Способы принятия экономических решений. Принятие решений в экономике


В повседневной жизни мы постоянно принимаем различные решения, не задумываясь над тем, почему некоторые из них оказы­ ваются удачными, а другие - неудачными. Небольшое размышле­ ние показывает, что в случае удачных решений правильно постав­ лена цель, интуитивно верно оценена вероятность ее достижения, а все рассуждение опирается на логику здравого смысла. Не подле­ жит сомнению, что интуиция, житейский опыт и интуиция вполне достаточны для решения простейших задач практического характе­ ра в повседневной и даже управленческой деятельности, которые не требуют точного анализа и расчета. Однако при решении сложных задач управления в экономике и социальной жизни в настоящее время все меньше полагаются на опыт, интуицию и здравый смысл, а обращаются к точному анализу проблемы, расчету и построению математических моделей.

Такой подход к анализу принятия решений впервые бьm пред­

принят в рамках теории исследования операций, появившейся в пери­ од Второй мировой войны. В настоящее время исследование опера­ ций из узкой специальной теории, ориентированной на эффективное управление военными действиями, превратилось в общенаучное на­ правление исследований. Оно связанно с <<применением математиче­ ских количественных методов для обоснования решений во всех об­ ластях целенаправленной человеческой деятельности>>!.

Дальнейшее развитие эта теория получила после опубликования Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 г. работы, посвя­ щенной теории игр и экономическому поведению 2. Эта теория дает рекомендации, как рационально действовать в условиях неопреде­ ленности в экономике, связанной с риском. Таким образом, на смену практическому опыту, здравому смыслу и интуиции приходит точный расчет всех возникающих возможностей, т.е. решений на основе построения математических моделей.

В таких моделях, во-первых, учитываются последствия прини­

маемых решений, или их полезность, во-вторых, определяется ве-

1 Вентцель Е. С. Исследование операций. -М., 1980. - С. 9.

2 Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. - М., 1970.


роятность их реализации в конкретных условиях, в-третьих, посред­ ством сравнения разных альтернатив по соответствующим парамет­ рам происходит выбор оптимального или же более предпочтитель­ ного решения. В зависимости от характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции, хотя чаще всего приходится ограничиваться лучшими или предпочтительными ее значениями. В экономической сфере максимальное значение будет соответствовать, например, по­ лучению наивысшей прибьmи, достижению наибольшей выгоды от заключенной сделки и т.д.

Характерной чертой рассматриваемой модели является ее рацио­

налыюсть, так как предполагается, что субъект, принимающий решение, рассуждает и поступает разумно. Поэтому лицо, прини­

мающее окончательное решение (ЛПР), так же как и его консуль­ танты, представляют собой идеализированные, рационально дейст­ вующие субъекты, которые могут значительно отличаться от реаль­ но действующих людей. Далее, допускается, что как поставленные цели, так и рациональный выбор решения на протяжении всего процесса остаются неизменными. В конкретной действительности приходится считаться с влиянием разного рода случайных и не­ предвиденных событий, которые ограничивают сферу применения рациональных методов. И наконец, классическая модель выбора ориентирована на достижение оптимального решения. На практике же приходится довольствоваться предпочтительными или удовле­ творительными решениями.

Абстрактный характер рациональной модели состоит в том, что она отвлекается не только от характеристики конкретных субъектов, принимающих решения, но и от объективной оценки соотношения целей, которые преследует индивидуальный субъект или коллектив (группа, класс, сообщество). Например, целевая функция предпри­ нимателя по реализации определенного проекта может принести ему максимальную прибьmь, поэтому с его точки зрения может считаться рациональной, но окружающей среде она может нанести непоправимый вред. Необходимо также учитывать относительный характер самой рациональности, поскольку решение, считающееся рациональным на основе данной информации, может оказаться не­ достаточно рациональным при другой информации.

