В результате проверки выявлены нарушения. Ошибки и нарушения, выявляемые по результатам проверок


Бухгалтерский учет ведут учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402‑ФЗ), данной инструкцией и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет. Таким образом, методология в части отражения хозяйственно-финансовых операций, изложенная в Инструкции № 157н, обязательна для применения всеми учреждениями бюджетного сектора. В статье рассмотрим перечень нарушений, которые были выявлены по результатам проверок контрольных органов и вынесены на рассмотрение арбитражных судов.

Прежде чем перейти к выявляемым нарушениям, отметим, что государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий, о чем говорится в ст. 265 БК РФ. Так, согласно нормам обозначенной статьи внутренний финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют органы Федерального казначейства, органы государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного вида контроля:

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
  • направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным согласно БК РФ, иным актам бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном соответствующим законодательством.
Ниже рассмотрим несколько нарушений по материалам судебной практики.

Постановление АС УО от 01.04.2016 № Ф09-2301/16

Исходя из п. 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как следует из материалов проверки, проведенной в казенном учреждении, субъектом учета была сформирована бюджетная отчетность без учета изменений в кадастровой стоимости земельных участков, используемых организацией на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу п. 28 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей на момент проверки) стоимость земельных участков не переоценивается. Однако, как указал суд, законодателем предусмотрена возможность корректировки стоимости такого имущества. Основанием для корректировки является справка (выписка из акта переоценки) балансодержателя имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой устанавливает Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете.

Таким образом, на основании норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 № 43‑02‑02‑06/234, Письмо Минфина РФ от 31.08.2012 № 02‑06‑10/3473).

Вместе с тем учреждение такой возможностью не воспользовалось, требование бюджетного законодательства не исполнило, что привело к отражению в бюджетном учете и, соответственно, в годовой отчетности недостоверной информации о стоимости имущества (земельных участков), закрепленного за ним.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что в настоящее время земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат учету в составе нефинансовых активов как непроизведенные активы. Исходя из п. 28 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н) изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением данных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, в силу поправок, внесенных в п. 16 Инструкции № 162н , изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 0 103 11 000 и кредиту счета 1 401 10 180 в сумме изменения:

  • в случае увеличения балансовой стоимости - в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком минус.
Аналогичные нормы содержатся в инструкциях № 174н, 183н.

Постановление АС СЗО от 03.10.2016 № А05-12761/2015

Порядок отнесения нефинансовых активов к основным средствам и материальным запасам установлен п. 38, 99 Инструкции № 157н. Как следует из п. 38 данной инструкции, материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Группировка основных средств осуществляется по группам имущества, установленным ОКОФ (п. 53 Инструкции № 157н).

Согласно материалам проверки в нарушение п. 53 Инструкции № 157н и ОК 013-94 в бухгалтерском регистре учреждения по счету 105.36 «Прочие материальные запасы» учитывались материальные ценности на общую сумму 125 000 руб. (шахматы в количестве 50 шт.). Как отмечается контрольным органом, данное имущество относится к основным фондам, которые следовало учитывать на счете 101.36 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

Учреждение не согласилось с выводами проверяющих и указало, что шахматы не предназначались для использования в процессе деятельности УФСИН. Принятие к учету шахмат в качестве основных средств повлекло бы неправомерное начисление фактических расходов в виде амортизации.

Суд придерживался иного мнения. В соответствии с ОК 013-94 шахматы относятся к основным фондам группы «Инвентарь для игры в шахматы и шашки» (код 16 3693380). Кроме того, согласно п. 92 Инструкции № 157н на объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется. Следовательно, у учреждения не имелось оснований для учета данного имущества на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».

В дополнение к вышесказанному отметим, что с 2017 года действует новый ОКОФ - ОК 013-2014 .

Как отмечают чиновники финансового ведомства в письмах от 27.12.2016 № 02‑07‑08/78243, от 30.12.2016 № 02‑08‑07/79584, материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией № 157н относятся к объектам основных средств, но не вошли в ОК 013-2014, принимаются к учету как основные средства с группировкой согласно ОК 013-94.

