Виды денег (товарные, металлические, бумажные, кредитные, электронные), их преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки денег


3. Преимущества и недостатки; - бумажных денег, - бартера, кредитных денег

Развитие экономических отношений между людьми привело к объективной необходимости появления денег. Деньги за свою историю принимали самые различные и необычные формы. С возникновением денежной формы стоимости весь товарный мир разделился на два полюса - товары и деньги. Каждый из обыкновенных товаров непосредственно выступает только как потребительная стоимость; стоимость же находится в товарах в скрытом виде и обнаруживается лишь посредством приравнивания их к всеобщему эквиваленту - деньгам. Деньги, в противоположность остальным товарам, выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости. Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента

Исторически первые бумажные деньги стали печатать в Китае (поскольку там, в принципе, изобрели бумагу). О них упоминает известный путешественник Марко Поло, посетивший в 1286 г. Пекин. Бумажные деньги просто поразили его воображение: «...про великого хана сказать можно - алхимию он знает вполне… Изготавливается по его приказу такое множество этих денег, что все богатство в свете можно ими купить. Все его подданные повсюду, скажу вам, охотно берут в уплату эти бумажки, потому что, куда они ни пойдут, за все они платят бумажками - за товары, за жемчуг, за драгоценные камни, за золото и за серебро: на бумажки все могут купить и за все ими уплачивать...».

С увеличением и развитием товарооборота, потребовалось большее количество денег. Чеканные монеты имели ряд недостатков: долгий и трудоемкий процесс чеканки, неудобство в обращении, трудность транспортировки. В таких условиях возникла идея о выпуске бумажных денег, которые обладали явными преимуществами. С развитием бумажные деньги стали представлять собой денежные знаки, наделенные государством принудительным номиналом.

Бумажные денежные знаки бывают двух видов: государственные, выпускаемые казначейством (казначейские билеты) и банками (банковские билеты или банкноты - bank notes). Казначейские билеты принято называть просто бумажными деньгами в отличие от банкнот, которые по своей природе являются кредитными деньгами. Исторически бумажные деньги возникли раньше кредитных. Банкноты появляются с развитием кредитных отношений.

Расширение коммерческого и банковского кредита в хозяйстве в условиях, когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий характер, привело к тому, что всеобщим товаром становятся кредитные деньги, которые принадлежат к высшей сфере общественно-экономического процесса и управляются совершенно иными законами. Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, банковские депозиты, чек, электронные деньги, пластиковые карточки.

За последние годы бартерные операции стали важной составляющей хозяйственной жизни. Бартер, то есть двухсторонний товарообмен, позволяет, не привлекая денежных средств, продвигать свои товары и приобретать чужие. Каждая из сторон в бартерной сделке выступает и как продавец, и как покупатель. Главная причина бартерной сделки – валютные проблемы (нехватка конвертируемой валюты, ее неустойчивость и т.п.). Обострение проблемы международной валютной ликвидности увеличивает вес бартерной сделки в международной торговле. В современных условиях бартерные сделки осуществляются преимущественно во внешнеторговом обороте (особенно при валютных ограничениях).

Бумажные деньги

Кредитные деньги

Удобные в обращении

Легко носить, хранить;

Гравировка делает стоимость денег легко различаемой;

Небольшие затраты на их изготовление

Абстрактность (не указан конкретный вид сделки);

Бесспорность (обязательная оплата долга);

Обращаемость (передача векселя как платежное средство);

Плюсом кредитных карт является наличие различных бонусов у ее обладателя;

При получении кредитной карты банк предлагает своему клиенту самостоятельно выбрать максимальную сумму кредита;

Сокращение время обмена (товар-товар, а не товар-деньги-товар.)

