Теория Дж. Денежная теория Дж.М


Теория денег и денежно-кредитного регулирования Кейнса. Дж. Кейнс 1883-1946 -английский экономист, положивший начало одному из ведущих течений западной экономической мысли, которое получило название кейнсианство.

Кейнс, рассматривая сущность денег, стоял на номиналистических позициях. Он считал, что деньги являются исключительно творением государственной власти, представляют собой условные знаки и лучшие из них бумажные, неразменные на золото. Он был против золотого стандарта, так как золотой стандарт не совместим с его теорией денежно-кредитного регулирования экономики. При золотом стандарте ЦБ обязан поддерживать установленные законом резервы золотого покрытия банкнотной эмиссии и депозитов, что ограничивает рамки кредитной экспансии банка.

В отличие от представителей количественной теории денег, которые причину циклического развития экономики объяснили колебание товарных цен, обусловленным изменением соотношения между количеством товаров и количества денег, Кейнс рассматривал влияние денег на цикл через норму процента. По его мнению, циклическое развитие экономики вызывается влиянием количества денег не на уровень товарных цен, а норму ссудного процента.

Кейнс является наиболее известным представителем теории регулируемого капитализма. Он первым предпринял попытку обосновать необходимость государственно-монополистического регулирования экономики. При этом он исходил из того, что экономика неспособна без государственного вмешательства в экономику обеспечить бескризисное развитие производства и полную занятость. Основные положения теории и программы государственного регулирования экономики изложены Кейнсом в работе Общая теория занятости, процента и денег, опубликованной в 1936 г. Предложенная им система мер государственного вмешательства в экономику базируется на анализе причин промышленного цикла, краткое изложение которого сводится к следующему. Поскольку нормальное функционирование экономики предполагает равенство предложения товаров и спроса на них, то все доходы различных классов должны быть израсходованы на покупку потребительских товаров и капитальных благ. Исходя из этого положения, Кейнс начинает исследование причин цикла с рассмотрения вопроса о том, как практически используются доходы различными классами общества и в соответствии с эти делит их на расходы на потребительские цели, инвестиции и накопление сбережений. Изменения в соотношении использования денег на эти цели и являются причиной циклического развития капитализма.

В бедном обществе все доходы используются на потребительские цели и поэтому проблема использования денег и циклического развития экономики не возникает.

В богатом обществе только люди, имеющие низкие доходы, расходуют все или почти все деньги на потребительские цели. Люди, имеющие высокие доходы, расходуют на потребительские цели только часть доходов. Эта часть с ростом доходов хотя и увеличивается абсолютно, но относительно падает, т.к. с ростом доходов склонность людей к потреблению уменьшается.

Поэтому с ростом богатства общества растут сбережения. Для того чтобы весь совокупный продукт общества мог быть реализован, сбережения должны быть использованы на приобретения капитальных благ, т.е. инвестированы.

Но здесь, считает Кейнс, и возникает проблема, так как причины, которые побуждают сберегать деньги, и причины, которые вызывают их инвестирование, различны. Побудительным мотивом осуществления инвестиций является получение прибыли, поэтому размер инвестиций зависит от величины прибыли, которую учредители рассчитывают получить. Источником средств учредителей служат главным образом средства других лиц, которым они, беря деньги в ссуду, должны платить процент.

Поэтому объем инвестиций растет до тех пор, пока ожидаемая норма прибыли превышает норму ссудного процента. Чем ниже норма ссудного процента, тем больше стимулы к инвестициям. Следовательно, объем инвестиций находится в прямой зависимости от нормы прибыли и в обратной от нормы ссудного процента. Но понижение норм ссудного процента находится в противоречии с так называемым предпочтением ликвидности. Дело в том, считает Кейнс, что людям присуще стремление держать свои доходы в непосредственно ликвидной форме, то есть в форме денег.

Это стремление он и называет предпочтением ликвидности. И чем больше экономическая неустойчивость и ниже норма ссудного процента, тем больше предпочтение ликвидности. Норма ссудного процента, по мнению Кейнса, зависит исключительно от спроса и предложения денег. Предложение денег, в свою очередь, зависит от их количества и степени предпочтения ликвидности. Норма процента есть премия, которая должна быть выплачена собственнику денег, чтобы преодолеть предпочтение ликвидности.

Таким образом, из анализа промышленного цикла, изложенного Кейнсом, следует, что экономическая активность зависит от суммы совокупных расходов денег на потребительские цели и инвестиции и главной проблемой в расходовании денег являются расходы на инвестиции. Поэтому теория промышленного цикла Кейнса -это теория инвестиций, основное содержание которой сводится к обоснованию возможности обеспечения с помощью государственного регулирования экономики преодоления циклического развития экономики и создания условий полной занятости. В объяснении причин циклического развития экономики он исходи не из примата производства над потреблением, а наоборот.

