Сущность и необходимость финансов. Необходимость и сущность финансов


Финансы - экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Финансы в общественном воспроизводстве

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития . Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

  • хозяйствующие субъекты (корпорации);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Доходами домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других (процентный доход, доход от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично на лечение. Хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Одновременно они несут определенные расходы. Разница между всеми доходами и расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд: содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подходного и социального налогов. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает доход в форме прибыли. Определенная ее часть в форме налоговых платежей поступает в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (отчетного года), представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли). В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей, а также для материального поощрения (оба фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов.

2. Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяются выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Перераспределение финансовых ресурсов способствуют изменению структуры и динамики производства, перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказывать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых предприятий, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций, и завершается распределение финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, развитие непроизводственной сферы, реализацию социальных гарантий, решение социальных задач.

Финансы, оказывая регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, способствуют:

  • созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
  • обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
  • созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Чтобы понять действительную сущность финансов и их роль в воспроизводственном процессе, необходимо рассматривать эту экономическую категорию вне идеологических воззрений и позиций, а также уметь четко определить место и специфику финансов в системе стоимостных экономических категорий, обслуживающих воспроизводственный процесс в рамках единой экономической системы.

Основным положением для понятия сущности финансов является понятие категории финансов как категории исторической. Этим же положением определяется специфика финансов и их место среди других стоимостных категорий.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «финиш», означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет.

Позднее от термина «финиш» произошло слово «финансы», обозначающее денежный платеж. Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле - как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позднее появился термин «публичные финансы», означая на всех западноевропейских языках, включая русский, совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова «фискус» произошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли платежную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налога. В перспективе этот термин получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования - М.:Финансы, 2012. - 69с.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации. Как нет математики или физики социалистической и капиталистической, так и финансы являются исторической наукой, имеющей независимо от общественной формации всегда одну и ту же цель - выработку эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций. Сабанти Б.М. Модель финансов государства - Нальчик: Эльбрус, 2011, 62 с.

Наличие финансов исторически предопределено: во-первых, наличием государства и его фискальной политикой; во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа); в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория). Однако этих исторических особенностей недостаточно для определения сущности финансов, их содержания, границ и учета в системе производственных отношений.

Общественный продукт проходит стадии своего движения: производство, распределение, обмен и потребление. В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. Функционируют финансы в системе этих отношений посредством денег, а это значит, что в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Однако деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, поскольку деньгам как экономической категории присущи свои специфические функции.

Сущность финансов, основные черты раскрываются при рассмотрении характеристик только тех фондов денежных средств, которые считаются конечным результатом финансовых отношений.

Производственные отношения представляют совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребителя. Вместе с производительными силами они составляют две стороны каждого способа производства, каждой общественно-экономической формации и связаны между собой по закону взаимного соответствия. В таком единстве производственные отношения выступают как форма функционирования и развития производительных сил. Это значит, что в совокупности всех общественных отношений производственные отношения проявляются как объективные, первичные, материальные, не зависящие от сознания людей отношения.

Объективный характер производственных отношений является исходным положением в понимании развития и места финансов в системе этих отношений. Под воздействием производительных сил меняются как производственные отношения в целом, как и важнейшая их составная часть - финансы, т.е. меняются и сами конкретные формы и методы их организации и использования.

Являясь объективными, базируясь на достигнутом уровне развития производительных сил, производственные отношения придают всем экономическим явлениям, включая финансы, и обществу в целом динамизм, постоянное движение, развитие и совершенствование. Такой подход к изучению производственных отношений - ключ к пониманию роли, места и сущности финансов, финансовых отношений. Финансы как составная часть производственных отношений несут те же исторические признаки и диалектические противоречия, преодоление которых является условием их развития и совершенствования. В этом своем качестве финансы являются объективной базисной категорией.

Рассматривая стадии движения общественного продукта, необходимые для понимания природы и места финансов в совокупности производственных отношений, можно отметить, что в процессе создания общественного продукта складываются отношения, вызванные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, обусловленные сугубо технологическим разделением труда. Происходит самодвижение продукта от одного рабочего места к другому, от участка к участку, одного цеха к другому внутри предприятия до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в промежуточной технологической цепочке параллельно имеет свою денежную оценку. Сумма таких цен составляет стоимость продукции на конечной их стадии. После завершения стадии производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции. Если в производственно-технологическом процессе происходит параллельно денежная оценка материально-вещественного содержания, то на стадии распределения в движении созданного продукта происходит раздвоение его стоимостной и вещественной форм, начинается процесс проявления финансов, они получают относительную самостоятельность, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды. Что касается первичного распределения стоимости созданного общественного продукта, вытекающей из известной формулы c+v+m, в которой c является фондом возмещения израсходованных средств производства, денежная оценка показателя c обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в процессе простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям.