В случае если по ОК 013-2014 материальные ценности отнесены к основным фондам, но исходя из п. 99 Инструкции № 157н указанные ценности являются материальными запасами (хотя срок их полезного использования - более 12 месяцев), такие объекты принимаются к учету согласно Инструкции № 157н в составе материальных запасов.

Как следует из ОК 013-2014, шахматы не относятся к объектам основных фондов (см. дополнительно Приказ Росстата от 21.04.2016 № 458). Однако исходя из определения, приведенного в п. 38 Инструкции № 157н, они подлежат учету в составе основных средств.

Постановление АС СЗО от 13.10.2016 № А52-3638/2015

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной инструкцией, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 21.10.2015 № 02‑08‑11/60471.

Как следует из материалов проверки, в ходе выполнения монтажных работ по государственному контракту на проведение капитального ремонта была установлена система охранно-пожарной сигнализации стоимостью 266 161 руб. Кроме того, была установлена система металлических стеллажей стоимостью 162 060 руб. Указанное имущество в качестве объектов основных средств в учете организации не числилось. Все расходы на проведение капитального ремонта были списаны на финансовый результат учреждения (счет 1 401 20 225). Данные действия повлекли искажение данных бухгалтерского учета и отчетности по состоянию на 01.01.2015, выразившиеся в занижении строки баланса 010 «Основные средства» (балансовая стоимость).

По пояснениям главного бухгалтера учреждения, представленным суду, указанные объекты не ставились на учет, потому что в результате работ по капитальному ремонту новая пожарная сигнализация была смонтирована взамен ранее установленной. Аналогично была произведена замена старых стеллажей, установленных ранее при возведении здания. Виды работ и состав оборудования были отражены в инвентарной карточке объекта основных средств (здания).

Как указал суд, в соответствии с п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств в смысле указанного пункта могут быть:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При наличии в комплексе частей с разным сроком полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Исходя из совокупности нормативных положений Инструкции № 157н, приведенных выше, охранно-пожарная сигнализация может быть классифицирована как принадлежность основного средства в смысле п. 45 указанной инструкции, если таковая была учтена в составе здания и это обстоятельство подтверждено определенными доказательствами, на основании которых возможно сделать вывод о наличии объектов для их замены либо ремонта. В иных случаях охранно-пожарная сигнализация должна быть учтена в составе основных средств как объект, соответствующий признакам, указанным в п. 38 Инструкции № 157н.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, на их основании ведется бухгалтерский учет. Следовательно, обстоятельства, связанные с оценкой правильности и достоверности бухгалтерского учета, должны подтверждаться определенными доказательствами - первичными учетными документами. Таких доказательств в подтверждение факта принадлежности охранно-пожарной сигнализации к объекту основных средств до проведения проверки учреждением не предоставлено, не подтверждают это обстоятельство и первичные документы, составленные по результатам проведения капитального ремонта. В смете на капитальный ремонт помещений, в акте о приемке выполненных работ отсутствуют работы по демонтажу ранее установленной пожарной сигнализации.

Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд установил, что учреждение не учитывало охранно-пожарную сигнализацию и металлические стеллажи в составе объектов основных средств на счете 1 101 00 000 «Основные средства», тем самым сформировало искаженную отчетность. Следовательно, выданное предписание контрольного органа о наличии совершенного нарушения, а также требование о принятии указанного имущества на балансовый учет правомерны.

Определение ВС РФ от 18.01.2016 № 304‑КГ15-17603

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Напомним, что код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений. Он состоит (п. 1 ст. 21 БК РФ):
  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.
Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов в 2016, 2017 годах приведен в Указаниях № 65н . В случае если казенным учреждением оплата расходов по заключенным договорам осуществляется в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из материалов проверки, казенным учреждением была осуществлена оплата за счет средств, выделенных по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», услуг по проверке сметной документации по капитальному ремонту помещений, тогда как данные затраты подлежали отражению по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта, государственного имущества».

Согласно заключенному договору результатом оказанных услуг является заключение о соответствии представленной заказчиком на проверку сметной документации государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования. На основании данной формулировки суд пришел к выводу о том, что спорные расходы направлены на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению, значит, они отражаются по коду вида расходов 243.

В рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является их целенаправленность, поэтому учреждению было вменено нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Постановление АС ВВО от 08.05.2015 № Ф01-1013/2015

Нарушение, проанализированное в данном постановлении, аналогично нарушению, рассмотренному выше. Как вытекает из материалов проверки, казенное учреждение ФСИН произвело оплату суточных, найма жилого помещения в период служебных командировок аттестованным сотрудникам колонии, имеющим специальные звания, за счет средств, выделенных по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Указанные расходы нужно было производить по виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания». Названное нарушение контрольный орган квалифицировал как нецелевое использование бюджетных средств.

Суд подтвердил, что в данном случае учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, обосновывая это тем, что наименование и содержание видов расходов 112, 134 не предполагают положений, позволяющих с равным основанием отнести спорные расходы на обе статьи, напротив, определенно предусматривают необходимость применения вида расходов 134.

Постановление АС ВСО от 10.11.2016 № Ф02-5312/2016

В силу положений ст. 161, 162 БК РФ казенное учреждение обязано соблюдать требования бюджетного законодательства РФ, обес­печивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно материалам проверки в нарушение ст. 70 БК РФ казенным учреждением неправомерно израсходованы бюджетные средства на приобретение подарочной продукции (техники, цветов) в сумме 1 564 516,42 руб.

Исходя из объяснений главного бухгалтера учреждения расходы, сопряженные с приобретением спорной подарочной продукции, обусловлены поощрением сотрудников МВД путем награждения их ценными подарками и произведены в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. При этом он полагает, что перечень статьи 290 «Прочие расходы» является открытым и допускает возможность осуществления иных расходов.

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Уточненки во время проверки

Нюансы уточнения своих налоговых показателей

Благодарим О.Н. Гулак, бухгалтера ИП (станица Базковская, Ростовская обл.), за предложенную тему статьи.

Уточненную декларацию вы можете представить в любой момент. И неважно, идет ли в это время у вас налоговая проверка или нет, - НК РФ никаких запретов по этому поводу не содержит. Но при подаче уточненки в ходе камеральной (далее - КП) или выездной (далее - ВНП) проверки есть свои тонкости. Давайте разберемся, имеет ли вообще смысл их представлять и помогут ли уточненки избежать штрафа, если сумма налога к уплате увеличилас ьст. 122 , пп. 3, 4 ст. 81 НК РФ .

Вспомним основные правила подачи уточненки

Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой баз ып. 1 ст. 81 НК РФ .

Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненк ап. 5 ст. 81 НК РФ .

Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налог ап. 1 ст. 122 НК РФ . Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненк упп. 3, 4 ст. 81 НК РФ :

  • <или> до наступления срока уплаты налога;
  • <или> до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
  • <или> после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.

Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»). К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление деклараци ист. 119 НК РФ . В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа. Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.

Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме. Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решени яп. 2 ст. 88 НК РФ . При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не буде тп. 1 ст. 100 НК РФ .

А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только есл ипп. 3 , 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ :

  • <или> в ваших декларациях обнаружены ошибки;
  • <или> вы заявили НДС к возмещению;
  • <или> вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • <или> вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.

С 01.01.2014 налоговики также смогут в ходе КП запросить документы, если уточненку с уменьшенной суммой налога вы представили по истечении 2 лет с момента, установленного для представления первоначальной деклараци ип. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) .

Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной деклараци ип. 9.1 ст. 88 НК РФ ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее - Письмо ФНС) .

Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказани яподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации - лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.

В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное прав оп. 9.1 ст. 88 НК РФ .

Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправк ип. 4 ст. 80 НК РФ . Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненк ип. 3.6 Письма ФНС . Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами акт ап. 3.5 Письма ФНС .

Представленную во время выездной проверки уточненку за период, который у вас как раз проверяют «выездники», будут проверять тоже они, хотя вы ее сдаете как обычно, через канцелярию ИФНС. И соответственно, внесенные вами изменения будут учтены при составлении акта проверки. Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств вы в уточненке увеличите, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять вам налог, но все равно придется платить штра фст. 122 , подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ ; п. 54 Письма ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ . Однако если вы самостоятельно уплатите налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штраф аподп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ ; Постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10 .

