Вид гражданской ответственности страхование сро. Зачем нужна страховка СРО


Рассмотрим, как в саморегулируемой организации проявляется динамика финансов, особенно в сфере страхования, и как этот процесс следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете.

СРО: допуск вместо лицензии

Что такое саморегулируемая организация? Это структура, целью которой не является непосредственное получение прибыли, выполняющая две главные функции:

  • объединение определенных специалистов или коммерсантов;
  • регулирование выполнения требований закона в рамках профессиональной деятельности.

К СВЕДЕНИЮ! Правила и особенности функционирования СРО определяет Федеральный закон № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007 г.

Вместо государственного лицензировании определенной деятельности вводится система самостоятельного регулирования специальной организацией, а именно СРО, которая выдает допуск на нужные виды работ. Допуск получают только члены СРО, которыми можно стать на добровольной основе, либо это объявляется обязательным.

Расходы, которые несут члены СРО , следующие:

  • взносы – вступительные, членские, компенсационный;
  • страхование гражданской ответственности.

Цели страховки СРО

Страхование гражданской ответственности – это механизм, помогающий обезопасить членов СРО и минимизировать денежные риски, которые могут наступить, если член СРО допустит причинение вреда. Так, в строительстве, где эта мера применяется практически всегда, вред может наступить из-за недостатков работ, влияющих на потенциальную безопасность капитального строительства, изысканий, архитектурных работ, проектирования.

Законодательство разрешает организации самой определять как необходимость страхования для вступления в ее члены, так и устанавливать его порядок и условия. Как правило, страхование гражданской ответственности СРО признается целесообразным и применяется чаще всего в обязательном порядке.

Механизм страховки СРО

Для осуществления страхования заключается соответствующий договор между членами СРО и выбранной ими страховой компанией. СРО может принять необходимость аккредитации страховой компании, то есть согласования требований СРО и правил, принятых у страховиков. Договор страхования может быть:

  • индивидуальным – заключаться с каждым членом по отдельности (в основном это имеет место при добровольном страховании);
  • коллективным – страхуются сразу все члены СРО (проще при обязательном страховании).

Договор может быть заключен на определенный срок (чаще выбирается год) или же «привязан» к конкретному объекту работ.

Если наступает страховой случай, страховая компания гарантирует возмещение, исходя из суммы, прописанной в договоре. Если средств окажется недостаточно, их дополнит специально созданный компенсационный фонд, в который члены СРО делают регулярные отчисления.

Внутренние правила страхования

Особенности страхования СРО уполномочено определять самостоятельно, главное, чтобы они не противоречили ряду государственных нормативных документов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций, а именно:

  • Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях»;
  • Градостроительного кодекса РФ (если речь идет о СРО в строительстве).

Требования по страхованию, которые нужно установить СРО , должны вносить ясность в следующие моменты:

  • в чем будет заключаться страховая услуга;
  • индивидуальным или коллективным будет договор;
  • временным или объектным;
  • как его будут заключать и расторгать;
  • можно ли вносить изменения, если да, то каким образом;
  • как будут урегулироваться вопросы, если наступит страховой случай (досудебное урегулирование, путем соглашения, обязательное информирование членами СРО о наступлении страхового случая);
  • как контролировать выписанные требования (мониторинг, плановые проверки, дисциплинарные меры).

ВАЖНО! Эти условия не могут содержать каких-то особенных индивидуальных требований к страховым компаниям, могущих уменьшить конкуренцию между ними.

Размер страхового тарифа

С одной стороны, выгоднее установить более крупную страховую сумму, поскольку в страховом случае она будет компенсирована страховой компанией в большем объеме, а чаще всего полностью, и к компенсационному фонду прибегать не придется. С другой стороны, высокая страховая сумма означает большие страховые взносы, что не будет «по вкусу» членам СРО, которые должны и регулярно оплачивать.