Главную причину такого развития Кейнс видит в недостатке спроса на товары, который, является следствием присущих людям таких свойств их характера как уменьшение с ростом доходов склонности к потреблению и предпочтение ликвидности. По Кейнсу, происходящие в экономической жизни процессы являются отражением психологии людей.

Рассматривая условия равенства предложения товаров и спроса на них, Кейнс исходит из равенства общей стоимости совокупного общественного продукта и суммы доходов всех классов общества. В действительности же сумма доходов меньше стоимости совокупного общественного продукта на величину перенесенной стоимости основного капитала. Поэтому реализация всего совокупного общественного продукта возможна только тогда, когда спрос будет равен сумме доходов и сумме перенесенной стоимости основного капитала -амортизации. Кейнс определяет ссудный процент как плату за расставание с ликвидностью, утверждал, что норма процента зависит от количества денег.

Одной из мер поддержания инвестиций на определенном уровне Кейнс считал низкую норму ссудного процента, которая поощряла бы инвестиции частных компаний и местных органов государственной власти. Возможности поддержания процента на низком уровне он видел в учетной политике ЦБ и широком осуществлении операций на открытом рынке. Денежные средства, помещенные в ценные бумаги, обладающие высокой степенью ликвидности, преодолевали бы предпочтение ликвидности и служили бы средством снижения нормы ссудного процента.

Кейнс верил, что казначейство и Банк Англии обладают достаточной возможностью поддерживать норму ссудного процента на любом уровне, который бы соответствовал проводимой правительством политике. 4.2. Монетаризм. Основоположником монетаризма является американский экономист, профессор Чикагского университета М. Фридмен.

До 1968 г. это направление было известно как чикагская школа политической экономии. Монетаризм -это денежная теория, теоретической основой которого служит количественная теория денег. Его представители отводят деньгам роль основного фактора, от которого зависит состояние экономики. Монетаристы как противники кейнсианства считают, что капитализму присуща внутренняя устойчивость, а поэтому нет необходимости в активном вмешательстве государства в процесс воспроизводства. Такое вмешательство, полагают они, не только не способствует устойчивости, а наоборот, является основной причиной нарушения стабильности экономики.

Веря в то, что механизм рыночной конкуренции может приводить экономику в состояние равновесия, они требуют обеспечения свободы рыночных сил и частного предпринимательства. По мнению монетаристов, такие явления, как инфляция, безработица, циклические кризисы не присущи природе капитализма, а являются следствием неправильных денежной политики государства. Они считают, что капитализм является устойчивой системой, для которой характерно состояние равномерного экономического роста.

А чтобы этот рост не нарушался, необходимо, чтобы и рост количества денег в обращении происходил равномерно в определенной пропорции к росту производства. Отсюда их предложение количество денег в обращении должно увеличиваться равномерно и постоянно на 3-5 в год. Такой темп роста денежной массы, по расчетам монетаристов, наблюдается, якобы, многие десятилетия. В последних работах они предлагают поддерживать постоянный рост денежной массы в обращении на 1-2 пункта выше темпов роста производительности труда.

Однако, в основе любых выводов и рекомендаций должен быть научный анализ исследуемых явлений. Монетаристы же зависимость стабильности экономики от стабильности денежного обращения выводят из простого сопоставления динамики денежной массы и валового национального продукта.

М. Фридмен и А. Шварц в работе Денежная история Соединенных Штатов 1867-1960 гг. на основе таких сопоставлений делают вывод, что на протяжении всего этого периода причиной значительного сокращения производства каждый раз было сокращение количества денег в обращении. В свою очередь сокращение количества денег в обращении они объясняют неправильной кредитной политикой Федеральной резервной системы, которая выражалась в своевольном повышении учетной ставки и нормы обязательных резервов.

Сопоставление внешних проявлений внутренних процессов, протекающих в общественном воспроизводстве, не есть доказательство. В действительности не сокращение денежного обращения предшествует снижению производства, а перенакопление действительного капитала и вызванное этим замедление обращение денежного капитала побуждает банки прибегать к кредитным ограничениям, так как риск неплатежей со стороны должников возрастает. Это не означает, что кредитная политика ЦБ, если она неправильна, не оказывает отрицательного влияния на производства и особенно в периоды кризисов. Жесткая кредитная политика банка может обострить течение кризиса, а либеральная несколько облегчить, но никакая его кредитная политика не может предотвратить кризиса.

Согласно концепции монетаризма М. Фридмена основными инструментами регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных ставок, что дает возможность чередовать кредитную экспансию и кредитную рестрикцию. Установление среднегодовых темпов роста денежной массы в сочетании с определенным уровнем процентных ставок позволяет влиять на динамику производства и цен.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теории кредита

Кредит является существенным и значительным открытием человечества в сфере экономики, он относится к числу важнейших категорий экономической.. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается.. Необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство ), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называется неолиберальным (неолиберализм ).

