Тема финансы финансы это совокупность денежных отношений. Большая энциклопедия нефти и газа


Финансы – это:

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;


Функции финансов.


Понятие финансовой системы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность отдельных звеньев финансов на всех уровнях управления экономикой.

Единствоотдельных звеньев финансовой системы заключается в том, что:

1)все звенья финансовой системы участвуют в формировании и использовании финансовых ресурсов;

2)главной целью этих звеньев является удовлетворение потребностей всего общества и его отдельных участников.

Вместе с тем, звенья финансовой системы имею опред. отличия, кот. в основном отражают уровень управления, особенности и масштабы хоз. деятельности отдельных субъектов. К отличительным признакам относятся:

Формы и методы формир. и исп. фин. ресурсов;

Цели и конкретные задачи, которые подчинены экономическим интересам общества в целом, отдельным коллективам или индивидуальным их членам.

Современная финансовая система РБ включает централизованные фонды государства: бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также государственный кредит и государственный фонд страхования.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды аккумулируют установленные законодательством платежи хоз. субъектов, которые используются по целевому назначению. Они предназнач. для финансир. определенных гос-ных нужд, отраженных в названии фондов.

Отдельным звеном финансовой системы является государственный кредит , который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Государственный консолидир. резервный фонд обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Данный фонд состоит из общегос-ного и региональных гос-ных резервных фондов.

Одним из важных звеньев финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов , к которым относятся финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предприним. деятельности, формир. доходов и расходов, владением имуществом, вып. обязательств.

Специфическим звеном являются финансы домохозяйств , кот формируются в основном за счет доходов от предприним. деятельности, финн. операций с ценными бумагами, депозитов и социальных выплат. Они активно участвуют в накоплении денежных сбережений, которые выступают в качестве важного источника финансир инвестиций.

Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с финансовым рынком , кот. расширяет возможности перераспределения финансовых ресурсов, создает условия для увеличения объема источников финансир. расширенного воспроизводства.

Действенность финансовой системы во многом зависит от рациональной организации управления ее конкретными звеньями.


Доходы и расходы бюджетов.

Доходы бюджета -денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете посредством изъятия части доходов хозяйственных субъектов, населения, а также взимания установленных платежей и сборов.

Классифик-я:

По методу аккумуляции доходы: 1.обязательные платежи(налоги,сборы) 2.необяз-е(займы,лотер.доходы) По типу плательщика:1.юр.лица 2.физич.лица

По источнику доходов: 1.Прибыль 2.Имущество субъектов хозяйствования, граждан и гос-ва;

3. Личные доходы граждан;4. Штрафы, удержания.

По характеру поступления платежей:1. Текущие –средства, поступающие в виде налогов и сборов, соц. отчислений 2. Капит. доходы- налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов. Расходы бюджета - денежные средства, которые направл. и затем используются на предусм. в законе о гос-ном бюджете цели, зависят от ситуации в стране.

Классиф-я: По направлениям:1.внешние- на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, 2.внутренние

По функ.назначению: экономические расходы;расходы на социальные нужды;на управление;на оборону страны и др. общегосударственные расходы.

По экономич. содержанию: 1текущие-текущее финн-е органов гос.власти, соц-культурные мероприятия и т.д.; 2капитальные - средсва использ-ся на модерн. производства и т.д.

По ведомтвенному распределению-разделение средств по уровням управления(министерства, ведомства)


12.Дефицит бюджета и пути его сокращения .

Бюджет, как финансовый план, должен быть сбалансирован. Однако кризисные явления в экономике,низкая эффективность произ-ва,инфляция, наличие чрезвычайных обстоятельств и другие факторы приводят к дефициту бюджета превышению расходов над доходами. Выделяют две формы бюджетного дефицита:1.Активный дефицит-увеличение расходов на развитие экономики,ее модерн-ию 2.Пассивный дефицит-увел.расходов в связи с фин-ем мероприятий не отражающихся на росте ВВП. Предельный размер дефицита бюджета и источники его финансирования устанавливаются Законом о бюджете на очередной финансовый год. Меры, которые с одной стороны стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой - способствуют сокращению расходов государства.

1повышение эффективности работы отраслей народного хозяйства;

2диверсификацию направлений государственных инвестиций;3привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики страны;

4разработка и реализация аффективных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.Бюджетный дефицит также может быть ликвидирован при использ-ии следующих источников:1.внутренних-в виде привлечения средств от банков,юрид.и физич.лиц 2внешних-кредитов международных финансовых организаций 3реализация гос-го имущества.


