Страховые взносы в фонд страхования вкладов. Размер ставки страховых взносов


Проблема нехватки средств для расчета с вкладчиками банков, лишившихся лицензии, вскоре будет решена. Уже более трех кварталов подряд Фонд страхования вкладов (ФСВ) испытывает дефицит, Агентство по страхования вкладов использует для выплат компенсаций кредит ЦБ. За системное решение проблемы заплатят банки - как стало известно «Ъ», АСВ рассчитало необходимое повышение банковских взносов в ФСВ. В результате отчисления банков в ФСВ в этом году могут вырасти на 9-14 млрд руб., и половину заплатит Сбербанк.

По информации «Ъ», в ближайшие дни совет директоров АСВ рассмотрит три варианта повышения базовой ставки отчисления в ФСВ. Сейчас ее уровень - 0,1% от ежеквартальных остатков средств физлиц на счетах банка. Однако уже три квартала подряд фонду не хватает отчислений, которые поступают от банков на страховые выплаты вкладчикам. В июне 2015 года было принято решение, что для этих целей ЦБ может кредитовать агентство. Впрочем, ЦБ и АСВ неоднократно признавали, что такой механизм взаимодействия нельзя назвать нормальным и от повышения базовой ставки не уйти.

Одно время регулятор и АСВ надеялись, что дополнительно пополнить Фонд страхования вкладов удастся за счет дифференциации отчислений - повышения взносов для банков, которые превышают средний уровень доходности вкладов или нарушают показатели финансовой устойчивости. Но по итогам двух кварталов увеличение поступлений от таких банков, по данным АСВ, составило всего 170 млн руб., или менее 0,5% от всех взносов. Всего, по информации «Ъ», по подсчетам АСВ, при текущем уровне базовой ставки в этом году взносы банков в фонд составят 88,4 млрд руб., и так как этой суммы явно недостаточно, отчисления будут повышены для всех банков.

На совете директоров предлагается утвердить один из трех вариантов повышения, во всех его предлагается провести не раньше третьего квартала 2016 года. В первом сценарии предлагается повысить базовую ставку в два этапа - до 0,12% с третьего квартала 2016 года и до 0,13% с третьего квартала 2018 года. Второй вариант предлагает более щадящее повышение на первом этапе, но более значительное на втором: 0,11% - с третьего квартала 2016 года, 0,14% - с четвертого квартала 2018 года. Третий - однократное повышение с третьего квартала 2016 года до 0,13%. В зависимости от варианта взносы банков в фонд в этом году могут вырасти на 7-14 млрд руб. В АСВ не ответили на запрос «Ъ» о повышении базовой ставки отчислений в ФСВ.

Каждый из перечисленных вариантов позволит АСВ к 2020 году полностью погасить обязательства перед ЦБ. Сейчас задолженность АСВ перед ЦБ составляет 177 млрд руб. К 2020 году ее размер может заметно вырасти. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, в АСВ прогнозируют, что в 2016 году выплаты вкладчикам составят 490 млрд руб., в 2017-м - 177 млрд руб., в 2018-м - 130 млрд руб., в 2019-м - 90 млрд руб., в 2020-м - 65 млрд руб., в общей сложности - более 950 млрд руб. При этом АСВ придется увеличить кредит от ЦБ примерно до 400 млрд руб. При сохранении текущей базовой ставки отчислений объем взносов от банков за этот период составит только 565 млрд руб., еще чуть менее 300 млрд руб. АСВ сможет получить за счет возврата из конкурсной массы банков с отозванными лицензиями. Таким образом, к 2020 году АСВ все равно останется должником ЦБ в размере более 140 млрд руб.

