В чечне есть нефть. Размер русской дани


За всю историю отечественной авиации зафиксированы как минимум пять случаев взрыва бомб на борту пассажирских авиалайнеров. Три из них произошли в СССР, два — в постсоветский период в России

1971 год. Взрыв на борту Ту-104 в районе аэропорта Внуково

10 октября 1971 года самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления гражданского воздушного флота должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. В 19:02 самолет благополучно завершил полет до Москвы, приземлившись в аэропорту Внуково.

Сразу после посадки экипаж приступил к подготовке к обратному рейсу в Симферополь.

В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа поднялся в воздух. Однако всего спустя минуту Ту-104 перестал отвечать на вызовы диспетчеров. В 20:17 самолет рухнул на землю неподалеку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней Внуково. Все 25 человек на борту погибли.

Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся. Фото: Википедия

Расследование установило, что через считаннные секунды после взлета на борту произошел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. У теряющего высоту лайнера разрушился багажный отсек, из салона выбросило часть пассажирских сидений. Спустя несколько секунд Ту-104 рухнул на землю.

Обследование обломков показало наличие признаков горения и частиц тротила. Комиссия установила, что бомба весом 400—800 грамм тротила был спрятана между стойкой сидения и стенкой.

Расследование не смогло установить, кто именно являлся организатором и исполнителем теракта.

1973 год. Взрыв Ту-104 в Пулково

23 апреля 1973 года самолет Ту-104 1-го Ленинградского авиаотряда Северного территориального управления гражданского воздушного флота выполнял рейс 2450 по маршруту Ленинград — Москва. В 14:25 по московскому времени лайнер с 51 пассажиром и 6 членами экипажа вылетел из аэропорта Пулково.

Через 9 минут полета 47-летний пассажир Иван Бидюк передал стюардессе письмо для пилотов. Главным в путанном тексте на четырех листах было требование изменить курс и совершить посадку в Стокгольме. В противном случае Бидюк обещал взорвать самолет.

Командир Ту-104 Вячеслав Янченко подал сигнал бедствия и принял решение вернуться в Пулково. Бортмеханик Викентий Грязнов , получил от командира табельное оружие, чтобы обезвредить преступника, однако выяснилось, что бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки. Поэтому Грязнов попытался успокоить преступника, убеждая его, что Ту-104 уже на пути в Стокгольм. При этом бортмеханик не давал Бидюку проникнуть в кабину экипажа.

Ту-104 сразу после посадки. Фото: Википедия

Обманывать террориста удавалось вплоть до того, как самолет пошел на посадку в Пулково. Поняв, что его одурачили, Бидюк привел в действие взрывное устройство. В результате взрыва погибли сам террорист и бортмеханик Грязнов, были повреждены рули высоты и гидросистема. Передняя стойка шасси не зафиксировалась и сложилась при посадке, так что фюзеляж после касания земли носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Это вызвало возгорание, которое быстро было ликвидировано наземными службами. Благодаря этому больше погибших не было.

Закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года за проявленные мужество и героизм командир Ту-104 Вячеслав Янченко и погибший бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза». Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

1973 год. Взрыв Ту-104 под Читой

17 мая 1973 года самолет Ту-104 Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота вылетел из московского аэропорта Домодедово, выполняя рейс 109 Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. Вылет из Москвы состоялся в 18:12. После промежуточных посадок в Челябинске и Новосибирске в Иркутске произошла смена экипажа. К моменту вылета в Читу на борту находились 72 пассажира (из них 4 ребенка) и 9 членов экипажа.

Спустя некоторое время с борта Ту-104 был подан сигнал опасности, а затем командир корабля доложил, что из салона поступило требование изменить курс.

Вслед за этим с лайнера был вновь передан кодированный сигнал опасности. Затем Ту-104 исчез с экранов радаров.

ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт. Фото: РИА Новости

В 10:55 по местному времени вертолет Ми-8 обнаружил обломки самолета в 97 километрах западнее Читы разбросанными строго по трассе на протяжении 10 километров. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.

Свидетели показали, что наблюдали самолет, который взорвался в воздухе. После этого на землю стали падать обломки и люди.