13. Фин. Сист. РБ Фин. сист. гос. представляет собой совокупн. денежных отношений, фондов денежных средств и органов управления ими.Она функц-ет на двух уровнях – централиз-ом и децентрализ. (рис. 1) Каждое звено фин. сист. решает свои задачи, ему соответствует особый финансовый аппарат и законодательные акты, регулирующие деятельность. Наличие различных форм централиз-го руководства финансами со стороны гос. не исключает больших прав, предоставленных предприятиям и местным органам власти.

Финансовая система РБ:

Финансы хоз. Субъектов (коммерч. Пр-тия и орг.; некоммерч. Орг.)

Общегос финансы: (гос.бюджет, бюджетные фонды, госкредит, госконсолид. Рез.фонд)

Фин. рынок(рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок)

Фин. домохозяйств.

Управл. всеми звеньями финансовой системы базируется на единых законодательных и нормативных актах государства. В рамках фин. системы применяется единая система финансовых планов, взаимосвязанных между собой. Исходным звеном фин. системы являются финансы предприятий произв-ой сферы. Именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля нац. дохода страны - главного ист. формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка фин. системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Фин. хозяйствующих субъектов состоят из двух подсфер: финансов организаций материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.Решающую роль в нац. экон. государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство и кругооборот средств предприятий. В этой подсфере создается наиболее значительный объем финансовых ресурсов предприятий, часть которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.По отраслевой принадлежности фин. предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям: финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли, и др.В непроизводст. подсфере различают: финансы образования, культуры и искусства; здравоохранения и физической культуры, науки, и др.В зав-ти от формы собственности в составе обеих сфер фин. системы различают финансы предприятий учреждений и организаций, основанных на государственной и частной собственности.С учетом организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РБ, фин. хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.В усл. В прошлом подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осущ. некоммерческую деят-ть. В посл. годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить натри группы: функционирующие на коммерческой основе, частично работающих на коммерческой основе и полностью финансируемых из бюджета.


14. Уровни бюдж. Сист. РБ Управл. фин. системой возложено на высш. зак-ые и исп. органы власти: Президента, Нац. собрание, Совет Республики, Палату представителей. Они опред. фин. политику гос-ва, утверждают фин. зак-во и осущ. общий контроль за его соблюдением.На региональном уровне полномочиями по управл. наделены местн. орг. власти. На общегос. ур. осн. органами управления фин. явл-ся Министерство финансов РБ, Министерство по нал. и сборам РБ, Госуд. Таможенный комитет РБ. На уровне субъектов хоз-ия управл. Фин. занимаются их фин. службы. На средних и малых предприятиях данные функции возлож. На сотрудников бухгалтерии, полную отв-ть за фин. состояние несет рук-ль предприятия.Этапы процесса управления:1. Прогнозирование и планирование, т.е. обоснование источников формир. финансов и направл. их исп-ия 2. Реализ. намеченных планов и программ 3. Текущий и последующий контроль за соблюдением зак-ва и эффективностью принятых и реализ. решений.


15 Особенности организации бюджетов и формы расходов. Бюджет - основной фин. план формир-ия и исп. денежных фондов для обеспечения функций гос. органов, экономического и социального развития республики или соответствующей административно-территориальной единицы. В Р Б разл. вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей админ.-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-тер-ной единицы. Гос-ный бюджет выражает денежные отнош. органов гос-ной власти и органов местного самоуправл. с юридическими и физическими лицами, возникающие в процессе распред. и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и полит. интересов общества и его граждан. Функции бюдж.:1Распределительная 2Регулирующая 3Контрольная 4 Финансирование соц. сферы. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распред. и перераспред. средств.По направл. Различ-ют внешние расходы и внутр.По функциональному назначению определяется целевое направление бюдж. Ср-в, связ.с выполнением осн. Функций гос-ва.Группировка расх. По экономич. Содерж. Отраж. Разгранич. Бюдж. Ср-в на текущие и кап. Нужды. Ведомственное распред-е отраж. Разделение ср-в по уровням управления.Бюдж. классификация рсходов в РБ основывается на принципах функциональности и ведомственности.В бюдж. Классиф. Все расх. Распред-ся по разделам, подразделам, видам и параграфам.


