Старт в науке. Функции государства в рыночной экономике


Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

создание правовой основы для принятия экономических решений . Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

стабилизация экономики . Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах - законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

Под государственным регулированием экономики следует понимать деятельность государства по организации процесса общественного воспроизводства, направленную на эффективное использование производственных ресурсов для удовлетворения потребностей как членов общества, так и общества в целом.

Повышение благосостояния членов общества – конечная цель любого производства. Она реализуется через множественность целей, определяющих целевую направленность государственного регулирования экономики. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно выделить следующие главные цели: 1) стабильный рост национального объема производства, а для этого обеспечение нужных темпов экономического роста; 2) обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения; 3) обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне; 4) достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны и др.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства:

– стабилизационная – состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста. Это обеспечивается в первую очередь посредством проведения государством анти­циклической политики;

– распределительная – связана с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях обеспечения социальной справедливости. Это достигается путем дифференциации налогов, реализации социальных программ;

– социальная – способствует росту совокупного потребительского спроса, что воздействует на увеличение валового национального продукта;

– аллокационная – государство обеспечивает эффективное размещение и использование экономических ресурсов. В целях совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

– организацию функционирования государственного сектора. Эта функ­ция осуществляется на основе государственной собственности. Как собственник и предприниматель государство вступает в экономические отношения с частным сектором по поводу производства и реализации продукции государственных предприятий, и в то же время оно выступает как потребитель, давая государственные заказы частному сектору и оплачивая их за счет государственного бюджета. Как предприниматель государство финансирует новейшие отрасли производства и тем самым способствует прогрессивным структурным сдвигам в экономике;


– формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы функционирования также является одной из функций государства. Деятельность государства по формированию конкурентной среды направлена на ограничение всевластия монополий и защиту конкуренции. Государство принимает комплекс законов, которые определяют правовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. В каждой стране разрабатывается антимонопольное законодательство и формируется действенный механизм его реализации;

– внешнеэкономическая деятельность и поддержание равновесия платежного баланса. Она направлена на регулирование внешних связей страны, оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке и укрепление стабильности национальной валюты.

3. Инструменты, методы и формы
государственного регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования – это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

– государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий‑монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т. д.;

– поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т. п.;

– защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности;

– дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно‑денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т. д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования – это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и опытно‑конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

– распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

– косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

– формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно‑технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

– прогнозирование научно‑технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно‑технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей – участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

– инвестиционной деятельности;

– проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

– стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.

3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

– конъюнктурное – краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

– частично‑структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

– структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные – основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству кон­цент­рировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

– регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

– субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

– регулирование закупочных цен;

– государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

– выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы. Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Функции государства в экономике [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Государство выступает активным участником социально-экономических отношений. В экономической системе государство выполняет свои функции и задачи как особый субъект экономики.

Причины государственного регулирования экономики

Функции государства в экономике определяются особенностями государственного регулирования.

Экономика, свободная от вмешательства государства, может быть только абстрактной экономической категорией.

В недолгий период существования свободной конкуренции государство взяло под свой контроль передовые тогда отрасли экономики, которые отличались крупным размером действовавших тогда экономических структур, например, железные дороги, почту, телеграф и т.д.

Позже, после перехода к монополистической конкуренции, производственные процессы стали отличаться большей сложностью, повышалась капиталоемкость и росли потребности промышленности в энергии, уже в интересах дальнейшего развития экономики отчетливо проявилась потребность в регулирующей функции государства, а также в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынке.

В современных условиях, когда интеграционные процессы на международном уровне вступают в противоречие с национальными интересами отдельных государств, а влияние транснациональных корпораций превышает все разумные пределы, многократно возрастает роль государства в экономике, как гаранта соблюдения всеми экономическими субъектами законов, обеспечения безопасности стран, развития науки, сохранения окружающей среды, воспроизводства рабочей силы.