Банкиры грядущему повышению расходов на отчисления в ФСВ не рады. Категорически против всех перечисленных вариантов выступает крупнейший поставщик взносов в ФСВ (около 45%) Сбербанк - с портфелем средств граждан на 1 марта 10,5 трлн руб. «Любой из вариантов повышения я считаю неправильным,- заявил „Ъ“ зампред правления Сбербанка Александр Морозов.- Сейчас система страхования порочна, ибо позволяет вкладчикам размещать средства в любом банке, не обращая внимания на риски. Критериев для того, чтобы банки платили повышенные взносы, должно быть больше помимо существующих, например кредитный рейтинг, потому что сейчас наиболее надежные банки платят за менее надежные». В любом случае недифференцированное повышение базовой ставки ключевую проблему не решит: в системе страхования вкладов слишком много участников, которых там не должно быть, считает он. «Требуется реклассификация банков, входящих в систему. В противном случае хорошие вкладчики платят за „серийных“, которые, получая страховку, тут же размещают свои средства в очередном сомнительном банке»,- резюмирует господин Морозов. Солидарны со Сбербанком и в других банках. «Розничному бизнесу сейчас очень непросто, и более значительное повышение заставит банки понижать ставки по вкладам или же ударит по их процентной марже»,- говорит глава Росбанка Дмитрий Олюнин. «Для любого коммерческого банка, если уж повышение взносов неизбежно, лучше, если оно будет поэтапным, а не резким, причем минимальным на первом этапе»,- добавляет первый вице-президент МИнБа Павел Неумывакин.

Утвержден

решением Правления

Государственной корпорации

"Агентство по страхованию вкладов"

(в редакции решения Правления Агентства

(протокол N 146, раздел 7))

ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

при уплате страховых взносов за 1 квартал 2019 г.

и последующие расчетные периоды

I. Общие положения

1.1. Порядок уплаты страховых взносов (далее - Порядок) установлен государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии с частью 5 статьи 28 , - Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ).

1.2. Порядок определяет процедуры исполнения банками - участниками системы обязательного страхования вкладов (далее - банки) обязанности по уплате страховых взносов (далее - взносы) в фонд обязательного страхования вкладов (далее - Фонд), а также регулирует отношения, связанные с неуплатой, несвоевременной, неполной или излишней уплатой взносов.

1.3. Первым расчетным периодом для уплаты взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов (далее - реестр банков) до дня окончания календарного квартала (включительно), в котором банк был внесен в реестр банков.

1.4. Порядок исчисления расчетной базы взносов (далее - расчетная база) устанавливается Порядком расчета страховых взносов (далее - Порядок расчета взносов).

II. Исполнение обязанности по уплате взносов

2.1. Уплата взносов за расчетный период производится в срок, установленный частью 11 статьи 36 Закона N 177-ФЗ, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства Фонда (далее - счет Фонда).

2.2. Номер счета Фонда и иные реквизиты для перевода взносов в Фонд доводятся Агентством путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Агентства) в разделе "Для банков"/"Реквизиты". В случае изменения указанных сведений Агентство в течение 5 рабочих дней информирует об этом банки путем размещения соответствующего сообщения на сайте Агентства.

2.3. Перевод денежных средств в уплату взносов и (или) пеней за несвоевременную или неполную уплату взносов (далее - пени) осуществляется в форме расчетов платежными поручениями. Правила заполнения поля платежного поручения "Назначение платежа" установлены в приложении 1 к Порядку.

2.4. Уплата взноса по дополнительной (повышенной дополнительной) ставке банком, соответствующим критериям такой уплаты, осуществляется единым платежом за соответствующий расчетный период вместе с взносом по базовой ставке.

2.5. Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность банка уплачивать взносы на время срока действия моратория. При этом у банка сохраняется обязанность уплатить взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория. Уплата взносов возобновляется банком со дня прекращения действия моратория.

III. Контроль уплаты взносов

3.1. Агентство осуществляет контроль уплаты взносов в ходе анализа получаемой от Банка России отчетности банков и сведений о соответствии банков критериям уплаты взносов по дополнительной (повышенной дополнительной) ставке, а также при проверках банков, проводимых Банком России с участием работников Агентства.

3.2. Агентство осуществляет сверку суммы фактически уплаченного взноса с суммой взноса, подлежащего уплате в соответствующем расчетном периоде, выявляет факты неуплаты, несвоевременной, неполной или излишней уплаты взносов.

При прекращении обязанности банка уплачивать взносы в связи с отзывом (аннулированием) лицензии на осуществление банковских операций либо исключением банка из реестра банков по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 3 статьи 28 Закона N 177-ФЗ, Агентство осуществляет сверку обязательств по уплате взносов за последний расчетный период на основании информации об обязательствах банка перед вкладчиками, полученной от банка по запросу Агентства. В случае если указанная информация отсутствует или является неполной или недостоверной, Агентство использует доступные данные отчетности о подлежащих страхованию обязательствах за последний расчетный период и (или) данные реестра обязательств банка перед вкладчиками, включая изменения, внесенные в указанный реестр после его представления в Агентство на основании части 2 статьи 30 Закона N 177-ФЗ.