Если вы хотите, чтобы ваши уточнения с большей вероятностью учли при составлении акта, то, представляя уточненную декларацию в инспекцию, передайте также ее копию проверяющим. Ведь принимают декларации и вносят их в базу данных одни инспекторы, а проверяют вас совсем другие. Соответственно, ваши проверяющие до конца проверки могут просто не узнать, что вы сдали уточненку.

Правда, если вы представите уточненку незадолго до окончания ВНП, «выездники» могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. И следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

О сроках ВНП можно прочитать:

К сожалению, ФНС не разъясняет, сколько времени требуется «выездникам» для того, чтобы успеть проверить уточненку до окончания ВНП. Но если вы сдадите уточненку с увеличенной суммой налога, то налоговики, скорее всего, все-таки учтут ваши исправления, даже если уточнение вы представите за пару дней до окончания ВНП.

ВЫВОД

С обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом:

  • <или> действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте. Возможно, этой суммы им будет достаточно для того, чтобы проверка не считалась низкорезультативной согласно их внутренним распоряжениям. И «выездники», удовлетворившись данным нарушением, не будут больше ничего у вас искать;
  • <или> дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет - штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Если вы планируете сдать уточненку после получения справки об окончании ВНП, но до получения акта, то лучше все-таки не торопиться и дождаться этого акта. Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза.

СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете.

ВАРИАНТ 1. Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб. Данное нарушение они отразили в акте. А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов. Имейте в виду, что проверяющие попытаются не учитывать эту уточненку. Ведь, по мнению ФНС, после получения акта проверки вы можете сдать уточненные декларации только с изменениями, не связанными с нарушениями, выявленными в ходе проверк ип. 3.8 Письма ФНС . В принципе, позиция налоговиков понятна: если каждый налогоплательщик, получивший акт и, допустим, согласившийся с найденными нарушениями, будет до вынесения решения сдавать уточненки, то получится, что все проверки будут безрезультативными. А инспекторам это точно не на руку.

ВЫВОД

Представлять уточненку смысла нет, так как ее подача от штрафа не спасет. Ведь вы сдадите ее уже после того, как узнали об обнаружении этой ошибки налоговикам ип. 4 ст. 81 НК РФ ; см., например, Постановление 12 ААС от 08.05.2013 № А57-23093/12 .

Если вы хотите попытаться оспорить штраф, начисленный по результатам именно КП, то можете привести следующие аргументы:

  • КП - это не только сама проверка, но и оформление ее результатов. Значит, пока решения по итогам КП нет, проверка не закончена, а следовательно, при сдаче уточненки в этом случае КП первоначальной декларации должна быть «свернута »см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012 ;
  • уточненка сдана до истечения 3 месяцев с момента представления первоначальной декларации, а значит, КП первичной декларации еще не завершена. Соответственно, с представлением уточненки налоговики должны завершить проверку первоначальной декларации и проверять уже уточненк усм., например, Постановление ФАС СЗО от 19.09.2012 № А66-376/2012 .

ВАРИАНТ 2. Ваши уточнения не связаны с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Скорее всего, налоговики учтут данные уточненки при вынесении «послепроверочного» решени яп. 3.8 Письма ФНС ; п. 6 ст. 101 НК РФ . Но даже если вы доплатите налог и заплатите пени, штрафа можно будет избежать, только если проводится КП, так как эту ошибку нашли не инспекторы, а вы сам иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ . При ВНП штраф будет в любом случае.

ВЫВОД

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен. А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую вы хотите исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет. А следовательно, можно не платить налог (пени, штраф).

А вот если у вас проводилась КП, попробуйте сдать уточненку - возможно, вы избежите штрафа.

СИТУАЦИЯ 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющи еп. 4 ст. 81 НК РФ .

