Учетная политика бухгалтерского учета. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Нужна ли регистрация в ФНС


В статье ведется речь о сути учетной политики организации как об основе функционирования системы бухгалтерского учета на предприятиях и фирмах. Читатель узнает о её целях, видах, сроках действия, составе, разработчиках, специфике ознакомления, нарушениях и способах их исправления. Также коротко описываются особенности данного свода правил в разных видах экономической деятельности.

Что это такое

Вопрос о сути данного документа обсуждается бухгалтерами, финансистами и юристами достаточно активно и давно. Под учетной политикой необходимо понимать одобренную организацией систему методов осуществления бухгалтерского учета, которые включают в себя первичное наблюдение, измерение в стоимостном выражении, регулярную группировку данных о хозяйственных операциях и итоговое обобщение результатов хозяйствования.

В рамках данного понятия она считается одной из частей системы регулирования бухгалтерского учета в России и должна создаваться в соответствии с нормативной документацией, а также отчетностью по состоянию финансов.

Для чего нужна

Формированием данной политики занимаются для достижения различных целей бухгалтерского учета и уплаты налогов, налогового планирования.

Но основные её функции таковы:

  • предоставление наиболее полных данных о деятельности и имуществе, сведений о деятельности предприятия в виде отчетности;
  • передача необходимой информации как для заинтересованных пользователей внутри организации, так и для внешних субъектов;
  • оценка рисков и обеспечение устойчивого финансового положения фирмы, выявление и оценка имеющихся резервов.

Нормативная база

При разработке и осуществления внутренней политики, касающейся бухгалтерского учета, следует ориентироваться на акты четырех уровней:

  • Законы и иные акты федеральных органов власти нашей страны, включая президентские указы, документы, изданные различными ведомствами.
  • Стандарты. Прежде всего те, которые регулируют процессы бухгалтерского учета.
  • Постановления и инструкции, рекомендательные материалы Минфина и различных иных ведомств.
  • Внутренние правила самой организации.

Прежде всего, следует исходить из положений следующих НПА:

  • Важные нормы содержатся в Гражданском кодексе РФ и Налоговом Кодексе РФ.
  • Большую роль играет и «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности».

Учетные стандарты считаются сводами основополагающих правил, которые устанавливают процедуры действий по учету и оценке одного или нескольких определенных объектов, а также содержат требования к составу сведений бухгалтерских отчетных документов. Они находятся на втором уровне законодательства.

Виды учетной политики

Обычно выделяют три вида данной политики предприятий:

  • по бухучету;
  • по налогообложению;
  • для отчетности, предусмотренной международными стандартами.

Последний вид применяется в международных организациях или на предприятиях с иностранными партнерами. Это распространенная практика, но она касается не всех. Поэтому будут описаны только первые два типа.

Для целей бухучета

В этом направлении политики освещаются организационные вопросы функционирования бухгалтерского дела на предприятии.

Бухгалтерам следует исходить из таких основных правил:

  • Полноценное отображение каждой деловой операции. Это позволяет оценить все факторы экономической активности и детально проанализировать их.
    Учет текущей хозяйственной активности. Он должен быть своевременным.
  • Приоритетное внимание на экономические основы деятельности, отражаемой в отчетности, по сравнению с их правовой формой.

Такой документ обычно содержит следующие разделы:

  • учет операций, связанных с внеоборотными активами и строительством;
  • учет материально-производственных запасов;
  • учет нематериальных активов;
  • бухгалтерское отражение ситуации с основными средствами;
  • принципы осуществления учета финансовых вложений;
  • правила отражения затрат, связанных с полученными займами и кредитами;
  • общие нормы учета, классификации доходов и распространения сведений о них;
  • нормы, особенности учета текущих и будущих затрат, правила определения их типов;
  • учет налогообложения прибыли - касается признания налоговых обязательств, учета налога на прибыль, правил раскрытия информации о нем в финансовой отчетности;
  • специфика составления отчетности;
  • различные приложения.

Для целей налогообложения

Налоговая учетная политика ведется для правильного определения налоговой базы и общих расходов по уплате налогов. Её применяют в любых ситуациях, когда допускается применение различных способов учета или законодательство не дает четких указаний на этот счет.

Структура рассматриваемого документа зависит от особенностей уплачиваемого налога.

