В структуре сельского хозяйства великобритании преобладает. Хозяйство великобритании


Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения - Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город - Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза.

5.1k (97 за неделю)

В расположенной на островах Великобритании есть своя специфика, отличающая местное сельское хозяйство. В настоящее время в нём занято порядка 2% работоспособного населения, а на каждого подданного британской короны приходится меньше половины гектара пригодных для обработки земель. Но при всём этом сельское хозяйство Великобритании производит три четверти потребляемой населением сельхозпродукции, а картофелем, овсом, ячменём, молоком, яйцами, домашней птицей и свининой покрывает всю потребность населения. В то же время в страну ввозится 50% пшеницы, 65% сахара, 80% сливочного масла, четверть потребляемой телятины и говядины.
Под сельскохозяйственные цели на острове подготовлены 19 млн гектаров земли, из них 7 млн приходится на возделываемые культуры, а 12 млн гектаров являются естественными пастбищами для скота.

Растениеводство

Природные условия на Британских островах более подходят для животноводства, нежели для земледелия. Поэтому на долю первого приходится 65% стоимости производимой в королевстве сельхозпродукции, а на долю второго - лишь 23%.
Вообще про британское земледелие мало можно сказать хорошего - темпы его развития настолько низкие, что можно даже говорить о его деградации. При этом наблюдается картина разорения и неуклонного сокращения количества мелких фермерских хозяйств; отсюда следует и сокращение площадей пахотных угодий.

В основном британское растениеводство представлено зерновыми культурами, здесь выращивают 14,2 млн тонн пшеницы и примерно вдвое меньше ячменя. Также выращивается картофель и сахарная свекла. Следует отметить рыболовство. Больше всего пахотных земель расположено в восточной Англии, севернее Темзы (Кент, Восточный Йоркшир, Линкольншир), а также на востоке Шотландии. А вот в гористых районах Уэльса и северной Шотландии неиспользуемых земель и пустошей намного больше.
Значительно тормозит развитие растениеводства и высокая стоимость земли (отсюда же проистекают и высокие цены на британское сельхозпродукты), а также мощная конкуренция со стороны поставщиков более дешёвых импортных продуктов.
40% посевных площадей здесь отданы под зерновые культуры, на трети растут травы, а остальные 20% заняты овощами и корнеплодами. Пшеницу выращивают в основном в менее влажной восточной части острова Великобритания, а овёс чаще можно увидеть на полях, расположенных в северной и западной частях страны. Ячмень находит применение для изготовления солода для производства пива, а также для изготовления виски, но также он используется как пища для скота и населения.
Как и у нас, картофель стал в Великобритании повсеместной культурой, но особенно его много выращивают на восточном побережье Шотландии и Англии, а также в Северной Ирландии. Капусту и кормовую свеклу здесь выращивают на корм скоту. Однако собственных ресурсов для кормления скота не хватает, поэтому очень много фуража ввозится из-за границы.
Если садоводство в Британии более всего развито на юго-востоке, то огороды более равномерно разбросаны по всей территории страны. Под сады, парники и огороды отведено всего 1,5% сельхозугодий, зато доля стоимости получаемого с них урожая тянет на 12%. Преимущественно они расположены в тёплых районах страны: на полуострове Корнуолл и в Кенте, который называют иногда «садом Англии».
Юго-западнее Западного Мидленда выращивается хмель. Британцы также склонны выращивать цветы, особенно любимые англичанами нарциссы. На востоке острова высаживают тюльпаны. Тюльпанами и гиацинтами занята половина угодий на крайнем юго-западе Великобритании и на островах Силли. Очень популярными стали английские лавандовые фермы, которые сделали доступными для посещений туристами.

Животноводство

Как уже отмечалось, для животноводства природные условия Британских островов подходят несколько лучше. Животноводческие фермы наиболее густо расположены в более влажной западной части страны. Здесь пасётся 13 млн голов крупного рогатого скота и 36 млн овец, а также 8 млн свиней. Птицефермы, насчитывающие 130 млн. голов, и сопутствующее им производство яиц группируется вокруг крупнейших центров потребления.
В Англии в своё время были выведены некоторые породы крупного рогатого скота, ставшие известными в мире. Вообще, разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота стало главной фишкой британского животноводства.

Нужно отдать должное англичанам, которые научились производить качественную мясную и молочную продукцию. Тем не менее, львиную долю сливочного масла им приходится завозить из-за границы. В определённых районах разводятся специфические породы скота: красные девонские коровы на юге Девоншира, чёрно-белые - в Дорсете. Также были специально выведены мясные породы: шортхорн (короткорогая), абердин-ангусская и герфордширская. За последние полтора века торговля племенным скотом стала значительной статьёй британского торгового дохода. Так, например, в результате этого на территории СНГ сформировалось самое крупное стадо герфордширской породы коров.
Ещё в XIII веке Англия стала крупнейшим в Европе производителем овечьей шерсти. От этого уцелела традиция усаживать председателя палаты лордов - лорд-канцлера в зале заседаний на мешок с овечьей шерстью. Теперь доходы от шерсти составляют всего 1% от всей выпущенной в стране сельхозпродукции, а овец производят скорее для получения нежного мяса ягнят. Наиболее развито овцеводство в горных местностях Шотландии, северной Англии и Уэльса.

Проблемы сельского хозяйства

Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние - крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Хозяйство. Великобритания является одной из самых развитых стран мира, ведущей торговой страной, мировым финансовым центром. Страна выстраивает свою рыночную модель хозяйственного развития, имеет следующие особенности: минимум государственного вмешательства и максимум частной инициативы. Великобритания занимает ведущее место в научно-технических разработках, в развитии новейших технологий.

