Сущность и роль государственных финансов. Государственные финансы и финансовая политика государства
Государственные финансы проявляются в разных формах, выполняют важные функции в финансовой системе, связывая между собой различные структурные элементы, что помогает комплексно осуществлять экономические и финансовые связи на федеральном, муниципальном и региональном уровнях.
Что такое государственные финансы?
Под термином «государственные финансы» принято понимать комплексную финансовую систему, которая направлена на то, чтобы собирать и реализовывать деньги, направленные на удовлетворение потребностей государств. В более широком понимании, это система всех финансовых поступлений и денег, которые идут на то, чтобы осуществлять товарно-денежные отношения, поддерживать баланс макроэкономических процессов, добиваться равновесия в притоках и тратах финасредств.
Государственные и муниципальные финансы
Вместе денежные средства на государственном и муниципальном уровне образуют систему отдельных экономических отношений, которые характеризуются следующими факторами:
- Всегда носят денежный характер;
- Нужны определенные процессы, чтобы они правильно распределялись и формировались;
- Распределение осуществляют органы госвласти и местного самоуправления;
- Средства имеют целевое значение - идут на удовлетворение социальных нужд людей, вложение средств в систему национальной обороны и правоохранительной работы, содержание большого аппарата государственного управления, на осуществление экономического регулирования, реализацию муниципальных проектов.
Функционирование происходит в пределах государственной финансовой системе, поэтому и государственные, и муниципальные финансы являются ядром все процессов. Исходя из этого, можно утверждать, что государственные и муниципальные финансы связывают между собой экономические системы разных уровней, программы производственного развития, различных организаций, структур и учреждений, которые принимают участие в перераспределении денежных ресурсов. Касаются определенной аудитории потребителей, поэтому данные виды финансов отличаются четкой ориентированностью, целенаправленностью, что должно соответствовать правильному перераспределению средств и ресурсов.
Система государственных финансов
Для того, чтобы осуществлять реализацию товарных и денежных отношений, необходимо наличие специального фонда, в котором концентрируются все денежные ресурсы. Они лежат в основе государственных финансов, состоящие из следующих структурных элементов:
- Внебюджетные фонды;
- Финансы, которыми владеют различные госпредприятия;
- Федеральный бюджет;
- Местный бюджет;
- Государственный бюджет - это самый главный компонент структуры, поскольку отвечает за создание правильного баланса национального дохода, регулирование социальных и экономических процессов, формирование отношений с другими странами, стимулирование деятельности неприбыльных государств и фондов.
Вместе все эти компоненты образуют настоящую систему, чтобы формировать целевые денежные средства и вкладывать деньги туда, откуда потом финансы будут отправляться на выполнение различных заданий, задач и функций государства, госорганов власти на разных уровнях. Данная система развивается в тесном взаимодействии с домохозяйствами, юридическими лицами, бюджетами разных уровней. Чем четче, понятней и прозрачней будет эта структура, тем эффективнее будет работать вся финансовая система, будет развиваться страна и все бюджетные сферы. В частности, образовательная, медицинская, транспортная.
Управление государственными финансами
Это комплекс специальных мероприятий и действий, предусматривающих осуществление финансовой политики общего характера, координацию финансовых ресурсов и разработку законодательства в этой сфере, чтобы распределять ресурсы, деньги, поддерживать финансовые проекты и бюджетные организации. Финансы нужны правительству для того, чтобы не просто реализовывать собственные цели и задачи, но выполнять функции и обязательства, взятые перед целевой аудиторией. Процесс регуляции осуществляется через хорошо спланированную и организованную финансовую политику, чтобы правильно выполнять задачи, влиять на экономические факторы, процессы, системы.
Система управления госфинансами входит в состав государственной экономической политики правительства, основанной на продуманном курсе экономического развития и осуществление теоретически-практических концепций. Для того, чтобы эффективно осуществлять руководство финансами необходимо обеспечить взаимодействие между тремя взаимосвязанными компонентами. Во-первых, это налоговая составляющая. Во-вторых, продуманная бюджетная политика. В-третьих, правильная денежно-кредитная деятельность.
