Трудовые ресурсы и занятость населения в мире. Лекция


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

Дисциплина: Управление персоналом

Контрольная работа на тему:

«Трудовые ресурсы и занятость населения»

Нижний Новгород - 2013 г

Введение

Глава 1. Трудовые ресурсы и их численность

Глава 2. Проблема занятости населения

Заключение

Список литературы

Введение

Экономический кризис, который переживает Россия, с особой отчетливостью проявляется на рынке труда. Одним из таких проявлений является несоответствие запросов, формирующихся на рынке труда, и структурой трудовых ресурсов, сформированных на длительный период экономического развития. Это является одним из важнейших факторов, определяющих уровень запросов. Поэтому особо актуальна становится проблема рационализации структуры трудовых ресурсов в направлении, которое отвечало бы реальному соотношению спроса и предложения труда на его рынке. Человеческий фактор производства, трудовой (кадровый) потенциал имеют в современных условиях развития рыночных отношений ключевое значение для функционирования всех предприятий и регионов, для подъема российской экономики и ее вхождения в мировое хозяйство. За годы рыночных реформ в отечественной экономике накоплен определенный опыт рационального использования трудовых ресурсов на различных уровнях управления: федеральном, региональном и внутрифирменном.

Очевидно, что эффективное использование трудовой силы (трудовых ресурсов) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны. Для отдельного предприятия это означает: чтобы противостоять конкуренции, оно должно производить продукцию с наименьшими затратами и высоким качеством. Вывод же для сферы персонала гласит: трудовой потенциал (в частности, численность и качество персонала) должен обеспечивать достижение целей предприятия.

Глава 1.Трудовые ресурсы и их численность

Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население. Это лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе. В нашей стране это мужчины от 16 до 59, женщины от 16 до 54 лет за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии льготные или по старости.

Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.

Трудовые ресурсы России в настоящее время составляют 84 млн. человек, т.е. около 60% общей численности населения.

С точки зрения международной статистики все трудоспособное население состоит из экономически активного и неактивного населения. Под экономически активным при этом понимается население:

·занятое общественно-полезной деятельностью, приносящей ему доход;

·лица, активно ищущие работу.

Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли. Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика. В настоящее время трудовые ресурсы России 84 млн. чел., или около 60% общей численности населения. Тенденция превышения смертности над рождаемостью продолжает иметь место. Ожидается, что к 2013 году доля молодежи упадет почти на 11,5%. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

·общей численностью трудоспособного населения;

·количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда

Качественный состав характеризуется с точки зрения трудоспособности. Различают общую и профессиональную трудоспособность. определяется следующими показателями:

·состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население. Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в трудоспособном возрасте - 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста - 29,7 млн. чел. Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве, и следовательно, относится к трудовым ресурсам. В последние годы численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению.

Подобный процесс отрицательно влияет на социально- экономическое развитие страны. Снижается численность учащихся, возрастает численность трудоспособного населения, не занятого в народном хозяйстве. Сокращение численности занятого населения и неуклонный рост незанятого населения углубляют понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

Глава 2. Проблема занятости населения

С точки зрения действующего закона, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом.

Вопросы занятости неразрывно связаны с безработицей, поэтому проблема занятости решается как проблема безработицы. В рыночном хозяйстве должны обязательно существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естественная норма безработицы. Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.

Безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы3.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и так далее.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируются массовые увольнения, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наиболее не защищенные слои населения.

Безработица приводит к различным потерям и утратам в жизни человека: потеря социального статуса, нарушение установленного порядка жизни, нарушение межличностных отношений с сослуживцами, отсутствие перспектив на будущее. Эмоциональная реакция на потерю работы сравнима с реакцией на потерю близкого человека. Переживание состояния безработицы протекает в 4 этапа:

Отрицание. Человек не может поверить в происшедшее. Возможны случаи, когда человек скрывает произошедшее, создавая для близких впечатление, что он еще работает.

