство. После заявки суммируются с учетом оценки потребностей экономики страны в кредитах, а также необходимости корректировки объема денежной массы.

К примеру, по заявкам коммерческих структур общая цена активов, которые они готовы реализовать ЦБ по установленной последним ставке - 20 млрд. рублей. При этом ЦБ оценил текущую ситуацию и принял решение о необходимости привлечения лишь 10 миллиардов рублей для покрытия потребностей экономики, то есть всего половины предложенной коммерческими банками суммы. В такой ситуации заявки будут удовлетворены, но только на 50%.

Применение такого варианта проведения ООР, а также такого способа организации аукциона позволяет добиться максимальной стабильности на рынке и избежать серьезных колебаний процента на межбанке.

2. Второй вариант ООР актуален в ситуации, когда на денежном рынке имеет место нестабильная ситуация. В этом случае ЦБ не устанавливает заблаговременно ставку процента по покупаемым ценным бумагам. В свою очередь, коммерческие банки должны не только прописать объем активов, которые они готовы реализовать на конкретный срок, но и размер ставки процента. При определении последнего показателя каждый банк исходит из своих возможностей и предпочтений.

Как и в первом варианте, Центральный банк собирает поступившие заявки, проводит их анализ и принимает решение с учетом текущих задач в отношении финансово-кредитной политики. При этом цель ЦБ - определить предел ставок, которые будут оптимальны для покупки активов.

Заявки коммерческих структур на продажу активов ЦБ (как и в ситуации с первичной подпиской векселей Центральным банком) должны удовлетворяться по ставке процента, который указан в заявке. Исключением могут быть лишь те варианты, когда размер ставки процента стал ниже минимально установленного аукционом процента. Заявки, в которых прописывается минимальная ставка ЦБ, могут удовлетворяться лишь частично (с учетом определенной пропорции к общей цене предложенных к реализации активов).


Операции по скупке долговых активов на фиксированный срок (с учетом обратной продажи) позволяют ЦБ не только увеличить размеры кредитных запасов коммерческих банков и «влить» дополнительные средства в финансовый сектор, но и лимитировать общие объемы экспансии путем изъятия средств из кредитной системы.

Как уже отмечалось, сделки на открытом рынке проводятся ЦБ с определенной регулярностью в неизменный день недели. При этом сутки, когда проводится обратная продажа, должны быть в соответствии с днем приобретения новой партии долговых бумаг у коммерческих структур. Следовательно, если величина обратной продажи ранее приобретенных бумаг больше объема покупки новой партии, то на практике это может означать лимитирование объема кредитных ресурсов банка.

ООР могут осуществляться ЦБ в нерегулярном режиме (время от времени), когда появляется необходимость в расширении или ограничении объема денежных средств в обороте. В такой ситуации ЦБ может совершать продажу или покупку ценных бумаг. В роли контрагентов могут выступать коммерческие банки, АО и ООО, имеющие соответствующую лицензию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Термин «операции на открытом рынке» означает совокупность действий центрального банка по изменению ликвидности финансовой системы. На практике происходит увеличение или уменьшение предложения национальной валюты в обороте. Для этого государственные облигации продаются или покупаются центральным банком страны на открытом рынке (отсюда и название) или участвует в операциях РЕПО, что и является наиболее используемым инструментом современной монетарной политики с коммерческими кредитно-финансовыми учреждениями. Основной его целью всегда является обеспечение должного уровня ликвидности, установление необходимой процентной ставки, курса национальной валюты, инфляции в краткосрочном периоде и поддержание стратегического объема денежной базы.

Суть процесса

Термин «операции на открытом рынке» означает, что Центральный банк напрямую влияет на ликвидность. В нем есть специальные счета лоро коммерческих учреждений. Их баланс отражает деньги Центрального банка в соответствующей валюте. Увеличение суммы на счетах не ведет к обязательной дополнительной эмиссии банкнот. Это связано с тем, что современные деньги существуют в большей степени в форме электронных записей, а не в качестве физических объектов. Поэтому Центральный банк может мгновенно увеличить или уменьшить сумму на счетах лоро. Однако электронные деньги обмениваются на монеты и банкноты. Поэтому после увеличения суммы на счете лоро, Центральный банк должен быть готов к дополнительной эмиссии. Однако только в том случае, если наличность потребует коммерческое финансово-кредитное учреждение.

