Страны лидеры в экономике. Какое место по размеру экономики россия занимает в мире


"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3

Калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг в бухгалтерской периодике уделяется мало внимания в силу того, что этот отраслевой вопрос каждым предприятием решается самостоятельно. Себестоимость работ и услуг является исходной базой для ценообразования и планируемой доходности, контроля хозяйственных операций, оценки эффективности использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. При расчете себестоимости не нужно изобретать что-то новое, можно воспользоваться Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (далее - Инструкция по калькулированию себестоимости) <1>. Несмотря на то что она утверждена до реформирования бухгалтерского учета, транспортные предприятия могут использовать ее, если учтут рекомендации более современной Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте (далее - Инструкция по учету доходов и расходов) <2>.

<1> Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995.
<2> Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Как предприятию на практике руководствоваться положениями этих отраслевых документов, учитывая специфику оказываемых транспортных услуг? Какие затраты включаются в себестоимость перевозок и в каком порядке их сгруппировать? Какие счета бухгалтерского учета следует при этом применять перевозчику? Эти и другие вопросы калькуляции себестоимости перевозок предприятий автомобильного транспорта рассмотрены в статье.

Что такое себестоимость?

Себестоимость перевозок - стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок и других работ, услуг с применением автомобильного транспорта.

Объектами калькулирования себестоимости являются оказываемые транспортные услуги, которые подразделяются по видам перевозок:

  • грузовые;
  • пассажирские;
  • транспортно-экспедиционные операции;
  • прочие виды деятельности, с выделением транспортных услуг.

Между указанными объектами калькулирования распределяются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, обеспечением сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы. Это далеко не полный перечень расходов, которые упомянуты в Инструкции по калькулированию себестоимости. Рассмотрим основные расходы, формирующие себестоимость автомобильных перевозок.

Какие затраты учесть в себестоимости?

Транспортным организациям в стоимость автомобильных перевозок Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует включать:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозкой грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг, связанных с использованием автомобильного транспорта, в том числе расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания, амортизационные отчисления;
  • расходы на обкатку, освоение в эксплуатации и наладку новых транспортных средств (ТС) и иного оборудования;
  • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием процесса перевозок, подготовкой и освоением перевозок по новым маршрутам, в том числе затраты по дооборудованию (переоборудованию) ТС и тары для грузов;
  • затраты по обслуживанию перевозочного процесса: обеспечение ГСМ, электроэнергией, инструментом и другими средствами труда, поддержание ТС и иных объектов ОС в рабочем состоянии (диагностика, текущий и капитальный ремонт, техосмотр и т.п.), содержание помещений;
  • затраты по обеспечению нормальных условий труда, безопасности дорожного движения, в том числе расходы на проведение предрейсовых медосмотров и инструктажей;
  • платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
  • управленческие затраты по оказанию транспортных услуг: содержание АУП, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, содержание и обслуживание технических средств управления, представительские расходы;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором персонала;
  • дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (например, доставка водителей до места работы);
  • предусмотренные трудовым законодательством выплаты за неотработанное время (отпускные, оплата времени прохождения медосмотров, выполнения государственных обязанностей);
  • отчисления в фонды социального, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд;
  • затраты на оплату процентов по полученным банковским кредитам, бюджетным ссудам, за отсрочку оплаты поставщикам материальных ценностей и исполнителям работ, услуг;
  • расходы, связанные с оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, рекламные затраты;
  • арендные платежи за пользование земельными участками, зданиями, сооружениями, стоянками ТС, погрузочно-разгрузочными площадками;
  • командировочные расходы и затраты, связанные со служебными поездками водителей;
  • таможенные сборы, затраты на проезд ТС по платным и временно закрытым дорогам.

К учитываемым в себестоимости затратам также следует отнести расходы по возмещению причиненного вреда работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и недостачи материальных ценностей в процессе оказания услуг и на складах при отсутствии виновных лиц.

Перечисленные затраты являются текущими, но не следует забывать и о капитальных вложениях. Например , расходы капитального характера по вводу в эксплуатацию, освоению новых объектов ТС, шефмонтажу оборудования, созданию и совершенствованию систем и средств управления. Инструкция по калькуляции себестоимости исключает их из расчета себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг транспортной организацией. Однако в итоге капитальные вложения включаются в состав текущих расходов организации и формируют финансовый результат ее деятельности. Так, затраты на приобретение, модернизацию и реконструкцию ТС и объектов ОС признаются текущими расходами равномерно через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования имущества.

Как систематизировать все перечисленные затраты при расчете себестоимости перевозок? Рассмотрим предлагаемую Инструкцией по калькуляции себестоимости классификацию затрат.

Группировка затрат по основным видам деятельности

  • по статьям и элементам затрат;
  • по видам перевозок: грузовым, пассажирским и др.;
  • по видам оплаты автотранспортных услуг: по часовому, грузовому (за тонну) тарифу и другим видам оплаты перевозок.

Сначала нужно сгруппировать затраты по элементам и статьям, что в дальнейшем позволит получить информацию о затратах по видам перевозок и в случае последующей детализации - по видам оплаты транспортных услуг.

По элементам

По данному признаку затраты группируются в целях выявления фактического использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, определения потребности в них для осуществления перевозок и выполнения транспортно-экспедиционных услуг.

Затраты, включаемые в себестоимость автомобильных перевозок, группируются по элементам, содержащимся также в п. 8 ПБУ 10/99 <3>:

  • затраты на оплату труда;
  • материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • амортизация основных средств (фондов);
  • прочие затраты.
<3> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Подробная расшифровка каждого элемента затрат приведена в п. п. 4.1 - 4.9 Инструкции по калькуляции себестоимости. Остановимся на последнем из них - прочих расходах, в отношении которых могут возникнуть вопросы. Исходя из специфики перевозочной деятельности, в прочих расходах выделяют ремонтный фонд, дорожные сборы и платежи за пересечение ККП, проезд по дорогам и дорожным сооружениям, таможенные и иные сборы, уплачиваемые перевозчиками. К прочим также относятся другие расходы, не вошедшие в состав материальных, "зарплатных" затрат и амортизационных отчислений. Например , затраты по страхованию имущества и гражданской ответственности владельцев ТС, на пожарную и сторожевую охрану, арендные платежи и другие вышеперечисленные затраты, учитываемые в себестоимости перевозок.

