Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления.


Экономическая структура подвержена изменениям, причем, чем быстрее происходят эти изменения, тем эластичнее приспосабливается структура к требованиям времени и тем успешнее развивается экономика.

Структурные изменения чаще всего идут по двум основным путям. В одном превалируют стихийные, чисто рыночные силы. Структура изменяется в результате изменений в норме прибыли. Капитал, рабочая сила, предпринимательская энергия устремляются туда, где сегодня стало выгоднее. Это – так называемый американский путь. По нему же в 80-х гг. шла и Великобритания. Государство выполняло пассивную роль. Этот путь оказался долгим, со значительными социальными издержками и сопровождался замедленным темпом роста эффективности производства.

Другой путь – широкое использование государственных рычагов для ускорения прогрессивных структурных изменений. В этом случае обычно применяют методы прогнозирования: какие элементы структуры в будущем следует сократить, а каким целесообразно оказать содействие. Это – типично японский путь. За Японией вот уже более 40 лет по этому пути идет Южная Корея. Для него характерны: опора на централизованные рычаги регулирования, государственное планирование и ускоренный межотраслевой перелив ресурсов. Этот путь более быстрый, с меньшими социальными издержками и значительными темпами роста производительности («японское чудо»).

Структурная политика в переходный период. Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).

Выделим направления структурной политики.

1. Воздействие на совокупное предложение. Оно бывает прямое (в форме субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований) и косвенное (путем налоговых льгот с целью увеличения объема выпуска продукции, стимулирования инвестиций).

2. Государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, ориентированных на поставку значительной части своих товаров и услуг на внешний рынок.

3. Формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их в инвестирование реального сектора экономики. Это можно осуществить как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и кредитно-денежного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в самые эффективные объекты реального сектора.

Перестройка отраслевой структуры экономики в пользу отраслей, получивших слабое развитие в плановой экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, социальных, информационных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко возросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно сильно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (сельское хозяйство, угольная промышленность).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в производстве предприятий, только наиболее конкурентоспособных видов продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Концепция структурной перестройки экономики России.

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1. Топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции.

2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, частично танкостроение). Они нуждаются в поддержке государства на внутреннем и внешнем рынках.

3. Отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Выводы по теме: Переходный период от плановой экономики к рыночной происходит достаточно болезненно. Экономика страны нуждается в структурной перестройке, что не может в краткосрочном периоде не вызвать множества негативных последствий (безработица, инфляция). Однако правильно проводимые реформы приведут национальную экономику к искомому результату.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Определите основное содержание переходной экономики. Какими двумя основными путями возможна трансформация экономики из плановой в рыночную?

2. Охарактеризуйте процесс либерализации цен в экономике.

3. Каковы основные итоги и перспективы приватизации в России?

4. Назовите основные структурные сдвиги в российской экономике, произошедшие за последние 15 лет.

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой . Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики , являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной перестройки в России

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Тенденции развития промышленности

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

За время рыночных реформ в России происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. Изменение структуры экспорта и импорта промышленной продукции характеризуется следующими данными (%) :

Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. – 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. – 8,4 и 14,6% соответственно.

Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.

С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2–3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

Правительство намечает целую систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций.

Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп.

Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие основные направления развития.

В черной металлургии, и в частности в прокатном производстве, основным направлением совершенствования структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Рентабельность в черной металлургии составила в 1996 г- 8,2%, т.е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации –техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы в конце 90-х гг. может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.

В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Структурные изменения в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).

Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.

Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной перестройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания и промышленным сырьем.

В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.

Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:

    активизация работы по преобразованию земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;

    равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;

    поддержка разнообразных агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий) с полным циклом производства;

    привлечение частного капитала в аграрный сектор путем создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;

    использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;

    стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;

    бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растений и охрану окружающей среды.

Совершенствование воспроизводственной структуры экономики

Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. – 12, в 1994 г. – 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных – сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40–50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28–30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32–34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3–3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой .

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве – мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

    транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

    инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

    коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте – коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях– в черной металлургии, угольной промышленности и др. – значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача–снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Региональные аспекты структурной перестройки

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

    добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

    промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

    агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва–Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Выводы

    Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

    Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».

    Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

    Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

    Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

    Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

    Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.

Термины и понятия

Национальное (народное) хозяйство

Народнохозяйственный комплекс

Структура экономики

Структурная перестройка

Сфера экономики

Отрасль экономическая

Сектор экономики

Межотраслевой комплекс

Агропромышленный комплекс

Инфраструктура

Вопросы для самопроверки

    Дайте определения понятий «народнохозяйственный комплекс», «сфера экономики».

    Что понимается под отраслями экономики?

    Что понимается под межотраслевыми народнохозяйственными комплексами?

    Что понимается под экономической структурой экономики? Назовите основные типы экономических структур.

    Каковы особенности и направления структурной перестройки экономики в России?

    Дайте характеристику основных направлений развития важнейших отраслей промышленности.

    Каковы основные направления структурной перестройки в агропромышленном комплексе?

    В чем состоят региональные особенности структурной перестройки российской экономики?

Рыночная трансформация экономики Украины связана с решением такого важного задания, как структурная перестройка экономики. Создание социально ориентированной рыночной экономики невозможно без радикального изменения тех пропорций, которые сложились в экономике Украины во время функционирования ее в составе СССР. Именно на радикальные всесторонние изменения должна быть сориентирована структурно-инвестиционная политика. Надо также заметить, что структурные изменения экономики, ее социальная и технологическая переориентация является одним из самых сложных стратегических задач трансформационных процессов, решение которого требует длительного периода времени.

Необходимость структурной перестройки экономики

Структура (от латинского structura - построение, размещение) - это внутреннее строение чего-то, определенная взаимосвязь составных частей целого, что обеспечивает его целостность и сохранение основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Структура экономики - это комплекс внутренних связей между ее основными элементами (сферами, отраслями, секторами, регионами, формами собственности и т. п.) и отдельными структурными образованиями внутри этих элементов, связанных между собой разделением труда. Это, прежде всего, пропорции между ее разными составляющими. Поэтому различают разные ее виды (см. схему 23.1).

Это, во-первых, воспроизводственная структура, что является соотношением и определенной совокупностью внутренних связей между основными сферами экономической системы, а именно - непосредственным производством, распределением, обменом и потреблением, а также между воспроизведением экономических благ, человека, как основного фактора производства, и экономических отношений.

Воспроизводственная структура характеризуется и соотношением между составляющими национального продук

Схема 23.1. в

ту как за натуральными, так и стоимостным (денежным) составом, а также между фондами накопления и потребления. Территориальной (региональной) структурой, является соотношение между различными территориально-административными образованиями, такими как экономические районы, регионы, зоны. Технологическая структура экономики представляет собой соотношение между отдельными составляющими вещественных элементов производительных сил, а также между ними и личностными факторами производства. Разделение экономики на социально-экономические секторы и соотношение между ними образует социально-экономическую структуру экономики. Она включает частный, государственный и смешанный секторы и выражает определенное сочетание экономических и социальных отношений. Выделяют и внешнеэкономическую структуру как соотношение экспортно-импортных отношений различных отраслей и территориальных образований национальной экономики с зарубежными странами. Отражением достигнутого уровня развития производительных сил и разделения труда является отраслевая структура экономики. Это соотношение между различными отраслями и их группами. Она характеризует пропорции между такими крупными отраслями, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и другие. Каждая большая ветвь делится на определенные группы отраслей, так, например, промышленность включает добывающие отрасли, машиностроение, легкую и пищевую промышленность. В свою очередь, каждая из отраслей охватывает несколько областей. их соотношение чаще всего отражается в структуре национального продукта.

Итак, структура экономики - это совокупность ее составляющих, что находятся в соответствующих связях и взаимоотношениях и определяют качество функционирования всей экономической системы. Она всегда подчинена основным целям социально-экономического развития страны.

Структура экономики является динамичной, поскольку отражает изменчивость самой экономики. Эти изменения происходят под влиянием различных факторов, среди которых - условия производства, конъюнктура рынка, социальные и духовные потребности членов общества. Изменение таких факторов обусловливает структурную перестройку экономики, которая необходима Украине после обретения независимости. Рассмотрим более конкретно причины такой перестройки экономики.

