Субъекты и объекты экономической безопасности. Экономическая безопасность


Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международ­ной, информационной, пограничной, экологической и других сферах (рис. 7.1). 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации - это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внут­ренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной поли­тики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, инфор­мационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономи­ческих возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики, сфор­мулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение спо­собности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России воз­можна на основе устойчиво функционирующего, многоотрасле­вого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудова­нием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обес­печение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фун­даментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются воз­можности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внут­ри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными ком­понентами системы ведет к дестабилизации и является признаком перехода экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопас­ности - это оценка состояния экономики с точки зрения важ­нейших процессов, отражающих сущность экономической безо­пасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, неза­висимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей - индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Экономическая безопасность государства зиждется на его финансовом могуществе. В рыночной экономике основой финан­сов государства выступают налоги. Как правило, они составляют от 80 до 95% бюджета страны. Укрепить экономическую безопас­ность страны необходимо путем увеличения сбора налогов без усиления общей нагрузки на налогоплательщиков и даже при некотором снижении ее для отечественных производителей.

Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Поро­говые значения - это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негатив­ных, разрушительных тенденций в области экономической безо­пасности.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разра­ботка эффективных мер политики экономической безопасности, является определение системы общих пороговых уровней сни­жения экономической безопасности. Общие пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономичес­кого и финансово-экономического плана, отражающих:

а) предельно допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования, без сохра­нения которого невозможно самостоятельное экономическое раз­витие;

б) предельно допустимый уровень снижения уровня и каче­ства жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выжи­вания нации;

в) предельно допустимый уровень снижения затрат на сохра­нение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

Система пороговых значений экономической безопасности должна быть основана на принципиальных положениях Государ­ственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, до­статочный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обес­печивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестаби­лизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется сле­дующими обстоятельствами:

Степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

Мерой притязаний других стран на экономическую или по­литическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;

Наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защи­щенности;

Степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значитель­ной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция экономической безопасности России должна ос­новываться на учете многообразия факторов, включая ее глав­ный элемент - рост эффективности экономики. В связи с этим экономическая безопасность - это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обу­словливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме, связанной с жизнеобеспечением общества и населения. На данном этапе исследования можно выделить две основные классифи­кационные группы экономической безопасности как объекта использования (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификационная схема экономической безопасности как объект исследования*

Объект Ситуационный Функционально-
экономической временно-полити- предметный
безопасности ческий признак признак
1. Безопасность общества 1. Антикризисная экономическая безопасность 1. Внутренняя экономическая безопасность
2. Безопасность личности 2. Экономическая безопасность в условиях мирного времени 2. Внешняя экономическая безопасность
3. Безопасность социума 3. Экономическая безопасность в условиях вооруженных конфликтов 3. Информационная безопасность
4. Безопасность экономического субъекта 4. Экономическая безопасность в условиях противостояния государств 4. Социально - демографическая безопасность
5. Региональная безопасность 5. Экономическая безопасность в условиях изоляционизма 5. Продовольственная безопасность
6. Экономическая безопасность в переходный период 6. Энергетическая безопасность
7. Экономическая безопасность в чрезвычайных ситуациях 7. Технологическая безопасность
8. Техногенная безопасность

*Дворянков В.А. Экономическая безопасность.


Таким образом, объектом экономической безопасности явля­ются экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопас­ности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и инсти­туциональных преобразований, отвечающих требованиям эконо­мической безопасности.

Анализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.

Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление (рис. 7.2) и включает:

Экономическую безопасность страны в целом;

Экономическую безопасность региона;

Экономическую безопасность отрасли и отдельного пред­
приятия;

Экономическую безопасность отдельного гражданина и
предпринимателя.

Рис. 7.2. Многоуровневость экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных инте­ресов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внут­ренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.

1. Информационно-аналитические меры:

Мониторинг имеющейся информации относительно уязви­мости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;

Выработка текущих и прогностических оценок развития эко­номических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;

Разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

2. Меры регулятивного воздействия:

Локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны;

Устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения эко­номической безопасности и др.

3. Меры прямого противодействия:

Противодействие носителям всех угроз жизненно важным интересам страны;

Контроль за состоянием экономических отношений в стране;

Программа выхода из экономического кризиса и др.

