Валютные ограничения цели применения и способы реализации. Контрольная работа: Валютные ограничения и валютный риск


Как и в иных странах, валютные ограничения в России – это система ограничительных мер, которая направлена на поддержание стабильности российской валюты. В статье подробно рассмотрим о валютных ограничениях и валютной правоспособности в РФ.

Валютные ограничения в России

Важно! Под валютными ценностями понимают денежные средства и ценные бумаги иных государств, номинальная стоимость которых выражена не в российской, а в другой валюте.

Все мероприятия по контролю за валютными ценностями представлены определенными ограничениями, которые относятся к таким сферам, как:

  1. Взаиморасчеты по сделкам в импортной/экспортной сфере.
  2. Законодательные ограничения при обмене валюты.
  3. Переводы финансовых средств физическими и юридическими лицами.
  4. Возможность ввоза денежных средств.

Основной причиной контроля является вероятность повышенного спроса на покупку валюты другой страны. Как правило, такие меры имеют отношение к ограничениям в отношении импортных операций. Например, покупка валюты на определенную сумму с целью оплаты контракта возможно после того, как будут оформлены необходимые документы и получено разрешение у органов контроля.

Еще одним направлением является контроль экспортных операций. При получении российской фирмой оплаты в валюте, ей необходимо продать часть ее или всю полностью государству по определенному курсу. Какую именно часть полученной валюты компания обязана обменять зависит от экономической ситуации в стране.

Кроме того, по определенным видам сделок банки обязаны уведомлять органы контроля. К ним относят:

  1. Возврат российской компанией полученного ранее в иностранной валюте аванса нерезиденту.
  2. Выплату штрафов иностранным компаниям, если их размер больше 1/10 части суммы сделки.
  3. Предоставление услуг, оплачиваемых в иностранной валюте, зарегистрированным в оффшорной зоне нерезидентам.
  4. Продажа товаров (услуг) российской компании иностранной фирмой, зарегистрированной в оффшорной зоне при оплате в валюте.

Виды валютных ограничений в РФ

Различают следующие сферы ограничений:

  1. По направлению движения капитала (например, приток и отток капитала).
  2. В зависимости от разграничений сферы приложения. Контроль касается предпринимательской деятельности, а также вопросов движения капитала.
  3. Различные способы контроля, например, регламентация, ограничение операций или их запрещение.
  4. Разные области применения, например, к операциям резидентов РФ и нерезидентов.

Любые ограничительные меры относят к одной из категорий:

  • обязательное проведение лицензирования при покупке валюты или при проведении валютных операций;
  • обязательная продажа государству части полученного дохода в валюте по установленному курсу;
  • установление временных и количественных ограничений при проведении расчетов.

Важно! Все ограничительные меры в первую очередь направлены на уходящий из страны или поступающий в страну капитал.

Валютная правоспособность

В соответствии с валютным правом, к субъектам рассматриваемых правоотношений относятся:

  • резидентов РФ;
  • нерезидентов РФ;
  • компании (как государственные, так и частные), банки, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны осуществлять контроль в данной сфере правоотношений (органы и агенты валютного контроля).

Валютная правоспособность подразумевает, что субъекты данных правоотношений имеют определенные права и обязанности в валютной сфере. Под валютной дееспособностью понимают право лица на самостоятельное (или через представителей) приобретение, прекращение или изменение прав и обязанностей в данной сфере. Это также подразумевает ответственность субъектов в случае нарушения ими законодательных норм, регламентирующих данную сферу.

Ограничения для граждан РФ

На основании ст. 9 закона «О валютном контроле и регулировании», операции между резидентами РФ относятся к запрещенным. С 2018 года произошли некоторые изменения в законе, в соответствии с которыми по иному определяется кто именно считается резидентом. Ранее определенные категории граждан к валютным резидентам не относились и требования законодательства к ним были снижены. Но в теперь все граждане РФ – это валютные резиденты. Однако, к определенной категории граждан законодательные требования напротив были снижены. Например, для многих лиц установлено разрешение на открытие счетов в российской или иностранной валюте в банках, находящихся за пределами РФ. Исключения установлены для некоторых лиц согласно закона 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета в иностранных банках».

Валютный иммунитет сохраняется у тех граждан РФ, которые в течение года проживают за пределами государства не менее 183 дней. Причем число выездов из страны и въездов в страну на указанный статус не влияют.

До того, как данные изменения вступили в силу, приезд лица в РФ говорил о прекращении его статуса резидента и в действие вступали ограничения, которые приняты для лиц, постоянно находящихся в России. Послабления в законе касаются лиц, которые за пределами РФ находятся более 183 дней в течение года. В случае валютных операций при покупке авто или недвижимости, установленные ограничения с них снимаются. Относится это к имуществу, находящемуся за пределами РФ. До недавнего времени в таких ситуациях требовалось производить зачисление полученных средств на счет в российском банке.

Обязанности резидентов РФ

К обязанностям резидентов РФ относят:

  • уведомление налоговой о любых фактах, относящихся к открытию, закрытию, либо изменению реквизитов счета в иностранном банке;
  • представление отчетности по движению валюты на счетах в иностранных в банках (направить отчет по почте или через Личный кабинет на сайте налоговой);
  • запрет на выполнение определенных валютных операций (разрешенные операции приведены в ст. 12 закона «О валютном контроле»);
  • для стран, входящих в ОЭСР или ФАТВ, разрешается покупка недвижимости или авто, если счет компании-продавца находится в банковской организации этой страны.