Структура экономики Украины сформировалась в бывшем Советском Союзе и была подчинена целям его развития и стран бывшего Совета экономической взаимопомощи. В Украине был создан мощный топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический и нефтехимический, строительный, агропромышленный производственные комплексы. Но экономика нашего государства в составе бывшего народнохозяйственного комплекса СССР не отвечала потребностям человека, была подчинена политике, конъюнктурным лозунгам и военным целям. ее особенностью был приоритет производства средств производства, различных видов оружия и средств их доставки - стратегических и тактических ракет. Это требовало большого количества сырья, материалов и энергии. В результате почти треть всей промышленной продукции Украины в 1990 г. приходилась на топливно-энергетические, металлургические и химические производства. Это делало экономику энерго - и материалоемкой. Матеріаловиробничі отрасли составили более четверти от общего объема промышленной продукции, причем структура материалов была крайне устаревшей. Почти половину производимых материалов составляли металлы, тогда как объем продукции химической и нефтехимической промышленности достигал 24%. В Украине, территория которой составляла 7% от территории СССР, а население - 18%, было сконцентрировано более трети союзных мощностей металлургического производства, четверть добычи угля, значительную часть производства оборудования. Это свидетельствует, что отраслевая структура промышленности Украины слишком отягощена производством первичных ресурсов и полуфабрикатов. Доля топливно-энергетического комплекса в структуре промышленности Украины более чем вдвое выше, чем в структуре промышленного производства таких стран, как Франция, Германия, Италия, а металлургического комплекса - почти втрое.

Продукция машиностроения и металлообработки составляла в общем объеме промышленной продукции более трети, из которой более трети приходилось на военную продукцию (ее выпускали более 700 предприятий). В то же время продукция отраслей, выпускавших потребительские товары, составляла менее трети от общего объема производства промышленной продукции, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель достигает 50-60%. Производственные фонды в этих отраслях составляли лишь 10% производственных фондов промышленности. Это является свидетельством того, что структура экономики Украины, что осталась после распада СССР, является недостаточно социально ориентированным. Она неспособна обеспечивать сбалансирование потребительского рынка, повышение реальных доходов населения, нормальное функционирование экономики. После прекращения существования СССР Украина оказалась без таких важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза. За счет импорта получают 60-80% цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Лишь наполовину за счет собственного производства удовлетворяются потребности в химическом оборудовании, электротехнических и кабельных изделиях, продукции целлюлозно-бумажной, текстильной и медицинской промышленности. В машиностроении почти отсутствуют такие направления, как производство оборудования для легкой промышленности, химических волокон, кино - и фотоматериалов, товаров бытовой техники, средств для перерабатывающих отраслей АПК. Неэффективной является структура топливно-энергетического баланса страны. Хотя основным источником топливных ресурсов является уголь, топливный баланс состоит преимущественно из нефти и газа, то есть продуктов естественного происхождения, наличие которых зависит от монопольного поставщика - России.

Сырьевая и полуфабрикатная направленность промышленного производства Украины, кроме низкой рентабельности, предопределяет высокую энергоемкость национального продукта и угрожающую техногенную нагрузка на окружающую среду. Энергоемкость ВВП Украины составляет 0,89 кг условного топлива на 1 долл. Это в 2,6 раза выше, чем среднемировой показатель. Даже в России этот показатель ниже, чем в Украине. За неудовлетворительную отраслевую структуру эффективность обрабатывающей промышленности почти вдвое отстает от добывающей.

Итак, отраслевая структура экономики Украины на момент обретения независимости не соответствовала новым целям, стоящим перед страной как самостоятельным государством. Во-первых, такая структура не обеспечивает экономическую независимость государства. Во-вторых, она не способствует повышению конкурентоспособности экономики. По ЕЕ уровню Украина занимает последнее место среди 53 стран, за которыми ведет наблюдение Всемирный экономический форум. Это существенно затрудняет формирование привлекательного имиджа Украины среди международных деловых кругов и сдерживает их от вложения инвестиционных ресурсов в экономику Украины. В-третьих, такая структура тормозит вхождение Украины в систему мирохозяйственных связей как равноправного партнера.

