Ст 1 фз об аудиторской деятельности. Об аудиторской деятельности
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 № 136-ФЗ,
от 28.12.2010 № 400-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ,
от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.11.2011 № 327-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 № 358-ФЗ)
Статья 1. Аудиторская деятельность
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
3. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ)
4. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.
7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.
Об аудиторской деятельности
Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.
Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.
Аудиторы и аудиты
Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:
- это организация, созданная на коммерческой основе, которая представляет собой объединение аудиторов, производящих независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности.
Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
- ценные бумаги организации допущены к торгам;
- организация имеет организационно-правовую форму общества акционерного типа;
- объем выручки от продажи продукции составляет более 400 млн рублей за предшествовавший отчетный год;
- организация представляет и раскрывает годовую сводную консолидированную отчетность;
- в иных случаях, установленных ФЗ.
Обязательный аудит проводится каждый год.
Права и обязанности аудиторов
ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:
- на самостоятельное определение методов и форм оказания профессиональных услуг;
- на исследование в полном объеме документации, связанной с хозяйственной и финансовой деятельностью аудируемого лица;
- на проверку любого имущества, указанного в документации;
- на получение у должностных лиц подтверждений и разъяснений по возникшим в ходе проверки вопросам;
- на отказ от осуществления своих должностных обязанностей, если аудируемое лицо не предоставляет всю необходимую документацию;
- на осуществление прочих прав, указанных в договоре.
Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:
- предоставление аудитором аудируемому лицу информации о членстве в аудиторской организации;
- своевременную передачу аудиторских заключений;
- составление документов на русском языке;
- обеспечение сохранности документации;
- информирование аудируемых лиц о и многое другое.
Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.
Стандарты аудиторской деятельности
Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:
- противоречить международным стандартам;
- создавать препятствий к осуществлению аудиторской деятельности.
А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.
О независимости аудиторов
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:
- являющиеся учредителями аудируемого лица, его главным бухгалтером или руководителем;
- являющиеся близкими родственниками аудируемого лица;
- индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению финансовой отчетности;
- и прочие, согласно ФЗ №307.
Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.
Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.
Об аудиторской тайне
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.
Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.
Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.
Контроль над аудиторами
Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.
Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:
- устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля профессиональной деятельности;
- проходить внешний контроль деятельности, представлять государственным органам всю необходимую документацию;
- принимать участие в работе саморегулируемой организации аудиторов, если они являются ее членами.
Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.
Государственное регулирование
№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:
- разрабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности;
- принимать нормативные акты, ее регулирующие;
- вести государственный реестр саморегулируемых организаций;
- осуществлять некоторые другие полномочия, отраженные в статье 15 рассматриваемого федерального закона.
Аудиторская деятельность необходима на территории РФ и обусловлено это законом об обязательности проведения аудита во многих организациях. Для правомерного выполнения деятельности в сфере аудита, необходимо знать все о федеральном законе 307.
Структура 307-ФЗ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307 от 30.12.2008 состоит из 26 пунктов, на основе которых дается следующая информация:
- понятия об аудите и аудиторе;
- подробно описан процесс организации деятельности аудиторских компаний;
- в прямом доступе имеются все права и обязательства сторон в аудиторском деле;
- сведения о вышестоящих инстанциях, контролирующих действия аудиторов.
Как менялся закон
До принятия правительством закона под номером 307, существовал закон №119-ФЗ. Что изменили в момент принятия 307 закона:
- Объем информации и количество принятых статей увеличились.
- Разделены понятия об аудиторской деятельности и аудите.
- Появилось понятие бух.отчетности.
- Сформированы виды прочих услуг аудитора.
- Четко прописаны полномочия аудитора, включая его доступность к финансовым документам.
- Аудиторы наряду с аудиторскими организациями получили право проводить .
- Изменено понятие об аудиторской организации.
- Произведена отмена лицензирования на предоставление аудиторских услуг.
- Порядок обмена квалификационных документов аудиторам.
- Разграничение о том, что такое аудиторская деятельность, а что таковой не является.
- Обязательный аудит стал необходим не только для ОАО, но и для других видов организаций, выпускающих свои акции.
- Изменились стандарты оформления заключений. Вместо федеральных, стали использовать международные стандарты.
- Появился перечень лиц, уполномоченных обратиться в суд с иском о признании аудиторского заключения ложно составленным.
- Появилось понятие «банковская гарантия». Проверке не подвергаются банки предоставляющие займы аудиторским организациям.
- Уточнилась информация о прекращении аудиторской деятельности после трех лет не активности.
- Изменилось название услуг.