Среди органов, которые осуществляют управление госфинансами, стоит отметить такие учреждения:
- Законодательные или общие институты;
- Органы оперативного управления.
Инструментами управления на общем уровне могут быть такие инструменты, как:
- Специальные финансовые законы;
- Принятие госбюджета;
- Составление отчет о том, как выполнен бюджет страны;
- Принятие и отмена разных видов налогообложения;
- Наличие государственного долга, размер которого должен быть установлен правительством.
Механизмами оперативного управления финансами выступают аппарат госуправления, обладающий финансовыми функциями, инструкции и методические рекомендации, планирование, учет, анализ и контроль финансов. На уровне разных промышленных предприятий управление происходит через финансовые отделы, которым могут помогать специальные службы, специалисты, эксперты.
Государственное регулирование финансов
Данный процесс направлен на то, чтобы на законодательном уровне закрепить систему влияния на финансы и финансовые отношения. Методами осуществления могут быть различные инструменты, способы реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях. Основой госрегулирования финансов является специально разработанная финансовая концепция.
К наиболее эффективным финансовым инструментам регулирования относятся различные трансферты, лимиты, дивиденды, субсидии. Подобные механизмы применяются, как на региональном, так и на муниципальном, местном уровнях. Все это должно способствовать тому, чтобы улучшать качество регулирования. В результате чего, можно достичь большей самостоятельности, создать эффективную конкуренцию, стимулировать прозрачность в управлении, улучшать существующие механизмы, повышать заинтересованность и информированность аудитории, клиентов внутри страны и за ее пределами. Чем эффективнее и действеннее данная система, тем выше авторитет страны на международной арене.
Источники государственных финансов
- Ресурсная база госфинансов достаточно широкая, но к основным источникам формирования бюджета относятся такие, как:
- Доходы и поступления от проведения внешнеэкономических операций, реализованных проектов;
- Валовый внутренний и региональный продукты;
- Доходы от реализации части национальных богатств. Это могут быть операции купли-продажи земли, финансовые потоки от нематериальных активов, продажа конфискованного, изъятого и бесхозного имущества;
- Продажа недвижимости должников;
- В случае чрезвычайных ситуаций, когда необходимо провести быструю аккумуляцию финансовых ресурсов, источниками поступления средств становятся деньги от продажи золотовалютного запаса, использование валютных резервов;
- Часть национального богатства и ресурсов, которыми распоряжаются органы местной власти в регионах и на уровне муниципалитетов.
Функции государственных финансов
- Контрольная, которая помогает следить за тем, чтобы деньги вовремя перечислялись в фонды страны, а оттуда шли на удовлетворение запросов социального, экономического и производственного развития. Также эта функция отвечает за то, чтобы все финансы использовались только целенаправленно и имели эффективный характер применения;
- Функция распределения отвечает за, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей общегосударственного значения, создавались постоянные потоки финансовых средств в сектора экономики и производства;
- Перераспределения, которая реализуется через существующую систему централизованных фондов. Это позволяет быстро и качественно обслужить все производственные процессы, на государственном и местном уровнях, выделить часть средств на реализацию проектов филиалов и обособленных отделов.
Задачи государственных финансов
- Содержание армии;
- Проведение внешнеразведывательной деятельности;
- Содержание аппарата государственных чиновников; Реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов; Создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
- Обслуживание интересов общество и потребностей аудитории, которая нуждается в получении государственных финансов;
- Прогнозирование того, как будет развиваться финансовая система;
- Создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; Обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
- Разработка финансового законодательства, которое будет отвечать реальным условиям и будет демонстрировать высокие показатели качества;
- Снятие и снижение налогового давления.
Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.
Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.
Структура государственных финансов:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Финансы субъектов РФ - совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов РФ и населением, живущим на теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.
Финансы субъектов РФ включают:
Средства бюджета субъекта РФ;
Государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
Другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта.
Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.
Доходы государства
от личных доходов граждан.