В ходе расследования было установлено, что попытку угона воздушного судна совершил 32-летний Чингис Юнус-оглы Рзаев . Мужчина, поднявшийся на борт в Иркутске, имел при себе взрывное устройство мощностью в 5,5 - 6 килограммов тротила. Рзаев потребовал изменить курс и совершить посадку в Китае.

Обезвредить террориста попытался сопровождавший авиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков . Страж порядка выстрелил в Рзаева, причинив ему смертельное ранение, однако умирающий преступник привел в действие взрывное устройство.

2004 год. Взрыв Ту-134 над Тульской областью

24 августа 2004 года в 22:30 по московскому времени самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1303 по маршруту Москва — Волгоград. На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54 произошел сильный взрыв в хвостовой части самолета. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки Ту-134 упали в 2 километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли.

В ходе расследования было установлено, что взрыв был осуществлен 30-летней террористкой-смертницей Аминат Нагаевой.

2004 год. Взрыв Ту-154 над Ростовской областью

24 августа 2004 года в 21:35 по московскому времени самолет Ту-154 авиакомпании « Сибирь» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1047 по маршруту Москва — Сочи. На борту авиалайнера находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 произошел мощный взрыв в хвостовой части. В борту Ту-154 образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж боролся до последнего, однако в 22:55 лайнер рухнул в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Все, кто находился на борту, погибли. Часть обломков Ту-154 упала на жилые дома, но на земле никто не пострадал.

Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г. Фото: РИА Новости

В ходе расследования было установлено, что теракт был осуществлен 37-летней смертницей Сацитой Джебирхановой.

Были установлены лица, по вине которых террористки смогли попасть на борт самолетов. Капитан милиции Михаил Артамонов был приговорен к 7 годам лишения свободы, билетный спекулянт Армен Арутюнян и контролер Николай Коренков — к полутора годам лишения свободы.

ВСЕ ФОТО

Террористки-смертницы, взорвавшие 24 августа пассажирские Ту-154 и Ту-134, прошли в самолет за взятку в тысячу рублей, сообщил генеральный прокурор России Владимир Устинов.

"Следствие по делу о гибели самолетов Ту-154 и Ту-134 установило, что сотрудник авиакомпании "Сибирь", в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров, посадил в самолет террористку в нарушение всех правил и за взятку", - сказал Устинов в интервью "Интерфаксу".

Арестованный ныне житель Краснодарского края Армен Арутюнов, спекулировавший в аэропорту авиабилетами, приобрел билет на имя Сациты Джебирхановой на рейс номер 1047 авиакомпании "Сибирь" до Сочи, который должен был вылететь в 21:25, а на имя Аманты Нагаевой - на рейс номер 1167 авиакомпании "Сибирь" до Волгограда, который должен был вылететь в 21:20.

За две минуты до окончания регистрации Арутюнов передал сотруднику авиакомпании "Сибирь" билет на имя Джебирхановой и тысячу рублей, сообщил Генпрокурор.

"Сотрудник авиакомпании написал на билете: "Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004", и террористка спокойно прошла в самолет (Ту-154, вылетавший в Сочи)", - сказал Устинов.

По его словам, установлено, что жительницы Грозного Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова "прибыли в столичный аэропорт "Домодедово" рейсом 884 из Махачкалы в 19:45 24 августа вместе с еще двумя чеченцами".

"Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам. Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты в том же здании", - сказал Устинов.

"Помог им Арутюнов, взяв "за услуги" две тысячи с одной и три с другой, одну из этих тысяч он и заплатил сотруднику "Сибири", - сообщил Устинов.

"Оба они уже арестованы", - отметил Генпрокурор.

На данный момент известно, что задержанный Арутюнов активно сотрудничает со следствием, и уже опознал на фотографиях Джебирхановой и Нагаевой девушек, которым он помогал в аэропорту.

По утверждению задержанного, ранее он не был знаком ни с Джебирхановой, ни с Нагаевой и просто помогал им за вознаграждение, как обычным пассажирам. Арутюнов утверждает, что не знал о готовящихся терактах.

На основании закона о борьбе с терроризмом оба подозреваемых задержаны на 30 суток.