Важнейшее требование, которому должно удовлетворять любое

рациональное решение, заключается в том, чтобы все альтернативы выбора решения должны быть упорядочены соответствующим от­ ношением предпочтения, которое обладает свойствами определенно­

сти, сравнимости и транзитивности. Сравнимость означает, что из любых двух альтернатив одна из них должна быть предпочтительнее другой (в крайнем случае - безразличной или одинаковой с дру­ гой). Критерий транзитивности связан с требованием последова-


тельности альтернатив. Если, например, альтернатива А предпочти­ тельнее альтернативы В, а последняя предпочтительнее С, тогда альтернатива А будет также предпочтительнее С. Поскольку каждая альтернатива зависит от оценки ее последствий, которые принято называть полезностью, постольку необходимо в первую очередь оце­ нить параметры полезности.

Такая оценка непосредственно связана с теми целями, которые стремится осуществить субъект, и в идеале она должна соответство­ вать максимальной полезности его действий. Если целью субъекта является получение наибольшего дохода, или наивысшего эффекта от отдачи инвестиций, или быстрейшего внедрения новых мощно­ стей и т.п., тогда его функция полезности должна соответствовать максимальному значению целевой функции. Напротив, когда он стремится предотвратить потери или убытки в различных видах деятельности, тогда его целевая функция должна учитывать воз­ можные риски и их размеры, чтобы сделать их минимальными. Ос­ новываясь на этих предпосьmках, Неймаи и Моргенштерн в 1944 г. построили первую аксиоматическую теорию полезности. В качестве аксиом они выбрали утверждения, которые в целом согласуются с интуитивными Представлениями об оценке последствий решений. В каждой отрасли деятельности существуют свои специфические приемы и средства для оценки полезности исходов решений.

Другой аспект математической модели принятия решений свя­

зан с предсказанием вероятности реализации разных альтернатив выбора или решений. Оценка такой вероятности осуществляется в соответствии со статистической интерпретацией этого понятия.

Рациональная модель выбора предполагает, что принимающий

решение при всех условиях выбирает оптимальный, наилучший курс

действий. Однако такое предположение не учитывает тот факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нера­ циональные и даже иррациональные компоненты. Поэтому в модели принятия решений, выдвинутой Нобелевским лауреатом по эконо­ мике Г. Саймоном для <<административного человека>>, последний на основе известной информации выбирает не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение.

В основе модели рационального выбора лежат определенные общие принципы, которые рассматриваются как исходные предпо­ сьmки для изучения экономической жизни. Эти принципы пред­ ставляют собой результат систематического обобщения и глубокого анализа длительной практики принятия решений как индивидами, так и фирмами и другими организациями, выступающими в качестве хозяйствующих субъектов. Именно они являются основными едини­ цами рыночной системы экономики. Некоторые из этих принципов покажутся очевидными, другие требуют пояснений и аргументации.


Как принимаютел конкретные экономические решения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основополагающие принципы экономической деятельности, связанные с ограниченностью ресур­ сов общества. Именно они заставляют людей делать выбор между различными благами.

Первый принцип заключается в том, что для получения одних благ людям приходится отказываться от других благ.

Если вы хотите приобрести свитер, то должны при недостатка денег отказаться от покупки ботинок. Государство, если существует

угроза его безопасности, должно выбрать <<пушки>> вместо <<масла>>. Здесь <<пушки>> символизируют использование значительного объема его ограниченных ресурсов на военные цели, а <<масло>> - направле­

ние большей их части на увеличение благосостояния граждан. При принятии экономических решений хозяйствующему субъекту необ­ ходимо в первую очередь учитывать свои реальные возможности, а затем определить, что ему действительно надо и только потом вы­ явить, какие материальные блага он желал бы иметь в своем распо­ ряжении. Отношение между возможным и необходимым служит, как известно, важнейшим стимулом человеческой деятельности вообще.

Переходя к обсуждению следующего принципа принятия реше­

ний, следует напомнить, что в первом принципе речь идет вообще об обмене материальными благами, т.е. от чего следует отказаться, чтобы получить другое благо. Но любое благо удовлетворяет опре­ деленную потребность и, следовательно, обладает потребительной ценностью однако оно может быть обменено на другое благо и по­ этому обладает меновой стоимостью. Эти соображения учитываются во втором принципе.

Второй принцип заключается в следующем: ценность блага опре­ деляется тем, что от него можно получить, а стоимость - что за

него следует отдать.