Если речь идет о налоге на прибыль, то предусматривают следующее:

  • принципы и пути расчета доходов и расходов;
  • применяемые на предприятии методы начисления амортизации и ситуации, в которых используется амортизационная премия;
  • процедуры списания отработанных материалов и товаров, а также определения стоимости их приобретения;
  • способ оценивания стоимости незавершенного производства;
  • правила и процедуры отражения факта создания налоговых резервов.

Каково влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Результаты изучения финансового положения основаны на данных балансовых статей и строк отчета о прибылях и убытках. Особенности учетной политики разных фирм затрудняют сравнение их показателей, фиксируемых в отчетной документации.

Кроме того, аналитик, готовящий окончательный документ для иных пользователей, должен делать пояснения о важных аспектах. В некоторых случаях учетную политику изучают банки и другие кредиторы.

Пример влияния методов рассматриваемой политики на показатели приводится в таблице.

Учетное правило Допустимые способы Специфика отражения в бухгалтерском балансе Отражение в отчетности о прибылях и убытках
Раздел расчета амортизации для основных средств
  • Линейный.
  • Расчет уменьшаемого остатка.
  • Списание стоимости в зависимости от срока полезного использования.
  • Пропорциональное списание по объему продукции.

При нелинейных расчетах суммы начисленной амортизации в начале эксплуатации будет выявлена меньшая остаточная стоимость на балансе.

Это приведет к снижению отражаемой стоимости внеоборотных активов.

Суммы будут больше, чем при других методах в начале эксплуатационного периода.

Это найдет отражение в увеличенной стоимости затрат за отчетный период и снижения величины прибыли без учета налогов (до налогообложения)

Учетная политика организации в 2019 году

Бухгалтера и иные ответственные работники обычно знают её принципы и положения. Однако в 2019 г. был внесен ряд изменений, касающийся применения международных стандартов финансовой отчетности, приведения ПБУ в соответствие с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402.

Кем, как часто и как разрабатывается

За разработку учетной политики отвечает человек, в обязанности которого согласно распоряжениям руководства предприятием входит контроль за ведением бухгалтерского учета. Обычно это главбух.

Закон не указывает периодичность изменения УП. Но он определяет сроки её разработки и обстоятельства её изменения.

Ст. 8 упомянутого ФЗ о бухучете гласит, что её следует применять последовательно из года в год. В п. 9 ПБУ 1/2008 сказано, что её нужно принять не более чем за 90 дней с момента регистрации новой организации.

Методы, способы и процедуры, отдельные положения учетной деятельности, которые указаны в УП, вступают в силу с 1 января года, который наступает за годом её принятия. Дополнения вступают в действие сразу же.

УП меняется в следующих обстоятельствах:

  • При изменении требований законодательства России, федеральных или отраслевых стандартов.
  • При создании или переходе на новый метод учета, использование которого повышает качество информации об объекте, подлежащем данному учету.
  • При принципиальных изменениях среды функционирования субъекта хозяйственной деятельности.

Способ составления учетной политики не регламентируется правовыми нормами.

Но при её формировании обычно рассматриваются следующие ключевые вопросы:

  • методика учетных действий с товарами, применяемая в торговых организациях;
  • рабочий план счетов;
  • разработанные и применяемые в организации формы первичной документации - сегодня они необязательны, но в случае применения их нужно утвердить в рамках УП;
  • применяемые способы и методика учета ТМЦ;
  • методика расчета выручки от выполненных работ или оказанных услуг;
  • метод ведения учета и дальнейшего распределения полученных доходов и осуществленных расходов;
  • методы амортизационных расчетов.

Что входит в состав

В тексте УП фирмы должны быть отражены её правила по примерно такому кругу вопросов:

  • Список нормативных актов, которые она применяет для организации и ведения учетной деятельности. Обычно указывают закон о бухучете, различные стандарты, ПБУ, ведомственные распоряжения.
  • Положения о рабочем плане счетов. Он должен входить в УП как дополнение или приложение.
  • Формы «первички». То есть, первичной документации. Это же касается и форм регистров, применяемых для бухгалтерии и налогообложения. Организация может применять как стандартные шаблоны документов, так и разработанные самостоятельно.
  • Амортизационные проблемы. В УП указывают, периодичность амортизации и способы расчета.
  • Распределение функциональных обязанностей. Указываются должности людей, ответственных за различные действия по организации и ведению корпоративного учета.
  • Правила и нормы по стоимостным лимитам для основных средств, процедура их переоценки.
  • Учетные действия, касающиеся доходов и расходов организации.
  • Порядок и критерии выявления и исправления ошибок.
  • Правила учета сырья, готовой продукции и товаров.
  • Иное.