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие.

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику .

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе , т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

В стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

В одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

В признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;

В понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора , означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены (или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс» Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании экономики.

Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер оздоровления экономики - так называемый «новый курс». При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» - совет из крупнейших экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование хозяйства.

Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила - «кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может поглотить рынок.

Другим направлением курса Рузвельта была организация больших государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., - строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование было необычным для старого капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового курса» было запрещено.

После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой войны.

В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46 млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно, спасли множество американских жизней».

Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.

В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.

Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны - 62%

Английский экономист Дж. Кейнс был очевидцем всемирной Великой депрессии, во время которой на протяжении долгих десяти лет не было заметно никаких признаков самовосстановления.

Кейнс решил проанализировать экономику как замкнутую систему и посмотреть, что происходит с совокупным спросом и совокупным предложением общества. Чтобы быть услышанным, Кейнсу пришлось излагать свои мысли в общепринятой терминологии Адама Смита, терминологии рынка, спроса и предложения. Кейнс предположил, что работает следующий механизм.

Стремление производителя к увеличению прибыли ведёт к постоянным попыткам уменьшить зарплату рабочих. Уменьшение зарплаты заставляет рабочих покупать меньше товаров. Уменьшение спроса снижает производство, что ведёт к новым увольнениям, что опять снижает спрос, что ведёт к новым увольнениям. И так далее вниз по спирали до бесконечности.

Кейнс увидел выход во вмешательстве государства для поддержания «совокупного» спроса общества. Кейнс предлагал государству брать деньги в долг, увеличивать налоги и тратить полученные средства на развитие нового производства, на благоустройство – не так важно, на что, главное – тратить, создавать спрос.

Дополнительный спрос со стороны правительства вернёт рабочие места, рабочие начнут больше покупать, что увеличит спрос на товары, что создаст новое производство, новые рабочие места и так далее.

Теория Кейнса стала широко использоваться на практике всеми правительствами «развитых» стран после Второй мировой войны, поскольку это был чуть ли не единственный способ избежать глубоких кризисов, которые могли бы привести к очередным революциям.

Знаете ли Вы, что: Вы можете выиграть от $20 до $250 в конкурсе «Formula FX» от Альпари, заняв призовые места с 1-го по 20-е. Для участия необходим реальный счет, пополненный не менее чем на $20. Победитель может снять призовую сумму в любой момент времени без каких-либо ограничений.

Но в теории Кейнса есть два явных недостатка. Первый – идеологический. Увеличение роли государства прямо противоречит абсолютной власти денег и капитала и попахивает социализмом.

Второй – чисто практический. С одной стороны, для государственных трат надо увеличивать налоги. С другой стороны, это же самое увеличение налогов снижает стимулы к производству и уменьшает потребление.

Выходом из этого замкнутого круга может быть государственный долг. Но опять возникает противоречие – отдать долг можно из налогов, поэтому рано или поздно придётся увеличить налоги.

Есть два других способа отдать долг – взять взаймы новый долг или просто напечатать деньги. Но новый долг ведёт к лавинообразному увеличению выплат по долгам. Печатание денег ведёт к обесцениванию денег и к инфляции, которая негативно сказывается на производстве. На практике правительства рыночных стран используют все доступные источники для погашения долга – и налоги, и новый долг, и печатание денег.

Как мы видим, теория Кейнса хотя и помогает сгладить кризисы, но, во-первых, борется с последствиями, а не с причинами, а во-вторых, ведёт к новым проблемам в виде роста долга и инфляции.

В целом в 1940-1960-х годах кейнсианство применялось более-менее успешно. Но в 1970е применение этого подхода привело и к инфляции, и к сильному росту долга, и к росту безработицы одновременно.

Экономическая теория Дж. М. Кейнса

Как известно, с 70-х годов ХIX в. до начала 30-х ХХ в. в экономической науке господствовали маржинализм и неоклассическая теория. Критическому расшатыванию господства этого учения послужили, как мы уже знаем, идеи институционалистов, которые предложили новые подходы к анализу рыночной экономики. Сомнительным казался неоклассический принцип невмешательства государства в экономику и на фоне успехов советской экономики на ее первом этапе. Общее же разочарование в эффективности рыночного саморегулирования, которое безоговорочно отстаивали неоклассики, наступило в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Это был наиболее глубокий и длительный кризис, особенно для США. До 1933 г. промышленное производство и национальный доход в этой стране снизились более чем на половину. Инвестиционная деятельность в некоторые годы кризиса полностью прекращалась. Без работы осталось 25 % всей рабочей силы. В 1933 г. в капиталистических странах насчитывалось 33 млн. безработных.

