Территориальная структура хозяйства европы.


Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зару­бежной Европы отражает не только современное размещение произво­дительных сил, но и служит своеобразным «отпечатком» предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:

  • интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, вы­сокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;
  • развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;
  • обеспеченностью территории производственной и непроизвод­ственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузопе­ревозки).

Территориальная структура хозяйства региона отличается исклю­чительной сложностью. Старопромышленные районы - наследие пе­риода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIII-XX вв. Большинство из них сформировалось на основе уголь­ных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний. В За­падной Европе более 20 металлургических районов. Самый крупный из них - Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Гер­мании. Крупные старопромышленные районы Европы: Мидлендский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Вели­кобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембур­га, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.

С 1980-х гг., периода мирового кризиса сталелитейного производ­ства, многие старопромышленные районы превратились в депрессив­ные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабили­зация их экономического положения. Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении ос­трейших экологических проблем вернут этим районам привлекатель­ность для инвестиций и развития в них новых производств. Это уже дало «второе дыхание» , Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.

Традиционно важную роль во многих играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Па­рижская, в каждой из которых проживает более 10 млн. человек и где со­средоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон - один из так называемых мировых, т.е. «каркас­ных», городов, городов глобальной экономической системы. В лондон­ском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.

Контраст между столичным регионом и провинцией - один из индикативных признаков уровня зрелости территориальной структу­ры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже. Наиболее яркие контрасты - в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему «весу», т.е. по ключевым показателям социально-экономичес­кого развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест рез­ко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.

В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы - Рот­тердам (300 млн. тонн грузооборота в год), Антверпен, Марсель, Гам­бург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота. Развитие портовых комплексов связано, прежде всего, с непрерывно углубляющейся интеграцией За­рубежной Европы в мировое хозяйство.

В 1990-х га быстро возросла роль технопарков и технополисов, осо­бенно в Западной Европе, Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внед­рении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, в ФРГ, София-Антиполис во Франции.

В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших аг­ломераций. Например, в Германии в условиях приоритетного значения науки усилились позиции агломераций , Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустри­альных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности ‘произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной.структуры. Теперь в Рурской области насчитывается 120 тыс. студен­тов и 100 тыс. шахтеров.

Современная сеть НИОКР отличается очень большой территори­альной дисперсией. Предприятия компании «Сименс», крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине. Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у «Сименса» более \30 тыс. поставщиков).

Транспортная система Зарубежной Европы - одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить. Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех эконо­мических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъектами экономических отношений, когда «ближайшие» коллеги по бизнесу, так же как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа - регион самой развитой, террито­риально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете. Ис­торически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.
Наиболее густая и качественная транспортная сеть - в , особенно в Германии и Великобритании. Современной «фи­лософией» функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом «точно в срок». Главный вид транспорта - автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузообо­рота и 4/5 пассажироперевозок.

В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жите­лей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.

Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками. В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодо­рожного полотна. Правда, одновременно прокладывались скорост­ные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание это­му уделяли Франция и .

После Второй мировой войны велось активное строительство нефте-, газо- и продуктоводов в том числе из России (прежде - из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

08.07.2015 2491 0

Цели урока:

1. Сформировать преставление о специфике территориальной организации европейского хозяйства, особенностях проявления ее дифференциации, степени влияния факторов размещения хозяйства на географический «рисунок» территории.

2. Совершенствование приемов информационно-коммуникативных умений: работы с электронными источниками данных, умения планирования деятельности, представления информации, формирования медиа-источников.

3. Формирование «географической картины мира» на примере проявления частных закономерностей, личностных качеств обучающихся - умений коллегиальной работы, ответственности за результат работы.

Ход урока

I . Организационный

1. Какие средства и источники знаний необходимы для изучения темы?

2. Какие возможности информационной среды отвечают этим требованиям?

3. Реализовывать это мы будем с помощью мини-проекта. Урок сопровождается презентацией, проектировать которую будем вместе.

II . Актуализация знаний

Обучающиеся знакомятся с темой и задачами урока слайд 1,2

Вспомните опорные понятия данной темы: территориальная структура, факторы размещения. Сопоставим их с научными определениями слайд 3

Пользуясь экономическими картами, выявите «сгусток» в размещении предприятий, концентрации городов на территории Европы. Эта территория получила название центральной оси развития Европы, далее представлены ее характеристики слайд 4

Причины какого характера повлияли на становление и интенсивное развитие именно этой территории Европы в первую очередь? То есть все эти факторы так или иначе связаны с историческим принципом. Основываясь на этом подходе и географических картах предложите модель типологии районов Европы. Проверим их с точки зрения современной науки слайд 5

Применение знаний – выполнение мини-проекта

1.1. Выбор темы проекта

Выберите объект исследования

1.3. Формирование творческих групп

По желанию учащихся

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп

Предложите план характеристики данных районов слайд 6

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Конструирование слайдов презентации

2. Разработка проекта

приступайте к работе, используя необходимые информационные средства Работа с УМК по географии, электронными энциклопедиями, поисковыми системами