В совокупности указанные меры представляют собой политику
обеспечения экономической безопасности.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защи­щенности от факторов опасности на уровне его личных интере­сов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безо­пасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опас­ность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

Экономическая безопасность организации обеспечивается дей­ственностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее иму­щество, интеллектуальную собственность, благоприятную финан­сово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Нормативные гарантии подразумевают правовое обеспечение хозяйственной деятельности организации, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защиту правомерного поведения подразделений и работников организации в целях его безопасности, использование мер госу­дарственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы организации. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности организации.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выделения и устранения угроз деятельности организации, использования механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров, а также принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллек­тива организации для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов организации, обес­печивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия, организации предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, которая включает разработку
и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий,
носящих предупредительный характер и направленных на пре­дотвращение или уменьшение ущерба для безопасности струк­турных подразделений предприятия, его работников и членов
их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности
по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые
в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспе­чению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, которая состоит в осуществле­нии комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление
факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюде­ния требований режима безопасности и сигналов в отношении
конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Региональная безопасность связана с реализацией идеи нацио­нального единства, блокированием сепаратистских тенденций, развитием дезинтеграционных экономических процессов. Анализ

современной социально-экономической ситуации в стране показывает, что причины возникающих угроз экономической безопасности имеют ярко выраженный региональный характер, причем они регионально дифференцированы.

В общих чертах структура региональной экономической безо­пасности России представляет собой комплекс экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, ко­торые призваны обеспечивать:

1) предпосылки для ее выживания и сохранения ее региональ­ных структур в условиях кризиса и будущего развития;

2) защиту жизненно важных интересов страны и ее территорий
в отношении ее ресурсного потенциала;

3) создание внутреннего иммунитета и внешней защищенности
от дестабилизирующих воздействий;

4) конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых
рынках и устойчивость их финансового положения;

5) обеспечение достойных для цивилизованного человека
условий и образа жизни, а также условий для обеспечения устой­чивого и нормального воспроизводства общественных процессов.

Экономическая безопасность региона - это совокупность усло­вий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательное ее развитие. Одно­временно это и степень ее, с одной стороны, интеграции с эко­номикой Федерации, а с другой - региональной независимости.

Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Исходя из этого и учитывая необходимость обеспе­чения национальной и экономической безопасности России, госу­дарственная региональная политика призвана решать двуединую задачу:

а) активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики;

6) локализовать региональные конфликты, ликвидировать их
последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порож­дающие.

Необходимо учитывать, что дезинтегрирующее действие ряда региональных процессов несет потенциальную угрозу националь­ной безопасности страны и сохранению единого экономического пространства.


Похожая информация.


Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

Объектами экономической безопасности являются:человек и гражданин – благосостояние, удовлетворение потребностей и уровень жизни;общество – поступательное развитие, сохранение и приумножение духовных, морально-этических, культурных, исторических, интеллектуальных и материальных ценностей, информационного пространства, сохранение окружающей среды;государство – суверенитет, независимость, эффективность и рост национальной экономики, решение социальных задач, конкурентоспособность.Субъектами обеспечения экономической безопасности являются:

· Президент Украины;

· Верховная Рада;

· Кабинет Министров;

· Рада Национальной безопасности и обороны;

· Национальный банк;

· министерства и центральные органы власти;

· суды общей юрисдикции;

· прокуратура;

· местные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· СБУ, СВР, ГПС ГТС;

· граждане и общественные организации.

54.Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы

большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения

ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных

направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в

другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего

рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии

управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства

механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня

образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий

ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

55. Социально-экономическая ситуация в России как опасность для страны.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.Социальные опасности в рассматриваемом контексте могут быть также классифицированы по определенным признакам.

1. По природе, связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т. д.); с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.); с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение); с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т. д.); с суицидами.

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.

56. Основные направления государственного участия в обеспечении безопасности в сфере предпринимательства.

