Узаконивание перепланировки в суде. Оформление перепланировки через суд


Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Можно ли при несвоевременной уплате НДФЛ по причине счетной ошибки, отсутствии денежных средств и т.д. самим рассчитать и уплатить штраф в размере 20% и пеню в бюджет (налог был удержан у налогоплательщиков, но несвоевременно перечислен в бюджет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Самостоятельная уплата пеней наряду с перечислением в бюджет необходимой суммы НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога.
Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельного расчета налоговым агентом штрафа и его уплаты при отсутствии соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Обоснование вывода:
Действительно, на основании НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как видим, положения указанной статьи предусматривают ответственность налогового агента (вне зависимости от конкретного налога - НДС, НДФЛ или налог на прибыль), даже если он перечислил удержанный налог, но сделал это с нарушением установленного срока. То есть ответственность налогового агента, в частности, по НДФЛ, может наступить и в случае, если налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (вне зависимости от длительности совершения нарушения) ( Минфина России от 04.04.2017 N 03-02-08/19755, от 16.12.2016 N , от 19.03.2013 N и др.).
Причем последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения ( Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347).
Вместе с тем никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены РФ ( НК РФ). В соответствии с НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Положения РФ не предусматривают возможность самостоятельного расчета и уплаты налоговым агентом (как и налогоплательщиком) суммы штрафа при отсутствии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности.
Кроме того, при применении налоговых санкций (штрафов) устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения ( НК РФ, Минфина России от 12.12.2016 N 03-02-08/73862, от 11.11.2016 N , от 13.10.2016 N ). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером ( НК РФ). И наоборот - при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% ( , НК РФ).
То есть налоговый агент, привлекаемый к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ, в любом случае имеет право на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания. Как указано в Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-05/16172, меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам.
Иная ситуация обстоит с пеней.
Порядок уплаты пеней установлен НК РФ и распространяется в том числе на налоговых агентов ( НК РФ). Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (в данном случае налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки ( НК РФ).
Положения указанной статьи предполагают самостоятельное исчисление и уплату пеней налогоплательщиком (налоговым агентом) ( НК РФ). Так, согласно НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Причем независимо от применения налоговых санкций (штрафов) ( НК РФ).
При этом НК РФ предусматривает принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
Более того, самостоятельная уплата пеней является одним из необходимых условий освобождения налогоплательщика от ответственности в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате ( , НК РФ). В силу НК РФ указанные положения распространяются и на налоговых агентов, предоставляющих в налоговый орган уточненные расчеты.
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, несвоевременная уплата НДФЛ не связана с обнаружением налоговым агентом ошибок в ранее представленном в налоговый орган расчете по НДФЛ ( НК РФ).
Однако освобождение налогового агента от ответственности с учетом НК РФ возможно и тогда, когда отчетные документы (расчеты) по НДФЛ своевременно представлены в налоговый орган без ошибок и искажений, при этом налоговый агент допустил просрочку в перечислении в бюджет удержанного НДФЛ.
Конституционный Суд РФ в от 06.02.2018 N 6-П признал взаимосвязанные положения и НК РФ не противоречащими в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционно-правовой смысл указанных взаимосвязанных положений и НК РФ, выявленный Конституционным Судом РФ в приведенном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В свою очередь, ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 налоговым органам рекомендовано руководствоваться правоприменительной практикой по вопросам применения налогового законодательства (решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ) (смотрите Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889).
В любом случае, самостоятельная уплата пеней налоговым агентом наряду с перечислением в бюджет необходимых сумм НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по НК РФ за несвоевременную уплату налога. Обращаем внимание на условие, указанное Конституционным Судом РФ - несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер. Иными словами, при сознательном несвоевременном перечислении удержанных сумм НДФЛ в бюджет налоговый агент вряд ли может рассчитывать на освобождение от взыскания штрафа даже при условии уплаты пеней на сумму просрочки.
Таким образом, при несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельной уплаты штрафа налоговым агентом до вынесения налоговым органом соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