Потребительная ценность блага или товара как раз измеряется

его способностью удовлетворить какую-либо потребность - мате­ риальную или духовную - при его использовании. В этом случае

благо выступает в качестве средства для достижения некоторой це­ ли. В прежней литературе это понятие называлось потребительной стоимостью, что могло породить путаницу, поскольку последний термин характеризует индивидуальные потребности субъекта в по­ лучении благ, и часто даже не определяется количественно.

Меновая ценность блага характеризует отношение, или пропорцию, между данным благом и другими благами, которые за него можно получить за счет отказа от него.

Если обозначить данное благо через А, а другое благо, которые

можно получить за его счет, через В, тогда меновую ценность мож­ но выразить отношением тВ/пА, где т и п - соответствующие па­ раметры, обозначающие количества обмениваемых благ. Стоимость


блага как цели определяет то, что за него надо отдать или от чего приходится отказаться, чтобы получить его в свое распоряжение. В процессе обмена приходится, таким образом, делать выбор: отказы­ ваться от одного блага, чтобы получить другое благо. Поэтому, пе­ ред тем как принять решение о приобретении одного блага, необ­ ходимо сравнить издержки и выгоды другого блага. Такие издержки называют альтернативными, потому что они характеризуют именно издержки упущенных возможностей, т.е. как раз то, от чего прихо­ дится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Поскольку чаще всего для этого используются деньги, то меновая стоимость выражается в деньгах.

В рамках всего общественного хозяйства к конечным благам экономисты относят все блага, которые не используются для про­ изводства других благ. Их общая совокупность выражается в поня­ тии валового внутреннего продукта (ВВП), который состоит из ко­ нечных благ, приобретаемых домашними хозяйствами (С) и прави­ тельством (G), а также благ, добавляемых в инвестиции фирм (J), сюда же относится чистый экспорт (NX), т.е. разница между экс­ портом и импортом. Если обозначить совокупность всех конечных благ страны через ВВП, тогда она может быть выражена формулой

ВВП = С + G + 1 + NХК.

Третий принцип состоит в том, что при принятии решений рацио­ нально действующие, или разумные, люди всегда сравнивают предельные величины своих выгод и издержек.

Рациональным в экономике считается решение или действие,

когда предельная полезность, или выгода, получаемая от использо­ вания дополнительной, предельной единицы потребления будет превышать пользу от применения предельной единицы ресурса. Следовательно, ресурсы будут использоваться для производства благ до тех пор, пока каждая дополнительная их единица будет прино­ сить большую пользу, чем обходятся издержки на их приобретение. Предельные выгоды или издержки представляют собой наименьшие величины, с которыми работают экономисты при принятии реше­ ний в конкретных обстоятельствах. Этой же практике должен сле­ довать каждый рационально действующий субъект.

При принятии решений люди, прежде всего, преследуют свои

интересы и поэтому стремятся удовлетворить свои потребности в настоящем. Однако они не забывают позаботиться также о будущем. Поэтому они не только потребляют существующие блага, но и стре­ мятся их сберечь на будущее и даже увеличить их количество.

Четвертый принцип постулирует, что люди должны заботиться о будущем.

Подобная забота проявляется, во-первых, в простом хранении благ для будущего их потребления или использования. Чем больше срок хранения блага, тем легче принять решение о возможности его


потребления и использования в будущем. К числу важнейших хра­ нимых благ относится основной капитал, т.е. машины, оборудова­ ние, здания и сооружения предприятия. Здесь главные усилия должны быть направлены на рациональное использование капитала и своевременное его обновление путем амортизационных отчисле­ ний. Сохраняемые блага могут быть использованы также в качестве ресурса для производства новых благ и нередко даже в большем ко­ личестве. К таким благам в первую очередь могут быть отнесены деньги и другие финансовые средства.

Пятый принципа заключается в том, что, заботясь о будущем, :лю­

ди учитывают его неопреде:ленность.

Поскольку будущее всегда неопределенно и неизвестно никому, то о нем можно строить лишь предположения различного характера. Наиболее важным теоретическим средством предсказания будущего являются вероятностные методы. Они основаны на статистической интерпретации событий прошлого и настоящего и вероятной оценке их реализации в будущем. На таком же предположении строятся все вероятностные прогнозы. При принятии экономических реше­ ний о будущем, хозяйствующие субъекты должны сравнивать свои вероятностные предположения с теми реальными результатами, ко­

торые возникали на самом деле. Такой анализ поможет им извлекать уроки из расхождения своих предположений с действительностью, а тем самым учиться на собственных ошибках.