Структура чисто бухгалтерских разделов УП обычно примерно одинакова для всех субъектов хозяйствования. Но разделы, касающиеся налогообложения зависят от используемого режима.

Выделим общие позиции:

  • Сведения о налоговой системе. Если применяются несколько систем, то регламентируется порядок раздельного учета.
  • Описание способов уплаты налогов в подразделениях, размещенных вне основного офиса.
  • Перечень имеющихся льгот по налогам и ситуации их действия.

Методические аспекты

Есть два взгляда на методологическую сторону УП:

  • Согласно одной позиции методы сводятся к способам бухучета. Их выбор и широкое использование влияет на отражение ситуации с имуществом и финансового положения корпорации или фирмы.
  • Другая позиция более широкая. Согласно ей к методологии относят все моменты, влияющие на формирование оценки результатов функционирования организации с финансовой точки зрения и на анализ её имущества.

В любом случае при выборе или разработке методов следует учитывать следующие принципы учетной политики:

  • четкое выделение имущества организации;
  • постоянство её деятельности;
  • последовательная реализация УП, оптимальный выбор учетных методов и приемов;
  • четкое определение периода, к которому относятся хозяйственные операции.

Общие требования к составлению

Как уже упоминалось, законодательство не регулирует способы и пути формирования УП. Однако, есть общие принципы, которых следует придерживаться.

Некоторые из них уже упоминались:

  • постоянство деятельности;
  • полнота отражения всех фактов хозяйствования;
  • своевременность;
  • непротиворечивость - определяется как тождество информации аналитического учета сведениям об остаткам на счетах синтетического учета. Должно соблюдаться в последний календарный день месяца;
  • рациональность;
  • существенность - рациональное ведение хозяйства обеспечивается на основе имеющихся условий и размера организации;
  • выделение имущества организации из имущества собственников и других организаций;
  • осмотрительность - означает приоритетность признания расходов и обязательств над признанием доходов и активов, формирование скрытых резервов не допускается;
  • формирование оснований и источников, которые следует применять при создании УП - выбирается метод, разрешенный законодательством, допускаемый стандартами МСФО или предусмотренный ПБУ, если нет указаний в иных нормативных документах; при использовании МСФО могут применяться национальные нормы, не противоречащие им;
  • последовательность применения учетной политики;
  • приоритет содержания перед формой - следует отдавать приоритет не правовой форме факторов хозяйствования, а их экономическому содержанию и обстановке осуществления хозяйственной деятельности;
  • соблюдение организационной части УП - её оформляют в виде приказов и иной документации согласно правилам организации;
  • временная определенность фиксируемых событий хозяйственной деятельности.

Нужно ли сшивать документ?

УП не относится к документам, которые нужно обязательно сшивать. Но если она сшивается, то скрепляется печатью и подписями руководителей организации.

Ставится ли печать?

УП считается внутренним документом фирмы.

Поэтому на ней не ставят печать за исключением ряда случаев:

  • Например, её нужно ставить, если документ закрепляется грифом «Утверждено» с датой и подписью утверждающего. Тогда печать ставят на графе.
  • Если документ предоставляют сторонним пользователям, то делают копию и на ней ставят печать с записью «Копия верна».

Порядок и сроки утверждения

Напомним некоторые положения касательно процедуры и сроков утверждения. Закон не регулирует вопросы порядка, но есть положения, касающиеся сроков.

Кем утверждается

УП предприятия продумывается и создается главбухом или иным лицом, отвечающим за ведение бухучета. Но утверждает её руководитель организации.

Ежегодно или нет

Есть мнение, что учетную политику нужно обязательно менять каждый год. Оно ошибочное. Политику достаточно принять один раз.

Она корректируется при таких обстоятельствах:

  • изменения в законодательстве, регулирующем правила организации бухгалтерского и налогового учета, стандартов;
  • разработке и реализации более качественных методов учета;
  • значительные изменения обстановки хозяйствования - например, при смене владельцев, реорганизации, отказе от некоторых направлений бизнеса, освоении видов деятельности.

