Учет расходов на сотовую связь. Оформляем использование сотрудниками сотовых телефонов


Для работников некоторых специальностей возможность постоянно находиться «на связи» крайне важна. Согласитесь, сложно себе представить курьера или менеджера по продажам, с которым невозможно связаться по мобильному телефону — отсутствие у них связи вполне может обернуться упущенным заказом. Понимая это, многие работодатели оплачивают мобильную связь своим сотрудникам. Сегодня мы поговорим о том, как правильно оформить оплату таких телефонных переговоров.

Обеспечить сотрудника мобильной связью можно несколькими способами. Например, можно выдать ему корпоративную «трубку», то есть аппарат, уже подключенный к сети. Можно обеспечить сотрудника только СИМ-картой, которую ему придется поместить в собственный телефонный аппарат. А можно и вовсе договориться, что сотрудник пользуется своей «трубкой», и своей «симкой», а работодатель возмещает ему стоимость переговоров. Очевидно, что у каждого из этих вариантов свои особенности налогообложения. Но сегодня мы остановимся на общем для всех этих способах моменте — оформлении внутренних документов, позволяющих учесть расходы по оплате переговоров сотрудников, а об особенностях налогообложения каждого из вариантов организации связи поговорим в следующей статье.

Приказы, регламент и докладные записки

Если организация решила оплачивать стоимость телефонных переговоров своих сотрудников, первое, что нужно сделать — утвердить перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи. Для этого нужно издать , в котором желательно привести не только названия должностей, «обеспечиваемых» телефонами, но и обоснование данного решения по каждой из них. Например, указать, что сотовая связь будет оплачиваться экспедиторам с целью обеспечения постоянного контроля за их деятельностью, а также возможности оперативного и своевременного решения сложных ситуаций, возникающих при доставке товаров покупателям.

Далее желательно утвердить использования сотовой связи в служебных целях. В этом документе нужно четко указать могут ли сотрудники использовать служебные телефоны в нерабочее время, по выходным, установлены или нет лимиты по оплате связи. Кроме того, в регламенте, обычно, устанавливается порядок оплаты сотрудником стоимости личных переговоров по служебному телефону, формы внутренней отчетности по получению СИМ-карт, телефонных аппаратов и их использованию, а также по расходованию средств, выделенных на оплату услуг связи и т.п. Обратите внимание, что данные правила вполне могут отличаться для разных должностей. Например, курьеру может быть запрещено использовать служебный телефон по выходным, а сотрудникам отдела продаж — разрешено. Чем детальнее будет составлен регламент и чем более тщательно будут обоснованы его положения, тем меньше появится поводов для претензий у контролирующих органов.

Наконец, организации потребуются документы, подтверждающие фактическую передачу сотруднику СИМ-карты и телефонного аппарата (если таковая происходит). Для этого удобнее использовать ведомость или журнал. А если сотрудник использует собственное оборудование, то нужно оформить , которую необходимо завизировать у руководителя, и , либо составить договор аренды или ссуды (подробнее о вариантах оформления использования имущества сотрудника см. « »).

Счет и договор

Итак, документы, обосновывающие использование сотрудником корпоративной мобильной связи, составлены. Но они лишь основа для учета расходов на оплату телефонных переговоров. Чтобы включить в расходы стоимость самих переговоров, понадобятся еще два документа — договор с оператором на оказание услуг связи и счета оператора связи. И если с договором все понятно (он составляется при выдаче СИМ-карт и не важно, кто выступает стороной по договору — организация или сам работник), то со счетами ситуация сложнее.

Контролирующие органы требуют, чтобы данные счета были детализированными (см., например, письмо УФНС по г. Москве от 30.06.08 № 20-12/061156). То есть содержали расшифровку информации о каждом звонке (входящий/исходящий, телефонный номер второго абонента, время совершения звонка и его длительность). Но подобная «роскошь», во-первых, стоит денег, а во-вторых, недоступна на некоторых тарифных планах (особенно эта проблема актуальна, когда сотрудник использует собственную «симку»). Поэтому вопрос о возможности учета расходов на оплату услуг связи без детализированного счета оказывается весьма актуальным. К счастью, судебная практика отвечает на этот вопрос положительно для налогоплательщика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 01.11.08 № КА-А40/10063-08, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.08 № Ф04-3910/2008(7317-А81-14).

Делить или лимитировать?

Очевидно, что детализацию переговоров контролирующие органы требуют для того, чтобы удостовериться: сотрудник разговаривал действительно «по делу», в интересах фирмы. Но ведь и у руководства организации тоже есть такая потребность: не очень-то выгодно оплачивать личные разговоры сотрудников. Но так как реально проконтролировать характер переговоров очень сложно (ведь и родственникам сотрудник может звонить в связи с работой), то многие работодатели устанавливают для сотрудников лимит расходов на использование сотовой связи. Соответственно любые переговоры в пределах лимита считаются деловыми и оплачиваются, а любые переговоры сверх лимита признаются личными и их стоимость возмещается работниками за счет собственных средств.

Подход, действительно, заманчивый. Но он все равно не освобождает от обязанности обосновать экономическую обоснованность и производственную направленность расходов на связь. Так что даже если в организации установлен лимит, необходимо позаботиться о составлении документов, подтверждающих, что переговоры ведутся в интересах фирмы. Такими документами, как уже упоминалось, являются приказ об утверждении перечня должностей, имеющих право на корпоративную связь, с соответствующим обоснованием, регламент использования корпоративной связи, а также отчеты, составляемые сотрудниками. Причем эти документы нужны как в том случае, когда сотрудник превысил лимит, так и в том, когда он в него уложился.

Есть два способа учитывать расходы на сотовую связь. Первый детализировать, то есть подробно просматривать перечень телефонных номеров, на которые звонили работники, отделяя рабочие от личных.

И второй способ изначально лимитировать расходы на телефонные разговоры. То есть руководство компании определяет сумму, которую будут выделять сотруднику для оплаты телефона. К слову, необязательно выдавать работнику деньги, чаще всего оплату операторам связи компании переводят самостоятельно. Чтобы определить сумму лимита, желательно сначала ввести в компании оплату переговоров путем детализации. Так вы сможете выяснить, сколько нужно на это денег реально. В противном случае возможны конфликты из-за недостатка выделенных денег и возникающей у работников необходимости оплачивать рабочие звонки из личных средств.

Какой бы из способов вы не выбрали, разработайте правила пользования служебными мобильными телефонами. Этот документ поможет вам контролировать, как сотрудники расходуют средства.

Плюсы и минусы детализации

Очевидное преимущество детализации телефонных разговоров в том, что позволяет обосновать расходы на связь налоговым инспекторам. Ведь те зачастую требуют, чтобы у компании в наличии был детализированный счет. Ну и в целом плюс для руководства можно следить, как сотрудники тратят свое рабочее время, кому звонят.

Однако есть и минусы. Возможны конфликты с работниками из-за перечня номеров, которые можно отнести к служебным. Например, менеджер отдела продаж может звонить своим родственникам и по работе, так как в настоящий момент они являются покупателями товара. Вдобавок детализация звонков может потребовать дополнительных затрат. В частности, придется постоянно заказывать выписки у оператора связи.

Плюсы и минусы лимитирования

С помощью лимитирования компания может оптимизировать расходы на сотовую связь. Так как заранее известно, сколько денег предстоит заплатить за переговоры того или иного сотрудника. А это позволяет планировать бюджет.

Но есть два очевидных минуса. Во-первых, работники могут жаловаться на то, что им не хватает выделенной суммы. Во-вторых, вам периодически придется индексировать суммы лимита в зависимости от сезонности и объема работ. А это дополнительные расходы.