При выработке концепции защиты следует в первую очередь исходить из того, что конечной целью применения любых мер противодействия угрозам является защита персонала, материальных и финансовых средств и информационных ресурсов от нанесения им материального и морального ущерба в результате случайных или преднамеренных действий.По целям защитные мероприятия должны обеспечивать: предупреждение появления угроз; выявление возможных направлений и степени нарастания опасности; обнаружение реальных действий, приносящих ущерб предпринимательству; пресечение разглашения и утечки информации и несанкционированного доступа к ней; ликвидацию последствий неправомерного получения информации и ее использование злоумышленниками.Защитные меры, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, можно рассматривать как объектовые, групповые и индивидуальные, а по характеру – активные и пассивные средства и мероприятия.Обеспечение экономической безопасности предпринимательства можно классифицировать следующим образом: по целям действий – предупреждение, выявление, обнаружение, пресечение и ликвидация последствий; по направлениям обеспечения – правовая, организационная и инженерно-техническая защита; по видам угроз – разглашение, утечка, несанкционированный доступ; по объектам – территория, здания, помещения, аппаратура; по уровням охвата - объектовая, групповая, индивидуальная; по видам объектов – персонал, материальные и финансовые ценности, информация; по характеру – активные и пассивные. В предпринимательской среде следует разграничивать формированные группы и объединения по принципу их защищенности.Однако главным в безопасности предпринимательства являются экономические рычаги по возмещению ущерба и предотвращению негативных последствий для организации бизнеса. В этом заключается основной смысл обеспечения экономической безопасности предпринимательства от противоправных действий. А если так, то поддержание правопорядка в экономической сфере заключается в развитии судебной системы с ведущей ролью арбитражных судов. Только арбитражные суды, а не административные и другие внешнеэкономические меры могут воссоздать нормальный правопорядок в экономике и сделать предпринимательство цивилизованным.
57. Пути и средства обеспечения экономической безопасности.

К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасности России большинство исследователей относят: 1) Геополитическое и экономико-географическое положение России; 2) Экономическую и военно-политическую мощь России; 3) Ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики; 4) Приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны; 5) Параметры отраслевой и региональной структур ВВП; 6) Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций; 7) Наличие резервов стратегически важных материальных благпервого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках; 2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».

58.Основные виды внешних угроз современной России.

Основные внешние угрозы:развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;вмешательство по внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;чрезвычайная ситуация военная конфликтнаянестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странахнаращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

59.Условия обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

Формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

Достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

Обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

Долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками


60. Объекты опасного информационного воздействия.

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть:сознание, психика отдельных людей и их сообществ (если выделить социальные объекты информационной безопасности, то таковыми являются личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество);информационно-технические системы различного масштаба и назначенияЕсли объектом такого воздействия является сознание людей, то речь идет о разглашении государственных тайн, вербовке агентов, специальных мерах и средствах по обеспечению подслушивания, медикаментозных, химических и др. воздействиях на психику с целью "развязать язык" и заставить что-то забыть, использовании детекторов лжи и т.д. Информационную безопасность от воздействий данного вида осуществляют органы цензуры, службы обеспечения секретности, контрразведка и другие субъекты информационной безопасности.

Если же информация выводится из технических систем, то речь идет о технической разведке или шпионаже (перехвате телефонных разговоров, радиограмм, сигналов других систем коммуникации), проникновении в компьютерные сети, банки данных и т.д. Подобного рода деятельностью занимается, например, Агентство национальной безопасности США, затрачивая на это около 15 млрд.долл. в год. Противодействуют технической разведке органы контрразведки, структуры, занимающиеся теорией и практикой защиты компьютерных средств, систем связи и т.д.


61.Проблемы конфиденциальности и достоверности информации в Интернете.


62. Способы и методы защиты информационных ресурсов.

Обеспечение безопасности информации требует сохранения следующих её свойств:- целостности;

Доступности;

Конфиденциальности.

Целостность информации заключается в её существовании в неискажённом виде, т. е. неизменном по отношению к её исходному состоянию. Под целостностью информации понимается свойство информации сохранять свою структуру и/или содержание в процессе передачи и хранения.

Доступность - свойство, характеризующее способность информации обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.

Конфиденциальность - свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определённого круга пользователей, а также статус, предоставленный данным и определяющий требуемую степень их защиты. Методы обеспечения информационной безопасности весьма разнообразны.Сервисы сетевой безопасности представляют собой механизмы защиты информации, обрабатываемой в распределённых вычислительных системах и сетях. Инженерно-технические методы ставят своей целью обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам - например, за счёт перехвата электромагнитного излучения или речевой информации. Правовые и организационные методы защиты информации создают нормативную базу для организации различного рода деятельности, связанной с обеспечением информационной безопасности. Теоретические методы обеспечения информационной безопасности, в свою очередь, решают две основных задачи. Первая из них - это формализация разного рода процессов, связанных с обеспечением информационной безопасности. Так, например, формальные модели управления доступом позволяют строго описать все возможные информационные потоки в системе - а значит, гарантировать выполнение требуемых свойств безопасности. Отсюда непосредственно вытекает вторая задача - строгое обоснование корректности и адекватности функционирования систем обеспечения информационной безопасности при проведении анализа их защищённости. Такая задача возникает, например, при проведении сертификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации.


63. Основные категории источников, обладающих конфиденциальной информацией. Комплексность характера системы защиты информации.


64. Виды комплексной защиты конфиденциальной информации.