Каков срок для вновь созданной организации

Новые организации создают учетную политику за 90 дней с момента её создания и занесения сведений в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено ст. 313 НК РФ, а также п.9. гл.2 .

Нужна ли регистрация в ФНС

В ФНС сдается бухгалтерская отчетность. Стало быть, необходимость предоставления документа зависит от его включения в неё.

Перечень документов регламентируется п. 5 . УП организации в нем не упоминается.

Однако в соответствии с п. 17, 24 ПБУ 1/2008 организация должна подавать пояснительную записку, в которой указываются принятые в рамках учетной политики способы бухгалтерского учета. С этой целью иногда организации прилагают свою УП в нарушение законных требований, касающихся полноты раскрытия информации в упомянутой записке.

Как происходит ознакомление?

Определенного порядка ознакомления с учетной политикой нет. Информация о ней публикуется в отчетности.

Срок действия

Период действия УП предприятия неограничен. В приказе устанавливается только начальная дата её функционирования. Выше указаны обстоятельства возможного изменения.

Как часто надо менять?

Менять учетную политику надо в зависимости от потребности в изменениях. Основания приводились выше.

Раскрытие информации

Организация обязана раскрывать выбранные способы бухучета, которые оказывают значительное влияние на анализ и решения пользователей отчетности. К таким относят способы, информация о применении которых необходима для точной оценки финансового состояния. Сведения об УП указываются в отчетности предприятия.

В отчетности раскрывают способы амортизации различных активов, оценки запасов и продукции, расчета прибыли. В целом, структура и конкретные сведения об учетной политике, которые подаются в отчетности, устанавливаются правовыми актами РФ.

Если в отчетности дается не вся информация, касающаяся учетной политики, то раскрывать нужно, как минимум, в аспектах, которые имеют прямое отношение к публикуемым сведениям. Допущения, применяемые согласно ПБУ 1/98, не подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерских отчетных документах.

Необязательно подавать информацию об УП в промежуточной отчетности, если не было изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда сведения были опубликованы. Изменения в УП, которые оказали или могут оказать серьезное влияние на финансовое состояние, движение наличности, подлежат публикации. Информация о них подается отдельно в отчетных документах.

Изменения, которые будут реализованы в следующем отчетном году, описываются в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности.

Анализ и аудит

Учетную политику анализируют и подвергают аудиту в таких ситуациях:

  • независимая аудиторская проверка;
  • решение собственных задач фирмы - например, планирование, расчет налогов, ценовая политика;
    иные ситуации.

Анализ позволяет сделать следующее:

  • установить различия в базе расчета прибыли для учета и для выплаты налогов - изучают стоимостную оценку активов и доходов, расходов и обязательств;
  • выявить регулярных и периодических отличий в определении прибыли;
  • определить основных рисков в элементах учетной политики;
  • сформированть мнения об УП.

Что считается нарушением?

Нарушений учетной политики много. Поэтому нарушениями считаются многие действия.

Перечислим наиболее распространенные:

  • нет приказа об утверждении УП;
  • несоответствие приказа положениям правовых норм о бухучете;
  • недостаточное отражение сведений об учетной политике для её полноценной реализации;
  • отсутствие или неполнота данных об учетной политике в отчетных документах организации;
  • наличие необоснованных изменений учетной политики;
  • применение устаревших правовых норм и ссылки на них;
  • отсутствие определенной законодательной базы при разработке корпоративной УП;
  • осуществление учетной деятельности по старым нормам, которое может привести к наложению различных штрафов.

Как исправить?

Метод исправления обусловлен выявленными нарушениями.

Если нет приказа, то он принимается, устраняются нестыковки с законодательством, происходит отказ от изменений УП, осуществляется переквалификация или повышение квалификации персонала. Принимаются и иные меры.

Порядок внесения изменений

Согласно ПБУ 1/2008, учетная политика меняется также, как и принимается. Её меняют с помощью приказа по фирме.

Изменения начинают действовать с начала отчетного года, если его причины не обуславливают иную дату. Если они вызваны переменами в законодательстве, то они отражаются в отчетных документах по правилам, установленным измененным законодательством.

В иных случаях или при отсутствии правил, они отражаются ретроспективно. Фирмы, использующие упрощенную систему бухучета, имеют право на перспективную фиксацию движения денег, за исключенным обстоятельств, предусмотренных законом.