Личные переговоры за счет компании

Заключив договор с оператором связи, компания должна будет оплачивать все выставленные счета за услуги мобильной связи в полном объеме. То есть независимо от того, служебные или личные переговоры вели ваши работники. Как быть с личными переговорами? Все зависит от того, возмещает работник стоимость таких звонков или нет.

Сотрудник компенсирует стоимость звонков

После того как сотрудник возместит оплату телефонных переговоров, спишите потраченные суммы в составе прочих. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Саму же сумму, которую возместит сотрудник, отразите как внереализационный доход.

Работник не возмещает плату за личные звонки

Стоимость личных звонков сотрудника при расчете налога на прибыль компания учесть не вправе. Поскольку такие затраты не имеют отношения к деятельности организации и не являются экономически обоснованными.

Пример

ООО "Вега" в июле заключило с оператором мобильной связи договор на оказание услуг на условиях 100-процентной предоплаты. Оператор предоставил организации два абонентских номера. По приказу руководителя ООО "Вега" мобильной связью вправе пользоваться коммерческий директор и главный бухгалтер. Организация определяет доходы и расходы методом начисления. В июле "Вега" перевела на расчетный счет оператора авансовый платеж в размере 5000 руб. Проводка такая:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" КРЕДИТ 51
- 5 000 руб. перечислена предоплата за оказание услуг мобильной связи за август;.

В августе оператор выставил детализированный счет и счет-фактуру. Общая стоимость телефонных переговоров в августе составила 4720 руб. (в том числе НДС 720 руб.). По расшифровке счета бухгалтер определил, что личные телефонные переговоры сотрудники не проводили.В учете следующие записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
- 4000 руб. (4720 720) отражена стоимость служебных телефонных переговоров за август;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 720 руб. учтен НДС на услуги мобильной связи;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19
- 720 руб. принят к вычету НДС со стоимости служебных телефонных переговоров.

Неизрасходованный аванс в размере 280 руб. (5000 4720) засчитывается в счет оплаты услуг связи в следующем месяце.

Важно!

Расходы на услуги сотовой связи удастся списать, если следующий комплект документов:

  • правила пользования служебными мобильными телефонами;
  • список работников, которым положена мобильная связь, утвержденный руководителем компании;
  • трудовые договоры или должностные инструкции, в которых прописано, что для работы сотрудникам нужно использовать сотовый телефон;
  • договор с оператором сотовой связи и детализированные счета.

Если сотрудник использует личную сим-карту, то еще понадобится копия договора работника, как физлица, с оператором связи. Также нужны счета оператора, в которых работник будет выделять деловые звонки. Их пусть подаст вам вместе с заявлением на компенсацию.

Расходы на корпоративные сим-карты и телефоны

Расходы на покупку сим-карт и телефонных аппаратов списать, можно. Главное, чтобы они были корпоративными.

Корпоративной считается только сим-карта, которая принадлежит организации, а не работнику. То есть компания самостоятельно заключает договор с оператором связи и передает сотруднику сим-карту по передаточному акту для того, чтобы тот пользовался ею в служебных целях. При этом собственником сим-карты все равно остается работодатель. Организация может отнести затраты на их покупку к прочим расходам. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но это относится только непосредственно к стоимости сим-карт. Ведь зачастую стоимость услуги по предоставлению номера и подключению к сети равна нулю. При этом деньги, которые компания заплатила за сим-карты, оператор связи сразу зачисляет на счета абонентов. Тогда учитывать эти затраты нужно по мере расходования денег (подп. 3 п. 7 ст. 272 , п. , ст. 318 НК РФ).

Сам телефонный аппарат считается корпоративным, если он в собственности компании. Поставьте имущество на баланс. Как правило, сотовые телефоны стоят дешевле 40 000 руб. Значит, это материальные расходы. Их можно списать целиком и сразу.

Компенсация использование личного телефона

Допустим, работник использует свою сим-карту, чтобы вести служебные переговоры. Или же пользуется личным сотовым телефоном. Наконец, не исключено, что сим-карта и сама трубка принадлежат сотруднику.

За то, что человек использует для работы личное имущество, нужно выплачивать денежную компенсацию. Так сказано в статье 188 ТК РФ. Причем размер компенсации можно установить любой. Да и выплачивать деньги можно как угодно (либо наличными из кассы, либо на счет работника). Никаких требований и ограничений по данному поводу в законе нет.

С налогом на прибыль все просто. Компенсацию можете списать в составе прочих расходов. Основание подпункт 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но нужно оформить дополнительный документ, например, приказ. В нем прописать порядок выплаты компенсации работникам за использование личных мобильных телефонов.

Плата за дополнительные услуги связи

Операторы часто предоставляют своим клиентам дополнительные услуги связи. Например, международный и национальный роуминг, голосовая/факсимильная почта, режим ожидания/удержания и переадресации вызова, определитель и антиопределитель номера и т. д. При расчете налога на прибыль такие расходы списывайте как прочие. На основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но для этого, конечно, нужны подтверждающие документы счета, акты и т. д.

Не менее важно подтвердить, что дополнительные услуги связи действительно необходимы для работы сотрудников. Здесь ориентируйтесь на должностные обязанности. Можно составить локальный документ, в котором будет прописано, кто и как может использовать дополнительные услуги связи. А можете сделать проще внесите аналогичную информацию в трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников.

Е. Сафарова ,
юрист, консультант в области права, налогообложения и управления бизнесом

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения у операторов и в салонах сотовой связи (Варакса Н.Г.) ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, n 4)