Обесцениваются во время инфляции;

Не имеют собственной стоимости;

Легко потерять;

Легко подделать;

Излишек не может уйти из обращения без принятия определенных мер

Кредитными картами необходимо пользоваться очень аккуратно;

Процентные ставки по кредиткам традиционно выше ставок по потребительским кредитам;

Вовлечен ограниченный круг лиц;

Кредитными картами необходимо пользоваться очень аккуратно

Не всегда товар равноценен (сложно оценить реальную стоимость товара)

Потери бюджетом страны денег

Денег не бывает много или мало - их бывает ровно столько, сколько нам необходимо. На низком уровне элементарные потребности у всех людей одинаковы - пропитание, защита от холода или жары, места для сна и отдыха. На это хватает всем, причем, чтобы обеспечить эти потребности надо весьма немного денег. Но человек не довольствуется малым: постоянно хочется все больше и больше - растут возможности, растут потребности, запросы и нужно все больше и больше денег. В итоге человек попадает в этот замкнутый круг своих желаний и денег и порабощается им. Обратите внимание на слово СВОИХ - в этом вся соль. Если деньги нужны тебе для того, чтобы иметь крутой дом, машину, яхту и т.д. - 99,9% что у тебя, их не будет, а если и будут, то действительно их хватит только на это и в целом жизнь сведется к зарабатыванию средств для удовлетворения СВОИХ желаний. Но круг “правильных” эгоистических желаний весьма ограничен, и дальше начинаются различные эгоистические ненормальности: азартные игры, пьянство, наркотики и т.д. И деньги уходят. Деньги - как семена - всходят и дают плоды лишь на доброй почве и погибают на дурной. Поэтому прежде чем в следующий раз сказать: “У меня мало денег”, подумай - мало - на что? На что конкретно тебе не хватает, что и кто в окружающем мире станет лучше от того, что у тебя лично станет больше денег? У большинства мало денег, поскольку именно это большинство страдает жадностью и ограниченностью фантазии, направленной на благо. Поэтому недостаток денег для них - единственное возможное состояние жизни. Помни, что деньги - это всего лишь средства. И если ты знаешь, как использовать - от слова ПОЛЬЗА - избыток этих средств - он у тебя будет. На самом деле в мире избыток денег, которые ищут хорошего управителя, знающего, куда их вложить.

Итак, очевидно, что избыток денег вреден для страны, так как ведет к инфляции. Но опасен и недостаток денег. Например, в России в первом полугодии 1992 года цены выросли в десятки раз, а денежная масса - в два раза. При этом упала скорость обращения денег: вместо прежних 15 дней деньги путешествовали от банка к банку на протяжении 30 дней и больше, оборот замедлился в несколько раз. Взглянув на уравнение Ирвинга

Фишера, можно понять, что при таких условиях оно никак не могло "сойтись".

В России неизбежно должны были возникнуть сбои из-за нехватки денег. Так оно и произошло.

Баланс денежной массы определяется по формуле Ньюкомба-Фишера, которая приводит денежную массу в соответствии с товарной. Из неё следует в частности, что инфляция - это избыток денежной массы. Это мы и наблюдаем. То есть инфляция доказывает избыток денежной массы. Откуда он взялся? Из несбалансированного экспорта. Экспорт из России превышает импорт в два раза. В результате идёт накопление иностранной валюты в ЗВР и Стабфонд при стабильном курсе рубля (можно было бы укреплять рубль вместо накопления ЗВР). Стремление удержать рубль от укрепления (это надо для поддержания конкурентоспособности экономики) заставляет ЦБ скупать иностранную валюту и эмитировать для этого рубли. Вот эта эмиссия и наполняет экономику лишними деньгами.

"Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью - столько и денег в экономике."

Товарная масса внутри страны просто не поспевает за экспортом и потому получается избыток денег. НО! При избытке общей денежной массы у нас наблюдается недостаток именно инвестиционных денег. Это длинные дешёвые кредиты. Экономика не может нормально расти функционировать без них. Норма прибыли в промышленности не превышает обычно 15%. Потому и нужны кредиты по ставке ниже 10%. Вот их-то и нет. ЦБ не даёт дешёвых кредитов. А на западе при низкой учётной ставке кредиты дешёвые. После либерализации денежных потоков (открыли границу для прокачки денег) наши крупные промышленники и банки побежали за кредитами на запад. Им там дали. Около 200 миллиардов долларов набрали. Принесли баксы, слили на валютной бирже ЦБ (тот вынужден был их опять скупить), а это вызвало новую волну инфляции.