Сопротивление. На этом этапе человек чувствует себя еще хуже. Это проявляется в частых жалобах на обстоятельства, сожалении о происшедшем, в сомнениях о возможности преодоления неудачного периода; возможны нарушения психического и физического состояния здоровья. Часты проявления агрессивности и возникновение чувства вины. Для облегчения протекания этого периода необходимо, чтобы безработный разобрался в своих переживаниях и чувствах и провел переоценку данной ситуации.

Поиск способов решения проблемы. Когда человек освобождается от отрицательных мыслей и эмоций, он переходит на следующий этап. Появляется интерес к будущему, появляется вера в возможность положительного решения создавшейся ситуации, улучшения общего положения, факт, который проявляется, в частности, в восстановлении образа жизни. Данный этап характеризуется неуверенностью, хаотичностью и отсутствием определенной цели. Но это позволяет установить возможности для накопления новых знаний и получения новых умений.

Переход к нормальной деятельности. Этот этап начинается, когда имеет место включение в новый вид деятельности, который представляет собой методический поиск места работы.

Длительность каждого этапа различна для каждого человека. Некоторые могут перескакивать или сравнительно легко и быстро переживать эти этапы, другие переносят их очень болезненно. Эти различия зависят от личного опыта человека в преодолении подобных проблем и от типа личности

Различают следующие виды безработицы:

Структурная безработица по существу является углубленной фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, так как рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у фрикционных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спады, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, а другие - наоборот, уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объема производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Скрытая безработица характерна для национальной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполную рабочую неделю или день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Для реализации активной государственной политики занятости населения, начиная с 1994 года принимаются соответствующие программы занятости населения. Эти программы предусматривают конкретные мероприятия по содействию трудоустройству незанятого населения, удовлетворению потребностей граждан в работе, предотвращении массовой безработицы и социальной защиты безработных от ее последствий. Укрепление рынка труда требует принятия как экономических, так и организационных мер. Такими мерами со стороны государства являются:

гибкая налоговая политика и льготное кредитование в восстановлении старых рабочих мест и создание новых рабочих мест;

экономическая и материальная поддержка малых и совместных предприятий, в первую очередь, которые используют трудовые ресурсы из числа безработных, социально уязвимых слоев, таких как: молодежь, мамы с малолетними детьми, инвалиды, лица предпенсионного возраста и другие.

За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в РФ до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. РФ же нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности государственных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

К сожалению, всем помочь не удается, и здесь причина в том тяжелом положении, в котором находится экономика страны. Так же не удается помочь и тем, кто ждет от социального работника готового решения без каких-либо усилий со своей стороны. К сожалению, такие случаи не единичны и встречаются довольно часто.

трудовой ресурс демографический безработица

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что особенно остро проблема трудовых ресурсов и безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г., в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

Список литературы

Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - с. 37-41.

Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости: учебное пособие для вузов / М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 190 с.

Аксаков Н.,Кураков Л.П. Основные понятия рыночной экономики. - Чебоксары: Чув. университет, 2008.

Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. - 2010. - №7-8. - с. 305-325

Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Международные отношения, 2010. - 184с.

Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. - М. : Наука, 2009. - 85 с.

Мировая экономика/Под ред. В. К. Ломакина. - М.: Издательство АНКИЛ, 2008. - 257с.

Население мира: демографический справочник/Сост. В. А. Борисов. - М.: Мысль, 2011. - 477с.

Населения относительно трудовой деятельности делятся на три группы: доработоспособного возраста, трудоспособного возраста и послеработоспособного возраста.

Однако границы трудоспособного возраста в различных странах имеют свои отличия, поскольку определяются их законодательством. При определении этих границ учитываются прежде физиологические особенности организма человека.

Нижней границей трудоспособного возраста в большинстве государств принят возраста 14-16лет.

Значительно больше есть различия между странами в определении верхней границы трудоспособного возраста. Средняя доля трудовых ресурсов в населении мира составляет около. 58%.