Неоклассики, опираясь на «закон рынков» Ж. Б. Сея, считали, что кризис не может быть длительным, а существующая кризисная ситуация – освобождение экономики от балласта и настаивали на свободном выходе из кризиса. Но проходило время, а выхода из кризиса не было видно. Вопросы относительно причин экономических кризисов, путей их преодоления и недопущения в будущем оставались открытыми. В таких условиях в США начинает реализовываться «Новый курс» Ф. Рузвельта, а в Германии и Италии – курс фашизма. Практика пошла впереди теории. Это свидетельствовало о кризисе западноевропейской экономической науки.

Именно в этих условиях в 1936 г. английский ученый Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег» , в которой обосновал невозможность саморегулирования капиталистической экономики на макроуровне и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Этим Кейнс, по словам американского экономиста С. Харриса, «подарил демократическому капитализму новый срок жизни,...укрепил это общество, когда ему угрожала смертельная опасность».

Сам Дж. М. Кейнс в письме к Дж. Б. Шоу, написанному в 1935 г., писал: «Мне кажется, что я пишу книгу по экономической теории, которая осуществит революцию в подходах к экономическим проблемам». И он не ошибся. Западные экономисты действительно провозгласили «кейнсианскую революцию». Американский историк экономической мысли Б. Селигмен поставил книгу Кейнса рядом с «Богатством народов» А. Смита и «Капиталом» К. Маркса.

Какие же идеи Дж. Кейнса заслужили такой высокой оценки? В первую очередь, суть кейнсианской революции заключалась в применении макроэкономического анализа . Как известно, классика не различала микро- и макроэкономические аспекты экономики, а микроэкономический анализ был внедрен и обоснован неоклассической школой. В центре такого анализа была отдельная фирма, проблемы минимизации расходов и максимизации прибыли. Условия процветания фирмы отождествлялись с условиями процветания нации в целом, приумножении ее национального богатства. Кейнс перенес исследование с «горизонта» фирмы на уровень общественного производства, взаимодействия производства и обмена на макроуровне.

Новым в теории Кейнса было и то, что он впервые среди западноевропейских ученых признал наличие безработицы и экономических кризисов, как внутренне присущих капитализму. В то время неоклассики, в том числе и учитель Кейнса А. Маршалл, в качестве основополагающей использовали доктрину Сея: поскольку каждый производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то предложение порождает соответствующий спрос, и общего перепроизводства, общего кризиса не может быть. Эта уверенность была святой истиной для всех экономистов, кроме марксистов. Восприятие или не восприятие человеком закона Сея было, как отмечал Гелбрэйт, признаком, по которому «экономисты отличались от дураков».

Кейнс отбрасывает закон Сея. Поскольку в рыночной экономике обмен осуществляется не по формуле «товар-товар», а по формуле «товар – деньги – товар», то продавец может и не стать покупателем, ведь полученные от продажи деньги могут вызывать не только спрос, но и желание экономить. Поэтому общий кризис сбыта является объективной реальностью.

Дж. М. Кейнс отрицает предположение классиков, что экономика работает в режиме полного использования факторов производства и неоклассический тезис ограниченности ресурсов. Он спрашивает: «...где вы видите дефицит ресурсов? У нас не дефицит, а избыток». Действительно, как уже отмечалось, депрессия 30-х годов ХХ в. характеризовалась массовой безработицей, незагруженностью производственных мощностей, большой массой не используемого капитала.

Какой же выход предлагает основатель кейнсианства? В отличие от Дж. Б. Кларка, А. Маршалла, А. Пигу и других неоклассиков он считает, что объем национального производства, его динамика и уровень занятости определяются непосредственно не факторами предложения (величиной используемого труда и капитала, их производительностью), а факторами спроса, которые обеспечивают реализацию этих ресурсов. Поэтому Кейнс основное внимание в своей знаменитой работе уделяет обоснованию теории эффективного спроса, т. е. потенциально возможного и регулируемого государством спроса, поскольку все жизненно важные проблемы капиталистической экономики, по его мнению, являются результатом недостаточного спроса.

Отсутствие эффективного спроса, по Кейнсу, является следствием двух причин: психологической природы человека и неэффективности капиталовложений. Ученый рассуждал таким образом. Эффективный спрос является тождественным национальному доходу и состоит из личного и производственного спроса. Первый – это расходы на потребительские блага, второй – на инвестиции. Динамика личного потребления, по мнению Кейнса, подчинена действию основного психологического закона, суть которого заключается в том, что люди склонны, обычно, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в которой растет доход». Отставание потребления от темпов роста дохода приводит к росту сбережений.

Рис. 11.1. Основной психологический закон Дж. М. Кейнса

Результатом действия этого закона является относительное снижение личного спроса. Компенсировать это снижение можно за счет увеличения производственного спроса. Именно инвестиции Кейнс считал основным фактором стимулирования совокупного спроса.



Однако компенсирующий рост размера инвестиций наталкивается на проблему превращения всех сбережений в реальные капиталовложения. Предшественники Кейнса такой проблемы не заметили. Неоклассики, продолжая традиции классической школы, исходили из того, что акт сбережения в то же время превращается в акт инвестирования, т. е. сбережения и инвестиции тождественны (S=I). Поэтому стремление к сбережениям, считали они, нужно поддерживать и поощрять, поскольку высокий уровень сбережений является условием экономического роста.

Кейнс с такими допущениями не соглашается, считая, что автоматического превращения сбережений в инвестиции не может быть, поскольку их уровень и динамика зависят от разных факторов. Сбережения обусловливаются ростом дохода. Размер инвестиций зависит от процентной ставки, состояния конъюнктуры, размеров налогообложения, ожидаемой эффективности капиталовложений.

Высокий уровень процентной ставки вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (по терминологии Кейнса – в «ликвидной форме»), а не вкладывать его в оборудование, станки, прирост запасов. Деньги накапливаются, а не направляются в отрасли, которые обеспечивают экономический рост. Норма ожидаемой прибыли уменьшается в связи с действием закона убывающей производительности капитала. По мере роста размеров ранее накопленного капитала перспективы инвестиционных вложений в производство становятся менее благоприятными.

Таким образом, уменьшение склонности к потреблению, снижение прибыльности растущего по размерам капитала, избыточное преимущество ликвидности приводят к недопотреблению и накоплению нереализованных товаров. В результате нарушается экономическое равновесие, несоответствие между совокупным предложением и совокупным спросом, что и приводит к экономическим кризисам или длительной стагнации. Следовательно, именно недостаточным спросом Кейнс объясняет циклический характер капиталистического производства.

Динамикой эффективного спроса, по Кейнсу, определяется и уровень безработицы. Кейнсианская теория занятости существенно отличается от других теорий. Так, Мальтус обосновывал безработицу исходя из «закона народонаселения». Маркс считал безработицу неминуемым следствием роста органического строения капитала. Взгляды неоклассиков на эту проблему отразил А. Пигу. В 1933 г. он опубликовал работу «Теория безработицы», в которой выделяет две причины и соответственно две формы безработицы: добровольную и фрикционную. Первая возникает в результате отказа рабочих работать за плату, что равняется предельному продукту труда. Этому способствует деятельность сильных профсоюзов. Фрикционная безработица связана с недостаточной информированностью рабочих о новых рабочих местах, их нежеланием изменять квалификацию, место проживания и т.п.. В обоих случаях рабочие отказываются от работы добровольно, а безработица возникает в результате несовершенства процесса приспособления людей к изменениям рыночной ситуации. Т. е., неоклассики отмечают то, что уровень занятости в руках самих рабочих и их согласие работать за низшую заработную плату обеспечивает рост занятости.

Кейнс не отрицал существования добровольной и фрикционной безработицы, но главной формой этого явления он считал вынужденную безработицу. В отличие от неоклассиков, ученый доказывает, что даже в условиях снижения реальной заработной платы работающие не оставляют работы, а безработные не сокращают предложение рабочей силы. Таким образом, реальная заработная плата зависит от спроса на труд, но, поскольку он ограничен, то существует вынужденная безработица.

Кейнс негативно относился к снижению заработной платы, поскольку это приводит не к росту занятости, а к перераспределению доходов в интересах предпринимателей и рантье. Уменьшение же потребительского спроса со стороны рабочих не будет компенсировано ростом спроса со стороны других групп населения, поскольку рост их доходов будет сопровождаться уменьшением склонности к потреблению.

Не соглашается ученый с неоклассиками и относительно их утверждения, что снижение заработной платы способствует росту эффективности капитала и росту инвестиций. Это может быть правомерным для поведения отдельной фирмы. Что же касается народного хозяйства, то снижение заработной платы уменьшает потребительский спрос, что приводит к свертыванию производства инвестиций, росту безработицы.

Кейнс не одобряет и попыток относительно повышения заработной платы, поскольку ее рост ведет к инфляции, росту цен на товары и падению реальной заработной платы. Он выступает сторонником жесткой заработной платы. «Самая умная политика, - считает ученый, - заключается, в конечном итоге, в поддержке устойчивого общего уровня денежной заработной платы».

Следовательно, у Кейнса занятость зависит не от заработной платы, а является функцией изменения эффективного спроса:

N=F(Du) , где

N – объем занятости;

Du – эффективный спрос.

Безработица является следствием нехватки эффективного спроса, что «неминуемо сопровождает современный капиталистический индивидуализм» и предопределяется органическими изъянами системы свободной конкуренции.