Сделки РЕПО

Термин «операции на открытом рынке» означает в развитых странах, что Центральный банк не просто дает заем, но и берет в качестве обеспечения активы, которые рассматриваются в качестве подходящих. Стоимость последнего должна покрывать сумму, предоставленную коммерческому финансово-кредитному учреждению в кредит. Использование операций РЕПО позволяет избежать ненужных колебаний процентных ставок, обменных курсов и уровня инфляции, связанных с резким изменением монетарной политики. Обеспечение также является гарантом того, что национальная экономика не понесет убыток в случае банкротства заемщика.

Взаимосвязь с процентными ставками

Термин «операции на открытом рынке» означает инструмент монетарной политики, который предполагает приобретение или продажу облигаций Центральным банком страны. Основная цель таких действий связана с регулированием размера и краткосрочных кредитных ставок. Также при проведении подобных операций изменяется и валютный курс. Все так же, как и с товарами. Если Центральный банк начинает продавать то ликвидность финансовой системы уменьшается. В обороте становится меньше наличности. Это приводит к увеличению общего Соответственно, растут процентные ставки, национальная валюта укрепляется, уровень инфляции снижается. Если нужно снизить процентные ставки, то Центробанк сбывает государственные облигации. Это увеличивает предложение денег. Фактически достаточно большая финансово-кредитная организация всегда может повлиять на уровень ставок. Но у Центробанка есть бесконечные ресурсы, чтобы переиграть ситуацию.

В США

После глобального финансового кризиса ФРС начала выплачивать проценты по избыточным банковским резервам. Это позволяет уменьшить опасность выдачи коммерческими банками кредитов ненадежным заемщикам. Действия Центрального банка на валютном рынке представлены большей частью операциями РЕПО овернайт. Они используются для временного увеличения предложения денег. Также ФРС проводит операцию обратного РЕПО. Они используются тогда, когда нужно уменьшить предложение денежной массы. Операции РЕПО применяют для временной компенсации изменений в банковских резервах. ФРС также проводит сделки по окончательной продаже или покупке государственных облигаций или других финансовых ценностей.

В ЕС

В Европейском Союзе используются сходные инструменты денежно-кредитного регулирования. ЕЦБ описывает свою монетарную политику как четырехуровневую. То, какие операции используются, зависит от желаемого результата и необходимости изменений в финансовом секторе в кратко- или долгосрочной перспективе.

В РФ

ЦБ России также использует рассматриваемые операции в рамках своей политики. Однако их масштаб гораздо меньше, чем в США. Целью деятельности ЦБ России является обеспечение устойчивости курса рубля, бесперебойности функционирования и укрепление финансового сектора. Операции РЕПО для РФ являются достаточно новым инструментом регулирования, однако они уже широко используются и имеют хорошие перспективы дальнейшего развития.

Рассмотрим функции и статус Центрального Банка России.

Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулирует-

ся Федеральным законом «О Центральном банке Российской Фе-

церации (Банке России)» и законами, принимаемыми Государст-

венной Думой, о деятельности ЦБР.

ЦБР возглавляет кредитную систему страны, имеет моно-

польное право на эмиссию денег, в интересах экономики России

проводит кредитно-денежную политику.

Основными целями деятельности ЦБР являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностран-

ной валюте и Евро;

Развитие и укрепление банковской системы Российской

Федерации;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функциони-

рования системы расчетов.

Получение прибыли не является деятельностью Банка России.

Банк выполняет следующие функции :

Совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществ-

ляет единую государственную денежно-кредитную политику по

защите и устойчивости Российской валюты (рубля);

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга-

низует их обращение;

Разрабатывает и устанавливает правила осуществления рас-

четов в РФ;

Устанавливает правила банковских операций, бухгалтерско-

го учета и отчетности банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, надзор за дея-

тельностью кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии

кредитных и аудиторских организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи-

зациями на основе федеральных законов;

Осуществляет валютное регулирование и валютный кон-

троль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

Участвует в разработке прогноза и составлении платежного

Составляет платежный баланс.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля

Денежного предложения. Операции заключаются в продаже или покупке ЦБ

у коммерческих банков государственных ценных бумаг (облига-

ций, казначейских векселей). В данной операции участвуют:

Государство (через ЦБ);

Коммерческие банки;

Население.

