Теория Дж. М


12.1. Сущность и противоречия финансовой концепции Дж. М. Кейнса

Теория английского буржуазного экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946) оказывала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку фискальной политики почти во всех капиталистических странах на протяжении 40-х - первой половины 70-х годов. В его книге "Общая теория занятости, процента и денег" нет термина "государственные финансы", только несколько страниц уделено налоговой политике, так называемым "социальным инвестициям" и "расходам, финансируемым с помощью займов". Но главная его идея о необходимости государственного вмешательства для достижения "эффективного спроса" имеет прямое отношение к государственным финансам и фискальной политике. Это направление исследования капиталистической экономики определило на многие годы развитие буржуазной финансовой науки.

Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из следующих основных положений его общей теории:

1. Все важнейшие проблемы капиталистического расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления капитала и труда вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно заменить (или же существенно дополнить) механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.

3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток потребительского спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Дж. Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Введение в экономический оборот термина "эффективный спрос" позволило вернуться к анализу макроэкономических показателей (совокупного общественного продукта и национального дохода) от которых, по существу, отказались все послерикардовские школы. Возврат к макроэкономическим показателям позволял выяснить, как функционирует экономическая система в целом, поставить ряд задач, связанных с движением всего потока производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

5. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Денежно-кредитному регулированию Дж. Кейнс отводил меньшую роль.

На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая концепция. Теория государственных финансов стала рассматриваться как составная часть теории занятости и доходов, а финансовая политика - как неотъемлемая часть экономической политики. Были определены место и роль отдельных категорий государственных финансов в капиталистической экономике. Дж. Кейнс рассматривает государственные расходы в качестве основного инструмента правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики и преодоления кризиса. Поэтому их формирование, структуру и рост он считал весьма важным и неотъемлемым фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов, по его мнению, должен способствовать реализации национального дохода и в конечном итоге достижению полной занятости, для этого государство должно воздействовать на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Склонность расходовать деньги, т. е. создавать спрос, Дж. Кейнс рассматривает как психологическую потребность. Если совокупный спрос ниже предложения, предприниматель не может покрыть издержки производства и получить прибыль, поэтому он будет снижать инвестиции и увольнять рабочих. И наоборот, если спрос выше предложения, предприниматель будет увеличивать инвестиции и наймет дополнительное количество рабочих.

Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Дж. Кейнс критикует принцип классической политэкономии о "невмешательстве" государства в экономическое развитие. "Сооружение пирамид, - пишет Дж. Кейнс с большой иронией, - землетрясения, даже войны могут послужить к увеличению богатства, если воспитание наших государственных деятелей на принципах классической экономии закрывает пути к чему-нибудь лучшему" 1 . Так же как и государственные расходы, Дж. Кейнс "вписывает" в движение макропоказателей налоги, считая, что изменения в налоговой политике могут воздействовать на "склонность к потреблению".

1 (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Иностранная литература, 1948. - С. 288. )

Новым положением, введенным в научный оборот Дж. Кейнсом, было понятие "налоги - встроенные стабилизаторы". Оно основано на функциональной зависимости между национальным доходом и налогами. Это означает, что сумма изъятых налогов (при прочих равных условиях) зависит от размера национального дохода. Чем выше уровень национального дохода, тем большая сумма налогов поступит в бюджет. И наоборот, когда при кризисном падении производства национальный доход снижается, сумма налогов сокращается. Такой характер налогов, с его точки зрения, обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы. Это положение он относит прежде всего к подоходному налогу. Его взимание по прогрессивным ставкам приводит к более значительным колебаниям в уровне налога, чем дохода. Они тем больше, чем круче кривая налоговых ставок и колебания объема национального дохода. Этим определяются регулирующие возможности подоходного налога. При кризисном падении производства и роста безработицы налоги, автоматически сокращаясь, способствуют росту доходов, что пробуждает "склонность к потреблению;" и стимулирует спрос.

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам в их воздействии на основной "психологический закон", согласно которому люди имеют склонность увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой он увеличивается. С ростом дохода у них растет "склонность к сбережению", поэтому необходима такая налоговая политика, которая бы изымала эти сбережения. По его мнению, подоходный налог должен взиматься по прогрессивным ставкам. Он отмечал, что подобные взгляды часто рассматриваются как посягательство на капитал, необходимый для расширенного воспроизводства. Однако возникает необходимость изъятия части финансовых фондов, не вложенных в инвестиции. Излишние сбережения могут стимулировать экономический рост только в условиях полной занятости (под полной занятостью западные экономисты понимают ее величину на уровне 97%), в кризисные годы они препятствуют этому росту. Отсюда выводятся рекомендации по составлению такой школы ставок личного подоходного налога, которая способствовала бы перераспределению дохода от лиц, имеющих сбережения, к лицам, которые их инвестируют Излишние сбережения, изъятые с помощью налогов, посредством государственного бюджета направляются в инвестиции.