Во-первых, вероятностные оценки будущего, в свою очередь, опираются на адаптивные ожидания, когда хозяйствующий субъект предполагает, что в будущем сохранятся те же особенности и тен­ денции развития, которые происходили в прошлом. Во-вторых, та­ кие оценки могут основываться на рациональных ожиданиях, когда субъект может в той или иной мере учесть следствия принимаемых им решений и их влияние на будущие события. Критический ана­ лиз таких следствий даст ему возможность вносить коррективы в принимаемые решения.

В практике экономической деятельности учет неопределенности будущих событий достигается путем создания страховых запасов, которые позволяют сократить или даже ликвидировать ущерб при неблагаприятном развитии событий. Этой же цели подчинена дея­ тельность многочисленных страховых компаний и обществ, которые берут на себя обязательство за счет страховых взносов выплачивать определенные суммы за понесенный ущерб застрахованным лицам, предприятиям и фирмам. Другим способом учета неопределенности является стремление избежать риска, когда вероятность возникнове­ ния неблагаприятного развития событий становится достаточно вы­ сокой. Такая тенденция ясно прослеживается при инвестировании капитала, когда иностранные компании отказываются от вложения его в экономику развивающихся стран. Третий способ учета неоп-


ределениости сводится к максималыюй экономии ресурсов и миними­ зации издержек, который обычно называют режимом экономии. Такая экономия дает возможность сохранить ресурсы для непредвидимых событий в будущем.

Шестой принцип предполагает, что "Люди отвечают за nоСJZедст­ вия своих решений.

Хотя этот принцип кажется вполне очевидным, но степень ответ­

ственности за принимаемые решения в различных социально­

экономических системах далеко не одинаков. В натуральном хозяй­ стве вся полнота ответственности за принятое решение ложится на отдельного хозяйствующего субъекта, поскольку именно он и его се­ мья обязаны успеху или неудаче решения. В крестьянской общине,

где основные решения принимаютел коллективно, за это расплачи­ ваются все члены общины. В плановом централизованном обществе все решения принимаютел <<наверху>>, а исполняют их <<внизу>>, причем никакой ответственности за решения, по сути дела, никто не несет.

В рыночной экономике и индивид, и кооператив, и фирма от­ вечают за принятое решение своим имуществом. Если, например,

хозяйствующий субъект получил ссуду на открытие своего дела, то при неудаче организации дела он рискует собственным имущест­ вом. Таким образом, рыночная экономика воспитывает ответствен­ ность за принимаемые решения и поэтому способствует рацио­ нальному выбору и тщательному учету всех их последствий.

Седьмой принцип предполагает, что "Люди реагируют на стиму"Лы, возникающие в связи с изменением ус"Ловий и обстояте"Льств, ск"Лады­ вающихся в экономике.

Всякий раз, когда изменяются экономические условия в обще­ стве, например, конъюнктура на рынке, повышаются налоги, растут издержки производства и т.п., рационально действующие субъекты реагируют на них принятнем новых решений. Например, при по­ вышении налогов растут цены на товары и соответственно снижа­ ется спрос на товары и деловая активность. Обычно хозяйствующие субъекты и рынок в целом чутко реагируют на изменения, возни­ кающие в рамках экономической системы.

При рассмотрении перечисленных принципов речь шла о при­ нятии решений отдельными хозяйствующими субъектами, будь то

индивид, предприятие или фирма. Однако в реальной экономиче­ ской жизни все они взаимодействуют друг с другом, и поэтому ча­

ще всего экономические решения принимаютел совместно, напри­ мер двумя людьми при купле и продаже, членами кооператива или собранием акционеров компании. Результатом такого взаимодейст­ вия и принятия решений служит обмен материальными благами и услугами между людьми, налаживание торговли.

Восьмой принцип раскрывает значение торгов"Ли для общества,

подчеркивает, что она оказывается взаимовыгодной для ее участников.