Согласно новой редакции закона «О валютном контроле», операции по покупке или реализации авто или недвижимости возможны, если и одна и другая сторона сделки не являются гражданами России, а также если стороны контракта являются резидентами, но в стране они не прожили более 183 дней

Ответственность за нарушения законодательства

Важно! При нарушении законодательства о валютном контроле, при котором контрагент попадает под валютные ограничения, участникам будет грозить штраф в размере 75-100% суммы сделки.

Все изменения валютного законодательства, которые произошли в последнее время, дают большее количество возможностей для граждан. Однако, это не означает, что ограничения стали более мягкими и увеличилась возможность получения зарплаты в валюте или проведения определенных валютных операций.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Когда гражданин РФ является резидентом, а когда нет?

Ответ: С начала 2018 года все граждане РФ признаются резидентами. Раньше статуса резидента граждане лишались при нахождении за пределами РФ более года, при это возвращение даже на день позволяло вернуть данный статус.

Однако, в настоящее время российский гражданин всегда является резидентом, а от государственного контроля освободиться можно, если провести за границей 183 дня в течение календарного года. При этом значение визиты в Россию иметь не будут.

Вопрос: Какие послабления действуют для резидентов РФ в случае нахождения за пределами России более 183 дней в течение календарного года?

Ответ: Согласно законодательства, валютные резиденты должны декларировать свои счета в иностранных банках, представлять отчеты о движении денег по этим счетам. Перечень валютных операция по счетам в иностранных банках имеет некоторые ограничения, за нарушение которых штраф составит от 75 до 100% суммы сделки. Но, если гражданин находится за пределами РФ более 183 дней за год, то именно от этих обязанностей он и освобождается. То есть он не должен будет декларировать свой счет и представлять отчет о движениях по счетам. Также им не будет грозить штраф в случае начисления денег от продажи акций на счет в иностранном банке. Граждане вправе работать за границей и не переживать о необходимости подавать ежегодную отчетности.

Валютные ограничения – это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Целями валютных ограничений являются:

выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.

Основными принципами валютных ограничений являются:

централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.

Соответственно различают категории валютных счетов: свободно конвертируемые; внутренние (в национальной валюте с использование в пределах страны); по двусторонним правительственным соглашениям; блокированные (т.е. официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей).

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.

Негативное значение валютных ограничений состоит в следующем:

во-первых, они нарушают единство мирового хозяйства; во-вторых, препятствуют свободному развитию внешней торговли; в третьих, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.

Нередко валютные ограничения сочетаются с той или иной формой валютного демпинга. Например, когда государство, устанавливая официальный валютный курс, допускает надбавки к нему при покупке центральными банками иностранной валюты у экспортеров, то оно тем самым создает систему экспортных премий и стимулирует демпинг, ведущий к дальнейшему обострению конкурентной борьбы на мировом рынке.

Различают формы валютных ограничений по сферам их применения:

По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах: блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами; обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам; ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии; ограничение на форвардные покупки импортерами иностранной валюты; запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту; запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой; регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

При этом строго контролируются авансовые платежи иностранным экспортерам. Например, в Бельгии в марте 1983 г. были установлены ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты за национальную (30 дней) с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым (капитальным) операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах: При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов; контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении; полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым (капитальным) операциям: депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. Так, в ФРГ в 1978 г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была увеличена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить поток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержанию доллара; запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам. Например, в Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. также была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупку национальных ценных бумаг нерезидентами был введен в марте 1978 г.; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии); запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты; введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых).

В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению – центральному банку. Эта мера применялась в 1972-1979 гг. в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах для сдерживания притока капиталов из-за границы; ограничение ввоза валюты в страну. Впервые такая мера была введена в Швейцарии в 1976-1977 гг., а в 1979 г. банковским законом было запрещено банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, а также держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов; ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. Так, в Швейцарии такие ограничения практиковались с ноября 1974 г. по март 1980 г.: по продаже франков на срок более 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок – с 50 до 80%; применение принудительных депозитов. Например, в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым процентные ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центрально банке страны – Бундесбанке.

Введение валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, т.е. введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты, например в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%.

Валютные ограничения -- система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.

Впервые валютные ограничения были приняты в ряде стран ещё в период Первой мировой войны. Широкое распространение они получили в период мирового экономического кризиса 1929--1930 годов.В годы Второй мировой войны и в послевоенные годы валютные ограничения применялись почти во всех капиталистических странах. Свободу валютных операций сохранили лишь Соединённые Штаты Америки, Швейцария и ряд латиноамериканских государств. Валютные ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота страны-кредиторы.

Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков.

Валютные ограничения распространяются прежде всего на импортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетные направления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёры получают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта.

Экспортёры обязаны продавать иностранную валюту уполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированному официальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностранной валюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательной продажи валюты экспортёрами. Например, в Великобритании в годы Второй мировой войны вся иностранная валюта в обязательном порядке продавалась государству.

В целях стимулирования экспорта и регулирования импорта могут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок к официальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки на национальную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929--1933гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. В Германии, например, отклонения от официального курса колебались в пределах от 10 до 90%.

В условиях валютных ограничений отсутствует свободное движение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на перевод иностранной валюты за границу или установления специального разрешительного порядка вывоза иностранной валюты за границу.

В целом валютные ограничения отрицательно сказываются на интеграции страны в мировую экономическую систему, поэтому в современных условиях они рассматриваются как временная мера, имеющая целью защиту экономических интересов страны в условиях несбалансированной экономики и защиты экономических интересов страны.Валютное ограничение предполагает определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли. Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.

Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Система валютных ограничений состоит из множества элементов

Валютные ограничения, действующие в зарубежных странах. Необходимость введения тех или иных валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране и, кроме того, особенностями функционирования валютного рынка.