Между тем пресс-служба авиакомпании "Сибирь" выступила с заявлением, в котором прокомментировала сообщение генпрокурора РФ Владимира Устинова о том, что террористки-смертницы, взорвавшие 24 августа пассажирские Ту-154 и Ту-134, прошли в самолет за взятку в тысячу рублей.

"Главная функция представителя авиакомпании в аэропорту - оказание помощи пассажирам в перебронировании билетов. Доступ на борт воздушного судна организуется службой авиационной безопасности аэропорта и является платной услугой для авиакомпании в соответствии с федеральными авиационными правилами", - говорится в официальном заявлении пресс-службы авиакомпании "Сибирь".

Между тем, источник в "Сибири" сказал "Интерфаксу", что на билетах всех пассажиров данного рейса, в том числе и выписанного на имя Джебирхановой, стоит отметка о прохождении спецконтроля. Кроме того, источник отметил, что надпись "принять к перевозке на рейс" не является нарушением инструкций со стороны работника авиакомпании.

24 августа планировался взрыв трех, а не двух самолетов, считает независимый эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгардт.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он сказал: "Есть признаки того, что эти теракты, взрывы самолетов, их организаторами планировались, минимум, как тройной акт. Собственно, об этом говорили уже неоднократно представители наших спецслужб и следственных органов".

"Взрыв на остановке на Каширке был, возможно, связан с взрывами этих двух самолетов, но по каким-то техническим причинам исполнители не смогли либо правильно изготовить заряд, либо им пришлось срочно от него избавляться, уже когда они двигались к аэропорту", - пояснил Энгельгардт.

Неопровержимые данные, собранные комиссией по расследованию, подтверждают, что теракты стали причиной катастроф самолетов 24 августа. Об этом заявил в среду на пресс-конференции председатель государственной комиссии по расследованию, министр транспорта РФ Игорь Левитин. "Причиной катастроф стало разрушение конструкций самолетов в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах", - сказал он.

По словам главы комиссии, разрушение самолетов в воздухе "произошло мгновенно", что могло быть только результатом взрывов на борту авиалайнеров. При лабораторном исследовании фрагментов самолетов Ту-134 под Тулой и Ту-154 в Ростовской области этот вывод был подтвержден обнаружением "следов взрывчатого вещества", сказал Игорь Левитин.

Бортовые параметрические самописцы прекратили запись через 2-3 секунды после возникновения аварийной ситуации из-за обесточивания бортовой сети. Бортовые же речевые самописцы продолжали вести запись переговоров экипажа Ту-154 еще в течение 2 минут 13 секунд от аварийных источников питания. "Существо переговоров свидетельствует о разгерметизации самолета и не отражает фактов нападения на экипаж или захвата самолета", - сказал глава госкомиссии. Запись самописцев показала, что в самолетах было идентичное ударное воздействие внутри фюзеляжа.

"Ударное воздействие взрывного характера произошло по правой стороне в 25-м ряду кресел на Ту-154 и в 19-м ряду на Ту-134", - сказал Левитин.

По его словам, это произошло, когда Ту-154 находился на высоте 12 тысяч 100 метров, а Ту-134 - на высоте 8 тысяч 100 метров. Взрывы произошли "практически одновременно и неожиданно для экипажей", сказал министр.

По его словам, после взрывов в течение 2-3 секунд произошло нарушение кинематического управления рулями и отделение хвостовой части. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным.

Самолеты, их двигатели, системы и оборудование были полностью исправны (до взрывов), подчеркнул министр. Он сказал, что все наземные службы также работали в штатном режиме, сообщает РИА "Новости" .

"Экипаж был профессионально подготовлен, а его действия не выходили за рамки соответствующих требований", - сказал Левитин.

Вместе с тем на пресс-конференции было сообщено, что "остается пока открытым" вопрос, каким образом террористы смогли пронести взрывчатку на борт самолетов.

"Этот вопрос остается предметом дальнейшего расследования компетентными органами", - сказал Игорь Левитин.

В результате проведенного Госкомиссией расследования версия о захвате самолета Ту-154 не подтвердилась, сообщил Левитин.