Другая его часть v (фонд заработной платы) является ценой рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. И, наконец, обособившаяся от производственного натурально-вещественного продукта стоимостная часть (m) в форме чистого дохода общества получает относительную самостоятельность, в результате чего образуются доходы, накопления, денежные фонды. Эта часть вновь созданного общественного продукта составляет суть финансовых отношений и начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования.

Если через c+m и происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через m посредством создания денежных фондов обеспечивается процесс расширенного воспроизводства этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства.

В стоимости созданного общественного продукта два его элемента (c+v) имеют денежную оценку, но не являются финансовыми, и лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть (m), относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части совокупного общественного продукта характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, там денежные отношения не являются финансовыми, и лишь их отрыв от этого двуединого движения и проявление их в новом качестве - чистом доходе хозяйствующих субъектов, последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми будут денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. Яндиев М.И. Финансы регионов - М.: Финансы и статистика.- 2012, 186 с.

Формирование чистого дохода как части совокупного продукта, отражающей финансовые отношения, - явление объективное, ибо без него немыслимо расширенное воспроизводство. По этой причине и финансовые отношения носят отчасти материальный характер и относятся к базисным отношениям. Другое дело, что распределение и перераспределение чистого дохода носит субъективный характер и зависит от понимания властными структурами государства экономических законов развития общества, что может замедлять и ускорять развитие экономики. На нынешнем этапе экономического развития можно допустить, что изъятие части чистого дохода хозяйствующих субъектов в форме налогов нарушает соотношение между той частью, которая распределяется внутри предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, и другой частью, направляемой в бюджет. Объективно и здесь можно найти оптимальное соотношение, но в силу ряда субъективных причин это равновесие нарушается и не позволяет сбалансировать механизм финансовых отношений.

Несмотря на то, что начальная стадия финансовых отношений - это стадия раздвоения стоимостной и вещественной форм движения продукта (когда финансы получают относительную самостоятельность и создают денежные фонды и фонды накопления, выступая в форме чистого дохода), финансы активно влияют на процесс производства.

Но финансы, обслуживая процесс расширенного воспроизводства, сами активно воздействуют на процесс производства, на кругооборот фондов. Если в фазе производства происходит простое возмещение израсходованных средств производства и рабочей силы, то их расширенное воспроизводство происходит за счет распределяемой части чистого дохода, направляемого на эти цели. В выручке от реализации (Д), выступающей в денежной форме, покрываются все затраты по простому и расширенному воспроизводствам. Тем самым в обобщенной форме и происходит активное воздействие финансов через чистый доход на все стороны воспроизводственного процесса и кругооборот фондов. В этом также состоит специфика и особенность финансов.

Финансовыми будут не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется (это принципиально новое качество) на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству и на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющихся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве принимают относительную самостоятельность. Сюда же относятся средства переамортизации, ускоренной амортизации. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег - М.: Владос - 2010, 68 с.

Итак, историческое развитие финансов в различных формациях и анализ закономерностей свидетельствуют о наличии общих признаков, позволяющих определить сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений. К общим признакам относятся:

  • - наличие обширной сферы товарно-денежных отношений;
  • - единая абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения совокупного общественного продукта и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов;
  • - существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
  • - выражение распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства.

Таким образом, исследуя сущность финансов с учетом специфических черт, присущих только этой экономической категории, можно дать следующее определение финансов. Финансы - это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных потребностей.

В данном определении финансы рассматриваются как специфическая часть производственных отношений, носящих объективный базисный характер. Изменение производственных отношений согласно закону соответствия производительных сил и производственных отношений меняет характер финансовых отношений. Специфика финансов в составе производственных отношений состоит также в том, что они выступают в денежной форме.

В предложенном определении финансов сущностный признак определен как механизм отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части общественного продукта, главным образом чистого дохода. Подчеркнем, что специфические отношения возникают в момент раздвоения и разделения денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта - чистого дохода. На этой основе, как и выражено в определении финансов, формируются децентрализованные фонды, которые направляются и обслуживают воспроизводственный процесс, т.е. процесс возмещения израсходованных средств производства и рабочей силы, их кругооборот на расширенной основе. С другой стороны, формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит также путем вычленения из чистого дохода той их части, которая направляется в форме различных платежей в бюджет для удовлетворения государственных потребностей.

Данное определение финансов соответствует требованиям практики, когда речь идет об экономии и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансы - это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т. д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Роль и значение финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы соответственно носили фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит, товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.

«Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов».

Финансы охватывают две группы отношений: 1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций, а также домашних хозяйств. В первую группу включаются отношения по: а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т. д. Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций, а также домашних хозяйств.

Финансы - это не все денежные отношения, существующие в обществе, а только их часть. Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:

во-первых, это всегда денежные отношения;

во-вторых, распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;

в-третьих, безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».

В-четвертых, динамика финансовых отношений, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, муниципальных образований); Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, денежные фонды организаций и т. д.

Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых органов и т. д. , которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т. д.

Краткий конспект лекций

По разделу 1.

«Теория финансов»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции финансов
2.Финансовая система государства
3.Финансовая политика государства
4.Финансовый механизм государства
5.Управление финансами государства
6.Финансовое планирование и прогнозирование
7.Финансовый контроль
8.Страхование в системе финансовых отношений
9.Социальная защита населения и социальное страхование
10.Государственный бюджет
11.Налоги в системе финансовых отношений
12.Государственный кредит
13.Роь финансов в социально-экономическом развитии государства

Тема 1. Сущность и функции финансов

1.1Возникновение финансов и развитие науки о финансах

1.2Экономическая сущность и необходимость финансов

1.3Функции финансов

1.4 Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Возникновение финансов

Возникновение финансов непосредственно связывается с функционированием государства. Именно функционирование государства предполагает установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством (в лице верховной власти) и остальными субъектами воспроизводственных отношений.

Во времена первобытно - общинного строя не было государства – не было и финансов. Но уже в рабовладельческом государстве возникла необходимость централизации части экономических благ в руках правителей для содержания войска, охраны границ, сохранения власти и т.п. Потребности государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

С развитием товарно-денежных отношений государственность и экономика укреплялись. Потребность в централизации части доходов общества увеличилась. Формирование и использование общегосударственного фонда стало носить устойчивый и системный характер. Постепенно возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Налоги в денежной форме стали основным источником наполнения бюджета, обозначились четыре основных направления бюджетных расходов: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, на социальные нужды. Отношения, связанные с формированием и использованием бюджета стали называться финансовыми отношениями.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 19-20 в. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национальных доходов. Государство стало собственником и распорядителем до 50 % его объема. Располагая огромными суммами денежных средств, государство стало оказывать большое влияние на социально-экономическое развитие общества. Значительное развитие получила государственная поддержка экономики. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства.

Значительно повысились затраты на развитие научно-технического прогресса.

Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые, экспортные премии.

Демократизация общественной жизни привела к тому, что произошли существенные изменения в структуре государственных расходов: увеличилась доля расходов на социальные цели общества.

Все острее стал ощущаться дефицит бюджетных средств и окончательно сформировался государственный кредит

Огромные государственные расходы обусловили необходимость увеличения налоговых поступлений - главного финансового инструмента мобилизации ресурсов в государственный бюджет.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что возникновение финансов связано с развитием государства. И самая первая концепция сущности финансов была императивной, то есть, основанной на понимании в роли первопричины финансовых (распределительных) отношений только одностороннего волеизъявления государства. Пика своего развития императивная концепция финансов достигла в период полного огосударствления экономики. Государство в тех обстоятельствах действительно полностью определяло характер, направления и границы распределительных отношений.

Однако с развитием рыночной экономики «центр тяжести» в управлении сместился с государства на организации. Безусловно, государство и сегодня активно влияет на выбор методов и способов организации финансовых отношений на уровне микроэкономики. Но оно воздействует лишь на формы проявления финансовых отношений, сама же категория «финансы» остается объективной и существует независимо от волеизъявления государства.

По причине своего очевидного отрыва от действительности императивная концепция постепенно утратила свое доминирующее значение. Освободившуюся нишу в теории финансов заняли воспроизводственная и распределительная концепции, которые сформировались в границах трудовой теории стоимости и получили параллельное развитие. Белорусская финансовая школа основана на распределительной концепции сущности финансов.

Экономическая сущность и необходимость финансов

Экономическая сущность финансов познается на основе дифференциации этой категории с другой родственной категорией – деньги.

Деньги – это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Сущность денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства сбережения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Деньги присутствуют на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, опосредуя создание и движение созданной стоимости к потребителю.

Финансы представляют собой только специфическую часть денежных отношений, где деньги, присутствуя, не выполняют ни одной из своих классических функций, а используются как инструмент распределения вновь созданной стоимости. Распределение также обеспечивает движение части стоимости к потребителям.