К сведению:
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены НК РФ.
В целях реализации Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П Минфин России вынес на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий расширение перечня обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, предлагается освободить от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, налоговых агентов, которые представили в установленный срок расчеты по НДФЛ, содержащие достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ.
Предполагается, что условием такого освобождения будет являться перечисление налоговым агентом недостающей суммы налога и соответствующих пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначения выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период, а несвоевременное перечисление им в бюджетную систему РФ соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
С паспортом проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 109 части первой Российской Федерации" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/03-18/00079541, подготовлен Минфином России 30.03.2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- . Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам;
- Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам (подготовлен экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия судебной практики. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов ( НК);
- . Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
- . Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Общие положения

    Характеристика состава налогового

1. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена ст. 120НКРФ.

общим налоговым правонарушением.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других правомерных действий (бездействия) наказывается штрафом в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную цену РФ, также влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Если указанные выше нарушения совершались умышленно, взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

2. Объект этого правонарушения - публичный порядок в сфере налогообложения, а равно - финансовые интересы государства, субъектов муниципальных образований.

Субъект правонарушения - налогоплательщик (организация индивидуальный предприниматель).

Объективная сторона - занижение налогооблагаемой базы или вильное исчисление налога по итогам налогового периода, выявлен при выездной налоговой проверке налоговым органом и повлекшие уплату или неполную уплату сумм налога.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. НК РФ, выражается в неосторожности, а предусмотренного ч. 2 ст. НК РФ, - в прямом умысле.

Вопрос 70. Неудержание и (или)

НЕПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ

1.Общее положение.

2.Характеристика состава налогового

1. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удер жанию и (или) перечислению налогов предусмотрена ст. 123 НК РФ.1

Данное правонарушение относят к общим налоговым правонарушением.

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм нало­га, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, на­казывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

2. Объектом данного правонарушения является публичный порядок в сфере взимания налога, а также финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъект правонарушения налоговый агент.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении нало­говым агентом возложенных на него налоговым законодательством обя­занностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюд­жет удержанных сумм налогов.

Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.

Вопрос 71. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового и другого органа на территорию или в помещение

1. Общие положения

1.Ответственность за незаконное воспрепятствование доступу должност­ ного лица налогового органа, таможенного органа, органа государствен­ ного внебюджетного фонда на территорию или в помещение предусмот­рена ст. 124 НК РФ.

Данное правонарушение относят к общим налоговым правонарушениям. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с положениями статей 87 - 100 НК РФ, на территорию или в помещение налогоплатель­щика или налогового агента наказывается штрафом в размере 5000руб.

2. Объект правонарушения - публичный порядной в сфере осуществления налоговыми органами налогового контроля.

Субъект правонарушения - организация или индивидуальный предприни­матель либо законный представитель индивидуального предпринимателя.

Объективная сторона правонарушения состоит в незаконном воспрепят­ствовании должностному лицу налогового органа, проводящего налого­вую проверку, налогоплательщиком или его законным представителем доступа на территорию или в нежилое помещение налогоплательщика. За­метим, что такое противоправное воспрепятствование доступу может вы­ражаться совершении как активных действий, препятствующих доступу

(например, установка искусственных заграждений, отказ открыть. помещение и т. п.), так и пассивных действий (уклонение от совершения действий, обеспечивающих возможность доступа).

Субъективная сторона этого правонарушения - прямой умысел.

Перепланировка, или внесение значительных изменений в конструкцию жилища – это достаточно сложная операция, которая требует не только больших финансовых вложений и временных затрат, но и правильного юридического оформления. Как правило, для правильной перепланировки требуется обращаться в различные архитектурные и строительные учреждения, а затем проходить проверки и получать соответствующие разрешения. И только в этом случае можно будет провести перепланировку полностью законно.

Но что делать в том случае, если перепланировка прошла с нарушениями или с нарушением процедур? В этом случае у собственника по прежнему есть возможность сделать её правомерной, обратившись в суд. В этой статье мы расскажем вам о том, когда и как можно узаконить перепланировку через суд с помощью искового заявления.