По его информации, "тревожная кнопка" на разбившемся в Ростовской области Ту-154 сработала самопроизвольно, через несколько секунд после разрушения конструкции машины. В соответствии с проведенным анализом установлено, что "возникновение аварийной ситуации на обоих самолетах имеет идентичный характер", а разница между взрывами составляет 9 секунд, говорится в сообщении пресс-службы Минтранса РФ.

Два самолета, вылетевшие из аэропорта "Домодедово", одновременно взорвались в воздухе 24 августа. Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" выполнял рейс Москва-Сочи, Ту-134 компании "Волга-авиаэкспресс" - Москва-Волгоград.

В результате авиакатастроф погибли 90 человек.

По факту взрывов на бортах двух самолетов Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье 205 УК РФ "Терроризм", которое ведет управление Генпрокуратуры РФ по расследованию особо важных дел.

Возможно, взрывные устройства были заложены в разбившиеся самолеты еще на земле и это, возможно, сделали люди из техперсонала , считает главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов.

То, что официальная версия авиакатастрофы с АН-148 не выдерживает критики, ясно, кажется, даже младенцам - взрыв в воздухе был, фрагменты тел так мелки и так рассеяны по большой площади, что МАКовские сказки никого не обманывают и в первом приближении.
Крушение самолета АН-148: ТЕРАКТ или ВЗРЫВ украинского двигателя? (https://gala-gala15.livejournal.com/530888.html#comments )
СМИ изворачиваются, пытаясь что-то подсказать публике, но при этом соблюсти правдоподобие официально вмененной версии, что порождает любопытные эффекты...
Вот КП берет интервью о катастрофе Ан-148: "я бы не отказывался от версии взрыва на борту" - у известного политика, полковника ВВС в отставке, своя версия трагедии...

Виктор Алкснис политик, бывший депутат Госдумы и военный летчик в отставке, опубликовал в социальной сети свою версию трагедии, в которой обращает внимание на некоторые нестыковки.

«Расследование летных происшествий дело муторное и зачастую мутное. За 25 лет службы в ВВС мне около десяти раз пришлось побывать членом комиссий по расследованию и могу признать, что не всегда целью комиссии являлось определение его причин объективно. Зачастую шла свара между представителями летного состава с одной стороны и инженерно-технического состава - с другой. Кроме того, в эту свару могли влезть представители промышленности и тыловых служб. Каждая из этих сторон пыталась снять с себя ответственность за это происшествие и переложить ее на другую.

Наблюдая со стороны за расследованием катастрофы самолета Ан-148, узнаю знакомую ситуацию. Но есть серьезные отличия: главная цель - не допустить признания причиной катастрофы теракт. А сделать это весьма сложно, поскольку неоднократно в СМИ проходила официальная информация - обломки самолета разбросаны в радиусе километра от места падения. Общая площадь разброса составляет более 30 га. А значит, самолет начал разрушаться еще в воздухе, что наиболее вероятно могло произойти только в двух случаях - столкновение с другим летательным аппаратом или же взрыв на борту самолета.

Поэтому меня крайне удивило прозвучавшее через несколько часов после катастрофы официальное заключение экспертов ФСБ, что экспертиза обломков самолета подтвердила отсутствие следов взрывчатки. Сразу возникли сомнения: каким образом можно было произвести экспертизу всех обломков, если они разбросаны на большой площади и многие еще не найдены, поскольку находятся под полуметровым слоем снега? Кстати, по заявлению оперативного штаба, многие обломки не найдены и до сих пор, т. е. спустя полутора суток.

Дальше - больше. 12 февраля Следственный комитет РФ сделал официальное заявление: «Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета».

Кроме того, СКР заявил, что среди обломков не были обнаружены фрагменты какого-либо другого летательного аппарата, что исключает и столкновение с другим воздушным судном.

Т. е. два ведомства - ФСБ РФ и Следственный комитет России - категорически отвергли возможность теракта. Кроме того, СКР категорически отверг сведения о том, что самолет начал разрушаться в воздухе, утверждая, что самолет был целым вплоть до столкновения с землей.

