Структура национальной экономики. Дусенбаев А.А


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ - К РЫНОЧНОЙ

Экономическое развитие в 1985-1986 годах. Перестройка экономики была на первых порах лишь развитием начатого при Андропове политического курса. Продолжался "широкомасштабный экономический эксперимент" в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, предполагавший внедрение элементов хозрасчета.

С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об ускорении научно-технического прогресса. Однако дополнительных капиталовложений в эту сферу так и не последовало.

Привыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

Экономическая реформа 1987 года. Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

Социальные аспекты реформы. С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку. Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

В 1992 г. начался переходный период. Предстояло решить задачи:

Осуществить переход от командной к рыночной экономике.

Создать демократическую политическую систему

Предотвратить распад России

Защитить национальные государственные интересы на международной арене.

В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы. Россия использовала опыт Польши, Чехословакиии и Международного валютного фонда (МВФ). Решено было прибегнуть к варианту «шоковой терапии», т.е. болезненного и быстрого вхождения в рынок. Правительство возглавил сам Президент Ельцин, а творцом реформ стал назначенный в вице-премьером 35-летнийЕгор Гайдар . Программа экономических реформ Гайдара включала в себя:

1. либерализацию цен

2. отказ от государственного регулирования деятельности предприятий

3. резкое сокращение государственных расходов на развитие экономики: сокращение государственного заказа и финансирования

4. достижение конвертируемости рубля

5. предоставление предприятиям самостоятельности и права выхода на мировой рынок

6. приватизация предприятий

7. структурная перестройка экономики: сокращение удельного веса «группы А», перестройка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) на выпуск товаров массового потребления; увеличение удельного веса «группы Б»; техническое переоснащение предприятий(т.е. их модернизация)

С 1992 г. правительство Гайдара применило набор монетаристских мер, так называемая «шоковая терапия».

В январе 1992 г. было введено свободное ценообразование на 90% потребительских товаров: освобождение цен. Государство регулировало цены на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги. Прогнозировался рост цен в 5-10 раз. Но реально цены выросли в 1992 г в 100-150 раз, а к 1996 г. в 5.5-6тыс раз. Положительные последствия либерализации: было предоставлено право торговать всем желающим. Стремительно развивалась частная торговля. За 1992 год удалось насытить рынок товарами, ликвидировать очереди и товарный дефицит. Менялась психология граждан, которые теперь учились рассчитывать только на собственные силы.Негативные последствия политики «шоковой терапии»: 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности, граждане потеряли свои денежные сбережения в банках и др. Недовольна была значительная часть населения. До этого советская экономика была монополизированной (т.е. в каждой отрасли существовало несколько предприятий-гигантов). Монополии получили свободу устанавливать рыночные цены. Они взвинчивали цены, получая сверхприбыль, а покупательная способность населения резко упала. Новые собственники не стали вкладывать деньги в техническую модернизацию предприятий. Они предпочитали вывозить капитал за границу и вкладывать в западные банки. В январе 1992 г. была введена свобода торговли. С одной стороны, предприятия и граждане получили право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны, произошло резкое социальное расслоение общества.

В 1992 г. введен свободный конвертируемый рубль. Это привело к резкому падению курса рубля по отношению к доллару. Весной 1995 г. он «стоил» 5 000 руб.

Массовое недовольство вызвала «народная» приватизация (разгосударствление собственности. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки коллективов и частных лиц. На этой основе образуется акционерная, корпоративная и частная собственность), осуществлявшаяся с лета 1992 г до лета 1994. Руководил ею Чубайс.

Приватизация была осуществлена в два этапа:

1. Приватизацию государственной собственности осуществляли путем бесплатной раздачи всем россиянам приватизационных чеков – ваучеров стоимостью 10 тыс. тогдашних рублей. На эти ваучеры люди получили право приобретать акции приватизированных предприятий. Считалось, что можно с этих акций получать проценты. На деле ваучерная приватизация стала одним из способов ограбления населения. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались. Если в августе 1992 г. на 10 тыс. можно было купить половину автомобиля, то в конце 1993 г. – 3-4 бутылки водки. Люди, не получавшие зарплату вовремя, стали продавать ваучеры. Кроме того, большую часть ваучеров люди отнесли вЧИФы - Чековые инвестиционные фонды. Они, забрав ваучеры у населения, прекратили свою деятельность, фактически ограбив большую часть людей.

Собственниками предприятий стали: бывшая партийная и государственная номенклатура (т.е. лица. Занимавшие высокие посты в государственном и партийном аппарате, бывшие директора предприятий: они скупили ваучеры у населения, а затем акции предприятий, когда они продавались государством дешево), трудовые коллективы, ЧИФы, государство.

Второй этап приватизации начался с 1994 г. - свободная купля - продажа частных и акционерных предприятий на биржах. Лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Результаты приватизации: была создана многоукладная экономика (частная, акционерная, государственная). Появился класс собственников, он формировался из высокопоставленных чиновников и директоров предприятий (61% собственников – представители бывшей номенклатуры)

Произошел глубокий спад производства. Экономика носила сырьевой характер (т.е. развивались отрасли, добывающие сырье: газовая, нефтяная).

