Свою эффективность встроенным стабилизатором экономики. Недискреционная фискальная политика


Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Встроенные стабилизаторы экономики

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Структурная политика

До сих пор мы рассматривали такие мероприятия стабилизационной политики, которые сдвигают кривую совокупного спроса. О необходимости осуществления структурной политики говорят тогда, когда неудовлетворительное состояние экономики связано с совокупным предложением: низкая производительность труда и неудовлетворительное качество продукции, часто случающиеся трудовые конфликты (забастовки). На этом основании структурную политику называют также политикой предложения. Отцами-основателями структурной политики признаны президент США в 1981–1989 гг. Рональд Рейган и премьер- министр Великобритании в 1979–1990 гг. Маргарет Тэтчер, которые осуществляли ее в годы своего правления.

С позиций политики предложения положительный эффект снижения налогов состоит в стимулировании не спроса на блага, а интенсификации производства (замена свободного времени рабочим; см. параграф 6.1). К мероприятиям структурной политики относятся разгосударствление экономики, участие государства в финансировании НИР, в переподготовке и повышении квалификации работников, смягчение ограничений на условия заключения трудовых договоров и требований по охране окружающей среды. Одним из важнейших направлений структурной политики является создание современных социально-экономических институтов, обеспечивающих благоприятные условия для развития бизнеса в стране.

Примером в целом успешной структурной политики в начале XXI в. служит принятая в 2003 г. социал-демократическим правительством ФРГ во главе с канцлером Г. Шредером "Программа 2010" (Agenda, 2010) с девизом: "Больше самоответственности, меньше государства". В соответствии с ней были изменены институциональные условия функционирования рынка труда, системы государственной поддержки здравоохранения и социального обеспечения. Отмена законодательно установленной минимальной ставки заработной платы, сокращения сроков выплаты пособий по безработице и расширение прав предпринимателей при сокращении штатов привели к снижению безработных с 5,3 до 3,1 млн при увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. "Программа 2010" предусматривала создание более благоприятных условий для организации и ведения мелкого бизнеса за счет облегчения налогообложения и регистрации. Налог на прибыль корпораций снизился с 53 до 45% и увеличен размер необлагаемого годового дохода работников. В течение пяти лет предусматривалось увеличить государственные расходы на школьное и высшее образование.

Структурные реформы, как правило, встречают активное сопротивление со стороны различных групп граждан. Р. Рейган пошел на увольнение 11300 авиадиспетчеров, участвовавших в забастовке с требованием повысить заработную плату; после этого профсоюзное движение в США заметно ослабло. С значительно большим забастовочным движением пришлось столкнуться М. Тэтчер. В 1979 г. количество забастовок в Великобритании достигло 4583, приведших к потере более 29 млн рабочих дней.

В последующие годы количество забастовок стабильно снижалось: 1221 в 1984 г. и 630 в 1990 г. Число членов профсоюзов сократилось с 13,5 млн в 1979 г. до 10 млн в 1990 г. В ФРГ против "Программы 2010" профсоюзы тоже бастовали и проводили многотысячные демонстрации; считается, что она стала началом конца канцлерства Г. Шредера. Но после реализации ее основных задач ФРГ стала локомотивом европейской экономики. В своей речи 30.11.2005 при вступлении в должность канцлера А. Меркель в частности сказала: "Я благодарна канцлеру Шредеру за то, что он “Программой 2010” мужественно и решительно открыл двери для

приспособления нашей социальной системы к новому времени". Социологический опрос, проведенный через 10 лет после принятия этой программы, показал, что 44% немцев оценивают ее положительно и 43% отрицательно .

В России давно назревшие структурные реформы позволяли откладывать высокие мировые цены на энергоносители. Снижение более чем вдвое цены нефти осенью 2014 г. заставило Правительство РФ обратить особое внимание на структурную политику .

Встроенные стабилизаторы

Стабилизация экономической конъюнктуры посредством усиления притоков в народнохозяйственный кругооборот в периоды рецессии и оттоков в периоды экспансии экономической активности обеспечивается нс только дискреционными (проводимыми по усмотрению властей) решениями правительства, но и автоматическим действием некоторых социальных инструментов, встроенных государством в рыночный механизм, – так называемыми встроенными стабилизаторами. Пол Самуэльсон назвал встроенные стабилизаторы "первой линией обороны". В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также система поддержания цен на продукцию фермеров.

В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства. К встроенным стабилизаторам относится Стабилизационный фонд или Фонд будущих поколений. Он формируется в странах, бюджетные доходы которых существенно зависят от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, и выполняет роль амортизатора при резких колебаниях мировых цен. В России Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 г. Он аккумулировал доходы от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на ее добычу при мировой цене нефти, превышающей базовую (заложенную при формировании бюджета). Средства этого Фонда могли быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Если накопленный объем средств Фонда становится более 500 млрд руб., сумма превышения могла быть использована на иные цели.

Когда в 2005 г. Стабилизационный фонд России впервые превысил 500 млрд руб., часть денег была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния; первый наследовал функции Стабилизационного фонда, а второй предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. В 2009–2010 гг. Резервный фонд был полностью использован по своему назначению и стал восстанавливаться в последующие годы по мере повышения цен на нефть. В 2014–2015 гг. Резервный фонд снова сыграл роль антикризисной подушки.

  • Abendzeitung. Miinchen, 13.03.2013.
  • "Во многом именно $50 за баррель являются главной надеждой сторонников структурных реформ в правительстве РФ, возврат цен к уровню $100 может повторить сценарий самоуспокоения 2011–2012 гг.". Цит. по: премьер-министра России И. Шувалова на форуме "Давос 2015".