16 Экономич. Содерж. Налогов и признаки налогов Налоги - это обязательные поступления и сборы с юр. и физ. лиц, проводимые государством на основе гос. Зак-ва. Аккумулируя посредством налогов ден. средства, гос институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей нар хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержа ние налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности. Налоговые доходы бюджета включают в себя республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременною уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговых кредитов. Доходы республиканского бюджета формируются за счетслед. нал:налогов на доходы и прибыль;налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;налога на добавленную стоимость;других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров;акцизов;налога на приобретение автомобильных транспортных средств;сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;сбора за выдачу разрешений на проезд автотр. средств Р Б по территориям иностранных государств;патентных пошлин;налога за использование природных ресурсов (экологического налога);таможенных пошлин и таможенных сборов;государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Р Б.

следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы; индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер; уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может; цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятель­ности.


Рынок ценных бумаг.

Если рассматривать данный рынок как функциональную структуру, то его можно определить как организационную форму купли-продажи ценных бумаг, обеспечивающую перераспределительные процессы в финансовой сфере с целью достижения сбалансированности спроса и предложения на капитал, трансформацию сбережений в инвестиции. Рынок ценных бумаг с позиции экономического содержания представляет собой систему экономических отношений между его участниками (эмитентами, инвесторами, фондовыми посредниками, органами регулирования и др.) по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются следующие:

- перераспределительная, которая проявляется в перераспределение денежных средств между отраслями экономики и в переводе сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной формы в производительную;

- функция финансирования дефицита государственного бюджета , которая осуществляется посредством выпуска государственных облигаций, реализуемых как внутри страны, так и за рубежом;

- индикативная , поскольку рынок ценных бумаг является важным индикатором состояния экономики;

- функция страхования (хеджирования) финансовых рисков.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Содержание первичного рынка ценных бумаг состоит в конструировании выпуска ценных бумаг и их продаже первым владельцам. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой обращение ранее размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Кроме того, рынок ценных бумаг может быть организованным и неорганизованным. Организованным считается рынок, где обращение ценных бумаг происходит на основе устойчивых правил между участниками рынка. На неорганизованном рынке обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Если купля-продажа ценных бумаг производится через фондовую биржу, то такой рынок ценных бумаг квалифицируется как биржевой , если – минуя фондовую биржу, то этот рынок называется внебиржевым .


Понятие финансов и денежных отношений.

Финансы – это:

В переводе с лат.- «наличность», «доход»;

Определенная сумма ден.ср-в, используемых гос-вом и некоторыми другими участниками ден. отношений;

Экономический инструмент распред. и перераспред. ВВП и нац. Дохода, орудие контроля образов. и исп. фондов денеж.ых ср-в

Специфическая часть денежных отношений, связанных с формир., распред. и использованием целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач гос-ва.

Признаки финансов:

Денежная форма выражения;

Взаимосвязь с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму фин.ресурсов.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность – представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводит.

Денежные отношения возникают между:

Хозяйствующими объектами в процессе реализации продукции, оказания услуг;

Хоз.субъектами и вышестоящими орг-ми при создании совместных фондов денежных средств и их использования;

Хоз.субъектами и государством, органами местного самоуправления при формир. бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансир. из бюджета ряда затрат;

Гос-вом и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки;

Хоз.субъектов и банковской системой при получении и погашении кредитов, % за пользование;

Внутрихоз-х субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

Правительством РБ и правительствами др стран, между мин. финансов и кредитными орг-ями по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения % за пользование кредитами;

Отдельными звеньями бюджетной системы;

Гражданами и страх.орг-ми при уплате страх.взносов и возмещении из страх.фондов ущерба при наступлении страх.событий.


Функции финансов.

Выделяют следующие функции финансов

Аккумуляция денежных доходов;

Распределение денежных доходов;

Контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Поскольку распределение финансовых ресурсов предполагает, прежде всего, их формирование и аккумуляцию, то эти процессы следует признать в качестве первостепенной функции. Содержание и назначение данной функции финансов заключается в определении механизма образования доходов соответствующего субъекта (определение видов поступлений, их объема и способов мобилизации).