Географические различия в обеспеченности трудовыми ресурсами зависят главным образом от половозрастной структуры населения, т.е. определяются типом воспроизведения. В развивающихся странах и имеют высокий прирост населения, трудовые ресурсы составляют 50-55% всей численности населения, поскольку значительную долю составляют дети и подростки. Среди городского населения она в основном выше, чем среди сельского.

Процент лиц мужского пола среди экономически активного населения мира в значительно выше (более 57%), чем женщин. Доля экономически активного населения в развивающихся странах, составляет 42-45% от всего населения, то есть она заметно ниже, чем в развитых странах. Это связано с большей долей подростков и низкой средней продолжительностью жизни.

Занятость определенным видом деятельности является необходимым условием существования человека в обществе. К занятому населению относятся лица, которые занимались экономической деятельностью, работали по найму на условиях полного (неполного) рабочего дня (недели) работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой или бесплатно работали в семейном бизнесе; служители религиозных культов, военные кадровой службы и др..

Самая многочисленная часть работающего населения планеты занята в сельском хозяйстве. Это обусловлено аграрным характером экономики большинстве слаборазвитых стран. Второе место занимают занятые в сфере услуг (в Латинской Америке они вышли даже на первое место), что обусловлено значительной мере распространением мелкой торговли. Промышленность и строительство по доле занятых в развивающихся странах, находятся на третьем месте.

В развитых странах ситуация иная. Доля занятых сельскохозяйственным трудом здесь составляет преимущественно 3-6%, а занятые в сфере услуг (образование, медицина, финансы, пассажирский транспорт, розничная торговля, бытовые услуги и др.). - 60-70% от работающих (в Дании, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, США - более, 70%). Число рабочих преимущественно физического труда здесь сильно сокращается. На их место на предприятиях постепенно приходят высококвалифицированные специалисты, которые создают и обслуживают автоматизированную и электронно-вычислительную технику.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов

Кафедра географии, страноведения и туризма

Реферат

по дисциплине «География населения с основами демографии»

на тему

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проверил: Верин В.Л.,

профессор кафедры ГСТ,

Выполнил

Студент: Головкин Н.В.,

Великий Новгород

Понятие о трудовых ресурсах

Литература

трудовой занятость население

Понятие о трудовых ресурсах

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием и здоровьем для трудовой деятельности.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды развития нашей страны.

Так, в период первой пятилетки (1929-1933 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (к 1937 г.) нижняя граница была повышена до 15 лет. В годы Великой Отечественной войны эта граница вновь опустилась до 14 лет. В послевоенные годы и до 1995 г. включительно - 16 лет.

Сейчас по отношению к трудовой деятельности население делят на три группы: дорабочий, рабочий и послерабочий возраст или дотрудоспособное, трудоспособное, послетрудоспособное население.

В состав основных трудовых ресурсов входит трудоспособное население в трудоспособном возрасте, включая учащихся с отрывом от производства и армию, за вычетом инвалидов и льготных пенсионеров.

Дополнительными трудовыми ресурсами являются работающие подростки (с 14 до 16 лет) и работающие пенсионеры.

Границы рабочего или трудоспособного возраста во всех странах установлено законом. Трудоспособный возраст в России: мужчины - 16-59 полных лет, женщины - 16-54 полных лет (т.е. практически, это 60 и 55 лет соответственно). В экономически развитых странах границы трудоспособного возраста гораздо шире: в США и для мужчин, и для женщин он составляет 16-65 лет, а в Финляндии, Японии, Канаде, Германии - еще и начинается с 15 лет (табл. 1).

Таблица 1

Пенсионный возраст в некоторых странах

Норвегия

Исландия

Германия

Финляндия

Швейцария

Великобритания

Верхняя граница рабочего возраста определяется средней продолжитель-ностью жизни (и во многих развивающихся странах продолжительность жизни не достигает верхней границы рабочего возраста), а также - материальными возможностями государства обеспечить пенсиями пожилых людей.

Современная трудовая структура населения России отражена в таблице 2.

Таблица 2

Трудовая структура в России в 2002 г.