Отраслевая структурная несовершенство дополняется научно-технической отсталостью многих отраслей материального производства, их низкой товарностью относительно изготовления конечной продукции, сырьевой и полуфабрикатной направленностью экспорта, зависимостью от монопольного импорта энергоносителей и некоторых других особо важных видов сырьевых ресурсов, преимущественно военной ориентации машиностроительного комплекса. Ресурсоемкий и преимущественно затратный фактор производства, ориентированный на дешевые ресурсы бывшего СССР, значительно снижает конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках, что приводит к росту внешней задолженности и неустойчивости во время мировых экономических кризисов.

Структура экономики Украины характеризуется также территориальными диспропорциями в уровнях экономического развития большинства региональных хозяйственных комплексов, нерациональным использованием их природно-ресурсного и производственного потенциала. Дифференциация между областями по уровню производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на одного жителя выше двойную.

Неблагоприятная структура экономики Украины, полученная в наследство от Советского Союза, в течение 1990-х годов не только не улучшилась, а существенно ухудшилась. Подверглась деформации воспроизводственная структура экономики. Падение объемов производства, снижение уровня оплаты труда, невзвешенная налоговая политика привели к ухудшению пропорций формирования ВВП по категориям дохода. Доля традиционно самой высокой категории дохода в ВВП оплаты труда - снизилась с 59% до 47,5%. Одновременно возрос удельный вес начислений и налогов с 30 до 50%, что осложнило сбалансированности воспроизводственных пропорций, обеспечения минимального жизненного уровня населения и ограничило возможности экономического роста. Произошло стремительное падение доли сбережений отраслей реальной экономики, в то же время резко возрос удельный вес финансового сектора. По сути, денежные ресурсы перенаправлены в пользу финансового сектора, что, по сути, привело к ослаблению реального сектора экономики.

Негативные тенденции воспроизводственной структуры проявились и в том, что Украина постепенно превращается в государство с споживальницькою структурой экономики. Доля конечных потребительских расходов в структуре ВВП в течение 1990-х годов выросла с 73,6 до 83,7%, тогда как удельный вес валовых инвестиций сократилась с 27,4 до 20,1%. Произошло снижение объемов накопления основного капитала в результате постоянного уменьшения объема капиталовложений.

Усилились диспропорции в отраслевой структуре реальной экономики. Существенно уменьшился удельный вес производства товаров в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Если в 1990 г. на их долю приходилось 70,7% ВВП, то в 1992 г. - только 52,5%. В то же время доля услуг таких отраслей, как транспорт, торговля, связь и другие, повысились с 29,3 до 47,5%.

Ухудшились пропорции и в промышленном производстве. Удельный вес отраслей топливно-сырьевого комплекса, производящая преимущественно первичную и промежуточную продукцию, выросла с 33,3% до 60,6%, тогда как отраслей по производству конечного потребления существенно сократилось. Так, доля продукции машиностроения и металлообработки уменьшилась за этот период почти вдвое, а легкой промышленности - в 6,3 раза.

Обострились структурные проблемы с производством потребительских товаров, удельный вес которых в общем объеме продукции промышленности снизилась с 31,3 до 19,7%. Если учесть, что за этот период объем промышленной продукции сократился вдвое, то выпуск потребительских товаров уменьшился втрое.

Ухудшение технологического базиса украинской экономики продолжалось. Почти в 2,5 раза сократилось количество специалистов, которые занимаются научно-технической деятельностью, резко уменьшилось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений. Большинство промышленных предприятий прекратили заниматься инновационной деятельностью. Сократилось производство важнейших видов высококачественной промышленной продукции. Катастрофической является ситуация с физическим и моральным старением промышленно-производственных основных фондов.

Не произошло улучшения и в структуре внешнеэкономических связей. При некотором увеличении объемов экспорта его структура ухудшается, поскольку растет доля сырьевой-полуфабрикатных товаров. Удельный вес минеральных продуктов, черных металлов, продукции химической промышленности достигла в 1997 г. почти 65%. А доля машин, оборудования, транспортных средств и приборов составляла меньше 14%.

Нерациональная структура украинской экономики обусловливает также ее низкую эффективность. Хотя наше государство имеет высокий рейтинг среди развитых стран мира в обеспечении основными производственными фондами, она намного отстает от них по уровню их использования. Так, от Франции Украина отстает за использованием основного капитала в 3 раза, сельхозугодий - в 11 раз, трудовых ресурсов - в 15 раз, научного потенциала - более чем в 20 раз.