Распределительные процессы возникают только на второй стадии процесса общественного воспроизводства. Они обеспечивают обособление части созданных доходов в целевые фонды денежных средств: централизованных (функционируют на уровне государства) и децентрализованных (функционируют на уровне микроэкономики) Формирование таких фондов и строго целевой характер последующего использования средств из них обеспечивают максимально эффективное их расходование (по сравнению с нефондовым расходованием денежных средств).

Распределительным процессам свойственно одностороннее движение стоимости, в отличие от классических обменных (денежных) операций, где движение стоимости всегда двустороннее.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Главное назначение финансов заключается в обеспечении распределения доходов общества (с целью финансового обеспечении выполнения всех функций государства и субъектов хозяйствования), а также в осуществлении контроля за расходованием финансовых ресурсов. Из такой формулировки предназначения финансов вытекают две его функции: распределительная и контрольная. Приведенный состав функций финансов отличается от вышеприведенных функций денег, что также указывает на недопустимость отождествления этих важнейших экономически категорий.

Финансовые отношения, определяющим содержаниефинансов –это отношения, которые возникают:

· между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

· между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

· между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из них ряда затрат;

· между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т. п.;

· между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами;

· внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

· между отдельными звеньями бюджетной системы;

· между хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

Таким образом:

финансы – этообъективная экономическая категория, сущность которой проявляется на второй стадии процесса общественного воспроизводства, стадии распределения;

финансовые отношения – это специфическая часть денежных отношений, где деньги, присутствуя не выполняют своих функций, а используются в роли инструмента распределения созданных обществом доходов и их обособления в целевые централизованные и децентрализованные фонды;

фондовый характер использования доходов и одностороннее движение стоимости являются отличительными чертами финансов.

Функции финансов

Функции – это внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Сущность любого явления познается через его функции. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств.

Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают. Они раскрывают предназначение той или иной категории.

Предназначение финансов, как уже указывалось, сводится к распределению доходов общества и контролю за распределительными процессами. Поэтому, финансам свойственны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Основные доходы формируются у участников сферы материального производства и делятся на две группы: а) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы организаций сферы материального производства.

Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п.

Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между отраслями производственной и непроизводственной сферы, между территориями, а также между различными социальными группами населения. В результате такого перераспределения образуются вторичные или производные доходы. К ним относятся, в частности, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, и налоги, уплачиваемые обладателями первичных доходов.

Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его распределение и использование. Другими словами – вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения национального дохода, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Таким образом, распределительная функция финансов обеспечивает распределение и перераспределение национального дохода между:

· отраслями сферы материального производства;

· отдельными территориями, регионами страны;

· формами собственности;

· производственной и непроизводственной сферами экономики;

· социальными группами населения.

Финансы выполняют распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов – объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако, реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и аудиторским.

Большую роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Республики Беларусь и его органы, специальные финансовые подразделения отраслевых Министерств и ведомств (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти – Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития экономики, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях национальной экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.

1.4Финансовые ресурсы государства: понятие, состав и источники формирования

Финансовые ресурсы – это совокупность реальных денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Финансовым ресурсам, также как и финансам присущи определенные признаки:

1) они всегда являются денежными средствами;

2) финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;

3) финансовым ресурсам характерна целевая направленность, т.е. на расширение производства, материальное стимулирование и социальные нужды работников, приобретение оборудования и т.д.

Централизованные финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, образованные в процессе распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в централизованных фондах денежных средств и используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей. В составе централизованных финансовых ресурсов основную долю занимают налоговые доходы. Значительная часть централизованных финансовых ресурсов сосредоточена в государственном бюджете и государственном внебюджетном Фонде социальной защиты населения Республики Беларусь.

Централизованные финансовые ресурсы используются: на финансирование общегосударственных расходов; национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства; национальной экономики; охрану окружающей среды; здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, средств массовой информации; образования и социальной политики и др.

Объем, состав и структура финансовых ресурсов государства устанавливаются в ходе разработки финансовой политики. Формы мобилизации финансовых ресурсов постоянно изменяются и совершенствуются. Важнейшим источником финансовых ресурсов государства выступает ВВП

Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы организаций, индивидуальных предпринимателей – денежные поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП, находятся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования и используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение других их потребностей.

Формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования осуществляется за счет определенных источников. В частности, первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения субъекта хозяйствования, когда образуется его уставный фонд (уставный капитал).

На действующих предприятиях формирование финансовых ресурсов может осуществляться за счет следующих групп источников:

1) собственных и приравненных к ним средств: прибыли организаций; других форм денежных накоплений; минимальной задолженности по заработной плате работникам, по авансам заказчиков за выполнение определенных работ; по налоговым и неналоговым платежам, отчислениям;

2) мобилизуемых на финансовом рынке: поступлений от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций); дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; банковских кредитов; доходов по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами;

3) поступающих в порядке перераспределения: сумм страховых возмещений по наступившим рискам; бюджетных субсидий; сумм, поступающих от вышестоящих организаций из отраслевых фондов; паевых (долевых) взносов.