3.3. Агентство вправе на основании мотивированного запроса в письменной форме получать от банков разъяснения, касающиеся информации об уплате банками взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Законом N 177-ФЗ. Указанные разъяснения направляются банками в Агентство в течение 15 дней со дня получения соответствующего запроса, если Агентством не определен иной срок их направления.

IV. Регулирование отношений, связанных с неуплатой,

несвоевременной или неполной уплатой взносов

4.1. За несвоевременную или неполную уплату взносов (далее - недоплата взносов) банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени.

4.2. Если в ходе контроля уплаты взносов выявлены факты недоплаты взносов или неуплаты пеней, Агентство составляет соответствующий акт и не позднее 5 рабочих дней со дня его подписания уполномоченным работником Агентства направляет в банк требование о погашении задолженности. К требованию Агентства прилагается выписка из указанного акта (приложение 2 к Порядку).

4.3. Пени исчисляются за каждый календарный день просрочки взноса в соответствии с частью 4 статьи 37 Закона N 177-ФЗ. Условный пример исчисления пени указан в приложении 3 к Порядку.

4.4. Если требование о погашении недоплаты взноса и (или) уплате пеней не исполнено банком в течение 10 календарных дней со дня его получения, Агентство взыскивает задолженность в судебном порядке.

4.5. Банк может в любое время добровольно погасить недоплату взноса и уплатить пени.

V. Регулирование отношений, связанных с излишней

уплатой взносов

закона уведомления Агентства по итогам I квартала 2017 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам IV квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам III квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам II квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам I квартала 2016 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам IV квартала 2015 г. будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГПУ "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


В целях выполнения указанных требований Федерального закона уведомления Агентства по итогам III квартала 2015 года будут доводиться до банков - участников системы страхования вкладов, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, путем направления территориальными учреждениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГПУ "Почта России" или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).


1. Регламент контроля поступления страховых платежей (далее - Регламент) определяет процедуры и формы взаимодействия структурных подразделений государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) при осуществлении Агентством контрольных функций, предусмотренных Порядком расчета страховых взносов, утвержденным решением Совета директоров Агентства 3 февраля 2004 года (протокол N 3), и Порядком уплаты страховых взносов, утвержденным решением Правления Агентства 5 февраля 2004 года (протокол N 2) (далее - Порядок уплаты страховых взносов).


1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

2. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как среднее арифметическое за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом . Балансовые остатки на счетах по учету вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу, включаются в расчетную базу при условии, что сведения об указанных малых предприятиях содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на дату определения расчетной базы.

4. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, базовая ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Базовая, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов устанавливаются советом директоров Агентства и применяются к расчетной базе, установленной частью 2 настоящей статьи. При изменении ставок страховых взносов новые ставки страховых взносов вводятся не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Базовая ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере и уплачивается всеми банками. Дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 50 процентов базовой ставки. Повышенная дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 500 процентов базовой ставки.

7.2. Для целей установления банков, уплачивающих дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, Банк России определяет базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам, привлеченным в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу), путем расчета средней ставки из раскрываемых неограниченному кругу лиц максимальных процентных ставок по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов населения в банках Российской Федерации, в отношении вкладов, которые соответствуют условиям, определенным нормативным актом Банка России для целей расчета базового уровня доходности вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3. Базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам в валюте Российской Федерации и иностранной валюте ежемесячно определяется в порядке, установленном нормативным актом Банка России, раскрывается Банком России неограниченному кругу лиц и доводится до банков не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала каждого месяца.

7.4. Дополнительная ставка страховых взносов уплачивается банками, которые привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на два, но не более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

(см. текст в предыдущей редакции)

Они привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение банков соответствует установленным нормативным актом Банка России критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки.

7.6. Порядок определения размера иной материальной выгоды при определении доходности вклада устанавливается нормативным актом Банка России.

7.7. Финансовое положение банка оценивается Банком России на основании:

2) наличия действующих в отношении банка мер в виде ограничения на осуществление отдельных операций, и (или) ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада, и (или) запрета на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрета на открытие филиалов.