Во всех указанных ситуациях идет речь об изменениях, которые оказывают или могут оказать значительное влияние на результаты оценки финансового положения компании.

Особенности и примеры

Для кредитных организаций

Учетная политика кредитных учреждений имеет свои особенности, связанные с данным бизнесом.

На примере от Юникредитбанка видно, что она может включать:

  • правила учета уставного капитала;
  • методологию оценки ценных бумаг;
  • учет операций с валютами других государств;
  • учет действий по размещению имеющихся средств и привлечению новых.

Для торговой фирмы

Торговой организации нужно учитывать следующие нюансы:

  • установление правил и процедур по учету товаров и торговой наценке;
  • методы списания себестоимости реализованных товаров;
  • учетные операции с тарой и упаковкой;
  • правила учетной деятельности по отношению к транспортным затратам;
  • учет продажных расходов;
  • регламентация особенностей учета НДС;
  • освещение важных или проблемных аспектов инвентаризации.

Примерная политика торговой фирмы прилагается.

Для некоммерческой организации

Ключевым принципом отнесения организации к некоммерческой служит отсутствие прибыли как цели деятельности.

Получение прибыли не считается самоцелью. Это учитывают и ПБУ.

Согласно закону, есть ряд ПБУ, которые не применимы к НКО:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 10/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Также есть ПБУ, от использования которых НКО могут отказаться:

  • 17/02 «Учет расходов на Ниокр»;
  • 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • 16/02 «Информация по прекращенной деятельности»;
  • 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;
  • 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;
  • 7/98 «События после отчетной даты».
  • 12/2010 «Информация по сегментам».

В учетной политике НКО учитывают, что они должны формировать такие виды отчетности:

  • бухгалтерская;
  • отчетность, которая сдается во внебюджетные фонды;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность для статистических органов;
  • специальные типы отчетности.

Образец 2019 для учетной политики НКО приложен.

Для фирм на УСН

ИП и юрлица, находящиеся на упрощенной схеме налогообложения «Доходы 6%», рассчитывают единый налог исходя из полученных доходов без учета понесенных расходов. То есть, нужно детально описать механизм учета дохода и расчета суммы налога.

Основные элементы УП должны быть такими:

  • утверждение схемы налогообложения, соответствующей системе «Доходы 6%»;
  • описание процедуры и порядка учета налогооблагаемых доходов;
  • указание правил и способа учета доходов, появившихся вследствие переоценки валютных ценностей;
  • описание специфики учета денег, которые вносятся во внебюджетные фонды;
  • утвердить детально описанный порядок расчета авансовых выплат и налога;
  • включить в состав УП график уплаты налогов и сборов.

При схеме «Доходы минус расходы 15%»

При данной системе налог рассчитывается с учетом понесенных расходов. В таком случае в УП рассматриваются не только вопросы определения доходов и пути признания элементов расходной части. В УП такого предприятия особое внимание должно уделяться учету основных средств, затрат связанных с реализацией, товарно-материальных ценностей.

Составители УП понимают, что амортизационные отчисления учитываются как расходы, то есть они уменьшают налоги. Поэтому регламентируется порядок определения начальной стоимости основных средств в момент их постановки на учет. Также указывается способ начисления амортизации, определения срока полезного использования, необходимые формулы.

В положениях о бухгалтерском учете для учетной политики организации, касающихся ТМЦ, пишут о составе различных материальных расходов, стоимости продукции, подлежащей реализации, заготовительных работ и определяют порядок списания проданного.

В рамках затрат на реализацию определяют перечень реализационных расходов, периодичность контроля за соответствием суммы расходов установленному лимиту. Учитывая убытки, указывая права на списание убытков предыдущих периодов и порядок уплаты минимального налога.

Для компаний на ОСНО

Компании и предприниматели выбирают ОСНО, если они реализуют продукцию крупным хозяйственным субъектам, которые работают и платят НДС, нуждаясь в вычетах по налогам.

Когда ОСНО становится основным налоговым режимом, предусматриваются разнообразные нюансы расчета доходов, налогов выплат, отражения сведений. Они могут быть прописаны в УП. УП для ОСНО по своей структуре намного проще.

Она формируется на основе таких правил:

  • составление в произвольной форме;
  • содержание ключевых аспектов процесса учета и отчетности, различных организационно-технических особенностей;
  • специфика налогового учета;
  • обозначение способов бухгалтерского учета. Их не описывают, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, который его не ведет;
  • соответствие нормам НК РФ;
  • самостоятельное определение структуры;
  • зависимость объема УП от детализации информации.