Бухгалтерский учет страховых платежей СРО

Проводки по платежам СРО – трем видам взносов и страхованию (страховые взносы ) – делаются за учетный период, их следует включать в текущие расходы. Несмотря на годовой учетный период, бухгалтерии СРО разрешено распределять эти средства по кварталам или по месяцам либо списывать единовременно (как будет зафиксировано в учетной политике СРО). Единовременный способ списания целесообразнее, за исключением прохождения по счетам больших сумм, сильно влияющих на отчетность определенных периодов.

Чтобы учесть расходы на страхование, нужно воспользоваться рекомендованным ПБУ специальным субсчетом счета 76: 76.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», отдельно по каждому заключенному договору страхования гражданской ответственности. Проводки будут следующими:

  • дебет 76.1, кредит 51 «Расчетные счета» (71 «Расчеты с подотчетными лицами») – выплата страховой премии;
  • дебет 51 (71), кредит 76.1 – возврат части страховой премии, если действие договора прекращено досрочно.

Начинать учет нужно с того дня, как договор страхования вступил в силу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если страховую премию выплачивают не сразу, а по частям, сумму нужно списывать не в течение всего срока действия договора, а только на тот срок, в течение которого оплата фактически вносилась.

Налоговый учет страховых платежей СРО

Существуют некоторые отличия между бухгалтерским и налоговым учетом средств по договорам страхования гражданской ответственности СРО. Рассмотрим важные нюансы налогового учета.

  1. Данные платежи освобождены от учета НДС.
  2. В налоговом учете единовременное списание возможно, только если страховой договор актуален в период действия отчетного периода налога на прибыль. Если договор более длительный, средства придется распределять.
  3. Налоговый учет не всегда принимает во внимание полную сумму затрат, как бухгалтерский. Ограничения, предусмотренные НК РФ:
    • лимит тарифов по обязательному имущественному страхованию (п. 2 ст. 263 НК РФ);
    • для индивидуального добровольного страхования сроком не менее чем на год сумма на одного члена СРО не превышает 15 000 руб. в год (п. 16 ст. 255 НК РФ).
  4. Налоговый учет позволяет признавать расходы только с началом осуществления выплат.

Налоговые выплаты по данной статье проходят как «Прочие расходы».

Некоммерческие организации, так называемые СРО, которые объединяют предпринимателей, компании и организации, работающие в определенной сфере деятельности, на сегодняшний день являются основным регулирующим органом в строительстве, проектировании, инженерных изысканий и других отраслях российской экономики.

Вступление в саморегулируемую организацию требует от предприятия предоставления определенного пакета документов и выполнения ряда условий, выдвигаемых СРО. Требования зависят от сферы деятельности, однако СРО страхование является одним из самых распространенных и применяется и в строительстве, и в проектировании и в других областях.

Преимущества страхования СРО

Стоит отметить, что страхование гражданской ответственности всех членов саморегулируемого сообщества выгодно в первую очередь для самой СРО, так как является наиболее эффективным и выгодным с точки зрения экономии инструментом обеспечения субсидиарной ответственности, то есть выплаты за судебные издержки и возмещение вреда, которые могут возникнуть в том случае, если один из членов СРО не выполнил свои обязательства перед клиентами и заказчиками в полном объеме.

Однако и для самих участников СРО страхование становится выгодным экономическим инструментом, позволяющим минимизировать расходы при вступлении в организацию в дальнейшем, в случае возникновения случаев страховой ответственности.

Так, при все участники обязаны внести определенную сумму в компенсационный фонд организации, если же предприятие оформляет страховку, то сумма такого взноса значительно уменьшается:
1. Взнос при вступлении в саморегулируемые организации, действующие в сфере инженерных изысканий, составляет 500 тысяч рублей, если же у участника есть договор страхования гражданской ответственности, сумма взноса снижается до 150 тысяч.
2. Взнос в компенсационный фонд СРО, работающих в сфере проектирования, также составляет 500 тысяч рублей, соответственно, наличие договора страхования понижает эту сумму до 150 тысяч.
3. Самый большой взнос в компенсационный фонд ожидает строительные компании – 1 миллион рублей, если же предприятие-застройщик заключает договор страхования гражданской ответственности, данная сумма уменьшается до 300 тысяч рублей.