65. Сущность техногенных опасностей, характер их воздействия на человека.

. ТЕХНОГЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

Потенциальная опасность – угроза общего характера, не связанная с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаро-взрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность – конкретная угроза воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

Пример. Движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.


66. Причины негативных воздействий техносферы на человека.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест. Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы , так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

67.Требования к производственному оборудованию в вопросах безопасности.

Общие требования безопасности к производственному оборудованию установлены ГОСТ 12.2.003-74. В них определены требования к основным элементам конструкции, органам управления и средствам защиты, входящим в конструкцию производственного оборудования любого вида и назначения.

Специфические особенности производственного оборудования учитываются по каждому его виду отдельными стандартами.

Основными из общих требований являются следующие. Производственное оборудование должно быть безопасно при монтаже, эксплуатации и ремонте как отдельно, так и в составе комплексов и технологических схем, а также при транспортировании и хранении. Оно должно быть пожаровзрывобезопасным. Все это рассчитывается на обеспечение безопасности в течение всего срока службы оборудования.

Все виды производственного оборудования должны охранять окружающую среду (воздух, почву, водоемы) от загрязнения выбросами вредных веществ выше установленных норм.

Непременным условием является обеспечение надежности, а также исключение опасности при эксплуатации в пределах, установленных технической документацией. Нарушение надежности может возникнуть в результате воздействия влажности, солнечной радиации, механических колебаний, перепада давлений и температур, агрессивных веществ, ветровых нагрузок, обледенения и т. п.

Материалы, применяемые в конструкции производственного оборудования, не должны быть опасными и вредными. Не допускается использование новых веществ и материалов, не прошедших проверки на пожаробезопасность. Установленные требования к производственному оборудованию обеспечиваются выбором принципов действия, конструктивных схем, безопасных элементов конструкции и т. п.; применением в конструкции средств механизации, автоматизации и дистанционного управления; применением в конструкции средств защиты; выполнением эргономических требований; включением требований безопасности в техническую документацию по монтажу, эксплуатации, ремонту, транспортированию и хранению.

Составные части оборудования должны исключать возможность их случайного повреждения, вызывающего опасность.

Конструкции производственного оборудования, имеющего газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы, выполняются в соответствии с требованиями безопасности, действующими для этих систем.

Конструкция оборудования должна исключать возможность случайного соприкосновения работающих с горячими (> + 45 °С) и переохлажденными частями.

Выделение и поглощение оборудованием тепла, а также выделение им влаги в производственных помещениях не должны превышать предельно допустимых концентраций в рабочей зоне.

Конструкция производственного оборудования должна предусматривать защиту от поражения электрическим током, включая случаи ошибочных действий обслуживающего персонала, а также исключать возможность накопления зарядов статического электричества в опасных количествах.

При полном или частичном прекращении подач энергоносителя (электрического тока, жидкости в гидросистемах, сжатого воздуха и т. п.) к приводам этих устройств рабочие органы производственного оборудования, а также захватывающие, зажимные и подъемные устройства не должны представлять опасности.

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать исключение или снижение до регламентированных уровней шума, ультразвука, вибрации, а также вредных излучений.

К основному оборудованию для обеспечения его безопасности при эксплуатации и защиты обслуживающего персонала дополнительно предусматривают защитные устройства . Их можно подразделить на специальные иобщие .

Специальные защитные устройства объединяют защитные устройства от радиоактивных излучений, электрического тока, проявлений атмосферного электричества и т. п., предусматриваемые при проектировании оборудования.

Общие защитные устройства включают ограждения, блокировки, тормоза и другие приспособления.

Требования техники безопасности к специальным защитным устройствам приведены в соответствующих разделах книги. Они являются наиболее совершенными средствами защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов.

Общие защитные устройства предназначаются для ограждения движущихся или опасных для прикосновения частей механизмов и приборов, исключая возможность доступа к ним; блокировки ограждений с электродвигателем, а также приборами для его пуска и защиты; приспособлений, обеспечивающих безопасность пуска и надежность останова механизмов, приборов сигнализации безопасности.


68.Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек - машина».

Человеческие факторы представляют собой характеристику человека (или группы людей) и машины (или технические системы), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе «человек - машина», функционирование которой определяется достижением поставленной цели. Человеческие факторы имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия, который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Учёт человеческие факторы является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина». Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.

Различают понятия «Человеческие факторы» и «личный фактор». В отличие от Человеческие факторы, понятие «личный фактор» (введённое в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте) включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Человеческие факторы - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек - машина» как функционального целого

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...