В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:
федеральные;
доходы субъектов Федерации;
В зависимости от
налоговые;
неналоговые.
Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.
Доходы государства - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
от государственного или муниципального хозяйства;
от предприятий и организаций негосударственных форм собственности;
от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
от личных доходов граждан.
В зависимости оттерриториального уровня доходы подразделяются на:
федеральные;
доходы субъектов Федерации;
местные доходы муниципальных образований.
В зависимости отюридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:
налоговые;
неналоговые.
На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: - рост ВВП; - изменение объемов импорта; - изменение структуры объемных показателей; - изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: - изменения цены на нефть; - изменения объемов экспорта; - снижения курса рубля по отношению к доллару США.
Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
К доходам местного бюджета относятся:
доходы от местных налогов и сборов
отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
добровольные пожертвования
иные законные поступления.
Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений
Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций
Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.
финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
налоговое регулирование
амортизационная политика
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей
Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.
Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.
Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.
В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.
В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).
Рисунок 3. Звенья государственных финансов
Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.
Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.
По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :
- 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
- 2)местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.
Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.
Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.
Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.
В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.
Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .
Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.
Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:
- 1) средства республиканского бюджета;
- 2) золотовалютные запасы государства;
- 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
- 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.
Местная казна включает:
- - средства местного бюджета;
- - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.
Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.
В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .
Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.
1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.
В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.
Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.
2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.
В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .
Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.
Таким образом, формирование основного объема денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов (ст. 6 БК РФ). Источниками формирования государственных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления и займы (федеральные, региональные и местные). Источниками формирования муниципальных денежных средств являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления собственного уровня и система муниципальных заимствований.
Использование денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов, призванных обеспечить реализацию функций государства (ст. 6 БК РФ).
Инструментом реализации государственных функций в РФ является государственная и муниципальная собственность. К государственной относятся федеральная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ; собственность регионов - имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
Реализация функций государства осуществляется в том числе и через механизм создания государственных и муниципальных организаций. В зависимости от права собственности на закрепленное за ними имущество государственные организации делятся на следующие группы:
Унитарные предприятия - федеральные, региональные, муниципальные;
Казенные предприятия как разновидность унитарных предприятий, относящиеся только к федеральной собственности;
Бюджетные учреждения - федеральные, региональные, муниципальные;
Автономные учреждения;
Государственные корпорации;
Акционерные общества со 100%-ным участием государства и его блокирующим пакетом.
Основное назначение государственных и муниципальных финансов состоит в следующем:
Решении социальных задач и функций государства и местного самоуправления;
Обеспечении стабилизации и роста национальной экономики, которые на современном этапе достижимы при условии инновационного развития национальной экономики;
Регулировании экономики в условиях риска и неопределенности;
Обеспечении ликвидации различий в уровне социально-экономического развития территорий страны и др.
Особенности государственных и муниципальных финансов
Формируются в процессе распределения ВВП, инструментом аккумуляции выступают налоги и сборы различного уровня, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Направляются на решение задач государства и местного самоуправления сообразно критериям эффективности и справедливости. Критерий эффективности предусматривает экономическую отдачу государственных расходов; справедливости - систему социальных и экономических программ, направленных на выравнивание уровня жизни территорий и разрыва в имущественном состоянии граждан.
Предусматривается приемлемый дефицит (профицит) бюджетов, главным критерием которого является процентная ставка, позволяющая привлекать заемные средства. Если данная ставка не затрагивает существенным образом другие ставки финансовых рынков, то дефицит бюджета считается приемлемым.
Формируются как собственные доходы, так и система заимствований.
Предусматривается система заимствований как источник покрытия дефицита бюджетов разного уровня, которая содержит только долговые инструменты - кредиты разного направления и уровня, казначейские векселя, государственные и муниципальные краткосрочные и долгосрочные облигации.
Выполняют тройственную функцию на рынке долга - государство и местное самоуправление могут выступать на этом рынке как кредиторы, заемщики и гаранты.