В конце 1992 г. оппозиция (Верховный Совет РФ) добилась отставки Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности председателя правительства (с конца 1991 по июнь 1992 гг. он был зампредседателя правительства; июнь-декабрь – и.о. председателя правительства). Причина отставки – экономический кризис, рост недовольства население политикой правительства Гайдара.Премьер-министром нового правительства стал Черномырдин в конце 1992. Он занимал этот пост до марта 1998 г.

Экономические перемены 1993-1999 гг.

В течение нескольких лет не было радикальных экономических реформ. В правительстве усиливалось то реформаторское, то антиреформаторское крыло. Пытались решить задачи: стабилизировать экономику, преодолеть финансовый кризис. Но все эти годы продолжался экономический кризис. Дефицит бюджета был огромным. Правительство брало кредиты у МВФ (Международный валютный фонд). В 1997 г. в «застойное правительство» Черномырдина вошли Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Их называли «младореформаторами». Началось погашение долгов по заработной плате. Началась разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. Не произошло перелома в экономике. Рос внешний долг государства.

Российские и зарубежные аналитики констатировали, что правительство Черномырдина не смогло вывести Россию в число процветающих стран.

Весна 1998 г. – резкий поворот в политике Ельцина. 23 марта неожиданно подписан указ об отставке всего правительства РФ во главе с Черномырдиным. После трех голосований в нижней палате Дума утвердила кандидатуру Президента - Кириенко . Вмарте 1998 г. председателем правительства РФ. был назначен С.В. Кириенко. Первоочередной задачей политики «молодых технократов» стало проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства. Правительство выработало антикризисную программу под названием «новый курс». Однако экономическая ситуация ухудшалась. Причины: нестабильность на азиатских рынках, сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции протеста шахтеров против невыплаты заработной платы и низкого уровня жизни, задержки кредита МВФ, падение цен на нефть. Стремительно падал курс рубля, росли цены на товары. У государства был огромный долг, который нельзя было покрыть налоговой политикой. Единственной мерой была девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. 17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. Центральный Банк РФ заявил об отказе по обязательствам государства в выплате ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 дол. США.17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте – отказ от обязательств по выплате внутренних и внешних долгов. (Государство отказалось возвращать заемные деньги). Не платили проценты поГКО – Государственные казначейские обязательства (это государственные ценные бумаги, которые покупало население, а государство платило по ним проценты; это один из видов внутренних займов). Многие люди потеряли деньги, которые лежали в банках. Резко упал курс рубля. Снизился жизненный уровень населения. Основная причина объявления дефолта – выплаты по внешним и внутренним долгам были столь большими, что не было денег погашать долги. Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку.

За финансовым кризисом последовал политический кризис. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко. Председателем правительства в сентябре 1998 г.стал Примаков Евгений Максимович, известный ученый-международник, полит. Деятель с огромным стажем, ранее занимавший посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел. 11 сен. 1998 г. он получил полное одобрение Думы,компромиссный политик, который сумел наладить отношения с Думой. Правительство Примакова стремилось стабилизировать финансовую ситуацию в стране и не допустить дальнейшего снижения жизненного уровня населения. Погашали долги бюджетникам, государство поддерживало экономику. Начались переговоры с Западом пореструктуризации российских долгов – изменение условий выплаты долга и процентов по нему: увеличение срока погашения, отсрочка платежей, прощение (списание) части долга.

В мае 1999 г. новым председателем правительства был назначенСтепашин

Он занимал это пост всего 82 дня – до августа 1999., когда Ельцин назначил председателем правительства Путина Владимира Владимировича (до мая 2000 г.) (С 1 января 2000г. Путин исполнял обязанности Президента РФ, в марте 2000 г. был избран Президентом.

“В России не будет роста экономики без структурных реформ. Об этом сейчас говорит почти каждая собака. Это не оскорбление, а эпитет для указания на широту распространения мысли.
Итак, у меня вопросы. 1) Что называется структурными реформами и как они связаны с ростом? 2) Какие реформы нужны России?”