В общем, тут ситуация довольно сложная и основная её причина - дисбаланс внешней торговли. Надо снижать экспорт и увеличивать импорт. Это автоматом благотворно скажется на уровне инфляции. Основное враньё либералов типа Чубайса заключается в том, что они считают, что малейшее снижение экспорта приведёт к проблемам. Истина в обратном. Снижение экспорта их снимет. Нужно только чтобы он не упал ниже импорта. А это возможно только при падении цены на нефть ниже 20 долларов! Что невозможно в обозримом будущем.

Если же вернуться к страхам нынешних либеральных экономистов, то они правы только в одном - проблемы международного финансового рынка с ликвидностью приведут к тому, что поток западных кредитов может иссякнуть. На какое-то время. И наша банковская система опять начнёт испытывать голод по дешёвым кредитам. Что имеет сугубо микроэкономический характер. То есть локальный. Банки поднимут свои проценты по потребительским кредитам. Возможно по ипотеке. Максимально возможное усложнение с ликвидностью может привести к банкротству некоторых не слишком крупных банков. Зубков же пообещал банкирам в случае "форс-мажора" перевести часть государственных средств на депозиты в коммерческие банки. Это мгновенно решит все возможные проблемы с ликвидностью. Ибо размер Стабфонда покрывает все потребности межбанковского рынка ликвидности как бык овцу. Размещение лишь десятка миллиардов долларов из Инвест фонда решит любую проблему. В общем, не нагнетайте, господа либералы. Это вам уже не поможет.

Основное преимущество электронных денег перед обычными безналичными расчетами чрезвычайно низкая стоимость транзакций, особенно внутренних (перечисления с кошелька на кошелек). Низкая стоимость транзакций делает возможным применение электронных денег для осуществления микро платежей, для чего обычные безналичные средства малоприменимы. Это преимущество с течением времени становится все более и более важным.

Наиболее известное преимущество электронных денег -- анонимность их использования, сравнимая с наличными средствами, а также очень простое вхождение в систему. Вам не нужно идти в банк, заключать какие либо договора, предоставлять документы, и т. д. Обзавестись собственным кошельком и получать или отправлять платежи можно практически мгновенно, не вставая из-за компьютера. Это преимущество в основном и привело к широкому распространению электронных денег, в том числе и в России. На данный момент это преимущество несколько теряет свою силу, в основном в связи с попытками государства обеспечить регулирование оборота электронных денег, что в какой-то степени уравняет их с банковскими счетами, и лишит большей части анонимности.

Операции с Электронными деньгами, в отличие от безналичных платежей, имеют существенно более низкие требования к обеспечению безопасности, что позволяет легко использовать их, например, в мобильной коммерции.

Еще одно значимое преимущество электронных денег в том, что почти все операции с ними происходят в режиме онлайн, и занимают очень мало времени. Переводы средств с одного кошелька на другой происходят практически мгновенно, время совершения внешних платежей определяется только скоростью работы платежной системы.

В России электронные деньги занимают особое положение, так как в связи с очень низким уровнем распространения персональных банковских услуг на текущий момент, электронные деньги являются единственным используемым способом безналичных расчетов для очень большого количества людей.

Основной инструмент розничных платежей во всем мире, как известно, бумажные деньги или наличность, и они еще долгое время, по всей видимости, будут оставаться главным платежным средством. Вместе с тем, помимо денег для расчетов за товары и услуги в мире используется множество других платежных инструментов (банковские карты, чеки, дорожные чеки и др.), среди которых выделяется крупный и перспективный сегмент предоплаченных платежных инструментов. Это специфический сегмент мировой экономики, имеющий по сравнению с деньгами ряд преимуществ (например, дорожные чеки более безопасны в использовании при утере восстанавливаются, как правило, их можно обменять на любую валюту и др.).

Особо стоит выделить такой финансовый инструмент как электронные деньги.

Многие экономисты склоняются к тому, что в будущем бумажные деньги банкноты и чеки вообще исчезнут и их заменят электронные межбанковские трансакции. Деньги останутся, но станут “невидимыми”.

Сегодня деньги диверсифицируются, буквально на глазах множатся их виды. Вслед за чеками и кредитными карточками, появись, дебитные карточки и так называемые “электронные деньги”, которые, посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой.