Условия эффективного функционирования государственных и местных финансов
Эффективное разделение полномочий между бизнесом и государством в национальной экономике. Золотое правило данного разделения гласит: сектор государственного управления не должен извлекать прибыли от присущей ему деятельности.
Нерыночный характер услуг, предоставляемых государством и местным самоуправлением. К нерыночным и исключительным услугам можно отнести социальные программы, т.е. государство оказывает социальные услуги на безвозмездной основе или продает некоторые из них по ценам, не оказывающим влияния на рынок услуг и на уровень конкурентности на нем.
Неисключаемость услуг государственного и муниципального сектора, означающая, что их нельзя предоставить одному лицу без предоставления в распоряжение всех других лиц.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
единства законодательной и нормативной базы единая бюджетная классификация;
открытости и прозрачности государственного и муниципального секторов экономики;
разграничения полномочий и предметов ведения между бюджетами разного уровня;
целевой ориентированности, направленной на реализацию функций государства;
экономической эффективности и социальной справедливости;
программно-целевой метод составления бюджетов - финансирование программ;
управление финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Вся экономика страны может быть разделена на пять секторов
1. Нефинансовые корпорации (производства товаров и оказания нефинансовых услуг):
2. Финансовые корпорации (представление финансовых услуг);
3. Сектор госуправления (выполнение государственных функций)
4. Некоммерческие организации (оказание услуг домохозяйствам);
5. Домашние хозяйства (население страны).
В практической деятельности отдельно выделяется также государственный сектор, обеспечивающий контроль над ролью государства в экономике. Он включает:
Сектор государственного управления (Центральное правительство региональные и местные органы управления);
Государственные корпорации (финансовые и нефинансовые).
На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд основополагающих факторов:
1. Форма государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формирующая бюджетное устройство в стране, а следовательно, и структуру его бюджетной системы;
2. Особенности административно-территориального устройства государства, проявляющиеся в неравномерности территориальных образований, входящих в состав субъекта федерации (республика, край, область, округ), определяющие многоуровневость бюджетной системы;
3. Особый статус отдельных территориальных образований (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и экономические зоны), влияющий на объем полномочий по доходам и расходам данных территорий.
Форма государственного устройства в нашей стране - федерация, т.е. система с несколькими уровнями фискальной ответственности Федерация как форма устройства государства предусматривает принятие ряда важных бюджетных решений:
Закрепление расходных полномочий между уровнями бюджетной системы страны - граждане станут получать государственные услуги соответствующего качества и обслуживания, когда полномочия будут распределены продуманно;
Закрепление доходных полномочий каждого уровня бюджетов, т.е. определение источников бюджетных поступлений в соответствии с расходной частью бюджета каждого уровня и их достаточность для реализации функций конкретного бюджета;
Наличие трансфертов между различными бюджетными уровнями, т.е. организация движения средств или трансфертов между бюджетами для сглаживания неравномерности территориального развития.
Сравнительная характеристика унитарного и федерального государства позволяет зафиксировать принципиальные различия между ними, позволяющие эффективно реализовать функции государства. Основу финансовых средств органов власти территориально-административных единиц унитарного государства составляют отчисления от налогов и средства финансовой помощи центра. В условиях федерации, построенной на принципах разграничения полномочий по расходам и доходам между бюджетами разного уровня, собственные доходы бюджетов субнациональных образований становятся преобладающими в структуре их доходов, но межбюджетное перераспределение средств сохраняется, хотя и имеет меньший масштаб.
Особый статус территориальных образований означает:
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объеме и структуре полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов государства предусматриваются единые величины отчислений от федеральных налогов сборов и единая методика расчета межбюджетных трансфертов. В то же время для муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено следующим:
Концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус ЗАТО);
Специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда);
Специализацией градообразующих организаций муниципального образования на производственной, научно-технической и инновационной деятельности (статус промышленно-производственных особых экономических зон, технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ);
Специализацией организаций муниципального образования на туристско-рекреационной деятельности (статус ОЭЗ туристско-рекреационной направленности); может создаваться на территории нескольких муниципальных образований.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации