Территориальная структура европы.


Слайд 2

Введение: территориальная структура населения и хозяйства Высокоразвитые районы Старопромышленные районы Отсталые аграрные районы Районы нового освоения Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства

Слайд 3

1. Введение: территориальная структура населения и хозяйства

Характеристика: В основном сложилась еще в XIX в. Главный фактор размещения: природно-ресурсный. Возникновение угольно-металлургических районов; После 2 Мировой войны: главные факторы – трудовые ресурсы и выгоды ЭГП; В последнее время огромную роль играют факторы наукоемкости и экологический; Насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов; «Центральная ось» развития – территория 8 стран: линия Рейн-Рона. Здесь живет 120 млн. человек и здесь сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.

Слайд 4

2. Высокоразвитые районы

Крупные промышленные центры: высокотехнологичные наукоемкие отрасли; Крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные организации Концентрация новейших отраслей промышленности, инфрастуктуры, науки, культуры, сферы услуг.

Слайд 5

3. Старопромышленные районы

Ни в одном другом регионе нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Ланкашир Йоркшир западный Мидленд Южный Уэльс Северный р-н Эльзас Лотарингия Верхне-Силезский р-н Рурский: около ста городов и 11 млн. человек. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире.

Слайд 6

4. Отсталые аграрные районы

В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов: Юг Италии (40% территории страны, >35% населения и только 18% занятых в промышленности); западная часть Франции; центральная и юго-западная части Испании; некоторые области Португалии и Греции Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.

Слайд 7

5. Районы нового освоения

1)В начале 60-х гг. произошло открытие крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря; 2) к середине 90-х гг. там было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа – самые крупные – Статфьорд, Экофиск и Тролль; 3) В Нидерландах – одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Слохтерен; Р-н Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 в природном газе. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.

Слайд 8

6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства

Благоприятные предпосылки для развития интеграции: территориальная близость; высокая освоенность территории; высокий уровень социально-экономического развития; хорошая транспортная обслуженность. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран. Кроме того, происходит формирование пограничных интеграционных районов: ФРГ и Франция, Франция и Бельгия, Франция и Италия и тд.

Слайд 9

Заключение

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. В последнее время на политической и экономической картах данного региона происходят значительные изменения.

Посмотреть все слайды

Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зару­бежной Европы отражает не только современное размещение произво­дительных сил, но и служит своеобразным «отпечатком» предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:

  • интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, вы­сокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;
  • развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;
  • обеспеченностью территории производственной и непроизвод­ственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузопе­ревозки).

Территориальная структура хозяйства региона отличается исклю­чительной сложностью. Старопромышленные районы - наследие пе­риода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIII-XX вв. Большинство из них сформировалось на основе уголь­ных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний. В За­падной Европе более 20 металлургических районов. Самый крупный из них - Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Гер­мании. Крупные старопромышленные районы Европы: Мидлендский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Вели­кобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембур­га, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.

С 1980-х гг., периода мирового кризиса сталелитейного производ­ства, многие старопромышленные районы превратились в депрессив­ные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабили­зация их экономического положения. Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении ос­трейших экологических проблем вернут этим районам привлекатель­ность для инвестиций и развития в них новых производств. Это уже дало «второе дыхание» , Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.

Традиционно важную роль во многих играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Па­рижская, в каждой из которых проживает более 10 млн. человек и где со­средоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон - один из так называемых мировых, т.е. «каркас­ных», городов, городов глобальной экономической системы. В лондон­ском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.

Контраст между столичным регионом и провинцией - один из индикативных признаков уровня зрелости территориальной структу­ры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже. Наиболее яркие контрасты - в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему «весу», т.е. по ключевым показателям социально-экономичес­кого развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест рез­ко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.

В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы - Рот­тердам (300 млн. тонн грузооборота в год), Антверпен, Марсель, Гам­бург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота. Развитие портовых комплексов связано, прежде всего, с непрерывно углубляющейся интеграцией За­рубежной Европы в мировое хозяйство.

В 1990-х га быстро возросла роль технопарков и технополисов, осо­бенно в Западной Европе, Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внед­рении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, в ФРГ, София-Антиполис во Франции.

В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших аг­ломераций. Например, в Германии в условиях приоритетного значения науки усилились позиции агломераций , Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустри­альных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности ‘произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной.структуры. Теперь в Рурской области насчитывается 120 тыс. студен­тов и 100 тыс. шахтеров.

Современная сеть НИОКР отличается очень большой территори­альной дисперсией. Предприятия компании «Сименс», крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине. Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у «Сименса» более \30 тыс. поставщиков).

Транспортная система Зарубежной Европы - одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить. Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех эконо­мических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъектами экономических отношений, когда «ближайшие» коллеги по бизнесу, так же как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа - регион самой развитой, террито­риально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете. Ис­торически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.
Наиболее густая и качественная транспортная сеть - в , особенно в Германии и Великобритании. Современной «фи­лософией» функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом «точно в срок». Главный вид транспорта - автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузообо­рота и 4/5 пассажироперевозок.

В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жите­лей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.

Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками. В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодо­рожного полотна. Правда, одновременно прокладывались скорост­ные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание это­му уделяли Франция и .