Таким образом, Дж. М. Кейнс решительно отбрасывает доктрину «lassez faire», доказывает, что капитализм не способен своими внутренними силами справиться с экономическими кризисами и безработицей и считает необходимым активное государственное вмешательство в экономическую жизнь.

Основной задачей экономической политики государства, по мнению Кейнса, является стимулирование эффективного спроса. Поскольку доля потребления в доходе имеет тенденцию к снижению, то объектом государственного стимулирования должны стать, в первую очередь, инвестиции. Он выделяет два основных способа увеличения инвестиций: бюджетную и денежно-кредитную политику.

Решающее значение в концепции Кейнса принадлежит бюджетной политике. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются, то необходимо увеличивать государственные инвестиции и государственные закупки товаров и услуг. Активизация инвестиционной политики государства может происходить и за счет организации общественных работ – строительства дорог, предприятий, освоения новых районов. На что конкретно будут использованы бюджетные средства, по Кейнсу, принципиального значения не имеет. Главный критерий эффективности стабилизационной бюджетной политики – увеличение платежеспособного спроса, даже если расходы денег государством внешне будут выглядеть напрасными. На этот счет ученый отмечает: «Сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут приводить к увеличению богатства». По его мнению, инвестиции в какую-нибудь отрасль способствуют росту занятости, доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в родственных с ней отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях «второго порядка». Это явление можно сравнить с камнем, брошенным в воду, от которого во все стороны расходятся круги. Его назвали эффектом мультипликатора.

Понятие мультипликатора внедрил в теорию в 1931 г. ученик Кейнса Ричард Кан. В переводе с английского мультипликатор означает множитель, а мультипликационный эффект – то, что усиливает результат.

Кан исследовал влияние роста инвестиций на занятость. Кейнс рассматривает мультипликатор дохода, который отражает количественную связь между объемом национального дохода и общей суммой инвестиций. «Увеличение дохода, - писал ученый, - равняется увеличению общей суммы инвестиций, умноженному на мультипликатор». Т. е.:

ΔY=ΔI*K м , где

ΔΥ – прирост дохода;

ΔΙ – прирост инвестиций;

К м – мультипликатор, или коэффициент пропорциональности.

Отсюда ученый выводит формулу мультипликатора:

Км= ΔY/ΔI.

Увеличение инвестиций, по Кейнсу, ведет к увеличению занятости, а следовательно, и «дохода общества». Увеличиваются и расходы на потребление. Чем больше потребление, тем более емким становится рынок, и создаются более благоприятные условия для роста производства, занятости и дохода.

Кейнс, изучая эффект мультипликации, имел в виду, в первую очередь, использование государственных инвестиций. Однако неминуемым следствием увеличения государственных расходов является дефицит государственного бюджета и роста денежной массы в экономике.

Представители классического направления считали, что следствием роста денежной массы является инфляционный рост цен. По мнению Кейнса, такое явление может быть характерным только в условиях полной занятости. В условиях же неполной занятости рост денежной массы будет распределяться между повышением цен, ростом номинальной заработной платы и ростом производства и занятости. Чем дальше от полной занятости находится экономика, тем больше по мере роста денежной массы она будет влиять на рост производства и занятости, а не на рост цен. Поэтому, по мнению Дж. Кейнса, бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются достаточно гибкой ценой за поддержку высокого уровня занятости и стабильного роста объемов национального производства.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование эффективного спроса путем снижения ставок процента и влияния на стремление к ликвидности. Кейнс предлагал отказаться от золотого стандарта и осуществлять регулируемую «накачку» денежной массы в обращение. Наличие большого количества денег в обращении обеспечит снижение процентной ставки, будет стимулировать уменьшение «осторожности ликвидности», способствовать росту эффективности капиталовложений. Предприниматели будут вкладывать средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.

Однако, по мнению Кейнса, денежно-кредитная политика имеет определенные ограничения. Возможны ситуации, когда рост денежной массы практически не снижает норму процента, т. е. возникает «ловушка» ликвидности (рис. 11.2).


Рис. 11.2. «Ловушка ликвидности»

Кроме того, интерес к инвестированию определяется, как известно, оценкой будущих выгод от капиталовложений. В условиях экономического кризиса эта оценка очень низкая, а на протяжении экономического цикла характеризуется резкими колебаниями. Компенсировать эти колебания путем влияния на норму процента не удается. Поэтому решающее значение Кейнс придает не денежно-кредитной, а бюджетной политике.

Важным способом стимулирования эффективного спроса, по Кейнсу, является государственная политика доходов. Он отстаивал необходимость перераспределения доходов в интересах социальных групп с наибольшей склонностью к потреблению. К таким группам относятся наемные работники, особенно люди с низкими доходами. Согласно основному психологическому закону, при низких доходах склонность к потреблению больше, а, следовательно, и эффективность государственной поддержки населения может быть достаточно высокой.