Как показывает мировая практика, государственные валютные ограничения используются довольно широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, в развитых странах нередко встречается обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные сроки (Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, ФРГ, Япония, Австралия). В Италии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии требуется особое разрешение на открытие валютных счетов не только в стране, но и за рубежом. В Канаде, Франции, Австралии необходимо предварительное разрешение для получения иностранного займа или инвестирования средств за границей.

Валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах (в отличие от развитых стран), охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и отличаются большей жесткостью. Это связано с нехваткой в этих странах валютных ресурсов и необходимостью регламентации их расходования.

Таким образом, спектр валютных ограничений, действующих в различных странах, очень разнообразен и напрямую зависит от экономической и политической ситуации в стране в определенный момент времени.

Сегодня практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены, так как они выполнили свои функции. Однако большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере активно используют возможности валютных ограничений. Так, в соответствии с данными МВФ только обязательное условие репатриации валютной выручки в настоящий момент зафиксировано в правовых актах около 50 государств. В их число входят Китай, Кипр, Чехия, Венгрия, Иран, Израиль, Польша, ЮАР, Турция и др. Системы валютного регулирования, ограничивающие валютные операции с помощью административных мер, функционируют, например, в Венгрии и Чехии. В Греции и Португалии существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше полноту репатриации валютной выручки контролируют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

Очевидно, что разнообразие общественных отношений в области оперирования субъектами валютного рынка валютой и валютными ценностями, а также множество связанных с этими отношениями ограничений не могут обходиться без правового регулирования.

Система валютных ограничений в Российской Федерации. Российская Федерация регулирует валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализации в данной сфере. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная валютная монополия. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями - одна из форм валютного регулирования и в Российской Федерации.

Принятым в 2003 г. новым Законом о валютном регулировании предусмотрены дальнейшие меры по либерализации государственного регулирования валютных отношений в Российской Федерации. Система валютных ограничений претерпевает значительные изменения в направлении сокращения и смягчения таких ограничений. Например, в п. 2 ст. 5 Закона указано, что если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Для реализации своих функций Правительство РФ и Банк России издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Именно этими актами могут предусматриваться валютные ограничения.

Вместе с тем, и на уровне Закона о валютном регулировании (глава 2 и 3) предусмотрен ряд важных валютных ограничений:

  • 1. статьей 9 Закона установлено, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением, например:
    • - операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
    • - операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
    • - операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
    • - операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • - операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных по законодательству Российской Федерации, и проведения расчетов в валюте Российской Федерации;
    • - операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте согласно законодательству Российской Федерации;
  • 2. в ст. 19 Закона содержится требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении ими внешнеторговой деятельности, что предусматривает:
  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, не выполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 3. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ст. 20 Закона).

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов (см. следующий параграф);

4. статьей 8 Закона закреплены права Банка России по введению такого ограничения, как требование об использовании специального счета.

Согласно п. 10 ст. 1 Закона, специальный счет - это банковский счет в уполномоченном банке, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

  • - расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
  • - расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
  • - операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
  • - операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

  • - расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
  • - расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;
  • - операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
  • - исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
  • - операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
  • - операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;
  • 5. пунктом 1 ст. 11 Закона предусмотрено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Это также является валютным ограничением;
  • 6. аналогичным ограничением является требование, установленное Банком России для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • 7. согласно ст. 13 Закона, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России. Например, в настоящее время процедура открытия и ведения рублевых счетов нерезидентами регулируется Инструкцией Банка России от 07.06.2004 г. № 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов” (Вестник Банка России. 2004. № 36);

8. статьей 12 Закона предусмотрены и некоторые ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Это лишь некоторые, наиболее типичные валютные ограничения, которые дают представление о сущности категории “валютное ограничение”.

Наличие валютных ограничений приводит к необходимости осуществления специальных мероприятий, способствующих обеспечению их надлежащего соблюдения. Система этих специальных мероприятий реализуется в процессе валютного контроля.

Валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства, которым предусматриваются валютные ограничения при осуществлении валютных операций. Другими словами, валютный контроль - это деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению:

  • а) определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений; валютный ограничение контроль стимулирование
  • б) проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • в) проверки обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • г) проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль - необходимый механизм воздействия на валютный рынок сегодня (См.: Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997 г. № 3). Этот механизм активно использовало абсолютное большинство государств в периоды восстановления хозяйства в послевоенные годы либо в период либерализации экономических отношений для защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. В соответствии с особенностями экономического развития разных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля. Тем не менее, такие государства объединяло понимание необходимости наличия валютного контроля как механизма, обеспечивающего стабильность и постепенность реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного этапа. Система указанного механизма достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и других государствах. Большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере используют возможности этого механизма. Отметим, что даже в случае формальной отмены валютного регулирования и контроля, как правило, наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, ведется.

Валютный контроль по сути своей подразумевает наличие некоего финансового механизма, позволяющего создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных. Валютный контроль является элементом системы валютного регулирования в целом.

Отношения, связанные с контролем со стороны соответствующих государственных органов, в том числе отношения, связанные с нарушением валютного законодательства, сопровождаются ответственностью за неправомерные действия.

В статье 3 Закона о валютном регулировании впервые на таком уровне определены основные принципы валютного контроля, а именно:

  • - приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • -- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • - единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • - единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • - обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.

Кроме того, в новом Законе о валютном регулировании имеется специальная норма (ст. 20), посвященная основному документу таможенно-банковского валютного контроля - паспорту сделки.