Электронные деньги новое явление в денежном обращении процесс дестафации денег, т.е. исчезновение вещественных средств обращения платежа.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Деньги представляют собой развивающуюся экономическую категорию. В этой связи важно разграничивать сущность, содержание категории и ее функциональные виды. Существующие различные определения денег иногда не соответствуют новым материальным носителям денег, отстают от перехода к другим видам денег, а также от изменения их форм и условий функционирования. Появляющиеся виды денег не всегда готовы выполнять все функции денег как экономической категории. Но независимо от того, в каком виде деньги выступают, они обязательно выполняют функцию платежа (средства обмена), являются формой меновой стоимости. По существу речь идет о совершенствовании платежной системы, инструментов платежа.

В процессе исторической эволюции товарного обращения форму эквивалента принимали самые разные товары. Для того чтобы некий предмет мог функционировать в качестве денег, его всюду должны принимать, а также использовать для оплаты товаров и услуг.

Начиная с античных времен товарные деньги выступали средством обмена. Привилегированное положение занимали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена - предметы (товары) первой необходимости, украшения. Использовались, например, меха, табак, перец, зерно, соль, слоновая кость, кофе, рыба, чай и др. Выделение скотоводческих племен в результате первого крупного общественного разделения труда превратило домашний скот в орудие обмена. Вполне понятно, что у разных народов в тот или иной период в качестве денег служили самые разные товары - именно те, которые в конкретных местных условиях представляли общепризнанную ценность. Установление пригодности того или иного предмета к выполнению роли денег вытекало из объективных, неподвластных людям обстоятельств.

Товары-деньги должны были отвечать двум основным требованиям: быть достаточно распространенными и обладать относительно высокой и постоянной ценностью. Как правило, первоначально роль денег на одном и том же рынке играли одновременно несколько товарных видов. Обладая неодинаковыми стоимостями, они выступали как платежные единицы различных достоинств. Все эти деньги не могли в полной мере удовлетворить растущие запросы рыночного обращения.

Второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия - привело к совершенствованию всеобщего эквивалента. Эту роль начинают выполнять металлы: железо и олово, свинец и медь, серебро и золото. Совершился переход от товарных (штучных) денег к металлическим в виде слитков или самых различных изделий из металлов, а в последствии - в виде монет.

Упоминание о золотых и серебряных деньгах имеется в древнеегипетском законодательстве (второе тысячелетие до н.э.) и священных книгах древней Индии, в Библии и др. Серебряные деньги были широко распространены на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. в Китае, Иране и Месопотамии. Металлы не сразу вытеснили все предшествующие виды денег. Совместное существование различных денег наложило отпечаток на металлические деньги. Внешний вид домонетных металлических денег был очень разнообразен, зачастую они сохраняли товарную форму. Так, железные деньги длительное время имели форму мотыги, топора, лопаты, прутьев, подковы, наконечников копья, гвоздей, цепей, ножей и т.д. Медные деньги обращались в форме треножников, котлов, щитов, колокольчиков и др. Серебряные и золотые деньги имели форму ожерелий, колец, брусков, золотого песка, рыболовных крючков.

Появление монеты представляет собой важнейший этап в формировании видов денег. Монета явилась результатом развития товарного производства и обмена, с одной стороны, и усиливающейся экономической и политической мощи рабовладельческих государств, с другой. Появление монеты относят к VII в. до н.э. Основными металлами, использовавшимися для изготовления монет, стали золото, серебро, медь и бронза. Первые золотые монеты приписываются индийскому царю Гигесу (VII в. до н.э.). Первым изобразил свой профиль на монете Александр Македонский.

Следует добавить, что названия некоторых монет продолжают напоминать об их весовом происхождении. Например, английский фунт стерлингов сохраняет до нашего времени название, напоминающее о тех временах, когда металлы обращались не в форме монет и ценились по весу.

Еще в XIX и начале XX в. широко применялись наличные деньги в виде золотых монет. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых качеств. Это:

Однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой;
- прочность и сохраняемость: денежный товар обладает постоянной стоимостью, не слишком зависящей от внешних факторов (например, погоды); не ржавеет, как железо, не покрывается зеленоватым окислом, как медь, не темнеет, как серебро (эти свойства дали основание называть его благородным металлом);
- делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице - доле, а у золота даже в небольшом весе и объеме такое свойство есть, это драгоценный металл;
- компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой мягкость;
- пластичность, хорошая ковкость;
- эстетическая привлекательность.