Структурные реформы роста – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения в действие которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе.
Реформы должны быть построены на следующих постулатах о соотношениях:
1) Нужно стремиться, чтобы богатство росло не распределительными методами, а созидательными. Нужно больше создавать.
2) Общество в долгосрочной (!) перспективе растет быстрее, если наблюдается равномерное распределение доходов. Нужно стремиться к созданию среднего класса.
3) Монополия в политике и экономике ведет к застою. Соотношение сил в политике и экономике должно быть конкурентным.
Вокруг этих огромных трех постулатов вращается множественное число реформ, мини-реформ, законодательных актов и прочих преобразований. Для того, чтобы все эти преобразования внедрять, контролировать, тестировать и видоизменять нужен глобальный экономический IT-модулятор. Это будет сложная IT-система, которая позволит в виртуальной реальности максимально приближенно к действительности тестировать то или иное предложение с точностью до 80-90% (что вполне хватит для принятия правильного решения).
10 точечных предложений по преобразованиям (а таких преобразований должно быть тысячи!!!):
1) Реформирование тендерной системы. Текущая система без детального анализа имеет два изъяна: либо завышенная стоимость работ в итоге, либо очень низкое качество при минимальной цене. Также сплошь и рядом процветает “откатная схема” работ, которая должна быть априори сведена на нет в новой системе.
2) Заставить пенсионные и страховые деньги работать на благо экономики. Расширить число финансовых инструментов (при этом задать разумные соотношения активов), куда разрешается вкладывать деньги.
3) Создать единую систему IT и техно-парков в стране + привязать к этой системе краудинвестинг под некие гарантии (обдумать какие). Возможно, дополнительно финансировать эти проекты частично за счет пенсионных средств (малая доля, до 5%).
4) Реформировать налоговый кодекс таким образом, чтобы у местных бюджетов было больше финансовой самостоятельности.
5) Административные реформы, которые опять же на местах дадут больше свободы, но в то же самое время увеличат и ответственность и самостоятельность.
6) Использовать земельные ресурсы, чтобы дать толчок развития малоэтажному строительству, которое мультипликативно потянет на местном уровне многие отрасли экономики.
7) Использовать зарубежный опыт: посылать студентов на обучение (платит государство). После окончания обучения выпускник обязуется определенное время проработать в нужной структуре у себя в стране или будет иметь долг за обучение.
8) Внедрить уроки финансовой грамотности в качестве обязательных в школах и ВУЗах страны.
9) Создание современной экономической школы вокруг экономического IT-модулятора, которая будет использовать не только западные знания по экономике, но и разрабатывать свои. Это связано с тем, что информация и экономические законы быстро устаревают. Возможно, таргетирование инфляции или другая политика хорошо работали при определенных условиях, но не факт, что они будут работать сейчас. Это все должно проверяться на фактах, а не быть скопировано с теории.
10) Детальная перепроверка и реформирование всех ГОСТов и прочих нормативных актов, большинство из которых уже давно устарели. Внедрение современной стимулирующей системы контроля качества продуктов и услуг.

Следует повторить, что все преобразования вращаются на трех глобальных постулатах. Если в голове у элиты и экономистов наверху сидит установка “лучше и выгоднее перераспределить, чем создать новое. Пусть я и мое окружение будут сверхбогаты, а на других наплевать. Монополия – это хорошо”, то никогда этим преобразованиям не состояться.
Также хочется отметить, что сегодня ситуация похожа на лягушку в кастрюле: нас кинули в воду и мы постепенно и стабильно сваримся заживо, не успев этого заметить. Нужно выпрыгивать и жить дальше. Парадокс в том, что прыжок – это нежелательный шок для лягушки (в нашем случае для страны), но без серии шоков (преобразований) лягушка (страна) обречена на медленную смерть.

А что Вы думаете по поводу структурных реформ в экономике?

Экономические реформы - это преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления экономической политики. Причиной проведения экономических реформ может послужить выявление неэффективности действующей экономической системы, которые выражаются в возникновении экономических кризисов, отставании в развитии всей страны от стран конкурентов. Наглядный пример может представлять Россия в 90е годы.

История экономических реформ в России

Экономические реформы того времени связаны с необходимостью перехода страны к рыночной экономике.

Причиной проведения экономических реформ в России был экономический кризис, начавшийся еще в последние годы существования СССР. Кризис был обусловлен падением цен на , возросшими затратами оборонную промышленность. К 1990г стал всё острее ощущаться товарный дефицит. После победы про-президента над ГКЧП пошатнуло доверие местных аппаратов управления к правящему аппарату страны. Вследствие чего наметилась тенденция к росту дефицита и даже голоду. Об этом свидетельствуют многочисленные письма к президенту Б.Н. Ельцину.

Такие сложнейшие условия и послужили колыбелью для начала рыночной экономической реформы.

Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку.

А. Необходимость реформ : экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и боджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

Б. Цели реформ : формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.

В. Основные направления реформ : стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.

Г.Законодательна база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.

Д. Ход реформ:

1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

2 . Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики.... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель:компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам

Ж. Предварительные итоги экономических реформирований. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не удалось

1. Цель первая - эффективная экономика и ответственный собственник: падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50 процентов (причем, машиностроение - 70 проц., ВПК - 90). По данным Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года реформ на 64%. Физический объем ВВП России по итогам 1993 13,6 % от ВВП США. (1990 - 23%) . В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55 месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний долг. В начале 1992 он составлял 64,3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120 млрд $ (РГ, 16.05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций. 40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики, вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и контрольное управление при президенте.

2. Цель вторая - формирование среднего класса. Социальная структура российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев, уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50 тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6 миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений.

3. Третья цель - благполучие народа и процветание России.

Численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За последние три года - на 52 тысячи.С 1995 года продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет (мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая численность безработных - 5,7 млн. человек. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 36,6 млн. чел. По уровню питания мы перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ (указ N 608). ВЫВОД : Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...