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2007, N 4
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
У ОПЕРАТОРОВ И В САЛОНАХ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Действующие на территории Российской Федерации компании по распространению услуг сотовой связи выступают посредниками и действуют от имени и по поручению собственников каналов связи.
Порядок оказания услуг сотовой связи регулируется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (далее - Правила N 328), а также заключенным между оператором связи и абонентом договором.
В соответствии с п. 4 Правил N 328 оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, допускается ограничение права на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи.
Оператор связи, имеющий сведения об абоненте, не имеет права использовать такие сведения для оказания справочных и иных информационных услуг или передавать третьим лицам без письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации (п. 4 Правил N 328).
Оператор связи обязан обеспечить абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оператор связи оказывает платные и бесплатные информационно-справочные услуги.
Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номера (номеров), единого на всей территории Российской Федерации для соответствующей службы (служб). К экстренным оперативным службам относятся:
а) служба пожарной охраны;
б) служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
в) служба милиции;
г) служба скорой медицинской помощи;
д) аварийная служба газовой сети;
е) служба "Антитеррор".
К бесплатным и круглосуточным относятся следующие информационно-справочные услуги оператора:
1) выдача информации о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;
2) выдача информации абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;
3) осуществление приема информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.
Причем перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Оператор связи самостоятельно определяет перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг.
Услуги подвижной связи оказываются на основании заключенных возмездных договоров. Оператор связи обязан:
а) оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых оператору связи выдана лицензия, а также предоставлять абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии;
б) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию. Информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами;
в) предоставлять абонентам в своей сети подвижной связи соединения, осуществляемые для предоставления доступа к услугам своих информационно-справочных служб на тех же условиях, что и для предоставления доступа к услугам иных информационно-справочных служб;
г) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи;
д) не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации;
е) возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи (в случае приостановления оказания услуг подвижной связи).
При формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:
- абонентская, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг подвижной связи;
- повременная, при которой размер платежа абонента зависит от суммарной продолжительности инициированных абонентом соединений, предоставленных в течение расчетного периода;
- за каждую оказанную услугу подвижной связи, при которой размер платежа определяется фактически оказанными услугами подвижной связи.
При формировании тарифных планов возможно сочетание нескольких видов тарификации.
В соответствии с п. 24 Правил N 328 оператор связи имеет право поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи.
Наиболее популярным способом оплаты услуг компаний сотовой связи являются карты предоплаты или карты экспресс-оплаты. Каждая карта проходит персонализацию и имеет скретч-полосу, серийный номер и номинал, а также содержит информацию и срок действия.
Карта предоплаты или экспресс-оплаты содержит закодированную определенным способом информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг подвижной связи. На карте должно быть указано:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего карту;
б) наименование видов услуг подвижной связи, оплачиваемых с использованием карты;
в) размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта;
г) срок действия карты;
д) справочные (контактные) телефоны оператора связи;
е) правила пользования картой;
ж) идентификационный номер карты.
Приобретение карты экспресс-оплаты означает оплату услуг авансом. Сама услуга связи будет оказана оператором после активации карточки и непосредственно телефонного соединения абонента.
Операторы вправе самостоятельно изготавливать карты предварительной оплаты или могут приобрести их в специализированных фирмах для реализации.
Налоговая база по НДС при реализации карт экспресс-оплаты определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ. При исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, оператор связи имеет право применить налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ.
К вычету можно принять суммы налога, которые были предъявлены поставщиками материалов, приобретенных для самостоятельного изготовления карт, или специализированной организацией, выполняющей заказ по их изготовлению. Вычету подлежат только суммы НДС, отраженные отдельной строкой в счете-фактуре поставщика и в платежно-расчетных документах.
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль карты предоплаты относятся к материальным расходам (п. 1 ст. 254 НК РФ).
Стоимость карт экспресс-оплаты исчисляется из расчета цен их приобретения (без учета НДС). Также в стоимость карт включаются затраты на их приобретение (транспортные расходы, комиссионные вознаграждения посредникам и т.п.).
Организации-операторы, занимающиеся изготовлением и реализацией карт и определяющие доходы и расходы методом начисления, обязаны выделять прямые и косвенные расходы. Затраты на изготовление (приобретение) карт относятся к прямым расходам (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Вести бухгалтерский учет оператор связи может двумя способами:
1) стоимость карточек учитывать на счете 10 "Материалы", то есть карты предварительной оплаты являются способом оплаты услуг;
2) стоимость карточек не учитывать на счете 10 "Материалы", то есть карты экспресс-оплаты рассматриваются как средство расчета за услуги связи.
Рассмотрим первый способ учета у оператора связи.
Для оператора связи карты предварительной оплаты являются способом оплаты услуг, а не товаром, поэтому полученные карты будут отражены по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства" или 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (в зависимости от источника поступления).
Пример 1. Оператор сотовой связи в марте сделал заказ ООО "Лира" на изготовление карт предоплаты в количестве 20 000 штук. Стоимость изготовленных карт составляет 80 000 руб., в том числе НДС - 18%. Оплата карт была произведена в этом же месяце.
Однако оператор сотовой связи в марте самостоятельно выпустил 10 000 карт. Стоимость материалов, израсходованных на изготовление карт, составила 9200 руб., в том числе НДС - 18%. Расходы на производство карт составили 51 000 руб.
В бухгалтерском учете оператора связи сделаны следующие проводки:
1) поступили материалы на изготовление карт:
дебет 10 "Материалы"
кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 7797 руб.;
2) отражен НДС по приобретенным материалам:
дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
кредит 60 1403 руб.;
3) отражены затраты вспомогательного производства на изготовление карт предоплаты:
дебет 23 "Вспомогательное производство"
кредит 10, 02 "Амортизация основных средств",
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
58 797 руб.;
4) учтены 10 000 карт в составе материальных запасов, изготовленных вспомогательным производством:
дебет 10
кредит 23 58 797 руб.;
5) отражено поступление изготовленных карт от ООО "Лира":
дебет 10
кредит 60 67 797 руб.;
6) учтен НДС по приобретенным картам:
дебет 19
кредит 60 12 203 руб.;
7) произведена оплата поставщикам:
дебет 60
кредит 51 "Расчетный счет" 89 200 руб.;
8) принят к зачету НДС:
дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на добавленную стоимость"
кредит 19 13 606 руб.
Оператор связи обязан вести аналитический учет по местам хранения карт предоплаты, их наименованиям, номиналу и сроку действия. В бухгалтерском учете передача карт со склада организации, где они хранятся, в офис для дальнейшей реализации учитывается как внутреннее перемещение материалов и отражается записью по дебету счета 10 "Материалы", субсчет "Карты в офисах" и кредиту счета 10 "Материалы", субсчет "Карты на складе". Затраты оператора связи на изготовление, приобретение карт экспресс-оплаты включаются в состав расходов по мере их продажи.
При втором способе ведения учета стоимость карточек можно учитывать, не используя счет 10 "Материалы". В этом случае карты экспресс-оплаты рассматриваются как средство расчета за услуги связи. Купив карту экспресс-оплаты, ее владелец оплачивает не стоимость самой карты, а услугу телефонной связи.
Карты можно учитывать на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" или другом самостоятельно введенном счете, их стоимость отражается оператором в условной оценке. В учетной политике организации обязательно определяется, что в качестве условной оценки считаются фактические затраты на изготовление карт.
Расходы на изготовление карт учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов", который предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, так как у карт длительный срок действия и используются они не сразу, а после продажи абонентам. Расходы на изготовление карт, учтенные на счете 97 "Расходы будущих периодов", включают в состав затрат основного производства по мере их реализации.
В процессе продажи карт составляются отчеты об их количестве и стоимости. Периодичность составления отчетов определяет оператор связи. На основании составленных отчетов себестоимость проданных карт списывается на счет 20 "Основное производство".
Пример 2. Воспользуемся данными предыдущего примера.
В бухгалтерском учете оператора связи затраты на приобретение (изготовление) карт отражаются следующими проводками:
1) отражены затраты на изготовление карт собственными силами:
дебет 97 "Расходы будущих периодов"
кредит 10, 69, 70 58 797 руб.;
2) отражены затраты на изготовление карт специализированной организацией:
дебет 97
кредит 60 67 797 руб.;
3) учтена сумма НДС, уплаченная организации, которая изготовила карты:
дебет 19
кредит 60 12 203 руб.;
4) отражена стоимость проданных карт:
дебет 20 "Основное производство"
кредит 97 126 594 руб.
Владелец карты должен сначала активировать ее, чтобы тем самым внести деньги на свой личный счет. Оказание услуг связи начнется с первого звонка.
Число абонентов, пользующихся услугами связи, исчисляется сотнями тысяч, поэтому в бухгалтерском учете отражение активации проданных карт не представляется возможным. Следовательно, у операторов связи такая аналитика ведется в управленческом учете.
В учетной политике организации и в приказе о документообороте устанавливается конкретная дата признания выручки от оказания услуг связи. На эту дату (например, на конец каждого месяца) формируется отчет, в котором отражаются количество и стоимость использованного каждым абонентом времени. На основании итоговых данных отчета оператор признает выручку от реализации услуг связи.
В бухгалтерском учете организации оказание услуг связи будет отражаться по дебету 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи".
Одновременно списываются затраты основного производства, то есть себестоимость проданных карт. Суммы, накопленные на счете 20 "Основное производство", по окончании каждого месяца списываются в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж".
У оператора могут остаться карты, срок действия которых истек. Стоимость таких карт будет учитываться в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г. (далее - ПБУ 10/99)).
В целях налогового учета в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом нужно иметь в виду, что расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Таким образом, расходы на уничтожение просроченных карт не могут быть учтены в целях налогообложения.
Срок действия карты предоплаты может закончиться в период ее нахождения у абонента, который, купив карту, не успел ее активировать. Суммы, поступившие в оплату карт, будут учитываться в составе прочих доходов оператора связи как в целях налогового учета на основании п. 18 ст. 250 НК РФ, так и бухгалтерского учета согласно п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г. (далее - ПБУ 9/99).
Оператор связи может осуществлять реализацию карт через свои офисы, а также через салоны сотовой связи.
В настоящее время большинство салонов, предоставляющих услуги сотовой связи, выступают в роли продавца, выкупая карты экспресс-оплаты и sim-карты у операторов связи, либо являются дилерами, заключающими посреднический договор с операторами.
Специфика учета в салонах связи проявляется по следующим направлениям:
1) продажа карт экспресс-оплаты и sim-карт;
2) прием платежей от владельцев номеров;
3) торговля мобильными телефонами.
Бухгалтерский и налоговый учет карт экспресс-оплаты в салонах сотовой связи зависит от того, какой договор заключил салон связи с оператором:
1) договор купли-продажи;
2) посреднический договор.
Рассмотрим каждый из этих случаев.
Если салон связи выкупил карты экспресс-оплаты, то в этом случае он заключает с оператором договор купли-продажи.
Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, материально-производственные запасы, предназначенные для продажи, являются товарами. И в целях налогообложения организаций розничной торговли карты - это товар (п. 3 ст. 38 НК РФ).
В связи с этим в бухгалтерском и налоговом учете карты экспресс-оплаты отражаются на счете 41 "Товары". При этом карты учитываются по стоимости их приобретения у оператора связи (без НДС). Вместе с тем у карты экспресс-оплаты есть номинальная цена, которая отражается в аналитическом учете к счету 41 "Товары": открываются субсчета для карточек с разным номиналом. Учитывать карты также можно по операторам или тарифам.
Уплаченные операторам связи при покупке карт суммы НДС салон связи имеет право принять к вычету. Покупная стоимость карт экспресс-оплаты списывается в бухгалтерском учете в момент их реализации салоном связи. При этом деньги, полученные от покупателей, включаются в состав выручки.
Выручка от продажи покупных товаров является доходом от обычных видов деятельности и признается в учете в полной сумме поступлений денежных средств за проданные товары.
Если салон связи применяет общий режим налогообложения, то в налоговом учете купленные телефонные карты отражаются по цене, которую установил оператор, без учета НДС. Налогооблагаемый доход салона уменьшает только стоимость реализованных клиентам карт (ст. 268 НК РФ). Выручка от продажи карт экспресс-оплаты увеличивает доход салона (п. 1 ст. 249 НК РФ). В целях налогообложения прибыли выручка от реализации товаров признается доходом от реализации и определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, за минусом налогов, предъявленных покупателю.
Покупная стоимость товаров включается в состав прямых расходов организации (ст. 320 НК РФ).
Пример 3. ООО "Связной" приобрело у оператора связи партию карт экспресс-оплаты на сумму 55 200 руб. (в том числе НДС - 18%), перечислило оператору деньги на расчетный счет и реализовало всю партию карт за 69 360 руб. (в том числе НДС - 18%).
В бухгалтерском учете ООО "Связной" были сделаны следующие проводки:
1) перечислена сумма денежных средств оператору за карты:
дебет 60
кредит 51 55 200 руб.;
2) отражена покупная стоимость карт экспресс-оплаты:
дебет 41 "Товары"
кредит 60 46 780 руб.;
3) учтен НДС по приобретенным картам:
дебет 19
кредит 60 8420 руб.;
4) принят к вычету "входной" НДС:
дебет 68, субсчет "Налог на добавленную стоимость"
кредит 19 8420 руб.;
5) отражена выручка от продажи карт экспресс-оплаты:
дебет 50 "Касса"
кредит 90 "Продажи", субсчет "Выручка" 69 360 руб.;
6) начислен НДС по проданным картам:
дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость"
стоимость" 10 580 руб.;
7) списана стоимость проданных карт:
дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж"
кредит 41 46 780 руб.
ООО "Связной" применяет общий режим налогообложения. Поэтому в налоговом учете бухгалтер включит 58 780 руб. (69 360 - 10 580) в состав доходов, а 46 780 руб. - в состав расходов.
Операторы нередко выпускают карты экспресс-оплаты с ограниченным сроком действия. В этом случае на карточке указано, что она "должна быть активирована не позднее...". Если салону связи не удалось вовремя продать такие карты, то в бухгалтерском учете их стоимость включается в прочие расходы на основании п. 11 ПБУ 10/99. В налоговом учете списать непроданные карты нельзя, так как при расчете налога на прибыль необходимо учитывать только те расходы, которые направлены на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Салон связи может взять карты экспресс-оплаты на реализацию и заключить с оператором посреднический договор (комиссии, поручения или агентский договор). В этом случае салон связи является дилером и получает от оператора вознаграждение за продажу карт гражданам. Сумму вознаграждения рассчитывают исходя из отчета посредника, в котором расписано, сколько и каких карт он реализовал. Отчет дилер высылает оператору связи.
Если реализация карт экспресс-оплаты осуществляется от имени дилера, то стороны могут заключить договор комиссии (ст. 990 ГК РФ), если дилер реализует карты от имени оператора, то заключается договор поручения (ст. 971 ГК РФ).
Стороны могут заключать между собой агентский договор, согласно которому дилер может продавать карты как от своего имени, так и от имени оператора, но в любом случае за счет оператора (ст. 1005 ГК РФ). При этом дилер получает оплату от покупателей за карты и удерживает из этих сумм свое посредническое вознаграждение, а разницу перечисляет оператору.
В соответствии со ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров. В связи с этим для дилера налогооблагаемой базой по НДС является стоимость оказанных посреднических услуг или сумма комиссионного вознаграждения, а у оператора связи - стоимость реализованных агентом услуг.
Карты, полученные на реализацию, отражаются в бухгалтерском учете салона связи на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Деньги за карты экспресс-оплаты покупатели вносят в кассу дилера. В зависимости от условий договора салон связи может удерживать вознаграждение из поступивших от клиентов сумм, а разницу перечислять оператору или передавать оператору всю выручку, а затем получать от него причитающееся вознаграждение.
Пример 4. Салон связи ООО "Мобил-связь" заключил с оператором агентский договор на реализацию карт экспресс-оплаты. В соответствии с условиями договора дилер:
- участвует в расчетах (принимает деньги от клиентов в свою кассу);
- ежедневно отчитывается перед оператором о реализованных картах;
- получает вознаграждение в размере 10% от стоимости проданных карт;
- в конце месяца удерживает вознаграждение из полученных от покупателей средств, а оставшиеся деньги перечисляет оператору.
ООО "Мобил-связь" получило от оператора карты экспресс-оплаты различного номинала на сумму 40 000 руб. За месяц салон связи реализовал карты на сумму 35 000 руб.
Дилер отчитался по проданным картам и удержал из полученных за месяц денег свое вознаграждение, а остаток средств перечислил оператору.
В бухгалтерском учете ООО "Мобил-связь" сделаны следующие записи:
1) получены карты экспресс-оплаты от оператора связи на реализацию:
дебет 004 "Товары, принятые на комиссию" 40 000 руб.;
2) отражена задолженность перед оператором связи за реализованные карты экспресс-оплаты:
дебет 50
кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
субсчет "Расчеты с оператором связи" 35 000 руб.;
3) списаны проданные карты с забалансового счета:
кредит 004 35 000 руб.;
4) начислено вознаграждение:
кредит 90, субсчет "Выручка" 3500 руб.;
5) начислен НДС на сумму вознаграждения:

кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную
стоимость" 534 руб.;
6) выручка от реализации карт, за вычетом вознаграждения, перечислена оператору:
кредит 50 31 500 руб.
У салона связи, применяющего общий режим, доходом в налоговом учете является вознаграждение. Остальные суммы, поступившие от покупателей, при расчете налога на прибыль не учитываются (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Если посредник рассчитывает выручку методом начисления или сразу удерживает свои деньги, то вознаграждение включается в налогооблагаемый доход после того, как оператор утвердит отчет дилера (ст. 249 НК РФ). Если же салон связи определяет прибыль кассовым методом и всю выручку передает оператору, вознаграждение включается в доходы в тот момент, когда поступает на расчетный счет или в кассу дилера отдельной суммой.
При покупке в салонах связи sim-карты покупатель приобретает индивидуальный номер, то есть становится абонентом сотовой сети. Поэтому активация такой карты означает, что право собственности на телефонный номер перешло от оператора к пользователю. Данный факт стороны сделки закрепляют, подписав типовой договор о предоставлении услуг сотовой связи.
Посредником между оператором и пользователем является реализующий sim-карты дилер. Оператор передает салону сотовой связи sim-карты и заверенные печатями бланки договоров. Купив в салоне телефонный номер, покупатель ставит свою подпись на двух экземплярах договора. Один из них остается у покупателя, а второй экземпляр договора салон связи возвращает оператору.
В конце дня дилер составляет реестр проданных sim-карт и отправляет его оператору связи. Салоны, у которых большие объемы продаж, представляют сведения о реализованных картах каждый час.
Если салон связи берет sim-карты на реализацию, то, как правило, дилер получает процент от стоимости проданных карт. В данном случае также возможны два варианта получения вознаграждения:
1) салон связи удерживает вознаграждение из денег, полученных от покупателей;
2) оператор перечисляет дилеру сумму вознаграждения.
Признать в учете вознаграждение салон связи может только после того, как отчитается перед оператором за проданные карты.
Полученное вознаграждение бухгалтер отражает по кредиту счета 90 "Продажи". Номинальная стоимость sim-карт учитывается на счете 004 "Товары, принятые на комиссию". При этом аналитический учет ведется по операторам и телефонным тарифам.
Салон связи может выкупить sim-карты у оператора в свою собственность, продавать их покупателям без наценки, но за это оператор выплачивает салону определенное вознаграждение.
В таком случае салон связи является дилером, однако sim-карты в бухгалтерском учете отражаются как товары на счете 41 "Товары".
Корреспонденции в учете при продаже sim-карт аналогичны продаже карт экспресс-оплаты.
В соответствии с посредническим договором, заключенным с оператором связи, салон принимает от владельцев телефонных номеров деньги на пополнение счетов. При этом клиенту выдают кассовый чек, а также счет от имени оператора, где указано, какой номер и на какую сумму оплачен.
Каждый час дилер сообщает оператору связи, сколько и на какой счет поступило денежных средств. В свою очередь, оператор кладет деньги на имя владельца номера. Дилер перечисляет оператору полученные от клиентов средства в конце дня или месяца и удерживает из этих денег свое вознаграждение, определяемое в процентах от суммы принятых платежей.
Пример 5. Салон связи ООО "Связной" заключил с оператором договор комиссии на прием платежей от владельцев телефонных номеров. В соответствии с условиями договора дилер:
- участвует в расчетах;
- каждый час отчитывается перед оператором связи по принятым платежам;
- получает вознаграждение, которое составляет 5% от суммы платежей с учетом НДС;
- удерживает вознаграждение в конце рабочего дня из полученных от клиентов средств, а оставшиеся деньги перечисляет оператору.
ООО "Связной" получило от владельцев телефонных номеров 22 000 руб. на пополнение счетов. Дилер удержал из денег клиентов вознаграждение, а остаток средств перечислил оператору связи.
В бухгалтерском учете ООО "Связной" сделаны в конце дня следующие записи:
1) получены деньги на пополнение телефонных счетов:
дебет 50
кредит 76, субсчет "Расчеты с оператором связи" 22 000 руб.;
2) удержано вознаграждение за день:
дебет 76, субсчет "Расчеты с оператором связи"
кредит 90, субсчет "Выручка" 1100 руб.;
3) начислен НДС на сумму вознаграждения:
дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость"
кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную
стоимость" 168 руб.;
4) выручка от реализации карт, за вычетом вознаграждения, перечислена оператору:
дебет 76, субсчет "Расчеты с оператором связи"
кредит 50 20 900 руб.
Салоны связи осуществляют также продажу мобильных телефонов.
Продажа новых телефонов отражается и в бухгалтерском, и в налоговом учете как обычная купля-продажа товаров.
В настоящее время многие салоны практикуют услугу предоставления нового телефона взамен старого с доплатой разницы. Организация заключает договор на покупку телефона у физического лица. Затем оформляет продажу нового телефона, пробивая кассовый чек на всю его стоимость. При этом владелец старого аппарата фактически вносит в кассу лишь разницу между стоимостью товаров.
Пример 6. ООО "Мобил-связь" обменяло новый мобильный телефон Nokia N91 на более старую модель Samsung SGH-E360.
Продажная цена Nokia N91 в ООО "Мобил-связь" составляет 17 770 руб. (в том числе НДС - 18%). При этом салон связи покупает данный телефон за 12 400 руб. (без НДС).
Бывший в эксплуатации аппарат Samsung SGH-E360 был оценен в 4100 руб., поэтому клиент доплатил 13 670 руб. (17 770 - 4100).
В бухгалтерском учете ООО "Мобил-связь" сделаны следующие проводки:
1) оприходован телефон Samsung SGH-E360:
дебет 41, субсчет "Samsung SGH-E360"
кредит 76 4100 руб.;
2) отражена выручка от продажи телефона Nokia N91:
дебет 50
кредит 90, субсчет "Выручка" 17 770 руб.;
3) начислен НДС со стоимости проданного телефона:
дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость"
кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную
стоимость" 2711 руб.;
4) списан реализованный телефон Nokia N91 по его покупной стоимости:
дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж"
кредит 41, субсчет "Nokia N91" 12 400 руб.;
5) выявлена прибыль от продажи телефона Nokia N91:
дебет 90, субсчет "Прибыль/убыток от продаж"
кредит 99 "Прибыли и убытки" 2659 руб.;
6) оплачен салоном связи телефон Samsung SGH-E360:
дебет 76
кредит 50 4100 руб.
Таким образом, сотовая связь - это совокупность систем и видов связи, обеспечивающих взаимодействие с подвижным абонентом и индивидуальную адресацию.
Н.Г.Варакса
Подписано в печать
05.07.2007