Указанные выше явления убедительно свидетельствуют, что в течение 1990-х годов произошло существенное обострение структурных проблем почти по всему спектру экономики. Это, бесспорно, нуждается в серьезных структурных сдвигов в экономике в направлении усиления социальной ориентации экономики, ресурсо - и энергосбережения, технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности экономики.

Структурная перестройка имеет широкий спектр воздействия на формирование и развитие эффективной рыночной модели экономики. Реализация ее целей предполагает определение основных направлений. Это, во-первых, формирование макроэкономических пропорций, адекватных социально ориентированной рыночной экономике. Такие пропорции должны, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для повышения темпов роста ВВП как основного показателя, что определяет ресурсные возможности экономики, а с другой - эффективное его использование в таких сферах, как конечное потребление, инвестиции и внешняя торговля. Чтобы эти пропорции сформировать, нужны такие меры:

Стабилизация и постепенное повышение темпов развития экономики;

Повышение эффективности производства, прежде всего за счет снижения материалоемкости производства на основе прогрессивных технологий;

Формирования отраслевой структуры производства ВВП, приближенной к структуре развитых стран. Это требует высоких темпов развития сферы услуг;

Достижение более эффективного использования ВВП за счет увеличения доли потребления населением материальных благ и услуг, наращивание экспортного потенциала и формирования положительного сальдо торгового баланса.

Вторым направлением структурной перестройки экономики является развитие научно-технического потенциала, максимальное его направленности на разработку, освоение и широкое использование принципиально новых машин, технологий и материалов. Реализация этого направления предусматривает:

Обеспечение сохранения кадрового и научного потенциала страны;

Создание условий для развития научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих развитие прогрессивных отраслей экономики;

Диверсификацию научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса.

Третьим направлением структурной перестройки е радикальная смена природопользования для уменьшения технологической нагрузки на окружающую среду. Это предполагает:

Мероприятия по повышению эффективности использования природных ресурсов;

Переход на экологически чистые технологии и производственные процессы, выведение из действия экологически вредных производств.

Претворение в жизнь указанных основных направлений структурной перестройки требует существенных изменений в материальном производстве, социальной сфере и региональной структуре экономики. Прежде всего, изменения должны происходить в промышленном комплексе страны, который является достаточно мощным. По объему производственных фондов Украина принадлежит к индустриально развитых стран мира. Но их качественные показатели существенно уступают современным требованиям научно-технического прогресса. Поэтому этот комплекс далеко не полностью соответствует потребностям экономики страны, поскольку недостаточно ориентирован на производство продукции конечного потребительского спроса, перегружен отраслями первичного сектора экономики с низкой степенью переработки сырья, имеет высокую материало - и энергоемкость производства в условиях почти монопольной зависимости от импорта энергоносителей. Значительная часть промышленного комплекса Украины ориентирована на выпуск военной продукции при отсутствии завершенных технологических циклов производства, а в отрасли гражданского производства имеют отсталый технологический и экономический уровень производства, что предопределяет недостаточную конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Поэтому в промышленном комплексе должны происходить изменения, направленные на создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять как подавляющую часть своих потребностей экономики Украины, так и принимать активное участие в мирохозяйственных связях на взаимовыгодных условиях. Такие изменения будут осуществляться одновременно на двух уровнях - межотраслевом и отраслевом.

На межотраслевом уровне будет постепенно повышаться доля отраслей по производству потребительских товаров, прогрессивных видов материалов и средств технического переоснащения экономики. Это даст возможность сформировать межотраслевую структуру производства, адекватную потребностям экономики Украины и мировому опыту. Такие пропорции в промышленном комплексе предполагается достичь за счет следующих мер:

Замедление темпов развития энергоемких отраслей, что снизит их долю в ВВП;

Улучшение отраслевой структуры отраслей, производящих материалы, структуры материалов, за счет преимущественного развития химической и нефтехимической промышленности и поддержки высоких темпов развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей и промышленности строительных материалов;

Активизация развития и повышения в структуре промышленного производства доли социально ориентированных отраслей - легкой и пищевой промышленности;

Поддержание высоких темпов развития машиностроения и металлообработки, проведения работ по конверсии и диверсификации предприятий военно-промышленного комплекса, что создает материально-техническую основу для переоснащения других отраслей экономики и проведения структурной перестройки в целом.