Новой в теории Дж. Кейнса является концепция роста государственных капитальных вложений, которые дополняют правительственные меры по стимулированию "склонности к инвестированию". По его мнению, регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках нельзя, только "широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссов и способов сотрудничества с частной инициативой" 1 . Также является новым введенное Дж. Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, "финансируемых с помощью займов". Последователи Дж. Кейнса назвали ее принципом "дефицитного финансирования". Как утверждает Дж. Кейнс, государственные инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности и инвестированию", а финансирование текущих государственных расходов приведет к увеличению "склонности к потреблению". Рост задолженности государства и местных властей он рассматривает как неотъемлемую часть государственного регулирования "эффективного спроса". Со времени Дж. Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, а боязнь бюджетных дефицитов и роста государственного долга - вредным предрассудком, с концепцией "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики.

1 (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - С. 453. )

Общая теория Дж. Кейнса, так же как и его финансовая концепция, содержит ряд противоречивых положений. Во-первых, поощрение "эффективного спроса" путем роста государственных расходов может дать лишь временный результат. По существу, государство не создает новый спрос, а только трансформирует одни его формы в другие. Государственный спрос и потребление создаются за счет сокращения инвестиционного спроса в частном секторе и потребительского спроса. При прочих равных условиях рост государственных расходов переместит спрос из частного сектора в правительственный, поскольку государство может профинансировать свои покупки только за счет налогов или займов, которые являются антиципированными налогами. Следовательно, если государство расширяет свой спрос, то в той или иной степени снижается покупательная способность населения, что обостряет проблему реализации совокупного общественного продукта. Но в этой трансформации спроса монополия нашла для себя "рациональное зерно". Централизация спроса у государства дает возможность образования гарантированного рынка для монополий. Работа на "казну", отмечал В. И. Ленин, это уже не работа на свободный рынок, где господствует стихия 1 . Возможность реализации продукции монополий значительно облегчается, а личная уния их управляющих с представителями государственного аппарата дает возможность выполнять государственные заказы по высоким ценам. В обосновании этого преимущества и состоит идеологическая функция теории Дж. Кейнса.

1 (См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 32. - С. 318 - 319. )

Во-вторых, рост инвестиций, финансируемый за счет налогов и займов, способствует расширению производственной деятельности, увеличению национального дохода. Но государственные инвестиции повышают органическое строение капитала, что ведет к отставанию темпов роста занятости. Несмотря на государственное вмешательство, безработица не только не была преодолена, но и возросла, особенно в 70-е годы.

В-третьих, финансирование государственных расходов за счет займов ведет к усилению масштабов вторичной эксплуатации трудящихся, так как погашение долгов и выплаты по ним процентов производятся за счет налогов. Налоги, возлагаемые на массовых потребителей, т. е. трудящихся, в конечном итоге обостряют противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Размещение же части государственных займов в эмиссионных и коммерческих банках усиливает инфляцию.

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях господства монополий. Он создал теорию государственного регулирования экономики в рамках буржуазного реформизма. Обоснование государственного вмешательства в воспроизводственный процесс с помощью финансов как объективная необходимость приспособления капиталистических производственных отношений к процессу обобществления производства, капитала и труда свидетельствует о дальновидности автора теории. Фактически он молчаливо признает антагонистические противоречия между производством и потреблением и пытается найти пути их разрешения с помощью построения реформистской модели вмешательства государства в процесс расширенного капиталистического воспроизводства. Взгляды Дж. Кейнса оказали сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие буржуазной финансовой науки.

Разработка финансовой политики и ее реализация на практике исходя из основных положений теории Дж. Кейнса была осуществлена его последователями. В 40 - 60-е годы она имела успех и определенные положительные результаты. Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский постулат о необходимости роста государственных расходов, в чем были прямо заинтересованы монополии. Идея достижения полной занятости отвечала интересам либерально настроенных кругов. В ряде западноевропейских стран были осуществлены социал-реформистские формы государственного регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование, здравоохранение, сформировалась довольно эффективная система социального страхования. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих промышленно развитых государств капиталистического мира лежали исходные положения теории Дж. Кейнса.