СРО страхование – уменьшение финансовых рисков

В зависимости от условий страховой компании, участник СРО может заключить договор страхования на достаточно большую сумму, что позволит в будущем оставить в неприкосновенности компенсационный фонд и погасить всю сумму издержек за счет страховых выплат. Например, в отдельных случаях застраховать свою гражданскую ответственность можно на сумму до 100 миллионов рублей.

Кроме того, стоимость самого страхования СРО, то есть оплата услуг страховой компании, значительно ниже, чем размер взноса в компенсационный фонд, так что экономия для членов саморегулируемой организации оказывается очень весомой.

В целом СРО страхование – это гарантия финансовой устойчивости участников организации, минимизации расходов и сохранения компенсационного фонда для особых, не покрываемых страховыми выплатами случаев.

В декабре 2016 г. ВСС получил статус саморегулируемой организации (СРО) на страховом рынке. Членство финансовых организаций в СРО, согласно законодательству, является обязательным. После получения статуса СРО союз расформировал 17 ранее действовавших комитетов и приступил к формированию новых. Теперь в ВСС будет 15 комитетов, сообщил АСН президент союза Игорь Юргенс. «Ряд комитетов и рабочих групп на данный момент уже выполнили свои задачи, необходима оптимизация деятельности комитетов и рабочих групп, также в состав ВСС вошли новые представители и составы требуют актуализации», – говорит он.

Созданные комитеты делятся на два типа – одни касаются отдельных видов страхования, другие являются «сквозными» – для различных видов бизнеса. Президиум ВСС утвердил председателей 14 новых комитетов следующим образом.

Комитет по информационным технологиям – генеральный директор СК «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров; Комитет по перестрахованию – председатель правления СК «СОГАЗ» Антон Устинов; Комитет по моторному страхованию (физических и юридических лиц) возглавил генеральный директор СК «Ингосстрах» Михаил Волков; Комитет по имущественному страхованию физических лиц – генеральный директор СК «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик; Комитет по имущественному страхованию юридических лиц – генеральный директор «ВСК» Олег Овсяницкий; Совет по медицинскому страхованию – генеральный директор «АльфаСтрахование-ОМС» Андрей Рыжаков; Комитет по тарифам, статистике и резервам – советник генерального директора СК «Сбербанк страхование жизни» Дмитрий Попов; Комитет по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни возглавил член совета директоров СК «Сбербанк страхование жизни» Максим Чернин; PR комитет – генеральный директор «СК «Согласие» Майя Тихонова; Комитет по электронной коммерции и цифровым сервисам – генеральный директор СК «ВТБ Страхование» Геннадий Гальперин; Финансовый комитет – председатель совета директоров «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» Андрей Зернов; Комитет по противодействию мошенничеству – генеральный директор «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов; Комитет по региональному развитию – генеральный директор МСК «СТРАЖ» Сергей Гущин; Комитет по урегулированию убытков – генеральный директор «ГСК «ЮГОРИЯ» Алексей Охлопков.

Определиться с председателем комитета по правовым вопросам президиум ВСС не смог из-за отсутствия кандидатов, однако в ближайшее время его руководитель станет известен, заверили в пресс-службе союза.

По словам Юргенса, страховые и перестраховочные компании должны вступить в СРО до 3 июня. Компании, не вошедшие в состав СРО в указанный срок, не смогут осуществлять страховую деятельность. По состоянию на 17 апреля 2017 г. в состав ВСС (с учетом вступления новых членов) входят 169 страховые организации – члены союза.

Вице-президент ВСС Светлана Гусар ранее в свою очередь предупредила, что союз будет публиковать списки тех компаний, которые еще не вступили в СРО. Это позволит понять, «кто с 3 июня претендент на отзыв лицензии», отметила Гусар. Она также подчеркнула, что некоторые организаторы тендеров в перечень требований стали включать информацию о членстве страховой компании в ВСС.