Но как же быть с официальными заявлениями МЧС РФ, что обломки разбросаны на площади в 30 га и в радиусе 1 км от места падения? Кроме того, «Интерфакс» сообщил информацию, опровергающую заявление Следственного комитета РФ. «...На месте крушения Ан-148 в Подмосковье найдены оба «черных ящика», - сообщили «Интерфаксу» в оперативном штабе на месте ЧС. - В километре от места падения найден второй - голосовой самописец, визуально он в удовлетворительном состоянии», - сказал собеседник агентства.

Напомню, что «черные ящики» обычно устанавливают в хвосте самолета, там больше шансов уцелеть при ударе о землю. Причем они жестко крепятся к фюзеляжу самолета. Т. е. исходя из заявления оперативного штаба в километре от места падения самолета были обнаружены детали хвоста с прикрепленным к ним бортовым речевым регистратором. Но ведь Следственный комитет РФ уверяет нас, что никакого разрушения самолета не было и он целым ударился о землю.

Каким же образом речевой регистратор с деталями хвоста оказался в километре от места падения?

Кстати, из практики расследования авиапроисшествий известно, что в случае падения на землю хвост самолета, как правило, даже в случае взрыва остается на месте падения и никуда не улетает.

Поэтому создается впечатление, что некоторые должностные лица получили команду замять теракт...»

ВОПРОС - РЕБРОМ

Зачем перед катастрофой поменяли командира?

Роковой рейс из Москвы в Орск был для Ан-148 не первым в этот день. Он успел прилететь из Пензы в Москву, оттуда в Саратов и обратно в столицу. Не слишком ли большая нагрузка?

Это обычная практика, и абсолютно нормально. Самолет не должен стоять на земле, он должен летать, - уверен пилот первого класса Андрей Литвинов.

Но в Пензу и Саратов мотался другой экипаж, который заменили перед вылетом из «Домодедово».

Я хорошо запомнила первого пилота, потому что он поприветствовал пассажиров. Его фамилия Пугачев, а разбился через несколько часов уже другой - Губанов, - рассказала «КП» Юлия Пустовит, летевшая тем самым Ан-148 из Саратова в Москву.

Тут эксперты не видят ничего странного.

Было бы странно, если бы компания не поменяла пилотов. Вообще-то между рейсами нужно отдыхать десять часов. В данном случае отработавший экипаж ушел, а за штурвал сел уже отдохнувший пилот. Все по плану, - говорит Литвинов. - Другое дело, что сейчас перевозчики нередко прибегают к так называемым закольцовкам, когда один и тот же экипаж совершает несколько рейсов подряд.

«Саратовские авиалинии» комментировать смену экипажа отказались. Скорее всего, первые три полета (каждый рейс не дольше полутора часов) на «Ане» работал один экипаж, а в Орск должен был отправиться новый. Поэтому пассажиры рейса Саратов - Москва узнавали в погибших стюардессах своих соседей по самолету...

Журналист: - Специалистов НИИ им. Громова не пускают к месту, где собраны обломки самолета. Хотя вы могли бы по каким-то признакам выдвинуть какую-то версию. . . На этой территории находится новый, недавно открытый аэродром РАМПОРТ, который уже за колючей проволокой, и он принадлежит каким-то иностранным гражданам, которые живут в странах-членах НАТО. То есть, человека со всеми допусками и формами секретности не пускают, но пускают людей из стран НАТО, которые ходят там свободно. Но ведь там находятся наши лаборатории и КБ.
Толбоев: - Где деньги, там начинается другая история. Да, это НАТОвцы, это люди, которые вошли не только в НИИ им. Громова, но и на опытную площадку, где готовился Буран к старту. Они заняли все! После программы «Буран» шла программа «Молния». Они заняли «Молнию», полностью.
Ж: - Молния - это возвращаемый небольшой самолет?
Т: - Да, оперативный, тактический. Они один к одному воспроизвели то, что мы делали в 60-70-х годах. Я не знаю, кто они - японцы, латвийцы, не знаю. Когда придут наши дети, окажется, что продали наше будущее.
Ж: - Возможно, через несколько лет здесь будет база НАТО. . . А знает об этом?
Т: - Знает, он был.
Ж: - А министр обороны?
Т: - Да все прекрасно знают.
Ж: - Кто все это разрешил?
Т: - Для меня это загадка. В этом аэропорту был М.лично ходил и смотрел. Был, губернатор. . . . Какие-то люди приходят, потом втихую исчезают.
Ж: - То есть, сюда борта садятся, что-то разгружают и исчезают. И что-то увозят. . .
Т: - . . . Только не знаю, кто у них пахан - ЦРУ или ФБР. Но только не наши.
Ж: - То есть, у владельцев аэропорта «крыша» ЦРУ или ФБР?
Т: - Да.
Ж: - Это обязательно должно быть рассмотрено в Совете Федерации, Государственной Думе, не говоря про ФСБ. В администрации президента. Ну и само собой, в Генпрокуратуре и СК.
Т: - Я разговаривал с ФСБ. Пацаны говорят: «Мы докладные пишем. . . Нам никакого ответа». Когда такое было? Если КГБ сказало, СССР трясло!
Ж: - Темная история. Надо будет в ней разобраться.