7.8. Порядок признания финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов, в том числе состав и методика расчета показателей, используемых для оценки финансового положения, устанавливается нормативным актом Банка России.

8. Решение об установлении ставок страховых взносов опубликовывается в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок исчисления расчетной базы устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок исчисления расчетной базы подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок исчисления расчетной базы должен быть доведен до сведения банков не позднее 30 дней до начала нового расчетного периода.

10. Установление дополнительных и повышенных дополнительных ставок страховых взносов в отношении банка осуществляется Агентством на основании сведений, предоставленных Банком России в соответствии с частью 8 статьи 27 настоящего Федерального закона. Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов доводится Агентством до банка не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, в форме электронного документа согласно форматам , установленным Агентством по согласованию с Банком России, с использованием информационных ресурсов Банка России в порядке , определенном Банком России по согласованию с Агентством.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов производится не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России.

13. В случае несогласия банка с установленной в отношении его дополнительной или повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в части 10 настоящей статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим дополнительную или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, в порядке , установленном нормативными актами Банка России. По итогам рассмотрения ходатайства банка Банк России в течение 15 дней с даты поступления указанного ходатайства направляет в Агентство изменения к ранее направленным сведениям о соответствии банка критериям для уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки либо информирует банк и Агентство об отказе в удовлетворении ходатайства банка. Если полученные Агентством изменения к ранее направленным сведениям приводят к изменению размера страхового взноса, подлежащего уплате, Агентство информирует об этом соответствующий банк и Банк России в течение пяти рабочих дней с даты их получения от Банка России. Направление банком в Банк России ходатайства не освобождает банк от обязанности уплаты страхового взноса в сроки, установленные частью 11

16. Уплата страховых взносов автоматически возобновляется банками с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, составит менее 10 процентов общей суммы вкладов в банках.

Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов.

Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и иного имущества, принадлежащих Агентству на праве собственности.

Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства и по нему ведется обособленный учет. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.

На Фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет Фонда по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность последнего уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория.

Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов.

По вкладам в иностранной валюте ежедневные балансовые остатки определяются в валюте Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно.

Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % расчетной базы за последний расчетный период. С расчетного периода за IV квартал 2008 г. ставка страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов установлена в размере 0,1 % расчетной базы за расчетный период. Когда сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 5 % общей суммы вкладов в банках, ставка страховых взносов не может превышать 0,05 % расчетной базы.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов в соответствии с Законом о страховании вкладов.

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.

За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени, т. е. денежную сумму, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Законом о страховании вкладов.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и устанавливаются в процентах от своевременно неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один календарный день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.

Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке.

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов;

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства.

Временно свободные денежные средства Фонда могут быть размещены и (или) инвестированы:

а) в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

б) в государственные ценные бумаги субъектов РФ;

в) в облигации российских эмитентов;

г) в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

д) в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

е) в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

ж) в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

з) в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Временно свободные денежные средства фонда не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства), или такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет;

6) первоначального имущественного взноса;

7) других доходов, не запрещенных законодательством РФ.

В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд руб.;

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд руб.

При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.

Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в Фонд, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Какие вклады подлежат обязательному страхованию?

2. Каков размер возмещения по вкладам?

3. Кто осуществляет выплату возмещения по вкладам?

4. Каким образом реализуется право вкладчика требовать возмещения по вкладам?

5. Может ли вкладчик потребовать возврата средств вклада в сумме, превышающей размер выплаченного возмещения? Кто может удовлетворить данное требование?

6. Каков правовой статус Агентства по страхованию вкладов?

7. Каковы основные функции Агентства по страхованию вкладов?

8. Какова структура управления Агентства по страхованию вкладов?

9. Каковы полномочия совета директоров Агентства по страхованию вкладов?

10. Каковы полномочия правления Агентства по страхованию вкладов?

11. За счет каких средств осуществляется выплата возмещения по вкладам?

12. Каковы источники формирования фонда обязательного страхования вкладов?

13. Вправе ли Агентство по страхованию вкладов размещать временно свободные денежные средства? Если «да», то в какие финансовые инструменты?

14. Что может сделать Агентство по страхованию вкладов, если средств фонда обязательного страхования вкладов окажется недостаточно для выплат возмещения по вкладам?