Структура хозяйства Великобритании в общих чертах повторяет немецкую. В ней на сферу услуг приходится более 73%, а на промышленность и сельское хозяйство соответственно лишь 25% и около 2%.

Промышленность. По объемам промышленного производства Великобритания занимает пятое место в мире. Как и в других странах Западной Европы, в Великобритании существуют области, которые всячески поддерживаются правительством. Это прежде металлургическая промышленность. Сейчас сохранилось пять металлургических районов. Однако изменилась география размещения металлургической промышленности.

Такой же отраслью является текстильная промышленность, география которой сохранилась с эпохи промышленного переворота. Хлопковая промышленность сосредоточена в Ланкашире, шерстяная - в Йоркшире, льняное - в Северной Ирландии, а трикотажная - в Восточном Мидленде.

Достаточно сильны позиции Великобритании в энергетической, нефтехимической, пищевой отраслях промышленности и многоотраслевом машиностроении. Хотя машиностроительный промышленный комплекс подвергся кризиса и значительных структурных изменений, его доля на протяжении последних лет возросла. Наиболее значимые позиции в машиностроении имеет производство двигателей, самолетов и космического оборудования, производство компьютеров, телефонов, средств связи, радиоэлектронного оборудования, а также автомобилей. При этом значительно уменьшились объемы судостроения, однако Великобритания остается одним из крупнейших в мире производителей военных и специализированных судов.

Крупнейшим центром развития электроники и электротехники Лондонская агломерация, однако, возрастает роль и Глазго, Эдинбурга и Данди, которые справедливо называют "Силиконовой долиной Шотландии". Авиаракетно отрасль находится в Лондоне, Бристоле и Восточном Мидленде. Станкостроение и приборостроение приуроченные Бирменгена, а тяжелое машиностроение - в металлургических районов Северо-Востока Англии.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство характеризуется наличием крупных землевладельцев (лендлордов), которые сдают свои земли в аренду, особенно на юго-востоке страны. В структуре отрасли преобладает животноводство, что обусловлено наличием круглогодичных продуктивных пастбищ. Основными отраслями животноводства, как и в других странах Западной Европы, является разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство. В растениеводстве треть земель охвачена зерновыми культурами, среди которых ведущими являются пшеница и ячмень. На половине пашни выращивают многолетние травы, незначительные участки отведены под выращивание картофеля, сахарной свеклы, овощей и ягод. великобритания энергетический машиностроение

Сфера услуг. Учитывая островное положение страны, важной отраслью сферы услуг является транспорт, представлен всеми видами. После ввода в эксплуатацию Трансламаншського тоннеля, протяженностью более 50 км, страна получила прямой выход к континентальной транспортной системы. Великобритания занимает одно из первых мест в Европе по развитию морского транспорта. Она владеет одной из крупнейших авиакомпаний мира ("Бритиш Эйрвейз"), которая по протяженности авиалиний является абсолютным лидером в Европе, однако по торговым оборотом уступает немецкой "Люфтганзы".

Достаточно сильны позиции Великобритании в области телекоммуникаций, банковском секторе, концентрация и централизация в котором привела к формированию мощных финансовых групп. Доля британских банков в международном кредитовании превышает 20%.

Великобритания играет значительную роль в сфере туризма. Она является страной преимущественно делового, познавательного, спортивного и образовательного туризма. Кроме Лондона, привлекательными для туристов молодежный центр страны Ливерпуль, университетские города Оксфорд и Кембридж, шотландские города Эдинбург и Глазго - центры искусства и проведение фестивалей, Кардифф - столица Уэльса, которая собирает поклонников памятников средневековья, а также курортные районы на юге Англии (Боримут).

Уровень развития хозяйства в отдельных районах Великобритании неодинаков, что обусловлено как историческими факторами, так и современными тенденциями. Ведущие позиции в развитии хозяйства страны занимают районы Южной Англии, среди которых Юго-Восток. Районы Центральной Англии больше других зависят от развития обрабатывающих отраслей промышленности. Северные районы Англии отличаются насыщенностью древних традиционных отраслей хозяйства. Районы национальной окраины, включающие Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию, из депрессивных превратились в территории интенсивного промышленного и сельскохозяйственного развития.

Внешнеэкономическая деятельность. Как и большинство стран Западной Европы, Великобритания значительное внимание уделяет внешней торговле, доля которой в мировой торговле составляет около 6%. Основными промышленными товарами, которые страна поставляет на внешние рынки, является продукция машиностроения, химической и химико-фармацевтической отраслей. Чрезвычайно конкурентоспособными на мировом рынке являются пищевые концентраты, кондитерские изделия, табак и разнообразные напитки. Основными статьями импорта являются промышленное оборудование, технологии, топливо, продукты питания.

Страна осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерско-консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания является мощным мировым инвестором. Значительная часть инвестиций приходится на страны ЕС, в частности на Германию (особенно Восточной). А в самом Королевстве высока доля инвестиций из СПИА.

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок.

Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире. Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля.

Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. Самые крупные угольные бассейны - Йоркширский, Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный. Однако нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта высококачественной сырой нефти и нефтепродуктов. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии - главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает - 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт. Больше всего энергии потребляет черная металлургия. Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией "Бритиш стил". Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии - Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер. Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из Швеции, Либерии, Канады, металлургические центры сместились в сторону побережий - Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др. Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания - поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. Главные районы цветной металлургии - Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и Шотландия. Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это - "Алкан ивдастриз" и "Бритиш алю-миниум". В машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрс-пейс". Вертолеты выпускаются фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США. Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры судостроения - устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др. Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией - "Дженерал электрик" (Большой Лондон). Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн "ИКИ". Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен. Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка - в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...