Перечисленные свойства золота делают его применение целесообразным в промышленности, связи, ювелирном деле и т.п. Но значение золота в мировой истории, экономике связано не только (и не столько) с его полезными природными свойствами, но и с его общественной функцией - быть воплощением стоимости, всеобщим эквивалентом, то есть деньгами.

Главное свойство таких денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью, не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных денег (золото) в обороте в количестве, превышающем их действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. При увеличении потребности оборота - возвращаются в оборот из сокровища. При таких условиях необходимость в регулировании массы денег в обращении не возникает. Золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота.

Возросшие требования рынка вызвали рост потребности в деньгах. Добыча золота отставала от этого роста, и запасы золота оказались ограниченными. Кроме того, денежное обращение, основанное на обороте полноценных денег, требовало значительных издержек, было дорогим. И во всем мире постепенно стали применять денежные знаки из бумаги (бумажные деньги, кредитные деньги). Фактически бумажные деньги возникли из самого процесса обращения металлических денег - в результате отделения обозначенного на них номинала от реального веса. Это происходило по мере стирания, износа монет, выпуска государством неполноценных монет с принудительным курсом их обращения. При переходе от применения полноценных денег к бумажным денежным знакам предусматривался режим соизмерения денежных билетов с золотом, устанавливались золотые паритеты валют. Однако в дальнейшем роль золота существенно изменилась под влиянием демонетизации - процесса постепенной утраты им денежных функций. Демонетизация золота была юридически завершена в 1976- 1978 гг., что закреплено Ямайской валютной реформой и уставом Международного валютного фонда.

Золото было вытеснено из внутреннего денежного оборота стран, а затем - из международных валютных отношений, и паритеты на золото отменили. Оно перестало непосредственно обмениваться на товары, использоваться как средство обращения и платежа, оперативного регулирования денежного обращения, и цены не устанавливаются в золоте. На смену золоту пришли бумажные и кредитные деньги.

Вместе с тем золото сохраняет за собой важную роль в экономическом обороте в качестве чрезвычайных мировых денег, применяется для обеспечения международных кредитов, служит материалом для выпуска монет (коллекционных), средством частной тезаврации, является воплощением общественного богатства. Объем золотовалютных запасов отражает валютно-финансовые позиции страны и выступает одним из показателей ее кредитоспособности.

Исходя из вышеизложенного, исторически развивались следующие типы всеобщего эквивалента:

Товарно-счетный эквивалент - это не оформленные официально товарные деньги;
- товарно-весовой эквивалент - металлы в определенных весовых измерениях;
- металло-чеканный эквивалент - металлические деньги в виде монет;
- бумажно-кредитный эквивалент на специальной бумаге со специальной атрибутикой, реальная стоимость которого, как правило, ниже стоимости товаров.

Бумажные деньги - знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги. Они наделены принудительным курсом, неразменностью на золото и выпускаются обычно государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Возможность их появления обусловлена мимолетным характером обращения. Как известно, на бумажные деньги налагалось изначально обязательное требование конвертации в некоторое количество драгоценного металла. Затем бумажные деньги преобразовались в неразменные деньги.

Природа бумажных денег заключается в том, что они не имеют ощутимой самостоятельной стоимости: затраты труда на их печатание небольшие по сравнению с выражаемой ими стоимостью товаров. Они приобретают представительную стоимость, общественную значимость в процессе обращения. Независимо от массы выпущенных бумажных денег и принудительного курса их реальная стоимость определяется не штемпелем государства, а законом стоимости, законами денежного обращения. Первые бумажные деньги появились в XIII в. (1260-1263 гг.) в Китае, а в России - при Екатерине II (1769 г.).

Бумажные деньги почти неизбежно связаны с инфляцией, они неустойчивы, так как их выпуск обусловлен не только реальными потребностями оборота в деньгах, но и непроизводительными расходами. Обесценение денег реально выражается в снижении их покупательной способности по отношению к товарам, услугам, оно проявляется в общем росте товарных цен - оптовых и розничных. Механизм регулирования обращения бумажных денег значительно затруднен. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и расходами на их печатание образует эмиссионный доход государства. Обесценение бумажных денег ведет к перераспределению национального дохода, так как обычно рост номинальной заработной платы отстает от повышения цен, а также к потере доверия к таким деньгам.