Необходимость обмена и торговли продуктами труда являются неизбежным результатом усиливающегося разделения труда. В древ­ нем аграрном обществе преобладало, как учит нас история, нату­ ральное хозяйство, в котором все необходимые жизненные блага производились и потреблялись замкнутыми домохозяйствами. Од­ нако постепенно люди осознавали необходимость обмена некото­ рых своих благ на другие, которые были у них в излишке или же не производились вообще. Уже первое крупное разделение труда в сельском хозяйстве на труд земледельческий и животноводческий дало существенный толчок к развитию обмена и торговли между скотоводческими и земледельческими племенами. Появление ремес­ ленников и концентрация их в первых городах ускорили процесс обмена и торговли между многочисленным сельским населением и городскими ремесленниками, которые не могли существовать без обмена производимых ими изделий на продукты сельского хозяйст­ ва. Появление ремесленных цехов и первых мануфактур привело в конечном счете к индустриальному производству и возникновению национальных рынков.

Рыночный обмен способствует процессу дальнейшего разделе­

ния труда, поскольку в результате этого отдельные производители начинают специализироваться на том, что они умеют делать лучше и экономнее, чем другие. То же самое следует сказать о предпри­ ятиях, фирмах и даже отдельных странах. В итоге выигрывают как производители, так и потребители.

Девятый приiЩип утверждает, что рынок служит важнейшим спо­

собом организации экономической деятельности.

На первый взгляд кажется, что при децентрализованном приня­

тии решений миллионами различных хозяйствующих субъектов, добивающихся разных целей, никакой порядок на рынке не может возникнуть. Но еще А Смит впервые ясно указал, что именно <<не­ видимая рука>> рынка способствует объединению усилий различных индивидов. Теперь мы знаем, что такой объединяющей силой вы­ ступает механизм цен, который информирует общество, какие то­ вары и услуги и в какой мере считаются ценными. А эта информа­ ция служит стимулом для использования наиболее экономных средств и факторов производства товаров предпринимателями. Це­ ны влияют также на распределение доходов. Благодаря этому рынок отдает ограниченные ресурсы общества тем, кто может эффективнее их использовать. Однако рынок не создан для того, чтобы справед­ ливо распределить полученное общественное богатство. Эту функ­ цию призвано осуществлять государство.

Десятый принцип указывает, что в определенных условиях государ­ ство может вмешиваться в рыночное регулирование и оказывать на него положительное влияние.


Это происходит тогда, когда рынок оказывается не в состоянии эффективно распределять имеющиеся ресурсы. Экономисты харак­ теризуют такую ситуацию как несостоятелыюсть, или провал рын­ ка. Подобное положение возникает при различных внешних эффек­ тах для рынка, когда действия одних людей оказывают негативное влияние на благополучие других людей. Так обстоит дело в случаях нарушения экологической безопасности предприятиями химиче­ ской, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленно­ сти. Стремясь к получению высоких доходов, они часто не обращают внимания на строительство очистных сооружений и тем самым на­ носят вред природной среде и проживающим в ней людям. Рынок не может оказывать никакого воздействия на таких хозяйствующих субъектов. Государство же может заставить их выделить необходи­ мые средства для очистки промышленных отходов путем принятия законов о сохранении окружающей природной среды.

Другой случай несостоятельности рынка состоит в том, что он не может влиять на уровень цен на нем. Такие цены устанавлива­ ются спонтанно, или самопроизвольно, в результате взаимодейст­ вия многочисленных его участников. Способность некоторых хо­ зяйствующих субъектов устанавливать уровень цен на рынке харак­ теризуют как их власть над рынком. Сам рынок не обладает такой властью. Его задача состоит в том, чтобы осуществлять свободную конкуренцию на рынке, которая нарушается появлением на нем различных монопольных объединений. В целях создания свободной конкурентной среды государство принимает законы, ограничиваю­ щие власть монополий.

Третий случай несостоятельности рынка относится к социальной справедливости рыночного распределения. Как уже говорилось выше, функция рынка заключается в эффективном распределении ограни­ ченных ресурсов общества, а не в равном распределении полученных от них продуктов. Рынок отдает товар тому, кто в состоянии за него заплатить, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. Обеспече­ ние социально справедливости в обществе относится к функции правительства, которое путем налогообложения и других мер соци­ альной защиты несколько выравнивает доходы населения и обеспе­ чивает помощь наименее обеспеченным его слоям.