Использование децентрализованных финансовых ресурсов менее регламентировано, чем централизованных ресурсов. Оно осуществляется по следующим направлениям: финансирование текущих потребностей деятельности организации с целью обеспечения нормального функционирования производства; уплата предусмотренных действующим законодательством налогов и платежей в бюджет; внесение страховых взносов по обязательным видам страхования; возврат заемных средств, уплата процентов за пользование кредитами; финансирование расходов, связанных с расширением производства; осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги; материальное стимулирование работников, оказание услуг социального характера работникам и членам их семей; финансирование благотворительной деятельности, спонсорства.

Финансовые ресурсы и капитал. Финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он выступает в качестве превращенной формы финансовых ресурсов и делится на собственный и заемный капитал. Соотношение собственного и заемного капитала образует финансовую структуру капитала. Финансовые ресурсы, направленные на содержание объектов социальной сферы, числящиеся на балансе организаций, на создание резервных фондов, фондов потребления, капиталом не являются, так как не создают прибавочной стоимости. Следовательно, понятие финансовые ресурсы шире, чем понятие капитал.

Таким образом, финансовые ресурсы – денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении субъектов хозяйствования, государства, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и используемые в соответствии с их целевым назначением.

Вопросы для повторения:

1. Каковы исторические условия возникновения финансов?

2. В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?

3. Какие виды денежных отношений включаются в понятие финансов?

4. Дайте определение финансов государства.

5. Раскройте причины необходимости финансов в условиях рыночных отношений.

6. Дайте характеристику распределительной функции финансов.

7. Дайте характеристику контрольной функции финансов.

9. Раскройте понятие и содержание финансовых ресурсов государства.

10. Назовите источники формирования централизованных финансовых ресурсов.

11. Назовите источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов.

12. Как соотносятся между собой категории «финансовые ресурсы» и «финансовый капитал»


Похожая информация.


Финансы, по своей природе, имеют распределительный характер, Объектами распределения являются ВВП и НД. А зачем вообще нужно распределение?

Все начинается с исходных, первоначальных жизненных потребностей, удовлетворение которых требует производства и воспроизводства экономического продукта. А производство и воспроизводство, в свою очередь, связано с необходимостью распределения, обмена, накопления общественного продукта. Распределение, обмен, накопление неумолимо требуют вовлечения денег и финансов в экономические процессы и экономические отношения.

Распределение - неотъемлемая часть процесса воспроизводства.

К.Маркс писал: «Распределение необходимо, чтобы обеспечить нужды расширенного воспроизводства, удовлетворить коллективные общественные потребности, создать страховые фонды».

Итак, мы знаем, почему необходимо распределение. Нам еще нужно выяснить, почему необходима такая форма распределения, как финансы. Распределение было всегда, даже на самых ранних ступенях общественного развития и сохранится на самых высоких ступенях его развития. Конкретные формы распределения менялись, и будут меняться.

Обязательное условие функционирования финансов - наличие денег, развитие ТДО. Без ТДО не возникли бы и не могли существовать экономические отношения по поводу образования и использования денежных фондов.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое. Человечество уже в начале века имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. И только в середине века появляется термин «финансы».

Рассмотрим предпосылки возникновения финансов.

I. В результате буржуазных революций в Центральной Европе, власть монархов была урезана, и произошло отторжение главы государства от казны, таким образом, монарх не мог единолично пользоваться общегосударственным фондом денежных средств – так возник бюджет.

II. Формирование бюджета стало носить системный характер, возникли системы государственных доходов и расходов с законодательным закреплением.

III. Если раньше доходы государства формировались за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то дальше налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Но факт существования государства не дает оснований для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. Возникновение финансовых отношений не является результатом деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностью общественного развития.


Государство же может лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений и на этой основе разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменить конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых средств.

Итак, государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Причиной, порождающей появление финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в денежных средствах, обеспечивающих их деятельность.

Эту потребность в денежных средствах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Необходимость финансов заключается в том , что финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, без которого невозможно распределять ВВП на всех уровнях хозяйствования. Финансы одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям, учреждениям) и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам) и государственной системе управления социально-экономическими процессами.

Можно ли сейчас дать полное определение финансов? Оказывается, нет, потому что, будучи очень приметными, движение денежных средств, само по себе, не раскрывает сущность финансов.

Для выяснения сущности финансов необходимо выявить признаки, которые характерны для финансовых отношений.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...