Органы и агенты валютного контроля. Законом о валютном регулировании определено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.

Как уже отмечалось, к органам валютного контроля относятся, прежде всего Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации.

Компетенция Правительства РФ в области валютного контроля нашла свое отражение в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712). В ст. 15 этого Закона среди полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой и денежной политики названо и осуществление валютного контроля. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

Функции Банка России по управлению валютными операциями очень многообразны. Согласно Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (СЗ РФ. 212. № 28. Ст. 2790) от 10.07.2002 № 86-ФЗ в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции:

  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • - издает нормативные акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;
  • - определяет режим осуществления валютных операций, в том числе:
    • 1. в отношении иностранной валюты - сферу и порядок обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте (предварительный контроль);
    • 2. порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг российскими резидентами (предварительный контроль);
    • 3. условия открытия российскими резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами России (предварительный контроль);
    • 4. в отношении валюты Российской Федерации (рубля) - порядок приобретения и использования рублей нерезидентами на территории РФ (предварительный контроль);
    • 5. правила проведения нерезидентами операций с рублями и рублевыми ценными бумагами (предварительный контроль);
    • 6. порядок ввоза и пересылки в Россию рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами (предварительный контроль).

Кроме того, в соответствии с названным Законом Банк России:

  • - выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций на территории РФ (предварительный контроль);
  • - устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю (предварительный контроль).

Банк России осуществляет надзор за соблюдением соответствия банковской деятельности действующему (в том числе валютному) законодательству. Представляется, что здесь уже можно говорить обо всех формах контроля.

Примером предварительного валютного контроля может служить установление лимита валютной позиции. Банк России вправе вводить лимиты (прямые максимальные количественные ограничения) на конверсионные операции каждого уполномоченного банка. Лимиты устанавливаются на объем конверсионных сделок, осуществляемых уполномоченным банком в течение месяца.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это уполномоченный Правительством орган исполнительной власти, образованный Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 341 (СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945). Согласно Положению о данной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.04. № 278 (СЗРФ. 2004. № 25. Ст. 2561), Служба является органом валютного контроля, “осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы” и реализует следующие функции в области валютного контроля:

  • - контролирует соответствие проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству России, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение этими лицами требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • - организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Федеральная налоговая служба представляет собой, в частности, федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции (осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями) на основании положения, утвержденного Постановлением. Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также Федеральная таможенная служба (согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства от 21.08.2004 № 429 (СЗ РФ. 2004. № 35. ст. 3637) таможенные органы восстановлены в качестве органов валютного контроля и осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в пределах своей компетенции).

Таможенные органы на основании п. 7. ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) осуществляют валютный контроль:

  • - за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;
  • - валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств,
  • - своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

К иным контролирующим органам можно отнести Минфин России, на который Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.04 № 329 (СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3258), в настоящее время возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в валютной сфере.

Закон о валютном регулировании в общих чертах определил полномочия органов и агентов валютного контроля.

Так, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Агенты валютного контроля с целью проведения контрольных мероприятий имеют право запрашивать и получать необходимые документы.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

В целом органы и агенты валютного контроля призваны обеспечить проведение единой государственной политики в сфере валютного регулирования и валютного контроля, что предполагает обеспечение правильного и единообразного применения и соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, предупреждение его нарушений и применение санкций за нарушение этого законодательства.

Таможенно-банковский валютный контроль. Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности. Важная особенность такого контроля - обязательное перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности (товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности). Это обстоятельство сближает в данном случае понятия валютного и таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с российским валютным законодательством и нормами ТК РФ, которыми установлен порядок таможенного контроля.

Система таможенно-банковского валютного контроля включает в себя валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за импортными операциями, валютный контроль за иными внешнеторговыми операциями. Рассмотрим некоторые из них.

В настоящее время порядок контроля за поступлением экспортной выручки и обоснованностью платежей по импортным поставкам регулируется Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” (Вестник Банка России. 2004. № 36).

Согласно этой Инструкции, паспорт сделки - это основной документ, позволяющий осуществить валютный контроль по конкретному контракту.

От понятия системы валютного контроля нужно отличать понятия механизма и процедуры валютного контроля. Понятие механизма валютного контроля носит прежде всего теоретический характер. А.Н.Козырин (Козырин А.Н.Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., Новый юрист. 1998) определил его как совокупность двух составляющих:

  • 1. субъективной составляющей - совокупности специальных лиц, институтов и органов, участвующих в процессе валютного контроля. Их можно объединить в две группы контролирующих субъектов (органы и агенты валютного контроля) и лиц, деятельность которых является объектом контроля. К основным контролирующим субъектам валютного контроля за внешнеторговыми операциями относятся таможенные органы и банки, что и дало название валютному контролю за соответствующими операциями - таможенно-банковский;
  • 2. функциональной составляющей - набора форм и методов контрольной деятельности. Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Практическую сторону валютного контроля раскрывает понятие процедуры валютного контроля, которую можно определить как урегулированный нормами права конкретный порядок действий органов и агентов валютного контроля по его осуществлению за отдельными видами валютных операций.

Таким образом, валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В настоящее время в Российской Федерации валютный контроль сводится к контролю за соблюдением действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов в области валютного регулирования.

К числу основных федеральных законов, составляющих нормативно-правовую базу валютного контроля, помимо рассмотренного Закона о валютном регулировании, следует также отнести ТК РФ, Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской деятельности” и др.

Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы: предварительный, текущий и последующий контроль. В совокупности они обеспечивают непрерывный характер валютного контроля. Метод валютного контроля - это приемы и способы его осуществления: наблюдение, проверка, ревизия, анализ. Основные методы - это ревизия и проверка.