Саморегулирование на страховом рынке

В новом тысячелетии деятельность российских страховых компаний достигла качественно нового уровня. Тенденция устойчивого роста общих показателей сменилась увеличением сбора страховых премий и выплат по страхованию иному, чем страхование жизни, т.е. классическим видам страхования. Так, за 2002 г. премии в совокупности по всем видам страхования увеличились всего на 8,1%, до 300,4 млрд руб., в то время как по страхованию имущества отмечался рост на 54,9%, по страхованию ответственности - на 32,1%. Доля страхования в ВВП увеличилась до 3%, страховые резервы превысили 100 млрд руб.

Активизация деятельности на страховом рынке привела не только к улучшению обслуживания страхователей и повышению качества страховых услуг, но и породила желание страхового сообщества принимать участие в регулировании рыночных процессов.

Объединения страховщиков, создаваемые первоначально для защиты интересов своих участников, начинают обсуждать внедрение элементов самоуправления в страховой отрасли.

Саморегулирование страховой деятельности — это предусмотренное законодательством регулирование страхового рынка в целом или отдельных его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, в данном случае Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ.

Такое определение позволяет использовать данный инструмент регулирования не только среди страховых компаний, но и брокеров, а также иных субъектов, определенных термином "профессиональный участник страхового рынка". Кроме того, учитывая, что многие объединения страховщиков создаются не по территориальному, а по профессиональному принципу (союз медицинских страховщиков, автостраховщиков, страховщиков топливно-энергетического комплекса), можно прогнозировать создание саморегулируемых организаций и по отдельным направлениям страховых услуг.

Возникает вполне закономерный вопрос: а как саморегулирование будет сочетаться с регулирующей функцией государства в лице страхового надзора и не будут ли противоречить или конкурировать эти два метода регулирования отношений на страховом рынке?

Во-первых, общепризнанно, что на страховом рынке, где страховая деятельность подлежит лицензированию и, соответственно, основные нормативы и показатели для страховой компании определяются страховым надзором, нормы саморегулирования могут только дополнять, расширять или ужесточать регулирование со стороны страхового надзора.

Во-вторых, государство законодательными актами может регламентировать деятельность саморегулируемой организации, определяя сферы воздействия каждого вида регулирования.

Таким образом, получается, что государственный надзор определяет минимальные требования к деятельности на страховом рынке, а саморегулируемая организация пытается выработать приемлемые формы их применения, выгодно отличающие профессиональных участников — членов СРО от других его участников. В некоторых случаях саморегулирование может замещать функции страхового надзора, например, по сбору статистических данных, обучению кадров и т.д.

Потребность страхового рынка России в инструментах саморегулирования возникла не случайно, разработка законопроекта "О саморегулируемых организациях" лишь ускорила выделение таких предпосылок внутри страхового сообщества. На современном этапе развития страхового рынка в Российской Федерации основным фактором внедрения элементов саморегулирования является недостаточное техническое развитие страхового надзора по сравнению с темпами роста страхового рынка и ассортимента страховых услуг.
Страховой рынок также нуждается в формировании профессиональных барьеров для недобросовестных участников, так как доверие страхователей является важнейшим фактором увеличения продаж страховых услуг. Возникла потребность в конструктивном диалоге страховщиков и страхователей для дальнейшего совершенствования страховых услуг.

Кроме того, уже сформированы основные принципы взаимодействия ВСС и Департамента страхового надзора Минфина РФ. Так, в соответствии с соглашением между сторонами, специалисты ВСС участвуют в изучении и подготовке нормативно-правовых актов, осуществляют помощь страховым компаниям в разрешении вопросов лицензирования, ведут образовательную деятельность. Неплохим примером для страхового сообщества выступают уже созданные саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг (НАУФОР, ПАРТАД).

Конечно, саморегулирование имеет свои преимущества и недостатки.
Положительные моменты саморегулирования доста-точно хорошо известны, поэтому упомянем лишь наиболее важные из них. Нормы саморегулирования намного гибче требований государственного регулирования и адекватно трансформируются под влиянием реалий страхового рынка. Всем известно, сколько сил страхового сообщества затрачено на изменение существующей системы лицензирования страховой деятельности, в то время как внедрение процедуры использования типовых правил при лицензировании и уведомительного характера регистрации изменений, вносимых в правила, позволят не столько ускорить лицензирование, сколько быстро изменять страховые услуги в соответствие с требованиями страхователей.