Экономическая деятельность каждой страны слагается из работы многочисленных хозяйствующих субъектов, к которым относятся индивиды, предприятия, фирмы, компании и т.д. Поэтому реше­ ния, принимаемые ими, вместе с экономической политикой и кон­ кретными решениями правительства в конечном итоге определяют успехи и неудачи в достижении общего благосостояния и уровня жизни в стране.

Существует много попыток объяснения различия в уровне жиз­ ни в разных странах. Нередко это объясняют ссьmками на эконо-


мическую политику правительства, деятельность профсоюзов и са­ мих трудящихся в защиту своих прав, возросшей конкуренцией с другими странами, наличием полезных ископаемых и т.д. Не отри­ цая известной зависимости благосостояния страны и уровня ее жизни от этих и других причин, следует сказать, что определяющая экономическая причина состоит в проuзводителыюсти обществен­ ного труда.

Одиннадцатый принцип утверждает, что уровень жизни населе­ ния напрямую зависит от способности страны производить товары

и услуги.

Хорошо известно, что уровень жизни в разных странах далеко неодинаков и даже в одной стране он меняется на протяжении вре­ мени. Этот уровень зависит от дохода, приходящегося на человека, а последний, в свою очередь, определяется производительностью тру­ да, а именно количеством товаров и услуг, производимых в единицу времени. Следовательно, благосостояние страны зависит в конечном счете от производительности труда его самодеятельного населения.

Двенадцатый принцип утверждает, что цены растут, когда прави­ тельство печатает слишком много денег.

При выпуске лишних денег они обесцениваются и возникает

инфляция. Соответственно этому происходит рост цен и увеличение денежной массы в обращении. Такая инфляционная спираль со временем может все больше раскручиваться и оказывать крайне не­

гативное воздействие на все явления экономической жизни, как это показывает экономическая история многих стран, в том числе и нашей. Если причина возникновения инфляции настолько ясна, то почему же правительства встречаются с такими трудностями при ее ликвидации. Как известно, снижение темпов инфляции в кратко­ срочном периоде связано с увеличением безработицы, и потому здесь приходится выбирать между инфляцией и безработицей.


Решая проблему выбора в мире ограниченных ресурсов, экономические субъекты должны всегда решать три основные, фундаментальные вопросы экономической организации производства:

1. в производить - какие товары следует производить, в каком количестве. Фактически это означает распределение ресурсов, определение структуры экономики, выбор приоритетов экономического развития.

2. в Как производить - с помощью каких ресурсов и каких технологий будут произведены экономические блага.

3. Для кого производить - кто станет потребителем произведенных благ, будет им обеспечен сбыт и тем самым возмещения затраченных на производство ресурсов.

Эти основные вопросы организации производства постоянно стоят как перед каждым отдельным производителем (фирмой), так и перед экономикой в целом. Они непрерывно воспроизводятся как на микро-, так и на макроуровне.

Названные фундаментальные вопросы экономики являются общими (универсальными) для всех экономических систем, но в каждой из них они решаются по-разному. Каждая система имеет свой, специфический механизм координации и управления экономической деятельностью субъектов хозяйствования.

Как же происходит процесс координации в различных экономических системах?

Типы экономических систем

Экономические системы (economic systems) - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы отличаются по способу решения главных вопросов: что производить? как производить? для кого производить?, а также по принципу того, кто несет трансакционные издержки. Исторически можно выделить в "чистом" виде следующие экономические системы: традиционную, рыночную, командную. Но в современном мире существует смешанная экономическая система, которая соединяет в себе черты традиционной, рыночной, командной.

Традиционная экономика

Методы и техника производства, обмен, распределение доходов базируются здесь на освященных временем обычаях и традициях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов, четко прослеживается социоэкономический застой. Технический прогресс и внедрение нововведений резко ограничены, ибо они противоречат традициям и угрожают стабильности общественного строя. Экономическая деятельность вторична по сравнению с религиозными и культурными ценностями.

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы - возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученный доход. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения добровольно подписанных контрактов и невмешательства третьих сторон. в Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

В противовес рыночной командная экономика (command economy) описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гіперцентралізм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли государства в иерархическом разделении труда. Административно-командная система - это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и гражданской, административной и судебной власти, слияние партийного и государственного аппарата.

Смешанная экономика (mixed economy). Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее экономической стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном количестве или вообще не производятся рыночной системой, осуществляя распределение ресурсов и доходов.

Переходная экономика как система. Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах и даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представлял мгновенного скачка. Это очень длительный процесс, что в прошлом измерялся столетиями, а в последнее время - десятилетиями. Например, переход от традиционной системы к рыночной экономике свободной конкуренции занял в Западной Европе конец XVIII - первую половину XIX века. В Украине такое переходное состояние экономики был характерен для периода 1861 - 1913 гг.

в Конце XX века начался массовый переход нескольких десятков стран от административно-командной к рыночной экономике. Поэтому на данном этапе переходной мы считаем экономику, где отношения, основанные на административно-командных принципах, будут заменяться рыночными механизмами.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих системе, что рождается. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной системы.

В переходной системе возникают и функционируют особые переходные экономические формы, которые указывают на направление движения к новой системе. К их числу можно отнести приватизированные предприятия в современной Украине, что воплощают переход от государственной собственности к частной.

Для переходной экономики также характерны интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Так, быстрое расширение частного сектора при переходе от административно-командной к рыночной экономике сопровождался трансформацией государственных предприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Переходные процессы в восточных и западных странах происходят по-разному. Во-первых, сохраняется решающая роль государства в экономике при сравнительно слабых позициях частных владельцев и сильных уравнительных тенденциях. Во-вторых, при ослаблении регулирующих функций государства преобладает приватнопідприємницька инициатива, одновременно резко усиливается социальное расслоение. Украина находится на стыке западного и восточного типов цивилизации, что во многом определяет характер рыночной экономики, формируемой в ней.

Вначале преобладала точка зрения, что переход от административно-командной экономики к рыночной займет годы. Но теперь становится ясно, что этот процесс растянется на десятилетия. Поэтому необходимо уделять внимание закономерностям и специфике переходной экономики.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к рыночной обусловлена нарастающей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста. Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый - это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Второй недостаток - это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Способы принятия экономических решений (р.т.4). Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. В соответствии с обычаями и традициями. Через приказы и распоряжения сверху вниз. С помощью рынка.

Картинка 15 из презентации «Главные вопросы экономики» к урокам экономики на тему «Экономика»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Главные вопросы экономики.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 74 КБ.

Скачать презентацию

Экономика

«Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Экономика – это жизнь. НПО. Уровень инфляции. Страна может устойчиво развиваться. Ему пришлось разобраться в сущности экономических процессов. Экономика-замечательная наука. Необходимо защищать конкуренцию. Функции денег. Что такое прибыль. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх.

«Экономическая сфера жизни общества» - Производство. Человек в мире экономических отношений. Структура экономической системы. Государство. Экономика. Что такое экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Объективный анализ экономической сферы. Характеристика экономических систем. Кто самый умный. Факторы производства. Работа в группах.

«Экономика и экономическая наука» - Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Платой за использование труда в производственной деятельности является заработная плата. Собственник капитала, авансируемого для производства, получает доход, называемый процентом.

«Основные проблемы экономики» - Кривая производственных возможностей. Допущения модели КПВ. Экономическая эффективность. Количество. Смещение кривой вправо. Возрастание альтернативных издержек. Модель КПВ. Оценка альтернативной стоимости. Основные проблемы экономики. Отказ от некоторых исходных допущений модели КПВ. Принцип максимума.

««Экономика» 5 класс» - Девиз. Аристотель. Работник. Экономические отношения. Рабочая тетрадь. Хозяин. Закон. Что человеку нужно для жизни. Экономические интересы. Типы хозяйства. Примеры натурального типа хозяйства. Экономика. Хозяйство.

«Человек и экономика» - Золотые руки работника. Экономика как сфера деятельности людей. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Прибыль. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Производство: затраты, выручка, прибыль. Формы бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность.

Всего в теме 25 презентаций

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...