Когда используется эта процедура

Узаконивание перепланировки через суд – крайне сложная процедура, которую проводят только в крайне редких случаях. Всего их два:

  • Стандартную процедуру узаконивания провести невозможно из — за нарушений в работе государственных служб;
  • Перепланировка уже была проведена без предварительного согласования и узаконивание требуется для внесения изменений в документы.

При этом каждый из случаев рассматривается в суде по разному и имеет собственное исковое заявление. В связи с этим рассмотрим каждый из них подробно.

Узаконивание при нарушениях со стороны госслужб

Для начала рассмотрим узаконивание перепланировки на основании спора с государственными службами. В этом случае обращения в суд служит одной цели: провести перепланировку в том случае, когда ошибки и нарушения в работе государственных служб, а так же их бездействие не позволяют гражданину провести перепланировку в стандартном порядке. В этом случае потребуется подать весьма стандартное исковое заявление, которое имеет строгую форму:

  • Заголовок. Будет содержать:
    1. Данные суда: название и адрес;
    2. Данные истца (гражданина, подающего заявление);
    3. Данные ответчика (государственной службы, которая мешает проведению перепланировки).
  • Информационная часть. Содержит:
    1. Описание события, препятствующего узакониванию перепланировки и послужившее началом конфликта;
    2. Описание ваших действий по мирному урегулированию конфликта и реакция на них;
    3. Просьба к суду;
    4. Обоснование вашей просьбы.
  • Заключение. В него вносят:
    1. Перечень приложенных к исковому заявлению бумаг;
    2. Подпись истца;
    3. Дату подачи заявления в суд.

При этом вашу позицию в суде, а так же законность самой перепланировки, потребуется как – то доказать. Для этого в суд нужно подать весьма большой пакет бумаг.

Пакет документов

Для того, чтобы суд, минуя госслужбы, признал вашу перепланировку законной, вам потребуется подать вместе с иском необходимые документы. В их число входят следующие бумаги:

  • Правоустанавливающие документы на недвижимость, в которой проходит перепланировка. Это может быть договор купле – продажи, дарения, свидетельство о наследовании или приватизации или иной документ, в котором вы будете указаны как собственник жилья;
  • Заключение от эксперта о законности готовящихся работ и их соответствии нормам. Заказать эту бумагу можно в оценочном бюро;
  • Технический паспорт квартиры и её план. Получить их можно в БТИ;
  • . Получить их можно в Росреестре;
  • Эскиз будущих работ, выполненный инженером;
  • Отказ госслужб в выдаче с указанием причины;
  • Дополнительные бумаги, перечень которых зависит от типа проводимых вами работ.

Узаконивание сделанной перепланировки

Перейдем к более сложному случаю, а именно к . Проводить её нужно для того, чтобы внести изменения в паспорта собственности, а так же для согласования безопасности работ. Проводится узаконивание в следующих случаях:

  • Вы провели строительные работы, не зная, что их нужно было согласовывать;
  • При проведении строительных работ, не требующих согласования, были выполнены действия, требующие разрешения;
  • Предыдущий владелец собственности продал вам недвижимость с несогласованной перепланировкой.

В любом случае вам потребуется сделать достаточно много действий перед обращением в суд, а именно:

  • Обратиться в архитектурный отдел, написать заявление и запросить проверку, после которой вас выдадут чертеж;
  • Обратиться в санэпидемстанцию и МЧС для получения подтверждения того, что ваша перепланировка безопасна;
  • Оплатить все .

После этого можно начать готовить . Писать его требуется по строгой форме, практически аналогичной той, что была описана выше:

  • Заголовок. Содержит данные суда (адрес и название) и заявителя (ФИО, адрес, контакты). Ответчик не указывается;
  • Информационная часть. Содержит основания для узаконивания перепланировки (со ссылкой на разрешения госслужб), просьбу к суду о выдаче разрешения на перепланировку и обоснование просьбы;
  • Заключительная часть. Содержит перечень приложенных к заявлению бумаг, а так же подпись заявителя и дату подачи искового заявления.