И еще раз хотим напомнить, что если уточненку вы сдаете после проведенной КП первоначальной декларации, то перед подачей этой уточненки нужно заплатить налог, а также пен иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

Сдавать уточненку после ВНП смысла нет. Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который вы хотите представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вас вряд ли буде тподп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ . Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если вы сдадите уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то проверкой в автоматизированном режиме вы уже не отделаетесь. Ведь при уменьшении суммы налога к уплате у вас может возникнуть переплата, которую налоговики без боя, то есть без проверки, вам точно не верну тп. 2 ст. 88 , п. 6 ст. 78 НК РФ ; п. 3.5 Письма ФНС . Поэтому, если вы сдадите такую декларацию в ходе ВНП, «выездники» учтут данные уточненки, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате вы сдадите после окончания ВНП, то есть после вручения вам справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП. Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

А вот сдавать уточненку с уменьшенными обязательствами за тот период, который «выездники» уже проверили, после вынесения решения по итогам ВНП чревато. Ведь тогда у вас могут провести повторную выездную проверку за этот же перио дподп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ . Правда, в этом случае многое зависит от цены вопроса: то есть если вы уменьшите налог, например, на 1000 руб., то повторную ВНП вряд ли назначат. Если же уменьшение будет, допустим, на миллионы, то вероятность проведения повторной проверки резко возрастает.

Уточненки по НДС на особом положении

Проверка уточненной декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещени юстатьи 176 , 176.1 НК РФ имеет свои тонкости:

  • даже если вы представите подобную уточненку в ходе ВНП, проверять ее будут все равно «камеральщики »п. 3.5 Письма ФНС . Они же будут составлять акт камеральной проверки. Следовательно, данные этой декларации «выездники» учитывать не будут. Но может быть исключение из правила - если процедура КП завершена до окончания ВНП;
  • если вы представите первоначальную декларацию по НДС, где заявите налог к возмещению, а затем, до вручения акта КП, сдадите уточненку (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесе нп. 3.7 Письма ФНС ; ст. 176 НК РФ . При этом, если в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, вам возместят меньшую сумму. Безусловно, речь идет о тех случаях, когда претензий к заявленной к возмещению сумме у налоговиков нет, то есть они полностью согласны с ней.

В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый уче тприложения № 12 , 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ . Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки. На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужн оп. 3.1 Письма ФНС .

  • составляет акт проверки (ч. 1-5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8-9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:

  • наименование территориальной трудовой инспекции;
  • даты начала и окончания проверки;
  • продолжительность проверки;
  • дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Рассмотрение административного правонарушения

Протокол об административном правонарушении , составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения - 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:

  • о назначении административного наказания ;
  • о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции .

При проверке учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности аудиторами могут быть выявлены различные ошибки и упущения. Основными из них являются:

размер уставного капитала, заявленный в учредительных документах, не соответствует кредитовому остатку по счету «Уставный капитал»;

невнесение или частичное внесение учредителями долей в уставный капитал в срок, установленный учредительными документами;

увеличение уставного капитала за счет необоснованного завышения стоимости основных средств, нематериальных активов, ма- териально-производственных запасов, вносимых учредителями в счет уставного капитала;

отсутствие документального подтверждения по совершенным финансово-хозяйственным операциям;

наличие исправлений в документах без необходимых оснований;

отсутствие подлинников правоустанавливающих документов или заверенных документов в соответствии с требованиями законодательства;

отсутствие необходимых лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;

несоблюдение нормативных документов.

Рабочие документы, составленные при проверке учредительных документов, должны быть достаточно полными и подробными, с тем чтобы, ознакомившись с ними, можно было получить полное представление о проведенном аудите.

Для документирования процесса аудита целесообразно использовать различные типовые формы, например:

специально разработанные тесты;

перечни типовых вопросов;

специальные бланки и проверочные листы;

перечни замечаний, протоколы или акты.

Документирование осуществляется на всех этапах аудита учредительных документов и формирования уставного капитала с указанием аргументов и фактов, которыми руководствовался аудитор, давая соответствующую оценку, оказывающую влияние на планирование аудиторских процедур. Используемые для этого рабочие документы аудитора предусматриваются внутренними стандартами аудиторской организации, осуществляющей проверку.

Внутрифирменные стандарты могут предусматривать типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т. п.), которые облегчают и ускоряют выполнение работы и одновременно позволяют контролировать ее результаты.

Рабочие документы, составленные по результатам проверки учредительных документов, должны содержать:

информацию, отражающую процесс планирования, включая программу аудита и любые изменения к ней;

сведения о временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

уровень существенности, рассчитанный на стадии планирования аудиторской проверки;

письменные заявления, полученные от проверяемого предприятия;

выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур.