С середины 30-х гг. XX в. несколько десятилетий развитие эко­номической теории шло под воздействием учения Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). С ним соглашались, его концепцию уточняли и дополняли, ее опровергали - но в любом случае никто из серьезных экономистов не мог пройти мимо идей английского исследователя.

Появление учения, получившего по имени его создателя название кейнсианства, можно датировать 1936 г., когда была опубликована книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнсианство приобрело миро­вую славу не столько из-за теорети­ческих построений и истолкования природы экономических явлений, сколько из-за своей главной поли­тико-экономической установки - обоснования необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов. Кон­цепция Кейнса сложилась после мирового кризиса 1929-1933 гг. и отражала общее разочарование в господствовавшем ранее пред­ставлении об эффективной саморегуляции рыночного хозяйства. В центре внимания Кейнса две проблемы, выступающие на перед­ний план именно в периоды экономических депрессий: проблема спроса и проблема безработицы.

До Кейнса сторонники различных экономических направлений (кроме марксистов) открыто или молчаливо разделяли доктрину Сэя: каждый товаропроизводитель продает, чтобы купить, следо­вательно, предложение порождает соответствующий спрос и об­щего перепроизводства, общего кризиса сбыта быть не может. Кейнс отвергает так называемый «закон рынков» Сэя. Поскольку в ры­ночной экономике обмен осуществляется не по формуле «товар - товар», а по формуле «товар - деньги - товар», продавец может и не стать покупателем, ибо вырученные от продажи деньги могут обслуживать не только спрос, но и стремление к сбережению

Поэтому общий кризис сбыта вполне реален. Кейнс приходит к обобщению: объем национального дохода и его динамика непосред­ственно определяются не факторами предложения (т. е. факторами, от которых зависит производство), а факторами спроса. Заметим попутно, что Кейнс не разделяет концепции множественности факторов производства как создателей ценности. Он склонен счи­тать единственным фактором, создающим ценность, труд (включая труд предпринимателя), а оборудование, оборотный ка­питал и т. п. лишь условиями труда.

С проблемой спроса Кейнс увязывает и проблему безработицы. Явление безработицы теоретически анализировалось рядом ученых до Кейнса. Мальтус выводил безработицу из «закона народонасе­ления». Маркс считал безработицу неизбежным следствием роста органического строения капитала. Видный последователь Кемб­риджской школы Артур Сесил Пигу, выпустивший в 1933 г. книгу «Теория безработицы», видел две причины и соответственно две формы безработицы - фрикционную и добровольную. Изменения в технологии, в отраслевой и территориальной структурах произ­водства вызывают фрикционную безработицу, связанную с отсутст­вием информации о новых рабочих местах, с нежеланием рабочих менять профессию или место жительства, наконец, с тем, что для обретения нового рабочего статуса требуется время. Несогласие работать за данную плату, особенно участившееся при мощных профсоюзах, - причина добровольной безработицы. Кейнс не отри­цает существование фрикционной и добровольной безработицы. Но главной формой безработицы он считает вынужденную безрабо­тицу в масштабах всего общества, обусловленную состоянием спроса.



Кейнс вводит понятия функций совокупного предложения и совокуп­ного спроса. Первая определяется соотношением совокупных (для об­щества) издержек и занятости. На про­тяжении относительно коротких периодов времени это соотношение не меняется. Вторая функция отражает соотношение ожидаемых Доходов предпринимателей (в масштабах общества) и занятости. Оно весьма подвижно. Поэтому динамика занятости зависит глав­ным образом от функции совокупного спроса, определяющего доходы предпринимателей. Точка пересечения двух функций характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффек­тивного спроса.

Эффективный спрос, т. е. совокупный платежеспособный спрос, определяющий степень занятости, зависит от ожидаемого уровня потребления и инвестиций.

Личное потребление - это функция прироста дохода. Но темпы роста потребления ниже темпов роста дохода. Кейнс называет ос­новным психологическим законом падение доли потребления и повы­шение доли сбережений при росте дохода. Следствием этого закона является относительное снижение спроса на предметы потребления. Компенсацией такого снижения может служить только увеличение инвестиционного спроса, иначе неизбежно сокращение занятости и падение темпов роста национального дохода.

Эффект мультипликатора. Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в дан­ной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях «второго порядка» (по степени удаленности от сферы первичного инвестирования). Возникает эффект мультипли­катора. Понятие мультипликатора еще до Кейнса, в 1931 г. ввел в теорию английский экономист Ричард Кап (1905-1989), который исследовал влияние роста инвестиций на занятость. Кейнс рас­сматривает мультипликатор дохода. Величина этого мультиплика­тора М зависит от того, какова доля потребления в доходе. Она определяется по формуле

где К – предельная склонность к потреблению, выражаемая через отношение прироста потребления к приросту дохода.