Затраты на услуги мобильной связи Налоговый кодекс РФ причисляет к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При покупке мобильного телефона все расходы должны быть экономически обоснованны, подтверждены документально и оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ со ссылкой на п. 1 ст. 252 НК РФ). Для этого организации необходимо оформить типовые документы, предназначенные для учета материально-производственных запасов и основных средств. Их формы утверждены Постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а и от 21.01.2003 № 7.

Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на покупку мобильного телефона зависит от того, является ли он амортизируемым имуществом.

Если стоимость телефонного аппарата (вместе с подключением) превышает 40 000 руб., то в целях налогообложения его придется учитывать в составе основных средств и начислять по нему амортизацию. Это утверждение верно и для бухгалтерского учета (ПБУ 6/01). На баланс телефон принимается по покупной стоимости за вычетом НДС (п. 8 ПБУ НК РФ).

Сотовые телефоны, первоначальная стоимость которых не превышает 40 000 руб. (приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н, который внес изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в частности в п. 5 ПБУ 6/01), в налоговом учете амортизируемым имуществом не признаются. Это означает, что сразу после передачи мобильных в эксплуатацию их стоимость включается в материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Берем в аренду

Вариант, когда на балансе организации «сотовые» отсутствуют, а сотрудники пользуются личными мобильными телефонами в служебных целях, встречается довольно часто.

По закону, за использование работником его личного имущества — мобильного телефона - должна выплачиваться компенсация за износ (амортизацию), а также возмещаться расходы, связанные с использованием такого имущества, размер которого определяется соглашением сторон трудового договора (ст. 188 ТК РФ).