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, совокупность правовых норм, административных правил и государственных мер, направленных на ограничение операций резидентов и нерезидентов с национальной и иностранной валютой, золотом, другими валютными ценностями. Валютные ограничения - составляющая валютной политикиι; сочетаются с кредитным и торговым регулированием. Впервые были введены в Австро-Венгрии, Германии и других странах во время 1-й мировой войны. Мировой экономической кризис 1929-33 годов, приведший к резкому ухудшению состояния платёжных балансов многих стран, вызвал широкое применение валютных ограничений. В годы 2-й мировой войны валютные ограничения были введены почти всеми странами, кроме США и Швейцарии. После войны МВФ стал выступать за их постепенную отмену.

В конце 1950-х годов во многих западноевропейских странах валютные ограничения были ослаблены, а в ряде стран отменены в связи с введением конвертируемости их валют. В условиях глобализации мировой экономики и её наиболее динамичной составной части - финансовой глобализации, которая бурно нарастала в последние десятилетия 20 века и продолжает интенсивно развиваться в 21 веке, наблюдается тенденция всё большей либерализации платежей по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. В странах развивающихся и трансформирующихся (страны с переходной экономикой) сохраняется валютный контроль, в первую очередь направленный на ограничение капитальных операций.

В развитых странах валютные ограничения применялись для уравновешивания платёжных балансов, поддержания курсов национальной валюты и пополнения валютных резервов. Эти же цели преследуют валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах и переходных экономиках, однако ограничения в этих странах обычно охватывают более широкий круг операций по валютным расчётам и отличаются большей жёсткостью. Но в 2000-е годы в этих группах стран наблюдается заметное смягчение валютных ограничений (особенно при платежах по текущим операциям). В России одной из неотменённых форм валютных ограничений является обязательная продажа предприятиями-экспортёрами 10% своей валютной выручки на внутреннем валютном рынке за рубли.

Основные меры при использовании валютных ограничений: сосредоточение операций с иностранной валютой в определённых банках (центральном или уполномоченных на проведение таких операций); регулирование платежей и переводов иностранной валюты за границу; обязательная продажа экспортной выручки (всей или части) центральному банку; ограничения в отношении вывоза и ввоза иностранной и национальной валюты; открытие специальных счетов нерезидентам в банках данной страны; запрет на открытие счетов резидентами в иностранных банках; разрешительная система при осуществлении капитальных операций; применение множественных валютных курсов. Валютные ограничения дают, как правило, кратковременный эффект, но в конечном счёте отрицательно влияют на международные экономические отношения.

Лит.: Фрей Л. И. Валютные и финансовые расчеты капиталистических стран. М., 1969; Валютный рынок и валютное регулирование. М., 1996.

1. Валютные ограничения: сущность, принципы, цели

1.1. Сущность валютных ограничений

1.2. Цели валютных ограничений

1.3. Принципы валютных ограничений

1.4. Меры, применяемые при валютных ограничениях

1.5. Влияние валютных ограничений на валютный курс и международные экономические отношения (МЭО)

2.1.Виды валютного риска

2.5. Защитные оговорки

Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

1.2. Цели валютных ограничений:

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного баланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте.

Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы применяют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений.

«Во время и после второй мировой войны Великобритания блокировала банковские счета, на которых хранилась иностранная (в основном английская) валюта стран стерлинговой зоны. Средства с этих счетов могли использоваться только для расчетов между участниками данной валютной группировки. В связи с национализацией Англо-Иранской нефтяной компании в начале 50-х годов Банк Англии прекратил обратимость фунтов стерлингов в доллары для Ирана и рекомендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой страной в фунтах стерлингов. В 1956г. в ответ на национализацию Суэцкого канала банки Великобритании, США и Франции организовали валютную блокаду в отношении Египта, заморозив его валютные счета».

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы.

Различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

Лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

Полное или частичное блокирование валютных счетов;

Ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др. Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» операции) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содержание и структуру, различаются по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие их формы:

Блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

Обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;

Ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;

Ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

Запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

Запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

Регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях нестабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на национальную (30 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты;

множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., после отмены золотого монометаллизма и введения валютных ограничений. Поскольку многие валютные счета были блокированы и степень свободного распоряжения ими была различна, скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты колебались от 10 до 90% (в Германии).

«После второй мировой войны многие страны-члены МВФ в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов. До середины 60-х годов в Турции наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты (1 долларов США = 2,8 лиры) применялись другие дифференцированные курсы: 9 лир по импорту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих традиционных экспортных товаров страны; 9 лир по вывозу других товаров».

Хотя в большинстве промышленно развитых стран курс валют был унифицирован с введением их конвертируемости, отдельные государства периодически возвращаются к практике множественных валютных курсов в форме двойного валютного рынка.

Завышение курса национальной валюты по определенным товарам или операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешнему долгу в данной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Занижение курса преследует противоположные цели. Курсовая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу. Причем за множественностью валютных курсов нередко скрывается фактическая девальвация (так, введение в Турции многоступенчатого курса лиры в июне 1979 г. обернулось фактическим снижением ее курса к доллару на 43,6%). Лицензионная система по импорту ограничивает возможность ввоза товаров. Несмотря на рекомендации об отмене множественности валютных курсов, включаемые в стабилизационные программы МВФ, некоторые развивающиеся страны продолжают использовать их для защиты национальной экономики.