Экономически активное население (введенная ООН категория) - население, участвующее в общественном производстве и желающее в нем участвовать. То есть эта категория включает и безработных, живущих на пособия по безработице.

Уровень безработицы, по отношению к экономически активному населению, для сравнения, в США составляет 6,7%, а в европейских западных странах колеблется от 5% в Швейцарии до 18% в Финляндии. Отношение к безработице в России меняется: если ранее считалось, что ее необходимо избегать, то сейчас стало ясно - без безработицы невозможны быстрые структурные изменения и, следовательно, затруднено развитие экономики, повышение ее эффективности. Полная занятость тормозит развитие - еще недавно у нас нельзя было закрывать устаревшие и неэффективные производства, чтобы люди не остались без работы. Безработица порождает конкуренцию и позволяет осуществлять возможность выбора лучшей рабочей силы. В свою очередь, это ведет к необходимости постоянного самообразования в узких направлениях, на базе средней и высшей школы, дающих, прежде всего, широкое образование.

Социально-экономическая отсталость развивающихся стран, небольшая продолжительность жизни, преобладание младших возрастных групп в структуре населения предопределяют низкий удельный вес трудовых ресурсов в этих странах - до 45%. Следовательно, на каждого работающего в этих странах приходится большая нагрузка за счет иждивенцев, чем в экономически развитых странах. Низка доля женщин в экономически активном населении - примерно - 25%.

Занятость населения (в сравнении России и США)

Структура занятости населения в хозяйстве стран разного уровня экономического развития сильно отличается. Наиболее значительны различия между объемами занятости в сфере материального производства и непроизводственной сфере, в промышленности и сельском хозяйстве. Именно эти соотношения в первую очередь определяют отнесение той или иной страны к аграрному, индустриальному или постиндустриальному типу экономики. В экономически развитых странах (ЭРС) основная часть населения работает в непроизводственной сфере, а в развивающихся странах (РС) - в материальном производстве. Происходит изменение труда от физического к интеллектуальному, что ведет к смещению соотношения социальных групп. Так, «синие воротнички» - рабочие и фермеры - в США составляют лишь 27% работающих (табл. 3). Такие соотношения занятости возможны только в странах постиндустриального типа экономики, на высоком уровне развития научно-технической революции, использования современных технологий и техники. Например, если в России шахтер добывает в среднем 400 т угля в год, то в США (Аппалачи) - 4000 т, т.е. в десять раз больше.

Таблица 3

Занятость населения в отраслях народного хозяйства 2002 г. (%)

Отрасли народного хозяйства

Всего занято

Отрасли материального производства

В том числе:

Отрасли, непосредственно создающие материальный продукт:

Промышленность и строительство

Сельское и лесное хозяйство

Отрасли, доставляющие материальный продукт потребителю:

Транспорт, связь

Отрасли по продолжению производства в сфере обращения:

Торговля, общепит

Отрасли непроизводственной сферы

В том числе:

Отрасли услуг: жилкомхоз, бытовое обслуживание населения; транспорт и связь по обслуживанию населения

Отрасли социального обслуживания: просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание

Аппарат управления и другие услуги

Современную занятость населения теперь чаще рассматривают в другой структуре - как результат цивилизационных революций.

I цивилизационная революция - сельскохозяйственная - произошла около 6 тысяч лет назад, когда основная часть человечества перешла от охоты и рыболовства, собирания плодов, ягод, корней к возделыванию земли. Это было производство сырья, первичные отрасли или «первичная сфера» - сельское и лесное хозяйство, рыболовство. Сейчас в этих отраслях занято в нашей стране 15%, в США - 3%.

II цивилизационная революция - промышленная - произошла около 200 лет назад. Массы населения стали переходить от непосредственного извлечения богатств природы из «первичной сферы» во «вторичную» к переработке сырья - в промышленность и строительство, где сейчас занято в России 37% населения, в США - 24%.