В отличие от классической теории, Дж. Кейнс в сфере внешнеэкономической политики отстаивает протекционизм. Государство, ограничивая импорт дешевых иностранных товаров, создает условия для развития национального производства, роста занятости и роста национального дохода.

Таким образом, кейнсианская революция действительно имела место. Кейнсианство быстро завоевало ведущее место в экономической науке во многих странах развитого капитализма. На достаточно длительное время оно стало теоретической основой государственного регулирования экономики.

12.1. Сущность и противоречия финансовой концепции Дж. М. Кейнса

Теория английского буржуазного экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946) оказывала огромное влияние на формирование финансовой концепции и разработку фискальной политики почти во всех капиталистических странах на протяжении 40-х - первой половины 70-х годов. В его книге "Общая теория занятости, процента и денег" нет термина "государственные финансы", только несколько страниц уделено налоговой политике, так называемым "социальным инвестициям" и "расходам, финансируемым с помощью займов". Но главная его идея о необходимости государственного вмешательства для достижения "эффективного спроса" имеет прямое отношение к государственным финансам и фискальной политике. Это направление исследования капиталистической экономики определило на многие годы развитие буржуазной финансовой науки.

Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из следующих основных положений его общей теории:

1. Все важнейшие проблемы капиталистического расширенного воспроизводства следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления капитала и труда вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование должно заменить (или же существенно дополнить) механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.

3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток потребительского спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Дж. Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Введение в экономический оборот термина "эффективный спрос" позволило вернуться к анализу макроэкономических показателей (совокупного общественного продукта и национального дохода) от которых, по существу, отказались все послерикардовские школы. Возврат к макроэкономическим показателям позволял выяснить, как функционирует экономическая система в целом, поставить ряд задач, связанных с движением всего потока производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

5. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Денежно-кредитному регулированию Дж. Кейнс отводил меньшую роль.

На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая концепция. Теория государственных финансов стала рассматриваться как составная часть теории занятости и доходов, а финансовая политика - как неотъемлемая часть экономической политики. Были определены место и роль отдельных категорий государственных финансов в капиталистической экономике. Дж. Кейнс рассматривает государственные расходы в качестве основного инструмента правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики и преодоления кризиса. Поэтому их формирование, структуру и рост он считал весьма важным и неотъемлемым фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов, по его мнению, должен способствовать реализации национального дохода и в конечном итоге достижению полной занятости, для этого государство должно воздействовать на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Склонность расходовать деньги, т. е. создавать спрос, Дж. Кейнс рассматривает как психологическую потребность. Если совокупный спрос ниже предложения, предприниматель не может покрыть издержки производства и получить прибыль, поэтому он будет снижать инвестиции и увольнять рабочих. И наоборот, если спрос выше предложения, предприниматель будет увеличивать инвестиции и наймет дополнительное количество рабочих.

Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Дж. Кейнс критикует принцип классической политэкономии о "невмешательстве" государства в экономическое развитие. "Сооружение пирамид, - пишет Дж. Кейнс с большой иронией, - землетрясения, даже войны могут послужить к увеличению богатства, если воспитание наших государственных деятелей на принципах классической экономии закрывает пути к чему-нибудь лучшему" 1 . Так же как и государственные расходы, Дж. Кейнс "вписывает" в движение макропоказателей налоги, считая, что изменения в налоговой политике могут воздействовать на "склонность к потреблению".

1 (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Иностранная литература, 1948. - С. 288. )

Новым положением, введенным в научный оборот Дж. Кейнсом, было понятие "налоги - встроенные стабилизаторы". Оно основано на функциональной зависимости между национальным доходом и налогами. Это означает, что сумма изъятых налогов (при прочих равных условиях) зависит от размера национального дохода. Чем выше уровень национального дохода, тем большая сумма налогов поступит в бюджет. И наоборот, когда при кризисном падении производства национальный доход снижается, сумма налогов сокращается. Такой характер налогов, с его точки зрения, обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы. Это положение он относит прежде всего к подоходному налогу. Его взимание по прогрессивным ставкам приводит к более значительным колебаниям в уровне налога, чем дохода. Они тем больше, чем круче кривая налоговых ставок и колебания объема национального дохода. Этим определяются регулирующие возможности подоходного налога. При кризисном падении производства и роста безработицы налоги, автоматически сокращаясь, способствуют росту доходов, что пробуждает "склонность к потреблению;" и стимулирует спрос.