В целях экономии иностранной валюты ограничивается ее обмен для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов. Валютные ограничения распространяются на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, перевод прибылей и процентов и другие «невидимые» операции. Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от направления регулирования движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

Лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

Контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск облигационных займов), чтобы они не повлияли на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

Ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

Принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту. К этой мере прибегали Германия перед второй мировой войной, Великобритания в период и после войны;

Полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. В период мирового экономического кризиса 30-х годов 25 стран прекратили платежи по внешним долгам, а Германия с 1933 г. погашала стерлинговую и долларовую задолженность немецкими марками, зачисляемыми на блокированные счета без права распоряжения ими и обмена на иностранную валюту.

При чрезвычайных обстоятельствах объектом валютных ограничений является золото. Во время второй мировой войны рынки золота были закрыты: во Франции - до 1949г., Великобритании - до 1954г., в Нидерландах - до 1968г. В США в течение 40 лет с 1934г. были запрещены операции с золотом для физических и юридических лиц.

При активном платежном балансе в целях сдерживания как притока капиталов в страну, так и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

Депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. В ФРГ в 1978г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была повышена в марте 1978г. с 50 до 100%, чтобы приостановить приток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара, с февраля 1979г. отменена, за исключением 0,25%;

Запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам. В Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978г. до конца 1979г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978г. была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупки нерезидентами краткосрочных облигаций в иенах был временно введен в марте 1978г.;

Обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);

Запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте. Подобный запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974г. по февраль 1980г. с целью перераспределения капиталов из страны на рынок еврошвейцарских франков и снижения курса национальной валюты;

Введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заинтересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте, выплачивает сам государственному валютному учреждению. Такую меру применяли в разное время Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария (в 1972-1979 гг.) с целью сдерживания притока капиталов. Так, в Швейцарии в 1978г. ставка «негативных» процентов составляла 10% в квартал по вкладам нерезидентов в швейцарских франках на сумму свыше 5 миллионов франков;

Ограничение ввоза валюты в страну. Впервые эта мера была введена в Швейцарии в 1976-1977гг. Затем банковский закон 1979г. запретил банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов;

Ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. В Швейцарии эти ограничения практиковались с ноября 1974г. по март 1980г., затем они были смягчены: по продаже франков на срок до 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974г., по сделкам на более длительный срок - с 50 до 80%;

Схема принудительных депозитов. Эта мера применялась в ФРГ с марта 1972г. по сентябрь 1974г. Фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Немецком федеральном банке.

Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев переплетаются с кредитным и торговым регулированием. Их арсенал разнообразен, неэффективные формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.

Оно различно по степени и направленности в зависимости от форм ограничений и валютно-экономического положения отдельных стран и мировой экономики в целом. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на свободном рынке устанавливается параллельный, более высокий, чем официальный, курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») - еще более высокий ее курс.

После второй мировой войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют снижался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. Относительно действенным средством сдерживания притока иностранного капитала в Швейцарию оказались ограничения на форвардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам. Однако распространение негативных процентов на счета во франках иностранных центральных банков в Швейцарии оказалось неэффективным, поскольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процентных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране более открытый, чем в Швейцарии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978г. до 100% прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возможность изъять 1/3 притока иностранных валют.

Программа добровольных ограничений и сменившая ее система регулирования всех форм вывоза капитала из США не привели к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков.

Противоречивость валютных ограничений по финансовым операциям состоит в одинаковом их воздействии как на нежелательное перемещение «горячих» денег, «бегство» капитала, так и на нормальные потоки краткосрочных капиталов.

Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную для туристов, отправляющихся за рубеж, стимулирует спекулятивные операции на «черном» валютном рынке.

Валютные ограничения дают кратковременный положительный результат. Так, если отмена валютных ограничений в сентябре 1968г. облегчила «бегство» 15 млрд французских франков из Франции, то после их восстановления отлив капиталов резко сократился и сальдо движения краткосрочных капиталов стало положительным. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на МЭО в целом, в частности затрудняя развитие экспорта. Экспортеры, не имея уверенности в получении иностранной валюты, стремятся уклониться от сдачи валютной выручки девизным банкам по невыгодному для них официальному курсу национальной валюты посредством:

Манипулирования ценами в счетах-фактурах (двойной контракт). Например, экспортер по договоренности с импортером занижает официальную цену для прохождения таможенного контроля по сравнению с реальной валютной выручкой. Разница зачисляется на счет физического лица или подставной фирмы в иностранном банке;

Продажи товара в третьи страны, чьи валюты не подлежат сдаче;

Писем адвокатов, которые аргументируют просьбу фирмы-экспортера не сдавать часть валютной выручки государству в связи с необходимостью оказать поддержку своему заграничному отделению;

Взяток, в частности в виде ценного подарка или услуги. Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, применяют штрафы и санкции при нарушениях. Однако большинство юридических и физических лиц предпочитают подвергаться санкциям, но не потерять выгодного контрагента. Вопреки валютным ограничениям государство делает ряд уступок крупным фирмам.

2. Валютный риск: участники и структура

Валютный риск является одним из видов коммерческих рисков, суть которого заключается в опасности валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему.

2.1.Виды валютного риска

1) операционный - возможность убытков или недополучения прибыли;

2) балансовый (трансляционный) - несоответствие активов и пассивов, выраженных в инвалютах;

3) неблагоприятное воздействие валютного риска на экономическое положение предприятия.

В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период.