Заметим, сгруппированные по элементам затраты - базис для планирования и проведения экономического анализа, который позволяет оценить наибольший удельный вес каждого вида расходов.

По статьям затрат

Для определения фактической себестоимости перевозок сгруппировать затраты по элементам недостаточно, так как данное разделение расходов носит общий характер и не учитывает специфики оказания транспортных услуг. В учете и при калькулировании себестоимости перевозок выделенные по элементам расходы следует сгруппировать по статьям затрат.

Перечень таких статей устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99). При этом можно воспользоваться группировкой затрат, предложенной в п. 5.1 Инструкции по калькулированию себестоимости:

  • затраты, непосредственно связанные с перевозками;
  • общехозяйственные расходы.

Очевидно, что первая группа - прямые расходы, вторая - косвенные. Прямые расходы непосредственно включаются в стоимость соответствующих перевозок и оказываемых транспортных услуг, с которыми они связаны. Косвенные относятся к деятельности организации в целом и распределяются между осуществляемыми перевозками.

Прямые расходы, непосредственно связанные с конкретными видами перевозок и учитываемые в их себестоимости, включают:

  • заработную плату водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
  • затраты по транспортному обслуживанию (у перевозчиков);
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на автомобильное топливо;
  • затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
  • износ и ремонт автомобильной резины;
  • затраты на техобслуживание и ремонт ТС;
  • амортизацию подвижного состава.

Информация обо всех прямых затратах обобщается на счете 20 "Основное производство". К нему могут быть открыты субсчета или отдельная аналитика по видам осуществляемых перевозок и выполняемых работ, оказываемых транспортных услуг. Данный порядок детализации учета следует из п. 6.3 Инструкции по калькулированию себестоимости.

Нередко на крупных транспортных предприятиях используемые в перевозках ТС обслуживают вспомогательные цехи, проводящие текущий и капитальный ремонт. Учет затрат таких подразделений ведется на счете 23 "Вспомогательные производства", который в дальнейшем закрывается на счет 20 (при оказании услуг основному производству) или на счет 90 (при выполнении работ для сторонних заказчиков).

Косвенные затраты невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, поэтому они распределяются косвенным путем, то есть пропорционально выбранному организацией методу. Например , пропорционально прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемым в затраты по соответствующему объекту учета, или другим способом, закрепленным в учетной политике предприятия. Инструкция по калькулированию себестоимости предусматривает два метода распределения косвенных расходов - основной и "запасной", который применяется при отсутствии детального учета по статьям затрат. Первый заключается в распределении косвенных расходов пропорционально суммам прямых затрат, приходящихся на виды перевозок и иные виды деятельности компании, второй - пропорционально сумме заработной платы производственных рабочих и персонала. Какие косвенные затраты нужно делить, применяя предложенные способы? Среди общехозяйственных (накладных) расходов в Инструкции по калькулированию себестоимости выделены:

  • затраты на содержание административно-управленческого персонала;
  • общепроизводственные затраты;
  • сборы и отчисления;
  • непроизводственные затраты.

Управленческие затраты включают заработную плату АУП с отчислениями, расходы на служебные разъезды и командировки, связь, содержание, ремонт и охрану административных зданий, приобретение канцелярских принадлежностей, инвентаря и оргтехники, для учета которых предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы". Они распределяются между видами осуществляемых перевозок и иными выполняемыми работами, оказываемыми услугами.

Следующие в списке косвенных расходов - общепроизводственные. К ним относятся заработная плата кассиров, контролеров, водителей используемых по хозяйственным нуждам предприятия автомобилей, отчисления в фонды, расходы на ремонт оборудования, по охране труда и технике безопасности, на рекламу, уплату процентов по банковским кредитам, оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, арендную плату, затраты на оперативно-диспетчерскую связь. Информация о данных затратах может обобщаться на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Инструкция по калькулированию себестоимости предписывает их распределять только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально суммам прямых затрат. В аналогичном порядке распределяются сборы и отчисления, а также непроизводственные затраты.

К первым относятся платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, оплата техосмотров, номерных знаков, плата за проезд по дорогам, таможенные и местные сборы. Чтобы не усложнять учет, данные расходы можно отражать на счете 25, а в дальнейшем распределять на счета основных, вспомогательных подразделений (Дебет 20, 23 Кредит 25).

Нельзя назвать урегулированным вопрос об учете следующего вида косвенных расходов - непроизводственных затрат, включаемых в расчет себестоимости перевозок. К ним относятся оплата простоев работников в силу отсутствия топлива, запасных частей, недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, возмещение ущерба в случае причиненного работнику увечья или травмы. Само определение "непроизводственные" говорит о том, что методологически некорректно учитывать данные расходы на счетах производственных затрат. Поэтому для их учета может быть использован счет не 25, а 26, предназначенный для обобщения информации о расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. В учете организации следует выделить отдельно указанные непроизводственные и управленческие расходы. Первые в любом случае следует распределить между видами перевозок, а вторые - либо закрыть на счета соответствующих производственных затрат, либо поделить, либо списать сразу на счет 90 "Продажи" как условно-постоянные расходы. Заметим, Инструкция по калькулированию себестоимости рекомендует распределять между видами перевозок все косвенные расходы, в том числе связанные с управлением транспортной организацией.