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда вы-

ступает государство, а коммерческие банки и население выступа-

ют участниками торгов в целях получения экономической выгоды.

Операции на открытом рынке способствуют уменьшению

или увеличению предложения денежной массы, что влечет сти-

мулирование или сдерживание роста экономики.

Проблема торгов ценными бумагами ЦБ от имени государст-

ва заключается в преломлении желаний покупателей. В условиях



возникновения инфляции ценные бумаги можно продать, если

они способствуют получению большего дохода покупателями по

сравнению с доходом от ценных бумаг, уже находящихся в об-

ращении. Это заставляет государство выпускать ценные бумаги,

гарантирующие более высокую доходность.

Разберем механизм, позволяющий государству реализовать

новые ценные бумаги коммерческим банкам и населению.

Государство гарантирует обязательную выплату процента и

скупку облигаций по истечении срока, что привлекает покупа-

телей. Срабатывает закон предложения. Выпуск новой волны об-

лигаций приводит к увеличению их предложения по известному

нам закону: цены на облигации начинают падать, а доходность

растет, так как государство гарантирует выплату процента, исхо-

дя из номинальной (а не реальной) цены облигации.

Так, если облигация с номинальной стоимостью 100 руб. с 10 %

годовых на рынке стоит 70 руб., процент, получаемый ее вла-

дельцем, будет равен 10 руб., а доход мы определим по формуле:

Доход = Дивиденд / Цена покупки 100 %

В нашем примере дивиденд равен 10 руб., а покупка - 70 руб.,

Доход-10- 100/70=14,3%

Продав свои облигации, государство изъяло из обращения п

сумму денег, что сократило совокупную денежную массу. Сокраще-

ние совокупной денежной массы стало сдерживающим фактором

развития инфляции.

Выше сказано, что в роли покупателей гособлигации выступа-

ют коммерческие банки, которые, купив облигации, сократили свои

возможности в кредитовании промышленных предприятий, что вы-

зывает сокращение деловой активности. Государство сделало, будем

приблизило к соответствию количество товара и количество денег.

Рассмотрим противоположную ситуацию, когда в стране на-

блюдается спад производства, и коммерческим банкам явно не

хватает денег для кредитования промышленности. В этой ситуа-

ции государство через ЦБ начинает скупать ценные бумаги. В

условиях данной экономической конъюнктуры спрос на ценные

бумаги возрастает, цена растет, а доходность падает. Держатели

облигаций стремятся быстрее их продать государству. Финансо-

вые возможности банков возрастают, возрастает и совокупная

денежная масса, находящаяся в обращении; увеличивается воз-

можность кредитования и...

55. Распределение доходов в условиях рынка. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

Социальная политика государства во всех развитых странах

сегодня занимает первое место.

Главная ее задача - разработка и внедрение комплекса мер,

направленных на обеспечение условий для удовлетворения по-

требностей населения, повышение благосостояния и создания

системы социальных гарантий.

Цель данной политики заключается в поддержании отноше-

ний справедливости; обеспечении условий повышения жизненно-

го уровня населения; нейтрализации негативных последствий

функционирования рыночной экономики; создании реально дей-

сгвующей системы защиты населения.

Основой социальной политики является система формирова-

ния доходов населения.

Распределение дохода в условиях рыночных экономических

отношений строится на том, что каждый собственник факторов

производства (а это земля - как источник всех сырьевых ресур-

сов, капитал, труд) получает свой доход в зависимости от спроса

и предложения на этот фактор и от предельной производительно-

сти каждого фактора.

Собственники рабочей силы, участвующие в процессе соз-

дания товара или услуги, получают свой доход в зависимости

от их производственной деятельности, уровня образования,

классификации, условия труда. Труд в данном случае является

основой получения дохода. Собственники средств производст-

ва и денежного капитала получают свою долю от общего дохо-

да страны в зависимости от размеров капитала и условий его

применения.

Поэтому в основе распределения в рыночной экономике ле-

жит распределение по количеству, качеству, величине и условиям

реализации собственности.

Исходя из наших рассуждений, можно сделать вывод, что

распределение доходов происходит на двух уровнях:

1) функциональное распределение дохода, т. е. плата за труд,

рента, дивиденд, процент, торговая прибыль, предприниматель-

ский доход;

2) личное распределение дохода, т. е. весь денежный доход

общества делится между отдельными домохозяйствами, исходя

из вклада каждого в создание этого дохода. Отсюда распределе-

ние дохода между отдельными группами населения происходит

неравномерно.

Конечной целью функционирования рыночной экономики

является достижение определенного уровня жизни, который соз-

дает нормальные условия для достойной жизни человека

В. Леонтьев писал, что если бы все члены общества имели рав-

ные возможности выбора и принятия решений, если бы все были

одновременно наемными работниками и нанимателями, сберега-

телями и инвесторами, фермерами и горожанами, проблема рас-

пределения могла бы не возникать.

Большое внимание в социальной политике уделяется соци-

альному партнерству, когда правительство, предприниматели и

профсоюзы, выражающие интересы людей наемного труда, со-

гласовывают вопросы оплаты и условий труда, социальные

трансферты. Это дает возможность решать основные социальные

вопросы с учетом интересов каждой из договаривающихся сто-

рон, не нарушая макроэкономическое воспроизводство с учетом

его циклического характера.

В период спадов и кризисов в экономике государственные ор-

ганы усиливают социальную помощь безработным, выплачивая их

семьям денежные пособия и выдавая натуральное продовольствие.

В период стабилизации экономики решаются вопросы повы-

шения заработной платы с учетом всех условий труда и динами-

ки существующей инфляции.

Государство крайне заинтересовано в увеличении массы ка-

питалов, расходуемых фирмами, так как это влияет на количество

нанятых рабочих, которое приводит к увеличению общей массы

заработной платы, а следовательно, к увеличению совокупного

спроса. Это еще одна проблема, которая решается на уровне

тройственного совещания, - государство, профсоюзы, предпри-

ниматели.

Для определения неравенства в доходах между различными

группами населения используется кривая Лоренца («лук Лорен-

ца»). Макс Лоренц - американский статистик и экономист

На рис. 5.5.1 по горизонтали отложены группы населения в

процентах, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими

группами. При этом условии 20 % населения получали бы 20 %

доходов, 40 % населения - 40 % дохода и т. д.

Рис. 5.5.1. Кривая Лоренца

При равном распре- Доход, %

делении зависимость вы-

глядела бы в виде бис-

сектрисы. При абсолют-

ном неравенстве в рас-

пределении доходов все

100 % доходов получил

бы один человек (ОЕ).

Но в реальной жизни нет

ни абсолютного равенст-

ва, ни абсолютного нера-

венства; настоящая кар-

тина распределения доходов в обществе отражена на кривой ли-

нии, прогнутой вниз. Точки О, А, В, С, О, Е показывают величину

отклонения этой кривой от биссектрисы, т.е. степень неравенства

в распределении доходов.

Если кривая будет выравниваться и приближаться к биссек-

трисе, то общество приближается к равенству в доходах и, как

следствие, произойдет сокращение стимулов к труду и предпри-

нимательству. Если кривая уходит от биссектрисы очень далеко,

то социальная справедливость нарушена, начинает возрастать

социальная напряженность.

Мировая практика показывает, что предельно-критическое

соотношение дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бед-

ных групп населения не должно превышать отношения 10: 1; в

России это отношение в 1995 г. составило 15: 1, т. е. на 5

пунктов выше мирового стандарта. На долю 10 % бедных при-

ходилось 2,0 % дохода, на долю 10 % богатых - 30 % сово-

купного дохода1.

Кривая Лоренца, как правило, показывает только номиналь-

ные денежные доходы, без учета натуральных доходов и транс-

фертов. А так как практически во всех странах мира (Россия сю-

да не входит) функционирует прогрессивная система налогооб-

ложения, то с ростом доходов возрастают и налоги, что приводит

к некоторой сглаженности в распределении (больше доход -

выше ставка налогообложения).

Степень неравенства в доходах характеризует формула, раз-

работанная итальянским статистиком Коррадо Джини (1884-

1965). Этот показатель в науке получил название коэффициента

Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры

ОЕДСВАО, (она заштрихована, рис. 5.5.1) к площади треуголь-

ника ОЕМ.