Руководством АСВ 03.10.2017 были приняты поправки о повышении базовой ставки страховых взносов, которые должны уплачивать банки-участники ССВ. С 2018 года ежеквартальному отчислению подлежат не 0,12%, а 0,15% расчетной базы. Данная величина страхового взноса (СВ) установлена согласно Федеральному Закону №177 от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц», изменения в котором начали действовать с 9 января 2018 года. Каковы правила оплаты и расчетов? Ожидается ли в ближайшем будущем увеличение размера страховых взносов? Ответы на эти актуальные вопросы подробно рассматриваются в данной статье.

Правила оплаты и расчетов для кредитных организаций

Размер страховых отчислений в ФОСВ един для любых кредитных организаций. Они уплачиваются со дня утверждения в реестре банков и до дня лишения их Центробанком лицензии на работу с частными депозитами (согласно п.3 ст.28 Федерального закона №177). Первый расчетный срок для внесения СВ - период с момента регистрации финорганизации в реестре банков до даты окончания календарного квартала. Если Банком России установлен запрет на исполнение требований перед инвесторами, подобные действия ограничивает обязательства банка по внесению отчислений на период действия моратория. Однако банком должны быть уплачены СВ за расчетный период действующего запрета по день его вступления в силу. Ниже представлены правила их оплаты и расчетов:

  • Расчетный период (РП) равен календарному кварталу;
  • Сумма СВ не должна быть выше 0,15% расчетной базы за текущий срок в отношении ежедневных остатков баланса;
  • СВ увеличиваются до 0,3%, максимум на 2 отчетных срока в течение 1,5 лет в редких ситуациях, обозначенных в Федеральном законе №177;
  • Конкретную ставку утверждает высший орган правления АСВ. При ее изменении обновленный показатель вступает в силу не раньше, чем за 45 дней после того, как принято положительное решение по данному вопросу. Срок его публикации в СМИ: до 5 дней с момента утверждения решения;
  • Правила исчисления после изменений начинают действовать со следующего расчетного срока. Сведения оглашаются за 1 месяц до наступления нового РП;

Банковские организации самостоятельно уплачивают страховые отчисления в срок до 5 дней с даты завершения расчетного срока. Деньги переводятся на счет АСВ в Центробанке, где находятся средства ФОСВ. Как только они списываются с корреспондентского счета обязательства по уплате СВ считаются выполненными. Если внесен лишний взнос, он подлежит зачислению в счет будущей оплаты или возвращению, если финансовая организация исключается из реестра банков. Отчисления уплачиваются в российских рублях. Если вклады представлены иностранной валютой, СВ выплачиваются в рублях согласно действующему курсу, предшествующему дате оплаты.

Статистика СВ по выплатам

Сумма уплаченных банками взносов в ФОСВ за I квартал 2017 года достигла 63,1 млрд рублей, что на 1/3 больше, чем за аналогичный период 2016 года (45,7 млн рублей). Значительное повышение объема тесно связывают с возросшей активностью граждан в плане открытия банковских вкладов. К тому же за последние 2 года увеличилась дополнительная, повышенная дополнительная и базовая ставки по страховым взносам.

С 2015 года сумма отчислений в ФОСВ напрямую связана с показателями депозитных ставок. У кредитных организаций с базовым уровнем прибыльности ставка по взносам с третьего квартала 2016 года стала равна 0,12% (до этого - 0,1%) и повысилась до 0,15% к 2018 году. В ближайший год планируется внесение поправок в Закон о страховании вкладов, которые принесут с собой постепенное повышение базовой ставки до 0,2%.

Главный специалист Сбербанка по аналитике, Михаил Матовников, предлагает особое реформирование взносов в АСВ, которое подразумевает внесение банковских отчислений согласно собственному уровню рисков. По его мнению, увеличение размера СВ не является надежным методом, ведь планируемый объем компенсаций Агентства, учитывая кризисный пик дефолта, существенно больше по сравнению с поступающими взносами.

Многие банки отчисляют значительно меньшие суммы взносов относительно их настоящего уровня рисков, поэтому отсутствует мотивация в изменения своего профиля риска. Из-за этого на экономическом рынке повышается доля рискованных банков. Это не значит, что мелкие кредитные организации будут платить больше. Согласно мнению Матовникова, вносить взносы нужно с учетом возможного дефолта, умноженного на ожидаемые потери.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...