Основными причинами государственного регулирования экономики и активного участия государства в экономической системе выступают следующие:

  1. Конкуренция. С одной стороны капитализм ориентирован на захват монополии на рынке, поэтому государство должно реализовывать антимонопольную политику, обеспечивая защиту конкуренции, не давая крупным производителям вступать в сговор в условиях олигополии. С другой стороны, конкурентная борьба должна вестись в соответствии с действующим законодательством, поэтому государство должно обеспечивать защиту интересов населения, пресекая деятельность тех предприятий, которые используют методы недобросовестной конкуренции. Кроме этого, государство, защищая права собственности как отдельных граждан, так и действующих предприятий, действует как гарант функционирования правовой системы. В целом, такой подход позволяет государству более эффективно решать макроэкономические проблемы и ведет к росту эффективности общественного производства.
  2. Существование общественно необходимых отраслей экономики. Такие виды производств характерны длительным сроком окупаемости капитала, однако ни одно общество не может обойтись без них, а результаты работы таких предприятий часто нельзя определить в стоимостном выражении. К таким отраслям относятся: предприятия оборонного комплекса, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и ряд других. Также это справедливо для организации денежного обращения, таможенного контроля, охраны правопорядка и т.п.
  3. Ограниченные возможности внутренних экономических механизмов. Обеспечение равновесия экономики, поддержание занятости населения на определенном уровне, функционирование правового механизма невозможно без активного участия государства. Государство корректирует недостатки рыночного механизма и обеспечивает сохранение невоспроизводимых природных ресурсов, защиту окружающей среды, проводит антикризисную политику, осуществляет , функционирование социального обеспечения и т.д.

Таким образом, определяет реализацию функций государства в экономике.

Основные и экономические функции государства в экономике

Основные функции государства в экономике призваны обеспечить ее функционирование и реализуются в следующих направлениях:

  1. Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование рынков, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов.
  2. Обеспечение экономической безопасности производства.
  3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением.
  4. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.
  5. Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Экономические функции государства в экономике направлены на поддержку и облегчение функционирования экономической системы и реализуются в следующих направлениях:

  1. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, и обеспечение функционирования правовой системы.
  2. Защита конкуренции и антимонопольная политика.
  3. Перераспределение доходов и богатства.
  4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Правовая система включает в себя все нормативные акты, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями и между собой, при этом отдельные законы регулируют права собственности, ответственность за производство и реализацию некачественных продуктов, маркировки продукции, стандарты качества и т.д. Фактически, реализация данной функции является отправной точкой для реализации последующих функций государства в экономике. При этом регулирование экономической системы государством посредством реализации им своих функций будет эффективным в случае обладания действенными экономическими рычагами управления, а также, если само государство сильно и осуществляет активное вмешательство в экономику .

Реализация государством своих функций осуществляется также через государственный сектор в экономике. Государственная собственность распространяется на землю, леса, природные ресурсы, предприятия, промышленные комплексы, отрасли. В СССР государственная собственность распространялась на средства производства.

В зависимости от структуры экономики, доля государственного сектора может составлять от 25% до 80% ВВП.

Ключевые отрасли и сферы деятельности, которые традиционно относятся к государственному сектору: почта, телеграф, городской общественный транспорт, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, радиоэлектроника, космос и т.п. В настоящее время характерно формирование смешанных государственно-частных предприятий и государственных корпораций.

Реализуя свои функции в экономике, государство выступает в роли заказчика для частного сектора, размещает заказы с учетом потребности в определенных видах продукции, что придает определенную стабильность экономической системе.

Государство путем произведения выплат из доходов, полученных от налоговых поступлений, производит перераспределение доходов и богатства, осуществляя строительство масштабных инфраструктурных объектов, а также обеспечивает социальную защиту определенным слоям населения (выплаты пенсий, пособий по безработице, социальному страхованию и т.п.). Государственные расходы также способствуют регулированию экономики за счет формирования крупных производственных структур, стимулирования научно-технического прогресса, научных исследований, подготовки квалифицированных кадров в системе образования.

Таким образом, очевидно, что реализация функций государства в экономике отвечает интересам общества. Следовательно, можно определить задачи государства в экономике.

Задачи государства в экономике

  1. Развитие базовых отраслей экономики – энергетика, металлургия, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонный комплекс и т.д.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
  3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
  4. Создание и воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
  6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Перечисленные задачи не могут решаться на уровне предприятий, отдельной отрасли экономики или отдельного региона – это исключительная прерогатива государства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...