Необходимо отметить, что механизмы разрешения споров между страховыми компаниями в рамках саморегулируемой организации (третейские суды) менее затратны и учитывают специфику страхования, а между страховщиками и страхователями — позволяют "не выносить сор из избы", что положительно сказывается на имидже отрасли в целом.

Кроме того, у страховых компаний появляется реальная возможность влиять на нормотворчество, что затруднительно в случае монопольного регулирования со стороны департамента страхового надзора.

Основным недостатком саморегулирования является возможность ограничения конкуренции на рынке страховых услуг. Общее положение, определенное ст. 6 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", гласит: "Запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции".

Хотя позиция Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ поданному вопросу четко не сформулирована, можно предположить, что опасность ограничения конкуренции возрастает, если членство в саморегулируемой организации или объединении является обязательным. На данный момент на страховом рынке сложилась похожая ситуация, связанная с реализацией Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В соответствии с законом создано профессиональное объединение Российский союз автостраховщиков, с обязательным членством в случае получения лицензии на обязательное страхование ответственности автовладельцев. В силу этого обстоятельства союзу следует уделить повышенное внимание соблюдению антимонопольного законодательства при осуществлении своей деятельности.

К проблемным аспектам саморегулирования можно отнести то, что существует недоверие со стороны общества в целом к способности объединений страховщиков учитывать не только интересы компаний, но и страхователей, а также то, что всегда существует противоречие между защитой интересов участников саморегулируемой организации и прочих профессиональных участников.

Статус саморегулируемой организации, в том числе и на страховом рынке, пока точно не определен, но проект Закона "О саморегулируемых организациях" предполагает обеспечение деятельности СРО как некоммерческой организации. Положение некоммерческих организаций на страховом рынке регулируется Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях в РФ".
Кроме того, Федеральный закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" ст. 14 определяет, что страховые организации могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства РФ. Эти организации не могут непосредственно заниматься страховой деятельностью.

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предписывает страховщикам, пожелавшим заниматься этим видом страхования, обязательно стать членами "профессионального объединения страховщиков".

В соответствии с законодательством, под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая основной целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять деятельность в соответствии с целями, обозначенными в уставе, в то время как коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т.е. имеют право проводить любую деятельность в рамках законодательства.

Для некоммерческих организаций в страховании не предусмотрен минимальный размер уставного капитала (фонда), а также возможность банкротства.
Источниками существования союзов и ассоциаций являются взносы учредителей, помощь и поддержка органов государственной власти, управления и органов местного самоуправления и иных пожертвований.

Таким образом, учитывая, что СРО представляют собой некоммерческие организации, которые по определенным признакам отвечают термину "саморегулируемые", к основным нормативно-правовым актам, регулирующим их деятельность на страховом рынке, могут относиться ГК РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "Об организации страхового дела в РФ" и ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В перспективе основным законом, регулирующим деятельность СРО, будет Закон "О саморегулируемых организациях", а специфические черты, характерные для СРО на страховом рынке, найдут отражение в Федеральном законе "Об изменениях и дополнениях в ФЗ "Об организации страхового дела в РФ".

Можно прогнозировать, что в СРО преобразуются часть объединений страховщиков, действующих на страховом рынке. По данным Департамента страхового надзора, на 01.10.2002 г. зарегистрировано 66 страховых объединений в виде союзов и ассоциаций, из которых 20 (30,3%) организаций являются объединениями медицинских страховщиков. Большинство зарегистрированных организаций (50 союзов и ассоциаций, или 75,8%) объединяют страховщиков по территориальному принципу, 11 организаций (16,7%) — по отрасли страхования, три организации (4,5%) — по интересам определенной страховой компании и две не удалось классифицировать по имеющейся информации. Причем некоторых из действующих объединений в списке не оказалось, например некоммерческого партнерства "Союз страховщиков Якутии" и Российского союза автостраховщиков. Учитывая уведомительный характер регистрации объединений страховщиков в Минфине, на данный момент представляется актуальным составление базы данных действующих страховых объединений и распределения страховщиков "по общественным интересам".