2.2. Участники валютного риска

Участниками являются экспортер (кредитор) и импортер (должник). Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Аналогичным будет валютный риск для кредитора, который рискует не получить эквивалент стоимости, переданной во временное пользование заемщику. Напротив, для импортера и должника по займам валютные риски возникают, если повышается курс валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа. В обоих случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше сумм, на которые контрагенты рассчитывали при подписании соглашения. Колебания валютных курсов ведут к потерям одних и обогащению других фирм и банков. Валютным рискам подвержены обе стороны соглашения (торгового и кредитного), а также государственные и частные владельцы иностранной валюты. Валютные риски банков возникают при открытой валютной позиции. Изменение валютных курсов влияет на результаты деятельности ТНК, осуществляющих инвестиции в разных странах и в разных валютах. При девальвации иностранной валюты сумма капиталовложений в реальном исчислении может оказаться ниже, чем при инвестициях в национальной валюте, и даже превратиться в убыток.

2.3. Принципы страхования валютного риска

Мировая практика выработала следующий основной принцип страхования валютного риска. Нетто-позиции по каждой инвалюте суммируются, сортируются по срокам заключения и исполнения сделки и должны быть застрахованы в конце каждого месяца обычно одной суммой для упрощения отчетности, за исключением отдельных сделок. С введением единой валюты в ЕС валютный риск исчезнет во взаимоотношениях стран, присоединившихся к зоне евро.

Участники международных кредитно-финансовых операций подвержены не только валютному, но и кредитному, процентному, трансфертному рискам. Кредитный риск - риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по кредиту, причитающихся кредитору. Этот риск несет кредитор при неплатежеспособности заемщика. Процентный риск - опасность потерь, связанных с изменением рыночной процентной ставки по сравнению со ставкой, предусмотренной кредитным соглашением в период между его подписанием и осуществлением платежа. Заемщик несет риск снижения рыночной процентной ставки, а кредитор - риск ее повышения. Трансфертный риск - риск невозможности перевода средств в страну кредитора (экспортера) в связи с валютными ограничениями в стране-заемщике или его неплатежеспособностью и другими причинами. Участники рынка осуществляют международные сделки на базе комбинации разных валют, процентных ставок, сроков и ищут эффективные способы покрытия валютных, кредитных, процентных, трансфертных и других рисков.

2.4. Способы защиты от валютных рисков

1. Принятие решения о необходимости специальных мер по страхованию риска.

2. Выделение части внешнеторгового контракта или кредитного соглашения, открытой валютной позиции, которая будет страховаться.

3. Выбор конкретного способа и метода страхования риска.

В международной практике применяются три основных способа страхования рисков: 1) односторонние действия одного из контрагентов; 2) операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии; 3) взаимная договоренность участников сделки. Иногда комбинируется несколько способов.

На выбор конкретного метода страхования валютного и кредитного рисков влияют такие факторы:

Особенности экономических и политических отношений со страной - контрагентом сделки;

Конкурентоспособность товара;

Платежеспособность импортера или заемщика;

Действующие законодательные ограничения на проведение валютных или кредитно-финансовых операций в данной стране;

Срок, на который необходимо получить покрытие риска;

Наличие дополнительных условий осуществления операции (залоговый депозит, гарантия третьего лица);

Перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке и т. д.

С целью достижения оптимального страхования валютного и кредитного рисков контрагенты допускают уступки по одним статьям соглашения, добиваясь преимуществ по другим. Одним из методов страхования рисков являются защитные оговорки - договорные условия, включаемые в соглашения и контракты, предусматривающие возможность их пересмотра в процессе исполнения в целях страхования валютных, кредитных и других рисков, т. е. ограничения потерь контрагентов МЭО. Составной частью защитных мер от валютного риска является прогнозирование валютного курса и процентных ставок. При этом практикуются метод экспертных оценок, базирующийся на знаниях, интуиции субъектов рынка, и формализованные методы. В их числе рыночно-ориентированные методы, многофакторные эконометрические, а также методы, основанные на ретроспективном анализе динамики валютного курса.

Мировая практика страхования валютных и кредитных рисков отражает эволюцию этих рисков и методов защиты от них, связанную с изменениями в экономике и мировой валютной системе. При золотом стандарте валютные риски были минимальны, так как валютный курс колебался в узких пределах золотых точек. После первой мировой войны в условиях нестабильности мировой валютной системы валютные риски возросли. При Бреттонвудской системе, основанной на режиме фиксированных валютных курсов и паритетов, валютные риски были обусловлены периодическими официальными девальвациями и ревальвациями. За 1949-1973 гг. было проведено около 500 официальных девальваций и 10 ревальваций. В связи с кризисом Бреттонвудской системы и переходом к плавающим валютным курсам (с марта 1973 г.) и Ямайской валютной системе валютные риски увеличились.

«Резкие краткосрочные колебания и заметные долгосрочные отклонения курсовых соотношений приводят к переоценке или недооценке валют на мировых рынках. Несбалансированность платежных балансов и международных расчетов периодически приводит в движение значительные объемы краткосрочных капиталов («горячие» деньги). Огромны масштабы валютной спекуляции». Увеличилась амплитуда колебаний плавающих процентных ставок. Этому способствовал кризис задолженности, поразивший большую группу развивающихся стран и государств Восточной Европы. Широкая либерализация международных валютных и кредитно-финансовых операций сочетается с усилением требований национальных органов контроля и надзора к банкам, которые обязаны соблюдать установленные банковские коэффициенты.

2.5. Защитные оговорки

После второй мировой войны для страхования валютного риска применялись золотые и валютные оговорки.