---
И это при том, что, как утверждают, российских специалистов из этого института, не допустили на место катастрофыдля оказания помощи в расследовании...

Ну вот, а теперь сравните с официальным блеянием про приборы и датчики, а также пилотов-чайников, на которых, как всегда, пытаются повесить всех собак не то просмотренного теракта, не то топорной инсценировки-постановки, не то вполне конкретной натовской диверсии на фоне измены кого-то из высших эшелонов власти.
Так или иначе, явный бред про искромсанные и разбросанные по площадям "вследствие столкновения самолета с плотным снежным покровом", воспринимаются как публикой, так и многочисленными экспертами как издевательство.

Конечно, блогеры никакой не авторитет, бывший военлетчик-депутат и летчик-испытатель, герой России, тоже могут ошибаться и не обладают всей полнотой информации, но сомнения-то они выражают обоснованные и вопросы задают резонные.
Власть же, держа граждан за идиотов, рискует тем, что ей перестанут верить даже тогда, когда она, в порядке исключения, решит сказать правду.
В сухом остатке - перечисленные версии, причем возможна их комбинация, что делает надежду на раскрытие тайны авиакатастрофы с АН-148 11 февраля 2018 совсем уж призрачной...

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по данным расшифровки бортовых самописцев уже назвала предварительную причину крушения самолета Ан‑148 в Подмосковье. По данным экспертов, ею могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева. Но пока это только преварительные итоги. Расследование будет продолжаться. Уже даже Соединенные Штаты высказали желание оказать России помощь в расследовании авиакатастрофы Ан-148 в Подмосковье. Об этом заявил президент Дональд Трамп в телефонном разговоре с Владимиром Путиным , сообщает Associated Press со ссылкой на пресс-службу Белого дома.

Напомним, во время предыдущего телефонного разговора — в декабре 2017 года президент России благодарил своего американского визави за сведения, которые помогли предотвратить теракт в Петербурге.

В этой связи интересно мнение одного из пилотов авиакомпании «Саратовские авиалинии», который летал по маршруту Москва — Орск, в том числе вместе с пилотом погибшего Ан-148 Валерием Губановым. Его публикует «Радио Свобода», без указания имени-фамилии источника.

«Это теракт, по моему мнению. И это не только моя версия, но и многих пилотов нашей авиакомпании, с которыми я поговорил. Ни от ошибки пилотирования, ни от необработки жидкостью самолет бы не развалился в воздухе, а его обломки не раскидало бы в радиусе одного километра», — считает летчик.

По его словам, если бы самолет развалился от удара о землю, то тела и обломки лайнера лежали бы рядом, компактно. «В таких случаях многих погибших находят в их креслах. А тут по частям всех собирают… Это значит, что на борту был мощный взрыв, иначе бы их так не разнесло», — добавил он.

Действительно, по состоянию на 8 часов утра 13 февраля в районе падения Ан-148 было обнаружено около 1,5 тысяч фрагментов тел погибших (в самолете было 65 пассажиров и 6 членов экипажа) и 500 фрагментов воздушного судна. Для этого пришлось обследовать площадь в 30 гектаров.