G = фигура ОЕДСВАО/треугольник ОЕМ.

Чем больше неравенство в распределении доходов, тем зна-

чение этого коэффициента (G) ближе к единице. Это значит, что богатые стали еще бога-

че, а бедные беднее.

В западных странах с развитой рыночной экономикой коэф-

фициент Джини составил около 0,15-0,17.

56. Значение либерализации цен и разгосударствления для последующей приватизации.

Либерализация цен в России. Основная часть либерализации

"экономики пришлась на 1991-1993 г. В основе либерализации

предполагалось введение свободных цен в большинстве секторов

экономики. За государством остались цены на те товары, которые

сам рынок сработать не может, это в основном социально необ-

ходимые товары.

Либерализация цен выделяла в особую группу товары и услуги,

которые регулировались только государством, это было необходим^

как форма контроля. Либерализация цен в России началась с их рез^

кого роста. Это объясняется особой методикой ценообразования в

СССР, где цены на одни товары были дотационными, а на другие,

наоборот, значительно выше спроса, т. е. все цены, как сказал быв-»

ший Председатель Верховного Совета СССР Ю. Андропов в своем;"

выступлении перед рабочими ЗИЛа, наперекосяк.

Рост цен привел к развитию инфляции, к большому спросу нз

деньги; образованию бюджетного дефицита. Экономика чрезвьй

чайно болезненно переживали эти события, однако через опреде-

ленное время платежеспособный спрос начинает выступать как

регулятор производства, т. е. определяются спрос и предложение

на отдельные товары и услуги на микроуровне, а также совокуп-

ный спрос и предложение на макроуровне. Иными словами, в ра-

боту включались механизмы рынка.

В экономике есть очень важное понятие разгосударствление,

т. е. ликвидация тоталитарного господства, когда государство

устраняется (или от него отказываются) от фактической монопо-

лии, и соглашается с существованием других форм собственно-

сти на основе плюрализма. Предприятия освобождаются от госу-

дарственного диктата и переходят на условия коммерциализации:

отказываются от субсидий, льгот, выгодных цен, твердых заказов

и переходят на равные с другими фирмами условия хозяйствования.

57. Приватизация, ее этапы и значение для реформирования экономики России.

Приватизация -это передача части государственных пред-

приятий в частную собственность.

Объектами приватизации стали: предприятия материальной

и социальной сферы, земля, жильё, незавершенное строительство.

Субъектами приватизации выступали Российские физиче-

ские и юридические лица, трудовые коллективы, иностранные

физические и юридические лица.

Цели приватизации - создание рыночного механизма регу-

лирования экономики, демонополизация, стабилизация финансов,

пополнение бюджетов всех уровней, рост эффективности произ-

водства и его объемов, повышение стимулов к труду.

Приватизация собственности шла по формам - частное

предприятие, народное предприятие, малое предприятие, совме-

стное предприятие, аренда с правом выкупа, закрытые и откры-

тые акционерные предприятия.

Средства , которые привлекались на приватизацию, были:

ваучеры, сертификаты, купоны, денежные сбережения населения,

приватизационные счета и фонды стимулирования предприятий,

вклады иностранных инвесторов.

Способы приватизации были различными:

бесплатная передача, конкурентный отбор, аукционная продажа и др.

Финансовая оценка приватизируемой собственности осуще-

ствлялась на основе балансовой стоимости, рыночной стоимости,

остаточной стоимости и условной оценочной стоимости. Однако

из-за высокого уровня инфляции, которая была в эти годы, оцен-

ка предприятий оказалась заниженной, что позволило выкупить

предприятия по очень низким ценам. Средства, полученные от

приватизации, правительство планировало направить на погаше-

ние долга, финансирование основных социальных и экономиче-

ских программ, создание новых рабочих мест и сохранение суще-

ствующих, поддержку предпринимательства и малого бизнеса,

погашение государственного долга, социальное обеспечение.

1-й этап приватизации стал разворачиваться в РФ с июля

1991 г. Однако ряд политических и экономических деятелей

(Е. Гайдар, А. Чубайс, С. Кордонский, А. Радыгин, Р. Нуреев и т. д.) показывают, что приватизация фактически началась в 1987 г., т. е. еще до на-

чала экономических реформ и распада СССР.