Золотая оговорка - разновидность защитной оговорки, основанная на фиксации золотого содержания валюты платежа на дату заключения контракта и пересчете суммы платежа пропорционально изменению этого золотого содержания на дату исполнения. При прямой золотой оговорке сумма обязательства приравнивалась к весовому количеству золота (после второй мировой войны 1 т пшеницы - к 65-70 г чистого золота). При косвенной золотой оговорке сумма обязательства, выраженная в валюте, пересчитывалась: сумма платежа повышалась пропорционально уменьшению золотого содержания этой валюты (обычно доллара) или снижалась при его повышении. В отдельных странах применение золотой оговорки было запрещено законодательством. Применение золотой оговорки базировалось на предпосылке, что существуют официальные золотые паритеты - соотношения валют по их золотому содержанию, которые с 1934 по 1976г. устанавливались на базе официальной цены золота, выраженной в долларах. В результате резких колебаний рыночной цены золота, частых девальваций в условиях кризиса Бреттонвудской системы золотая оговорка утратила защитные свойства против валютного риска. В связи с Ямайской валютной реформой, отменившей золотые паритеты стран - членов МВФ и официальную цену золота, золотая оговорка перестала применяться.

Валютная оговорка - условие в международном торговом, кредитном или другом соглашении, оговаривающее пересмотр суммы платежа пропорционально изменению курса валюты оговорки с целью страхования экспортера или кредитора от риска обесценения валюты. Валюта и сумма платежа ставятся в зависимость от более устойчивой валюты оговорки. Наиболее распространена защита в форме несовпадения валюты цены (займа) и валюты платежа. Если валюта цены товара или валюта займа оказалась более устойчивой, чем валюта платежа, то сумма обязательства возрастает пропорционально повышению курса валюты цены (оговорки) по отношению к валюте платежа. При другом варианте оговорки валюта цены и валюта платежа совпадают, но сумма платежа поставлена в зависимость от курса последней к валюте оговорки. Например, сделка заключена в итальянских лирах, а валютой оговорки является доллар США. Экспортеры и кредиторы несут риск при снижении курса валюты оговорки по отношению к валюте сделки.

Многовалютные (мультивалютные) оговорки, в соответствии с ними сумма денежного обязательства пересчитывается в зависимости от изменения курсового соотношения между валютой платежа и корзиной валют, заранее выбираемых по соглашению сторон.

Товарно-ценовая оговорка - условие, включаемое в международные экономические соглашения с целью страхования экспортеров и кредиторов от инфляционного риска. К таким оговоркам относятся: 1) оговорки о скользящей цене, повышающейся в зависимости от ценообразующих факторов; 2) индексация, основанная на включении в соглашение особой индексной оговорки о пересчете суммы платежа пропорционально изменению индекса цен за период с даты подписания до момента исполнения обязательства. Индексные оговорки мало применяются в международных расчетах в связи с трудностями выбора и пересмотра индексов, реально отражающих рост цен на товары. Кроме того, заемщики возражают против ухудшения условий кредитования при применении индексной оговорки.

Компенсационные сделки для страхования валютных рисков при кредитовании: сумма кредита увязывается с ценой в определенной валюте товара, поставляемого в счет погашения кредита, с целью избежать изменений этой суммы вследствие колебаний цен и курсов валют. Однако при этом односторонние выгоды получают контрагенты, покупающие продукцию предприятий, построенных по компенсационным сделкам. Заемщику невыгодно фиксировать цены на момент заключения сделки, так как в условиях инфляции его реальные расходы по погашению кредита будут меньше, чем при поставках товаров по заранее фиксированным ценам. Комбинированная валютно-товарная оговорка используется для регулирования суммы платежа в зависимости от изменений как товарных цен, так и валютных курсов. Если цены и курсы изменяются в одном направлении, то сумма обязательства пересчитывается на наибольший процент отклонения; если направление их динамики не совпадает, то сумма платежа меняется на разницу между отклонениями цен и курсов. Банки используют плавающие процентные ставки для страхования рисков по средне- и долгосрочным кредитам.

2.6. Современные методы страхования валютного риска

С 70-х годов вместо защитных оговорок, которые не дают полной гарантии устранения валютного риска, применяются в основном новые методы покрытия валютного и кредитного рисков. В их числе: 1) валютные опционы (впервые в 1973г. на чикагской бирже); 2) межбанковские операции «своп»; 3) форвардные валютные операции; 4) валютные фьючерсы (с 1973г. на нью-йоркском валютном рынке, с 1972г. на чикагском валютном рынке и др.).

Валютный опцион - сделка между покупателем и продавцом валют, которая дает право покупателю опциона покупать или продавать по определенному курсу определенную сумму валюты в течение обусловленного времени за вознаграждение.

Один из способов страхования валютного риска - форвардные сделки с валютой платежа. Например, экспортер, продавая товары на определенную валюту, одновременно заключает валютную сделку на срок, реализуя будущую валютную выручку. Импортер, напротив, прибегает к форвардной сделке для заблаговременного приобретения валюты платежа, если ожидается повышение ее курса к моменту платежа по контракту. С 70-х годов для страхования валютного риска применяются валютные фьючерсы - торговля стандартными контрактами. Для защиты банковского портфеля ценных бумаг, приносящих фиксированные доходы, применяются процентные фьючерсы.

Литература

1. Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – 608 стр.

2. В. К. Ломакин Мировая экономика. Учебник. - Москва, издательство «Юнити-Дана», 2005г. – 736 стр.

3. А. С. Булатов Мировая экономика. – Учебник. - Москва, издательство «Юрист», 2002г. – 690 стр.

4. Баринов Э. А. Валютные рынки и валютные операции. Москва, издательство «Анкил»,1996г. – 80 стр.

5. Европейская валютная система. Сборник статей. Выпуск 2. ЦБ РФ. Москва, 1999г.

6. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – 810 стр.


Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр53.

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.239

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.248

Л.Н. Красавина - Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – Учебник – Москва, издательство «Финансы и статистика», 2004г. – стр.521

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...