Оба «черных ящика» были найдены и отправлены в лабораторию. Впрочем, Следственный комитет, не дожидаясь результатов их расшифровки, объявил , что нарушения целостности лайнера в воздухе не было, а взрыв и возгорание произошли в момент столкновения самолета с землей.

Известно, что в период с 2010 по 2015 год произведенный в Воронеже Ан-148 (бортовой номер RA-61704) эксплуатировался государственной авиакомпанией «Россия». За это время случилось как минимум два серьезных инцидента, связанных с работой двигателей. В 2016 году «Россия» передала проблемный борт в сублизинг «Саратовским авиалиниям».

В ноябре 2017 года в ходе проверки компании Ространснадзором были выявлены нарушения в обслуживании погибшего Ан-148. «Периодичность замены масла и промывки фильтра в соответствии с программой технического обслуживания должна составлять 375 летных часов. На этом борту эти работы проводились с периодичностью 750 часов», — сообщил источник «МК» в ведомстве.

Западная пресса уже назвала мелкие региональные российские компании «бичом российской гражданской авиации». По словам работающей в России шведской журналистки Анны-Лены Лаурен , она всегда чувствует неуверенность, когда приходится летать самолетами российских авиакомпаний, специализирующихся на внутренних рейсах и если есть возможность, выбирает «Аэрофлот».

На авиафорумах последнюю катастрофу сравнивают с крушением Ан-148 в Белгородской области в 2011 году. Тогда погибли 6 человек — все находившиеся на борту.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов не видит явных свидетельств в пользу одной из версий крушения.

— Как профессионал я всегда опираюсь на факты. Особенность этой катастрофы Ан-148 в том, что самолет не терял скорость. То есть, он не падал хаотично, а даже до приземления имел приличную скорость. По данным «Флайтрадара», это около 600 километров в час. С такой скоростью на такой малой высоте летают истребители. Почему так случилось и должна понять комиссия, созданная по поручению президента.

Кстати, очень хорошо, что на месте падения самолета первыми были сразу два федеральных министра: транспорта и МЧС. Ведь там понадобились сразу огромные ресурсы. И министры справились с этой задачей. Разбили городок, обеспечили техникой и т. п. Отчасти поэтому удалось быстро найти оба самописца. Там записано все: работа двигателей, рулей, других механизмов, отклонение скорости и т. д.

Теперь главная задача — расшифровать их и установить причину аварии, чтобы в дальнейшем исключить такого рода катастрофы. Пока же я не вижу ни одной объективной причины для этого. Погода была великолепная, самолет новейший, экипаж подготовленный…

«СП»: — Не является ли системной причиной подобных катастроф небольшой размер региональных перевозчиков, возможно, не уделяющих должного внимания безопасности? Когда-то это был Саратовский авиаотряд — часть гигантского «Аэрофлота»…

— «Аэрофлоту» не интересны рейсы, которые выполняют «Саратовские авиалинии». Региональные перевозчики выполняют очень важную социальную функцию, так как возит пассажиров на небольшие расстояния. Например, летают из Благовещенска в Хабаровск, из Хабаровск в Иркутск и т. п. Там крайне необходима такая техника — до 100 пассажирских мест, которой нет у «Аэрофлота». На таких линиях эксплуатируются наши Як-42 и Ан-148. Это позволяет дать дорогу отечественному самолетостроению.

По мнению главного редактора портала Avia . ru Романа Гусарова , говорить о теракте пока преждевременно.

— В Петербурге американцы предупреждали нас о готовящемся теракте. Чем они могут нам помочь в данном случае, я даже не представляю. Аэропорт отечественный, самолет наш, да и наши специалисты по взрывчатым веществам уж точно не хуже, чем американцы.

«СП»: - Все зависит от версии, к которой склоняется расследование…

— Информации разного рода о катастрофе сейчас очень много, но она никак не складывается в какую-то стройную общую картину. Пока называют три версии: пожар двигателя, не облили самолет антиобледенителем и теракт. Но пока нет ни одного факта, который сформировал бы приоритетную версию.