Особенности создания и деятельности саморегулируемых организаций могут определяться как общим законодательством с учетом положений законопроекта "О саморегулируемых организациях", так и страховым законодательством и специфическими условиями страхового рынка.

В перспективе саморегулируемыми организациями на страховом рынке могут признаваться негосударственные некоммерческие организации, объединяющие профессиональных участников страхового рынка. Определение профессионального участника страхового рынка в том виде, в каком оно приведено в поправках к Закону "Об организации страхового дела в РФ", позволяет причислить к этой категории не только страховые организации и общества взаимного страхования, но также страховых брокеров, агентов и актуариев. Соответственно, можно прогнозировать появление на страховом рынке саморегулируемых организаций страховщиков, брокеров, возможно, страховых агентов и актуариев. О целесообразности объединения в единую саморегулируемую организацию профессиональных участников страхового рынка также имеет смысл говорить в связи с тем, что в "СРО могут входить профессиональные участники, осуществляющие деятельность одного вида либо различных видов, характеризующихся единством отрасли экономики".
На страховом рынке некоммерческие объединения представлены в основном союзами и ассоциациями, в которые входят согласно ГК РФ только юридические лица, поэтому участие в такой "мегаСРО" страховых агентов, актуариев и частично брокеров будет возможным исключительно через иные виды некоммерческих организаций.

Помимо того, участниками саморегулируемых организаций могут быть как субъекты страхового рынка, так и некоммерческие организации, не являющиеся СРО. При этом к членам объединений — членов СРО применяются аналогичные требования, как и к прямым членам. Похожая ситуация уже существует среди страховщиков. Так, ассоциированными членами ВСС являются 16 союзов и ассоциаций, через посредство которых в работе союза принимают участие еще более 300 страховщиков, помимо 226 прямых членов.

Дискуссионными остаются требования к СРО по числу участников. Принимая во внимание наличие федерального, регионального и местного уровня таких организаций, можно согласиться с требованием законопроекта "О саморегулируемых организациях в РФ", ограничивающим минимальное число участников 50 компаниями. Но при этом целесообразно ввести показатель минимальной доли страховой премии, собираемой участниками в размере 25% по региону в зависимости от уровня.

Кроме того, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ко всем саморегулируемым организациям, страховая СРО должна опубликовать правила и стандарты деятельности на страховом рынке и правила деловой этики, которые обязательны для исполнения всеми, в том числе и ассоциированными, участниками. Кроме того, ответственность всех членов СРО должна быть застрахована на сумму не менее 30 тыс. руб. на каждого участника путем создания общества взаимного страхования.

Статус саморегулируемой некоммерческая организация на страховом рынке приобретает на общих основаниях, т.е. путем внесения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций. В целях упорядочения деятельности СРО на страховом рынке и контроля за их деятельностью при регистрации СРО обязательным и решающим, на наш взгляд, должно быть заключение органа страхового надзора, в основную функцию которого входила бы проверка компаний — участников объединения и показателей его доли на страховом рынке определенного уровня.

Участие профессиональных субъектов страхового рынка в СРО является добровольным, но в некоторых случаях, при осуществлении, например, как уже говорилось, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, законом предусмотрена обязательность такого участия.
Цель функционирования саморегулируемой организации на страховом рынке, как и любого другого объединения, сводится к защите интересов ее участников и развитию страховой отрасли в целом. Несомненно, достаточная с юридической точки зрения, такая формулировка не может оценить всех присущих саморегулируемым организациям функций.