Реализация структурных изменений на втором уровне будет происходить путем:

Повышение социальной ориентации производства в каждой отрасли;

Формирование эффективной структуры производства в отдельных комплексах и отраслях путем ограничения развития сырьевых и полуфабрикатных производств, увеличение доли производств, имеющих завершенный технологический цикл и улучшают использование собственного природоресурсный потенциал;

Научно-технического обновления производства, внедрения новых эффективных и экологически безопасных технологий, повышения качества и технологического уровня продукции, освоение новых прогрессивных ЕЕ видов, которые будут конкурентоспособными на внешнем рынке и будут заменять импортные материалы;

Развития производства для удовлетворения потребностей собственной межотраслевой кооперации.

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе направлена на существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциала страны, улучшение удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных пищевых продуктах, обеспечение экспортной ориентации производства. Преимущественного развития будут приобретать такие отрасли АПК, как зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, сахарной свеклы, производство мяса и молока и перерабатывающей промышленности. Это те отрасли, которые опираются на значительные земельные и трудовые ресурсы, благоприятные природные условия и традиции сельского хозяйства Украины.

Важным направлением структурной перестройки АПК является переход к интенсивному типу развития производства, а именно: применение технологий ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, новых улучшенных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепление кормовой базы, освоения почвозащитных систем земледелия, углубления региональной внутриотраслевой специализации производства. В перерабатывающей промышленности главное внимание сосредоточится на углублении переработки сырья, наращивании производства готовых к употреблению продуктов, полуфабрикатов, кулинарных изделий, продукции лечебно-профилактического назначения, обогащенной радиопротекторами и биологически активными веществами, и тому подобное. В сахарной, масложировой, спиртовой и мясоперерабатывающей промышленности предпочтение будет отдаваться модернизации и реконструкции узкоспециализированных предприятий, что значительно повысит уровень комплексной переработки сырья, обеспечит экономию материалов, топливно-энергетических и водных ресурсов. В результате будет обеспечено рациональную структуру АПК, который будет поставлять в промышленность сельскохозяйственное сырье, а населению - высококачественные продовольственные товары, а также займет устойчивое место в мировой торговле.

Структурные преобразования экономики Украины предусматривают значительное расширение и совершенствование непроизводственной сферы, осуществления существенных мер социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной экономике развитие таких отраслей, как образование, здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическая культура и спорт базироваться на таких принципах:

Обеспечение государственной поддержки развития сферы услуг на уровне, который гарантирует нормальные условия жизнедеятельности;

Максимальное привлечение негосударственных средств на содержание и развитие учреждений отраслей социально-культурного назначения;

Коммерциализация сферы услуг при условии, что внедрение здесь рыночных отношений не нанесет вреда обществу.

Важным направлением структурной перестройки является повышение конкурентоспособности производства, увеличение экспортного потенциала страны. Это для Украины имеет особое значение, ибо способствует ускорению рыночной трансформации экономики, вхождению ее в региональных и мировых рынков товаров и созданию валютных резервов, необходимых для модернизации производства. В современном мире конкурентоспособность все больше определяют не традиционные факторы, такие как природные и трудовые ресурсы и капитал, а факторы высшего порядка - инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения, специальные знания в виде научно-технических баз данных с отдельных отраслей и производств, наличие специалистов соответствующего профиля знаний. Украина имеет высокий рейтинг в обеспеченности такими факторами, что создает широкие возможности для получения конкурентных преимуществ. Стратегия структурной перестройки и направляется на повышение эффективности использования названных факторов, прежде всего, в отраслях промышленности. Для этого необходимы основательные исследования конкурентной среды, определение особенностей национальной экономики, которые обеспечат конкурентные преимущества для отечественных производителей.

Структурная перестройка экономики Украины осуществляется и в таких направлениях как формирование энергосберегающей модели развития экономики, технологическое обновление производства, реструктуризация предприятий и создание эффективных региональных структур экономики.

Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика Ясин Евгений Григорьевич

4 Структурная перестройка экономики

Структурная перестройка экономики

Структурная перестройка экономики - главная задача предстоящего десятилетия. Она должна снять угрозу проедания капитала и технологического отставания, открыть простор для экономического роста.

Цели структурной перестройки:

Освоение массового производства конкурентоспособной продукции, прежде всего в обрабатывающей промышленности, создание механизмов быстрого обновления продукции;

Завоевание позиций на внутреннем и мировых рынках;

Повышение производительности и эффективности до уровня развитых индустриальных стран;

Техническое и технологическое обновление производственного аппарата;

Обеспечение эффективной занятости с учетом изменений в размещении производства и необходимых перемещений рабочей силы.

Ключевая проблема, которая должна быть решена для достижения этих целей, - сокращение, а затем и полная ликвидация нерыночного, неконкурентоспособного сектора, состоящего из предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость.

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое структурная реформа? Если «вашингтонский консенсус» – набор рекомендаций, то политика структурных реформ обращает эти рекомендации в требования.Когда бедным странам требуются займы от МВФ или Всемирного банка, они должны соглашаться на условия контроля за

Из книги Военная экономика СССР в период Отечественной войны. автора Вознесенский Николай Алексеевич

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

Глава 3. Кто доминирует на потребительском рынке: структурная асимметрия между ритейлерами и поставщиками К середине 2000-х гг. среди большинства экспертов и политиков сложились стереотипные представления о том, что выросшие розничные сети в России заняли доминирующее

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

3. Перестройка системы управления и централизованное планирование Централизованное планирование - определяющее звено присущей социалистическому обществу системы управления и методов хозяйствования. В нем находит свое выражение коренной объективный закон

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и

автора Ясин Евгений Григорьевич

8 Структурная политика Старый спор относительно необходимости и содержания активной структурной политики, казалось бы, должен решиться сам собой, если выбирается путь модернизации снизу, с опорой на частную инициативу, тем более что выше мы подчеркивали

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

5 Роль государства и структурная политика Необходимость осуществления такого маневра еще раз ставит вопрос о роли государства в экономике вообще и особенно на этапе модернизации. Как известно, это также центральный вопрос дискуссий между двумя основными группами

Из книги Закат империи доллара и конец «Pax Americana» автора Кобяков Андрей Борисович

«Энронизация» экономики Реальность выявляет все более острую противоречивость идущих процессов дерегулирования и вывода из-под эффективного общественного контроля важнейших отраслей экономики. Так, дерегулирование финансового сектора в начале 90-х гг. породило

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

2.7 Виртуальная экономика и структурная политика Виртуальной экономикой с легкой руки американских экономистов Гадди и Икеса называют экономику бартера и неплатежей, возникшую в России вследствие сохранения высокой доли предприятий, производящих отрицательную

Из книги К СИБИРИ НА ВЫ автора Городников Сергей

Перестройка со здравым смыслом Перестройка всё определённее приобретает тяжёлую поступь необратимого политического явления. Однако большинству людей уже трудно избавиться от мистического гнёта этого слова, поскольку здравого, убедительного теоретического

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

48. «Перестройка» советской экономики и ее итоги (1985–1991 гг.) С наступлением второй половины 1980 г. в жизни советского общества наступил серьезный перелом. Кризис командно-административной системы и падение авторитета СССР в восточноевропейских странах предопределили

Из книги Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности автора Готин Сергей Валерьевич

ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА? Логико-структурная схема – это таблица (матрица), содержащая всю основную информацию: цели проекта и промежуточные этапы, по которым можно судить об эффективности работы; увидеть факторы, которые могут повлиять на работу участников;

Из книги Как работать по четыре часа в неделю автора Феррис Тимоти

Нехватка полномочий: правила и перестройка Основная цель – наделить сотрудников полномочиями, обеспечить их всех информацией о происходящем, чтобы они с легкостью могли побить свои прошлые достижения. Билл Гейтс (р. 1955), основатель компании Microsoft, самый богатый человек в

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Структурная корректировка 2004–2005 гг. В 2004 г. под руководством Оуэнса Caterpillar поручила своему комитету стратегического планирования разработать Концепцию-2020 – комплекс конкретных целей для роста, совершенствования продукции и операций, которыми должна была

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...