В результате прирост национального дохода ΔY равен первоначальному приросту инвестиций ΔI, умноженному на мультипликатор М:

Главной проблемой, по Кейнсу, следует считать превращение сбе­регаемой части дохода в инвестиции. Если ожидаемая доходность инвестиций ниже нормы процента или равна ей, инвестирование для владельца средств бессмысленно. Чем больше разрыв между нормой процента и ожидаемой доходностью капиталовложений (Кейнс говорит о предельной эффективности капиталовложении), тем активнее процесс инвестирования.

Кейнс отрицает распространенное представление, что процент -это цена сбережения. Сбережения делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены, поэтому повышение ставки процента не стимулирует рост сбережений. Процент, по Кейнсу, - это цена, которую платят за отказ от ликвидности. Здесь вступает в силу другой психологический закон: стремление к ликвидности, т. е. желание держать свои свободные средства в наиболее ликвидной форме, чтобы иметь возможность обратить их в удобный момент в выгодные инвестиции. Отказ от ликвидности воспринимается как жертва, требующая компенсации. Такой компенсацией служит процент, который выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы.

Степень предпочтения ликвидности зависит от характера сделки, риска, спекулятивных соображений. Но есть и другой значимый фактор, входящий во взаимодействие со стремлением к ликвид­ности и влияющий на норму процента: количество денег в обра­щении. Когда оно растет, предложение в ликвидной форме увели­чивается, в то же время покупательная способность денег падает (идет инфляционный процесс), что делает хранение сбережений в денежной форме все менее привлекательным. Процентная ставка понижается, инвестирование усиливается. Кейнс в целом пессимистически оце­нивает возможности капиталистической системы хозяйства добиться устойчивых высоких темпов роста путем рыночного саморегулирования. Предельная склонность к потреблению убы­вает при росте дохода (Кейнс считает это экономическим зако­ном). Идет прогрессирующее падение предельной эффективности капитала, а от этой эффективности зависит привлекательность превращения сберегаемой части дохода в инвестиции. Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что также ограни­чивает инвестиции. Поэтому необходимо активное государствен­ное вмешательство в экономическую жизнь. Кейнс решительно отбрасывает доктрину «laissezfaire».

Предлагаемые им меры направлены не на стимулирование про­изводства, а на увеличение спроса. Поскольку доля потребления в Доходе имеет тенденцию к снижению, объектом государственной политики должны стать в первую очередь инвестиции.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КЕЙНСА

Наиболее видным представителем сторонников “регулируемого” капитализма” был английский вульгарный экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1846). Он был сыном Джона Невилля Кейнса, автора книги “Предмет и метод политической экономии”, опубликованной в 1853 г. Он получил образование в Итоне и Кембридже. В 1905 г. А.Маршалл написал Кейнсу: “Ваш сын великолепно работает в области экономической науки. Я говорил ему, что был бы очень рад, если бы он решил посвятить себя карьере профессионального экономиста” .

В 20-х и 30-х годах Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд “Общая теория занятости, процента и денег (1936). В связи с выходом этой книги буржуазные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о “новой экономической науке”. Ученик вульгарного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам - стоимость, капитал, заработная плата, рента т др. - разделял его взгляды. Он исходил из примата психологических факторов, отрицал теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, использовал концепцию факторов производства .

Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об “эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.

Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.

Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать “устранение” этих явлений. Возникает “жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном предоставлены в частной инициативе...”, - пишет Кейнс.

В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу (плата за заем), ”есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определенный период”, т.е. за расставание с ликвидной, денежной формой богатства. Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул “умножает сам на себя”. Рост покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса .

Особо практическое значение теории Кейнса проявилось при разработке “плана Маршалла”, т.к. в послевоенный период кейнсинианский подход к экономическому регулированию - стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами стал весьма актуален.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. - 462с.

2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/ Рындина М.Н., Василекский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983 г. - 559с.

3. Павлова И.П. История экономических учений: Учеб. пособие; СПбГААП, Изд.2-е. СПб.,1996.


Ликвидность - деньги или вещи, которые можно быстро и легко превратить в деньги без потери или при небольшой потере их покупательной способности.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство ), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм ).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе , т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

В стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

В одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

В признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

В понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора , означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...