Есть несколько способов оформления таких соглашений. К примеру, компания может заключить с сотрудником договор аренды мобильного телефона (ст. 606–625 ГК РФ). В нем необходимо установить размер арендной платы, причитающейся работнику, порядок и сроки ее выплаты. Другой вариант – внести в трудовой договор или должностную инструкцию работника условия о том, что для ведения служебных телефонных переговоров он пользуется личным мобильным телефоном, оговорив размер компенсации, порядок и сроки выплаты.

Также можно заключить договор безвозмездного пользования мобильным телефоном, принадлежащим работнику (ст. 689–701 ГК РФ) или назначить сотруднику компенсацию за использование личного имущества в служебных целях.

Начисление НДФЛ

Если оплата работнику услуг мобильной связи связана с выполнением им своих трудовых обязанностей, на такие суммы не нужно начислять страховые взносы во внебюджетные фонды (ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ). А вот выплаты работникам, превышающие лимиты компенсаций за использование их телефонов в служебных целях, установленных приказами, либо произведенные при отсутствии таковых, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (ст. 211 НК РФ).

Кстати, отсутствие на балансе организации сотовых телефонов не лишает ее возможности учесть расходы на оплату услуг связи при расчете налога на прибыль. По мнению судей, налогоплательщик вправе учесть расходы на оплату телефонной связи независимо от наличия на балансе мобильного телефона (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2007 по делу № A56-33529/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 02.02.2006 № A38-4091-12/222-2005).

Передай другому

SIM-карта – это карта, с помощью которой обеспечиваются идентификация абонентского устройства (сотового телефона), его доступ к сети мобильной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера.

Расходы на подключение для целей бухгалтерского учета учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы на подключение в целях налогообложения признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В ситуации, когда сим-карта принадлежит организации, ее движение необходимо контролировать, так как в течение отчетного месяца она может выдаваться разным сотрудникам.

Поэтому, во-первых, сим-карту должен выдавать работник склада под роспись в журнале выдачи корпоративных телефонных карт с указанием фамилии, имени и отчества работника, его должности, номера карты и даты ее выдачи.

Во-вторых, чтобы контролировать затраты на связь, необходимо запрашивать у оператора данные о расходовании денежных средств с лицевого счета по каждой SIM-карте.

Подробный отчет

Налоговый кодекс РФ и законодательство о бухгалтерском учете не содержат перечня документов, которыми можно подтвердить расходы на услуги сотовой связи. Свою позицию по этому поводу высказал Минфин РФ (письмо ведомства от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378).

Для того, чтобы компании подтвердить расходы на сотовую связь, необходимы:

  • приказ руководителя;
  • договор с оператором на оказание услуг связи;
  • детализированные счета оператора связи.

Приказ, утверждающий перечень должностных лиц, которые имеют право пользоваться услугами сотовой связи, должен содержать предельный размер расходов в месяц на каждого работника в соответствии с занимаемой им должностью (Письмо УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 № 16-15/104055@). Если предельный размер расходов указан в трудовых договорах, то в приказе должна иметь место отсылка к трудовым договорам.

Что касается предоставления налогоплательщиком детализированных счетов оператора связи, то мнение Минфина РФ по данному вопросу остается неизменным уже несколько лет – детализация нужна (Письма от 19.01.2009 № 03-03-07/2, от 05.06.2008 № 03-03-06/1/350). Налоговики солидарны с позицией Минфина (письма УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 № 16-15/104055@ и от 25.06.2010 № 16-15/066760@).

При детализации общей суммы платежа в счете, выставленном оператором, в нем указываются номера всех телефонов абонентов, с которыми велись переговоры с данного телефона, коды городов (стран), дата и время переговоров, продолжительность и стоимость каждого разговора. Каждый телефонный звонок должен быть детализирован, подтвержден документально и экономически обоснован, в противном случае неизбежно возникнут споры по расчету налога на прибыль. Поэтому хорошо, если на предприятии практикуется оформление служебных заданий на осуществление звонков, а впоследствии на них пишутся отчеты о проделанной работе. И то и другое должно быть составлено в произвольной форме, с учетом всех реквизитов, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Но стоит отметить, что в последнее время большинство судов приходит к выводу, что детализированные счета и требование инспекторами расшифровки разговоров – излишество. Ведь, по закону «О связи», содержание переговоров составляет тайну (в соответствии со ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ).

Общение по лимиту

Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату услуг мобильной связи зависит от того, кому принадлежит право собственности на мобильный телефон и сим-карта к нему. Хозяйствующие субъекты могут организовать корпоративную сотовую связь несколькими способами: а) телефонный аппарат и сим-карта принадлежат организации; б) телефонный аппарат и сим-карта принадлежат работнику; в) телефонный аппарат принадлежит работнику, а сим-карта – организации.

Наиболее распространенным является вариант, когда работник использует телефонный аппарат и сим-карту, принадлежащие организации. В этом случае могут быть установлены два вида оплаты услуг мобильной связи сотрудникам: возмещение расходов на мобильную связь исходя из фактически затраченных сумм или компенсация расходов в пределах заранее установленного лимита.

Самый простой способ – заключить с оператором связи договор на предоставление услуг по безлимитному тарифу. Тогда вносимая предприятием абонентская плата фиксирована и не зависит от количества звонков, а значит, не предполагает детализации счетов по мобильным номерам. Обоснованием использования мобильного телефона в служебных целях будет служить договор с оператором, в котором прописаны фамилии конкретных сотрудников.

Единственный недостаток безлимитного тарифа – его дороговизна и то, что, как правило, фиксированная месячная плата распространяется только на местные звонки (междугородные звонки придется оплачивать отдельно).

Другой вариант – организация может установить лимит на каждый номер в месяц. Такие расходы, если они подтверждены документально (т.е. разговоры вызваны служебной необходимостью), не облагаются НДФЛ.

По распоряжению руководства лимит расходов на сотовую связь может быть повышен.

Не использованные в течение месяца суммы на следующий месяц не переносятся. В случае превышения установленного лимита работник должен компенсировать организации излишние расходы (Письмо Минфина России от 13.10. 2010 № 03-03-06/2/178).

Способы оплаты услуг

1.Оплата услуг связи авансом

Если договором установлено условие об оплате услуг связи авансом, то в бухгалтерском учете организации-абонента проводимые ею платежи следует квалифицировать в качестве авансовых платежей. Как правило, подобные договоры уже содержат условие о зачислении на счет абонента денежных средств в размере, уплачиваемом им при заключении договора.

2. Карты экспресс-оплаты

Затраты на услуги связи, оплаченные картами экспресс-оплаты (телефонные карты) без тщательного документального оформления могут привести к спорам с налоговиками. Минфин объясняет, что«если налогоплательщик может документально подтвердить произведенные расходы по оплате услуг связи посредством телефонных и интернет-карт, а также экономическую обоснованность этих расходов, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли» (письмо ведомства от 31.05.2007 № 03-03-06/1/348).

В качестве подтверждающих документов компании необходимо иметь саму телефонную карту, кассовый чек, доказывающий ее покупку и служебную записку сотрудника с указанием причин покупки карты и перечнем звонков, которые были им сделаны. Записка должна быть завизирована руководителем предприятия.

3. Компенсация

Бывает и такое, что руководство компании не заключает договоров с сотовыми операторами. Сотрудники в производственных целях используют личные сим-карты и впоследствии предприятие возмещает им стоимость служебных звонков. Схема такова: сотрудник получает счет от оператора связи с расшифровкой звонков и выделяет в ней служебные звонки. Представив эти документы в бухгалтерию предприятия, он получает возмещение.

Подобный вариант пользования мобильной связью вполне приемлем и не вызывает претензий у налоговиков. Единственное, что советуют в такой ситуации инспекторы – подтверждать экономическую обоснованность таких звонков путем составления служебной записки с краткими пояснениями по каждому из них.

Стоимость личных разговоров должна учитываться отдельно. В бухгалтерском учете такие расходы отражаются в составе прочих расходов на счете 91. Для целей налогообложения прибыли расходы, произведенные в пользу работников, в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ).