В современных условиях практически нет классических бумажных денег, выпускаемых казначействами государств для финансирования своих расходов. В основном обращаются кредитные деньги, которые с некоторой долей условности можно отнести к бумажным деньгам.

Кредитные деньги - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма. Их можно определить как кредитный знак стоимости, с помощью которого осуществляется функция денег как средства платежа.

Кредитная природа современных денег обусловлена порядком их эмиссии по таким основополагающим каналам, как кредитование хозяйства, кредитование государства и под прирост официальных золотовалютных резервов.

Эмиссии денег обычно предшествуют кредитные операции, совершаемые банками. Например, непосредственная связь кредита с обращением денег возникает при предоставлении платежных кредитов. хозорганам, когда у них в момент покупки необходимых товаров (услуг), отсутствуют деньги для оплаты. Полученные у банка кредиты покупатели перечисляют в порядке безналичных расчетов на счета поставщиков, а последние превращают часть полученной денежной выручки в наличные деньги (банкноты), используя их для выплаты заработной платы и др.

Выпуск кредитных денег предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств с потребностью оборота в деньгах. При нарушении этого требования кредитные деньги превращаются в бумажные денежные знаки. Увязка оборота кредитных денег (выпуска-изъятия) происходит не по каждой кредитной операции, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Различают кредитные деньги, выпускаемые центральным банком и эмитируемые коммерческими банками. Основные виды кредитных денег или кредитных орудий обращения: банкнота, вексель, чек, кредитная карточка.

Кредитные деньги отличаются от бумажных по следующим направлениям:

По эмитенту: кредитные деньги выпускаются банками, бумажные - государственными казначействами или банками;
- по обеспечению: кредитные деньги обеспечены реальными товарно-материальными ценностями, валютными резервами, бумажные такого обеспечения могут не иметь;
- по цели эмиссии: кредитные деньги выпускаются в порядке кредитования, бумажные - для покрытия государственных расходов (дефицита бюджета);
- по особенностям обращения: бумажные деньги в процессе обращения обесцениваются и возвращаются в банки с реально меньшей покупательной способностью; кредитные деньги более устойчивы, хотя в процессе их оборота реалии экономической жизни могут также привести к их частичному обесценению. В этом случае они приближаются к бумажным деньгам, так же, как они, наделяются принудительным курсом обращения, но сохраняют при этом кредитную основу.

В зависимости от формы существования различаются наличные деньги и деньги безналичного оборота. И те и другие являются составляющими платежного и денежного оборота, имеют одинаковую денежную единицу (рубль), беспрепятственно переходят друг в друга; регулирование объема тех и других осуществляется с помощью кредитных операций. Распространение безналичных расчетов привело к возникновению новых денежных инструментов для совершения платежей без непосредственного оборота наличных денежных средств - различных ценных бумаг (обязательств предприятий и банков, например векселей, банковских карточек, чеков, сертификатов и др.).

С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от бумажных носителей денег и перейти на систему электронного перевода средств, в которой все платежи производятся посредством электронных телекоммуникаций. При электронной технике соответствующие распоряжения в отношении расчетов выполняются электронными сигналами. По существу деньги приняли новый вид после длительной эволюции. Специализированные электронные импульсы (файлы) содержат информацию о размерах денежных средств владельца электронной карты и возможности их использования для платежа (перевода).

Однако следует отметить, что оборот наличных денег не утратил своего значения. Наличные деньги имеют официальный статус: это обязательства центрального банка, которому не грозит банкротство, а значит, у них есть возможность наиболее полно выполнять функции денег.

К достоинствам электронных денег относят: упрощение расчетов, сохранность денежных средств, защищенность от случайных потерь, высокий шанс получить при необходимости кредит и др. Однако электронные деньги не обладают официальным статусом законного платежного средства на территории государства. В случае банкротства их эмитентов (коммерческих банков и др.) владельцы соответствующих карт могут остаться без средств. Карточкой погашаются разовые операции (получение зарплаты, оплата товаров), она не обращается как наличные деньги. Важная особенность наличных денег - их анонимность. Использование электронных денег невозможно без информационного обмена между отправляющими и принимающими устройствами, хранения записей, идентификации плательщика. В таких условиях сохранить полную анонимность сложно.