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам в их воздействии на основной "психологический закон", согласно которому люди имеют склонность увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой он увеличивается. С ростом дохода у них растет "склонность к сбережению", поэтому необходима такая налоговая политика, которая бы изымала эти сбережения. По его мнению, подоходный налог должен взиматься по прогрессивным ставкам. Он отмечал, что подобные взгляды часто рассматриваются как посягательство на капитал, необходимый для расширенного воспроизводства. Однако возникает необходимость изъятия части финансовых фондов, не вложенных в инвестиции. Излишние сбережения могут стимулировать экономический рост только в условиях полной занятости (под полной занятостью западные экономисты понимают ее величину на уровне 97%), в кризисные годы они препятствуют этому росту. Отсюда выводятся рекомендации по составлению такой школы ставок личного подоходного налога, которая способствовала бы перераспределению дохода от лиц, имеющих сбережения, к лицам, которые их инвестируют Излишние сбережения, изъятые с помощью налогов, посредством государственного бюджета направляются в инвестиции.

Новой в теории Дж. Кейнса является концепция роста государственных капитальных вложений, которые дополняют правительственные меры по стимулированию "склонности к инвестированию". По его мнению, регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках нельзя, только "широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссов и способов сотрудничества с частной инициативой" 1 . Также является новым введенное Дж. Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, "финансируемых с помощью займов". Последователи Дж. Кейнса назвали ее принципом "дефицитного финансирования". Как утверждает Дж. Кейнс, государственные инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению "склонности и инвестированию", а финансирование текущих государственных расходов приведет к увеличению "склонности к потреблению". Рост задолженности государства и местных властей он рассматривает как неотъемлемую часть государственного регулирования "эффективного спроса". Со времени Дж. Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, а боязнь бюджетных дефицитов и роста государственного долга - вредным предрассудком, с концепцией "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов регулирования экономики.

1 (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - С. 453. )

Общая теория Дж. Кейнса, так же как и его финансовая концепция, содержит ряд противоречивых положений. Во-первых, поощрение "эффективного спроса" путем роста государственных расходов может дать лишь временный результат. По существу, государство не создает новый спрос, а только трансформирует одни его формы в другие. Государственный спрос и потребление создаются за счет сокращения инвестиционного спроса в частном секторе и потребительского спроса. При прочих равных условиях рост государственных расходов переместит спрос из частного сектора в правительственный, поскольку государство может профинансировать свои покупки только за счет налогов или займов, которые являются антиципированными налогами. Следовательно, если государство расширяет свой спрос, то в той или иной степени снижается покупательная способность населения, что обостряет проблему реализации совокупного общественного продукта. Но в этой трансформации спроса монополия нашла для себя "рациональное зерно". Централизация спроса у государства дает возможность образования гарантированного рынка для монополий. Работа на "казну", отмечал В. И. Ленин, это уже не работа на свободный рынок, где господствует стихия 1 . Возможность реализации продукции монополий значительно облегчается, а личная уния их управляющих с представителями государственного аппарата дает возможность выполнять государственные заказы по высоким ценам. В обосновании этого преимущества и состоит идеологическая функция теории Дж. Кейнса.

1 (См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 32. - С. 318 - 319. )

Во-вторых, рост инвестиций, финансируемый за счет налогов и займов, способствует расширению производственной деятельности, увеличению национального дохода. Но государственные инвестиции повышают органическое строение капитала, что ведет к отставанию темпов роста занятости. Несмотря на государственное вмешательство, безработица не только не была преодолена, но и возросла, особенно в 70-е годы.

В-третьих, финансирование государственных расходов за счет займов ведет к усилению масштабов вторичной эксплуатации трудящихся, так как погашение долгов и выплаты по ним процентов производятся за счет налогов. Налоги, возлагаемые на массовых потребителей, т. е. трудящихся, в конечном итоге обостряют противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Размещение же части государственных займов в эмиссионных и коммерческих банках усиливает инфляцию.

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях господства монополий. Он создал теорию государственного регулирования экономики в рамках буржуазного реформизма. Обоснование государственного вмешательства в воспроизводственный процесс с помощью финансов как объективная необходимость приспособления капиталистических производственных отношений к процессу обобществления производства, капитала и труда свидетельствует о дальновидности автора теории. Фактически он молчаливо признает антагонистические противоречия между производством и потреблением и пытается найти пути их разрешения с помощью построения реформистской модели вмешательства государства в процесс расширенного капиталистического воспроизводства. Взгляды Дж. Кейнса оказали сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие буржуазной финансовой науки.

Разработка финансовой политики и ее реализация на практике исходя из основных положений теории Дж. Кейнса была осуществлена его последователями. В 40 - 60-е годы она имела успех и определенные положительные результаты. Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский постулат о необходимости роста государственных расходов, в чем были прямо заинтересованы монополии. Идея достижения полной занятости отвечала интересам либерально настроенных кругов. В ряде западноевропейских стран были осуществлены социал-реформистские формы государственного регулирования. На этой основе происходил рост расходов на образование, здравоохранение, сформировалась довольно эффективная система социального страхования. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих промышленно развитых государств капиталистического мира лежали исходные положения теории Дж. Кейнса.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...