Как показывает исторический опыт, дискреционная бюджетно- налоговая политика при определенных условиях может усилить дефицитность государственного бюджета. Правительство не может точно предсказать размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов. Оно лишь регулирует налоговые ставки, формы и объемы трансфертных выплат, а также задает приоритеты в структуре государственных заказов и закупок. Однако даже при отлаженной процедуре принятия финансовых решений реальные уровни поступлений в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в которой пребывает экономическая система. Не случайно монетаристы, опираясь на факты существования лагов, ошибок прогнозирования, оппортунизма политических лидеров, отвергают дискреционную фискальную политику. По этим причинам они призывают

избегать изменения законов в сфере государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей. На практике уровень госрасходов и налогов может изменяться без всяких изменений законодательства - в том случае, если сами эти законы, регулирующие размеры государственных расходов и налогов, составлены так, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры. Ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов - это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо (или сокращать дефицит бюджета) в период подъема. Действие системы подобных стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

1) Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. В случае увеличения данного объема (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится прогрессивная шкала налогообложения. В результате ее действия в бюджет начинают более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление. Вследствие этого относительно сокращаются потребительские расходы домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Во время же спада налоговые поступления автоматически резко сокращаются (значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не платятся, а те, кто остался «на плаву», перечисляют в бюджет меньший процент своих доходов). Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у населения и фирм. А это открывает в определенный момент дополнительные возможности сбережений, инвестиций, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Показатель эластичности налоговых поступлений определяется отношением процентного изменения налоговых поступлений к процентному изменению объема национального дохода (а иногда отношением их абсолютных показателей).Эмпирическим исследованием было установлено, что степень налогового реагирования в экономике ФРГ составляет 1.5. Это значит, что повышение (понижение)

национального дохода на 1\% обусловливает рост (сокращение) суммы поступлений от налогов в 1.5\%.

Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог - поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы - пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо поднять роль подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат - в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства.

Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: скупка правительством излишков сельскохозяйственной продукции при падении цен на нее и угрозе перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция

«выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается последним.

2) Повышение уровня цен при отсутствии индексации ставок налоговых налогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство старается противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная

часть бюджета резко сокращается, а расходная растет - в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

3) Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку создает дополнительные финансовые условия для сбережений и инвестиций домохозяйств и фирм держателей государственных облигаций. Поэтому формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Качествами встроенных стабилизаторов обладают также сбережения корпораций и личные сбережения. Если повышаются доходы корпораций или домохозяйств, то это вовсе не означает незамедлительного роста выплат по дивидендам или потребительских расходов. Сказывается весьма замедленная реакция их на повышение доходов, что стабилизирует экономику в условиях экономического подъема. Следовательно, не только государство, но и частные субъекты экономической системы имеют свои встроенные стабилизаторы.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. Поэтому их оправданно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  


Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматическая Ф.п. исходит из неизменности налоговых ставок и правительственных расходов в периоды циклических колебаний экономики . Основным постулатом сторонников автоматической Ф.п. является положение о наличии в экономической системе так называемых встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Именно так, в частности, действует, по их мнению, налоговая система . В период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем. По мере того как экономика продвигается к более высокому уровню, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда производство  

Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики  

Дискреционные1 регуляторы. Они для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (принятием очередного закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда . 2 Автоматические регуляторы, напротив, в нужный момент действуют самостоятельно, благодаря "встроенным стабилизаторам", которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определенных условиях . Например, прогрессивная налоговая система автоматически "включает" повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень. Так же может действовать и система индексации доходов , увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.  

Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП.  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  

Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

В данном случае основным встроенным стабилизатором являет-  

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса , но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат , а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса , и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Встроенные стабилизаторы 10, 54, 342 Вторичный профицит бюджета 294 Входные величины 54 Входы и выходы системы (элемента  

Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов , широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования . В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания , не прибегая к частым изменениям экономической политики).  

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы , а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налого-  

Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики . Поэтому даже при  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла . Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.  

Американские кейнсианцы не довольствовались предложениями Кейнса. Они выдвинули в качестве основного фактора достижения устойчивости экономики регулирование государственных расходов. Главная роль при этом отводится государственному бюджету , регулированию ставок налогов и амортизационных отчислений , выплатам по социальному страхованию . Использование этих факторов они объявили встроенными стабилизаторами, которые призваны автоматически поддерживать необходимые размеры эффективного спроса.  

Жизнь показала слабую эффективность и этих мероприятий. Изменение государственных расходов , так же как и регулирование процента и изменение налоговых ставок, не смогло привести к ликвидации кризисов и безработицы. Буржуазные экономисты вынуждены признать ограниченность встроенных стабилизаторов. Об этом, в частности, пишет американский экономист П. Самуэльсон Существуют трудности в планировании общественных работ, в точном определении, когда нужно дать газ, а когда - затормозить. Кроме того, частные собственники могут сократить или вовсе отказаться от капиталовложений.  

Серьезным препятствием является и то, что встроенные стабилизаторы действуют со значительным лагом (отставанием). По мнению некоторых экономистов, такой лаг может достигать 11 месяцев. За указанное время вполне возможен переход от одной фазы цикла к другой. Это означает что, вместо того чтобы, допустим, стимулировать деловую активность на новой фазе цикла , стабилизаторы будут действовать в сторону ее понижения.  

ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ - своего рода "фильтры" в механизме обратных связей экономической системы (то же, что автоматические стабилизаторы). См. также Инструментальные перелкнные, Стабилизаторы, Управляющие параметры.  

Направление, состав конкретных мероприятий и конечная эффективность финансовой политики в большой мере может зависеть от доктрин, принятых S данной стране в качестве теоретической основы экономического развития . Во 2-й половине 20 в. в мировой экономической науке развернулась борьба между двумя

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...