Остановимся на комплексе функций СРО, направленных на защиту интересов страховых компаний — участников такого союза или ассоциации.
На первом месте находятся услуги, связанные с прямой защитой интересов участников в отношениях с государством. Данный блок функций наиболее полно обозначен в законопроекте "О саморегулируемых организациях" и предусматривает:

Представление интересов участников СРО в отношениях с любыми органами государственной власти;
. осуществление предварительной экспертизы нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы регулирования профессиональной деятельности на страховом рынке;
. направление в департамент страхового надзора Минфина РФ ходатайств о выдаче, приостановлении действия и отзыве лицензии участников СРО;
. при отклонении Департаментом страхового надзора Ходатайства о выдаче, приостановлении действия или отзыве лицензии СРО может обжаловать действия исполнительного органа в судебном порядке;
. обжалование в административном или судебном порядке любых актов и действий (бездействия) органов власти.
Вторым важнейшим элементом защиты интересов участников СРО является обеспечение их цивилизованного взаимодействия друг с другом. Данная функция определяет:
. разработку и установление обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности на страховом рынке;
. контроль исполнения этих стандартов и правил участниками страхового рынка;
. разработку входных требований к профессиональным участникам (не членам СРО);
. применение мер дисциплинарного воздействия к участникам СРО за нарушение требований ее устава, правил и стандартов;
. организацию третейских разбирательств споров, возникающих между участниками СРО;
. осуществление сбора, обработки и хранения информации о финансово-хозяйственной деятельности своих участников;
. организацию профессионального обучения и аттестации сотрудников участников СРО на основе самостоятельно разработанных и обязательных для применения на основании закона методик и программ обучения.

Следующий блок функций, выполняемых СРО на страховом рынке, связан с установлением благоприятного для страховой отрасли режима государственного регулирования и улучшения имиджа страховой отрасли в глазах общества.
Необходимость и важность данного блока услуг со стороны СРО не столько для участников, сколько для рынка в целом определяется потребностью в прямом лоббировании интересов страховой отрасли и снижением доверия к страховым институтам со стороны граждан РФ.

Отличительной чертой СРО является также взаимодействие с потребителями страховых услуг: подача исков, жалоб и заявлений в защиту интересов потребителей страховых услуги организация третейских разбирательств споров, возникающих между участниками СРО и потребителями страховых услуг.

Кроме широких полномочий, которые делегируются СРО, на них, по сравнению с "обычными" некоммерческими организациями, налагаются дополнительные обязанности и ограничения:

Обязанность по раскрытию информации о собственной деятельности и деятельности своих участников;
. контроль за исполнением стандартов и правил профессиональной деятельности, реагирование на любые случаи их нарушений;
. запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
. законодательное ограничение источников финансирования СРО;
. недопустимость вступления СРО в коммерческие отношения со своими участниками, представителями их органов управления, трудовых коллективов;
. формирование органов управления СРО в соответствии с требованиями, обозначенными в нормативно-правовых актах.

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости введения механизмов самоуправления в страховую отрасль нашей, страны. Дальнейшее движение в этом направлении сдерживается отсутствием Закона "О саморегулируемых организациях" и единой базы действующих союзов и организаций на страховом рынке РФ.

Тем не менее, в создавшихся условиях представляется возможным предусмотреть деятельность саморегулируемых организаций уже в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и другие законодательные акты". Для более точной оценки параметров страховых СРО целесообразно создать с привлечением специалистов ВСС реестр союзов и ассоциаций с подробным анализом полученных результатов.

Нормальная строительная организация стремится создать условия для максимально безопасного строительства. Но даже использование передовых технологий и современных средств безопасности не дают стопроцентной защиты от аварий и несчастных случаев. В этой ситуации на помощь приходит договор страхования ответственности членов СРО. О том, что собой представляет страхование саморегулируемых организаций и на что следует обратить внимание перед его подписанием, мы и расскажем в нашей статье.

Что такое страхование ответственности членов СРО?

Страхование гражданской ответственности членов СРО гарантирует защиту ее материальных интересов при возникновении ЧП. Наибольшей популярностью пользуется индивидуальный вид страхования, то есть когда организация заключает договор без посредничества СРО. В этом случае размер взноса гораздо ниже по сравнению с коллективной формой страхования.

Если же компания выбирает коллективную форму страхования, то страхователем в данном случае выступает непосредственно СРО. Тут схема выглядит следующим образом. Помимо индивидуального оформляется коллективное страхование СРО, то есть вне зависимости от индивидуальных договоров страхования СРО дополнительно заключает коллективный страховой договор. В этом случае сумма взноса в несколько раз превышает сумму индивидуального страхования. Зато этих размеров достаточно, чтобы причиненный третьей стороне вред был компенсирован в полном объеме. Заключается такой договор страхования на весь период строительства, а сроки устанавливаются, исходя из проектной декларации.

В России установлен минимальный порог платежа, который необходимо внести при вступлении в СРО и при страховании для получения допуска к работам:

  • строительство – 1 млн. руб.;
  • проектирование и изыскания – 500 тыс. руб.

Что и от чего можно застраховать?

Страхование членов СРО включает в себя комплексную защиту по следующим страховым рискам:

  • строительно-монтажные работы;
  • несчастные случаи;
  • аварийные ситуации;
  • ответственность за результаты негосударственной экспертизы и т.д.

При возникновении страхового случая, то есть любой ситуации, указанной в договоре, страховая компания берет на себя обязательства по возмещению ущерба третьим лицам. Это очень удобно и защищает строительную компанию от крупных материальных убытков. Ведь полис страхования в полной мере способен покрыть причиненный вред.

Такой вид страхования в первую очередь направлен на страхование специализированного оборудования и техники. Помимо этого объектом страхования может выступать имущество юридических лиц. В случае наступления страхового случая страховая компания обязуется покрыть убытки, причиненные вследствие:

  • порчи имущества третьих лиц и объектов культуры;
  • нанесения вреда здоровью третьих лиц, в том числе потери заработка из-за утраты трудоспособности, расходов на похороны, частичного покрытия дохода, которого лишились иждивенцы в связи со смертью третьего лица;
  • вреда, нанесенного окружающей среде.

Расчеты тарифа и страховой премии

Сумма страхования каждого члена СРО устанавливается индивидуально. Она зависит от количества и видов работ, на которые организация получает допуск. Помимо этого на размер тарифа влияют следующие факторы:

  • индивидуальные условия страховки;
  • длительность работ;
  • наличие судебных исков за последнее время;
  • наличие франшизы и т.д.

Стандартное страхование СРО в строительстве предлагает два варианта расчета тарифа:

  • поквартирное страхование. В этом случае средний тариф колеблется в районе 1,5 — 1,7%. По мере проведения строительных работ размер страховой премии относительно стоимости каждой квартиры будет постепенно снижаться;
  • единое страхование многоквартирного дома. Это более выгодный вариант. В среднем страховые компании предлагают тариф в районе 0,75-1%. Однако в этом случае по мере проведения строительных работ страховая премия относительно каждой квартиры будет неизменной.

Каждая страховая компания предлагает свои условия. Именно поэтому прежде, чем остановить свой выбор на какой-либо компании, следует изучить условия хотя бы у 2-3 страховщиков.

Заключаем договор: важные детали

Перед подписанием договора важно его тщательно изучить, обращая внимание на всевозможные мелочи. В законодательстве часто используется такое словосочетание как «недостатки работ». Имеются ввиду строительные недочеты, выявленные на этапе контроля: отклонения от норм и правил при строительстве или по его окончании. В этом случае застрахованным является только вред, который причинен как результат отклонения от установленных норм. Чтобы улучшить положение застрахованного лица, в договоре следует употреблять понятия, расширяющие зону ответственности страховой компании.

Также стоит обратить внимание на формулировку «покрытие вреда в результате всей строительной деятельности». Этот вариант дает возможность получить гораздо большую сумму страховой компенсации по сравнению с формулировкой, обозначающей покрытие вреда в результате только конкретных видов деятельности.

Помимо этого нужно проследить, чтобы из договора не было исключена ответственность за вред, причиненный окружающей среде. Именно этот нехитрый прием часто практикуют страховые компании, чтобы снизить итоговую сумму страховых выплат.

Чтобы стать членом СРО, процедуру страхования нужно пройти в обязательном порядке. А значит, организация столкнется с этой проблемой неизбежно. В случае же аварии это принесет дополнительные хлопоты и финансовые траты. Потому лучше предусмотреть проблемы заранее и застраховаться.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...