Если бы самолет был покрыт льдом, он упал бы сразу за аэродромом. Если бы у самолета отказал двигатель, он не упал бы камнем вниз — самолет прекрасно летит и с одним двигателем. Он мог спокойно совершить круг и сесть. Даже с двумя отказавшими двигателями он продолжал бы планировать, а не лететь камнем вниз. Это не картошка, это самолет, у него есть крылья.

То же самое по теракту. Как известно, самолет прежде чем упасть выполнял некие «маневры». Сначала взлетел, потом начал снижаться, потом опять поднялся вверх. Возможно, тут какие-то проблемы технического характера. Тем более, что место падения локализовано. Самолет не взорвался в воздухе. Вспышку от взрыва видели уже на земле.

«СП»: — И все же…

— С таким же успехом я могу придумать еще несколько версий… Например, сказать, что в двигатель самолета попала птица. Могло это случиться? Да. Такое бывает. Но доказательств этому нет. Точно также, как нет и доказательств других версий. Думаю, даже те, кто сейчас в поле, на месте падения, не смогут сказать в чем тут дело. Придется ждать расшифровки бортовых самописцев.

«СП»: — Западные СМИ пишут, что российские региональные перевозчики менее безопасны по сравнению с крупными компаниями. Раз так, может они нам не очень-то и нужны?

— В России всего около сотни авиакомпаний. Из них первые 15 крупные, а все остальные мелкие. Для такой огромной территории это немного. А в тех же США тысяча авиакомпаний и никто не жалуется. Прямой зависимости между размерами авиакомпании и ее финансовым состоянием и ответственностью за вопросы безопасности нет. Правила написаны для всех одинаковые, проверяют всех одинаково.

Причем, на примере «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» мы видим, что крупные компании могут иметь не меньше проблем, чем мелкие. Где гарантия, что они обеспечивали безопасность на должном уровне? Это может гарантировать только регулятор, который контролирует и проверяет и крупные, и мелкие, и средние компании. К тому же количество перевозчиков регулирует рынок. Раз в стране сотня компаний, значит они нужны.

Вообще, трудно представить, чтобы такие западные компании как «Люфтганза» или «Бритиш Эйрвейз» или «Эйр Франс» занимались местными перелетами на «кукурузниках». Для этого у них есть другие компании. Точно также у нас «Аэрофлот» и прочие занимаются магистральными перевозками, а небольшие компании летают между регионами. Без них никак.

— Таких региональных компаний в России много, — говорит журналист Олег Лурье . — Причем у них довольно странные владельцы. К тем же «Саратовским авиалиниям» имеет отношение Сергей Евстафьев , друг и партнер Анатолия Чубайса . Была такая история с «коробкой из-под ксерокса». Тогда Евстафьев и Сергей Лисовский выносили полмиллиона долларов «черного нала» из Белого дома. Есть данные, что в «Саратовских авиалиниях» Евстафьеву принадлежит 55 процентов. Но связывать это обстоятельство с катастрофой не приходится. Среди региональных компаний есть и довольно успешные.

В свою очередь авиационный диспетчер Сергей Полозов склоняется к тому, что причиной катастрофы мог стать человеческий фактор.

Версию теракта исключить нельзя, но я в этом мало уверен. Скорее, здесь цепочка событий технического характера. И человеческий фактор может присутствовать. Потому что если посмотреть мировую статистику катастроф последнего времени, то видно, что там все чаще присутствует именно человеческий фактор. Раньше этого было меньше.

«СП»: Почему так?

— Развитие авиационной промышленности не стоит на месте. Появляются новые типы воздушных судов с надежными системами аэронавигационного оборудования. Но поскольку бортовые самописцы уже нашли, то скоро все станет известна точная причина катастрофы.

«СП»: — Но в России по статистике катастрофы случаются чаще…

— Катастрофы случаются везде. Отказы техники, ошибки пилотирования происходят везде. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Россия здесь никак принципиально не отличается. Но безопасность в любой авиакомпании стоит на первом месте. На это «заточены» все стандарты. Потом уже экономичность, регулярность и прочее. Кстати, воздушный транспорт, по статистике, является самым безопасным транспортом в мире по сравнению с железнодорожным и автотранспортом.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...