Суммарно в первичных и вторичных отраслях занято в России 52% населения, а в США - 27%, что свидетельствует о нашем отставании в структуре занятости. Мы находимся только на переходе к следующей цивилизационной революции.

III цивилизационная революция - научно-техническая - ведет к перемещению занятого населения в «третичную сферу» - обслуживание людских потребностей. В этой сфере в России занято только 48% населения, а в США - 70%.

В свою очередь, «третичную сферу», сферу услуг, подразделяют сейчас на материальные услуги: транспорт, торговля, ремонт, рекреация и нематериальные, или «четвертичную» сферу: образование, здравоохранение, наука, информатика.

IV цивилизационной революцией, как предсказывают специалисты, будет достижение постиндустриального (информационного) общества, в котором в сфере духовного (вернее интеллектуального) производства будет занято 90% населения, а в сфере материального производства - только 10%, в том числе в сельском хозяйстве - всего 1%.

Современное состояние занятости населения в России

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека на труд. Занятость населения - это состояние, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству доходного занятия.

Удельный вес занятых в экономике России в 2008 году составил 53,5% численности населения страны (таблица 4). При этом уровень занятости населения в трудоспособном возрасте возрос с 72,4% в 1995 году до 73,0% в 2008 году. В то же время за анализируемый период доля занятых в численности экономически активного населения увеличилась с 90,6 до 93,0%.

Категория «занятость» дает возможность оценки использования ресурсов для труда: чем выше уровень занятости населения, тем лучше используется с точки зрения экстенсивной характеристики ресурсы для труда. Экстенсивной потому, что она отражает только степень использования ресурсов для труда по отношению к численности экономически активного населения, но не отражает уровень эффективности использования занятого населения с точки зрения использования рабочего времени, наличия внутрисменных и целодневных потерь.

Таблица 4

Общее состояние занятости населения в России в 2008 г.

  • 6. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития нэ.
  • 7. Состав совокупного экономического потенциала.
  • 8. Нац-е богатство как составная совок-о эк-о потенциала нац-ой хоз-ой сис-мы страны.
  • 9.Эк. Рост как категория нац. Хозяйственной системы. Показатели эк. Роста и их определение.
  • 10. Промышленный комплекс.
  • 11. Агропромышленный комплекс.
  • 12. Строительный комплекс.
  • 13. Транспорт и связь.
  • 14. Понятие и классификация природных ресурсов.
  • 16. Методы оценки природных ресурсов.
  • 18. Состав и структура трудового потенциала.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.
  • 20. Сущность науки и её классификация.
  • 21. Наука в системе государственных приоритетов
  • 24. Эк-ое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала. Инновационная деятельность, показатели её оценки.
  • 26. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.
  • 27.Состав потребительского комплекса нац.Экономики.
  • 28.Роль и значение потребительского комплекса в воспроизводственном процессе страны и особенности его функционирования.
  • 29. Орг-ия упр-ия, функ-ия и развития подразделений потр-го комплекса най.Экономики.
  • 30. Состояние, факторы и тенденции развития потребит-ого комплекса и его отраслей.
  • 31. Региональная экономическая политика в рб.
  • 32. Региональный структурный анализ национальной экономики.
  • 33. Состояние, факторы и тенденции развития регионов
  • 34. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
  • 35. Проблемы переходного процесса нац-ых экономик России и стран Восточной Европы.
  • 36. Полит. И соц.-эк. Предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
  • 37. Основные черты и этапы соц.-экон. Развития пмэ.
  • 39. Основные формы ведения хозяйства. Преобразование форм собственности.
  • 40. Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики.
  • 41. Госрегулирование экономики – фактор развития нац. Экономики.
  • 42. Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям.
  • 43. Формирование «вертикали» госвоздействия.
  • 44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы госрег-ия эк-ки.
  • 45. Финансовая система нац. Экономики.
  • 46. Бюджетное регулирование. Бюджет рб.
  • 47.Кредитно-денежное регулирование.
  • 48. Налоговая система и пути её совершенствования в национальной экономике.
  • 49. Валютная политика и валютный контроль в национальной экономике рб.
  • 50. Инфляция в экономике рб. Антиинфляционная политика.
  • 51. Социальная политика рб и направления её развития.
  • 52. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни народа.
  • 53. Денежные доходы и расходы населения.
  • 54. Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения.
  • 55. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
  • 56. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономич. Систему.
  • 57. Формы экономической интеграции рб со странами ближнего и дальнего зарубежья.
  • 58. Понятие экономической безопасности.
  • 59. Жизненно важные интересы рб в эконом. Сфере.
  • 60. Функции госорганов рб в системе обеспечения безопасности.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.