В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов, в рабочие документы должны быть включены факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимая аргументация.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

наименование предприятия, в отношении которого проводился аудит;

Период, за который проводится аудит;

дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;

дату проверки документа;

личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку, либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.

Документы, входящие в рабочую документацию аудита, должны содержать ссылку на источник сведений, включенных в них.

Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан проверяемым предприятием или другим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица в аудиторской организации, проверившего такой документ.

Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.

Выявленные в ходе проверки существенные и несущественные нарушения действующего законодательства отражаются в рабочих документах аудитора. Если выявленные нарушения не оказывают существенного влияния на показатели отчетности в части уставного (складочного) капитала, то аудитор подтверждает эти показатели, исходя из уровня существенности, определенного в процессе проведения аудиторской проверки.

Еще по теме 11.4. Обобщение выявленных замечаний по результатам проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и законности осуществления отдельных видов деятельности:

  1. Глава 11. Проверка учредительных документов и формирования уставного капитала при проведении аудита

26 июля 2018 года прошла пресс-конференция Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан за первое текущего года.

На конференции было отмечено следующее.

В целях предотвращения и устранения правонарушений, обеспечения трудовых и социальных прав граждан, со стороны Службы государственного контроля в сфере труда, миграции и занятости населения за период первого полугодия 2018 года были проведены проверки деятельности 984 хозяйственных субъекта, из которых 762 составляли плановые, 202 неплановые и 20 повторные проверки.

В результате проведенных проверок было выявлено 3876 правонарушений, 2883 из которых относятся к трудовым вопросам, 719 к случаям безопасности труда и соблюдению стандартов, 71 нарушение в сфере миграции и 203 в сфере занятости населения.

1930 правонарушений относятся к государственным организациям и учреждениям и 1946 к негосударственным предприятиям и организациям. В результате проведенных проверок 11 млн. 904 тысячи сомони перечислены в государственный бюджет и оплачены гражданам.

За первое полугодие 2018 года в органы труда и занятости населения обратились 75672 граждан, 53296 из которых зарегистрированы как ищущие работу, 33159 граждан официально получили статус безработных.

Посредством реализации государственной Программы содействия занятости населения в совокупности были трудоустроены 32137 граждан, что на 20 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, 2363 человека из- этого количества на основе квот, 2056 человек за счет создания индивидуальных рабочих мест были обеспечены рабочими местами. На основе 202 заключенных двухсторонних договоров с предприятиями и организациями 4389 человек были привлечены к оплачиваемым общественным работам и 12945 человек были охвачены профессиональным обучением за счет бюджетных средств программы в центрах профессиональной подготовки органов труда и занятости населения. Были оплачены трехмесячные пособия по безработице 5884 гражданам в сфере с утерей ими место работы. В целях содействия занятости населения за этот в республике проводились 413 ярмарок вакантных рабочих мест. В результате 3545 граждан ищущих работу, были трудоустроены, 4426 человек направлены на обучение и переобучение, 1340 человек привлечены к оплачиваемым общественным работам. В совокупности, 20328 лицам были оказаны профессиональные консультативные услуги.

Непосредственно путем организации и проведения ярмарок вакантных мест за рассматриваемый период были привлечены к различным видам занятости 9311 безработных граждан. Таким образом, за первое полугодие 2018 года органами труда и занятости населения, в совокупности, были оказаны социальные услуги 88847 гражданам.

В соответствии с официальными данными Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан за 6 месяцев 2018 года за счет физических и юридических лиц, в целом были созданы 34094 новых, дополнительных и восстановленных рабочих мест. Из общего количества созданных новых рабочих мест 20817 (61%) являются постоянными рабочими местами, 7600 (22,3%) временными, 4459 (13%) –сезонными, 141 (0,4%) –дополнительными и 1077 (3,1%) –восстановленными.