С помощью распределительной функции происходит обеспечение всех субъектов хозяйствования необходимыми им финансовыми ресурсами для выполнения намеченных задач. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость ВВП (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Конкретными субъектами, т.е. непосредственными участниками распределительных процессов являются: государство, низовые звенья хозяйства, граждане, которые используют полученные денежные средства для удовлетворения социальных и хозяйственных потребностей.

С помощью финансов реализуются процессы распределения и перераспределения на разных уровнях управления экономикой (государственный и территориальный) и сферах воспроизводства (материальное производство, сфера услуг, обращение и потребление).

Контрольная функция финансов на уровне государства проявляется в контроле за своевременной и полной аккумуляцией доходов централизованных фондов (бюджет и бюджетные целевые фонды), а также за их расходованием по целевому назначению. Объективность контрольной функции в распределении финансовых ресурсов отдельных звеньев хозяйствования вытекает из свойства финансовых отношений, которые тесно связаны с экономическими интересами этих субъектов и членов их коллектива.

Финансы - это совокупность денежных отношений, органи­зованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Определение финансов

Термин «finansia » возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стад употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образо­вания государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал:

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, там не может быть фи­нансов);

во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отно­шений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен)» нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денеж­ные отношения гражданско-правовым методом, для которого ха­рактерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отно­шениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отноше­ние. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь чело­вечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отно­шения, государственное устройство, Почему только в средние ве­ка возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государ­ства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли систе­мы государственных доходов и расходов с определенным соста­вом, структурой и законодательным закреплением. Примеча­тельно, что основные группы расходной части бюджета практи­чески не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре, направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в, там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01%, Пруссии - 3,9%, России - 2,7% общего объема государственных расходов.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движе­ния стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития; т.е. из­меняются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формиро­ванием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государ­ственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В современных условиях повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностыо финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этане финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействий на отношения общественного; воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Развитее финансов в РФ с 1992 г. В данный период времени в стране произошла смена политических ориентиров - государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономи­ки в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государствен­ных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и др.; появились институты ры­ночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отноше­ний, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капи­талом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях авансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. При административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др. Налоговый пресс привел к еще больше­му спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты на­логов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не боле 12%. Если ранее 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесенв отдельный раздел и долгое время не был обеспечен финансированием.

Безусловно, за последние годы вновь созданная финансовая система России развивалась и совершенствовалась. Значитель­ные сдвиги произошли в налоговой системе, в системе межбюд­жетных, отношений. Большое значение имело принятие налого­вого кодекса, который установил систему налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налоговый кодекс сократил количество налогов, упростил методики их расчета. Постепенно происходит снижение налоговых ставок. Все это оказало, положительное воздействие на экономику. Если до 1999 г. все макроэкономические показатели имели четкую тенденцию к снижению, то начиная с 2000 г. наблюдается постепенный их рост. Так, в 2002 г. удалось по макроэкономическим показателям выйти на уровень 1994 г. Большими достижениями в настоящее время являются устойчивый профицит федерального бюджета, создание финансового резерва, систематическое погашение го­сударственного долга, возможность перехода к среднесрочному финансовому планированию.

Но все же доходы всей бюджетной системы страны пока что находятся в прямой связи с мировыми ценами на нефть. Продол­жаются проблемы со сбором налогов, К 2002 г. в России только около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, около40% вообще налогов не платят. В 2003 г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из кото­рых более половины не отчитываются в налоговых органах. Отсюда и финансирование установленных бюджетом всех уровней осуществляется на 63- 75%.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы, Вопрос о количестве и содержании функций - спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. .Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверж­дали, что финансы выражаются в формировании, использовании и контроле денежных фондов. И. Т. Балабанов считал, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако, никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос,что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один- валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов - норм, ставок, тарифов, отчислений и др., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность и процесса производства. Она определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть финансов, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, производятся отчисления единого социального налога. Наконец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка, Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему распре­делению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом по нормам, установленным го­сударством.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда, и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную . Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов .

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отноше­ний нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процесс расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отноше­ний.Он «пронизывает» всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и пред­ставляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возника­ющие на основе реального денежного оборота, то контроль руб­лем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных ранетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводятся финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является дея­тельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государ­ственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль­ные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, таки специально создавае­мыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счет­ной палаты Московской городской Думы,

Контроль за состоянием федерального бюджета Российской федерации, и его исполнением осуществляют созданные при высшем законодательном органе комитеты по бюджету и нало­гам, по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ. В их задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Прези­дентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществление финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функциониру­ет контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется конт­роль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета фи­нансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использо­ванием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство за­нимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти, отчетность о финансовых операциях, правительства и о состоянии бюджетной системы.

Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции. В настоящее время стоит вопрос о расширении функций Казначейства, а именно: о передаче контроля над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в систему Федерального казначейства.

Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Она проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущей ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансово­го контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налого­вые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведом­ствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разны­ми формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обя­зательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кре­дитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующее о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налого­вых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузки налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значи­тельные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций действовал Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» в редакции Федерального закона от 24 июня 1993 г. №5238-1с изменениями и дополнениями.

В 1999 г. выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законода­тельства (на37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составляли 44,6млрд руб. В 2000 г. служба выявила до 40 тыс. на­логовых преступлений и возместила ущерб от них на сумму 80 млрд. руб. В настоящее время данная организация в качестве структурного подразделения передана в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений и создание, акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и тре­бованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита:

внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бух­галтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка ре­комендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на про­ведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требо­ваний руководства предприятия; Внутренний аудит должен про­водиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе; Он должен ох­ватывать все участки хозяйственной деятельности, носить пред­метный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный конт­роль правильности законности и целесообразности произведен­ных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовы­ми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и устано­вить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь име­ют первостепенное значение,

Последующий финансовый контроль организуется в форме про­верок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, прудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и мате­риальной ответственности виновных лиц; принятие мер по пре­дотвращению в дальнейшее случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию фи­нансовых отношений в стране.

ИСТОРИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В СССР(РОССИИ)

· денежный характер;

· распределительный характер;

· императивность;

· безэквивалентность.

Понятие финансов и их состав.

Совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы состоят из:



Денежных фондов.

Инвестиций.

Коммуникативных финансовых отношений.

Взаимосвязь и отличия экономических категорий «деньги» и «финансы»

Важнейшее отличие между «Деньгами» и финансами – их функции:

1. Объем понятия финансы – понятие значительно шире, в состав которого входят и денежные отношения.

2. Происхождение «деньги» появилось на заре современной цивилизации и использовалось в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчетов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определенной сумме и найти ей выражение (камни, золото, металл и т.д.). Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Характеристика объектов финансовых отношений.

Объектом данных отношенийявляется Национальное богатство и производственный ВВП.

С одной стороны распределение ВВП является законом, необходимостью, а с другой именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой.

Формирование финансовой системы рыночного типа в Российской Федерации.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.



Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.

Приватизация

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям

Программа 500 дней

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

Образование в России Министерства финансов, его становление и роль в развитии финансовой системы государства.

Образовано: 8 сентября 1802 г. (кстати, наш профессиональный праздник). Манифестом Александра I

Первый министр: ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

Задачи на тот период: управление доходами, расходами и план расходов на следующий год.

В состав минфина входило множество департаментов, в том числе: Внеш. торговли; Мануфактур и внутр. торговл; деп-т податей и сборов и т.д.; и управления: Монетной, Горной и Соляной части

Минфин Российской империи просуществовал до 1917 г. В 1917 Учреждён Наркомат финансов.

С 1946 г. Министерство финансов СССР

1992 г. – создание Министерства финансов РСФСР (в том же году переименовали РСФСР в РФ)

Во 2й половине 19 века роль Минфина возросла в связи с проводимыми в стране реформами. В том числе: Крестьянская реформа и связанной с ней выкупной операцией (которой руководил Минфин). Также увеличился гос аппарат, развивалась торговля и промышленность. Минфин управлял казенной промышленностью и вел надзор за частной промышленностью и торговлей. Руководил кредитно-банковской системой. Занимался акцизами и в целом «питейными делами».

Минфин СССР - обеспечивало проведение в жизнь финансовой политики СССР и осуществляло общее руководство организацией государственных финансов в стране

Минфин РФ- федеральное министерство, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ

48. «План финансов» М.М.Сперанского, его содержание и значение.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно.

Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений.

В этих условиях правительство Александра I предприняло мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций , а также учреждения нового эмиссионного банка , который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение.

Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль .

Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.

Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на провал. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, - постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г.

49. Особенности финансовых отношений в ходе революционных преобразований России в 1917 году.

Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 года (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги, слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу.