Пример учетной политики смотрите ниже.

Для ООО

При создании учетной политики ООО руководствуются такими правилами:

  • обозначают методы учета, которые не подлежат изменению за год;
  • отображаются только моменты, выбор которых предусмотрен законодательством;
  • описываются возможности учета реализуемых операций или тех, которые планируется реализовать;
  • максимально возможное сближение методов бухгалтерского и налогового учета;
  • внесение дополнений по мере изменения хозяйственной деятельности.

Пример политики приложен.

Иные нюансы

Предприниматели и государства ведут разнообразную экономическую деятельность. Единый рецепт УП, пригодный для всех, выписать невозможно. В любом случае следует руководствоваться описанными в этой статье нормами.

Обычно некоммерческие организации не стремятся получить прибыль. Но иногда они оказывают платные услуги. Тогда в рабочем плане указываются счета, по состоянию которых рассчитываются доходы и расходы от коммерческих действий.

Если предприятие ведет внешнеэкономическую деятельность, то указывается методика перерасчета валюты иностранных государств. Также необходимо отражать методы расчета курса и курсовых разниц, информацию о ВЭД, специфику расчетов в рублях и в другой валюте.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Существование многих видов учета призвано удовлетворять интересы разных групп пользователей учетной информации, и это предопределяет учетную политику. Принципы и правила ведения различных видов учета существенно отличаются друг от друга, поэтому для каждого вида учета может существовать самостоятельная учетная политика.

Механизм финансового управления предприятием во многом сосредоточен в учетной политике, которая в современной организации состоит из четырех частей: 1)

бухгалтерского учета; 2)

налогового учета; 3)

управленческого учета; 4)

производственного учета.

Учетная политика предприятия включает правила ведения указанных видов учета. Она принимается до наступления нового финансового года, применяется последовательно из года в год, утверждается приказом или распоряжением руководителя. Изменение в учетной политике может осуществляться в исключительных случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации и т.п.

Основу национальной учетной политики составляют учетные стандарты. Для России - это положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), на международном уровне - МСФО 1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Под учетной политикой понимается выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в соответствии с особенностями его хозяйственной деятельности и применяемая им на постоянной основе в течение отчетного периода.

Учетная политика для целей налогообложения основывается на налоговом законодательстве и должна быть документально закреплена. Она предполагает удовлетворение интересов двух основных пользователей - государства в лице налоговых органов и собственника бизнеса.

Налоговая политика организации должна быть сформирована в составе следующих разделов: а) по налоговому учету в полном объеме; б) по бухгалтерскому учету в части порядка учета объектов обложения налогами; в) по управленческому учету в части документирования операций с объектами обложения налогами, а также порядка планирования и принятия управленческих решений по поводу формирования и/или изменения объектов налогообложения; г) по производственному учету в части объектов обложения налогами.

Учетная политика для целей управленческого учета законодательно не регламентируется, поэтому предусматривает использование альтернативных вариантов ведения учета и отчетности.

В учетной политике предприятия принято выделять методологический и организационный аспект. Методологический аспект (методы ведения учета) определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности исходя из применения альтернативных приемов и способов. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии. При формировании учетной политики по организационным вопросам ведения учета предприятие осуществляет выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными актами, входящими в систему регулирования учетного процесса в Российской Федерации.

Положения учетной политики должны соответствовать нормативным актам, но методы учетной политики в налоговом, управленческом, бухгалтерском и производственном учете не могут совпадать.

Например, в бухгалтерском учете запланировано формирование полной себестоимости продукции (работ, услуг), а в управленческом - формирование себестоимости, включающей переменные затраты. В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предприятия имеют право выбора одного из методов оценки стоимости материалов, израсходованных на производство, - по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, методом ЛИФО или ФИФО. В учетной политике для целей управленческого учета также отражают выбор способа оценки при списании материальных затрат. Кроме того, в ней описывается важная часть учетных процедур, связанных с порядком формирования и признания расходов по конкретным видам изделий, работ, услуг и калькуляционным статьям, а также этапы формирования информации, необходимой менеджерам.

В методологическом разделе учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета фиксируется порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учет и финансирование ремонта основных средств, метод начисления амортизации. Все указанные выше вопросы одновременно являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с формированием издержек производства.