Необходимые для подачи иска бумаги

Пакет документов значительно отличается от того, что подавался в предыдущем случае, так как они послужат не основаниями для жалобы, подтверждающими вашу правоту перед судом, а перечнем бумаг, содержащих все необходимые данные для проверки законности перепланировки и подготовки разрешения суда на внесение изменений в план жилища. Если вы узакониваете ранее сделанную перепланировку, то вам понадобятся:

  • Правоустанавливающие бумаги на собственность. Как и в предыдущем случае, это может быть договор купле — продажи, дарственная, свидетельство о наследовании и прочее;
  • Подтвержденный в архитектурном отделе план перепланировки с указанием на то, что тот соответствует строительным нормам и не нарушает целостность здания;
  • Разрешения от МЧС и санэпидемстанции;
  • Технический паспорт квартиры со старым планом;
  • Кадастровый план квартиры;
  • Квитанция, фиксирующая оплату штрафов и пошлин, наложенных при узаконивании перепланировки;
  • Дополнительные бумаги, перечень которых зависит от характера перепланировки и от совершенных при её проведении нарушений.

Все эти бумаги вместе с исковым заявлением потребуется передать в суд для получения разрешения на внесение изменений в документы на имущество.

Подача иска

Независимо от того, на каких основаниях будет подан иск и какую он будет иметь форму, после написания его потребуется подать в районный суд вашего города. Сделать это можно будет одним из четырех способов:

  • Направить исковое заявление в суд лично;
  • Направить исковое заявления в суд с помощью представителя, имеющего доверенность;
  • Направить в суд заказное письмо через «Почту России»;
  • Подать иск с помощью адвоката (в том случае, если вы решите воспользоваться его услугами).

Сам ход судебного разбирательства так же будет отличаться в зависимости от того, на каких основаниях был подан иск. Если вы обращались в суд для того, чтобы урегулировать конфликт с государственными службами, то будет инициировано полноценное судебное заседание, в ходе которого вам потребуется доказать свою правоту с помощью имеющихся у вас бумаг.

Можно сначала сделать перепланировку, а потом задуматься – а нужно было ли её согласовывать с уполномоченными органами? Как узаконить сделанные изменения?

Иногда приходится делать это в судебном порядке, потому что никакие инстанции согласия на такие работы не дают!

Понятие

Это понятие включает в себя 2 подпонятия – «переустройство» и «перепланировку».

Перепланировка является действием по переустройству помещения, которые требуют специального согласования с уполномоченными органами.

К таким действиям можно отнести:

  • изменение конфигурации квартиры;

    Например, снос стен для увеличения площади одной комнаты за счёт «стационарной» кладовки.

  • задел новых проёмов для дверей и окон;
  • другие действия собственника, которые требуют внесения изменений в техническую документацию помещения.

В случае, если перепланировка уже сделана, то её нужно будет узаконить «задним» числом. Это можно сделать, обратившись в уполномоченные инстанции.

Когда ремонт не затронул несущих конструкций и не угрожает целостности постройки, то согласование пройдёт без проблем.

Если же ни одна инстанция не согласиться дать разрешение на проведение работ, то можно попробовать узаконить перепланировку через суд.

Переустройство – это также действия собственника, но их последствия не нужно отражать в техническом паспорте.

К таковым можно отнести:

  • перенос сантехнического, электрического или иного оборудования;
  • замена или перенос инженерных сетей;
  • другие действия собственника, которые не требуют дополнительного согласования с уполномоченными органами, и которые не отражаются в технической документации на помещение.

Чем регулируется

Переустройству и перепланировке жилых помещений посвящена В статьях этой главы даётся определение этих 2-ух понятий , раскрываются их виды и типы, а также описываются последствия проведения ремонтных работ без согласования с уполномоченными органами.

Ответственность за проведение несогласованной и неутверждённой перепланировки указана в . Санкцией по этой статье является штраф.