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий советской власти. Овладение Госбанком означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег.

Все государственные займы царского и Временного правительств отменялись.

Хотя вклады в банках формально не были конфискованы или аннулированы, на деле использовать эти деньги стало невозможно.

Единственной формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали очевидны народу, особенно крестьянству.

Декретами в 1918 году владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка.

Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать мужику в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало.

Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка.

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

По мнению ученых Мельникова В.Д., Ильясова К.К. сущность финансов раскрывается с помощью следующих специфических признаков:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· движение денежных фондов различного целевого назначения;

· императивность;

· безэквивалентность.

Первые два признака – денежный характер и распределительный характер – лишь ограничивают круг финансовых отношений, а свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

Российский экономист Родионова В.М. отмечает, что финансам присущи денежная форма стоимости; распределительный характер; формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Таким образом, выясняя сущность и специфику финансов, можно выделить три их признака: денежный характер, распределительный характер, а также формирование и использование финансовых ресурсов.


Совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, которые возникают:

1. между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
2. между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и использовании;
3. между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета разных задач
Отношения хозяйствующего субъекта с государством в связи с формированием бюджетов осуществляется в форме уплаты налоговых и неналоговых платежей, иных обязательных отчислений;
4. между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;
5. между хозяйствующими субъектами и банковской системой по поводу получения, погашения кредита, а также выплаты процентов за пользование кредитом;
6. внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.
7. между хозяйствующими субъектами и работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, материальной помощи.
8. между Правительством РБ и правительствами других стран и международными финансово-кредитными организациями по поводу получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему;
9. между отельными звеньями бюджетной системы.
10. между хозяйствующими субъектами (гражданами) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

В связи с рассмотренными типами финансовых отношений можно дать следующее определение финансов.
Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

В связи с этим финансы подразделяются на:
общегосударственные;
материального производства.

Типы финансовых отношений составляют базис финансов.
Надстройка финансов – это тот инструментарий, с помощью которого реализуются типы финансовых отношений.

Еще по теме 4. Типы финансовых отношений:

  1. Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий
  2. 12.1 Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий Финансы предприятий

совокупность денежных отношений по формированию денежных фондов в руках государства;

1.2 вся совокупность денежных отношений связанных с движением денег;

1.3 система экономических отношений по поводу образования и использования денежных доходов.

2.Какие функции выполняют государственные финансы:

2.1.распределительную и контрольную;

2.2.исполнительную и фискальную;

2.3.обеспечивающую;

2.4. аккумулирующую.

3. Какое звено не относится к финансовой системе:

3.1.государственный кредит;

3.2. государственный бюджет;

3.3.сбережения населения;

3.4.внебюджетные государственные фонды.

4.Финансовый посредник – это:

4.1. юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции на финансовых рынках;

4.2. лицо, действующее от имени другого лица и за его счет;

4.3. институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.

5. На денежном рынке:

5.1. обращаются краткосрочные финансовые инструменты;

5.2. не обращаются никакие ценные бумаги;

5.3. обращаются долевые ценные бумаги;

5.4. деньги используются для приобретения реальных товаров и услуг.

6.На каком из перечисленных ниже видов финансовых рынков обращаются простые товарные векселя, принимаемые к переучету ЦБ РФ:

6.1. рынки капиталов;

6.2.дисконтные рынки;

6.3. рынки долгосрочных ценных бумаг;

6.4.рынки банковских ссуд.

7. Процесс рационализации, происходящим в деньгах, называется:

7.1.увеличение в деньгах представительной стоимости;

7.2.превращение денег в неполноценные деньги;

7.3.повышение покупательной способности денег.

8. Банкноты, имеющие реальное золотое покрытие, неограниченный размен на золото по рыночному курсу и эмитируемые под прирост официального золотого запаса, - это:

8.1. классические банкноты;

8.2.банкноты с частичным покрытием;

8.3.банкноты без покрытия.

9. Способность денег обмениваться на любой другой товар – это функция денег как:

9.1.меры стоимости;

9.2.средства обращения;

9.3.средства платежа;

9.4.средства накопления;

9.5. мировые деньги.

10.Узазать форму, наиболее соответствующую функции денег как средство платежа:

10.3 Т-О-Д, где О – обязательсто будущего платежа.