При этом не забудьте удержать НДФЛ со стоимости личных разговоров сотрудника, оплаченных за него организацией. Эта сумма является доходом, полученным сотрудником в натуральной форме. Она облагается НДФЛ по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 210, п. 2 ст. 211, п. 1 ст. 224 НК РФ). Кроме того, на эту сумму необходимо начислить страховые взносы во внебюджетные фонды (письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19 и от 17.05.2010 № 1212-19). Исключение – суммы, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, они страховыми взносами не облагаются.

Звоним по праздникам

Еще одним непростым моментом для бухгалтеров является отражение в отчетности звонков, которые совершают сотрудники компании в праздничные и выходные дни по рабочим моментам. Как обосновать, что звонки были сделаны не по личным вопросам?

В этом смысле позиция налоговиков довольно снисходительна. Ведомство полагает, что затраты на телефонные переговоры, осуществленные в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные выходные и праздничные дни и в период отпуска, могут учитываться в расходах при условии соответствия произведенных расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

В качестве подтверждения могут, в частности, использоваться любые внутренние документы компании, в которых указано, кому из работников разрешено пользоваться служебным телефоном в производственных целях. Организация может установить правило, что генеральный директор, его заместители, главбух и другие лица обязаны круглосуточно находиться на связи. Подобные обязательства компания может включить в трудовой (коллективный) договор, заключаемый с конкретным работником.

Екатерина Петрова

Безлимитный тариф - наиболее удобный. Оплата по такому тарифу не зависит ни от количества разговоров, ни от их продолжительности. Поэтому у проверяющих обычно не возникает вопросов об обоснованности таких расходов на связь.
Однако безлимитный тариф может кому-то не подойти из-за его дороговизны (хотя сейчас есть и весьма недорогие предложения от сотовых операторов). Других же безлимитный тариф может не устроить тем, что фиксированная месячная плата распространяется, как правило, только на местные звонки. А если по долгу службы работники звонят по межгороду или за пределы страны, то такие звонки надо оплачивать отдельно.
Поэтому организации часто обеспечивают сотрудников связью с повременными тарифами . А раз так, то возникает необходимость контроля за деньгами фирмы (в виде оплаты счетов сотового оператора), чтобы они не разбазаривались сотрудниками на свои личные цели. Вот для этого руководство и устанавливает сотрудникам свой внутренний лимит.

Устанавливаем свой лимит на мобильную связь

Разумеется, каждый работник должен знать, с какими ограничениями он может пользоваться сотовой связью за счет компании. Только так появятся основания для удержания из его зарплаты стоимости сверхлимитных разговоров. Иначе придется смотреть расшифровки звонков и делить их на личные и рабочие.

Предупреди руководителя
Для сотрудников, пользующихся SIM-картами компании, лучше установить лимит расходов на сотовую связь. Не сделав этого, будет сложно удержать что-либо с работника, который подозрительно много разговаривает по рабочему мобильнику.

Для введения лимита лучше утвердить приказом руководителя порядок использования корпоративной связи с учетом специфики вашей организации. В нем желательно как можно подробнее прописать обязанности работников в части использования мобильной связи. С этим порядком нужно под роспись ознакомить всех работников, имеющих право на пользование сотовой связью за счет фирмы. Вот так, к примеру, может выглядеть такой порядок.

Утверждаю
Генеральный директор
-------- Иванов И.И.

Порядок пользования корпоративной сотовой связью работниками ООО "Альтаир"

1. Право пользования номерами сотовой связи ООО "Альтаир" (далее - Общество) предоставляется работникам для оперативного решения вопросов, связанных с деятельностью Общества. Перечень работников, которым выделены SIM-карты в связи со служебной необходимостью (приложение N 1 к порядку), утверждает генеральный директор Общества.
2. SIM-карты являются собственностью Общества.
3. SIM-карта с номером выдается работнику, который имеет право на использование корпоративной сотовой связи, сотрудником склада, на которого возложены обязанности по учету и хранению SIM-карт, принадлежащих Обществу. SIM-карта выдается работнику под роспись в журнале выдачи корпоративных телефонных карт с указанием фамилии, имени и отчества работника, его должности, номера карты и даты ее выдачи.
4. Работник - пользователь корпоративной сотовой связи обязан держать мобильный телефон с SIM-картой Общества во включенном состоянии с 9.00 до 18.00 в рабочие дни. По служебной необходимости работник может пользоваться корпоративной сотовой связью в нерабочее время (в том числе в выходные дни и во время пребывания в отпуске).
5. Работникам устанавливаются лимиты пользования сотовой связью согласно Перечню работников, которым выделены SIM-карты (приложение N 1 к порядку). Лимит устанавливается на месяц. Не использованные в течение месяца суммы на следующий месяц не переносятся.
6. В случае превышения установленного лимита сумма перерасхода удерживается из заработной платы сотрудника.
7. Работникам организации запрещается обмениваться SIM-картами. Также запрещается передавать SIM-карты Общества третьим лицам.
8. В случае расторжения с работником трудового договора либо перевода его на должность, не включенную в Перечень работников, которым выделены SIM-карты в связи со служебной необходимостью (приложение N 1 к порядку), работник обязан вернуть выданную ему SIM-карту работнику склада не позднее дня увольнения или перевода.

Некоторые организации ограничиваются составлением перечня работников, которым необходима сотовая связь. А лимиты расходов на нее указывают в трудовом договоре. В таком случае в приказе, утверждающем перечень работников, которым разрешено пользоваться служебной связью, надо сделать отсылку к трудовым договорам (Письмо УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104055@).

Учитываем расходы на мобильную связь для целей налогообложения

Конечно, установленный лимит расходов на сотовую связь не говорит о том, что:
- все звонки в пределах лимита носят рабочий характер;
- звонки, выходящие за его пределы, носят характер личный.
Причем понимают это не только бухгалтерия и руководство организации. Понимают это и проверяющие. Поэтому нельзя просто списать на сумму лимита, установленного руководством. Требуется документальное подтверждение этих расходов.

Документы, подтверждающие расходы на связь

Вот комплект документов , которые Минфин считает необходимыми для учета расходов на мобильную связь (Письма Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/2, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350):
1) утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым необходима сотовая связь;
2) договор с оператором на оказание услуг связи;
3) счета оператора связи.

Нужны ли детализированные счета - мнения разделились

Аргументы "за "
Контролирующие органы часто требуют именно детализированные счета для подтверждения обоснованности расходов на сотовую связь (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2010 N 16-15/066760@). Если вы их не представите, инспектор может попытаться вычеркнуть из налоговых расходов все услуги связи. Некоторые суды поддерживают проверяющих, считая детализированные счета необходимым условием для подтверждения расходов на сотовую связь (Постановление ФАС ВВО от 10.06.2008 по делу N А29-2210/2007).
Если по окончании каждого месяца вы, ориентируясь на требование проверяющих, запрашиваете у своего оператора детализированные счета, то вам лучше ставить на них отметки, заверенные подписью ответственного сотрудника, о том, что все разговоры в пределах установленного вами лимита - рабочего характера. Тем самым вы покажете, что проанализировали характер телефонных переговоров работников.