В итоге общая величина затрат по видам перевозок определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов. Проанализировав финансовый результат по каждому виду оказываемых услуг, можно определить, какой доход получен и насколько выгодно осуществлять те или иные перевозки. При этом все методы учета и распределения затрат применяются транспортной компанией без изменения в течение года как элементы принятой учетной политики.

Рассчитывая себестоимость транспортных услуг, следует уделить внимание не только составу затрат и группировке по объектам калькулирования, но и моменту их признания в учете. Здесь нужно воспользоваться другим отраслевым документом - Инструкцией по учету доходов и расходов.

Порядок признания расходов

Условия, выполнение которых необходимо для признания расходов в учете, одинаковы как в ПБУ 10/99, так и в транспортной Инструкции по учету доходов и расходов:

  • расход производится в соответствии с договором, требованием законодательства, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что уменьшатся экономические выгоды организации.

Большинство затрат транспортной организации соответствует этим условиям и признается независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежная, натуральная или иная оплата).

В общем случае доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они имели место. Инструкция по учету доходов и расходов, так же как ПБУ 10/99, допускает использование кассового метода в разрешенных случаях. Один из них предоставляется малым предприятиям, которым разрешено признавать доходы и расходы после поступления денежных средств и погашения задолженности соответственно (п. 20 Типовых рекомендаций субъектам малого предпринимательства <4>).

Из представленных двух вариантов признания доходов и расходов при расчете себестоимости перевозок отраслевой документ отдает предпочтение более традиционному методу начисления (п. 6.2 Инструкции по калькулированию себестоимости). Он позволяет своевременно, полно и достоверно отразить расходы на перевозки и другие работы (услуги), выполняемые автотранспортными предприятиями.

Заметим, если организацию не устраивает порядок расчета стоимости перевозок, предложенный Инструкцией по калькулированию себестоимости, она может внести в него изменения или дополнения, а также разработать свой расчет себестоимости перевозок. В отраслевом документе закреплено право компании вести учет по видам перевозок исходя из принятой учетной политики. Но, по мнению автора, в этом нет необходимости, ведь предложенная Инструкцией по калькулированию себестоимости методика несложна и легкоприменима на практике.

Пример. ООО "Автодоставка" осуществляет грузо- и пассажирские перевозки, а также оказывает услуги по ремонту и обслуживанию ТС. Прямые расходы по грузовым перевозкам составили 450 000 руб., по пассажирским - 700 000 руб., по ремонту и обслуживанию ТС сторонних заказчиков - 300 000 руб. Расходы вспомогательного подразделения по обслуживанию и ремонту собственных ТС равны 50 000 и 100 000 руб. в части грузового и пассажирского транспорта соответственно. Общепроизводственные затраты предприятия составили 150 000 руб., управленческие - 200 000 руб. В учетной политике прописано, что косвенные расходы распределяются между видами перевозок пропорционально прямым затратам.

Для учета затрат, формирующих себестоимость грузо- и пассажирских перевозок, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно. Для учета расходов вспомогательного подразделения по ремонту и обслуживанию ТС, которое в том числе оказывает услуги сторонним заказчикам, - счетом 23.

Прямые расходы, включаемые в себестоимость грузоперевозок (с учетом ремонтных работ и обслуживания собственных ТС), составят 500 000 руб. (450 000 + 50 000), а включенные в себестоимость перевозок пассажиров - 800 000 руб. (700 000 + 100 000).

Общепроизводственные затраты распределим только между видами перевозок. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 38,5% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.);
  • 61,5% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000) руб.).

Распределим общепроизводственные расходы. Из общей суммы 150 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 57 750 руб. (150 000 руб. x 38,5%), а в себестоимости пассажирских перевозок - 92 250 руб. (150 000 руб. x 61,5%).

Управленческие затраты распределим между видами перевозок и оказанием услуг по ремонту и обслуживанию ТС. Коэффициент распределения таких расходов составит:

  • 31,3% (500 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части грузоперевозок;
  • 50,0% (800 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части пассажирских перевозок;
  • 18,7% (300 000 руб. / (500 000 + 800 000 + 300 000) руб.) - в части ремонта и обслуживания ТС.

Распределим управленческие расходы. Из общей суммы 200 000 руб. в себестоимости грузоперевозок будет учтено 62 600 руб. (200 000 x 31,3%), в себестоимости пассажирских перевозок - 100 000 руб. (200 000 руб. x 50%), в себестоимости ремонта и обслуживания ТС сторонних заказчиков - 37 400 руб. (200 000 руб. x 18,7%).

В бухгалтерском учете ООО "Автодоставка" будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражены расходы
Включены в себестоимость грузоперевозок
прямые затраты
20-1 10, 70,
69
450 000
Включены в себестоимость пассажирских
перевозок прямые затраты
20-2 10, 70,
69
700 000
Отражены расходы вспомогательного
подразделения по ремонту и обслуживанию ТС
((50 000 + 100 000 + 300 000) руб.)
23 10, 70,
69
450 000

грузоперевозках
20-1 23 50 000
Списаны расходы вспомогательного
производства в части ТС, используемых в
пассажирских перевозках
20-2 23 100 000
Отражены общепроизводственные затраты 25 60, 70,
69
150 000
Отражены управленческие расходы 26 60, 70,
69
200 000
Распределены расходы

грузоперевозок ((57 750 + 62 600) руб.)
20-1 25, 26 120 350
Общепроизводственные и управленческие
расходы включены в себестоимость
пассажирских перевозок
((92 250 + 100 000) руб.)
20-2 25, 26 192 250
Управленческие расходы учтены в
себестоимости ремонта и обслуживания ТС
сторонних заказчиков
23 26 37 400
Сформирована себестоимость перевозок и услуг
Списана себестоимость грузоперевозок
((450 000 + 50 000 + 120 350) руб.)
90-2 20-1 620 350
Списана себестоимость пассажирских перевозок
((700 000 + 100 000 + 192 250) руб.)
90-2 20-2 992 250
Списана себестоимость ремонта и обслуживания
ТС ((300 000 + 37 400) руб.)
90-2 23 337 400

И в заключение уделим внимание расходам, которые не участвуют в расчете себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), но тем не менее учитываются при формировании финансового результата деятельности транспортного предприятия.