Помимо денежного безналичного и наличного оборота в хозяйственной практике выделяются и счетные деньги, которые не совершают оборота, но используются при проведении взаимных расчетов (клиринг, бартер).

Таким образом, классификацию видов денег можно провести по разным признакам:

По сущности и содержанию: полноценные, бумажные, кредитные;
- материально-вещественному содержанию: товарные, бумажные, металлические, электронные;
- эмитенту: казначейские, банковские;
- сфере, территории обращения: национальные, коллективные, групповые (евро), международные (СДР);
- купюрности (по номиналу денежных знаков).

Функции денег

Кредит,его функции и виды.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция

5. Стимулирующая функция

3.

Коммерческий банк

особенности.

1. Банк

2. Банк

3. Банк

4. Банк

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

Ценные бумаги и их виды.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Чтобы дать полную характеристику такой категории, как ценная бумага, необходимо рассмотреть основные присущие свойства:

– ценная бумага свидетельствует о праве собственности на капитал (акция);

– ценная бумага отражает отношения займа между инвестором и эмитентом (облигация, вексель);

– ценная бумага дает право на получение определенного дохода от эмитента;

– ценные бумаги в виде акций дают право на участие в управлении акционерным обществом;

– ценные бумаги дают право на получение доли в имуществе предприятия-эмитента при его ликвидации.

Одним из существенных свойств ценной бумаги является ее способность служить предметом купли-продажи на фондовом рынке.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. К эмиссионным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Их выпуск(в отличие от неэмиссионных) в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в финансовых органах. Еще одна их особенность – они размещаются выпусками; имеют равные сроки и объемы реализации прав внутри одного выпуска.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием.

К долевым ценным бумагам относятся акции, сертификаты акций, инвестиционные паи. Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Классификация видов ценных бумаг по важнейшим эмитентам следующая:

– государственные ценные бумаги, которые выпускаются федеральным правительством;

– муниципальные ценные бумаги, которые выпускаются местными органами власти;

– корпоративные ценные бумаги, выпускаемые частным бизнесом (в основном акционерными обществами). В зависимости от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают:

– предъявительские ценные бумаги – права по этой бумаге принадлежат лицу, которое ее предоставляет;

– именные ценные бумаги предусматривают однозначную идентификацию владельца;

– ордерные ценные бумаги – права по ним могут принадлежать названному в ценной бумаге лицу, которое само осуществляет эти права или назначает своим распоряжением другое правомочное лицо (вексель и чек). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной подписи – индоссамента. Особый вид ценных бумаг – бумажные деньги (банкноты). Это своеобразные долговые обязательства Центрального банка страны.

Сравните основные виды денег,покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций.

Функции денег - средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости (масштаб цен), средство платежа, мировые деньги.

Кредит,его функции и виды.

Кредит - это предоставление кредитодателем в денежной или товарной форме на условиях возвратности заемщику в долг денег или товаров.

Он возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а рассрочкой платежа.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция – кредит способствует мобилизации (сосредоточению) временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и бюджетов.

2. Перераспределительная функция – кредит перемещает временно свободные денежные ресурсы из одной хозяйственной деятельности в другую, обеспечивая банку получение прибыли. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Кредит является стихийным регулятором экономики.

3. Функция содействия экономии издержек обращения – кредит позволяет восполнить временный недостаток собственных оборотных средств хозяйствующим субъектам. Он замещает движение в сфере обращения наличных денег, и тем самым обеспечивает экономию общих издержек обращения.

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала – кредит позволяет расширить масштабы производства или торговые операции и тем самым обеспечить дополнительную массу прибыли, способствует укреплению денежного обращения, он обслуживает денежный оборот, вытесняя из него наличные деньги.

5. Стимулирующая функция – кредит позволяет заемщику осуществлять инновации в форме внедрения в производства научных разработок и новых технологий.

3.Коммерческие банки и их операции

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные

особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк - в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

4. Банк -не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно современной теории их три:

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

3.регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка - банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма-банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы. На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...