3. Оформление результата

Power - point , наполняют содержание слайдов 7-15 по выбранным районам

4. Презентация

Заслушивание результатов работы

5. Рефлексия

Соотношение их с критериями плана слайд 6

Закрепление географии районов слайд 16

Обобщение влияния факторов слайд 17

Самооценка работы слайд 18

Практикум «Создание экономико-географического обоснования размещения отраслей промышленности» слайд 19

1) Выбрать один из районов в пределах одной страны

2) Определить специализацию по карте

3) Обосновать с точки зрения факторов производств почему именно эти отрасли получили развитие

4) Ответ представить в виде рисунка - опорного сигнала

5) Материалы к выполнению: стр. 177, стр. 99 + дополнительные источники информационной среды

6) Итог – лучшие работы представлены на слайдах 20-24.

«Города Европы» - Выделена в самостоятельную административную единицу. Население 1,7 млн. человек (1992). Прага. Площадь Лондона 1579 кв. км Население ок. 7 млн. жителей (1999). Население ок. 3 млн. жителей (1997). ПРАГА, столица Чехии. Рим. Лондон. БЕРЛИН, столица Федеративной Республики Германия на правах земли. Население ок. 1, 6 млн. жителей (1997).

«Зарубежная Европа» - Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Зарубежная Европа: характеристика хозяйства. Хозяйство зарубежной Европы. Проверь себя. Дайте характеристику отраслям «авангардной тройки». Вспомните, какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Задание 4. С какими товарами потребления из стран зарубежной Европы вы знакомы в большей степени?

«Тема Зарубежная Европа» - Ватикан – микрогосударство – центр католической религии. Химическая промышленность. Лидер химической про-мышенности Европы и мира – ФРГ. Наука. Европейский тип города новый город. Переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупным высокотоварным фермам практически завершён. КРС (мяс.-мол. мол.),св., пт., зерновое хоз., овощеводство.

«Страны Зарубежной Европы» - Страны Западной Европы. Промышленные регионы. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Страны Восточной Европы. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Общая характеристика. Отдых и туризм. Цели: ФРГ характеризуется прежде всего очень высокой средней плотностью.

«Путешествия по Европе» - Сейчас: На какие группы по целям подразделяется международный туризм? Ответьте на вопросы: К. Паустовский. Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей.

«Урок Европа» - Современный деловой квартал Франкфурта-на-Майне. Берлин. Улица Марии Терезии в Инсбруке считается одной из красивейших в Европе. Бранденбургские ворота. Большой Алечский ледник в Альпах. Германия. Восточная часть города. Кельнский собор. Вид на Вену с Дуная. С какими государствами мы сегодня познакомились?

Презентация по слайдам

Текст слайда: Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы Презентация по географии Выполнила: ученица 11 класса МБОУ СОШ № 51 Емельянова Юлия г. Хабаровск 2012


Текст слайда: Содержание Введение: территориальная структура населения и хозяйства Высокоразвитые районы Старопромышленные районы Отсталые аграрные районы Районы нового освоения Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства


Текст слайда: 1. Введение: территориальная структура населения и хозяйства Характеристика: В основном сложилась еще в XIX в. Главный фактор размещения: природно-ресурсный. Возникновение угольно-металлургических районов; После 2 Мировой войны: главные факторы – трудовые ресурсы и выгоды ЭГП; В последнее время огромную роль играют факторы наукоемкости и экологический; Насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов; «Центральная ось» развития – территория 8 стран: линия Рейн-Рона. Здесь живет 120 млн. человек и здесь сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.


Текст слайда: 2. Высокоразвитые районы Крупные промышленные центры: высокотехнологичные наукоемкие отрасли; Крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные организации Концентрация новейших отраслей промышленности, инфрастуктуры, науки, культуры, сферы услуг.


Текст слайда: 3. Старопромышленные районы Ни в одном другом регионе нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Ланкашир Йоркшир западный Мидленд Южный Уэльс Северный р-н Эльзас Лотарингия Верхне-Силезский р-н Рурский: около ста городов и 11 млн. человек. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире.


Текст слайда: 4. Отсталые аграрные районы В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов: Юг Италии (40% территории страны, >35% населения и только 18% занятых в промышленности); западная часть Франции; центральная и юго-западная части Испании; некоторые области Португалии и Греции Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.


Текст слайда: 5. Районы нового освоения 1)В начале 60-х гг. произошло открытие крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря; 2) к середине 90-х гг. там было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа – самые крупные – Статфьорд, Экофиск и Тролль; 3) В Нидерландах – одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Слохтерен; Р-н Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 в природном газе. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.


Текст слайда: 6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства Благоприятные предпосылки для развития интеграции: территориальная близость; высокая освоенность территории; высокий уровень социально-экономического развития; хорошая транспортная обслуженность. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран. Кроме того, происходит формирование пограничных интеграционных районов: ФРГ и Франция, Франция и Бельгия, Франция и Италия и тд.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...