Возможны прочие расходы

В числе прочих расходов организация может учитывать затраты, которые п. 2.32 Инструкции по калькулированию себестоимости рекомендует исключить из расчета себестоимости. Среди них:

  • затраты, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
  • затраты на выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и других непроизводственных объектов, находящихся на балансе предприятия, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других организаций.

В Инструкции по учету доходов и расходов приведен более обширный перечень прочих расходов. Отдельные из них - непроизводственного характера и не включаются в фактическую себестоимость перевозок и оказываемых транспортных услуг. Например , штрафы и пени за нарушение условий договоров, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, возмещение причиненных организацией убытков, перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, затраты на организацию отдыха и развлечений и другие.

В то же время в Инструкции по учету доходов и расходов перечислены в составе прочих расходы, которые нормируются законодательством: платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, компенсация за использование личного транспорта сверх установленных Правительством РФ норм, топливные, представительские и ряд других. Часть из этих расходов поименована в Инструкции по калькуляции себестоимости и учитывается в сумме составляющих перевозки затрат без ограничений. В такой ситуации бухгалтер может руководствоваться данной отраслевой Инструкцией, учитывая при расчете фактической себестоимости все поименованные в ней расходы в полной сумме. Для расчета плановой себестоимости перевозок можно учесть ограничения, установленные Инструкцией по учету доходов и расходов.

В.А.Петров

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Не проще простого
Правовые аспекты международных перевозок

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают выраженные в денежной форме затраты, связанные с исполь­зованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реа­лизацию продукции. Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на погрузку-разгрузку, на транспортирование, на ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах, на складское хранение груза и на операции по подготовке груза к перевозке и складированию после раз­грузочных работ.

где: S П - себестоимость перевозки одной тонны груза, руб./т;

ΣС - сумма расходов за период (t 1 –t 0), руб .;

Wq - транспортная продукция за период (^ -f 0), т.

Суммарные затраты складываются:

ΣС = С пг +С х +С д +С пр +С т, (4.51)

где: С пг - затраты, связанные с выполнением операции по подготовке груза к перевозке и складированию после выполнения разгру­зочных работ. Сюда относятся затраты на комплектацию, па­кетирование, складирование и другие работы, связанные с подготовкой груза к перевозке и размещением его на складе грузополучателя;

С х - складские затраты, связанные с хранением груза в процессе его накопления, ожидания тары, подвижного состава и т. д.;

С д - дорожные затраты, связанные со строительством, ремонтом и

С пр - затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных

работ. К ним относятся расходы на содержание грузчиков и персонала, обслуживающего погрузочно-разгрузочные меха­низмы, стоимость энергии, смазочных и других эксплуатаци­онных материалов, стоимость технического обслуживания и ремонта механизмов, амортизационные отчисления и др.;

С т - затраты, связанные с транспортированием груза. По действующей в настоящее время на автомобильном транспорте методике при определении себестоимости учитываются расходы, связан­ные только с транспортированием. Величину затрат определяют на осно­ве калькуляции себестоимости, в которой все затраты в зависимости от их характера и назначения распределяются по статьям.

На автомобильном транспорте при определении себестоимости транспортирования выделяются следующие статьи затрат:

основная и дополнительная заработная плата и отчисления на соци­альное страхование водителей;

топливо для автомобилей всех типов;

смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

износ и ремонт автомобильных шин;

текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

амортизация подвижного состава: на полное восстановление и на ка­питальный ремонт; накладные расходы.

Все расходы, связанные с транспортированием груза, условно разде­ляют на переменные, постоянные и заработную плату водителей. Чаще заработная плата водителей относится к группе условно постоянных рас­ходов. В этом случае все расходы делятся на переменные и постоянные.

К переменным относятся расходы на техническое обслужива­ние, текущий ремонт, амортизацию подвижного состава, расходы на ши­ны и др. Они связаны непосредственно с работой подвижного состава и исчисляются на один километр пробега.

К постоянным относятся расходы на содержание зданий, налоги и сборы, хозяйственные расходы, заработная плата административно- управленческого персонала и условно водителей. Они исчисляются на календарное время пребывания автомобиля в автотранспортном пред­приятии независимо от того, где они находятся: на линии, в ремонте, простое и так далее, и не зависят от пробега автомобиля.

В общем виде себестоимость транспортирования од­ной тонны груза определяется:

где: С пер - переменные расходы, руб./км;

С п - постоянные расходы, руб./ч.

Текущие издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме, представляют себестоимость транспортной продукции. Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её

ПО производство и реализацию. Поскольку в процессе производства затрачивается как живой, так и овеществленный труд, в состав себестоимости помимо заработной платы как денежного эквивалента затраченного живого труда, включается стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии, амортизационные отчисления, предназначенные для возмещения износа основных фондов, т.е. ранее созданные элементы, в которых заключен овеществлённый (прошлый) труд. Себестоимость можно рассматривать в виде общей суммы всех текущих издержек (общая себестоимость) и в виде издержек, отнесённых на единицу произведённой продукции (удельная себестоимость). На транспорте показатель удельной себестоимости получил наибольшее распространение и нередко именуется «себестоимость», поскольку даёт возможность проводить сопоставление между разными видами транспорта в проектных и плановых расчетах.