Аргументы "против "
В Налоговом кодексе не сказано, что для на связь нужны детализированные счета. Да и к тому же сотовые операторы часто предоставляют их лишь за дополнительную плату.
Большинство судов в последнее время считает детализированные счета излишеством (Постановления ФАС МО от 22.06.2010 N КА-А40/6056-10). Их основной аргумент не оригинален: налоговым законодательством не предусмотрено наличие детализированного счета в качестве обязательного документа для подтверждения таких расходов. Кроме того, счета все равно не доказывают экономическую обоснованность расходов. Ведь они не раскрывают характер разговоров.
Достоверно определить характер разговора может только его аудиозапись. Кстати, некоторые налоговики требуют расшифровки разговоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061735). Если стараться им угодить, не останется времени для работы (на расшифровку звонка уйдет времени в несколько раз больше, чем на сам звонок). Но требовать записи разговоров инспекторы не вправе. Ведь, как справедливо указал один из судов, содержание переговоров составляет тайну связи, охраняемую Законом (Статья 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Выбор - за вами
Решайте сами: будете ли вы заказывать детализированные счета или нет. Если у вас будут такие счета, то, скорее всего, у проверяющих возникнут дополнительные вопросы.
К примеру, такие:
- чем обоснована служебная необходимость звонков работника в нерабочее время? Некоторые организации для того, чтобы обосновать такие звонки, прописывают в должностных инструкциях необходимость использования работниками сотовой связи во внерабочее время. И их поддерживают суды (Постановления ФАС МО от 19.01.2009 N КА-А40/12732-08). Кстати, Минфин не считает, что разговоры во внерабочее время - повод для того, чтобы признать их однозначно необоснованными. Главное - цель разговора (его служебный характер) (Письмо Минфина России от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418).

Совет
Укажите в должностных инструкциях работников, что в служебных целях (для оперативного взаимодействия с коллегами, руководством, покупателями и заказчиками) им необходимо пользоваться сотовой связью (Постановление ФАС ВСО от 24.04.2007 N А33-10149/06-Ф02-2062/07). Это поможет подтвердить экономическую обоснованность расходов на связь;

Если были звонки в другие города или страны, в которых у организации нет контрагентов, то почему их стоимость учтена в налоговых расходах? Иногда суды поддерживают проверяющих, считая такие расходы нецелесообразными (Постановление ФАС СЗО от 22.03.2007 по делу N А56-46376/2005). Но есть и решения других судов, которые не видят ничего "непроизводственного" в заграничных звонках даже в случае, если за границей нет ни клиентов, ни других контрагентов (Постановление ФАС МО от 30.12.2008 N КА-А40/12225-08).

Собственный лимит - дополнительное ограничение для налоговых расходов

Установив лимит на сотовую связь работникам, ваша организация тем самым признала нецелесообразность (экономическую необоснованность) сверхлимитных звонков. А значит, суммы, превышающие лимит, признать в качестве налоговых расходов без дополнительных распоряжений руководства не удастся (Подпункт 25 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Выбираем вариант действий, когда работник превысил свой лимит

Ситуация 1. По установленным в организации правилам любые сверхлимитные суммы удерживаются из зарплаты работника
Допустим, для менеджера установлен лимит разговоров по корпоративной сотовой связи в размере 944 руб. в месяц с учетом НДС, а он наговорил на 1180 руб. Вы должны удержать из его зарплаты 236 руб. (1180 руб. - 944 руб.).
В этом случае надо действовать так.
Шаг 1 . Укажите в расчетном листке работника, что из его доходов удержана сумма расходов, превышающих лимит. Кстати, расчетный листок вы должны выдавать работникам при выплате заработной платы независимо от того, были какие-либо удержания или нет (Статья 136 ТК РФ).
Шаг 2 . В бухгалтерском учете расходы на связь (без учета НДС), укладывающиеся в лимит, признайте в составе расходов (производственных, общехозяйственных и т.д. - в зависимости от того, в каком подразделении трудится работник). Суммы превышения лимита (с учетом НДС) отразите в составе задолженности работника за личные переговоры проводкой по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На дату начисления ближайшей зарплаты надо будет сделать проводку по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Шаг 3 . Стоимость телефонных переговоров в пределах установленного работнику лимита учтите в составе налоговых расходов на связь.
Для налогового учета сверхлимитных сумм есть два варианта.
Вариант 1 . Не показывайте сверхлимитные суммы, удержанные из зарплаты работника (или подлежащие удержанию), ни в расходах, ни в доходах. Это можно обосновать тем, что сверхлимитные суммы организация вообще не признает своими затратами.
Вариант 2 . Сумму превышения лимита (с учетом НДС) учитывайте в составе расходов только после возмещения ее работником (удержания этой суммы из зарплаты работника). А саму сумму возмещения (удержания) учитывайте для целей налогообложения в доходах. Так рекомендует делать Минфин в одном из своих Писем.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, сумма налога на прибыль от этого не изменится.
Шаг 4 . НДС по расходам на услуги связи примите к вычету только в части, относящейся к лимитированным расходам. Ведь именно эти услуги вы признали расходом - а значит, только они могут быть использованы вами для операций, облагаемых НДС (Статья 172 НК РФ). Счет-фактуру от оператора сотовой связи надо подшить в журнал учета полученных счетов-фактур. Но в книге покупок надо отразить не всю сумму налога, а только ту, которая приходится на лимитированные услуги сотовой связи. К примеру, общая стоимость телефонных переговоров за месяц - 1180 руб. (включая НДС - 180 руб.). Установленный работнику лимит - 944 руб. (включая НДС - 144 руб.). Значит, к вычету можно принять только входной НДС в сумме 144 руб. А с работника вы удерживаете 236 руб. (1180 руб. - 944 руб.).

Примечание
Кстати, расходы на сотовую связь, оплачиваемые организацией за работника, не надо облагать НДФЛ, только если разговоры были вызваны служебной необходимостью. Причем не важно, превысили ли расходы работника установленный ему лимит или нет (Письмо Минфина России от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178). Стоимость всех личных разговоров, даже если они укладываются в утвержденный работнику лимит, надо включить в облагаемый НДФЛ доход работника. Если же работник возместил организации стоимость личных звонков, то и дохода у него нет. А следовательно, НДФЛ удерживать не из чего.
В аналогичном порядке надо определять и доход работника, включаемый в базу по страховым взносам (регулируемым по Закону N 212-ФЗ) и взносам "на травматизм" (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Ситуация 2. Лимит расходов на сотовую связь может быть повышен по распоряжению руководства
Такое возможно, если все звонки работника за месяц (в том числе и сверхлимитные) были исключительно по работе. К примеру, такая ситуация возможна, если работник был в зарубежной командировке. Понятно, что работник не обрадуется, если сверхлимитные суммы вы удержите из его зарплаты.
Для таких случаев некоторые организации закрепляют в порядке пользования корпоративной сотовой связью положение о том, что в случае превышения месячного лимита стоимости разговоров по служебным целям он может быть увеличен. Эта норма может выглядеть так.

9. В случае перерасхода лимита мобильной связи по производственной необходимости работник не позднее 3 рабочих дней после окончания месяца может написать заявление на имя руководителя подразделения с просьбой об однократном увеличении лимита на истекший месяц с указанием причин перерасхода. Решение об увеличении лимита принимает руководитель подразделения.

В любом случае для вас главное - получить распоряжение руководства (естественно, письменное) на единовременное увеличение лимита расходов на сотовую связь конкретному работнику либо просто на признание сверхлимитных расходов производственными. Поэтому можно обойтись и без заявления работника с просьбой увеличить лимит конкретного месяца, сразу составив приказ руководителя об увеличении лимита (о признании расходов производственными). Если руководитель подпишет этот приказ, то удерживать из зарплаты работника ничего не нужно. И в налоговых расходах вы сможете признать полную стоимость телефонных переговоров работника.
Если работников, которые вышли за рамки установленных им лимитов, несколько, то можно составить единый приказ. Разумеется, это можно сделать, только если ваше руководство согласно не удерживать сверхлимитные суммы из зарплаты этих работников.

Лимит расходов на сотовую связь - довольно удачное решение для контроля за звонками сотрудников. Для бухгалтерии и руководства это проще, чем требовать от работников отчета за каждый звонок. Но не забывайте, что основное предназначение лимита - дисциплинировать работников. А для подтверждения обоснованности расходов на сотовую связь его одного недостаточно.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...