После Второй мировой войны велось активное строительство нефте-, газо- и продуктоводов в том числе из России (прежде - из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.

Презентация по слайдам

Текст слайда: Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы Презентация по географии Выполнила: ученица 11 класса МБОУ СОШ № 51 Емельянова Юлия г. Хабаровск 2012


Текст слайда: Содержание Введение: территориальная структура населения и хозяйства Высокоразвитые районы Старопромышленные районы Отсталые аграрные районы Районы нового освоения Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства


Текст слайда: 1. Введение: территориальная структура населения и хозяйства Характеристика: В основном сложилась еще в XIX в. Главный фактор размещения: природно-ресурсный. Возникновение угольно-металлургических районов; После 2 Мировой войны: главные факторы – трудовые ресурсы и выгоды ЭГП; В последнее время огромную роль играют факторы наукоемкости и экологический; Насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов; «Центральная ось» развития – территория 8 стран: линия Рейн-Рона. Здесь живет 120 млн. человек и здесь сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.


Текст слайда: 2. Высокоразвитые районы Крупные промышленные центры: высокотехнологичные наукоемкие отрасли; Крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные организации Концентрация новейших отраслей промышленности, инфрастуктуры, науки, культуры, сферы услуг.


Текст слайда: 3. Старопромышленные районы Ни в одном другом регионе нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Ланкашир Йоркшир западный Мидленд Южный Уэльс Северный р-н Эльзас Лотарингия Верхне-Силезский р-н Рурский: около ста городов и 11 млн. человек. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире.


Текст слайда: 4. Отсталые аграрные районы В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов: Юг Италии (40% территории страны, >35% населения и только 18% занятых в промышленности); западная часть Франции; центральная и юго-западная части Испании; некоторые области Португалии и Греции Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.


Текст слайда: 5. Районы нового освоения 1)В начале 60-х гг. произошло открытие крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря; 2) к середине 90-х гг. там было выявлено более 450 месторождений нефти и природного газа – самые крупные – Статфьорд, Экофиск и Тролль; 3) В Нидерландах – одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Слохтерен; Р-н Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/5 в природном газе. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.


Текст слайда: 6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства Благоприятные предпосылки для развития интеграции: территориальная близость; высокая освоенность территории; высокий уровень социально-экономического развития; хорошая транспортная обслуженность. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран. Кроме того, происходит формирование пограничных интеграционных районов: ФРГ и Франция, Франция и Бельгия, Франция и Италия и тд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

08.07.2015 2491 0

Цели урока:

1. Сформировать преставление о специфике территориальной организации европейского хозяйства, особенностях проявления ее дифференциации, степени влияния факторов размещения хозяйства на географический «рисунок» территории.

2. Совершенствование приемов информационно-коммуникативных умений: работы с электронными источниками данных, умения планирования деятельности, представления информации, формирования медиа-источников.

3. Формирование «географической картины мира» на примере проявления частных закономерностей, личностных качеств обучающихся - умений коллегиальной работы, ответственности за результат работы.

Ход урока

I . Организационный

1. Какие средства и источники знаний необходимы для изучения темы?

2. Какие возможности информационной среды отвечают этим требованиям?

3. Реализовывать это мы будем с помощью мини-проекта. Урок сопровождается презентацией, проектировать которую будем вместе.

II . Актуализация знаний

Обучающиеся знакомятся с темой и задачами урока слайд 1,2

Вспомните опорные понятия данной темы: территориальная структура, факторы размещения. Сопоставим их с научными определениями слайд 3

Пользуясь экономическими картами, выявите «сгусток» в размещении предприятий, концентрации городов на территории Европы. Эта территория получила название центральной оси развития Европы, далее представлены ее характеристики слайд 4

Причины какого характера повлияли на становление и интенсивное развитие именно этой территории Европы в первую очередь? То есть все эти факторы так или иначе связаны с историческим принципом. Основываясь на этом подходе и географических картах предложите модель типологии районов Европы. Проверим их с точки зрения современной науки слайд 5

Применение знаний – выполнение мини-проекта

1.1. Выбор темы проекта

Выберите объект исследования

1.3. Формирование творческих групп

По желанию учащихся

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп

Предложите план характеристики данных районов слайд 6

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Конструирование слайдов презентации

2. Разработка проекта

приступайте к работе, используя необходимые информационные средства Работа с УМК по географии, электронными энциклопедиями, поисковыми системами

3. Оформление результата

Power - point , наполняют содержание слайдов 7-15 по выбранным районам

4. Презентация

Заслушивание результатов работы

5. Рефлексия

Соотношение их с критериями плана слайд 6

Закрепление географии районов слайд 16

Обобщение влияния факторов слайд 17

Самооценка работы слайд 18

Практикум «Создание экономико-географического обоснования размещения отраслей промышленности» слайд 19

1) Выбрать один из районов в пределах одной страны

2) Определить специализацию по карте

3) Обосновать с точки зрения факторов производств почему именно эти отрасли получили развитие

4) Ответ представить в виде рисунка - опорного сигнала

5) Материалы к выполнению: стр. 177, стр. 99 + дополнительные источники информационной среды

6) Итог – лучшие работы представлены на слайдах 20-24.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...