Продукцией транспорта является перевозка, а видами продукции, например, железнодорожного транспорта - грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукции различна рассчитывается делением расходов, относящихся к определённому виду продукции на количество единиц этого вида продукции (коп./10 единиц продукции). Средняя себестоимость железнодорожных перевозок определяется на 10 приведенных тонно-километров. Приведенные тонно-километры - это сумма тонно- километров и пассажиро-километров. Состав затрат, включаемых в себестоимость железнодорожных перевозок, определён Номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), и Положением о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и др.

На внутреннем водном транспорте себестоимость рассчитывается по основной деятельности - перевозкам и погрузочно-разгрузочным работам по следующим формулам:

На перевозках

На погрузочно-разгрузочных работа


где ХЫ пер, ХЯпрр - общая сумма текущих издержек соответственно по перевозкам и погрузочно-разгрузочным работам (руб.);

ЕЭпер, 2Рпрр - доходы, полученные соответственно от перевозок и погрузочно-разгрузочных работ (руб.);

67, ?(7 - соответственно объём перевозок (ткм) и погрузочно- разгрузочных работ (т).

Порядок учета расходов по основной деятельности определён Инструкцией по учёту доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте и другими финансовыми документами.

В соответствии с данной инструкцией Расходы по основной деятельности внутреннего водного транспорта группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам затрат, приведенным в табл.8.1.

В составе материальных расходов предприятий внутреннего водного транспорта отражается стоимость:

  • а) материалов (смазочных, обтирочных, окрасочных, изоляционных, набивочных, прокладочных и других);
  • б) инструментов, приспособлений, судового и хозяйственного инвентаря, запасных частей, спецодежды и др.;
  • в) топлива (дизельного, мазута и др.), расходуемого судами, перегрузочными механизмами и т.п.;
  • г) потребляемой энергии (электрической, тепловой и др.);
  • д) карт, лоций, специальной и технической литературы.

Как уже отмечалось, расходы на топливо и смазочные материалы составляют основную часть расходов по данной статье.

В расходы на оплату труда включаются начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии. К данной группе расходов относится заработная плата плавающего состава, обслуживающего суда. Начисления стимулирующего и (или) компенсационного характера связаны с режимом работы и условиями труда. Они включают надбавки к тарифным ставкам и окладам, например, за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни. Ряд надбавок обусловлены районным регулированием оплаты труда и предусматривают установление районных коэффициентов и коэффициентов за работу в тяжелых природно-климатических условиях. Кроме того, работникам оплачивается время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей, обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации, а также время отпуска и временной утраты трудоспособности и др.

Отчисления на социальные нужды включают расходы, связанные с пенсионным страхованием, обязательным медицинским страхованием, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В расходы по амортизации включаются суммы амортизационных отчислений по таким объектам основных средств, как суда и перегрузочная техника. По тем видам основных средств, которые используются только в навигационный период, годовая сумма амортизации начисляется равномерно в течение навигационного периода.

Значительную долю расходов по основной деятельности внутреннего водного транспорта составляют прочие расходы. Они включают: расходы на проведение всех видов ремонта; расходы по техническому и пожарному надзору за судами, оплате осмотров судов представителями Регистров, оплате услуг органов санитарно-эпидемиологического надзора по выпуску судов в эксплуатацию; суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана, оплату услуг администраций речных бассейнов и др.; оплату услуг гидрометеослужбы по предоставлению сводок о погоде; расходы на рацион бесплатного питания экипажей судов; оплату налогов, лицензий, сертификацию продукции, работ и услуг и многие другие виды общехозяйственных расходов.

Учет расходов по основной деятельности организуется по объектам - судам, участкам, подразделениям в разрезе калькуляционных статей затрат. Общехозяйственные расходы, а также расходы, связанные с управлением, учитываются в целом по организации и затем распределяются по утвержденной методике по видам деятельности, работ и услуг в составе основной эксплуатационной деятельности. Так, расходы на перевозки принято рассматривать отдельно по транспортному, рейдовому и служебно-вспомогательному флоту. Расходы по содержанию транспортного флота занимают основную долю в общих расходах на перевозки, поэтому снижение расходов по данной группе положительно сказывается на итоговой величине себестоимости перевозок внутренним водным транспортом.

Расходы по содержанию путей и путевого хозяйства не включаются в себестоимость перевозок внутреннего водного, а также и автомобильного транспорта и финансируются из бюджета. На железнодорожном транспорте расходы хозяйства пути включены в себестоимость перевозок, т.е. возмещаются получаемыми доходами и занимают довольно высокую долю - около четверти всех расходов . Это связано с особенностями функционирования разных видов транспорта: инфраструктура магистрального железнодорожного транспорта эксплуатируется только операторами железнодорожных перевозок, а внутренние водные пути, помимо транспортных компаний общего пользования, ещё и многочисленными предприятиями - владельцами речных судов таких отраслей, как нефтяная и газовая промышленности, лесное хозяйство и других. Кроме того, реки используются не только исключительно для судоходства, но также и для целей энергетики, мелиорации, рыбного хозяйства, водоснабжения, рекреации и др.

УДК 656.13:658 (075.8)

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

© Н.В.Тарханова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена методика оценки себестоимости транспортных услуг. Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости. Приведен поэтапный анализ себестоимости транспортных услуг на примере транспортного предприятия. Как результат: анализ себестоимости транспортных услуг помогает выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Ключевые слова: анализ себестоимости транспортных услуг; анализ общей суммы затрат; перерасход средств; резервы снижения себестоимости; технико-эксплуатационные показатели.

TRANSPORT SERVICE COST ANALYSIS N.V. Tarkhanova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The procedure of transport service cost analysis is considered. The analysis of transport service cost allows to determine the alteration trends in this indicator, as well as to evaluate enterprise performance according to the use of the possibilities to reduce costs. A stage-by-stage analysis of transport service cost is given for the case of a transport enterprise. It is concluded that the analysis of transport service cost facilitates the identification of the items on which cost savings or cost overruns are obtained. It also shows the factors and extent of their influence on the cost amount. Keywords: analysis of transport service cost; analysis of total cost; cost overrun; cost reduction reserves; technical and performance indicators.