Многие положения по бухгалтерскому учету тесно связаны с другими видами учета. Например, ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности по местам возникновения затрат и центрам ответственности, что непосредственно относится к ведению производственного и управленческого учета в организации.

Ведение производственного учета не только служит источником информации для формирования налоговой политики, но и существенно влияет на нее. Для исчисления налогов важны отраженные в производственном учете правила учета запасов и расходов на их приобретение и хранение; порядок документирования передачи товаров в производство; применение методов полуфаб- рикатного учета и методов нормативного учета затрат; оценка незавершенного производства; списание и оформление затрат на брак; недостачи и порчи ценностей и пр.

Политика в области управленческого учета должна включать описание процедур и содержание документов по учету вспомогательных производств всех видов, порядок распределения косвенных расходов по видам производимой продукции, работ, услуг, возможность применения различных методов учета («директ- костинг», «АБ-костинг» и т.п.).

Одновременно политика в области управленческого учета должна предопределять порядок планирования деятельности организации, этапов формирования бюджетов, принятия решений, формы и порядок документооборота и многое другое. Учетная политика в этой области должна содержать не только описание процедур принятия решений, но и указывать компетенцию должностных лиц, а также перечень и содержание документов, которые оформляют соответствующие решения.

Организация может утвердить единую учетную политику, состоящую из четырех разделов, каждый из которых касается ведения отдельного вида учета.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

Выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

Выбранных способах начисления амортизации;

Порядке списания затрат по ремонту основных средств;

Способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

Об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

Принятых сроках полезного использования объектов;

Об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

Об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

Об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

Способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

Способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

Способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

Принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

Выбор способа списания расходов по НИОКР;

Определение сроков списания расходов по НИОКР.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

Выбор варианта синтетического учета МПЗ;

Выбор метода оценки МПЗ;

Последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;

Стоимость МПЗ, переданных в залог;

Величина и движение резервов под снижение стоимости матери-альных ценностей;

Разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;

Порядок документального оформления поступающих материалов.

По затратам на производство и по учету готовой продукции элементами учетной политики являются:

Выбор системы счетов для учета расходов по обычным видам деятельности;

Выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

Выбор способа учета готовой продукции;

Выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

Выбор варианта сводного учета затрат на производство;

Выбор метода определения выручки от продажи продукции;

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера;

Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Минфина РФ) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия. В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутри-производственного учета, отчетности и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;

Оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, то такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Учетная политика организации это основополагающий документ, в котором раскрываются все особенности бухгалтерского (налогового) учета в конкретном периоде. Учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Учётная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. - на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

· допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

· допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

· допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;

· допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).


ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

· требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);

· требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);

· требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

· требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

· требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;

· требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Следует заметить, что присутствие в Законе N 129-ФЗ нормы о том, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта, не отвечало требованию приоритета содержания перед формой.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Важным новшеством является отсутствие в нём требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учётной документации, утверждённых Госкомстатом РФ.

Теперь используемые в организации формы первичных документов утверждает её руководитель.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

· изменилось законодательство

· вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта

· происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Виды учётной политики:

· Учётная политика для целей налогового учёта

· Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

· Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

· Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ

· Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Рабочий план счетов.

2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

4. Способ начисления амортизации:

линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

5. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

по средней себестоимости; по себестоимости единицы запасов; ФИФО.

6. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

7. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

по покупным ценам (без учёта наценки);

8. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

доходы от обычных видов деятельности;

9. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):

по мере готовности работы, услуги, продукции;

10. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

· метод начисления - доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

· кассовый метод - доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.

Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

· по стоимости единицы запасов (товара);

· по средней стоимости;

· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Федеральным законом № 81-ФЗ от 20.04.2014 метод ЛИФО исключён из правил налогообложения.

Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

· линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

· нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

· резерв по сомнительным долгам;

· резерв по гарантийному ремонту;

· резерв по ремонту основных средств;

· резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

· резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

· «по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

· «по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)

(утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

I. Общие положения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее организации). Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

в части формирования учетной политики - на все организации;

в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· способы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

· активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

· организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

· принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

· факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

· отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

7. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения. Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

· причину изменения учетной политики;

· порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

· суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

· сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации запериод, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...