Какие виды перепланировок нуждаются в узаконивании

Не каждый вид ремонтных работ по перепланировке помещения необходимо согласовывать с уполномоченными инстанциями.

Не нужно согласовывать работы, исчерпывающий список которых представлен в .

Но в обязательном нужно согласовывать:

  • демонтаж встроенного шкафа;

    Но этот шкаф должен быть указан в технической документации на помещение.

  • сделаны работы по переносу перегородок, которые не являются несущими стенами;
  • изменена площадь жилого помещения за счёт вспомогательного помещения;

    Например , увеличена площадь холла за счёт демонтажа кладовки.

  • демонтаж балконной двери, если за счёт этих действий увеличена площадь вспомогательного помещения.

Чтобы не попасть «впросак», необходимо обратиться в отдел архитектуры администрации муниципального образования, к сотруднику, который может проконсультировать относительно сделанных работ.

Видео: сущность процесса

Пошаговый план обращения в суд

Если всё же нужно узаконить перепланировку через суд, то нужно соблюдать алгоритм действий:

  • нужно собрать все документы, имеющиеся на помещение;

    Достаточно будет свидетельства о собственности или договора соцнайма. Эти документы подтверждают, что заявитель имеет право пользоваться данным помещением.

  • обратиться в БТИ и вызвать специалиста. Он зафиксирует факт сделанных работ;
  • после этого специалист из БТИ изготовит новый технический паспорт на помещение;
  • согласование сделанных работ с СЭС и МЧС;
  • получить разрешение на проведение работ у архитекторов;
  • подать иск в суд о согласовании перепланировки.

По такой инструкции проводится согласование любого помещения. В том числе и частного дома, через суд.

Документы права собственности

Заявитель на согласование сделанной перепланировки должен подтвердить, что он имеет право пользоваться данным помещением на законном основании.

Таким документом является свидетельство о праве собственности или же договора соцнайма.

Сейчас свидетельство о праве собственности заменяется на выписку ЕГРП, то есть выписку, которая подтверждает право владения.

У этого документа ограниченный срок действия – 30 дней.

Поэтому получать его нужно непосредственно перед подачей документов в суд.

Обращение в БТИ

Нужно вызвать техника из БТИ, чтобы он зафиксировала сделанные работы. Он придёт со старым техническим паспортом, который считается действительным, пока в него не внесут изменения.

В этом паспорте он сделает пометки в виде красных линий, отметив сделанные в помещении изменения. На основании этих линий он будет делать новый технический паспорт.

Срок изготовления нового техплана – примерно 2 недели, в зависимости от того количества изменений, которые необходимо отразить. Услуга эта не бесплатная. Стоимость можно узнать в местном отделении БТИ.

Изготовление нового техпаспорта

Специалист из БТИ, осмотрев сделанные изменения в помещении, наносит на «старый» технический паспорт красным цветом линии, обозначающие изменения тех или иных конструкций.

Пока владелец помещения занимается согласованием перепланировки с другими инстанциями, в БТИ делают новый технический паспорт. Регламентный срок изготовления документа – 10 дней.

Новый документ будет изготовлен в том случае, если перепланировка была сделана без нарушения санитарных, технический и гигиенических норм.

Получение справки из МЧС и СЭС

Владелец помещения должен доказать, что проделанные ремонтные работы соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, и не нарушают пожарной безопасности. Для этого необходимо посетить местное отделение СЭС и МЧС. Для того чтобы убедиться в безопасности ремонта, сотрудники этих организаций посетят помещение.

На основании сделанного осмотра они составят акт, в котором будет отражено их решение. Пример документа

  1. Если оно положительное, то можно двигаться далее для оформления перепланировки. Если же оно отрицательное, то нужно, либо устранить недостатки, либо оспаривать такое решение в суде.
  2. Если выносится отрицательное решение, то оно должно быть оформлено в письменном виде, и содержать в себе ссылки на нормы законодательства.

Получение заключения от архитекторов

Это самый длительный этап в согласовании сделанной перепланировки. Такие функции, как правило, возложены на муниципальные Управления по архитектуре и градостроительству.