Введение

Себестоимость транспортных услуг является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность использования всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом). Кроме того, уровень и структура себестоимости представляют собой основу для построения тарифов на перевозки.

В себестоимость транспортных услуг автомобильного транспорта включаются: текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, вы-

полнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы .

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозочных услуг применяется следующая группировка по статьям затрат:

1. Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

Отчисления на социальные нужды;

Автомобильное топливо;

Смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

Износ и ремонт автомобильной резины;

Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

Амортизация подвижного состава.

Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

2. Общехозяйственные расходы.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на транспортные услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта.

2. Выявление фактических расходов: по видам перевозок (грузовым, пассажирским); отдельным предприятиям (структурным единицам) и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам); видам оплаты работ (грузовым автомобилям, работающим по тарифу за тонну перевезенного груза; автобусам, работающим по тарифу за пассажиро-километр, в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам) .

3. Контроль за рациональным использованием материальных, трудовых затрат и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров.

4. Выявление ресурсов сокращения

5. Единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ (услуг) автомобильного транспорта.

6. Применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок, с использованием обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для

установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг должен помочь выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Оценка общей суммы затрат

На первом этапе анализа себестоимости транспортных услуг проводится оценка общей суммы затрат с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Сущность приема выравнивания начальных точек анализа заключается в пересчете результирующих показателей, при этом показатели-факторы в расчетной формуле проставляются в отчетном значении, если они не зависят от деятельности предприятия, и - в плановом значении, если они зависят от деятельности предприятия. Для выполнения расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг (табл. 1).

Аналитическая сумма затрат определяется по формулам :

Са = ФЗПав + Сапер + Сапост;

Пер " П1общ. Qa

где Са - аналитическая сумма затрат, руб.; ФЗПав - аналитическая сумма фонда заработной платы водителей, руб.; Сапер - аналитическая сумма переменных затрат, руб.; П/общ - процент выполнения плана по общему пробегу; Сапост - аналитическая сумма постоянных затрат, руб.

В результате расчетов, для анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяется абсолютное, относительное и допустимое отклонение (табл. 2).

Абсолютное отклонение (А) определяется как разница между отчетной и плановой величинами.

Таблица 1

Общая сумма затрат по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг

Статьи затрат, тыс. руб.: План Отчет Процент выполнения,%

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 120,200 136,980 113,960

2. Переменные затраты, в т.ч.: топливо смазочные материалы износ и ремонт шин ТО и ТР 101,048 2,695 33,871 127,189 120,472 3,512 41,576 128,389 119,223 130,276 123,281 100,944

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления. 48,995 60,641 123,770

Итого статьи затрат, тыс. руб.: 400,127 491,570 122,853

Таблица 2

Расчет отклонений общей суммы затрат_

Статья затрат Аналитическая величина Отклонение, тыс. руб.

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 83,418 16,780 -36,780 53,562

2. Переменные расходы: - топливо - смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 106,71 2,846 35,712 134,315 19,424 0,817 7,885 0,600 5,662 0,151 1,898 7,126 13,762 0,666 5,987 -5,926

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления 48,995 11,646 0 11,646

Всего 411,996 57,152 -21,943 79,695

Относительное отклонение (О) определяется как разница между отчетной величиной и аналитической.

Допустимое отклонение (Д) определяется как разница между аналитической величиной и плановой.

Допустимое отклонение формируется за счет показателей-факторов, не зависящих от деятельности предприятия, а относительное - за счет показателей-факторов, зависящих от деятельности предприятия. Таким образом, абсолютное отклонение от плана анализируемого показателя при помощи приема выравнивания начальных точек анализа разграничивается на две части: одна показывает, насколько

изменился анализируемый показатель за счет причин, зависящих от предприятия, а другая часть - по причинам, не зависящим от него. На данном этапе анализа необходимо определить конкретные причины экономии и перерасхода средств по статьям затрат.

Определение влияния отклонений на общую сумму затрат

На следующем этапе анализа определяется влияние отклонений на общую сумму затрат. Определив влияние отклонений на общую сумму затрат, следует рассчитать перерасход средств по статьям затрат по причинам, зависящим от деятельности предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Влияние отклонений на общую сумму затрат_

Влияние отклонений на общую сумму

Статья затрат зат рат, %

А Д О Перерасход

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 3,81 -8,35 12,16 36,306

2. Переменные расходы: - топливо 4,41 1,29 3,12 3,153

Смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 0,19 1,79 0,14 0,03 0,43 1,62 0,15 1,36 -1,34 0,004 0,461

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, 2,64 0 2,64 1,290

амортизационные отчисления.

Всего 12,97 -4,98 18,09 41,214

Для расчета перерасхода используется следующая формула:

перерасх

О. с. ci " 100 г

где О/ - влияние относительного отклонения на /-ю статью затрат, %; С/ - затраты по /-ой статье затрат, руб.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг показал, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие статьи затрат и в какой степени повлияли на величину общей себестоимости. В данном примере в целом по предприятию наблюдается перерасход средств (отчетная сумма затрат больше плановой на 57,152 тыс. руб.). По причинам, зависящим от предприятия, наблюдается перерасход на 79,695 тыс. руб. за счет превышения затрат на ФЗПв и другие переменные и постоянные расходы, а по причинам, не зависящим от предприятия, - экономия на 21,943 тыс. руб. за счет снижения численности работников. Перерасход по статье «топливо» -13,762 тыс. руб., 3,12% - происходит по причине отсутствия контроля за расходованием топлива в бригадах, увеличения общего пробега автомобилей, несоблюдения нормативов при планировании. Отсутствие контроля за расходованием материалов привело к перерасходу по статье

«смазочные материалы» - 0,666 тыс. руб., 0,15%. Перерасход по статье «износ и ремонт шин» - 5,987 тыс. руб., 1,36%. Основные причины: снабжение предприятия некачественными шинами, недостаточное количество оборудования для ремонта шин. Причиной экономии по ТО и Р на 5,926 тыс. руб., -1,34%, является снижение заявок на текущий ремонт, что говорит о наличии автомобилей с малым сроком службы и о соблюдении нормативов. Общехозяйственные расходы возросли на 11,646 тыс. руб., что свидетельствует о необходимости улучшения методов планирования, экономии материальных и денежных средств, совершенствовании системы управления предприятия, а также об уменьшении доли общехозяйственных расходов, приходящихся на единицу транспортной работы.

Изменение затрат и объема выполненной работы

На следующем этапе анализа определяется влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы.

Выражение (100) учитывает обратно пропорциональную зависимость между величиной себестоимости и процентом выполнения плана по тонно-километрам.

Выражение (100 * О) отражает

влияние на себестоимость относительного отклонения по сумме затрат (Ос) и грузооборота (пассажирооборота, платных километров) и определяет величину относительных отклонений в себестоимости (Об).

Выражение (100 *Дс) отражает

влияние допустимых отклонений по смете затрат (Дс) и грузооборота (пассажирообо-рота, платных километров) .

Выражение

* 100 характе-

ризует влияние только выполнения плана по грузообороту (пассажирообороту, платным километрам).

Таким образом, влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы рассчитывается по следующей формуле :

где Пр - процент выполнения плана по объему выполненной транспортной работы, ткм (пасскм); Л Sp - влияние на себестоимость изменения объема выполненной работы; Л Sс - влияние на себестоимость изменения затрат; Дs - допустимое отклонение по себестоимости, %.

Используя результаты расчетов (табл. 3), определим влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, при этом Пр = 39,747 тыс. ткм.

1) 400 = 45,51 -12,53 +

151,59 = 184,57%.

Влияние общей суммы затрат на изменение себестоимости:

(-4,98) = 32,98%.

Относительное отклонение по себестоимости:

О, = 18"09-10° = 45,51%.

Допустимое отклонение по себесто-

1) -100 = 139,06%.

Влияние объема выполненной работы на изменение себестоимости:

1)-100 = 151,59%.

Общую картину влияния факторов на себестоимость перевозок можно проиллюстрировать (рис. 1).

Рис. 1. Влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, %

За счет изменения общей суммы затрат себестоимость выросла на 32,98%. Перерасход средств повлек за собой увеличение себестоимости на 45,51%, однако снижению этого значения способствовало допустимое отклонение -12,53%. Объем выполненной работы способствовал росту себестоимости на 151,59%, так как план по грузообороту был выполнен только на 39,747%. Таким образом, общее увеличение себестоимости составляет 184,57%.

Детализация себестоимости по статьям затрат, то есть влияние затрат, скорректированное на влияние грузооборота, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Формирование

Таким образом, повышение себестоимости за счет изменения общей суммы затрат составило 32,98%. При этом за счет превышения затрат по ФЗПв, на топливо, смазочные материалы, износ шин, ТО и Р, а также за счет превышения запланированных постоянных расходов себестоимость возросла соответственно на 9,58, 11,10, 0,46, 4,50, 0,70 и 6,64%. Повышение себестоимости за счет превышения общей суммы затрат - отрицательный момент в работе транспортного предприятия.

На заключительном этапе анализа себестоимости транспортных услуг для аналитика целесообразным является: определить основные резервы снижения себестоимости, предложить комплекс мероприятий по снижению этого показателя .

Бсизн (4.50%) величины А Эс, %

В данном случае для снижения себестоимости необходимо пересмотреть организацию транспортного процесса, повысить уровень технико-эксплуатационных показателей. Основными резервами снижения себестоимости перевозок могут являться: рационализация маршрутов перевозок - увеличение; увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию; сокращение простоев под погрузкой и разгрузкой - механизация погрузо-разгрузочных работ; повышение роли моральной и материальной заинтересованности работников; рациональное, эффективное использование материальных и финансовых ресурсов; совершенствование структуры управления транспортного предприятия.

Статья поступила 30.11.2015 г.

Библиографический список

1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995) [Электронный ресурс]. URL: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_24867/ (25.09.2015).

2. Малеева А.В., Томаревская О.Г., Симакова Н.В. Анализ производственно-финансовой деятельности АТП. М.: Транспорт, 1990. 319 с.

3. Тарханова Н.В., Яценко С.А., Колганов С.В. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 106 с.

4. Яценко С.А. Качество логистики с позиций обслуживания клиентуры в транспортно-логистических компаниях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 19 (146). Вып. 9. С. 88-91.

Выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

В скобках приводятся доли основных отраслей экономики (сельское хозяйство / промышленность / услуги).

10. Канада — 1,736,869 (1.9%, 27.1%, 71%).

Базовые отрасли производства:

  • транспортное машиностроение,
  • химическая промышленность,
  • переработанное и непереработанное минеральное сырье,
  • пищевая,
  • деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная,
  • морепродукты,
  • добыча нефти и газа, 2-я страна в мире по запасам нефти.

Канада - и среди мировых лидеров авиастроения и выпуска метропоездов (компания Bombardier Inc). Один из самых значительных поставщиков зерновых и других сельхозпродуктов на мировой рынок. Крупный экспортер энергоносителей. По посещаемости туристами занимает 5-е место в мире.

9. Россия — 1,850,401 (4.2%, 37%, 58.9%).

В первую десятку по номинальному ВВП стран мира вошла впервые в 2011 году.