в последней редакции 2019
Основные понятия
- Аудиторская деятельность — процесс проведения проверок аудитором является аудиторской деятельностью. Основное требование, процессы, производимые проверяющими лицами, должны соответствовать стандартам проведения аудиторских действий.
- Аудит — проведение проверки в соответствии со стандартами на соответствие правильности, фактического соответствия предприятия, в котором проводится мероприятие, называется аудитом.
- Аудитор — индивидуальный проверяющий имеющий квалификационный документ и сотрудничающий с какой-либо организацией, предоставляющей услуги по аудиту, является индивидуальным аудитором. Законность аудиторских мероприятий определяется наличием имени проверяющего в реестре аудиторов.
- Аудиторская организация — компания может предлагать на рынке аудиторские услуги, только если состоит в государственном реестре аудиторов.
Помимо проведения аудита, аудитор может предоставлять дополнительные услуги, описанные в первой статье 307 закона.
Права и обязанности
Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г. индивидуальный аудитор и фирма, созданная для предоставления услуг, наделены следующими правами :
- Избирать способы и методы проведения проверки в рамках стандартов по собственному усмотрению.
- Количество аудиторов на предприятии, определяет сама аудиторская организация.
- Аудиторы уполномочены запрашивать любые документы для проверки, включая бумаги, содержащие коммерческую тайну.
- Проверять соответствие данных в документации, сообщающих о наличии того или иного имущества.
- Запрашивать пояснения от ответственных лиц предприятия в случае возникновения вопросов, относительно выданных бумаг.
- Аудиторская группа вправе отказать в проведении проверки в случае не предоставления всей документации или осуществления давления на группу аудиторов.
К обязанностям аудиторов и фирм, осуществляющих аудиторскую деятельность, относятся:
- Предоставлять документ, подтверждающий квалификацию аудитора и членство в аудиторской организации.
- Предоставление обоснований сделанных выводов в ходе проверки.
- Оказание услуг в сроки, установленные контрактом на оказание услуг аудиторской фирмы.
- Составлять документы по результатам проверки строго на русском языке.
- Гарантировать сохранность документации, выданной по запросу аудиторской группы.
- Хранить документацию о результатах проверки на протяжении пяти лет. Отсчет ведется с года проверки.
- Оповещение руководства предприятия, на котором происходит аудиторская проверка, о выявлении факта .
- В случае бездействия руководителя относительно открывшегося факта коррупции, аудитор обязан оповестить прокуратуру муниципалитета.
Государственный контроль за аудиторской деятельностью
Из постановления Правительства от 30.06.2004 №329 функции контроля за деятельностью аудиторов и компаний по аудиту возложены на Министерство финансов страны.
К функциям регулирования относятся:
- ведение гос. политики в отношении действий аудиторов и организаций;
- принятие изменений, относящихся к закону №307 «об аудиторской деятельности»;
- внесение поправок в реестр аудиторов. Создание копий актуальной версии реестра.
Последние изменения
К изменениям 2019-2107 года относятся:
- Добавление к списку предприятий, обязанных проходить аудиторский контроль, публично-правовых компаний. О данной поправке сказано в Федеральных законах «О публично-правовых компаниях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
- В ст. 5 изучаемого закона изменена фраза «и (или) публикует» на «и (или) раскрывает годовую». О факте внесения поправки написано в Федеральном законодательстве «об изменении закона о консолидированной финансовой отчетности».
- Дополнение пятой статьи дополнительным пунктом. В новом пункте говориться о том, что результаты обязательных аудиторских проверок подлежат публикации в едином реестре по сбору сведений о юр. лицах.
Видео: Что такое аудит
Аудиторская деятельность предоставляет собой проверку содержания отчетности коммерческого лица при условиях независимости и объективности с целью отражения экспертного мнения относительно достоверности предоставляемой отчетности.
С 01.01.2017 оказание аудита регламентируется новыми правилами в связи с принятыми Международными стандартами аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10. 2019 №192н.
- Акционерные общества;
- Страховые компании;
- Кредитные организации и другие.
С полным перечнем можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Минфина России (отражено в тексте Информационного сообщения от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13).
Список содержит:
- Правовые основания для аудита;
- Вид отчетности;
- Субъекты, которые обладают правом на проведение аудита.
Деятельностью по предоставлению аудиторских услуг способны заниматься исключительно аудиторы. При этом оказание данных услуг должно быть единственным видом работы (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).
Изменения 2019-2017 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ пребывает на вершине законодательного регламентирования аудиторской деятельности и правил оказания услуг в части аудита предприятий. Так, все остальные законы в данном аспекте сориентированы именно на данный и пребывают в соответствии с его положениями.
Закон содержит в себе:
- Основные определения понятий;
- Дается описание порядка организации процесса осуществления деятельности аудиторов;
- Дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей субъектов аудита.
- Указан порядок проведения контролирующих действия в части оказания услуг аудиторами.
Одним из нововведений является корректировка понятия в 2019 году «публикация консолидированной отчетности», и его последующая замена на «раскрытие годовой консолидированной отчетности», что описано в списке предпосылок для оказания аудита обязательного характера в ст.5.
Видео: Нюансы
Сравнение законов
До вступления ФЗ № 307- ФЗ на территории РФ фигурировал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, утративший силу 01.01.2011. Исходя из назревших изменений в экономике государства и правил, стандартов проведения аудита, был одобрен закон № 307-ФЗ.
Если сравнивать акты законодателя, то можно определить такие качественные отличия:
- Отличия в объеме содержания и численности норм. Так ФЗ № 307-ФЗ гораздо больше предшественника;
- ФЗ № 307-ФЗ делит сущность «аудита» и «аудиторской деятельности», в то время как в предыдущем эти определения уравнивались;
- Внедрено в употребление понятие — бухгалтерская отчетность;
- П. 6 ст.1 закона № 119-ФЗ имеет перечисление услуг, которые являются сопутствующими проведению аудита. Новый (ч.4 ст.1) отсылает к перечню таковых, которые устанавливаются государственными органами. В настоящий момент это ПСАД № 30,31.33;
- Перечисляются виды прочих услуг, что отражено в ч.7 ст.1, в то время как раньше такового не вводилось;
- П.2 ч.2 ст.14 расширяет правосубъектность аудитора при проверке. Так, он надеяется правом полномерного изучения документации, которая содержит коммерческую тайну. Предыдущий закон подобных оговорок не имел, поэтому лицо, которое подлежало аудиту, могло ответить отказом в предоставлении подобных бумаг;
- Ранее обязательным аудитом способны были заниматься исключительно организации (п. 2 ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ). На данный момент такой правомочностью обладают и обособленные специалисты;
- Определение аудиторской организации излагается неоднозначно (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ);
- Новый закон предусматривает обязательное условие по пребыванию аудиторов в СРО, отсутствие такового грозит не допуском к работе. Ранее – требования не содержал.
- Ч.2 ст.23 отменяет обязательные условия по наличие лицензии. Теперь аудитом можно заниматься в отсутствие таковой, она больше не является необходимой.
Последняя редакция Закона «Об аудиторской деятельности»
Последняя редакция № 307-ФЗ имеет ряд корректировок, среди которых дополнение ст.23 ч.16.
Среди поправок основными и заслуживающими внимания следует считать такие:
- Дано пояснение того, что представляет собой аудиторская деятельность, и что к ней не относится (ч.2 ст.1);
- Утверждено, что Минфин РФ занимается утверждением видов и перечня аудиторских, и сопутствующих услуг (ч.4 ст.1);
- Аудит стал носить обязательный характер для всех акционерных обществ, в то время, как ранее это имело место только для ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5);
- Раньше оформление заключений происходило по правилам, которые устанавливались стандартами федерального значения, то сейчас с 01.01.2017 года введены международные стандарты, которые завизированы приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. так, из содержания статьи было исключен термин «федеральные»;
- Ст.6 имеет дополнение ч.6, в котором значится перечень лиц, которые обладают правом на обращение в суд для признания аудиторского заключения заведомо несостоятельным;
- Переход на международные стандарты аудита (МСА) обозначил данное указание и в содержании закона. Ранее ориентиром были ФСАД. Так корректировки внесены в ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7;
- Аудитор не может сделать аудит в пределах кредитного учреждения, которое его кредитует, либо предоставило банковскую гарантию и т.д.
Аннулирование квалификационной документации аудитора является возможным, когда не предпринималась подобная деятельность сроком до 3-ех лет (ранее 2); - Ранее услуга имела наименование, как «проведение аудита», сейчас – «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ);
- Увеличен минимальный предел численности участников организации аудиторов для регистрирования как СРО. Так, ранее было 700 человек и 500 организации, сейчас 10 000 и 2000 соответственно;
Законодательство в регуляции деятельности аудиторов в последнее время изменяется и корректируется, что связано с переходом на МСА. Содержание последней редакции закона ФЗ № 307-ФЗ расширяет перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Содержит в себе квалификационные требования к аудиторам конкретизируются и расширены. Предоставляет право заниматься аудиторской деятельностью обособленным специалистам, помимо организаций аудиторов.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации