Страхование грузоперевозок. Право или обязанность


Мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом? В чем особенности страхования грузов при международных перевозках? Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов в Москве?

Привет всем, кто посетил наш сайт! На связи Денис Кудерин, эксперт по страхованию.

Сегодня мы рассмотрим, препарируем и детально исследуем новую тему – страхование грузов. Публикация продолжает серию статей о защите имущественных интересов физлиц и юридических субъектов.

Материал будет полезен всем, кто интересуется вопросами эффективной защиты имущества и финансов.

1. Кому и зачем нужно страховать груз?

Каждый день из одной географической точки в другую перемещается тысячи грузов. Перевозки совершаются внутри одного города, между регионами, между разными странами, с одного континента – на другой.

В процессе перемещения из пункта «А» в пункт «Б» груз подвергается огромному количеству рисков. Транспорт – сухопутный, морской, воздушный – может потерпеть крушение, затонуть, попасть в ДТП. Груз может намокнуть, испортиться, его могут похитить, задержать на таможне и конфисковать.

Чтобы получить компенсацию за поврежденное или полностью утраченное имущество, груз нужно предварительно застраховать, обезопасив тем самым от возможных рисков.

(в международной терминологии такой вид страхования именуется «карго») – разновидность имущественного страхования, способ защиты интересов владельцев грузов на случай ущерба, вызванного различными происшествиями в процессе транспортировки.

Основные цели страхования грузов:

  • обеспечение защиты имущества;
  • защита интересов собственников груза;
  • контроль страховых ситуаций;
  • урегулирование страховых происшествий – возмещение убытков владельцев груза при возникновении страховых ситуаций.

Согласно существующему законодательству, защита грузов в страховых компаниях, не выступает обязательным условием перевозок. Никто не принуждает владельцев страховать свои грузы: процедура оформления полиса – дело сугубо добровольное.

Однако многие транспортные компании просто отказываются заключать договоры на перевозки, если клиент не желает страховать груз.

Позиция перевозчиков вполне объяснима – они не хотят отвечать за неприятности, которые могут случиться с грузом в дороге. А при наличии полиса транспортная компания почти ничем не рискует и заинтересована лишь в соблюдении сроков и условий перевозки.

Более того, транспортные фирмы тесно сотрудничают со страховыми организациями: полис страхования груза можно оформить прямо в офисе или на сайте перевозчика – что называется, не отходя от кассы.

Владельцам грузов страхование имущества тоже выгодно: заплатив за полис, они могут быть относительно спокойны за судьбу своего груза. В случае непредвиденной ситуации страховщик готов оплатить убытки в полном объёме.

Страховая сумма при страховании карго не может превышать реальной стоимости груза. Однако в эту сумму часто входят и расходы на транспортировку, и ожидаемая прибыль от реализации товаров, и таможенные расходы.

В список стандартных рисков при карго-страховании входят:

  • стихийные бедствия (тайфуны, ураганы, землетрясения, удары молнии, наводнения и т.п.);
  • техногенные катастрофы;
  • пожары;
  • аварии;
  • злонамеренные действия третьих лиц (грабёж, похищение, разбой, пиратство, вандализм);
  • риски, связанные с обстоятельствами транспортировки – несоблюдение температурного режима, лом, повреждение, загрязнение);
  • пропажа транспортного средства без вести.

Страхователь имеет право выбрать все риски из предложенного компанией списка или их часть.

Имущественные интересы имеются и у получателя, и у отправителя груза – кто из них возьмёт на себя расходы на приобретение полиса, они решают между собой. Обычно ответственность за страхование ложится на того, кто владеет грузом на текущий момент.

Субъектами страхования карго выступают: страхователь (физлицо или юридический субъект), страховщик, выгодоприобретатель (он же – бенефициар) – лицо, в пользу которого заключен договор страховой защиты.

2. Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов

Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.

Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.

Вид 1. Страхование авиаперевозок

Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.

Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.

Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.

Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски - низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.

Вид 2. Страхование морских грузов

История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» - отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.

Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.

Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.

Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.

Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок

Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.

Риски перевозок по «железке» немногочисленны:

  • повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
  • нарушение герметичности упаковки;
  • порча в связи с погодными условиями;
  • хищение.

Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.

Вид 4. Страхование автомобильных грузов

Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.

Больше информации – в статье « ».

В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:

Виды перевозок Уровень риска Особенности
1 Авиаперевозки Низкий Самый быстрый вид транспорта, но и самый дорогой
2 Морские перевозки Высокий Высока вероятность порчи и повреждения грузов, низкая скорость
3 Железнодорожные перевозки Низкий Высокая надёжность доставки, но низкая скорость
4 Автомобильные перевозки Высокий Высокий риск повреждения товара при ДТП

3. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом – 5 простых шагов

Страхование автоперевозок – самый популярный вид имущественной защиты грузов. Только полноценное и грамотное страхование покроет все убытки, если страховая ситуация всё же произойдёт.

Чтобы не волноваться за безопасность груза, его нужно застраховать по всем правилам. О том, как это сделать, я сейчас расскажу.

Шаг 1. Выбираем страховую компанию

В мире и в России сотни компаний, занимающихся страхованием грузов. Выбрать действительно надёжного и платежеспособного страховщика – целая наука.

Эксперты советуют оценивать уровень страховой компании по следующим критериям:

  • наличие опыта;
  • финансовая стабильность (размер уставного капитала, сумма страховых выплат за истекший отчетный период);
  • количество филиалов в разных городах;
  • общее число клиентов компании;
  • наличие удобного и функционального сайта;
  • рейтинг от независимых агентств;
  • информационная открытость.

Добропорядочные и ответственные страховщики дорожат своей репутацией и стараются урегулировать страховые происшествия быстро и в пользу клиента.

Шаг 2. Выбираем тариф страхования

На стоимость услуг влияют следующие факторы:

  • характер груза и вероятность его повреждения (страховка на хрупкий, ценный или скоропортящийся товар стоит дороже);
  • качество упаковки;
  • вид транспорта;
  • расстояние;
  • состояние пути (территория, через которую везут груз).

Пример

Не все страны считаются благоприятными для перевозок. Некоторые территории входят в «чёрный список» страховщиков. Например, все знают, что у побережья Сомали высока вероятность повстречаться с пиратами 21-века. Естественно, что стоимость страховки при перевозке по такому морскому пути существенно возрастёт.

Кроме того, у каждой компании – свои условия страхования и свои расценки.

Шаг 3. Собираем необходимые документы

Понадобятся документы, удостоверяющие статус (или личность) страхователя, а также бумаги, подтверждающие стоимость груза и право на владение собственностью.

Страховым фирмам нужна максимально полная информация о характере груза:

  • официальное наименование продукта;
  • данные об упаковке, габаритах, весе;
  • количество единиц и партий груза;
  • сведения о наиболее вероятных рисках, связанных с этим видом имущества.

Компания имеет право на осмотр и собственную оценку стоимости груза.

Шаг 4. Изучаем условия договора

Условия договора соответствуют принятым международным или внутренним правилам страхования груза. В документе указаны все разновидности страховых ситуаций и виды нестраховых случаев.

Если страхователя интересует полное покрытие рисков, он выбирает самый дорогой полис, куда входит максимальное количество ситуаций, способных повлиять на сохранность и свойства перевозимого имущества.

Обычно при страховании грузов коммерческими структурами за процедуру отвечают профессиональные юристы, поэтому вероятность подписания «липового» или неправильно составленного договора низкая.

Каждый документ имеет свой срок действия. Если страховая ситуация произошла после окончания этого периода, ни о каком возмещении речи не идёт. Трудности возникают и в том случае, если страхователь при возникновении происшествия обратился в страховую компанию позже предусмотренного договором срока.

Шаг 5. Подписываем бумаги

После оплаты счета страховщик предъявит вам 2 экземпляра договора. Контракт подписывают обе стороны, участвующие в соглашении. Документ скрепляется печатью – один экземпляр забирает страхователь, другой остаётся в конторе.

Особенности страхования груза при международных перевозках

Экономические отношения между государствами предполагают постоянный обмен грузами в ходе торговых операций. Международные перевозки сопряжены с высокими рисками. По пути грузу приходится преодолевать по-крайней мере одну государственную границу.

Имущество может пострадать в результате недопонимания между сторонами, спорами, разбирательствами и задержками. По этой причине международное страхование перевозок пользуется устойчивой популярностью.

Чаще всего при страховании интернациональных грузов используется такая схема: каждая страна обеспечивает юридическую защиту собственности на своей территории. Как только груз пересекает границу, субъект страхования меняется.

4. Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов – обзор ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Разрешение на страхование грузов выдаётся государством, оно же в известной степени регулирует деятельность компаний. В частности, при нарушении правил и ущемлении интересов страхователя лицензию у страховщика могут запросто отобрать.

Если вы хотите гарантий и действительно заинтересованы в безопасности имущества, сотрудничайте с компаниями из представленной нашим сайтом «большой семёрки» страховщиков.

1) АльфаСтрахование

Крупнейший российский страховщик с длительным опытом работы на внутреннем и международном страховых рынках. Наивысший уровень надежности (А++) по версии агентства «Эксперт». Отличный клиентский сервис, курс на интернет-технологии, круглосуточные консультации пользователей по телефону и онлайн.

Предлагает несколько видов страхования грузов – защита любых грузоперевозок, страхование транспортно-экспедиционной деятельности, страхование ж/д транспорта. Низкие тарифы, высокая скорость урегулирования страховых ситуаций.

Универсальный страховщик, работающий на рынке с 1992 года. Своей миссией фирма считает помощь людям и юридическим лицам в управлении рисками, которые окружают их в повседневной жизни.

В перечне преимуществ страховщика – упор на индивидуальное взаимодействие, быстрое реагирование при страховом происшествии, своевременные выплаты. Защита грузов – приоритетное направление деятельности компании.

Фирма №1 на рынке страхования грузов. Практикует все виды защиты – страхования авиа- , морских, автомобильных, ж/д и смешанных перевозок. Доступные тарифы, выгодные акции для новичков и лояльных клиентов. Девиз компании: «страхование за 10 минут, компенсация ущерба – за 10 дней».

В разделе «Новости» на интернет-ресурсе регулярно публикуются наиболее крупные за истекший период выплаты клиентам по страховым ситуациям. Согласно статистике, которую ведёт страховщик, каждые 3 минуты где-то отправляется груз, застрахованный в «Спасских воротах».

4) Капитал-Полис

Компания, основанная более 20 лет назад в Петербурге. Один из крупнейших страховщиков северо-западного региона РФ. Обслуживает корпоративную клиентуру и частные лица. Основной принцип – гарантия выполнения взятых на себя обязательств перед клиентами.

Страхует грузы, экспедиторскую деятельность, товары на складе. Пользователи могут приобрести либо разовый полис защиты грузов на отдельный рейс, либо «генеральный полис» для страхования всех перевозок, осуществляемых конкретным страхователем.

Защита интересов юрлиц – приоритетная сфера деятельности страховщика. Компания страхует любые виды имущества – оборудование, товар, технику, дороги, нефтепроводы, транспортируемое имущество.

Организация работает с 1993 года. В списке плюсов «Ингвара» - высокий профессионализм, быстрота оформления договора и оперативность при урегулировании страховых ситуаций.

6) AIG

Международная организация с наивысшим рейтингом финансовой устойчивости (А++). Работает на российском рынке более 20 лет. За эти годы количество страховых выплат приблизилось к 5,5 млрд. рублей. Конкурентное преимущество компании – сочетание международных стандартов страхования с глубокими знаниями российских реалий.