11.Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ кредитной организации о выплате держателю данного документа указанной в нем суммы, называется:

11.1.аккредитив;

11.2.чек;

11.3.инкассовое поручение;

11.4.жироприказ.

12.К элементам денежной системы относятся:

12.1.денежная единица;

12.2 деньги;

12.3.виды денег;

12.4.кредит;

12.5.порядок эмиссии денежных знаков;

12.6.масштаб цен;

12.7.министерство финансов;

12.8.центральный банк;

12.9.коммерческий банк;

12.10.золотовалютные резервы страны.

13.Состояние современной денежной системы РФ характеризуется следующими параметрами:

13.2. это система с классическим масштабом цен;

13.3.это система металлического обращения;

13.4.другое.

14.Инфляция, вызванная ростом себестоимости товаров и услуг, называется:

14.1.локальная;

14.2.инфляция спроса;

14.3.инфляция издержек;

14.4.ползучая инфляция;

14.5.скрытая инфляция.

15.К денежным факторам инфляции относятся:

15.1.монополизация экономики;

15.2.финансорование дефицита бюджета за счет денежной эмиссии;

15.3.общее повышение цен по энергоресурсам;

15.4.непроизводительный характер государственных расходов;

15.5.опережающие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда;

15.6.кредитная экспансия банков;

15.7.приток иностранной валюты в страну.

16. Объявление государством обесценившихся бумажных денег недействительными, т.е. лишение их силы законного платежного средства и введение новой денежной единицы называется:

16.1 реставрацией;

16.2. деноминацией;

16.3 нуллификацией;

16.4. девальвацией;

16.5. ревальвацией.

17.Обектом воздействия антиинфляционной политики, проводимой в соответствии с концепцией неокейнсианцев, является:

17.1.дефицит государственного бюджета;

17.2.валютный курс;

17.3.денежная масса;

17.4 процентные ставки.

18. Кредит - это отношения между экономическими агентами;

18.1.по поводу обмена стоимостями;

18.2. по передаче вещей на условиях их возврата в будущем;

18.3.по передаче стоимости при условии возмещения ее в будущем.

19. В случае залога во владении и пользовании залогодателя остаются следующие виды имущества:

19.1.земля;

19.2.автомобиль;

19.3.квартира;

19.4.государственные облигации;

19.5.товары в обороте.

20. Определите, в какой из приведенных ниже формулировок речь идет о гарантии:

20.1. «Предоставьте кредит г-ну Н., если он не погасит долг, выплачу я»;

20.2. «предоставьте кредит г-ну Н., я обязуюсь, что долг будет погашен».

21. Важнейшим признаком коммерческого кредита является:

21.1.обусловленность товарной сделкой;

21.2 стоимость относительно стоимости других видов кредита;

21.2.доступность для заемщиков.

22.Банковский кредит отличается от других форм кредита тем, что:

22.1.банки предоставляют долгосрочные кредиты;

22.2.банки создают деньги;

22.3.кредитный договор с банком имеет консенсуальный характер.

23.Ставка процента по межбанковским кредитам относится к ставкам:

23.1.денежного рынка;

23.2.рынка капитала;

23.3.банковского кредитования клиентов.

24. Реальная ставка процента – это:

24.1.не слишком высокая и не слишком низкая ставка, отвечающая интересам кредиторов и заемщиков;

24.2.существующая на рынке ставка процента;

24.3.номинальная ставка процента, скорректированная с учетом инфляции.

25. Временная структура процентных ставок – это их зависимость от:

25.1. времени предоставления кредитов;

25.2.срока погашения кредита;

25.3.колебания общего уровня процентных ставок.

26. Кредитная система – это совокупность:

26.1.финансовых отношений по формированию и использованию денежных доходов государства, бизнеса и населения,

26.2.кредитных организаций, обслуживающих движение кредитных ресурсов;

26.3.кредитных отношений и институтов.

27. Органами управления ЦБ РФ являются:

27.1.национальный банковский совет;

27.2.Министерсово финансов РФ;

27.3.Совет директоров ЦБ РФ;

27.4.Собрание акционеров;

27.5. Председатель Банка России.

28. Термин «операции на открытом рынке» означает:

28.1.деятельность КБ по кредитованию фирм и населения;

28.2.деятельность ЦБ по предоставлению ссуд КБ;

28.3.деятельность ЦБ по купле и продаже государственных ценных бумаг.

29. В целях пресечения практики предоставления своим инсайдерам льготных

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...