В это время начинается процесс разгосударствления, пред-

приятия получают от государства все свое имущество в собст-

венность, и получают права на полное хозяйственное ведение.

Реально хозяевами становятся директора, которые вносили свои

паи во вновь создаваемые предприятия из средств госпредприя-

тий. При этом чем выше был ранг директора или номенклатурно-

го работника, тем большими полномочиями он обладал в процес-

се растаскивания собственности.

С внесением изменения в Конституцию СССР о частной соб-

ственности на средства производства с 1988-1989 гг. начинается

массовое создание кооперативов на базе государственных пред-

приятий, т. е. начинается активный процесс присвоения общена-

родной собственности.

Cамые выгодные предприятия, многие из них с малым износом

оборудования, стали приватизированными еще до широкой волны

приватизации. Итогом этого периода стало создание капитализма,

который Р. Нуреев и А. Рунов называют номенклатурно-государственным.

На этом этапе приватизация осуществлялась преимущест-

венно на безвозмездной основе, посредством ваучеров. Ваучер -

приватизационный чек, документ, дающий право на участие в

безвозмездной приватизации, через обмен этого документа на

акции приватизируемого предприятия. Всего было выдано 144 млн.

ваучеров номиналом в 10 тыс. рублей за каждый.

На первом этапе, приватизации в России сформировались чисто

рыночные структуры, такие, как акционерный сектор; рынки ценных

бумаг; инвестиционные фонды и другие финансовые структуры.

За этот период приватизации 70 % малых предприятий обще-

ственного питания и службы быта перешли в частные руки. Ма-

лые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкур-

су. Но на практике основную массу этих предприятий выкупили

их же коллективы.

Первый этап приватизации привел к появлению в России капитала,

который стал решать все проблемы. Самый крупный недостаток

первого этапа приватизации в том, что огромное количество граж-

дан не смогли правильно распорядиться своим ваучером. Причина

банальна - народ просто многое недопонимал. Средства массовой

информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст

ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, готовых

обменять ваучер на акции, люди несли их, сдавали, но фонды и

компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и так и не-

выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядо-

вые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но

дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные,

что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время высвечи-

валась только одна сфера более или менее надежного применения

ваучера - это покупка акции своего предприятия по закрытой под-

писке. На рынке происходило моральное обесценивание ваучера,

одновременно наблюдалось снижение его номинальной цены, что

послужило удобным моментом для спекулятивной игры. Появились

люди, которые активно скупали ваучеры и на них покупали кон-

трольные пакеты предприятий, и таким образом устанавливали ре-

так как для модернизации и обновления предприятий у них денег не

было. Денег не хватало даже на оборотные фонды. Предприятия

останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную со-

циальную задачу, не был создан мощный средний класс, который во

всех странах развитых рыночных отношений является основой эко-

номической стабильности.

Его отличие от первого в том, что предприятия можно было ку-

пить за деньги. Основной задачей этого этапа явилось пополне-

ние бюджетов всех уровней. Государство на этом этапе сократи-

ло предложение по продаже имущества, что закономерно вызвало

повышение цен на него. Данный этап распределил собственность

и сформировал новую социальную структуру общества. Появился

массовый слой средних собственников, к которым относятся ак-

ционеры; представители малого и среднего бизнеса; менеджеры и

высококвалифицированные специалисты. Основной критерий

среднего класса в России - величина собственности. Сегодня

основным резервом и постоянно пополняющим звеном среднего

класса является малый бизнес, который постоянно увеличивается

в масштабах. Одновременно со средним классом второй этап

приватизации сформировал определенную группу собственников,

сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства, - поя-

вились олигархи.

Смысл современного этапа приватизации - продажа круп-

ных предприятий новорожденным олигархам. Однако отличи-

тельная черта этого периода заключается в надвигающейся воз-

можности перераспределения прав собственности. Прежде всего,

исходя из общей экономической ситуации в стране, когда зона

экономической ответственности местной власти велика, а круп-

ного бизнеса ограничена. Неплатежи и банкротство заставляют

уже самих олигархов передавать под залог контрольные пакеты

акций государству. Приватизация, проведенная в России, с од-

ной стороны, создала условия для формирования рыночных от-

ношений, с другой - государственное имущество, созданное

трудом всех тружеников России, оказалось в руках немногих, а

основная масса осталась вне собственности.