За период первого полугодия 2018 года посредством органов труда и занятости населения для осуществления предпринимательской деятельности 2056 безработным гражданам было оплачено 6 млн.103,5 тысячи сомони в качестве финансовой помощи. Безработные граждане при получении финансовой помощи занимались предпринимательской деятельностью, производством и оказанием услуг населению. В частности, для осуществления производственной деятельности 861 человек получили льготные кредиты в размере 2 млн.923,6 тысячи сомони, занятием коммерческой деятельностью 660 человек в размере 2 млн. 62,9 тысячи сомони и деятельностью по оказанию услуг 535 человек в размере 1 млн. 116,9 тысяч сомони.

За этот период содействием органов труда и занятости населения 26109 человек были охвачены профессиональной подготовкой в учреждениях и центрах профессионального обучения взрослых, в частности, при посредстве бюджетных средств Государственной программы содействия занятости населения Республики Таджикистан 12945 человек, путем самофинансирования 5806 человек и в сотрудничестве с другими организациями 860 человек, были сертифицированы профессиональные навыки 6498 человек, что составляет 78,0% от намеченной программы.

За рассматриваемый период на базе государственных образовательных учреждений начальной профессиональной подготовки проходили краткосрочные курсы профессионального обучения 4369 человек. Также, содействием органов труда и занятости населения в действующих образовательных учреждениях республики путем самофинансирования были охвачены профессиональной подготовкой 28148 человек, что в совокупности составляет 58626 человек. Из числа выпускников курсов профессиональной подготовки 477 человек были трудоустроены в организациях, предприятиях и учреждениях, а 4201 человек после изучения народных ремесел занимаются домашних хозяйствах, что составляет 64,1 процента от общего количества обучаемых, посредством бюджетных средств от Программы содействия занятости населения.

В связи с объявлением 2018 года Годом развития туризма и народных ремесел» широко проводится информационно-разъяснительная работа среди населения по обучению народным ремеслам и организовываются краткосрочные курсы профессионального обучения народных ремёсел. На этой основе за первое полугодие 14080 человек были привлечены к обучению различных видов народных ремёсел, в частности, производством атласа, золотошвейному делу и ювелирному мастерству. В целях поддержки и возрождения различных видов народных ремесел была оказана финансовая помощь 522 безработным гражданам в размере 1 млн. 815,2 тысячи сомони. В частности, выделена финансовая помощь 1176 женщинам в размере 3 млн.491 тысячи сомони и 771 молодёжи в сумме 2 млн. 294 тысячи сомони.

За первое полугодие 2018 года на основе поручений Правительства Республики Таджикистан министерством в сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами республики реализовано ряд мер в плане урегулирования процессов миграции населения.

За шесть месяцев 2018 года на основе миграционных карточек, из республики выехало 251247 трудовых мигрантов, из которых 218760 мужчин и 32487 женщин. В частности в Российскую Федерацию выехало 240727 человека, а в Казахстан 6837 человек. Процесс трудовой миграции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 8455 человек (на 3,5%). За этот период из-за границы на Родину вернулись 186061 трудовой мигрант, из которых 151622 мужчины и 34439 женщин, что на 25938 человек, или на 16 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За первое полугодие 2018 года в соответствующие структуры Службы миграции обратились 33999 граждан с просьбой касательно вопросов миграции.

С целью проведения информационно-разъяснительных работ среди трудовых мигрантов структурами Службы миграции на местах и Государственного предприятия «Консультативные центры подготовки трудовых мигрантов» в городах и районах, джамоатах, населенных пунктах, международных аэропортах и образовательных учреждениях были организованы 1312 встреч с населением, на которых участвовали 230181 трудовой мигрант.

Корреспондент еженедельника «Дайджест-Press» выяснила вопрос о медицинском обследовании мигрантов в Таджикистане, то есть перед выездом в миграцию. Несколько лет ведется разговор, что согласовывается этот вопрос с руководством РФ, однако, как сообщила министр труда и занятости населения РТ, Сумангул Тагойзода, к единому соглашению пока стороны не пришли. Мигранты продолжают проходить медицинское обследование в миграционных центрах РФ, по прибытии и при получении патентов на работу. Конечно, облегчением стало бы, если мигрант прошел все обследование у себя в Таджикистане, к сожалению, пока наши справки не признает принимающая сторона.

Корреспондент, АЗИЗА КЛЫЧЕВА

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...