    Трудовые ресурсы – та часть насел, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания мат-ых и немат-ых благ и услуг. К трудовым ресурсам относят: население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), лица старше и младше трудоспособ-ного возраста. В РБ к населению трудоспособного возраста относят: муж. 16-60, жен 16-55 лет.

    В РБ выделяю экономически активное и экономически неактивное население.

    Эк. активное население –часть жителей страны, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. Оно характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в % к общей численности населения. К занят в экономике относятся лица, работающие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собственности.

    К эк. неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, кот-ые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведение, пенсионеры, безработные, не состоящие на учете в службе занятости др.

    Для оценки прогноза трудовых ресурсов большое значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показатели которого: 1)Численность населения (по переписи). В РБ низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. 2)Продолжительность жизни–количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся. Возрастной коэффициент смертности = число умерших в данном возрасте / среднегодовая численность лиц данного возраста. 3)Половозрастная структура. В РБ женщин больше чем мужчин. 4)Распределение населения на городское и сельское (по месту проживания). Городское - проживающее в городах и поселках городского типа, остальные – сельское.

    Для характеристики демографического и трудового потенциала используют также: 1)ИРЧП – показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и все нации (от 0 до 1, чем ближе к 1 тем выше уровень развития чел. потенциала). В РБ в 2010 он составляет 0,732 (61-е место среди 169 стран). 2)человеческий капитал включает врожденные способности и талант, накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификацию, физическое и психическое здоровье, духовное богатство, всестороннюю мобильность.

    Важные показатели: структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности; доля занятых в с/х, строительном, промышленном, транспорте, науке, лесном хозяйстве, связи, торговле, ЖКХ, отраслях сферы обслуживания; уровень образования населения, в. т.ч. занятого в экономике.

    20. Сущность науки и её классификация.

    Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей.

    В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого промышленного освоения.

    Они преобразуют производство, наращивают его объёмы, обновляют и расширяют ассортимента и улучшают качества продукции, делая её конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами. Всё это даёт основание для отнесения науки к производственным силам общества в качестве его важнейшей компоненты.

    Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу её получения, но и по результатам. Отличительный признак научного труда - неопределённый вероятностный характер получения положительного результата, т.е. наличие определённого риска. В развитии современной науки всё более ощутимую роль начинают играть эксперимент, который становиться одним из ведущих методов научных исследований.

    Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков:

    1)от предмета научного познания и методов исследования науки делится на: естественные, общественные и технические.

    2)по отношению к человеческой деятельности: фундаментальная и прикладная. Фундаментальная – исследует общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, для получения новых основополагающих знаний, а также для выяснения закономерностей явлений. Результаты не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Направлены эти науки на исследование первопричинных, основных законов.

    Прикладная – стремиться к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Результат исследования: создание и совершенствование новых технологий. Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности эк-их, правовых и иных механизмов деят-сти, конкретностью рекомендаций, кот могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деят-сти людей.

    В соответствии с данным делением наук любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его теоретического уровня и прикладной практической значимости . Теоретический уровень характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления. Прикладной – определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанностью экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности людей.

    Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

    Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

    Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

    Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения - это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

    Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

    Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

    Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

    Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

    Экономически активное население - это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

    Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

    Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

    Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

      общей численностью трудоспособного населения;

      количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

    Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

      состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

      качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

    Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую.

    Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня жизни населения.

    Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...