Частная деприватизация заключается в усилении контроля со

сторбны государства над ранее приватизированными предприятиями.

Национализация - переход под контроль государства пред-

приятий, ранее принадлежавших частным собственникам. На-

ционализации подвергаются предприятия, которые малорента-

бельны, отсюда они практически или почти непривлекательны

для частного бизнеса. Нет ни одной отрасли в народном хозяйст-

ве, которая бы не была важным звеном в развитии экономики.

Это и заставляет государство отчуждать эти предприятия или от-

расли в свою пользу для последующей организации на них про-

изводства и реализации продукции. Происходит концентрация

государственного капитала (свыше 50 %) в большом количестве

функционирующих предприятий (свыше 70 %).

Необходимо обеспечить экономику финансами и создать механизм экономи-

ческого регулирования, основой которого является перераспре-

деление средств на всех уровнях. Помимо централизованных

фондов, целевые денежные фонды создаются на отдельных пред-

приятиях - это амортизационные, инвестиционные и другие об-

разующие финансы предприятий. Идет активная перестройка

всей финансовой системы, меняется финансовая инфраструктура,

реорганизовалась и укрепляется банковская система.

  • 6. Предпосылки формирования и эволюция национальных денежных систем.
  • 7. Денежная система России и ее элементы.
  • 2] Виды денег и порядок их выпуска в обращение
  • 4] Порядок, ограничения и регулирования денежного обращения
  • 8. Элементы и эволюция мировой валютной системы.
  • 1. Парижская валютная система 1867г.
  • 2. Генуэзская валютная система 1922г.
  • 3. Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • 4. Ямайская валютная система 1976 г.
  • 9. Валютные зоны и валютные союзы.
  • 10. Денежный оборот: понятие, структура.
  • 11. Понятие и виды эмиссии денег.
  • 12. Принципы организации налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве.
  • 13. Структура безналичного денежного оборота, скорость движения денежных средств.
  • 14. Система безналичных расчетов и ее элементы.
  • 15. Формы международных расчетов.
  • 16. Особенности организации денежного оборота в Российской Федерации.
  • 17. Сущность и формы проявления инфляции.
  • 18. Виды инфляции и факторы ее возникновения.
  • 19. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 20. Государственная антиинфляционная политика и ее эффективность.
  • 21. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России.
  • 22. Проблемы повышения покупательной способности рубля и укрепления денежного обращения в Российской Федерации.
  • 1) Общеэкономические
  • 2) Финансово-кредитные
  • 23. Формы и методы стабилизации денежного обращения.
  • 24. Необходимость, сущность и функции кредита.
  • 25. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений.
  • 26. Формы и виды кредита в современной экономике. Свойства кредита.
  • 27. Рынок ссудных капиталов.
  • 28. Ссудный процент, его сущность, порядок исчисления.
  • 29. Понятие и элементы системы кредитования.
  • 30. Эволюция кредитной системы и формирование ее современной инфраструктуры.
  • 31. Виды кредитных учреждений и особенности организации их функционирования.
  • 32. Кредитный процесс и его стадии.
  • 33. Кредитные инструменты и технологии предоставления банковских ссуд.
  • 34. Обеспечение возвратности банковского кредита.
  • 36. Понятие банковской системы и ее элементов. Типы банковских систем.
  • 37. Современное состояние российской банковской системы и направления ее дальнейшего развития.
  • 38. Мировой и российский опыт реструктуризации банковских систем.
  • 39. Возникновение центральных банков и формы их организации.
  • 40. Правовой статус, функции и операции Центрального банка рф.
  • 41. Особенности функционирования Европейского Центрального банка.
  • 42. Инструменты и механизм денежно-кредитного регулирования экономики.
  • 43. Процентная политика Банка России.
  • 44. Валютная политика Банка России.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.
  • 46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.
  • 47. Рефинансирование кредитных организаций Банком России.
  • 48. Содержание надзорной функции Банка России.
  • 49. Система страхования банковских депозитов.
  • 50. Возникновение, сущность и функции коммерческих банков.
  • 51. Виды пассивных операций российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 52. Активные операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 53. Внебалансовые операции российских коммерческих банков: их классификация и перспективы развития.
  • 54. Принципы управления активами и пассивами коммерческих банков.
  • 55. Риски в банковской деятельности.
  • 56. Ликвидность банка: понятие и методы оценки.
  • 57. Методы управления ликвидностью коммерческих банков.
  • 58. Зависимость между ликвидностью, доходностью и риском финансовых инструментов.
  • 59. Доходы и расходы коммерческого банка. Формирование результатов деятельности коммерческого банка.
  • 60. Взаимоотношения коммерческого банка и органов банковского надзора.
  • 45. Операции Банка России на открытом рынке.

    Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом Директоров Банка России.

    Операции на открытом рынке подразделяют на:

      операции купли-продажи;

      операции с обратным выкупом (операции РЕПО).

    Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный Банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращения свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

    Банк России применяет для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги: ГКО – государственные краткосрочные облигации и ОФЗ – облигации федерального займа.

    Портфель ОФЗ состоит из инвестиционного и торгового портфелей, а также ценных бумаг, приобретенных с обязательством обратной продажи (сделки РЕПО).

    Инвестиционный портфель включает ценные бумаги, которые Банк России намерен удерживать в течение неопределенного периода времени.

    Ценные бумаги, находящиеся в торговом портфеле Банка России, представляют собой ценные бумаги, с которыми Банк России намерен проводить операции купли - продажи на рынке ценных бумаг.

    Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

    Операции РЕПО : Экономический смысл операций РЕПО состоит в том, что одна сторона, имеющая некоторый избыток денежных средств, предоставляет их на время другой стороне за определенную плату. При этом первоначальный владелец денежных средств получает в качестве обеспечения ценные бумаги. Таким образом, операция РЕПО выступает как кредитование под ценные бумаги. Право собственности поочередно переходит от одной стороны к другой.

    46. Фонд обязательных резервов в Центральном банке рф: назначение, порядок формирования и использование.

    Политику резервных требований Банк России использует какмеханизм регулирования общей ликвидности банковской системы идля контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора . Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

    Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Центральным банком РФ норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры, то Центральный банк РФ проводит политику кредитной рестрикции путемувеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций.

    Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка , позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функциюстрахового резерва . В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

    Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается . На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации ,быть единовременно изменены более чем на пять пунктов , при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

    [С 1 марта 2013 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФсоставляет:

      по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %;

      по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,25 %.]

      Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

      Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

      Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

    3.2.4. Операции на открытом рынке

    Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности ком­мерческих банков.

    Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что цен­тральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресур­сов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвид­ность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

    К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на от­крытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно об­ращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен. Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируе­мые органами власти:

    долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Банк Испании, Европей­ский центральный банк);

    финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);

    облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

    Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка

    и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

    Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк созда­ет выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государ­ственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на от­крытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

    Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковремен­ным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

    На открытом рынке центральные банки используют два основных вида опе­раций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

    Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.

    Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Пря­мые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), централь­ный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

    По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные.

    Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

    Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода опера­ций используются сделки РЕПО.

    Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финан­сового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

    Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России. То есть сделки заклю­чались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств. После кризиса Банк Рос­сии разрешил проведение междилерского РЕПО - заключение сделок РЕПО с ГКО - ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям. Предпола­галось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

    Применение операций открытого рынка как инструмента денежно- кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и сте­пени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. После финансового кри­зиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользую­щихся спросом. Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками.

    Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигация­ми. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем неболь­шие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использо­вать их как базовый инструмент для операций. Все чаще стал обсуждаться во­прос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

    Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от неко­торых субъектов Российской Федерации. Эти эмитенты обращаются в Централь­ный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень цен­ных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

    Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно да­ет положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбард­ный список Центрального банка Российской Федерации - список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повы­шение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно. При малейшем небла­гоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабиль­ность рынка ценных бумаг. Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои опе­рации. Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно ос­тавлять в ломбардном списке.

    Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра. Любые другие операции с эмиссионными ценными бу­магами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участни­ка фондового рынка.

    Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует «операции РЕПО». Банк России может предоставить денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т.е. когда обязательства больше, чем требования) взамен го­сударственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по дру­гой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной по­литики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвид­ности рынка государственных ценных бумаг.

    Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...