Заключение архитекторов подтверждает тот факт, что перепланировка не коснулась несущих конструкций, и соответствует всем градостроительным нормам.

Образец заявление в суд о перепланировке квартиры

Как только все вышеизложенные этапы будут пройдены, и документы будут на руках у владельца помещения, можно подавать в суд исковое заявление.

В нём указывается следующая информация:

1. Об истце. Подаётся заявление от заинтересованного лица, не обязательно собственника.

Например , перепланировка ущемляет права соседа.

2. Об ответчике.
3. О третьих лицах, которые могут участвовать в процессе.
4. Сведения о помещении:

  • адрес, по которому находится;
  • вид помещения – жилое или нежилое;
  • реквизиты документа, который подтверждает право собственности;
  • период, когда была произведена перепланировка;
  • если работы выполняла нанятая бригада, то нужно указать сведения о ней, а также контактную информацию;
  • если же собственник производил работы самостоятельно, то необходимо указать какими навыками он обладает;
  • если работы производила специализированная организация, то нужно указать сведения о ней.

5. Причины, по которым собственник не смог получить разрешение на проведение работ от специалистов жилищного отдела.
6. Реквизиты заключения СЭС о том, что сделанная перепланировка не противоречит требованиям.
7. Реквизиты заключения МЧС о том, что сделанная перепланировка не нарушает требований пожарной безопасности.
8. Для уверенности в положительном исходе процесса, владелец помещения может пригласить независимого эксперта для того, чтобы он вынес своё заключение, в котором будет указано, что данное помещение может быть сохранено в переделанном виде, и что это не угрожает жизни и здоровью граждан.
9. Просьба истца сохранить переустроенное помещение в таком состоянии. Здесь же нужно указать, что именно изменилось после проведения перепланировки.
10. Список документов, которые истец прикладывает к иску для подтверждения изложенных сведений.
11. Дата составления документа и подпись истца.

Судебное разбирательство

К иску необходимо приложить все имеющиеся у владельца документы в оригиналах и копиях.

Суд будет рассматривать дело:

  • в присутствии истца;
  • а также в присутствии специалистов из БТИ и других организаций.

Подсудность дел о согласовании сделанной перепланировки принадлежит районным судам по месту нахождения объекта недвижимости.

Если пакет документов исчерпывающий, и суда не возникает вопросов относительно материалов дела, то в течение 1 – 2 судебных заседаний , дело будет рассмотрено.

Если суд вынесет положительное решение, то на его основании перепланировку можно считать узаконенной. На основании этого документа, будет получен новый кадастровый паспорт с изменениями, и новое свидетельство о собственности, если площадь помещения изменилась в ходе ремонтных работ.

Если же решение суда отрицательное, то собственник может подать в вышестоящую инстанцию для апелляции.

Уплата госпошлины

Сколько стоит подача заявления?

Согласно , размер государственной пошлины при рассмотрении дел в районных судах, равен 1 000 рублей для физлиц. Квитанцию необходимо приложить к иску.

Стоимость согласования может возрасти, если нанимать адвоката.

Нотариальное заверение документов

Заверять копии всех документов у нотариуса не нужно. Если от лица собственника будет выступать его представитель, то нужна будет нотариальная доверенность.

Подача документов

Документы подаются в районный суд по месту нахождения помещения. Как правило, заседание будет назначено через 1 – 2 недели после подачи документов, если пакет документов полный.

Рассмотрение и вынесение решения

За 1 – 2 судебных заседания дело будет рассмотрено. Суд вынесет решение либо в пользу истца, либо откажет ему в согласовании.

Решение оформляется письменно. Если оно отрицательное, то суд аргументирует его ссылками на нормы закона.

Оспаривание решения суда о перепланировке

Если истец не согласен с таким решением суда, он может подать апелляцию в вышестоящий суд в течение 1 месяца с момента поступления дела в канцелярию суда.

Подавать апелляцию нужно через суд, который вынес неудовлетворительное решение. Последней инстанцией будет решение верховного суда.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...