Основа экономики:

  • полный спектр горнодобывающей отрасли (добыча угля, нефти, газа, химикатов, металлов),
  • все виды машиностроения от прокатных станов и станков до высокотехнологичных самолетов и космических аппаратов,
  • оборонные отрасли промышленности,
  • судостроение,
  • электростанции,
  • потребительские товары,
  • продукты питания.

В экспорте 70% занимает минеральное сырье . В 2011 году общий объем ВВП вырос на 4,3%.

8. Италия — 2,198,730 (1.9%, 25.2%, 72.9%).

В числе самых крупных производителей:

  • автомобилей (суперкары – лучшие в мире),
  • тракторов,
  • мопедов и велосипедов,
  • стальных труб,
  • промышленного оборудования,
  • автомобильных шин,
  • химических волокон,
  • пластмасс.
  • Мировой поставщик бытовой техники.

Экспортер пищевых продуктов: сыра, макарон, вина, оливкового масла, консервов — фруктовых и овощных. Лидер в области дизайна. Законодатель мод в области готовой одежды, кожаной обуви. Крупнейший центр спорта и международного туризма.

7. Великобритания — 2,417,570 (0.7%, 21.6%, 77.7%).

Один из лидеров в:

  • авиационной,
  • автомобильной
  • фармацевтической промышленности.

Лондон — один из трёх «центров управления» экономики мира: крупнейший финансовый центр наравне с Нью-Йорком. . Среди всех городов мира Лондон — самый посещаемый туристами.

Производство по-прежнему продолжает играет важную роль в эк. страны, однако занимает всего 1/6 ВВП (2003 г.). Лондон и Манчестер — крупнейшие в Европе кластеры креативной индустрии.

6. Бразилия — 2,476,908 (5.8%, 26.9%, 67.3%).

Смешанная эк-ка с богатыми природными и трудовыми ресурсами. Высокий уровень развития всех ветвей эк-ки: сектора услуг, добывающей и производственной промышленности, сельского хозяйства.

Главная экспортная продукция:

  • авиационная техника,
  • кофе,
  • транспортные средства,
  • железная руда,
  • апельсиновый сок,
  • сталь,
  • ткани,
  • обувь,
  • электроаппаратура,
  • сахар.

Производит разнообразную продукцию: от нефтепродуктов, стали и потребительских товаров — до компьютеров, автомобилей и самолётов.

5. Франция — 2,776,324 (1.7%, 8.5%, 79.8%).

Высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Сельхозпродукция — 25 % в ЕС.

Франция - 5 место в мире.

На экспорт:

  • машиностроительная продукция,
  • сельскохозяйственные,
  • продовольственные товары,
  • химическая продукция.

Ведущие отрасли:

  • машиностроение,
  • судостроение,
  • станкостроение,
  • электротехническая,
  • электронная,
  • авиационная.

Один из мировых производителей нефтехимической продукции, чёрных и цветных металлов. Мировые бренды одежды, обуви, ювелирных изделий, парфюмерии и косметики, коньяков, вин и сыров.

4. Германия — 3,577,031 (0.8%, 28.1%, 71%).

Первая эк. в Европе, 2-й в мире экспортер. За рубеж идет треть национального производства.

Важнейшие отрасли:

  • автомобилестроение,
  • машиностроение,
  • судостроение,
  • металлургия
  • химическая.

1-й в мире по производству ветряных и солнечных генераторов.

Один из ведущих производителей

  • железа,
  • стали,
  • угля,
  • цемента,
  • электроники,
  • текстиля
  • продуктов питания.
  • двигатели,
  • станки,
  • химикаты,
  • компьютерная
  • электронная продукция,
  • электрооборудование,
  • резиновые
  • пластмассовые изделия.

3. Япония — 5,869,471 (1.4%, 24%, 74.6%).

Один из крупнейших в мире и технологически развитых производителей

Япония - 3 место.

  • автомобилей, электронного оборудования,
  • станков, судов,
  • химикатов,
  • текстиля,
  • пищевых продуктов,
  • стали и цветных металлов

Второе место в мире (15%) по вылову рыбы.

Основной экспорт:

  • транспортные средства,
  • полупроводники и электроника,
  • изделия из железа и стали,
  • автозапчасти,
  • пластмассы,
  • электрогенераторы.

Продукция идет, в основном, в богатые страны. Токийская фондовая биржа – 2-я в мире. 16% самых крупных мировых компаний (2005 г.). Лидер робототехники.

2. Китай 7,298,147 (10.1%, 46.8%, 43.1%).

Мировой лидер по объёму производства более сотни видов продукции. Номенклатура экспорта — 50 тыс.наименований. Уверенно лидирует в мире и по экспорту офисного и телекоммуникационного оборудования, и в целом по объемам высокотехнологичного экспорта. Крупнейший автопроизводитель (18 млн в 2010 г.). Текстильная индустрия КНР - первая в мире. 80 % государственных валютных доходов дает экспорт.

4 из 10 самых ценных компаний в мире являются китайскими — PetroChina, China Mobile (самый ценная телекоммуникационная компания в мире), Торгово-промышленный Китая (самый ценный в мире банк) и Китайский строительный банк. 1-место в мире по добыче ряда полезных ископаемых.

1. Соединенные Штаты Америки — 15,094,025 (1.2%, 22.1%, 76.7%).

Эк-ка с высочайшей диверсификацией. Мировой лидер в инновационной и высокотехнологичной индустрии — в частности, компьютерной и телекоммуникационной ( , Microsoft). Страна возглавляет топ крупнейших экономик с 1920 года.

Ведущие отрасли:

  • металлургия,
  • автомобилестроение;
  • аэрокосмическая,
  • телекоммуникационная,
  • химическая,
  • электронная
  • пищевая промышленность,
  • производство потребительских товаров.

Крупнейшие в мире банковская система и фондовая биржа. Транснациональные корпорации. Высокопродуктивное сельское хозяйство.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...