Страхует любые грузы и любые типы перевозок, в том числе – между странами. Обширная сеть представительств по всему миру, собственный штат агентов, специализирующихся на перевозках и логистике.

Страховщик с многолетним опытом деятельности на рынке. Сотрудничает с частными и корпоративными клиентами. В числе достоинств – профессионализм, гарантия своевременных выплат, использование современных цифровых технологий при оформлении полисов.

Защита любых транспортных рисков. Среди клиентов фирмы – РЖД, Московское метро, Совкомфлот, БалтТрансСервис, Сбербанк Лизинг, Волжское пароходство и десятки других известных транспортных компаний.

5. ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении

Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.

Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления

Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.

Спасибо!!!

Ваше сообщение получено.

Расстояние 0 км. Осталось уточнить вид транспорта. Мы предложим вам самое выгодное решение.

Осталось 4 шага или 30 секунд, и скидка 10% ваша!

Заполните поля! Менеджер свяжется с вами через 1 минуту, и сообщит вам точные цены!

Застраховать груз на сегодняшний день практически неотъемлемая часть международных перевозок. Что же касается стран Европейского Союза, то на транзит груза на их территорию невозможен без страховки.

Часто международные перевозки сопровождаются форс-мажорными обстоятельствами, в следствие владелец груза терпит большие финансовые потери, возместить которые можно только если воспользоваться услугой – международное страхование грузов. Наша компания занимает одно из ведущих мест в сфере страхование международных перевозок грузов автомобильным транспортом.

Рассчитайте страховку на груз

Заполните все поля, мы вам скажем точную стоимость страхования груза при перевозке.

Ваше имя

Ваш Email - заполните это поле, если вам прислать расчет на почту

Ваш телефон - заполните это поле, если вы не против звонка менеджера

Укажите подробнее про груз

На что рассчитывать при оформлении страховки

Ответственность нашей компании за случайный нанесенный ущерб грузу оценивается определенной суммой выплаты, которая зависит от некоторых факторов: габариты груза, модификация, план трассы и пункта назначения, до которого будет передвигаться автомобильный транспорт.

Страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом предусматривает следующие стандартные случаи:

  1. Случайные происшествия ДТП и аварии по вине третьих лиц;
  2. Присвоение чужого имущества третьими лицами (кража) из транспортного средства;
  3. Повреждения при погрузо-разгрузочных работах.

Ежедневная партнерская деятельность нашей компании с грузами на большие суммы обеспечивает нам выгодные скидки, поэтому стоимость в Москве оформления страховки от нашей компании в разы дешевле. Мы гарантируем своевременную и полную выплату при случайных происшествиях. Тарифы ставки при страховании не являются фиксированными, процентная ставка может изменяться и оговаривается при каждой новой отправке товара. Процент от суммы страхование грузов при международных перевозках включен в общую сумму доставки.

Особенности перевозки грузов из крупных торговых павильонов европейских стран

Одной из основных стран сотрудничающей с Россией является Китай. Наша компания предоставляет возмещение, если страховка груза попала в группу риска при стандартных несчастных случаях, а также оговоренных при оформлении договора. Страхование грузов из Китая является обязательным международным требованием. Наш многолетний опыт работы и сотрудничество с крупными компаниями предусматривает оформление страховки с максимальной выгодой для наших клиентов:

  1. Низкий процент по взносам;
  2. Минимальные сроки на оформления договора и выплату суммы страховки (при назначенной группе риска).

Страхование груза перевозчиком

Очевидным фактом является то, что основную ответственность с момента погрузки груза на транспорт и до момента его прибытия и отгрузки несет перевозчик. Чтобы оградить себя от лишних убытков, связанных, например, с неправильным оформлением документов, грамотным действием будет оформление страхование ответственности перевозчика грузов.

Страхование груза при перевозке автомобильным транспортом нашей компанией становится востребованными практически каждым перевозчиком или владельцем груза, потому как полностью исключает потери финансовых средств в случае несчастных случаев.

В процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате.

Хотя сегодня все усилия перевозчиков и направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов, полностью исключать вероятность наступления неблагоприятных событий нельзя. Хорошим подспорьем в защите имущественных интересов в этом случае служит страхование грузов.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого - обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов - основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации - возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Общепринятые виды рисков

За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:

  • Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
  • Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
  • Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.

Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки - стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору - бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса - двустороннее подписание договора.

Правила страхования - основа договора

Правила страхования грузов - издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.

В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

  • Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху - самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
  • Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом - единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
  • Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение - вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
  • Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием "Инкотермс", который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности страхования опасных грузов

Страхование опасных грузов ввиду исключительных качеств и свойств перевозимых объектов характеризуется высокими рисками. На территории Российской Федерации действуют особые правила и требования, определяющие нормы безопасности перевозки такого имущества, однако обязательность его страховой защиты на сегодня законодательно не предусмотрена. В качестве объекта могут выступать опасные и особо опасные вещества и предметы.

Отличительной особенностью страхования такого рода перевозок является то, что, кроме классического охвата самого имущества, оно включает также и ответственность страхователя перед окружающей средой и третьими лицами. Объём последней исчисляется в зависимости от максимально возможной величины причинённого вреда. Транспортное страхование грузов этого типа предполагает, что договор может быть заключён на основании следующих видов рисков:

  • Гибель или повреждение грузов.
  • Нанесение вреда здоровью или жизни, а также повреждение и утрата имущества третьих лиц в результате осуществления деятельности по перевозке.
  • Загрязнение окружающей среды.

Страхование ответственности грузов может осуществляться как отдельно на каждую отдельно взятую перевозку, так и на определённое их количество в течение заранее оговоренного периода времени.

Страхование ответственности перевозчиков

В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов - общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:

  • При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
  • Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
  • Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.

Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика - основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

  • Сведения о страхователе (для физических лиц - паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических - свидетельство о регистрации и учредительная документация).
  • Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
  • Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
  • Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
  • Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной - акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
  • Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
  • Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Заключение

Транспортное страхование грузов предусматривает двухнедельный период со дня получения всех запрошенных документов по страховому случаю для изучения всех обстоятельств дела страховщиком и принятия решения о согласии выплатить возмещение по договору. В эти же сроки последний должен известить страхователя о признании его претензий либо предоставить письменный отказ с развёрнутым перечнем причин. Причитающиеся суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней, а их получателю направлено извещение о переводе. День снятия средств со счёта страховой компании считается датой выплаты страхового возмещения.

Должна обезопасить себя от таких случаев, в связи с чем, она страхует ответственность или груз. Владелец перевозимого груза также может предотвратить свои финансовые потери, застраховав товар на его полную стоимость.

Понятие страхование груза

– это заключение договора со страховой компанией о том, что в случае наступления страхового случая, она будет обязана выплатить грузоперевозчику или грузовладельцу компенсацию за испорченный либо утраченный товар. Таким образом, ответственное лицо снимает с себя риски в случае непредвиденных обстоятельств и перекладывает их на страховую компанию.
Застраховать товар может, как грузоперевозчик, так и владелец товара. При страховании заключается договор, где прописываются условия финансовой компенсации со стороны страховщика и ее сумма. Приблизительный перечень страховых случаев:

  • Авария, приведшая к утрате либо повреждению товара;
  • Ненадлежащее осуществление сохранности, в результате чего товар был потерян;
  • Непредвиденные природные явления, которые привели к порче товара;
  • Несоблюдение условий перевозки, и как следствие его порча или утрата полезных свойств;
  • Превышен срок доставки по независящим от перевозчика причинам, что также привело к порче груза.

Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы грузовладелец или перевозчик застраховал свой товар от большого числа случаев, ведь за каждый из таких случаев ему придется доплачивать. Однако далеко не всегда такие финансовые вложения оправданы, т.к. даже при наступлении одного из таких страховых случаев, страховщик может найти лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию. Поэтому каждый пункт договора должен быть внимательно изучен.

Страхование ответственности при грузоперевозке

За сохранность груза во время его транспортировки отвечает в первую очередь не водитель, а экспедитор. Он должен следить за передвижением груза и своевременности его доставки. Тем ни менее, существуют риски, что товар будет доставлен не вовремя, полностью или частично утрачен, либо поврежден. Для снятия с себя материальной ответственности экспедитор компании перевозчика страхует свою ответственность при грузоперевозке.
Именно наличие страховки ответственности у грузоперевозчика дает ему преимущество при поиске клиента. Ведь владелец груза заинтересован в возмещении ему материальной компенсации в случае непредвиденных обстоятельств. Экспедитор также преследует свои интересы, при страховке ответственности, все претензии грузовладельца будут удовлетворены именно страховой компанией.
Еще одна причина, по которой грузоперевозчик должен страховать ответственность – это возмещение ущерба страховщику груза. Допустим, владелец груза его застраховал, и во время перевозки товар был испорчен. Страховщик сразу же выплачивает компенсацию владельцу груза, но при этом он должен возместить свои потери. Поэтому страховая компания ищет виновника произошедшего, которым, естественно, оказывается экспедитор. Благодаря наличию страховки ответственности, грузоперевозчик перекладывает свою ответственность на страховую компанию, которая и покрывает все расходы.

Взаимосвязь страхования груза и ответственности

Страхование груза в широком смысле этого понятия подразумевает страхование имущества владельца товара. Страхование происходит на каждый конкретный груз, и на каждую поездку. Страхователем груза может являться как сам владелец товара, так и компания, занимающаяся его транспортировкой. Сумма страховых выплат должна соответствовать стоимости груза.
Страхование ответственности призвано защитить грузоперевозчика от финансовых потерь в случае возникновения ситуаций, которые привели к утрате или порче груза. В отличие от страхования груза, страховка ответственности заключается не на одну поездку, а на определенный период. На протяжении этого срока может совершаться сколько угодно грузоперевозок, и каждая из них будет застрахована. Таким образом, страхование ответственности распространяется только на грузоперевозчика, защищая его интересы.
Грузоперевозчик может страховать, как груз, так и свою ответственность. Нередко эти виды страховок совмещаются. Ведь в случае страхования лишь одной ответственности, страховая компания может потребовать материальную компенсацию перевозчика после выплаты страховки. Если застрахован груз, перевозчик становится посредником между владельцем груза и страховщиком. В результате этого посредничества грузовладелец получает полное возмещение своих потерь.

Что же страховать, груз, или ответственность?

Грузоперевозчик и владелец груза могут вовсе не страховать, ни ответственность, ни сам груз – на законодательном уровне это не обязательная процедура. Однако при поиске перевозчика клиенты в первую очередь обращают внимание на условия компенсации, в случае возникновения порчи или потери товара. Если у компании перевозчика имеется страховка ответственности, то к ней возникает более доверительное отношение, чем к перевозчику без нее.
Что касается страхования груза, то на этот шаг может пойти, как сам владелец груза, так и грузоперевозчик. Когда страхует груз перевозчик, он снимает с себя ответственность за потерю или порчу товара, что не всегда может обеспечить страхование ответственности. Однако выплаченная компенсация не всегда покрывает потери клиента. Поэтому имеет смысл и самому владельцу груза его застраховать.
Таким образом, страховка ответственности – это необходимая процедура для грузоперевозчика, позволяющая не только себя обезопасить, но и привлечь потенциальных клиентов. Страховкой же груза может воспользоваться, как перевозчик, так и владелец груза.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...